Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 4. Подберите материалы в жанрах письма и исповеди. Сделайте редакторский анализ текстов.Задание 4.

  • Литература для углубленного изучения темы

  • Практикум 17 Журналист рекомендует

  • Задание 1. СО ВСЕМ ДАРОМ 41

  • Опасная фраза: "Талант передается по наследству"

  • Опасная фраза: "Талант можно развить в себе только в детстве"

  • Опасная фраза: "Таланту все дается легко!"

  • Совет

  • Татьяна БОГДАНОВАБлагодарим психолога Юрия Липецкого за помощь в подготовке материала.

  • Задание 2. Подберите материал в жанре рекомендации. С какой целью, на ваш взгляд, он был опубликован Проведите редакторский анализ текста. Задание 3.

  • Литература для углубленного изучения темы: 1. Тертычный А.А. Дать совет совсем непросто…//Журналист. – 2000. - №5. – С. 49-51.Контрольная работа № 4.

  • Часть 3 Социожурналистика

  • Социологические исследования

  • Дополнительная литература к разделу

  • Практикум 18 Разговор двух умных людей

  • Задание 1. ТЕРРАФЛОПСЫ ВОРОБЬЕВЫХ ГОР 42

  • Согласна, МГУ - успешная система. Но как и любая система, она нуждается в модернизировании. Что удалось сделать за очередную `пятилетку`

  • Осенью, кстати, студенты МГУ и их родители жаловались, что прохождение диспансеризации в поликлинике отнимает слишком много времени...

  • Виктор Антонович, не обидно, что дочери президента Путина предпочли поступить в Санкт-Петербургский университет, а не в МГУ

  • Задание 2. Подготовьтесь к аналитическому интервью с учёным, актером, писателем, режиссером, депутатом Государственной Думы (по выбору).Задание 3.

  • Практикум 19 «За» и «против»

  • Практикум по редактированию (Русина). Практикум Информация в работе редактора


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеПрактикум Информация в работе редактора
    АнкорПрактикум по редактированию (Русина).doc
    Дата07.02.2018
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактикум по редактированию (Русина).doc
    ТипПрактикум
    #15307
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

    ИСПОВЕДЬ ЛИБЕРАЛЬНОГО ПАТРИОТА40


    Нашему поколению, кому от сорока до пятидесяти, невероятно повезло. Мы прошли потрясающую историческую школу, прожили несколько эпох. Каждая их них могла затянуться на целую жизнь, но просвистела - не заметили. А сколько невероятных поворотов ждет впереди! Возможно, они окажутся более тяжкими, а может быть, и повезет, как повезло уже не раз; в любом случае никто не отнимет главного: ощущения родной истории как неостановимого процесса, мучительного и счастливого, радостного и трагического, рискованного и дающего шанс выскочить из тупика в последнюю секунду.

    Единственное неудобство ускоренного развития заключается в том, что при каждом сломе исторического времени из неведомых щелей выползают незваные учителя жизни. Но это, видимо, неизбежно: такова цена вопроса. Ну, к примеру. Тебя миловал Бог, ты успел осознать дьявольскую природу коммунизма до его крушения, не полез в КПСС, не замарался лишним членством. Но как только советская власть начала крошиться, откуда ни возьмись понабежали прозревшие активисты, начали класть на стол партбилеты; на тебя смотрели с укоризной: что ж ты ничего не кладешь? Ах, нечего? Тогда постой в стороне, поучись у нас демократии... Ладно, постояли, поучились.

    Посчастливилось тебе и в другом: прийти в Церковь до завершения эры научного коммунизма. Но как только веру дозволили официально, бывшие атеисты массово покинули ряды оперотрядов, сделались правозащитными активистами и строго вопросили: како веруешь? Неправильно веруешь, брат, отклоняешься, отойди к оглашенным... Что же, отошли.

