Главная страница

Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов


Скачать 1.19 Mb.
НазваниеПрактикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
АнкорСидоренко. Социология. Практикум
Дата29.10.2022
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsidorenko_sociologiya_praktikum.pdf
ТипПрактикум
#761316
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тематический блок 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Цель изучения темы: приобретение систематизированного знания по таким вопросам социальной статики, как сущность, ос- новные компоненты, типы и особенности функционирования со- циальных институтов и социальных организаций в современном обществе; формирование навыков компетентных суждений и оце- нок основных закономерностей функционирования и развития со- циальных организаций и социальных институтов белорусского общества и приобретение навыков компетентных суждений и оце- нок в процессе анализа закономерностей и причин институциона- лизации основных социальных институтов, а также аргументиро- ванного анализа реальных проблем развития организаций и соци- альных институтов современного общества.
Задачи изучения темы: освоить программные знания о соци- альной структуре, особенностях функционирования и развития социальных институтов и социальных организаций; научиться объяснять явные и латентные функции социальных институтов в современном белорусском обществе; приобрести навыки компе- тентного изложения и оценки актуальных вопросов их функцио- нирования.
Студент должен знать: социальную структуру, сущность и типологию социальных организаций и социальных институтов, особенности их функционирования.
Студент должен овладеть умениями, навыками и компетен-
циями: оценки и анализа особенностей функционирования соци- альных организаций и социальных институтов в современном об- ществе; анализа социокультурных трансформаций и процессов институционализации в глобализирующемся мире.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
126
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ ТЕМЫ
В качестве составных элементов социальной структуры обще- ства могут рассматриваться социальные организации и соци- альные институты.
Социальная организация – это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, на- целенных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.
Выделяют следующие типологические характеристики орга-
низаций: административные (отличаются жестко заданной струк- турой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями, например организации силовых струк- тур); общественные (добровольные объединения людей, менее формализованные и более демократичные, например союзы, фонды); ассоциативные (отличаются подвижной структурой, нет жесткой формализации отношений, цели определяются спонтанно, например общества филателистов, болельщиков).
Различают следующие типы организаций: формальные, пред- ставляющие собой основу административной структуры общества с жестким распределением функций, прав и обязанностей;
неформальные, характеризующиеся стихийным образованием без жесткой регламентации поведения членов организации, отсутствием четко обозначенных целей.
Социальные институты(от лат. institutum – установление, учреждение) – исторически сложившиеся, устойчивые формы ор- ганизации общественных отношений, которые регулируют дея- тельность людей и удовлетворяют определенные социальные по- требности.
Все социальные институты выполняют определенные соци- альные функции, которые подчинены задаче обеспечения целост- ности общества. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следую- щие типы: политические, целью которых выступает завоевание, удержание власти (государство, партии и т. д.); экономические, имеющих целью своей деятельности производство и распределе- ние товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности членов

Основные положения, понятия и концепции темы
127
общества (рынок, производственные объединения и т. д.); соци-
ально-культурные, целью которых является создание и распро- странение ценностей культуры (театры, союзы писателей и т. д.);
образование, обеспечивающее передачу знаний, культурных цен- ностей в процессе социализации индивидов (школа, институт и т. д.);
религия, ориентированная на распространение и укрепление ре- лигиозной веры (церковь, монастырь т. д.); здравоохранение и
социальное обеспечение, имеющие целью своей деятельности сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку
(больницы, объединения врачей и т. д.); семья, обеспечивающая воспроизводство населения и его социализацию; наука, генери- рующая новое научное знание, распространяющая научную ин- формацию (исследовательские центры, лаборатории и др.) и т. д.
По характеру функционирования институты делятся на фор- мальные и неформальные. Формальные институты– это институ- ты, деятельность которых основана на строго установленных пред- писаниях (право, устав, должностные инструкции) и санкциях
(награды, официальные звания, повышение в должности или адми- нистративное и уголовное наказание). Такими институтами явля- ются государство, суд, армия, школа и т. д. Формальные институты чаще всего являются бюрократическими организациями. Нефор-
мальные институты– это институты, деятельность которых осно- вана на неофициальных нормах и санкциях (одобрение, осуждение, негодование и др.). Например, институт общественного мнения.
Каждый социальный институт включает в себя следующие элементы: цель, определенная сфера деятельности, набор статусов и ролей в рамках определенного социального института, система правил и норм поведения, система санкций, средства и учреждения.
Процесс возникновения, формирования и развития социаль- ных институтов называется институциализацией, который начи- нается с возникновения в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности, проходит этап создания новой системы статусов и ролей и заканчивается усвоением инди- видами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведе- ния, свойственных данному социальному институту. В качестве основных социальных потребностей можно отметить следующие: потребность в коммуникации, в производстве продуктов и услуг, распределении благ и привилегий, в безопасности, защите жизни и благополучии, в социальном контроле. Так, например, потреб-

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
128
ность в социальном контроле реализуется таким социальными ин- ститутами, как религия, мораль, право, семья.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ
ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Блиц-опрос по ключевым понятиям. Преподаватель предла- гает студентам закончить фразы: «Социальная организация – это…», «Социальный институт – это…», «Основными типы соци- альных организаций…», «Процесс институционализации – это…»,
«Основными компонентами социального института являются…» и т. д. Целесообразно проводить в начале занятия. Время проведе- ния – 5–7 минут.
2. Социальная структура общества: социальные организации и социальные институты. Назовите основные социальные институты белорусского общества.
2. Специфика и различия формальных и неформальных орга- низаций. Какие организации Вы можете отнести к формальным, а какие к неформальными? В чем заключается основное отличие?
3. Теория бюрократии М. Вебера: формальная бюрократиче- ская организация и управленческая деятельность. Укажите «плю- сы» и «минусы» бюрократической организации.
4. Социальная организация и самоорганизация. Приведите примеры социальной самоорганизации.
5. Социальные институты: основные признаки и типы. Приве- дите пример неформального социального института.
6. Опишите процесс институционализации, укажите этапы и раскройте специфику этого процесса.
7. Проанализируйте специфику функционирования семьи/го- сударства/образования (по выбору) как социального института в современном обществе.
8. По Р. Мертону, определенный сегмент общества может быть функционален, дисфункционален или нефункционален. Про- анализируйте это утверждение на примере «закрытого» лечебного учреждения. Подумайте, что произойдет, если число «закрытых» заведений подобного толка станет увеличиваться.
9. Вы являетесь студентом университета. Проанализируйте яв- ные и латентные функции университета. Так, например, его явная

Самостоятельная контролируемая работа студентов
129
функция – это дать образование, а одна из его латентных функций – сокращение рождаемости. Что Вы думаете по этому поводу и какие еще можете назвать латентные функции Вашего вуза?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Социальная самоорганизация и принцип самоуправления.
2. Социальная организация и корпоративная культура.
3. «Тоталитарные» формальные организации.
4. Университет как социальная организация.
5. Теория бюрократии М. Вебера.
6. Неформальные социальные институты.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
1. Образование как социальный институт. Специфика функ- ционирования и развития образования как социального института в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.
2. Белорусская семья: проблемы и перспективы (по сценарию
«диспут»).
3. Религия как социальный институт: этапы институционали- зации, явные и латентные функции.
4. Социальная организация как сеть.
5. Дисфункции социальных институтов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Охарактеризуйте формальную утилитарную организацию: университет, завод, фирму, больницу и т. д. (по выбору) по сле- дующим критериям: цель, социальные статусы и роли, функцио- нальные положения, отношение власти и подчинения, совокуп- ность правил и норм.
2. Опишите процесс институционализации формального соци- ального института (по выбору), соблюдая последовательность этапов: формирование общественной потребности, формирование

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
130
общей цели, возникновение социальных норм и правил, развитие организационных структур, создание системы статусов и ролей, система санкций и наказаний.
3. Проведение мини-соцопроса по проблемам, перспективам и специфике функционирования формальной социальной организа- ции (по выбору: университет, политическая партия, библиотека и т. д.) или социального института (по выбору: семья, образование, наука, экономика и т. д.) в современных реалиях белорусского общества. При проведении соцопроса студенты используют такие методы сбора социологической информации, как анализ докумен- тов и анкетирование. Работа преподавателя заключается в помощи по составлению анкеты, расчету выборки и составлению аналити- ческой записки с выводами.
4. Заполните таблицу, раскрывая содержание основных эле- ментов социальных институтов.
Основные элементы социальных институтов
Социальный институт
Функции
Организации, группы
Ценности
Статусы, роли
Нормы
Семья
Воспроиз- водство и социализа- ция инди- видов
Религия
Церковь, кос- тел, синагога, мечеть, мона- стырь и т. д.
Право
Презумпция невиновно- сти, суд при- сяжных, спра- ведливость
Политика
Президент, депутат, кандидат, избиратель
Экономика
Увели- чение прибы- ли, труд

Тест
131
Окончание таблицы
Социальный институт
Функции
Организации, группы
Ценности
Статусы, роли
Нормы
Образование Накопление и передача знаний и навыков
Наука
Институты, а к а д е м и и , международ- ные ассоциа- ции, «невиди- мый колледж»
Здравоохра- нение
Клятва Гиппо- крата, меди- цинская тайна, здоровье
Армия
Новобра- нец, сол- дат, офи- цер и т. д.
СМИ
Объектив- ность и точность инфор- мации
Государство Защита, со- циальный контроль
ТЕСТ
1. Совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей – это: а) социальная общность; в) социальная организация; б) социальный институт; г) социальная группа.
2. Как называется процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов? а) статусная кристаллизация; б) урегулирование ролевого конфликта; в) сглаживание профиля стратификации; г) институционализация.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
132
3. Укажите основные элементы социального института: а) обычаи и представления; б) набор статусов и ролей; в) учреждения и организации; г) технологии производства; д) этносы и нации; е) система правил и норм поведения; ж) система санкций и поощрений.
4. Под социальным институтом понимают: а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения оп- ределенной совокупности личных и общественных потребностей; б) организационную форму той или иной социальной систе- мы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее; в) учебно-воспитательная организация, в которой члены об- щества проходят процесс вторичной социализации; г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в опреде- ленной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
5. Важнейшей предпосылкой институционализации является: а) объединение воли и желаний всех индивидов, составляю- щих данный социум; б) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации; в) механизм принятия социальных ролей; г) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потреб- ностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.
6. Целостная формализованная подсистема, включающая оп- ределенное число исполнителей, нацеленных на выполнение оп- ределенных социальных функций, на достижение социально зна- чимых целей, – это: а) социальная общность; в) социальная организация; б) социальный институт; г) социальная группа.
7. Какие отношения являются стержнем организационной структуры?

Социальная структура и социальная организация
133
а) субординация; в) координация; б) кооперация; г) соперничество.
8. Кто является автором концепции бюрократии? а) М. Вебер; в) П. Сорокин; б) К. Маркс; г) Э. Дюркгейм.
9. Деятельность бюрократии как механизма управления и осо- бого социального слоя служит выражением: а) целерационального типа социального действия; б) ценностно-рационального типа социального действия; в) традиционного типа социального действия; г) аффективного типа социального действия.
10. Эффект взаимодействия в социальной организации, выра- жающийся в приросте дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников, называется: а) иерархия; в) сотрудничество; б) синергия; г) эмпатия.
Правильные ответы:1. (б); 2. (г); 3. (б, в, е, ж); 4. (г); 5. (г);
6. (в); 7. (а, в); 8. (а); 9. (а); 10. (б).
АНАЛИЗ ХРЕСТОМАТИЙНЫХ ТЕКСТОВ
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1. Что такое социальная структура и социальная организация и в чем заключаются их различия?
2. Какие выделяют основные характеристики социальной ор- ганизации?
3. В чем заключается сущность основных элементов социаль- ной организации?
4. Раскройте содержание принципов преемственности и из- менчивости в отношении социальной структуры и социальной ор- ганизации?
Сокращено по источнику: Р. Фирт. Значение социальной
антропологии // Личность. Культура. Общество. 2001. Том III.
Вып. 2(8). С. 167172.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
134
Социальная организация обычно понималась как синоним со- циальной структуры. Мне кажется, настало время разделить эти понятия. Чем больше мы мыслим структуру общества в абстракт- ных терминах как групповые отношения или идеальные образцы, тем более необходимо мыслить отдельно социальную организацию в терминах конкретной деятельности. В целом суть организации состоит в том, что люди достигают чего-то путем спланированно- го действия. Это социальный процесс, упорядочение действия в такие последовательности, которые согласуются с выбранными социальными целями. Эти цели должны содержать некоторые элементы, имеющие общую значимость для круга лиц, вовлечен- ных в действие, или ими затрагиваемых. Эта значимость не обяза- тельно должна быть тождественной или даже подобной для всех; для некоторых из них она может быть и противоположной. Про- цессы социальной организации могут в какой-то мере состоять и в разрешении таких противоположностей с помощью действия, ис- числяющего тому или другому из элементов выразиться до конца.
Социальная организация предполагает некоторую степень едине- ния, сведения разных элементов в одно отношение. Для этого мо- гут использоваться наличные структурные принципы или прини- маться альтернативные процедуры. Это предполагает осуществле- ние выбора, принятие решений. И все это как таковое базируется на личных оценках, переводящих общие цели и ценности группы в понятия, значимые для индивида. Поскольку всякая организация заключает в себе распределение ресурсов, это предполагает вклю- чение в схему ценностных суждений понятия эффективности. От- сюда представление об относительных вкладах, которые могут внести в достижение данных целей средства разного количества и качества. Область распределения ресурсов является областью, где преобладают экономические исследования. Но экономическая наука неизбежно ограничивалась прежде всего сферой отношений обмена, и особенно тех из них, которые измеримы в денежном вы- ражении. В социальном поле, выходящем за рамки этой узкой сферы, процессы, проистекающие из возможностей выбора и при- нятия решений, тоже очень важны.
Организация требует элементов представительства и ответст- венности. Во многих сферах для достижения целей группы необхо- димо представление ее интересов отдельными членами. Решения, претендующие на статус групповых решений, фактически должны

Социальная структура и социальная организация
135
быть индивидуальными решениями. Но тогда должен быть какой- то механизм, явный или неявный, посредством которого группа пе- редавала бы индивидам право принимать решения от лица целого.
В этом делегировании кроется одна проблема – проблема примире- ния, возможно, противостоящих интересов подгрупп, поскольку индивид, которого выбирают представителем, при обычных об- стоятельствах неизбежно должен быть членом какой-то подгруппы.
Существует, стало быть, опасность, что вместо того, чтобы отстаи- вать широкие интересы целого, он будет в первую очередь защи- щать своими действиями интересы того отдельного группового элемента, к которому он принадлежит. Под ответственностью имеется в виду способность смотреть на ситуацию с точки зрения интересов самой широкой затрагиваемой группы, принимать реше- ния, совместимые с этими интересами, и готовность нести ответст- венность за результаты этих решений. В этой связи возможен кон- фликт на каждом уровне группового единства. Человек принадле- жит к простой семье, к более широкой родственной группе, к ло- кальной единице, и все они могут быть всего лишь некоторыми из многочисленных компонентов более крупного социального единст- ва, которое он представляет. Чтобы он принял на себя действитель- ную ответственность, а другие члены этих подгрупп согласились поручить ему представлять их интересы, должна иметь место по- пытка проекции со стороны всех, кого это затрагивает, то есть формирование у них представления о растворении их непосредст- венных интересов в менее ощутимых интересах. Чем уже эта про- екция, тем уже социальная организация.
Понятие социальной организации важно и для понимания со- циального изменения. Есть структурные элементы, проходящие сквозной нитью через все социальное поведение, и из них склады- вается то, что метафорически называют социальной анатомией, или формой общества. Но что собой представляет эта форма? Ре- ально она образуется устойчивостью или повторяемостью поведе- ния; это элемент преемственности в социальной жизни. <…> Как объяснить и эту преемственность, и в то же время социальное из- менение? Преемственность выражается в социальной структуре, то есть в наборах отношений, определяющих прочность ожида- ний, или узаконение прошлого опыта в терминах аналогичного опыта в будущем. Члены общества ищут надежного руководства к действию, и структура общества дает такое руководство – через

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
136
систему семьи и родства, классовые отношения, распределение родов занятий. В то же время должно оставаться место для измен- чивости и для объяснения изменчивости.
Оно-то и обнаруживается в социальной организации, в систе- матическом упорядочении социальных отношений актами выбора и принятия решения. <…> Ситуация до осуществления выбора от- личается от ситуации, которая возникает после него. <…> Струк- турные формы устанавливают прецедент и накладывают ограни- чение на спектр возможных альтернатив; рамки, в которых осуще- ствим внешне свободный выбор, обычно очень узки. Но именно возможность альтернативы обусловливает изменчивость. <…>
В аспекте социальной структуры обнаруживается принцип преем- ственности общества; в аспекте организации обнаруживается прин- цип его изменчивости, или изменения, – благодаря допущению оценки ситуации и включению в нее индивидуального выбора.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Дайте определение социального института и приведите примеры.
2. Как осуществляется процесс «установления института»?
3. Может ли процесс институционализации быть ненасильст- венным? Обоснуйте свой ответ.
4. Опишите процесс институционализации таких социальных институтов, как образование, государство, религия и др.
Сокращено по источнику: М. Вебер. Избранные произведе-
ния. М., 1990. С. 536–537, 539–541.
Существует ряд очень важных форм общественного объеди- нения, где общественное поведение так же, как в целевом союзе, в значительной степени рационально упорядочено в своих сред- ствах и целях принятыми установлениями, следовательно,
«обобществлено», но внутри этих обобществлений едва ли не в качестве основной предпосылки их существования действует следующий принцип: как правило, отдельный индивид оказыва- ется участником в общественных действиях и, следовательно, одним из тех, на кого распространяются ожидания, что его пове- дение будет ориентировано на упомянутые установления, – без

Социальные институты
137
своего содействия этому. Конститутивное для таких форм объе- динения в общество общностное поведение характеризуется именно тем, что <…> от индивида ожидают участия в общност- ных действиях, <…> ориентации его действий на установленный порядок, причем в среднем эти ожидания оправданы, поскольку упомянутые индивиды эмпирически считаются «обязанными» участвовать в общностных действиях, конститутивных для дан- ного сообщества, <…> если они не захотят участвовать, их заста- вит повиноваться (пусть даже посредством мягких мер воздейст- вия) «аппарат принуждения». <…> Обычно вступление индивида в сообщество такого рода предопределено его рождением и вос- питанием. Такого рода сообщества характеризуются, во-первых, тем, что в отличие от «целевого союза» добровольное вступление заменено в них зачислением на основании чисто объективных данных, независимо от желания зачисляемых лиц; во-вторых,
<…> здесь одним из определяющих поведение факторов служит наличие рациональных установлений и аппарата принуждения.
Такое сообщество мы будем называть «институтами». Не каж- дое сообщество, к участию в котором индивид предопределен рождением и воспитанием, является «институтом»; таковым не является, например, языковое сообщество… Однако им, безус- ловно, является та структура политического сообщества, которую мы называем «государством», или религиозное сообщество…
Возникновение новых установлений института любого рода, будь то вследствие образования нового института или в процессе повседневной деятельности, лишь чрезвычайно редко происходит на основе автономной «договоренности» всех участников будущих действий, от которых ждут лояльности в предполагаемом усред- ненном смысле по отношению к этим установлениям. Обычно про- исходит «насильственное их внедрение»: определенные лица про- кламируют некие установления в качестве обязательных для коор- динированной с союзом или регулируемой им деятельности, и ли- ца, связанные с институтом (или подчиненные ему), в той или иной степени покоряются этому, что находит свое выражение в более или менее лояльной, однозначной по своему смыслу ориентации их действий на упомянутые установления. В результате установлен- ный в институте порядок становится эмпирически значимым в ка- честве действующего на основе «согласия». <…> Здесь также име- ется в виду усредненный шанс того, что те, кого (в среднем) «счи-

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
138
тают» объектом насильственно введенных установлений, действи- тельно – из страха, религиозных убеждений, пиетета к властителю, чисто целерациональных или любых других мотивов – будут счи-
тать эти установления практически «значимыми» для своего по- ведения и, следовательно, ориентировать (в среднем) свои действия на их смысл. Насильственно введение определенного порядка может быть осуществлено «органами института» посредством их специфических функций, которые силою согласия признаны эмпи- рически значимыми и основаны на установлениях (автономное насильственное введение порядка); таковы, например, законы пол- ностью или частично автономного вовне института (например,
«государства»). Это введение нового порядка может быть и «гете- рономным», идти извне, то есть навязываться прихожанам церкви, членам общины или иного союза, близкого по типу к институту, каким-либо другим, например, политическим союзом, причем уча- стники гетерономно упорядоченного сообщества подчиняются в своих общностных действиях новому порядку.
Преобладающая часть всех установлений, как институтов, так и союзов, возникла не на основе договоренности, а в результате на- сильственных действий, то есть люди и группы людей, способные по какой-либо причине фактически влиять на общностные действия членов института или союза, направляют его в нужную им сторону, основываясь на «ожидании согласия». <…> Фактически главное содержание «согласия», которое отражено в действительно эмпи- рически значимом «устройстве», сводится к оценке того, по отно- шению к каким людям, в какой степени и в каких отношениях есть шанс, что они в среднем практически подчинятся тем, кто, по при- нятому толкованию, является участником аппарата принуждения.
Создатели целерациональных устройств могут, опираясь на них, связать насильственный порядок с одобрением большинства членов или большинства лиц, обладающих определенными признаками или избранных в соответствии с правилами. Само собой разумеет- ся, что и это остается «насилием» по отношению к меньшинству, о чем свидетельствует весьма распространенное в средние века – а в
России в виде «мира» сохранившееся до начала нашего времени – представление, согласно которому «значимое» установление, по существу, должно (несмотря на то, что официально принцип боль- шинства голосов уже вошел в действие) основываться на согласии всех тех, для кого оно обязательно.

Социальная институциализация
139
СОЦИАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Что такое социальный институт?
2. Что собой представляет процесс институциализации?
3. Укажите основные нормы таких социальных институтов, как семья, религия, наука, образование, экономика и др.
4. От чего зависит стабильное существование социальных ин- ститутов?
Сокращено по источнику: Т. Парсонс. Функциональная
теория изменения // Американская социологическая мысль /
под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. С. 482.
Что же мы подразумеваем под устойчивостью институциональ- ного комплекса? Во-первых, конечно, стабильность самих норма- тивных стандартов. Один термин «норма», по-видимому, слишком узок, особенно если он приравнивается к термину «правило», так как он предполагает такой уровень простоты, который допускает описа- ние в одном утверждении, а это заведомо неверно для случаев соб- ственности или контракта. Во-вторых, стабильность предполагает минимальный уровень связанности действующих единиц опреде- ленными внутренними обязательствами, то есть их предрасполо- женности к действию в соответствии с определенными ожиданиями, а не к уклонению или сопротивлению им, и к применению соответ- ствующих санкций, позитивных или негативных, и к другим едини- цам в связи с их ожидаемым действием, уклонением или сопротив- лением. В-третьих, институциализация предполагает принятие эм- пирического и одинаково всеми понимаемого «определения ситуа- ции» в смысле понимания того, чем является система отнесения; это определение ситуации может быть настолько идеологически иска- женным, что всякое функционирование становится невозможным.
Наконец, институциализация означает некоторый порядок ин- теграции частного нормативного комплекса в более общий ком- плекс, управляющий системой в целом на нормативном уровне.
Литература
1. Блау, П. Исследование формальных организаций / П. Блау //
Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсона. – М.: Прогресс, 1972. – С. 450.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
140
2. Комаров, М. С. Формальная организация. Феномен бюро- кратии в современном обществе / М. С. Комаров // Введение в со- циологию / М. С. Комаров. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – С. 340.
3. Пригожин, А. И. Социальная организация / А. И. Пригожин. –
М.: Знание, 1980. – С. 320.
4. Бабосов, Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов. –
Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 340.
5. Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире /
В. Н. Иванов. – М.: Академия, 1996. – С. 456.
6. Жигалкин, А. М. Менеджмент: анализ управленческих функций / А. М. Жигалкин. – М.: Академия, 1993. – С. 230.
7. Социология. Основы общей теории / под ред. Г. В. Осипова. –
М.: Университетское, 1996. – С. 560.
8. Кравченко, А. И. Прикладная социология и менеджмент /
А. И. Кравченко. – М.: Логос, 1995. – С. 456.
9. Удальцова, М. В. Социология управления / М. В. Удальцо- ва. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – С. 340.
10. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. –
С. 688.
11. Яковлев, А. М. Социальные институты / А. М. Яковлев //
Социология / под ред. Г. В. Осипова. – М.: Университетское
,
1996

Основные положения, понятия и концепции темы
141
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта