Практикум по редактированию (Русина). Практикум Информация в работе редактора
Скачать 1.16 Mb.
|
Задание 1. МИШКИ76 Мини-фельетон В «ящике» звериный цирк показывали. Хозяин балагана Мишек любил: Мишку даже на вывеске своего заведения нарисовал. Одним из любимцев у него был Мишка-жванец, который постоянно жевал какую-то вонючую жвачку. Надует из нее пузырь — публика ему за это конфетку или пряник бросит. Мишки быстро жир набирают. Жванец в скором времени стал круглым, как пузырь, который надувал. Пузыри лопались, публика тоже — от смеха. А он нет. В этот раз жванец вышел на арену в особенно хорошем настроении: у него был юбилей. Надо заметить, что, поскольку Мишек в цирке было много, юбилеи отмечались почти каждый день. Блеск, треск, бенгальские огни! Жванец купался в море света и аплодисментов. Всем было смешно уже от одного его вида. Шире других растягивал рот боров Борька. Его показали несколько раз крупным планом. Это он корни у самого большого дуба подрыл, а желуди от него со своим стадом, сколько утроба могла вместить, слопал. Юбиляр увидел его и давай расшаркиваться. Тот доволен. Лоснится. И жванец доволен. Собой. Говорит: «Я самый красивый и гениальный! Потаскун тоже ого-го какой!» Все приплясывает, будто по малой нужде ему невтерпеж или пряник с конфетой сильно захотел, — наградите, мол, за труды, видите, как для вас стараюсь. А может, это медвежья болезнь дала о себе знать. «Я, — говорит, — из проклятого прошлого в счастливое настоящее сильно напуганным явился. Тогда не там и не так отмочишь, тебя... А теперь десятки сортов пива и колбасы везде, куда ни глянь. К такому я оказался не готов. Но безмерно счастлив! ...У меня сперли автомобиль, а я рад. Раньше бы автомобиль нашли и вернули. Теперь тоже нашли... Но не вернули. И все-таки я очень счастлив!..» Видно было, что бедняга мучается: автомобиль ему жаль, но жаль и десятки сортов пива, появившихся в качестве спутников ворья. Закончил свое юбилейное шоу Мишка-жванец на оптимистической ноте. Сподобился-де: лужок для меня мягкую травку стелет, ельник место для берлоги дает, хи-хи-с. Услышав это Мишкино «хи-хи-с», люди подумали: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». В. ПУТИНЦЕВ. Нолинск, Кировская область Оправданы ли претензии автора, обозначившего своё произведение как мини-фельетон? Определите жанр материала. Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, понятна ли читателю основная мысль материала? Ясно ли, о ком идет речь? Какие художественные приемы использует журналист? Выделите наиболее яркие детали. Сформулируйте свои рекомендации и замечания. Задание 2. Подберите материал, обладающий чертами памфлета или пародии. Сделайте редакторский анализ. Задание 3. Подготовьте заявку на написание памфлета. Сформулируйте тему, тезисы, рекомендации автору. Литература для углубленного изучения темы: 1. Симкин Я.Р. О публицистической пародии//Филологические этюды. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. ун-та, 1974. - С. 71–83. 3. Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. ун-та, 1976. – 174 с. 4. Ткачев П.И. Границы жанра. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1977. – 207 с. 4. Ткачев П.И. Иду на «вы»: Заметки о памфлете. - Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1975. – 254 с. 5. Ткачев П. «Сатиры злой звенящая строка...» (Природа смеха в памфлете). – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1980. – 175 с. 6. Тертычный А.А. Серпом сатиры, да по цацкам//Журналист. - 2000. - №4. – С. 63-66. Практикум 29 Остроумно о серьезном Сатирический комментарий – произведение периодической печати, структурно напоминающее аналитический комментарий. В тексте сатирического комментария чётко выделяются факт, как правило, известный аудитории, и остроумные, ироничные высказывания журналиста. Целью данных публикаций становится осмеяние какого-либо феномена. Для редактора важно, что, в отличие от очерка, фельетона или памфлета, в которых используется типизация, сатирический комментарий может основываться на любом повседневном событии. Это более легкий в содержательном смысле и оперативный жанр. Поводом к написанию материала такого жанра могут стать отдельные поступки людей, их высказывания, поведение и т.