    Потом, посреди необъятной экономической вольницы, ты начал искать иные опоры социальной, политической жизни. Не отрицающие всемирную свободу, но согретые естественным чувством любви к отечеству с его особым устройством, неповторимым обликом. Проверенные демократы возмущались; их дальтоническое зрение окрашивало патриотизм в красно-коричневые тона. Стойкие патриоты ругались: либеральные начала с квашеной капустой не сочетаются, а без нее и кваса нам никуда. Но самые активные, умные и циничные сверстники помалкивали; им было не до того. Они зарабатывали будущие капиталы. Кто - в шлейфе Березовского, информационно прикрывая его военно-финансовые порывы, кто - в клане раннего Ходорковского, помогая любой ценой оттеснять конкурентов и создавать нефтяную империю, кто - растлевая общество интим-продуктом для видеосалона. Но вдруг эпоха опять поменялась; наступили консервативные двухтысячные, Борис Абрамыч оказался в нетях, Ходорковский попытался поменять правила своей финансовой игры, опрозрачнить их; жестоко поссорился с властью. Некоторые бывшие березовцы тут же пересмотрели свои либерально-экономические взгляды и сурово спросили: а ты патриот? Отчего тогда не одобрямс? Неправильный у тебя какой-то патриотизм, путаный. Подумай, взвесь; не перевоспитаешься, отправим в угол.

    Вообще-то в углу я уже был. Там неуютно. Но, во-первых, спокойно и не слишком голодно. А во-вторых, все-таки интересней, чем в мире, где свобода не является ценностью. Где живое патриотическое чувство превращается в условие карьерной прописки. Вольная мысль становится уделом младочекистов. Вера - знаком лояльности. А здоровое желание "труда со всеми сообща и заодно с правопорядком" опять превращается в мечту. Спешу оговориться: это не намек на предстоящую оранжевую революцию; оранжевая революция - всего лишь способ ухода от нынешней России через нынешнюю Америку; Россия через Америку уже уходила - от Советского Союза; от кого и через кого ей уходить сейчас? Но это намек на иное. На то, что развитие суверенной российской государственности, либерального русского государства невозможно без атмосферы внутреннего общественного доверия. Она и так была чересчур летучей, а в последнее время катастрофически разрушается; впору подписывать еще один Киотский протокол.

    А если так, если возникает угроза для движения страны вперед, то чувство патриотического долга мешает настоящему либералу ехидно дожидаться в углу, когда очередная эпоха благополучно или не слишком благополучно сменится. И его опять начнут жучить очередные перевоспитавшиеся: а ты почему не принес клятвы на верность Касьянову, Рогозину, Квачкову (нужное подчеркнуть). Приходится упрямо стоять на своем посреди продуваемого всеми ветрами политического пространства, ведя неравный спор с незримым оппонентом. Что же до контрреволюционных фронтов, заградотрядов и номенклатурных дружин, то помните, как нас учила одна революционная песня? Правильно. Без меня большевики обойдутся.

    Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ

    Определите жанр материала. Сформулируйте тему, идею произведения. Каким образом строит своё рассуждение автор? На выделенном фрагменте покажите особенности языка и стиля автора. Подготовьте редакторское заключение и рекомендации автору. Сделайте правку-сокращение.

    Задание 4.

    Подберите материалы в жанрах письма и исповеди. Сделайте редакторский анализ текстов.

    Задание 4.

    Подготовьте материал в жанре письма, адресованного Президенту РФ (вариант 1), министру образования (вариант 2), ректору университета (вариант 3) и т.д.
    Литература для углубленного изучения темы:

    1. Верховская А.И. Письмо в редакцию и читатель. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 192 с.

    2. Работа с письмами в редакции/Под ред. С.М. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1991. – 159 с.

    3. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. Учебное пособие - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. – 60 с.

    4. Тертычный А.А. Письма пишут разные//Журналист. - 1999. - №12. – С. 59-61.

    5. Тертычный А.А. Исповедь: заголимся господа//Журналист. - 2000. - №2. – С. 64-66.

    Практикум 17

    Журналист рекомендует

    Рекомендация – это произведение периодической печати, содержащее в себе развёрнутую (с обоснованиями, аргументацией, оценками и т.д.) предписательную информацию по какому-либо социально значимому вопросу.

    Именно рассуждения журналиста, сравнения, причинно-следственный анализ позволяют отнести публикации, написанные в жанре рекомендации, к группе аналитических жанров. Интригу или даже пикантность рекомендациям придают предложенные автором варианты выхода из сложившейся ситуации.

    Главная цель публикаций-рекомендаций – дать совет всем в нём нуждающимся. Журналист предлагает несколько более или менее эффективных программ по исправлению опасного или неприятного положения. Иными словами, он советует читателю, как тому поступить.

    Редактор должен обратить внимание прежде всего на выбор темы материала, «адрес» совета, форму его изложения. В наши дни в прессе появляется довольно много публикаций, которые дают по-настоящему бесполезные советы. Подобные «рекомендации» скорее рассчитаны на досуговое чтение – аудитория обратится к ним не для того, чтобы узнать, как поступить, чтобы просто развлечься.

    Важный момент – суть рекомендаций, то есть содержание и глубина предписательной информации. Совет должен быть обоснованным, содержать фактические и логические доводы, достаточно убедительные, чтобы вызвать доверие у читателя.

    Случается, что в прессе публикуются советы, придуманные журналистом только для того, чтобы что-то посоветовать. Это означает, что автор недостаточно глубоко изучил ситуацию, о которой пишет, не прочувствовал её, не соотнёс даваемые советы с реальным опытом.

    Редактору необходимо помнить, что ценность материала, написанного в жанре рекомендации, заключается в полезности самих советов: если они пустые или даже опасные - это серьезно ударит по авторитету издания.

    Задание 1.

    СО ВСЕМ ДАРОМ41

    У меня есть подруга-пессимистка. Красивая, обеспеченная, известная в нужных кругах галеристка с нежным именем Алиса. Однажды я в очередной раз удивилась ее негативному отношению к жизни, и она объяснила: "Красота не вечна, деньги уходят, слава - тем более. Только талант может компенсировать все эти радости! А я свой то ли не нашла, то ли зарыла в землю. Выставляю чужие картины, а своего ничего создать не могу!" Алисе и ей подобным - очень талантливым и очень пессимистичным - посвящаю.

    Начну академично. Слово "талант" впервые встречается в Новом завете. Тогда так обозначали меру серебра. Ее-то и получил от господина ленивый и чересчур осторожный раб. Он предпочел зарыть деньги в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль.

    В современной психологии нет понятия "талант". Специалисты предпочитают называть это "высоким уровнем развития способностей". Чаще всего жить в гармонии со своими способностями мешают несколько опасных, враждебных таланту устойчивых фраз.

    Опасная фраза: "Талант передается по наследству"

    Как тут не вспомнить фамилии Бах, Лиепа, Рерих, Михалковы и Кончаловские? А в твоей семье все врачи. И ты думаешь, что это автоматически заставляет тебя раздавать налево-направо клятву Гиппократа.

    Контрагрумент

    Из поколения в поколение передается не талант, а занятие одним и тем же делом. У отпрыска музыкантов легче обнаружить слух, потому что родители вольно или невольно сами развивают его у собственного чада — например, готовясь к концертам дома. Однако если склонность не получит подпитки извне, она останется просто склонностью.

    Совет:

    Надеяться на то, что если твоя мама отлично шьет, то ты станешь известным модельером, не беря в руки иголку первые 20 лет жизни, не стоит. В крайнем случае превратишься в слабый мамин "сиквел". И о тебе скажут другую расхожую фразу: "На детях великих природа отдыхает!"

    Опасная фраза: "Талант можно развить в себе только в детстве"

    Итак, ты все-таки совершила ошибку в школьные годы, променяв художественную школу на кружок юных экономистов. Теперь от одного слова "экономика" тебя бросает в дрожь, но ты боишься отложить квартальный отчет и взять в руки кисти и краски, хотя давно хочется.

    Контрагрумент

    У Моцарта музыкальные способности обнаружились в 3 года. Брюллов был зачислен в Академию художеств в 9 лет. Эдисон изобретал еще подростком. Зато Роден лучшие скульптуры создал уже после 40. Величайший пианист Рихтер поступил в консерваторию только в 27 лет! Что доказывает: главное — интерес и желание. И все получится!

    Совет:

    Даже консервативные японцы советуют раз в жизни менять профессию. Не бойся ломать построенное - особенно покосившееся здание. Вспомни свои детские увлечения: все то, что ты когда-то хотела сделать, но так и не сделала!

    Опасная фраза: "Таланту все дается легко!"

    Это про солнечного Моцарта и щеголеватого Пушкина. И про меня. Ведь я обязательно напишу все заказанные мне за два месяца статьи за один вечер!

    Контрагрумент

    Если надеяться только на врожденные способности, то можно однажды обнаружить, что тебе, например, перестали заказывать статьи, потому что в последние три месяца ты сдаешь халтурные произведения, написанные левой рукой в три часа ночи. Моцарт, кстати, с 3 лет не вылезал из-за пианино. Заложенный отцом в детстве запас и позволил ему в зрелости с легкостью сочинить "Волшебную флейту" и "Дон-Жуана". А Пушкин, чтобы написать "Капитанскую дочку", переработал множество исторических материалов по пугачевской эпохе.

    Совет:

    Как не вспомнить слова Эдисона: "Гений - это 1% вдохновения и 99% пота!"

    Маленький постскриптум про Алису

    Алиса — хозяйка лучшей в нашем городе галереи. Единственной в своем роде. От мамы-искусствоведа она унаследовала любовь к живописи, от папы-бизнесмена — сильно бьющуюся деловую жилку. В глубоком детстве она организовала первую в городе вы ставку молодых художников и отправила юные дарования на учебу в Москву. Ей самой тогда было 16 лет. Сейчас она работает по 14 часов в сутки, что бы в ее галерею шли люди. Она очень, очень талантлива. Надеюсь, она прочтет этот материал. Я писала его долго, вдумчиво и обеими руками!

    Татьяна БОГДАНОВА
    Благодарим психолога Юрия Липецкого за помощь в подготовке материала.

    Определите жанр публикации. Какова, на ваш взгляд, главная идея автора? Удалось ли её реализовать? Что бы вы ещё посоветовали людям, которым пока не удалось обнаружить свой талант? Оцените расположение фактических и логических доводов. В выделенном фрагменте исправьте смысловую неточность. Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Отредактируйте текст.

    Задание 2.

    Подберите материал в жанре рекомендации. С какой целью, на ваш взгляд, он был опубликован? Проведите редакторский анализ текста.

    Задание 3.

    Составьте развёрнутый план в форме тезисов материала-рекомендации по теме: вариант 1 - «Как устроиться на работу»; вариант 2 - «Как успешно сдать экзамен»; вариант 3 - «Как поступить в университет».
    Литература для углубленного изучения темы:

    1. Тертычный А.А. Дать совет совсем непросто…//Журналист. – 2000. - №5. – С. 49-51.
    Контрольная работа № 4.

    Проанализируйте один номер газеты или журнала по выбору на предмет наличия в нём текстов изученных нами жанров. Какие жанры представлены в данном номере? Какие из них чаще всего используются журналистами? Каким образом соотносится информация и аналитика? Подготовьте письменное заключение по данному номеру и предложения редакционному коллективу.
    Часть 3

    Социожурналистика

    О социологическом подходе в редакционной работе

    Всякий, у кого есть хоть немного здравого

    смысла и пара фактов, может немедленно

    найти правильный ответ на любой вопрос.

    Американская поговорка

    Социальный мир соткан из противоречий, скрытых и явных. Они являются непременным условием его существования, лежат в основе его развития. Противоречия наполняют жизнь человека, и порой мы настолько привыкаем к ним, что даже перестаем их замечать. И это может продолжаться до тех пор, пока социальные условия не переменятся и какое-либо противоречие не приобретёт злободневное звучание, не станет актуальным, не потребует скорейшего разрешения, не привлечёт внимание общественности, одним словом, пока противоречие не перерастёт в проблему. Тогда за дело берутся журналисты. Или социологи.

    Публикаций, о которых пойдёт речь в данной части учебно-методического пособия, можно называть социологической аналитикой.

    Главная особенность социолого-аналитических текстов заключается в том, что автор обращается не к отдельным фактам, а к исследованию социальных объектов: слою, явлению, процессу, конфликту, социально-профессиональной группе, социальному феномену.

    Рассматриваемая в данных материалах проблема не событийно, а социально значима. Пишущий обращается к причинно-следственным связям социальной действительности, социальным фактам, подвергает их комплексному анализу, активно использует социологическую информацию и в итоге выходит на уровень социально значимых выводов.

    Вместе с тем, социологическая аналитика – это не сухие отчёты беспристрастного исследователя. Это полноправные журналистские произведения, в которых находят место и непосредственные наблюдения автора, и комментарии, и судьбы конкретных людей. Таким образом, в них соединяются социологический и журналистский подходы.

    На самом деле у журналистики и социологии много общего – хотя «акулы пера», наверное, не всегда отдают себе в этом отчёт. С одной стороны, это объект изучения - социальная действительность преимущественно в условиях настоящего времени, с другой — методика и принципы работы на всех её этапах. Иными словами, и та и другая являются способами исследования и отображения жизни современного общества.

    Конечно, журналисты и социологи не всегда имеют дело с назревшими проблемами, хотя такое случается чаще всего. Если повезёт, они смогут увидеть проблему в зародыше, обнаружить скрытое противоречие, спрогнозировать «обострение» проблемы заранее, привлечь к ней внимание общественного мнения и власти и тем самым предотвратить негативные социальные ситуации и конфликты, которые проблема может вызвать. Именно проблема-противоречие, которую сначала увидели и потом сформулировали, является толчком к началу работы и для социолога, и для журналиста. Именно проблема будет движущей силой и для того, и для другого в планировании деятельности, в сборе информации, в её обработке, в написании итогового документа или материала.

    Из истории жанра

    В нашей стране лучшие образцы социологической публицистики появились в 90-х гг. Их авторами были не журналисты, а социологи, политологи, экономисты. Через некоторое время в журнале «Социологические исследования» появилась новая рубрика «Социологическая публицистика», под которой стали публиковаться уже произведения журналистов.
    Журналистика испытывает постоянную потребность в социологии. Эффективность работы журналиста зависит от того, насколько качественно он может провести анализ современной действительности, предложить и грамотно обосновать средства позитивного воздействия на общественные процессы, то есть от того, в какой мере он владеет социологическим мышлением. Для того чтобы его публикация способствовала необходимым текущим преобразованиям, журналисту нередко приходится прогнозировать развитие социальных процессов и явлений. Поэтому ему требуется социологическое знание.

    И у журналиста, и у социолога единый объект исследования - социальная действительность. Зачастую журналисту в его работе требуется выйти за рамки субъективно-психологического понимания, подняться на уровень социально-типического, При подготовке аналитических, проблемных материалов ему бывает просто не обойтись без социологических данных, без сопоставления сведений из разных источников.

    В некоторых случаях в интересах журналиста провести собственное расследование. Начиная исследовательскую работу, близкую по логике и методам сбора информации к социологической, он должен уделить особое внимание процедурам сбора и интерпретации информации, выборке изучаемых объектов, инструментарию.

    Разумеется, чтобы работать с такими текстами, обладать социологическими знаниями и умениями должен и редактор.

    Владеть знаниями социологии для редакционных сотрудников важно ещё и потому, что журналистика сама представляет собой социальную систему, институт общества. Правда, не всегда этот институт выполняет те важные социальные функции, которые по природе своей выполнять обязан. К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлением асоциальности журналистики: СМИ словно отворачиваются от общества, создают вторую информационную реальность, во имя собственных частных интересов формируют системы социальных норм и ценностей. Журналистика, не слышащая общество, равнодушная к потребностям и нуждам людей, видящая в них лишь безмолвных потребителей-марионеток, перестаёт быть журналистикой.

    Взаимосвязь двух видов познания и отражения действительности – журналистики и социологии – четко прослеживается через системы социологических методов, форм предоставления социологической информации и журналистских жанров: социологический опрос – аналитические интервью и опрос, анкета; метод фокус-групп – беседа; социологический отчёт - социологическое резюме; мониторинг, рейтинг, наблюдение, эксперимент и одноименные жанровые формы.
    Дополнительная литература к разделу:

    1. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. Методическое пособие. Выпуск 1. – М., 1985. – 61 с.

    2. Журналистика и социология: Учебное пособие/Под ред. И. Д. Фомичёвой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 199 с.

    3. Маслова О.М. Методология и методы социологических исследований. – М., 1996. – 139 с.

    4. Социологическое обеспечение деятельности СМИ/Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 1995.

    5. Методы сбора информации в социологических исследованиях/Ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. Кн. 1. Социологический опрос – М.: Наука, 1990. – 232 с.

    6. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 80 с.
    Практикум 18

    Разговор двух умных людей

    В социологии существует два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Анкетирование – это заочный опрос с помощью анкеты, интервьюирование – очный опрос посредством интервью. Оба типа опроса имеют множество разновидностей, модификации некоторых из них используют журналисты.

    Ранее мы уже говорили о жанре информационного интервью, цель которого – передать аудитории нужную информацию. От информационного аналитическое интервью отличается прежде всего тем, что помимо сообщения о фактах оно содержит и их анализ.

    Журналист, работающий в данном жанре, будет задавать интервьюируемому не только «информационные» вопросы, то есть назначение которых - получить информацию, например: кто, что, где, когда и др. Ведущую роль в таком интервью будут играть вопросы, побуждающие к анализу. Они помогут герою будущей публикации изложить свою позицию, представления, мнения, направлять его рассуждения в нужное русло.

    Аналитическое интервью больше, чем информационное, напоминает социологическое. В зависимости от целей и творческой манеры журналиста оно может быть свободным или глубоким стандартизированным.

    Работать над аналитическим интервью сложнее, чем над информационным. Последнее представляет собой процесс передачи информации от интервьюируемого журналисту и отражение этого процесса на страницах периодики. Аналитическое интервью - это скорее серьезный разговор двух компетентных людей, обсуждение важнейших вопросов, их совместные двухсторонние оценки, предположения. Неслучайно некоторые исследователи называют такие интервью беседами. Но не следует их путать с жанром беседы, который мы рассмотрим несколько позже.

    Разумеется, из двух собеседников более компетентным должен являться интервьюируемый. Если журналист разбирается в теме лучше своего собеседника, то выбор жанра интервью неудачен. В таком случае он может подготовить к публикации, например, аналитическую корреспонденцию, комментарий или статью.

    Энциклопедические знания, широкий кругозор необходимы журналисту, но ему вовсе не обязательно быть специалистом в той области, которую будет затрагивать материал. При погружении в тему и работе над аналитическим интервью, ему важно оставаться журналистом. Читателям герой материала интересен не только как профессионал, но и как человек, личность. Типичные «журналистские» вопросы служат украшением аналитического текста, оживляют серьезный разговор, заставляют улыбнуться.

    Задание 1.

    ТЕРРАФЛОПСЫ ВОРОБЬЕВЫХ ГОР42

    Ректор МГУ, академик Виктор Садовничий: “Жаль, что дочери президента учатся не у нас. Но я не теряю надежды... Может быть, аспирантура?..”

    Предстоящие в эту пятницу выборы ректора в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова не сулят сенсации. Ученые советы факультетов и общественные организации МГУ единодушно выдвинули одну кандидатуру - Виктора Антоновича Садовничего. Он возглавляет университет с 1992 года. Как и в прошлые выборы, коллеги считают, что альтернативы действующему ректору нет. Речь идет о подтверждении мандата доверия ректору и линии развития МГУ. Все ли в порядке в университете с демократией? - поинтересовался `МК` у самого академика Садовничего.

    - Во-первых, сейчас еще идет процесс выдвижения кандидатов. В этот раз, кстати, очень активны учащиеся. Ученый совет университета решил увеличить квоту студентов на выборах ректора до 200 человек. Для демократизации жизни я предложил создать в университете профессорские собрания. Ученые советы включают 30-40 человек. А профессорские собрания - это сотни профессоров, которые должны обсуждать важные вопросы жизни факультета. Мне кажется, мы нуждаемся в такой демократизации.

    - Обнародован очередной международный рейтинг вузов, составленный Шанхайским университетом. МГУ поднялся на одну строчку - с 67-го на 66-е место. А как вы оцениваете позицию Московского университета в мире?

    - Институт при Шанхайском госуниверситете, который составляет этот рейтинг, никогда ничего не запрашивает, они сами где-то берут данные. Критерии у них следующие. Количество нобелевских лауреатов, подготовленных вузом за какой-то период. К сожалению, мы жили в стране, где было особое отношение к этому вопросу. Далее. Количество публикаций в журнале `Nature`. Журнал, конечно, авторитетный, но у нас традиции публиковаться в нем ранее не было. В этом рейтинге не учитывается ни материальная база, ни содержание образования. Он не отражает объективную картину. Если оценивать по множеству критериев, учитывая количество программ, фундаментальную подготовку, сроки обучения, количество обучающихся, неформальный рейтинг вуза за рубежом, оценку вуза выдающимися учеными мира, то я считаю, что МГУ - на одном из первых мест. Готов об этом сколько угодно спорить, но это так и есть.

    - Согласна, МГУ - успешная система. Но как и любая система, она нуждается в модернизировании. Что удалось сделать за очередную `пятилетку`?

    - Университет сильно преобразился: создано 13 новых факультетов, возникли новые институты. Выполнена большая программа поддержки молодежи. Средний возраст преподавателей снизился с 65 до 50 лет. Удалось оснастить университет самым современным оборудованием. Это лучшие приборы в мире. Ряд лабораторий МГУ оснащен так, что пошел обратный процесс: к нам приезжают работать зарубежные специалисты. Мы решили проблему с суперЭВМ. Суммарная мощность вычислителей МГУ - около 2 террафлопс. Это тысячи миллиардов операций в секунду. Началось освоение новой территории. Построена фундаментальная библиотека, заканчивается строительство современного медицинского центра.

    - Осенью, кстати, студенты МГУ и их родители жаловались, что прохождение диспансеризации в поликлинике отнимает слишком много времени...

    - Городская поликлиника при университете не справляется с этой задачей. Новый медицинский центр будет самым мощным в Европе. Это высший класс: 45 тысяч кв. метров, 300 коек, аналитический центр, 8 операционных линий, кафедры факультета фундаментальной медицины. Безусловно, он решит проблему обслуживания студентов. Рядом строятся 2 учебных корпуса и на старой территории - еще 2, реконструируются здания на Моховой. Таким образом, университет удваивает свою площадь. Хорошую жилищную программу реализовали. 100 профессоров, преподавателей получили квартиры. Еще столько же получат. Уже готовы проекты новых общежитий. Надо сказать, что и конкурс у нас стабильно растет, приближаясь к показателю 6 человек на место. Количество учащихся выросло до 41 тысячи. Мы показали, как надо реформировать систему образования. Не утратили своего лица, с одной стороны, с другой - открыли много нового.

    - Виктор Антонович, не обидно, что дочери президента Путина предпочли поступить в Санкт-Петербургский университет, а не в МГУ?

    - Обидно. Но надежда умирает последней. (Смеется.) Может, в аспирантуру к нам придут.

    Людмила ВОЛКОВА

    Определите жанр данной публикации. Составьте план. Выделите аналитические фрагменты текста. С какой целью они используются автором? Сформулируйте проблему (проблемы) данного материала. Удачна ли композиция публикации? Соответствует ли заголовок содержанию? Выделите смысловые части материала. Удачно ли используются связки? Сделайте разбивку текста при помощи подзаголовков. Отредактируйте текст.

    Задание 2.

    Подготовьтесь к аналитическому интервью с учёным, актером, писателем, режиссером, депутатом Государственной Думы (по выбору).

    Задание 3.

    Из газет и журналов подберите информационное интервью. Подготовьте перечень «аналитических» вопросов по теме данного материала.

    Литература для углубленного изучения темы:

    1. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования//Социология 4М. – 1991. - №2. – С.5-19.

    2. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 318 с.

    2. Веселкова Н.В. Методологические принципы полуформализованного интервью//Социология 4М. – 1995. - №5-6.

    3. Маслова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования//Методология и методы социологических исследований. – М.: Институт социологии РАН, 1996. – С. 9-20.
    Практикум 19

    «За» и «против»

    Аналитический опрос - это произведение журналиста, отражающее «веер» мнений респондентов по какой-либо значимой проблеме (проблемам) и представляющее собой развёрнутый комментарий по исследуемой проблеме.

    Возникает вопрос, обязательно ли в таком материале должны присутствовать рассуждения самого журналиста. Ответ: нет, не обязательно. Высшее мастерство аналитика иногда проявляется именно в том, что он задаёт нужный вопрос в нужное время и в нужной форме. Такой вопрос часто бывает во сто крат ценнее собственных комментариев сотрудника редакции.

    С другой стороны, если журналист, проводящий блиц-опрос, чувствует необходимость дополнить полученные ответы развёрнутыми комментариями, то есть насытить текст элементами анализа (оценками, прогнозами, обобщениями и т.д.), то он вполне может стать автором аналитического опроса.

    Сегодня СМИ достаточно нередко обращаются к гражданам с целью узнать их мнение. Делается это практически по любому поводу и в разных формах (уличный опрос, опрос по телефону, опрос посетителей сайта и т.д.).

    Редактору следует помнить, что поводом для проведения аналитического опроса может послужить событие исключительное, имеющее значение для общества. Если блиц-опрос преследует цели проинформировать или развлечь, то аналитический опрос обязан заставить задуматься, познакомить его с мнениями (в том числе кардинально противоположными) различных социальных групп, помочь человеку выработать собственную точку зрения.

    Ещё один важный момент. Необходимо различать социологический опрос и опрос, проводимый силами редакции или одного журналиста.

    Первый - проводится группой учёных по специально разработанным программам с соблюдением всех необходимых методических требований. Второй - не является в строгом смысле социологическим исследованием. Это исследование журналиста (или нескольких редакционных сотрудников) с помощью метода социологии - опроса - с целью получения информации, которая могла бы заинтересовать читателей.

    Опрос силами редакции проводится, как правило, в очень короткие сроки (от нескольких часов до нескольких дней). Для сравнения: работа социологов может длиться месяцами - в зависимости от степени сложности исследуемого объекта.

    Опрос журналиста охватывает небольшую группу людей (например, случайных прохожих или авторитетных лиц, известных аудитории, при Интернет-опросе – посетителей сайта). Выборочная совокупность социологического опроса, преследующего научные или научно-прикладные цели, составляет 1000-1500 человек.

    Журналисты не составляют программу, не конструируют выборку, не проводят пилотажное (разведывательное) исследование на небольшом объекте, не апробируют инструментарий, не проверяют точность и надежность полученных результатов. Поэтому результаты опроса, проводимого редакцией, не могут считаться репрезентативными (представительными). В связи с чем не уместны претензии журналистов на то, что «согласно проведённому опросу, большинство россиян считают»…

    Задание 1.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта