Практикум по редактированию (Русина). Практикум Информация в работе редактора
Скачать 1.16 Mb.
|
Часть 4 Тайны публицистики Об особенностях работы редактора над художественно-публицистическими текстами Опасен тем, что наблюдает, слушает, думает и пишет. В.В. Овечкин Вершиной журналистского мастерства по праву считается умение создавать художественно-публицистические тексты. Не случайно художественно-публицистические жанры занимают то привилегированное место, где заканчивается аналитическая журналистика и начинается литература. Некоторые исследователи эту журналистику называют авторской или писательской, другие предпочитают именовать эту сферу деятельности публицистикой, а журналистов, создающих художественно-публицистические тексты, - писателями в газете. В художественно-публицистических произведениях журналисты широко используют метод художественного анализа, образного осмысления действительности. В данных текстах органически сливаются фактическая точность и образность – и это необходимо учитывать редактору. В слиянии фактической точности и образности нет противоречия. Образность – отнюдь не синоним вымысла. С помощью системы образов, выступающих в материале на первый план, журналист стремится достичь максимального эффекта в восприятии массовой аудиторией фактического материала публикации, воздействовать на читателя на эмоционально-чувственном уровне. Если журналист-аналитик преследует цель заставить своего читателя задуматься, то публицисту важно, чтобы читающий прочувствовал написанное. Иными словами, журналист-аналитик – это скорее ученый, а журналист, работающий в художественно-публицистическом жанре, - поэт, который показывает, а не доказывает. Художественно-публицистические произведения обладают огромной социальной силой. Публицистика может существенно повлиять на общественное мнение. Поэтому власть предержащие всегда настороженно относились к публицистическому слову, а публицисты всегда пользовались уважением простых людей. Как написал в своих воспоминаниях В.В. Овечкин, сын известного журналиста Валентина Овечкина, публицист «опасен тем, что наблюдает, слушает, думает и пишет».53 Художественно-публицистический материал всегда имеет выход к социальной проблеме. Но этот выход – особый. Особенность публицистики заключается в образном осмыслении общественно значимой темы. Публицист сам остро чувствует, переживает описываемую проблему, это позволяет эму передать проблему через собственную боль, накал эмоций. Известно содержание предсмертной записки публициста Валентина Овечкина: «Надоело жить! Пишешь, пишешь – и ни хрена. Как кнутом по воде».54 Редактору, готовящему к печати художественно-публицистические тексты, отчасти необходимо быть психологом. Выделяя в тексте систему образов, он должен обратить внимание на их полноту, на то, какую смысловую нагрузку они несут в материале. В создании образов важную роль играют детали. Подчас одна неприметная на первый взгляд деталь может иметь решающее значение: именно благодаря ей образ будет законченным и запоминающимся. Редактор может помочь журналисту в отборе деталей. Их избыточность не менее опасна, чем недосказанность: образ будет размытым и неубедительным. При редактировании произведений художественно-публицистических жанров особое внимание надо уделять глубине авторского анализа. Даже самые высокохудожественные описания неуместны на газетной полосе, если их цели будут сугубо эстетическими. Журналист всегда должен помнить о том, что художественность, образность в его произведениях – это форма, средство для изложения сути дела, описания проблемы, выражения его собственной точки зрения на возникшие противоречия, позиций участников описываемой ситуации. В художественно-публицистических произведениях большое значение имеет авторское «я» журналиста. Как правило, он выступает в роли участника события, и вынужден словно пропустить через себя всё произошедшее, пережить случившееся. Это и дает ему право на выражение собственного мнения. Редактор должен с особой бережностью относиться к эмоциональному рисунку текста, стилю автора. Ценность данных произведений заключается в том числе и в субъективном восприятии автора, анализе собственных ощущений и, может быть, в ломке его мировоззрения, изменении личности. Более чем когда-либо при работе над художественно-публицистическими текстами редактору необходимо обращать внимание на язык, точность и изобразительность речи. Из истории жанра Из воспоминаний В.В. Овечкина: однажды братишка, написав заметку для институтской стенгазеты, показал её отцу. Тот прочёл первую фразу, которая начиналась словами «Не знаю…», сказал: «Не знаешь – не пиши» - и вернул заметку незадачливому автору на переделку. Дополнительная литература к разделу: 1. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. (Очерк. Фельетон). - М.: Мысль, 1969. – 399 с. 2. Горохов В.М. Публицистика: теория и практика. – М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1995. – 164 с. 3. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М.: Мысль, 1982. – 172 с. 4. Публицистика и информация в современном обществе/Под общ. ред. проф. Г.Я. Солганика. – М.: МГУ, 2000. Практикум 26 «Опасный жанр литературы» Надо уметь придать очерку такой дидактический характер, который будит мысль и заставляет читателя вместе с вами созерцать материал, внутренне сталкивать его. Михаил Кольцов Очерк - это один из главнейших и трудных жанров художественной публицистики. Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Автору очерка важно не просто исследовать свой предмет, а художественно его осмыслить, наглядно-образными средствами подчеркнуть проблемность ситуации, на частном случае показать общее. Именно художественность очерка – необходимое условие его действенности. 55 В наши дни встретить данный жанр на страницах прессы – это большая удача. К сожалению, современные журналисты незаслуженно забыли об очерке. Очерк обладает удивительной публицистической силой, ведь не случайно ещё «неистовый репортёр» Эгон Киш называл его «опасным жанром литературы». На что прежде всего следует обращать внимание редактору при работе над очерковым текстом? Блестящий публицист Михаил Кольцов в своё время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку. Разумеется, при подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др. Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечётко. «Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», - писал Михаил Ефимович, - а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал,…чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперёд, но и сама по себе держалась бы на «месте»56. Пожалуй, лучше и не скажешь. С помощью чего достигается очерковость текста? Здесь редактору нужно помнить о четырех основных моментах. Во-первых, важная характеристика текстов данного жанра – документализм. Очеркист стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен очеркисту. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка. Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития. В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм – присущая черта очерка. В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений»57. Особое внимание редактору, работающему над данным жанром, следует уделять языку. Кольцов писал: «Из всех видов языков самый красивый, самый замечательный – язык очерка, это язык самый точный, и, если ты найдёшь для выражения какого-либо понятия самое точное слово, оно вместе с тем будет самым красивым»58. По предмету отображения сегодня исследователи различают портретный, проблемный и путевой очерк. Тематика тоже может стать категорией для выделения разновидностей очерка: социальный, производственный, экономический и т.д. Задание 1. ПЕРВЫЕ СТО СТРОК59 Недавно меня пригласили поговорить со студентами — будущими журналистами о профессии. Лекция стояла первой в расписании. К тому же погода не баловала. «Мело, мело по всей земле, во все пределы». Когда я вошел в аудиторию, там сидело всего двое ребят, которые, наверное, и не ложились спать прошлой ночью. Пока ждали опаздывающих, рассказал им пару баек о своих студенческих годах, сдаче экзаменов и зачетов. Через минут пятнадцать начали. Говорили о социальной роли журналистики, потом перешли на то, как «разговорить» человека во время интервью. Знаете, что меня поразило в этих молодых людях: они почти ничего не знают ни из нашей истории, ни из нашей культуры. Им ничего не говорят знаковые имена Лотмана и Лихачева, Бергмана и Амосова. Они никогда не слышали об Инне Руденко, Анатолии Аграновском, Татьяне Тэсс, Василии Пескове — на чьем творчестве выросло не одно поколение журналистов. Но еще больше меня поразило то, что они почти ничего не читают, книги перестали быть для них потребностью. Всю необходимую информацию они находят в интернете. Их никто не научил работать с первоисточниками, они не умеют анализировать и сравнивать услышанную, увиденную и прочитанную информацию. Посмотрев на этих ребят, я, признаюсь, ужаснулся. Если они — главный продукт нашей школьной и вузовской системы образования, то мы уже давно не первые в мире и мало чем отличаемся от американцев, которые с удовольствием рассказывают анекдоты о своей безграмотности и бескультурье. Я задал им вопрос: можно ли нарушить этические принципы, чтобы получить необходимую для правдивого освещения событий информацию? В ответ полушутя прозвучало: можно, в зависимости от того, сколько заплатят за публикацию. Я бы не стал рассказывать эту историю, если бы накануне не случилась другая. Совсем непохожая на эту. Общее — только герои. Новое, выросшее при Ельцине поколение. В конце девяностых годов директор одной государственной школы вдруг объявил своим коллегам, что уходит. Видимых причин не наблюдалось: школа считалась одной из лучших в городе, попасть туда было трудно, контрольные проверки никогда ничего не находили, учили в ней качественно и серьезно. Когда начальство поинтересовалось, что же все-таки произошло, он ответил, что хочет попробовать себя в свободном полете, начать с нуля, а точнее — создать полностью частную школу. Трудно, легко ли ему было — не об этом сейчас речь. Вслед за ним ушло несколько молодых, недавно окончивших вузы педагогов. Ему нравилась его команда: с ней интересно было работать. Но через год кому-то надоело сидеть на работе каждый день двадцать четыре часа, второго родители пристроили в аспирантуру, третий нашел работу в коммерческой фирме, четвертая вышла замуж. Еще через год от его команды осталась лишь половина, но эта половина работает и по сей день. Теперь в эту школу местное начальство водит экскурсии: демонстрируют уникальную образовательную систему, в которой родители, являясь реальными заказчиками образовательных услуг, знают, как тратятся их деньги до последней копейки. [Все было бы прекрасно и дальше, если бы однажды в кабинете директора не объявились бывшие коллеги. Многих из них он не видел десять лет. После дежурных приветствий стало ясно: ребятки пришли за своей частью прибыли. Создавая школу, директор учредил закрытое акционерное общество «Шаг в будущее», акции поделил по-демократичному: почти поровну между всеми. И вот теперь они сидели перед ним, а он смотрел на их лица, вспоминал, как однажды одного из них откачивал в скверике напротив школы, когда тот внезапно потерял сознание на улице, как другого взял вместе с собой на беседу с министром и как тот вскоре стал его советником, вспомнил, как приютил третью, которую со скандалом выгнали из самой престижной школы города, и думал: хорошее поколение выросло — поколение даже не акул, поколение предателей.] ...Школу собирается купить крутой бизнесмен. Бывшие соратники директора продали ему все свои акции. Говорят, она понадобилась ему для того, чтобы то ли Институт стриптиза открыть, то ли закрытый мужской клуб на ее базе создать. А вы говорите: Лотман, Лихачев, Амосов... Петр ПОЛОЖЕВЕЦ Определите жанр публикации. Сформулируйте проблему материала. Как вы думаете, почему автор выбрал именно эту жанровую форму? Составьте план материала. Определите способ изложения. Какие художественно-изобразительные средства использует автор? С какой целью? Выделите фрагменты текста, отличающиеся особой эмоциональностью. Какие чувства, на ваш взгляд, стремится пробудить журналист в читателях? Удачен ли заголовок материала? Разбейте текст на абзацы. В выделенном фрагменте исправьте смысловые неточности. Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст. Задание 2. Вот он стоит в стороне от дороги. Бежал, лишь косо поглядывая в нашу сторону. Мы остановились, и он тоже. А когда я из люка стал махать кепкой, заинтересовался: что это значит? Ему важно определиться, как относиться ко всему новому. Это красавец, похожий одновременно на нестарого волка и на лисицу. Большие уши - торчком. Внимательные глаза. Для лисицы он слишком поджарый - стоит на тонких длинных ногах. Но морда лисья, лукавая. И хвост тоже лисий - пушистый, с черным концом. Подборист, строен, можно сказать, изящен. Окраска рыжая, а по спине от головы до хвоста тянется что-то вроде черной накидки с серебряной проседью - чепрак. Эту породу зверей из семьи псовых называют чепрачный шакал... Мы поехали, и он побежал, удаляясь от пыльной дороги в сторону синевшей Килиманджаро.60 Этот фрагмент текста – отрывок из очерка Василия Пескова «Умница и красавец». Обратите внимание на то, с какой любовью публицист пишет о шакалах. С помощью каких языковых и стилистических средств он добивается такой поэтичности? Выделите детали, которые в итоге помогают воссоздать зримую картину имевшего место в дороге эпизода. Задание 3. Командир 45-го полка – очень интересный и волевой человек. Полковник прошел Афганистан и Чечню. Он костерит войну, думает вслух о своих детях, которые вечно растут безотцовщиной, и готов закончить «вторую чеченскую» сразу, с ходу, как можно быстрее – она ему надоела нешуточно. Его позиция: пусть как можно скорее заработают гражданские власти – и мы уйдем. Ну а пока в конце февраля, накануне Дня защитника Отечества, мы гуляем по полку. Командир показывает столовую – вполне симпатичную для полевых условий. Ведет на склад, забитый тушенкой и всякой снедью… Так и добираемся до квинтэссенции – командир показывает ямы, куда после «зачисток» швыряют чеченцев. Полковник заботлив: он поддерживает под локоток, чтоб не свалилась по грязи на шестиметровую глубину.61 Проанализируйте данный отрывок из произведения Анны Политковской «Концлагерь с коммерческим уклоном». С помощью каких приемов и языковых средств журналистка создает портрет своего героя? Задание 4. Как бы не приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату – военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов просто смешны перед лицом того, что сейчас делает самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам… по 40 километров в сутки. На шее у него автомат, за спиной полная выкладка. Он несет на себе все, что требуется солдату в пути. Человек проходит там, где не проходит машина, и в дополнении к тому, что он и без того нес на себе, несет на себе и то, что должно было ехать. Он идет в условиях, приближающихся к условиям жизни пещерного человека, порой по несколько суток, забывая о том, что есть огонь. Шинель уже месяц не высыхает на нем до конца. И он постоянно чувствует на плечах её сырость. Во время марша ему часами негде отдохнуть – кругом такая грязь, что в ней можно только тонуть по колено. Он иногда по суткам не видит горячей пищи, ибо вслед за ним не могут пройти не только машины, но и лошади с кухней. У него нет табаку, потому что табак тоже где-то застрял. На него каждые сутки в конденсированном виде сваливается такое количество испытаний, которые другому человеку не выпадут за всю его жизнь.62 Проанализируйте отрывок из очерка Константина Симонова «Задержано доставкой…». С помощью каких языковых средств автор создает собирательный образ рядового пехотинца? Задание 5. Составьте список «говорящих», то есть характеризующих нашу жизнь, деталей, которые ежедневно встречаются вам на пути от дома до университета. Задание 6. Следуя плану разработки темы «Молодое поколение - будущее России», поэтапно выполните предложенные задания. Заголовок: Герой нашего времени-2006 Подзаголовок: Кто он, мой сосед по парте? План работы: 1. Проблема Портретный очерк – это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы. Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которые вы будете разрабатывать в очерке. 2. Собирательный образ Если вы просто опишитесвоего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача увидеть связь конкретного человека с образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем – частное. Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения. 3. Противоречие Суть очеркового образа – есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств. Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» «положительный» и «отрицательный» портрет героя нашего времени. 4. Акценты Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали, плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Неслучайно считается, что слово «очерк» образовалось от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами. Выпишите 3-4 детали, наиболее важных, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь. 5. Описание персонажа Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться. 9. Черты характера Выпишите как можно больше черт характера вашего героя, каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке. 10. Ситуация Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом. 11. Связки: герой – образ – проблема Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой. 12. Оценки Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача – ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя его передать несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова? Пользуясь полученными наработками, «нарисуйте» портрет своего сокурсника. |