д. Сегодня сатирические комментарии достаточно часто появляются в самых разных изданиях. Как правило, это очень читабельные, небольшие по объему, остроумные публикации, написанные на вполне серьезные темы. Сатирический комментарий – жанр незаменимый с точки зрения быстрого реагирования издания на актуальные события жизнедеятельности общества. Случается, он здорово выигрывает перед комментарием аналитическим, а иногда может стать предвестником фельетона – об этом необходимо помнить при редактировании материалов, написанных в жанре сатирического комментария. Задание 1. ЗЛОСТНЫЕ НЕПЛАТИЛЬЩИКИ77 В серьезный скандал превратилась соседская разборка в бывшей коммунальной квартире Россия-Украина. Квартиросъемщик В.Ю., газовая труба к которому тянулась из квартиры гражданина В.П., как выяснилось, не в полном объеме оплачивает эту услугу. В.П. подсчитал, что прямой ущерб ЖЭКу составил 4 млд. долларов, и как сознательный гражданин призвал В.Ю. к порядку. В.Ю. такой порядок не очень понравился, мол, буду я за какое-то «г» платить такие деньги! Тогда В.П. пообещал завинтить кран на трубе, идущей из его квартиры, а «г» В.Ю. пусть добывает в собственной уборной… Граждане, такого скандала не случилось бы, если бы все честно платили за коммунальные услуги! Определите жанр данного материала. Какой факт в нем является базовым? К каким методам художественно-публицистического осмысления действительности обращается журналист? В чем особенности языка и стиля текста? Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст. Задание 2. БОЛЬШЕВИКИ БЕЗ ПОМИДОРОВ78 Е. Примаков, президент Торгово-промышленной палаты: «Я не считаю «Хамас» террористической организацией. Она возникла как благотворительная структура и занималась благотворительностью». Больше других благотворительных акций «Хамаса» запомнилась населению Израиля бесплатная раздача ракет «земля-земля». А. Голубович, лидер Национал-большевистского фронта: «Помидорами мы кидаться не будем. Мы находимся в конструктивной оппозиции – не только критикуем власть, но и поддерживаем её». Перефразируя слова одного хорошего человека, сказанные две с лишним тысячи лет назад: «Кто скажет, что это оппозиция, пусть первым кинет в меня помидор». Н. Белых, лидер СПС: «Многие партии, в том числе и наша, обладают антирейтингом из-за названия… К осени, возможно, мы поменяем название и политическую программу». Назовитесь «Союзом поддержки власти» (СПВ) или «Партии согласия во всём» (ПСВ). Чем чёрт не шутит, может, и в Госдуму пройдёте… Сатирический комментарий является одним из любимых жанров газеты «Аргументы и факты». Проанализируйте данный текст. Укажите особенности редакционного стиля в подаче материалов о политиках, написанных в жанре сатирического комментария. Задание 3. Подберите тексты, написанные по одному и тому же информационному поводу, но в разных жанрах: аналитического комментария и комментария сатирического. Сделайте сравнительный анализ. Задание 4. Выберите актуальный на настоящий момент времени факт, который, на ваш взгляд, можно представить в жанре сатирического комментария. Обоснуйте своё решение. Подготовьте тезисы будущего материала. Задание 5. Подготовьте сатирический комментарий на заданную тему. Практикум 30 Были и небылицы В журналистике всегда были популярны так называемые истории о простых людях. Иногда данные публикации называют житейскими историями, или рассказами в газете. Это материалы, основу которых составляет повествование о жизни людей или отдельных эпизодах из неё, поступках, житейских ситуациях, неожиданных поворотах судьбы. Особенность рассказов в газете состоит в том, что при их написании автор, сохраняя документальную достоверность, использует художественное переосмысление реальных фактов. Поэтому редактор особое внимание должен уделять и точности изображаемого, и образному, яркому языку произведений, фактору наглядности. Ведь даже самая обыденная житейская история может быть преподнесена необычным образом, и её обязательно заметят на газетной полосе и с интересом прочтут. На житейские истории несколько похожи легенды. Легенда – произведение периодической печати, основанное на реальных исторических событиях, но с определённой долей вымысла. Материалы, написанные в данном жанре, встречаются на страницах периодической печати довольно часто. И они вполне имеют право на существование. Ведь, как правило, их появление связанно с какой-либо тайной. То, что люди не знают достоверно, они додумывают, домысливают. Эти устоявшиеся в народе версии и используют журналисты при разработке темы. Задание 1. ПРОЩАЙ, АНТОНИНА ПЕТРОВНА!79 Эта встреча изменила мою жизнь. Демобилизовавшись из армии, я поступил электриком на завод. Вскоре познакомился с девушкой по имени Тоня. Дело шло к женитьбе. Уже и с родителями её познакомился, и помолвку назначили. В пятницу, в шесть часов вечере мне надлежало прибыть в дом невесты. «Смотри, не опаздывай, - предупредила она, - папа и мама порядок любят». А тут надо же! Накануне, в среду, отправляют меня в Москву за новыми приборами. «Успеешь», - сказал начальник цеха, когда я рассказал ему о помолвке. Приехал в Москву, а тут выясняется, что приборы выдадут только в пятницу. Вернулся в Горький в субботу и сразу же к невесте. Та в слезах, разговаривать не хочет. Строгие родители из-за опоздания запретили дочери встречаться со мной. Дружба и любовь с Тоней закончилась, как в песне: «Прощай, Антонина Петровна, не спетая песня моя…» Я тяжело переживал расставание с Тоней. Ничто меня не радовало. Вскоре в нашем термическом цехе начала работать черноволосая девушка по имени Рая. Обслуживание, настройка приборов, на которых работали женщины-контролёры, входила в мои обязанности. Чаще, чем у других, я стал проверять работу прибора у Раисы, даже когда в этом не было необходимости. Однажды по окончании смены я вышел из проходной завода и увидел Раю, которая шла в том же направлении, что и я. Оказалось, что мы оба с ней жили на одной улице за парком культуры и отдыха. Мы шли, разговаривая на разные темы, не касаясь моей разлуки с Тоней. Об этом она, думаю, знала от своих коллег-контролёров. Около небольшого киоска мы присели на скамейку, я угостил Раю мороженным. С этого и началось. До осень после работы мы пешком возвращались через парк. Потом стали ездить на трамвае. В начале зимы я сделал Рае предложение. Она, не раздумывая, согласилась. Мы поженились, у нас родилась дочка Галя. До сих пор мы живём в мире и согласии. А о Тоне я иногда вспоминаю и нисколько не виню её. Право, не знаешь – где найдёшь, где потеряешь. Николай ЛУКОЯНОВ, г. Н.Новгород Определите жанр данного материала. Какова тема данного произведения? Какие события из жизни человека легли в его основу? Как вы думаете, почему редактор, готовивший данный текст к печати, решил вести повествование от первого лица? Выделите фрагменты текста, в которых нарушена стилистика? В чем особенности стиля данного текста? Сформулируйте редакторское заключение. Отредактируйте текст. Задание 2. БАХЧИ ПОБЕЖДАЕТ НЕБО80 Без его полёта, возможно, космос остался бы недоступен человеку. В ещё не разорённом, но уже закрытом музее Бахчиванджи, что по крупицам собирали авиаторы в своём Доме культуры, сохранилась ведомость — кто сколько денег сдал на памятник лётчику-испытателю. Вы скажете: ну при чём здесь это? 12 апреля по праву принадлежит тем, кто осваивал космос. И всё-таки… Сам Юрий Алексеевич Гагарин не случайно сказал когда-то: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года». Со старой, пожелтевшей от времени фотографии на нас смотрит молодой красавец. Дерзкий, мужественный, бесстрашный. Бахчи — звали его товарищи. Он ушёл из жизни 34-летним. Он успел семь раз поднять в небо новую, невероятную по своему замыслу машину. Седьмой раз оказался роковым. Игорь Катенёв, в прошлом штурман Свердловского авиаотряда, с именем Бахчиванджи живёт уже больше сорока лет. Так случилось, что когда в 1962 году в связи с 20-летием первого полёта самолёта с ракетным двигателем всплыла фамилия испытателя, оказалось, что о тех событиях в Свердловске практически никто не помнит. И даже место захоронения смельчака толком неизвестно. Вот лётный состав и принял решение — историю восстановить, памятник построить. Считать это делом чести, а заботы поручить комиссии во главе с Катенёвым. Сейчас Игорь Павлович листает альбом с фотографиями и рассказывает о былом. Создателем первого реактивного самолёта долгие годы считался Микоян. Его поддерживали на самом высоком уровне. Материалы о настоящих первопроходцах, авторах истребителя-перехватчика, самолёта-ракеты «БИ-1», были запрятаны в самый далёкий ящик. Гриф секретности перекрывал к ним всякий доступ. От хождений Катенёва по всевозможным инстанциям толку не было. Дальше вахтёра его не пускали. Продолжалось это долго. Потом подсказали: умер испытатель Аркадий Мусиенко, у его вдовы остались кое-какие материалы… У вдовы он просидел целую ночь. В сторону откладывал то, что касалось «БИ-1» и Бахчиванджи. Легенды обрели плоть. В первый же день Великой Отечественной Виктор Фёдорович Болховитинов, главный конструктор московского завода, который делал самолёты, отправился в наркомат и предложил создать самолёт с ракетным двигателем. Получив добро, быстро соорудили из негорящей фанеры планёр, придумали, как сделать шасси. А вот с двигателем оказалось сложнее. После каждого запуска на стенде прогорало сопло: не было металла, который смог бы выдержать температуру до 3 тысяч градусов. А тут ещё проблема — окислитель, в качестве которого использовалась 100-процентная азотная кислота, способная растворить в несколько секунд любой металл. Скоро конструкторское бюро Болховитинова эвакуировали на Урал, в Билимбай. Под рукой была масса заводов, производящих азотную кислоту, а из Киева в Нижний Тагил эвакуировался Институт металла под руководством Патона. Общими усилиями создали первый двигатель. Двукратные попытки запустить новинку результата не дали. Зато на третий раз дело закончилось таким страшным взрывом, что жители посёлка точно решили — бежать надо, пока москвичи всех не угробили. Пять человек, корчащихся от боли, увезли в больницу, а капитан Бахчиванджи, сидевший за штурвалом, остался невредим — спасла бронированная спинка. Он лишь стукнулся головой о приборную доску и рассёк бровь. Отточили новый двигатель. Собрали новый деревянный самолёт. И 15 мая 1942 года запустили первый в мире самолёт с ракетным двигателем. Рабочие Билимбая срочно собрались на митинг, увенчанный (свидетельствует фотография) плакатом: «Привет капитану Бахчиванджи, совершившему полёт в новое». Полёт продолжался одну минуту. Самолёт взлетел, развернулся и, как планёр, совершил посадку. В отчёте Бахчиванджи написал: «Полёт на данном типе самолёта, в сравнении с обычными типами самолётов, исключительно приятен…» Бахчиванджи поднимался в воздух на «БИ-1» ещё шесть раз. 27 марта 1943 года он набрал высоту, развил максимальную скорость (до 800 км в час), на высоте 2 000 метров вышел на горизонтальную прямую. Через 8—10 секунд за хвостом появилось характерное облако дыма, свидетельствующее о прекращении работы двигателя. Так потом написали в акте об аварии. Самолёт начал снижаться. На всех снимках отправляющийся в полёт Григорий Яковлевич Бахчиванджи зафиксирован с парашютом. Наверное, поэтому коллеги волновались не особенно. В случае неудачи, думалось, выпрыгнет. Не сложилось. Уже в 1946-м проводились испытания парашютов при скорости 600 км в час. Испытатель, во-первых, не мог самостоятельно выбраться из самолёта. А во-вторых, все мышцы у него после приземления оказались порваны. Три года пришлось лечиться. Зато учёные осознали: из ракеты можно только катапультироваться. Так была создана катапульта. Катенёв с товарищами высчитал по карте траекторию падения самолёта, определил точку его приземления. На городском кладбище установили точное место захоронения. И, наконец, в 1968 году в посёлке Кольцово (там на аэродроме и проходили испытания) поставили памятник. Обком, кстати, возмущался. Но это уже другая история. Лия ГИНЦЕЛЬ Определите жанр данного материала. Какие события легли в основу данного произведения? Уместен ли выбор данного жанра? Какие методы художественно-публицистического изображения использует автор? В чем особенности языка и стиля текста? В чем недостатки данного текста? Что необходимо сделать, чтобы его улучшить? Чего не хватает для придания динамики? Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст. Задание 3. Подберите текст в жанре житейской истории или легенды. Проведите редакторский анализ. Задание 4. Подготовьте материал в жанре житейской истории или легенды о том, как посадил дед репку. Или по мотивам любой другой народной сказки. Практикум 31 Что такое эпиграф и эпитафия В группе художественно-публицистических жанров есть жанровые формы, которые играют на страницах газет и журналов довольно скромную роль. Однако жанры всякие нужны. Эпиграфами обычно называют небольшие тексты, которыми открывается произведение. Как правило, в данных текстах заключается главная идея автора. Эту роль эпиграфы играют и на полосе периодического издания. Только здесь они предваряют журналистский материал, объединяют несколько текстов, помогают читателю настроиться на определенный тон. Отличительными чертами данного жанра являются художественное обобщение и отсутствие документальных фактов, четкого новостного повода. Эпитафию можно спутать с некрологом. Тексты данных жанров посвящены личности умершего. Однако если поводом написания некролога является сама кончина человека, эпитафия пишется по поводу каких-либо памятных дат, например, годовщины смерти. То есть некролог сообщает о смерти человека, а эпитафия служит напоминаем об умершем, его достоинствах, плодах его труда. Жанровые особенности эпитафии объясняют и активное использование художественно-публицистических методов. Например, часто эпитафия пишется на основе воспоминаний людей, которые хорошо знали умершего, а поэтому облекается в форму мемуаров. Задание 1. Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сейчас первую строчку уверенно занимают финны. А мы по уровню интереса к чтению не попадаем даже в десятку. «Всю молодость мы собирали библиотеку. Думали: вот родятся дети, передадим им в наследство драгоценные томики, которые сами открывали с трепетом и восторгом! Теперь все это богатство пылится в шкафах, а дети часами блуждают в сети». Что делать, спрашивает в своём письме в редакцию Антонина Павловна из Омска. Спасти общество от нравственной глухоты, от эпидемии всех видов наркомании, включая и компьютерную, может только прививка хорошей литературой, причем в раннем детстве. Все это понимают. Но ведь не заставишь ребёнка насильно, угрожая ремнём, читать Пушкина, да ещё постигать красоту стиха… (Далее следует основное содержание материала «Как пристрастить ребёнка к чтению»81). Проанализируйте данный текст. Можно ли считать его эпиграфом? Как вы думаете, какую роль играет данный фрагмент? К каким методам прибегает автор? Сформулируйте свои рекомендации журналисту. Задание 2. Дождливый гориЗОНТ Как зонтик стал зонтиком и почему раньше он не защищал от дождя Лето близится к концу. Осень на пороге. Опять без зонтика никуда… Зонтик никогда не претендовал на почетное место в нашем гардеробе: он привык, что его постоянно теряют, забывают, ломают. А между прочим когда-то иметь его дозволялось лишь царям и фараонам. В своей истории зонтик проделал эволюцию: от двухметрового великана с куполом из пальмовой ветви до двойного автомата, который легко умещается в дамской сумочке. Он спасал от солнца, дождя и мокрого снега, помогал секретной работе спецслужб, украшал коктейльные бокалы и вдохновлял кинорежиссеров. А ещё зонтик стал прекрасным средством общения. Ну разве можно сердиться на человека, который в проливной дождь пустил тебя под свой зонтик? (Далее – основное содержание материала). Определите жанр данного фрагмента текста. Как вы думаете, почему автор посчитал необходимым его включение в материал? Удалось ли автору передать основную мысль? Сформулируйте свои замечания и рекомендации. Задание 3. Подберите несколько текстов в жанре эпиграфа. На их примере выделите общие жанровые признаки. Проведите редакторский анализ. Задание 4. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ82 Свыше сорока лет я общался, а были годы, когда каждодневно, с Александром Петровичем Казанцевым: мы соседи по дому на Ломоносовском проспекте, это первое большое писательское заселения, жили на одной лестничной площадке, дверь в дверь, и подружились семьями. В нашем с ним сближении решающую роль сыграли шахматы: он – выдающийся шахматный композитор, имеющий множество призов и медалей, и мне льстило, что будучи много старше меня, он выверял и уточнял со мной многие свои задачи и этюды, которые, кстати, сочинял до последних дней. Почти полвека спустя Казанцев, живя в Переделкине, напишет: «Мы вышли с улицы Лермонтова на улицу Гоголя… Ряд газосветных фонарей горел до дачи Евтушенко, живущего напротив моего старого друга Чингиза Гусейнова, с которым мы никак не доиграем наш шахматный матч из пятисот партий, в котором ведёт он»… (Далее – основное содержание материала). …В одну из последних встреч с ним я застал Казанцева за компьютером. Самый, очевидно, старый из членов СП, он трудился вовсю и, отвлекшись, показал мне «новый этюд», подарил только что вышедший – очередное издание – роман «Пылающий остров». Потом собрались дети, и он, трижды в жизни женатый и всегда с гордостью говоривший о своём потомстве, а это свыше двадцати детей и внуков, есть и правнуки, скаламбурил: Живите, дети, так, как я, Моих ошибок не творя. Но без ошибок этих, дети, Вас просто не было б на свете. Чингиз ГУСЕЙНОВ Эти два фрагмента текста – начало и концовка полосного материала, посвященного столетию писателя Казанцева. На примере выделите признаки эпитафии. К каким методам прибегает автор? Оцените его творческую манеру. В чем особенности языка и стиля материала? Сделайте правку-вычитку. Задание 5. Подберите материал, написанный в жанре эпитафии. Сделайте редакторский анализ. Практикум 32 «Привилегия богов и людей» Однажды Демокрита спросили: - Как ты познаешь истину? - Я смеюсь, - ответил Демокрит Довольно часто на страницах периодики встречаются тексты, основная задача которых – развлечь, развеселить читателя. Как правило, данные произведения не имеют глубокого социального подтекста и служат только для удовлетворения праздного чтения. Смех в данных текстах отличается от смеха в фельетоне и памфлете. Это легкий, игривый смех, помогающий читателю отвлечься от повседневных забот, поднять настроение. Не стоит недооценивать произведения, цель которых рассмешить читателя. Они необходимы в журналистике, как и материалы других жанровых разновидностей. Уметь заставить людей смеяться – это благородное искусство. Неслучайно древний философ Демокрит говорил: «Смех – это привилегия богов и людей». Сегодня с определенной долей условности уже можно различать жанровые разновидности данных материалов. Рассмотрим анекдот, шутку, игру. Анекдотом называют журналистское произведение, в основу которого положена реальная ситуация, но переосмысленная автором в русле сюжета известного аудитории анекдота. Случается, что в подобных материалах используется сразу несколько анекдотичных ситуаций. Журналист вполне может стать и родоначальником новой байки, подметив и описав смешной факт, прочитав который читатель скажет: «Анекдот да и только!» Шуткой именуют материалы, в которых автор активно использует вымысел, мистификацию. Это могут быть тексты об очевидно фантастических, не реальных событиях, а могут быть на первый взгляд вполне правдоподобные, но рассчитанные на сюрприз в конце. В любом случае данные шуточные произведения нацелены на развлечение читателей. Некоторые исследователи в качестве самостоятельного жанра выделяют игру. Игра - произведение периодической печати, содержащее информацию, которая требует разгадки. Это может быть текст-головоломка, текст-кроссворд и т.д. Редактор, работая с такими текстами, должен помнить о самоцензуре. Чувство меры здесь может оказаться весьма полезным. Задание 1. ДНЕВНИК ЗАМЕРЗАЮЩЕГО МОСКВИЧА, или Вопрос недели: кто пойдет в магазин?83 Морозы в Москве достали всех, включая ЖЖ-юзеров. ЖЖ, если кто не сильно “продвинут”, — это “Живой журнал” в Интернете, где каждый может завести личный дневник. Так вот, вчера, покопавшись во Всемирной Сети, “МК” нашел человека, который считает, что замерз больше остальных москвичей. Это — Олег Козырев. Ему 33 года. Раньше он писал сценарии для мультиков и кино, работал на ТВ. А сейчас трудится над сценариями для компьютерных игр, попутно строча... 17 ЯНВАРЯ. Категорически не хотел просыпаться и куда-то вставать. Подняло меня на ноги исключительно желание помочь стране удвоить ВВП. Намотал на себя все, что смог. Вышел на улицу. Вернулся. Намотал то, что не смог. Долго возился с домофоном. Странно. Дорога до метро, которая раньше занимала двадцать минут, сократилась до двух. Прав был Эйнштейн — все относительно. В метро непривычно тихо. Никто не переговаривается. Никто не читает. Все вычисляют, сколько им бежать до работы. Некоторые, вычислив, поворачиваются и едут назад, домой. Домой ближе. На работе не нашел половины офиса. Жаль, что я не догадался не прийти. Курьеров все провожают со слезами, как в последний путь. Дорога домой — единственная радость дня. Так я спешил домой только после демобилизации. 18 ЯНВАРЯ. После часовой борьбы с домофоном делаю шаг наружу. Собаки, так и не вылезшие из подъезда со вчерашнего дня, тоскливо завыли мне вслед. Они прощались. Студентки, наученные прошлым днем, передвигаются исключительно по трое. Причем все время меняются, кто посередине. Бывает, по дороге к ним присоединяются другие. До институтов докатываются огромные шары. На перекрестках появился новый регулирующий цвет. Вместо желтого, красного и зеленого появился синий. Синий от холода регулировщик ГИБДД/ Автомобилисты на удивление вежливы и пропускают пешеходов на переходах. Впрочем, это и понятно. Пешеходов в Москве почти не осталось. Это явно вымирающий вид. Как ни странно, холод практически не отразился на живности Москвы. На деревьях много птиц. Похоже, мороз им не повредил. Они спокойно висят на ветках вниз головами. Сегодня я официально вышел из Общества защиты животных. Даешь шапки и шубы! Теплые и пушистые! Где там телефон знакомой, которая разводит хорьков? 19 ЯНВАРЯ. Инеем покрылась вся Москва. Белые тротуары, белые деревья, белые студенты Российского университета дружбы народов... Вся вторая половина дня прошла в мысленной подготовке к выходу с работы. Впервые в жизни хотелось заночевать в офисе. Москвичи окончательно сошли с ума. Бегают по дорогам, не обращая внимания на сигналы светофоров и интенсивность движения, выбирая кратчайший путь к метро. Причем у всех похожая походка: прямые руки, прямые ноги, полное отсутствие головы. Она спрятана где-то под шапкой и шарфом между плеч. Сегодня никто не ходил без шапок. Видел только одного. Но это оказался памятник. Впрочем, нет. К вечеру мы поняли, что это был наш курьер. Все вокруг отменяют встречи, походы, заказы и доставки. С утра до вечера работники заняты исключительно отменой работ. О нет! В новостях сказали, что стужа будет еще неделю. Что же будет с нами, москвичами?...На глаза навернулись две скупые мужские слезы. И тут же покрылись инеем. 20 ЯНВАРЯ. ...В офисах, где нет курительной комнаты, все поголовно бросают эту вредную привычку. Количество бросивших совпадает с количеством попробовавших это сделать на морозе. И все же тенденция дня: Москва адаптируется. И дело даже не в том, что у кого-то вырос мех, и не в том, что привыкли к холоду. Скорее, научились с ним жить. Незаметно в обиходе москвичей появились привычки, которых раньше не было. Все с готовностью уступают друг другу места. Особенно утром, когда сиденья еще холодные. Начальники стали добрыми. Вместе с подчиненными бурят полыньи в кружках с бывшим кипятком. Мы начали уважать труд курьеров и почтальонов. Подобно пожарным в Нью-Йорке после 11 сентября, эти ранее незаметные люди стали героями. С ними все хотят сфотографироваться. Все хотят быть похожими на них. Конечно, не такими похожими, когда они с мороза приходят, но внутренне. В каждом приличном офисе теперь висят доски, на которых отмечается, сколько выходов сделал курьер. Каждый выход помечается отдельной звездочкой. Не обходится без черных рамок вокруг некоторых имен. Но их помнят. И любят. И весной, когда сойдет снег, их обязательно найдут. И назовут что-нибудь их именем. Мы научились не звонить по мобильному телефону на улице. Если в ответ на ваш звонок вы слышите “я перезвоню”, это не означает, что абонент занят. Это означает, что абонент ищет ближайший магазин-аптеку-библиотеку. И если найдет, обязательно вам ответит. И только одно омрачило нам третьи сутки. В большинстве домов закончились продукты. Вопрос дня в каждой семье: кто пойдет в магазин? Определите жанр материала. Какова главная идея автора? С какой целью, на ваш взгляд, данное произведение было опубликовано в газете? Какими художественными приёмами пользуется автор для передачи своих мыслей? Какие художественно-изобразительные средства используются в тексте? Всегда ли юмор уместен в данном произведении? Отметьте основные особенности языка и стиля материала. Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст. Задание 2. БАЯН О СТУДЕНТАХ...84 Первокурсник. Пyглив. Чyтко pеагиpyет на ласкy и выпечкy в вестибюле. Пpедпочитает деpжаться гpyппами по 15—20 особей. К стyденческомy билетy отношение тpепетное, вpеменами пеpеходящее …в pелигиозный востоpг. Зачеткy откpывает ежедневно сpазy после чистки зyбов, пpи этом в глазах возникает безyдеpжная pадость. Hа занятия пpиходит за 20 — 25 минyт до откpытия yнивеpситета. Пpи yпоминании таких слов, как СЕССИЯ, ПРИМАТ, и ФИЗКУЛЬТУРА HА ЛЫЖАХ испытывает животный стpах и ведет себя, как афpиканская птица стpаyс. Сpеда обитания: все виды библиотек и cтyденческих столовых… Цель сyществования : любыми пyтями и сpедствами полyчить все книги из списка pекомендyемой литеpатypы. Второкурсник. Hаглый, голодный и гоpластый. Реагиpyет только на съестное. Стyденческий билет пpименяет как сpедство индивидyальной защиты от кондyктоpов, вахтеpов, двоpников и навязчивых милиционеpов. Все еще боится сессии, но pегyляpно пyгает ей пеpвокypсников, с интеpесом наблюдая, как они yподобляются афpиканской птице стpаyсy. Сpеда обитания: поближе к пище, поэтомy номеpа в очеpеди за пиpожками pасписывают еще на лекциях. Цель сyществования: добыча кypсовых и лабоpатоpных y стаpших кypсов. Третьекурсник. Задyмчив. Hа пpовокации со съестным поддается pедко, подозpителен. В слyчае опасности начинает деpгаться yказательный палец пpавой pyки в поисках кнопки мыши. Стyденческий билет часто теpяется, затем находится и обмывается. В инститyт ходит pегyляpно… за стипендией. Речь быстpая несвязная, изобилyет неноpмативной лексикой типа: ХАКЕР, ЮЗЕР, ЛАМЕР. Сpеда обитания: поближе к источникy пива. Во вpемя сессии пpоисходит мигpация в деканат, откyда сpазy же начинают pаздаваться стоны, всхлипы и истоpии пpо больных бабyшек. Цель сyществования: найти все книги из списка pекомендованной литеpатypы, взятых на пеpвом кypсе и сдать их. Четверокурсник. Сбивается в гpyппы, позволяющие всем членам твердо стоять на ногах. Hа лекции заходят слyчайно. Придя, оттачивают технику игpы в моpской бой, кpестики-нолики. Спят кpепко. Хpапят, чем очень огоpчают пpеподавателей. Видят сны исключительно по специализации. Боятся забыть датy сдачи экзамена. Сpеда обитания: pюмочная в pестоpане «КОЛОБОК». Основная цель — найти диплом на халявy! Пятикурстник. Самая высокая активность наблюдается во вpемя сдачи экзаменов. За 3 месяца до сдачи диплома выходит из спячки, после сдачи котоpого впадает в летаpгический сон. К концy 5-го кypса в совеpшенстве владеют 3—4 языками пpогpаммиpования, вследствие чего напpочь забывают pyсский. Сpеда обитания: везде, часто и pегyляpно. Основная цель — pазобpаться в халявном дипломе. Определите жанр данного текста. Какую цель, на ваш взгляд, преследовал автор? Какие художественно-публицистические методы используются в материале? В чем особенность языка и стиля? Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст. Задание 3. Подберите материалы, написанные в жанрах анекдота, шутки или игры. Сделайте редакторский анализ. Контрольная работа № 7. Проанализируйте один номер газеты или журнала по выбору на предмет наличия в нём текстов художественно-публицистического характера. Какие художественно-публицистические жанры представлены в данном номере? Какие жанры, из числа изученных нами, чаще всего используются в нём? Какая роль, на ваш взгляд, отводится художественно-публицистическим текстам в данном издании? Оцените яркость, выразительность таких текстов, авторскую манеру, язык и стиль. Проанализируйте заголовки данных текстов. Подготовьте письменное заключение по данному номеру и предложения редакционному коллективу. |