Главная страница

Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов


Скачать 1.19 Mb.
НазваниеПрактикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
АнкорСидоренко. Социология. Практикум
Дата29.10.2022
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsidorenko_sociologiya_praktikum.pdf
ТипПрактикум
#761316
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тематический блок 2
ОБЩЕСТВО:
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
Цель изучения темы: приобретение систематизированного знания по основным вопросам социальной статики и динамики, формирование навыков компетентных суждений и оценок основ- ных закономерностей функционирования и развития общества и приобретение навыков компетентных суждений и оценок в про- цессе анализа закономерностей, этапов и причин развития обще- ства, а также аргументированного анализа реальных проблем раз- вития современного общества.
Задачи изучения темы: освоить программные знания об об- ществе, его структуре, особенностях функционирования и разви- тия, о механизмах социальных трансформаций; сформировать умение объяснять исторические причины и условия цивилизаци- онных процессов в глобализирующемся мире; приобрести навыки компетентного изложения и оценки актуальных вопросов соци- альной динамики различных сфер белорусского общества, обос- нования причин и условий цивилизационного выбора Беларуси.
Студент должен знать: социальную структуру, основные подсистемы и компоненты общества, особенности их функциони- рования, типы и функции культуры как второй социальной приро- ды; сущность социальной динамики, ее причины и факторы, ос- новные законы развития общества, типологию обществ; сущность и особенности социальных трансформаций и глобализационных процессов в мире.
Студент должен овладеть умениями, навыками и компетен-
циями: оценки и анализа особенностей функционирования основ- ных подсистем современного общества; анализа социокультурных трансформаций и социальных процессов, происходящих в совре- менном обществе; оценки модернизационных процессов и сущно-

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
40
сти проблемы развития локальных цивилизаций, национальных государств; анализа альтернатив цивилизационного выбора Бела- руси в глобализирующемся мире.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ ТЕМЫ
Общество – это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности (семейные, профессиональные, территори- альные и т. п.), составляющие в своей совокупности целостную систему. Основные социальные характеристики общества: 1) сис- темность; 2) динамизм; 3) целостность.
В системном подходе Д. Истона, американского социолога и политолога, общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами). Это взаимодействие осуществляется по двум каналам: «вход», то есть канал влияния окружающей среды на общество, и «выход» – обратное воздейст- вие системы на среду. Согласно Истону, различают два типа «вхо- да»: требования и поддержка. Общество как система в процессе конверсии «перерабатывает» требования, и на «выходе» появля- ются управленческие решения и действия по поводу распределе- ния ценностей и ресурсов. Следовательно, главная цель системы заключается в самосохранении путем приспособления к изме- няющимся требованиям окружающей среды и активного воздей- ствия на нее. При таком подходе общество изучают через анализ соответствующих стимулов и реакций на них, но собственно об- щество, его структура и специфика остаются «за кадром».
Поэтому системный подход дополняется функциональным
подходом, при котором общество также рассматривается как систе- ма, реагирующая на воздействия окружающей среды, но, кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Так, функциональ- ный подход представляет собой изучение взаимосвязей функций раз- личных подсистем общества. Функциональный подход по изучению общества был предложен Т. Парсонсом. Подсистемами общества, по
Парсонсу, являются экономическая, политическая, социальная и сис-

Основные положения, понятия и концепции темы
41
тема социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функ- цию адаптации, то есть приспособления общества к природной сре- де, эффективного управления ресурсами и удовлетворения матери- альных потребностей индивида и общества. Политическая подсисте- ма выполняет функцию целеполагания, то есть принятия рациональ- ных решений и мобилизации ресурсов на их выполнение. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализа- ции – функцию воспроизводства и поддержания образца, то есть осуществления процесса «включения» человека в социальную сис- тему, общество. Все эти подсистемы в своем взаимодействии созда- ют непрестанно функционирующую целостную систему общества.
В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, тесно взаимодействуя друг с другом, образуют определенные
структурные компоненты общества. Основными из таких ком- понентов можно назвать следующие: 1) множество индивидов, яв- ляющихся неповторимыми личностями; 2) социальные статусы
(социальные положения), занимаемые людьми в обществе; 3) со- циальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами; 4) социальная структура, включающая в себя со- циальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служа- щие и т. п.), территориальные, этнонациональные и иные общно- сти; 5) социальные взаимодействия людей; 6) социальные инсти- туты и организации, придающие обществу целостность и устойчи- вость (семья, государство, школа, церковь и т. п.).
Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Культура – это специфический человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и ма- териальных ценностей, результатом которого является изменяю- щаяся система идеалов, ценностей и норм. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», в отличие от естествен- ной природы.
Так, некоторые авторы, в частности П. Сорокин, считают це- лесообразным структурировать постоянно развивающуюся систе- му культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития первоценности, или первосмысла, на три основ-
ных типа: 1) чувственная; 2) идеациональная, или рациональная;
3) идеальная (идеалистическая) культура.

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
42
В европейской философско-социологической традиции (в ра- ботах В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, Х. Ортега-и-
Гассета и др.) сформировалась иная классификация типов куль-
тур: 1) народная культура; 2) национальная культура, вырастаю- щая из народной и включающая в себя национальное своеобразие данного народа; 3) массовая культура, ориентированная на усред- ненный уровень развития потребителей культурных ценностей, представляет собой произведения, отличающиеся стандартизиро- ванным, упрощенным и развлекательным характером; 4) элитар- ная культура, направленная на избранных людей, обладающих хорошо развитой художественной восприимчивостью, и представ- ляющая собой «искусство для искусства»; 5) наравне с домини- рующей культурой (совокупность ценностей и норм, восприни- маемых большинством) в обществе существуют субкультуры, представляющие собой системы смыслов, ценностей, норм, сте- реотипов поведения различных социальных групп (например, молодежная субкультура); 6) контркультура – комплекс норм и ценностей, которые противоречат доминирующей культуре (на- пример, контркультура преступной группировки).
Социологическое исследование культуры направленно имен- но на человекотворческую сущность культуры, под которой под- разумевается, во-первых, то, что человек рассматривается как тво- рец культуры, то есть как субъект творчества, во-вторых, то, что человек выступает как творение культуры, ее объект.
Социальные изменения – это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функциони- ровании всех компонентов социума. Среди основных причин со- циальных изменений выделяют:
1. Демографические изменения (рост населения, увеличение продолжительности жизни и т. д.).
2. Природные изменения. Они, в свою очередь, делятся на ес- тественные (наводнения, землетрясения, засуха и т. д.) и начав- шиеся в результате воздействия человека (истощение минераль- ных и энергетических ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и т. д.).
3. Изменения в области технологии (автоматизация производ- ства, использование компьютеров) – значительно повысили эконо- мическую продуктивность и уровень жизни многих слоев населения.

Основные положения, понятия и концепции темы
43
4. Изменения в области культуры (научные открытия, новые верования и ценности и т. д.).
Под воздействием различных факторов в обществе происхо- дит изменение: а) состава населения (этнического состава, занятий и доходов); б) способов поведения (изменение уровня социального взаи- модействия, способов добывания средств существования); в) социальной структуры (перемены в экономике и распреде- лении власти, в семейной жизни, образовании и религии); г) культуры (рост популярности каких-либо социально-поли- тических идей).
Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя суть социальной динамики общества. Социальная динамика может быть выражена и через такие понятия, как социальный процесс, социальное разви- тие, социальная эволюция, социальный прогресс и т. п.
Социальная динамика включает в себя и рассмотрение основ- ных законов развития общества. К ним относятся: закон ускорения истории (на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую, что свидетельствует об уплотнении исторического времени) и закон неравномерности
(народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью).
Социальное развитие– процесс накапливающихся, необра- тимых изменений в достаточно больших интервалах времени, в ре- зультате которого возникает качественно новое состояние социаль- ного объекта. Разделение социальных изменений на определенные типы может быть реализовано и в зависимости от направленности осуществляющихся перемен. Так, выделяют прогрессивные, рег- рессивные социальные изменения и циклическое движение.
В зависимости от темпа социальных изменений различают следующие виды социального развития: социальная эволюция и социальная революция. Социальная эволюция – это медленные, постепенные изменения в обществе. Социальная революция – это быстрые, радикальные изменения в обществе. Социальная рево- люция предполагает качественные изменения в общественных от- ношениях, во всей их системе.
История человечества представляет собой постепенный пере- ход от одного типа обществ к другому. В социологии принято вы- делять несколько типологий обществ по различным основаниям.

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
44
По критерию письменностивыделяют общества дописьмен- ные и письменные (алфавит и фиксация звука на материальных носителях).
По числу уровней управления и степени социального расслое-
ниявыделяют общества простые и сложные. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты: эгалитаризм, приори- тет кровно-родственных связей, низкий уровень разделения труда и развития техники. В науке принято выделять два этапа развития простых обществ: локальные группы и первобытные общины.
Сложные обществавозникли 6 тыс. лет назад. Переходной формой от простого общества к сложному является вождество.
К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), спе- циализированный и широко разветвленный аппарат управления.
В основании третьей классификации обществ лежит способ
добывания средств существования. Выделяют общества, суще-
ствующие за счет охоты и собирательства, общества, зани-
мающиеся скотоводством и огородничеством, аграрные и про-
мышленные.
По мнению К. Маркса, тип общества определяется способом
производства и формой собственности, в зависимости от которых выделяют: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капита-
листическое, социалистическое и коммунистическое общество.
Современная социология использует наиболее общую класси- фикацию типов обществ. Так, американский социолог Д. Белл вы- деляет следующие типы обществ: доиндустриальное, индустри-
альное и постиндустриальное. Индустриальное общество воз- никло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная. Становление постиндустриального общества приходится на 70-е гг. XX в., его характерными чертами являются развитость информационных технологий, превращение знания и информации в важнейший экономический и политический ресурс, преобладание сферы обслуживания над сферой производства.
Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к по- стиндустриальному обществу. Различают два вида модернизации:
органическую и неорганическую.

Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения
45
Наравне с модернизацией в социологии в рассмотрении во- проса о социальной динамике уделяется внимание стратегии ус-
тойчивого развития общества, которая получила обоснование во
«Всемирной стратегии охраны окружающей среды» (1980), и ос- новной вывод которой сводится к тому, что дальнейшее развитие общества невозможно без сохранения окружающей среды.
Среди основных принципов устойчивого развития можно вы- делить следующие: принцип биоантропоцентризма, принцип со- кращения потребления за счет оптимизации потребностей, прин- цип экологической чистоты человеческой деятельности, принцип компенсации, то есть восстановление нарушенных процессов в природе, принцип соответствия темпов и характера развития об- щества законам эволюции биосферы и другие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ
ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Блиц-опрос по ключевым понятиям. Преподаватель предлагает студентам закончить фразы: «Общество – это…», «Подсистемы об- щества – это», «Типы социального изменения – это…», «Основными законами социального развития являются…», «Для традиционного аграрного общества характерно преобладание…» и т. д. Целесообраз- но проводить в начале занятия. Время проведения – 5–7 минут.
2. Что представляет собой общество как система, какими оно обладает характеристиками и особенностями?
3. Какие существуют подходы в социологии к анализу соци- альной структуры?
4. Общества в своем развитии проходят ряд этапов, которые в свою очередь порождают различные типы общественного устрой- ства. Назовите и охарактеризуйте известные Вам этапы общест- венного развития.
5. Существуют различные точки зрения относительно сущест- вования закономерностей социального развития. Так, например,
О. Конт, К. Маркс признавали наличие закономерностей развития общества, Дж. Г. Мид, Ж.-П. Сартр отрицали эти закономерности.
Какая позиция Вам ближе? Обоснуйте правомерность своего выбора.
6. Какие Вы могли бы привести аргументы «за» и «против» в решении вопроса о существовании социального прогресса в раз- витии общества?

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
46
7. Почему классическая теория модернизации уже не пригод- на для анализа и прогнозирования этапов и путей развития совре- менных обществ?
8. Д. Белл писал, что «в наступающем столетии решающее зна- чение для экономической и социальной жизни, для способов произ- водства знания, а также для характера трудовой деятельности чело- века приобретает становление нового социального уклада, зиждуще- гося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компью- тер, происходит одновременно со становлением постиндустриально- го общества» (Д. Белл. Социальные рамки информационного обще- ства // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330).
Согласны ли Вы с высказыванием Д. Белла? Обоснуйте свой ответ.
9. Д. Белл выделил три аспекта постиндустриального общества, которые особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: «1) переход от индустриального к сервисному общест- ву; 2) решающее значение кодифицированного теоретического зна- ния для осуществления технологических инноваций; 3) превращение новой, “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент сис- темного анализа и теории принятия решений». Охарактеризуйте ка- ждый из указанных аспектов и проанализируйте, как осуществляется
«телекоммуникационная революция» в современном белорусском обществе (Д. Белл. Социальные рамки информационного общества //
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 331).
10. Согласно «закону позитивной и негативной поляризации»
П. Сорокина, индивиды во время кризисов не ведут себя одно- значно. Так, например, одна часть общества становится более склонной к социальной аномии, а другая – к моральному совер- шенствованию и религиозности. С вашей точки зрения, есть ли свидетельства тому, что особенности современного белорусского общества отвечают духу этого закона?
11. П. Сорокин, анализируя исторический процесс, обосновал
«закон истории», согласно которому происходит перманентная флуктуация как социокультурных суперсистем, так и обществ, их подсистем, то есть политика, экономика и т. д. не являются посто- янными и не развиваются по восходящей линии, а непрерывно
«качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных режимов». Согласны ли Вы с этим законом? Какие Вы можете привести примеры для его иллюстрации?

Примерные темы дискуссий
47
12. Какая из форм социокультурных суперсистем, приведен- ных в классификации П. Сорокина, является, с Вашей точки зре- ния, главной детерминантой современного общества? Обоснуйте свой ответ.
13. Попробуйте, используя трактовку хаоса и порядка в си- нергетике, охарактеризовать современное состояние белорусско- го, российского общества, Европейского союза. Подумайте, как организующие политические структуры влияют на политическое поле стран.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. «Закон трех стадий» развития общества О. Конта.
2. Концепция социологического эволюционизма Г. Спенсера.
3. Общество как совокупность социальных фактов в концеп- ции Э. Дюркгейма.
4. Аномии современного общества.
5. Материалистическое понимание общества и истории в кон- цепции К. Маркса.
6. «Понимающая социология» М. Вебера: общество, идеаль- ные типы действия и рациональность.
7. Структурный функционализм Т. Парсонса.
8. Постиндустриальное общество.
9. Общество риска У. Бека.
10. «Макдональдизация» как альтернативная теория модер- низации.
11. Интернет и сетевое общество.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
1. Специфика функционирования основных подсистем совре- менного белорусского общества.
2. Восточнославянская цивилизация: особенности и возмож- ные варианты развития.
3. Глобализация и меняющийся мир.
4. Массовая культура современного общества.
5. Общество потребления.

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
48
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Заполните пропущенные графы в таблице
Общества в современном мире
Тип общества
Период существования
Характерные особенности
Страны
Первый мир
С XVIII в. и до наших дней
Страны Запад- ной
Европы,
Япония, Авст- ралия, Новая
Зеландия
Второй мир
Централизованно управ- ляемая плановая эко- номика промышленно- го типа; преобладание городского населения; сохраняется классовое неравенство; четко оп- ределенные политиче- ские сообщества или национальные госу- дарства
Развивающиеся страны третье- го мира
С XVIII в. (в ка- честве колоний индустриальных держав Европы) и до наших дней
Индия, боль- шинство стран
Африки и Юж- ной Америки
Новые промы- шленные страны
Промышленное произ- водство в условиях сво- бодного рынка, большин- ство населения прожи- вает в городах, незначи- тельный процент занят в сельском хозяйстве, ярко выраженное соци- альное неравенство; средний доход на душу населения существенно ниже, чем в странах
Первого мира

Самостоятельная контролируемая работа студентов
49
2. Используя основные параметры и характеристики постин- дустриального общества (см. таблицу «Постиндустриальное об- щество»), охарактеризуйте современное белорусское общество, а также по выбору любую страну.
Постиндустриальное общество
Основные подсистемы общества
Параметры и характеристики постиндустриального общества
Республика
Беларусь
Экономика
9 На сферу услуг приходится более поло- вины ВВП
9 Снижение доли занятости во «вторичном секторе»
9 Информатизация экономики
9 Преобладание наукоемких технологий над машинным производством
9 Превалирование информации над капи- талом
Политика
9 Роль личности в общественной жизни заметно повышается
9 Развитие политические коммуникаций
9 Ослабление власти государства
9 Децентрализация власти
Социальность 9 Деление на социальные слои по уровню образования и престижу рода деятельности
9 Формирование новой элиты (технокра- тической)
9 Увеличение роли творчества и снижение роли неквалифицированного труда
Культура
9 Многообразие субкультур
9 Престиж высшего образования
9 Стремление к самообразованию, по- вышению квалификации и совершенство- ванию
3. Подготовка студентами презентаций по проблемам моло- дежных субкультур. В презентациях должны быть отражены сле- дующие вопросы: причина и время возникновения выбранной для анализа субкультуры, смысл атрибутики и внешнего образа пред- ставителей этой субкультуры, нормы и ценности, стандарты пове- дения, социальный контроль как внутри данной субкультуры, так и со стороны общества за ее представителями.

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
50
4. Самостоятельно познакомьтесь с концепцией «макдональ- дизации» Дж. Ритцера. В современном мире широко распростра- нены рестораны типа Макдональдса. Подумайте, как практика бы- строго обслуживания постепенно меняет социальную реальность и начинает кардинально влиять на социальную жизнь человека; проанализируйте, повлияла ли эта практика на функционирование
Вашего университета (например, увеличение тестовых заданий и т. д.). Ответ запишите в краткой форме.
5. Самостоятельно ознакомьтесь с классификацией типов об- ществ, предложенной Г. Спенсером (Г. Спенсер. Синтетическая философия. Киев, 1997. 512 с.) Найдите и выпишите основные от- личительные черты обществ военного и промышленного типа, приведите примеры.
6. Согласны ли Вы с утверждением Г. Спенсера о том, что чем меньше власть вмешивается в естественный ход общест- венного развития, тем это лучше для положения масс, для ут- верждения демократических принципов? Всегда ли реформиро- вание «сверху» приводит к негативным последствиям, предви- деть которые было невозможно? Обоснуйте свой ответ в пись- менной форме.
7. Проанализируйте такие типы социального развития, как прогресс и регресс. Письменно отметьте основные, с Вашей точки зрения, критерии социального прогресса.
ТЕСТ
1. О. Конт утверждает, что элементарной структурной едини- цей общества является: а) малая группа; в) род; б) семья; г) личность.
2. Кто выдвинул идею социальной системы как организма, элементы которого выполняют специфические функции и служат требованию целого? а) Г. Спенсер; в) К. Маркс; б) П. Сорокин; г) Э. Дюркгейм.
3. Кто из социологов ХIХ века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций?

Тест
51
а) М. Вебер; в) О. Конт; б) К. Маркс; г) Э. Дюркгейм.
4. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет свои функции? а) структурно-функциональная концепция Т. Парсонса; б) эволюционно-организмическая концепция Г. Спенсера; в) «понимающая» социология М. Вебера.
5. Какие три этапа в развитии общества выделял О. Конт? а) теологический; г) позитивный; б) индустриальный; д) постиндустриальный. в) метафизический;
6. В чем заключается основная функция социальной подсистемы общества? а) адаптация; б) сохранение и передача культурного образца; в) целеполагание; г) интеграция.
7. Какие из перечисленных законов относятся к законам развития общества? а) закон неравномерности исторического развития; б) закон ускорения истории; в) закон борьбы противоположностей;
8. В индустриальном обществе главным объектом собственности является: а) люди; в) земля; б) капитал; г) знания.
9. Понятием «социальная модернизация» обозначают: а) возникновение письменности; б) переход от кочевого образа жизни к оседлому; в) переход общества от родоплеменного устройства к госу- дарственному; г) переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
10. Сущность социальной революции заключается: а) в переходе к иному типу мировоззрения;

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
52
б) в изменении способа политического устройства общества; в) в усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере жизнедеятельности общества; г) в коренном перевороте во всех сферах общества.
11. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения: а) в традиционном обществе; б) в индустриальном обществе; в) в информационном обществе.
12. К какому типу культуры подходит данное определение:
«Культура, направленная на избранных людей, обладающих хо- рошо развитой художественной восприимчивостью, и представ- ляющая собой “искусство для искусства”»? а) элитарная; в) массовая; б) маргинальная; г) контркультура.
Правильные ответы: 1. (б); 2. (а); 3. (б); 4. (а); 5. (а, в, г);
6. (г); 7. (а, б); 8. (б); 9. (г); 10. (г); 11. (в); 12. (а).
АНАЛИЗ ХРЕСТОМАТИЙНЫХ ТЕКСТОВ
АНАЛИЗ МИРОВЫХ СИСТЕМ И. ВАЛЛЕРСТАЙНА
1. Почему, с точки зрения Валлерстайна, в социологии следу- ет отказаться от термина «общество»?
2. Что такое историческая система?
3. Что представляют собой мини-системы, мировые империи и мировые хозяйства?
4. В чем заключается специфика капиталистической сис- темы?
5. Почему неправомерно рассматривать социальный прогресс как поступательное развитие общества?
Сокращено по источнику: И. Валлерстайн. Анализ мировых
систем: современное видение мирового сообщества // Социоло-
гия на пороге ХХI века: новые направления исследований / под
ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998. С. 129–147.

Анализ мировых систем И. Валлерстайна
53
«Общества» конкретны. Более того, «общество» – это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуаль- ной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблуждение противоречивых определений…
Анализ мировых систем заменяет термин «общество» терми- ном «историческая система». Конечно, эта замена чисто семанти- ческая. Но она избавляет нас от главной коннотации, которую приобрел термин «общество», его связь с «государством», а также от предположений насчет «где» и «когда».
Я выдвинул гипотезу о том, что есть три формы или разно- видности исторических систем, которые я назвал мини-системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами. Я также предпо- ложил, что мы, возможно, могли бы выделить и другие формы или разновидности подобных систем.
«Мини-системы» называются так потому, что они небольшие по размерам и, возможно, относительно кратковременны (жизнен- ный путь примерно шести поколений), высоко гомогенны с точки зрения культурных и управляющих структур. Основополагающая логика во взаимном обмене.
«Мировые империи» являются крупными политическими структурами и заключают в себе разнообразные «культурные» модели. Основополагающая логика системы – экстракция «дани» из самоуправляющих прямых производителей (в основном, сель- ских), которая передается к центру и перераспределяется среди немногочисленной, но значимой сети чиновников.
«Мировые хозяйства» – это огромные неравные цепи интегри- рованных производственных структур, разделенных многочислен- ными политическими структурами. Основополагающая их сущест- вования логика заключается в том, что прибавочная стоимость не- равномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить вре- менную монополию рынка. Это – «капиталистическая» логика.
История сосуществования форм может быть воспроизведена следующим образом. В досельскохозяйственную эпоху существо- вало множество минисистем, постоянное исчезновение которых было в основном следствием экологических катастроф, а также расколов групп, ставших слишком большими. Здесь наше знание очень ограничено. Тогда не существовало письменности, и нам приходится довольствоваться археологическими реконструкция- ми. В период, скажем, между 8000 г. до нашей эры и 1500 г. нашей

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
54
эры на Земле сосуществовали одновременно многочисленные ис- торические системы всех трех разновидностей. Мировая империя была «сильной» формой той эпохи, поскольку, расширяясь, она разрушала и/или поглощала как минисистемы, так и мировые хо- зяйства. Сокращаясь же, она открывала место для возникновения минисистем и мировых хозяйств. Большая часть того, что мы на- зываем «историей» этого периода, – это история таких мировых империй, и это понятно. Поскольку они оставили нам письменные описания того, что происходило. Мировые экономики были «сла- бой» формой, отдельными и не живущими долго. Это происходи- ло потому, что они либо распадались, либо поглощались мировы- ми империями или трансформировались в них.
Примерно в 1500 г. одному из таких мировых хозяйств уда- лось избежать общей судьбы. По причинам, которые следует объ- яснить, из консолидаций мирового хозяйства родилась «современ- ная мировая система». С тех пор она достигла своего полного раз- вития как капиталистическая система. По своей внутренней логи- ке это капиталистическое мировое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении.
Капитализм – это система, основанная на соревновании свобод- ных производителей, использующих свободный труд со свободными предметами потребления, где понятие «свободный» означает доступ- ный для продажи и покупки на рынке, не более того. Ограничение этих свобод, где бы оно ни существовало, является пережитком неза- вершенного эволюционного процесса и означает, что зона или пред- приятие являются «менее капиталистическими», чем это ограничение.
Это – точка зрения Адама Смита. Смит считал, что капитали- стическая система – это единственная система, созвучная с «чело- веческой сущностью», и рассматривал альтернативные системы как навязывание неестественных и нежелательных ограничений на социальное. Но эту точку зрения в целом разделял и Карл Маркс.
Характеризуя социальную систему, Маркс делал особый акцент на значимости свободного труда. Он не рассматривал капиталистиче- скую систему как вечно естественную и не считал ее желательной.
Но он рассматривал ее как нормальную ступень исторического развития человечества, где труд пока не свободен.

Глобализация и общество риска
55
Большинство либералов и марксистов последних 150 лет рас- сматривают эту картину «конкурентного капитализма» как точное описание капиталистической нормы, и поэтому утверждают, что все исторические ситуации, имеющие отношение к несвободному труду (производителям), товару, являются отклонениями от нор- мы и, таким образом, должны быть объяснены. Норма большей частью отражает идеализированный портрет того, что считалось примером квинтэссенции нормы в Англии после промышленной революции… Никто и никогда, однако, не пытался утверждать, что все исторические конкретные ситуации подходят под эту мо- дель. Но либералы и марксисты склонны рассматривать любую ситуацию, отклоняющуюся от этой модели, как менее капитали- стическую в той степени, в которой происходит отклонение.
Если любую рабочую ситуацию «можно классифицировать по шкале степени капиталистичности», то каждое государство как место развития этих рабочих ситуаций может также располагаться где-то на этой шкале. Экономическую структуру государства то- гда можно рассматривать как «более» или «менее» капиталисти- ческую, а саму государственную структуру как структуру, более или менее соответствующую степени капитализма в экономике или как несовместимую с ней…
Анализ мировых систем стремится лишить понятие прогресса статуса траектории и открыть его заново как аналитическую пере- менную. Бывают исторические системы лучше или хуже (и мы можем спорить о критериях, по которым можно судить об этом).
Нет никакой уверенности в том, существует ли линейная тенден- ция – вверх, вниз или прямо. Возможно, что линия как раз неров- ная или, может быть, неопределенная. Если в мире существовали многочисленные примеры или типы исторических систем и если все исторические системы имеют начало и конец, то нам захочется понять, каков процесс возникновения последовательности (вре- менной и пространственной) исторических систем.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБЩЕСТВО РИСКА
1. Почему, с точки зрения У. Бека, из классической, индустри- альной стадии мир развился в стадию общества риска?
2. Анализируя основные характеристики общества риска, мож- но ли говорить о линейном общественном развитии и о прогрессе?

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
56
3. У. Бек отмечает, что риски, как и благосостояния, распре- деляются по социальному принципу. Как Вы думаете, почему и что это значит?
4. Почему, с точки зрения У. Бека, более развитые страны мо- гут даже получать экономическую выгоду от глобального увели- чения рисков?
Сокращено по источнику: У. Бек. Что такое глобализация?
М., 2001. С. 5658.
…Впервые появляется возможность осознать общность судь- бы, которая – довольно парадоксальным образом – вследствие беспредельности возникающей угрозы пробуждает повседневное космополитическое сознание и, вероятно, даже делает несущест- венной разницу между человеком, животным и растением: обще- ство возникает в борьбе с опасностями; в борьбе с глобальными опасностями создается глобальное общество; но не только это да- ет повод говорить о мировом обществе риска…
Общество риска подразумевает, что прошлое теряет свою де- терминирующую силу для современности. На его место – как при- чина нынешней жизни и деятельности – приходит будущее, то есть нечто несуществующее, конструируемое, вымышленное. Ко- гда мы говорим о рисках, мы спорим о чем-то, чего нет, но что могло бы произойти, если сейчас немедленно не переложить руль в противоположном направлении…
Существует три вида глобальных опасностей: во-первых, это конфликты, связанные с «пороками», которые являются обратной стороной «выгод», то есть вызванные стремлением к обогащению; технико-индустриальные угрозы (такие, как озоновые дыры, парни- ковый эффект, а также непредвиденные, не принимаемые в расчет последствия генной инженерии и ретрансплантационной медицины).
Во-вторых, это разрушение окружающей среды и технико- индустриальные опасности, обусловленные бедностью… Ком- плексный анализ условий жизни населения, сокращение генетиче- ских и энергетических ресурсов, функционирования промышлен- ности, питания и расселения людей со всей очевидностью показы- вает, что все это тесно взаимосвязано и не может рассматриваться вне зависимости друг от друга.
«Однако между разрушением окружающей среды в результате роста благосостояния и разрушением окружающей среды в результа-

Глобализация и общество риска
57
те распространения бедности, – пишет Михаэль Цюрн, – есть суще- ственная разница: если многие экологические угрозы, вызванные стремлением к обогащению, являются результатом экстернализации издержек производства, то применительно к разрушению окружаю- щей среды, обусловленному бедностью, речь идет о саморазрушении бедных с побочными последствиями и для богатых. Другими слова- ми: разрушение окружающей среды, вызванное тягой к обогащению, распределяется по планете равномерно, в то время как обусловлен- ные бедностью разрушения накапливаются, в первую очередь, на местах и приобретают интернациональный характер только в форме побочных эффектов, проявляющихся в среднесрочном режиме».
Применительно к угрозам, вызванным богатством и бедно- стью, речь идет о «нормальных опасностях», которые чаще всего возникают в результате отсутствия (в данной стране) или исполь- зования непродуманных мер обеспечения безопасности и таким образом распространяются по всему миру. В-третьих, угроза при- менения оружия массового уничтожения (атомного, биологиче- ского и химического), напротив, связана с чрезвычайным положе- нием во время войны (в отличие от исходящей от этого оружия потенциальной угрозы). Опасность регионального или глобально- го самоуничтожения ядерным, химическим или биологическим оружием не устранена и после прекращения конфронтации между
Востоком и Западом, скорее, она вырвалась из-под контроля сверхдержав, попавших в «патовую атомную ситуацию».
…История распределения рисков показывает, что риски, как и богатства, распределяются по классовой схеме, только в обратном порядке: богатства сосредотачиваются в верхних слоях, риски в низших. По всей видимости, риски не упраздняют, а усиливают классовое общество. К дефициту снабжения добавляется чувство неуверенности и избыток опасностей…
К опасностям военно-государственной конфронтации добав- ляются опасности (надвигающегося) фундаменталистского терро- ризма и терроризма частных лиц. И совсем нельзя исключать того, что в будущем новым источником опасности станет не только во- енно-государственное, но и частное владение оружием массового уничтожения и сложившийся на этой основе (политический) по- тенциал угроз.
Различные глобальные очаги опасности будут дополнять друг друга и обостряться; это означает, что в связи с взаимодействием

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
58
между разрушением экологии, войнами и последствиями прерван- ной модернизации встанет вопрос, в какой мере экологические разрушения способствуют разжиганию военных конфликтов – будь то вооруженные стычки из-за жизненно необходимых ресур- сов (вода) или призывы экологических фундаменталистов на За- паде к применению военной силы, чтобы предотвратить разруше- ние окружающей среды (сходные, например, с требованиями пре- кратить вырубку тропических лесов)?
Нетрудно себе представить, что страна, живущая в растущей нищете, будет эксплуатировать окружающую среду до последнего.
В отчаянии (или с целью политического прикрытия отчаяния) она может попытаться силой оружия захватить чужие ресурсы, необхо- димые для выживания. Экологические разрушения (например, наводнение в Бангладеш) могут вызвать массовый исход жителей, который тоже в состоянии привести к военным конфликтам.
Воюющие страны на грани поражения также могут прибегнуть к
«последнему средству» – уничтожению своих и чужих атомных и химических предприятий, чтобы создать угрозу уничтожения для приграничных районов и крупных городов. Фантазии, конструи- рующей чудовищные сценарии взаимодействия различных источ- ников опасности, нет предела. Цюрн говорит о «спирали разруше- ния», последствия которой можно приплюсовать к тому великому кризису, в который вливаются все другие кризисные явления.
Именно это имеет в виду диагноз мирового общества риска: пе- речисленные выше глобальные угрозы делают шаткой несущую кон- струкцию традиционных расчетов безопасности; вредные последст- вия утрачивают пространственно-временные границы, обретают ус- тойчивый глобальный характер; ответственность за причиненный ущерб уже нельзя возложить на определенные инстанции – принцип причинно-следственной связи теряет остроту различения, ущерб больше невозможно компенсировать из финансовых источников, бес- смысленно искать спасения от последствий наихудшего варианта глобальной спирали уничтожения. Стало быть, не существует и пла- нов выживания, если такой наихудший вариант станет реальностью.
Уже из этого ясно, что не существует глобальных опасностей как таковых, что они, скорее, перемешаны и до неузнаваемости нагружены социальными, этническими и национальными кон- фликтами, которые с особой силой обрушились на мир после за- вершения конфронтации между Востоком и Западом. Так, в пост-

Литература
59
советских республиках безжалостный диагност разрушения окру- жающей среды сочетается с политической критикой имперского использования природных ресурсов. Защита «своей земли» в этом смысле сопряжена с притязаниями на использование природных ресурсов и с правом на национальный суверенитет.
Дискуссия о мировом обществе риска тоже может привести к чрезмерно высокой оценке относительной самостоятельности эколо- гических кризисов и приведению их к монокаузальному и одномер- ному знаменателю глобального общества. В противоположность этому следует подчеркнуть специфику недобровольной политизации всех общественных сфер действия из-за конфликтов риска.
Осознанные опасности, по-видимому, разрушают автоматизм принятия общественных решений за плотно закрытыми дверьми.
То, что втайне от общественности обсуждалось и принималось менеджерами и учеными, должно теперь получать свое оправда- ние с учетом последствий в острых публичных дискуссиях. Там, где конкретные законы развития раньше вступали в силу как бы сами по себе, теперь появляются ответственные лица, которые под давлением общественности могут признать свои ошибки и назвать упущенные альтернативы. Подводя итог сказанному, можно ут- верждать, что создающая опасности технократия невольно произ- водит противоядие от собственных, пущенных на самотек дел: опасности, которые вопреки утверждениям ответственных лиц, что у них все под контролем, осознаются общественностью, от- крывают простор для политического действия.
Литература
1. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие для студен- тов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 640.
2. Социология. Основы общей теории / под ред. Г. В. Осипова. –
М.: Университетское, 1996. – С. 560.
3. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.
А. Н. Елсукова. – Минск: ТетраСистемс, 1998. – С. 320.
4. Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов. / А. И. Крав- ченко. – М.: ПЭРСЕ: Логос, 2003. – С. 640.
5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – 2-е изд. – М.: Едито- риал УРСС, 2005. – С. 534.
6. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штом- пка. – М.: Логос, 1996. – С. 312.

2. ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
60
7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Академия, 1999. –
С. 789.
8. Кравченко, А. И. Развитие общества / А. И. Кравченко //
Введение в социологию / под ред. А. И. Кравченко. – М.: Изда- тельство МГУ, 1995. – С. 560.
9. Тадевосян, Э. В. Общество как социальная реальность /
Э. В. Тадевосян // Социология / под ред. Э. В. Тадевосяна. – М.:
Знание, 1995. – С. 270.
10. Данилов, А. Н. Переходное общество. Проблемы систем- ной трансформации / А. Н. Данилов. – Минск: ТетраСистемс,
1997. – С. 342.

Основные положения, понятия и концепции темы
61
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта