Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
Скачать 1.19 Mb.
|
формальные (исходящие от официальных лиц или органов) и неформальные, агентами которых является, как правило, ближайшее окружение индивида, например коллеги или семья. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Блиц-опрос по ключевым понятиям. Закончите фразы: «Личность – это…», «Социальный статус – это…», «Основными типами социальных статусов являются…», «Для закрытых обществ характерно преобладание … статусов», «Различие между агентами и институтами социализации состоит в …» и т. д. Целесообразно проводить в начале занятия. Время проведения – 5–7 минут. Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения 69 2. В повседневном обиходе личностью принято считать дале- ко не каждого, но лишь человека, обладающего сильным характе- ром, четкой жизненной позицией и т. д. Чем понимание личности в социологии отличается от обыденного? 3. К. Марксу принадлежит высказывание: «Бытие опреде- ляет сознание». Можно ли сказать, что социальная позиция ин- дивида в обществе определяет его взгляд на мир? Приведите примеры. 4. В силу каких причин, по З. Фрейду, возникает внутренний конфликт личности? Каким образом можно разрешить его? 5. Проанализируйте понятия номинального и нормативного типа личности. Можно ли провести параллели между понятием но- минального типа личности и понятием идеального типа у М. Вебе- ра? Какими характеристиками обладает «среднестатистический белорус/белоруска»? Каков идеальный образ белоруса/белоруски, утверждаемый официальной культурой? Охарактеризуйте номи- нальный и нормативный тип личности для таких статусов, как «студент», «преподаватель», «продавец», «парикмахер», «полити- ческий деятель», «строитель» и др. 6. Каждый человек, рождаясь, не выбирает общество, в кото- ром ему предстоит жить, он должен усвоить многочисленные пра- вила и нормы, которые сложились задолго до появления этого ин- дивида на свет. Возможна ли в таком случае индивидуальная сво- бода? Как можно ее определить? 7. Известно, что по сравнению с детьми, выросшими в семь- ях, воспитанники детских домов испытывают значительные трудности при дальнейшей социализации. Почему именно семья дает полноценную социализацию? В чем смысл интернатов се- мейного типа? 8. Какие типы статусов характерны для различных типов об- ществ? Какие статусы преобладают в современных обществах? 9. Как переживается необходимость играть социальные роли? Какую функцию роли играют в обыденной жизни? 10. Почему переход из одной возрастной категории в другую сопряжен со значительным психологическим напряжением и трудностями? Это характерно только для современных обществ или также для традиционных? 11. В чем принципиальное различие между позитивными и негативными формами девиации? 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 70 12. От девиации страдают не только люди, непосредственно с нею сталкивающиеся, но и общество в целом. Каковы негативные последствия девиации для общества? 13. Социологи считают, что девиация (в отрицательном смыс- ле) имеет не только негативные последствия для общества, но и позитивные. В чем могут заключаться позитивные стороны девиа- ции для общества? 14. Итальянский врач Ч. Ломброзо (1836–1909) в свое время предложил биологическое объяснение феномена преступности. С его точки зрения, причины преступности коренятся не в обще- стве, а в самом преступнике, точнее – в его организме. Большин- ство преступлений совершаются «прирожденными» преступника- ми, людьми, деградировавшими к более ранним ступеням челове- ческой эволюции. По мнению Ломброзо, каждому типу преступ- ников соответствуют вполне определенные черты внешности и психофизиологические особенности. В чем принципиальное раз- личие между таким способом объяснения феномена преступности и социологическими теориями преступного поведения? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1. Соотношение биологического и социального в личности: социологический и социобиологический подходы. 2. Типологии личности в социологии. 3. Феномен личности в символическом интеракционизме (Ч. Кули, Дж. Мид). 4. Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд, Ж. Лакан). 5. Понятие социального характера в концепции Э. Фромма. 6. Понятие личности в структурном функционализме Т. Пар- сонса. 7. Личность в тоталитарных и посттоталитарных обществах. 8. «Культ личности»: социологический анализ. 9. Метод психодрамы Я. Морено: социологический и психо- логический аспекты. 10. Теории социализации (Ч. Кули, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эрик- сон и др.). 11. Социализация на протяжении жизненного цикла. 12. Феномен беловоротничковой преступности. Самостоятельная контролируемая работа студентов 71 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ 1. Личность в тоталитарных и посттоталитарных обществах. 2. Социализация в традиционных и современных обществах. 3. Социализация, ресоциализация, десоциализация. 4. Девиация и толерантность в современном белорусском об- ществе. 5. Проблемы социальной стигматизации. 6. Базовый и нормативный типы личности в современном бе- лорусском обществе. 7. Основные теории девиации (по сценарию «концептуальный театр»). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1. Письменно проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы к нему. А. «Сегодня индейцы кадиуэу занимаются нательной роспи- сью ради удовольствия, но когда-то этот обычай имел более глу- бокий смысл. По свидетельству Санчеса-Лабрадора, знатные кас- ты разрисовывали только лоб, в то время как простолюдин укра- шал все лицо. <...> Миссионер возмущен таким пренебрежением к творению Создателя: почему аборигены изменяют свой естествен- ный облик? <...> Хотя миссионер испытывает отвращение к этим рисункам, он понимает, что для аборигенов они имеют огромное значение, что для них они в определенном смысле являются само- целью. <...> “Почему вы такие глупые?” – спрашивали индейцы у миссионеров. “А почему это мы глупые?” – спрашивали те в от- вет. “Потому что вы не раскрашиваете себя, как это делают эвигу- айеги”. Надо быть раскрашенным, чтобы считаться человеком; кто остается в естественном виде, не отличается от животного. <...> Роспись на лице, в первую очередь, придает личности человече- ское достоинство, утверждает переход от природы к культуре, от “неразумного” животного к человеку цивилизованному. К тому же, различаясь по стилю и композиции в зависимости от касты, она в многоуровневом обществе является выражением иерархии 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 72 прав, а стало быть, обладает социологической функцией». (К. Ле- ви-Стросс. Печальные тропики. М., Львов. С. 238–245.) Вопросы к тексту: Какие функции у индейцев кадиуэу и, шире, в архаических племенах выполняет нательная роспись? Чем точка зрения социолога на феномен нательных рисунков отличается от точки зрения миссионера Санчеса-Лабрадора? Что мешает ему уви- деть в ней рациональный смысл? Можно ли сказать, что способы подчеркнуть надприродную составляющую человека принципиаль- но различны в архаических и цивилизованных обществах? Приведи- те примеры тех средств, которые используются в современном об- ществе для того, чтобы указать на социальный статус индивида. Б. «Античная культура строится вокруг единой, основной и ис- ходной общественной формы – самостоятельного города-государ- ства. <...> Полис был тем единственным местом на земле, где [чело- век] чувствовал себя человеком, где он находился под покровитель- ством богов или бога, именем и изволением которого он создан, – Юпитера в Риме, Афины Паллады в Афинах. <...> Поэтому ничего не может быть страшнее, чем изгнание из родного города, страшнее, чем то, что римляне называли “лишением огня и воды”, то есть от- нятие гражданских прав. <...> Гражданина делает гражданином – и даже больше – человека человеком лишь принадлежность к фами- лии или другой малой группе, к своему городу – вообще к некото- рому ограниченному множеству. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Если в городском коллективе в силу тех или иных причин оказался посторонний, он должен немедленно за- катиться в какую-то лунку, стать членом фамилии или как клиент, или как раб». (Г. Кнабе. Рим и античный тип культуры // Избранные труды: теория и история культуры. М., 2006. С. 215–216.) Вопросы к тексту: В чем принципиальное различие между жителем современного мегаполиса и жителем античного города- государства? Можно ли сказать, что сегодня принадлежность к оп- ределенному сообществу полностью утратила свое значение, и ка- ждый человек воспринимается, в первую очередь, просто как чело- век, представитель человеческого рода? Стало ли положение инди- вида в социальном мире более устойчивым? Какие позитивные черты принадлежности к гражданской общине ныне утрачены? 2. Письменно укажите максимальное число собственных ста- тусов – гендерный, этнический, национальный, возрастной, терри- ториальный, «вкусовой», семейно-родственные статусы и др. Самостоятельная контролируемая работа студентов 73 Необходимо указать, какие статусы являются достигнутыми, а ка- кие предписанными. 3. Определите, к какому типу относятся следующие статусы, достигнутому, предписанному или смешанному: подросток, шлях- тич, глава православной церкви, американец итальянского проис- хождения, деверь, пенсионер, проститутка, император, фрейлина, принц крови, беженец, пассажир транспорта, опричник, депутат, академик, генерал, астронавт, ткачиха, муж, студент, феодал, кол- лаборационист, рядовой, раб, хирург, кузен, невестка, безработ- ный, академик, старший научный сотрудник, вахтер, представи- тель субкультуры готов, брахман, дворянин, член клана Мак- Грегор, официантка и др. Какие из приведенных статусов трудно сразу и однозначно отнести к тому или иному типу, в силу каких причин? Пояснение: задание можно выполнять как письменно (индивидуально), так и устно, например, разбив группу на под- группы и распределив статусы поровну. Проверка и обсуждение в последнем случае проходит коллективно. 4. Ознакомьтесь с фрагментами биографий первого и послед- него императоров Китая – Цинь Шихуан-ди и Пу И, проанализи- руйте материал, используя типологию социальных статусов. В ка- ком случае титул императора воплощает в себе черты предписан- ного статуса, а в каком случае достигнутого? а) Цинь Шихуан-ди (259–210 гг. до н. э.) получил при рожде- нии имя Ин Чжэн. Матерью его была наложница, прежде состо- явшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол царст- ва Цинь. В годы своего правления Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай, не гнушаясь никакими методами. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Шихуан. Ут- вержденный Цинь Шихуаном императорский титул просущество- вал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца импер- ской эры. Его употребляли как те династии, власть которых рас- пространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению ее частей под своим началом. (Со- ставлено по материалам сайта «Википедия» (ru.wikipedia.org).) б) Пу И (1906–1967 гг.) – десятый представитель маньчжур- ской династии Айсин Гиоро, последний император государства Цин – был племянником лишенного власти в 1898 году импера- 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 74 тора Айсиньгиоро Цзайтяня. Пу И был определен в наследники императора вдовствующей императрицей Цыси, фактической правительницей империи Цин. Двухлетний Пу И стал императо- ром в декабре 1908 года, регентом был его родной отец Цзайфэн. После Синьхайской революции, разрушившей империю Цин и приведшей к созданию Китайской Республики, 12 февраля 1912 го- да вдова Цзайтяня, императрица Лунь Юй, ставшая регентом вместо ушедшего в отставку князя Чуня, подписала акт об отре- чении императора. Согласно условиям, обещанным монаршей семье генералом Юань Шикаем, Пу И сохранил титул императо- ра, право жительства в пекинском «Запретном городе», а по про- токолу приравнивался к иностранному монарху. (Составлено по материалам сайта «Википедия» (ru.wikipedia.org).) 5. Для выполнения задания необходимо предварительно уяс- нить различие между понятиями постоянного и эпизодического статуса. В каких случаях статус «болельщик футбольной коман- ды» является постоянным, а в каком случае эпизодическим? При- ведите другие примеры статусов, которые в зависимости от ситуа- ции могут быть эпизодическими или постоянными. 6. Рассмотрите некоторые закономерности, связанные с обла- данием высоким социальным статусом. Какие из закономерно- стей, на Ваш взгляд, соответствуют действительности, какие Вы могли бы оспорить? Выскажитесь по каждому пункту, приводя примеры, подтверждающие свою позицию. Предложите другие закономерности, опираясь на собственный социальный опыт. – Чем выше социальный статус, тем выше показатель про- должительности жизни. – Чем выше социальный статус, тем больше объем прав и больше круг обязанностей, тем жестче требования к статусным обязанностям. – Чем выше социальный статус индивида, тем более прямоли- нейными и безапелляционными являются его высказывания. – Чем выше социальный статус индивида, тем выше его само- оценка. – Чем выше социальный статус семьи, тем меньше в ней детей. 7. Составьте перечень своих основных социальных ролей и ответьте на следующие вопросы. Какие из ролей вступают между собой в конфликт? В каких ситуациях? Что можно сделать, чтобы устранить ролевой конфликт? Самостоятельная контролируемая работа студентов 75 8. Если социальный статус безличен, то социальная роль все- гда несет на себе отпечаток индивидуальности: одна и та же роль может проигрываться разными способами. Студенты разбиваются на группы по 5–7 человек, каждой группе предлагается проанали- зировать один из статусов, с обладателями которого им приходит- ся чаще всего сталкиваться в повседневной жизни. Студенты должны выделить определенные типы людей, соответствующие тому или иному стилю проигрывания статуса, и придумать для них «ярлыки». Например: студентов можно разделить на «ботани- ков», «халтурщиков», «серых мышей», «звезд» и т. д. Каждому типу дается характеристика, позволяющая опознать его. В качест- ве статусов целесообразно выбрать такие, как «преподаватель», «вахтер», «пожилой человек», «кондуктор», «врач» и пр. 9. В рамках своей теории девиации Р. Мертон выделил типы возможного поведения в обществе: конформизм, инновацию, ри- туализм, ретритизм и бунт. Опираясь на приведенную ниже таб- лицу, самостоятельно восстановите содержательные характери- стики каждого типа поведения, исходя из того, что «+» означает позицию принятия, «–» – позицию отрицания, а «+ −» – позицию, сочетающую в себе отрицание культурно заданных целей / инсти- туционально одобряемых средств и созидание новых целей и средств их достижения. Приведите примеры поведения, соответ- ствующие каждому типу. Типы поведения в обществе Тип адаптации Культурные цели Институционально закрепленные средства Конформизм + + Инновация + − Ритуализм − + Ретритизм − − Бунт + − + − 10. Заполните приведенную ниже таблицу примерами пози- тивных и негативных социальных санкций формального и нефор- мального характера. Например: повышение в должности, разжало- вание офицера в рядовые, пощечина, выговор с занесением в лич- ное дело, депремирование, вынесение благодарности, одобритель- ное похлопывание по плечу, восхищенный взгляд, награждение почетной грамотой и др. 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 76 Социальные санкции «+» «−» Формальные санкции Неформальные санкции 11. Составьте перечень различного рода социальных санк- ций, которые могут быть применены к неуспевающему студен- ту. Какие инстанции осуществляют контроль над учебой сту- дентов? 12. В современных обществах такие статусы, как «муж» и «жена», однозначно рассматриваются как достигнутые. Само- стоятельно найдите примеры обществ, в которых эти статусы имели характер предписанных. Существуют ли такие общества по сей день? 13. Во многих мусульманских обществах ношение женщина- ми паранджи, никаба и т. д. является нормой, в то время как в за- падных странах этот обычай воспринимается неоднозначно. По- чему многие западные политики резко негативно высказываются против ношения паранджи мусульманками, проживающими в за- падных странах? Используя ресурсы Интернет, найдите конкрет- ные высказывания политиков и общественных деятелей, а также другой материал по данной проблеме. Приведите собственные примеры ситуаций, когда то, что в рамках одной культуры счита- ется нормальным, в рамках другой культуры воспринимается как девиация. 14. Самостоятельно найдите значения терминов «делинквент- ное (противоправное) поведение», «криминальное (преступное) поведение». Сформулируйте различия между девиантным, делин- квентным и криминальным поведением. Может ли действие быть криминальным или делинквентным и при этом не являться деви- антным? Если да, приведите примеры. 15. Самостоятельно ознакомьтесь с типологией личностей Э. Фромма и заполните недостающую информацию в нижесле- дующей таблице. Необходимо охарактеризовать каждый тип личности. Какими социально-экономическими причинами можно объяснить тот факт, что в современных обществах возобладала неплодотворная ориентация личности? Самостоятельная контролируемая работа студентов 77 Типология личности Ориентации Преобладающая тенденция характера Тип отношений между людьми Неплодотворные ориентации Рецептивная (берущая) Мазохистская (безо- глядная преданность) Эксплуататорская (ов- ладевающая) Садистская (авторитет) Стяжательская (сбере- гающая) Безразличие к другим людям, страх быть раз- рушенным другим Безразличие (нейтраль- ность, честность) Отстраненность от дру- гих людей, легкость и необязательность кон- тактов Плодотворная ориентация Деятельная Любовь, забота и ува- жение к себе и другим людям 16. В своей работе «Хозяйственная этика мировых религий» М. Вебер пишет: «Социального носителя и протагониста так на- зываемых мировых религий можно кратко определить следующим образом: в конфуцианстве – это упорядочивающий мир бюрократ, в индуизме – упорядочивающий мир маг, в буддизме – странст- вующий по миру нищенствующий монах, в исламе – побеждаю- щий мир воин, в иудаизме – странствующий торговец, в христиан- стве – странствующий ремесленник». Используя собственные зна- ния о специфике и учении упомянутых во фрагменте религий, объясните, почему М. Вебер соотносит с ними тот или иной соци- альный тип личности. 17. Проведите социологический мини-опрос по проблеме де- виации. Предмет изучения (изучаемый аспект проблемы) и тему сформулируйте самостоятельно. В рамках опроса могут быть за- даны вопросы, нацеленные на то, чтобы: выявить формы девиа- ции, которые наиболее часто встречаются в студенческой среде; определить формы девиантного поведения, вызывающие наи- большее осуждение студентов; определить возможные формы коррекции девиации и т. д. 18. Проведите социологический мини-опрос по проблеме го- товности студенческой молодежи к вступлению в брак. В ходе оп- |