Практикум по редактированию (Русина). Практикум Информация в работе редактора
Скачать 1.16 Mb.
|
Задание 1. БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ30 Деятельность любых средств массовой информации в строгом понимании безнравственна по самой своей сути. Потому что журналистика питается трагедиями, такова ее природа, как природа хищника – в поедании сырого мяса. При этом действия зверя находятся, конечно, совершенно вне нравственных оценок: так он устроен, у него выбор – либо голодная смерть, либо убийство добычи, но мудрость Создателя и этого выбора животному не дает. Оценивать же с нравственной точки зрения любые человеческие действия можно и нужно, учитывая, естественно, социальные законы, нередко диктующие поведение не менее жестко, чем биологические. Проработав в журналистике целую человеческую жизнь, я и сам привык воспринимать любое событие как информационный материал. Сам, будучи редактором, ловил себя на том, что при сообщении о какой-нибудь катастрофе в летнее, вялое и бедное на информацию время, испытывал если не радость, то оживление: будет чем заполнить газетную полосу. Ловил – и, как мог, давил в себе это чувство, чтобы не превратиться окончательно из нормального человека в бессовестного информационного маньяка. Признаки этого психического отклонения я распознаю с одного взгляда на текст, с одной фразы в телевизионном комментарии. Катастрофа с российским батискафом и последующее спасение подводников, одновременная гибель Михаила Евдокимова показали, что в нашей журналистике болезнь бесчувствия и вытеснения морали из профессии зашла чрезвычайно далеко. Трагедия, произошедшая на Дальнем Востоке, с самого начала почти всеми газетными и телевизионными комментаторами была воспринята исключительно как повод для политических спекуляций. Удачно, блин, вышло! Сейчас припомним «Курск», эффектно использовав злой рок, тяготеющий над августом в России, построим на впечатляющем материале нужные выводы… В зависимости от собственной политической ориентации, у журналистов всегда чудесным образом совпадающей с позицией хозяина СМИ, пишущие и говорящие властители дум, газетных площадей и эфирного времени в очередной раз продемонстрировали свою верность двум основным лагерям – бесстыжего «патриотизма» и столь же одурелого «либерализма». Одни, явно радуясь представившемуся случаю, принялись привычно клеймить «кровавый режим», предрекать гибель моряков и объяснять все преступными действиями власти. От нее ждали безразличия к случившемуся, отказа от зарубежной помощи и так далее. Когда же министр обороны немедленно прилетел на место события, когда помощь англичан и американцев приняли с благодарностью, когда все кончилось счастливо, критики с еле скрываемым разочарованием от такого разрешения ситуации сосредоточились на обличении власти за отсутствие в России собственных спасательных устройств и поношении коллег, которые слишком уж (и это правда) сдержанно говорили о решающем вкладе британцев в спасение русских моряков… Другие, не смущаясь ни на минуту тем, что рассуждают-то о жизни и смерти, завели свою обычную песню о Родине, ее оскорбленном величии и коварных врагах. Было охотно предоставлено слово отставному флотоводцу, который с каким-то непостижимым людоедством твердил, что нужно было просто все взорвать собственными силами, а что там семь человек внизу – ничего, авось обошлось бы… А о тех семи, которые, как представлялось, просто в отчаянии ждут, когда кончится кислород, вспоминали в последнюю очередь. Гибель же актера и губернатора от нелепой, чисто русской беды – любви к быстрой езде – вообще стала поводом для соревнования в придумывании исключительно лихих заголовков. Какой-то общий психологический дефект лежит в основе всех этих «Юмориста остановила береза» и «Губернатора подвело управление». Как будто все это придумывали не совсем люди – ведь в человеческом естестве заложено почтение к смерти. Валентин Катаев вспоминал о сумасшедшем старике, продававшем газеты в Одессе во время Первой мировой войны – рекламируя свой товар, он выкрикивал: «Отступление на германском фронте! Слава Богу! Много убитых и раненых! Слава Богу!» Похоже, что наши газетчики ведут происхождение от этого безумца… …Бесчувствие журналистов более опасно потому, что оно разносит в обществе инфекцию цинизма и ледяного пренебрежения к трагедиям. Ежедневные крупные телевизионные и фотографические планы разорванных на куски человеческих тел делают для привыкания к терроризму, возможно, не меньше, чем выступление перед камерой какого-нибудь Басаева. Англичане, наконец, поняли это, и ввели некоторую цензуру в славившемся своей безграничной объективностью BBC. А за игривый заголовок материала о смерти в цивилизованных странах читатели подают в суд. Мы же все шутим над могилами, все шпыняем политических противников катастрофами, все гуляем по костям. Ничего не боимся. Александр КАБАКОВ К какому жанру вы бы отнесли данный текст? Какое явление становится предметом анализа журналиста? На какие закономерности социальной жизни он обращает внимание читателей? Какой выход из сложившейся ситуации видит? Удалось ли автору заставить читателя задуматься над проблемой? Выделите основные тезисы выступления журналиста. Составьте подробный план публикации. Оцените последовательность изложения мыслей автором. Выделите зачин, непосредственно анализ, главную мысль материала, вывод. Какие литературные приемы использованы в выделенном фрагменте? Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации. Задание 2. КОМУ МЕШАЕТ ЖУРФАК МГУ31 Всю минувшую неделю журналистское сообщество активно обсуждало странную публикацию, сочиненную в стиле доноса и появившуюся на страницах одного весьма солидного и уважаемого журнала. Уже само название этого обличительного текста вместе с подзаголовком звучали как приговор: "Факультет ненужных вещей. Журфак МГУ готовит журналистов, решительно непригодных для работы". Фамилия автора (Александр Тимофеевский), назвавшегося главным редактором одного из многих тысяч сайтов бездонного Интернета, ничего не говорила. Выпускники журфака, перезваниваясь друг с другом, тщетно пытались выяснить - кто таков этот суровый критик?... Вопросы повисали в безинформационном пространстве. Серьезного профи с подобной фамилией никто не знал. Лишь благодаря все тому же Интернету удалось обнаружить на информационном поле скромные следы присутствия сурового гражданина по фамилии Тимофеевский. Как выяснилось, он когда-то отметился в паре газет и затем выступил в качестве главного редактора на достаточно одиозном пропагандистском сайте. В роли куратора и идеолога этого сайта значился не кто иной, как сам господин Павловский - известный мастер интриг и провокаций… Факультет журналистики МГУ - субъект крайне привлекательный. Исторический комплекс через дорогу от Кремля вряд ли может оставить равнодушным хоть одного серьезного претендента на лакомую госнедвижимость. А у отдельных конструкторов пропагандистской машины наверняка велик соблазн наложить свою руку на штурвал управления факультетом, традиционно славным своим либерализмом и свободомыслием. …Бдительный гражданин по фамилии Тимофеевский выбрал путь более простой и по-пролетарски понятный. Он обозвал всех выпускников журфака "вещами" и вынес приговор - ни на что не годны. Писать не умеют, жанров не блюдут, в культурах не разбираются, в Интернете плутают. "Я уж молчу про элементарную безграмотность", - патетически восклицает суровый гражданин. И ссылается на анонимных главных редакторов, которые с выпускниками журфака "мучаются теми же проблемами". Судя по тому, что ни одного имени не приводится, эти так называемые главные, видимо, из той же загадочно-мутной категории, что и сам автор. Должен признать, что у меня, как у главного редактора "Новых Известий", есть личный опыт работы с выпускниками журфака разных поколений. Более того, вынужден признаться, что и сам являюсь выпускником этого факультета и учеником Ясена Засурского. Поэтому моя реакция на безосновательный выпад в адрес альма-матер столь эмоциональна. Уверен, что меня поймет любой выпускник журфака. Дом на Моховой я покинул более двадцати лет назад. До сих пор горжусь, что там учился. Бдительный гражданин Тимофеевский в своем материале докладывает: "Среди известных сегодня журналистов выпускников журфака практически нет". А я вспоминаю только своих однокурсников и гадаю, кто более известен российскому читателю и зрителю - товарищ Тимофеевский или мои однокурсники Влад Листьев - самая яркая звезда нашего ТВ, Ирина Петровская - блестящий телекритик, Борис Юнанов - уникальный международник, Дмитрий Воскобойников и Ринат Абдулин - основатели и руководители Интерфакса… Перечислять всех - колонки не хватит. А если говорить не только о своем курсе, то уже и на полосе будет тесно. Уникальный декан уникального факультета за полвека работы на Моховой подготовил тысячи журналистов и сотни звезд для всех ведущих изданий не только нашей страны, но многих стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Подготовил и продолжает вместе со своей командой готовить. Каждое лето на практику в нашу редакцию приходят юные практиканты. Кто-то из них более успешен, кто-то менее. Кому-то еще набивать и набивать руку на репортерском конвейере, а в ком-то за веером слов вдруг замечаешь проблеск искры таланта. Как это бывает с воспитанниками любых творческих вузов, работающих со "штучным товаром", будь то мир театра, кино, музыки, литературы или изобразительного искусства. Да и технические вузы не выпускают колонны лауреатов Нобелевской премии. Все оттачивают профессионализм и зарабатывают имена уже в реальном деле. В газете, наверное, нет отдела, в котором бы ни трудились выпускники журфака МГУ. Некоторых студентов журфака МГУ "Новые Известия" брали в штат, даже не дожидаясь, пока они получат диплом. Странная провокационная заметка малоизвестного автора была опубликована, повторюсь, на страницах очень уважаемого журнала, который славится основательностью анализа, взвешенностью оценок и точностью прогнозов. Провокация удалась… Ради чего или ради кого выплеснут этот ушат грязи? Готовится зачистка еще одного лакомого места для своих? Или предприимчивые граждане школы Павловского под шумок построения всеобщей вертикали решают собственные горизонтальные вопросы? По странному стечению обстоятельств, генеральный директор и научный редактор этого журнала (блестящий, к слову, журналист и аналитик) является еще и деканом малоизвестного коммерческого факультета журналистики. На конкуренты журфака МГУ этот факультет явно не тянет, а имена его выпускников пока еще известны разве что узкому кругу их родственников и друзей. Однако у факультета большие претензии и внушительные расценки. А у декана, возможно, серьезные амбиции. Больше готовности взять под козырек. И меньше почтения к многовековому духу либерализма и свободе мысли, которыми так славен наш дом на Моховой. Валерий ЯКОВ На примере данного текста выделите признаки полемической статьи. Каким образом журналист строит свою аргументацию? Оцените убедительность рассуждений автора. Какие способы изображения имеют место в тексте? С помощью каких языковых средств автор добивается исключительной эмоциональности, яркости? Удачен ли заголовок материала? Найдите и охарактеризуйте выразительные средства. Уместно ли их использование в тексте? Сделайте правку-вычитку. Задание 3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСКРЕМЕНТ32 1 апреля 2005 года, то есть в День дурака, Федеральная служба, обремененная разными заботами, в том числе — охраной культурного наследия, выдала Свидетельство о регистрации новому изданию под названием «Реалити-шоу на ТНТ «Дом-2». Продукт получился вторичным. Обычно классику переиздают вслед за ее экранизацией. Здесь же решили облечь в печатные формы видеоряд. Подобный опыт уже имеется: «Окна», «Квартирный вопрос» и пр. Но в «Окнах» — там все же сюжеты, пусть нелепые, но с завязкой и развязкой, живыми образами, или даже конкретные советы по домоводству. А в «Доме-2», кроме невнятных фигур недоразвитых переростков, неумело изображающих примитивные сексуальные игры, что есть? Первый номер в мае разлетался на «ура». Продавщица киоска периодики на площади Маяковского призналась: — «Литературки» у меня в неделю от силы 5 экземпляров уходит. А «Дом-2» не успевают подвозить. По две пачки в день продаю. А это — 60 экземпляров. Хотя журнал не самый дешевый — 60 рублей номер. Спрашивают и подростки, и родители для своих детей покупают. Я взяла последний номер. За стенкой этого киоска — концертный зал имени Чайковского. За 50 рублей можно послушать классику в исполнении классиков. В кассе — ни одного человека… Читать для нашего брата-журналиста — не смотреть, я в метро всегда читаю то, что держат в руках соседи, даже газету «Жизнь». Ну, не могу ничего с собой поделать — инстинкт к печатному слову. Признаюсь честно: меня хватило только на половину полос журнала «Дом-2». Но и этого оказалось более чем достаточно, чтобы понять, что за новый информационный продукт появился на российском медиарынке. Что заставило владельцев программы обратиться к печатному слову? У одного из участников «Дома-2», у юноши Мая, считающегося самым интеллектуальным юношей среди героев, есть своя версия того, почему человек берется за перо: «Вот перестанет член стоять, тогда мне не о чем будет думать (такой вот орган в напряженном состоянии отвечает у молодого человека за процесс мышления), тогда я подумаю о том, что надо купить печатную машинку, писать мемуары, как мы жили, как было весело». Видимо, у авторов реалити-шоу дело уже до этого дошло. Изучая журнал, ловишь себя на мысли, что одна из главных задач издателей — реабилитировать умственные способности своих героев. Звезда «Дома-2» — длинноногая крашеная блондинка Ольга Бузова с каждой посвященной ей страницы вопиет: «Я не могу назвать себя мегаумной, но кое в чем я разбираюсь… я прочитала столько много книг! Я могу быть глубокой. А мой ум, он остается за кадром…». Самой умной на программе считается подруга Мая, девушка по кличке «Солнце». Они вот уже полгода на глазах всей страны спят в одной кровати, но не позволяют себе ничего лишнего. Рассказывая о своих непростых отношениях, девица «умничает»: «Да, мы друг друга изучили, но не совсем. Изучать друг друга — это целая наука, у нас еще все впереди. Радуют сами отношения. И то, что они вырабатывают эритроциты». Голубушка, эритроциты вырабатываются при полноценном белковом питании! А при естественных отношениях вырабатывается совсем другое вещество. Вместе с адреналином и эндорфином. Брать интервью у таких героев непросто. Ну что можно интересного узнать у человека, который определяет себя так (Май): «Я как горшок. Что самое ценное в горшке? Пустота». Интересно, какой горшок имеется в виду? Для того, чтобы убедить почитателей «Дома-2» в наличии серого вещества в головах героев, журнал отвел целых три полосы (впрочем, довольно «воздушно» сверстанных), на которых молодые люди дают советы «что почитать». Михаил Карасев делится размышлениями о прочитанном «Камикадзе» Ильи Стогоffа: «по книге, терроризм в нашей стране не настолько идеологичен — все происходит, в общем-то, от нечего делать ... люди тупо что-то взрывают, кого-то убивают просто от того, что им нечем заняться. Я почему-то согласен с этим». Белинский, блин, отдыхает. Такая вот версия отражения общественно-политических движений в современной российской литературе. Войдя в курс дела, я, как человек любопытный, решила все-таки себя пересилить и для полноты картины и усиления впечатления просмотреть хотя бы одну серию этого самого «Дома-2». Включила ящик. На экране — ревущая девица, размазывающая по лицу какую-то грязь. Ревет и приговаривает: «Меня обосрали, меня обосрали…» Я сначала решила, что это в переносном смысле. Вслушиваюсь в текст. Теряюсь… Похоже — натурально обосрали… Собеседница жертвы надругательства, вместо того, чтобы помыть подруге лицо и попытаться успокоить, говорит: «Теперь главное — выяснить, кто тебя обосрал...». Тут сила воли моя кончилася вся… P.S. Приятельница — умная, образованная молодая женщина, выпускница юридического факультета МГУ — пригласила в гости посмотреть на своего пятимесячного малыша. Когда мы остались на кухне вдвоем после праздничного ужина, она шепотом с тревогой призналась мне: «Не знаю, как про это сказать. Мне очень неудобно и стыдно. Знаешь, я подсела на «Дом-2». Понимаю, что это дерьмо, а как время приходит, меня прямо тянет к ящику. Наваждение какое-то!» Что я могла ей ответить? Знаю, что энергия у этого мероприятия хреновая: победителя «Дома-1» то ли до, то ли после получения выигрыша, выловили из реки и долго не могли опознать. Девица, поначалу лидировавшая во втором шоу, была уличена в том, что в «молодости» зарабатывала проституцией. Только этой информации достаточно для того, чтобы брезговать подобными зрелищами… Знаю, ТНТ принадлежит американцам. Может, интеллектуальная диверсия? Подсадить всех мамаш на зрелище для дебилов и этим в перспективе понизить айкью российского народа, дабы мы не научились этим айкью пользоваться в нашем большом и разоренном хозяйстве? Чтобы мы дошли до состояния страны Бразилии, где много диких обезьян? Ее жители не пожалели то ли 5, то ли 10 млн. долларов и купили «Дом-2». Наверное для того, чтобы убедиться: в стране, давшей миру Менделеева и Достоевского, живут люди простые и незатейливые… Ходят слухи, что проект скоро по требованию возмущенной публики закроют. Не верю — ведь есть люди, которые на нём зарабатывают. И это явно не телезрители, голосующие sms-ками за свои кровные. Это совсем другие люди, трансформирующие информационные экскременты в живые деньги. Елена КУРАСОВА Определите жанр данного материала. Выделите фрагменты текста, в которых автор использует разговорную лексику. Уместна ли эта лексика в публикации? Найдите и охарактеризуйте выразительные средства. Отредактируйте текст. Задание 4. Подготовьте рассуждение, опровергающее выводы автора материала «Информационный экскремент» (см. задание 3). Задание 5. Сформулируйте актуальную на сегодняшний момент проблему. Составьте перечень вопросов, которые будут всесторонне её характеризовать. Задание 6. В жизни на различные общественно значимые вопросы, как правило, существуют неоднозначные взгляды. Журналистика обязана их учитывать. Сформулируйте две точки зрения на следующие проблемы: прописки, смертной казни, рождаемости, этики рекламы, ношения оружия, платного образования, работы для студентов, коррумпированности власти, свободного секса, гражданского брака, профессиональной армии и т.д. Задание 7. При создании аналитических текстов большую роль играет умение объяснять. Нередко то, что кажется понятным или даже очевидным журналисту, не вполне ясно читателю. Автор и редактор должны уметь доходчиво объяснить аудитории не только сложные, но и простые вещи. Попробуйте объяснить: 1 вариант - почему за осенью приходит зима, 2 вариант - почему зимой выпадает снег. Задание 8. Представьте ситуацию: вам необходимо подготовить письменную заявку на написание статьи. Сформулируйте тему, которая, на ваш взгляд, могла бы подойти. Обоснуйте её важность, социальную значимость. Сформулируйте основные тезисы выступления. Аргументируйте их. Продумайте композицию материала: что вы расположите в начале статьи, а что – в основной части и в конце. Литература для углубленного изучения темы: 1. Ивин А.А. Теория аргументации. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 414 с. 2. Роот А.А. История жанра передовой статьи. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1980. – 142 с. 3. Тертычный А.А. Проблемное выступление//Журналист. - 1998. - №5. – С. 62-64. 4. Тертычный А.А. У полемики есть свои законы//Журналист. - 1999. - №10. – С. 63-65. 5. Солганик Г.Я. Язык и стиль передовой статьи. Учебное пособие. – М., 1973. – 75 с. 6. Статья: если есть, что сказать//Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике журналистики. – М.: Ладомир, 2004. – С. 341-365. Практикум 12 За истиной по следу Жанр журналистского расследования стоит особняком от всех остальных. Дело тут в особой миссии, специализации данных произведений периодической печати. Случается, журналисты лукавят, и заявления о проведении редакцией собственного расследования делаются для интриги аудитории. Однако обращаться к такой жанровой форме следует только в исключительных случаях, когда все традиционные, повседневные средства получения информации уже исчерпаны. Иными словами, перед тем, как начинать «следствие по дело о…», журналист должен заручиться аргументами, достаточными для обоснования (а нередко и оправдания) характера и методов своей деятельности. Тексты расследования журналиста являются доказательством его серьезной работы, своеобразным отчётом перед обществом. В первую очередь редактору, работающему над текстом данного жанра, необходимо обратить внимание на предмет изображения. Именно он определяет специфику журналистского расследования. Предметом журналистского расследования обычно становится какое-либо негативное социальное явление, которое нарушило нормальную жизнедеятельность общества или угрожает его безопасности. Иначе незачем пускаться в трудоёмкое, а порой и опасное расследование, цель которого – обнаружить скрытые причины, подробности явления, найти его виновников, назвать общественности их имена. Редактор должен учитывать, что журналистское расследование отличается и особенностями изложения материала. Некоторые теоретики и практики называют журналистское расследование публицистическим детективом. Автор, как и подобает следопыту, ведёт за собой читателя, знакомя его со всеми деталями дела и постепенно подводя к истине. В данных произведениях чётко прослеживаются основные этапы работы журналиста: обнаружение фактов – прослеживание связей между ними – формулировка и описание проблемы – выдвижение версий. Журналистскому расследованию свойственна репортажность. То есть данный жанр предполагает наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов. В некотором смысле это «репортаж» о том, как журналист искал и находил «следы» и следовал за истиной. Таким образом, сюжетом расследования становится работа журналиста по сбору информации. От традиционного же репортажа журналистское расследование отличает аналитическая составляющая: задача журналиста – не просто показать, как шло расследование, но прокомментировать свои действия, подтолкнуть читателя к размышлениям. Редактору, работающему над журналистским расследованием, уместно поднять следующие вопросы:
Другая свойственная журналистскому расследованию черта – документализм. Деятельность следопыта от журналистики включает обширную работу с разнообразными документами, наблюдение, разные виды интервью. Иногда тексты таких публикаций напоминают «материалы дела», то есть включают свидетельства, версии героев, описания реакций собеседников журналиста, детали, врезы биографических и статистических сведений, цитаты из документов и т.д. Редактору необходимо помнить, что это журналистское произведение, а не хроника расследования. Текст журналистского расследования должен быть написан увлекательно и динамично, понятно и не содержать противоречий. Большое значение в журналистском расследовании имеет авторское «я». В данных материалах важны индивидуальное видение, «нюх» на проблему, профессиональное ощущение ситуации, интуиции. От авторского стиля будет зависеть и особенности в конструировании материала, сочетании логики рассуждений с собранным фактическим материалом. Редактору обязательно нужно учитывать и этический момент. Журналистское расследование, даже подкреплённое неопровержимыми доказательствами, - это не расследование правоохранительных органов. Редакции не следует торопиться с обвинениями. Аккуратность в изложении информации, последовательность умозаключений и умение умолчать смогут уберечь издание от судебной тяжбы, читатель же сам сделает выводы. Из истории жанра Обычно в качестве ярких примеров журналистского расследования приводят «Пентагоновские документы» и Уотергейтское расследование. «Пентагоновские документы» были опубликованы в «Нью-Йорк Таймс» и в других газетах. Журналисты, проведшие данное расследование, затратили несколько месяцев на анализ документов, сравнивая их истинное содержание с официальными сообщениями соответствующего периода. В результате «Нью-Йорк Таймс» показала в нелицеприятном свете действия правительства США во вьетнамской войне. Расследование знаменитого «Уотергейтского дела» было проведено репортёрами «Вашингтон Пост» Карлом Бернстайном и Робертом Вудвордом. В июне 1972 года их отправили в полицию за информацией о ночном ограблении штаб-квартиры демократической партии, располагавшейся в гостинице «Уотергейт» в Вашингтоне. За обычным уголовным репортажем последовала большая исследовательская работа. Журналисты забили документами четыре шкафа, провели сотни встреч и интервью, подготовили серию статей. В этой истории были сомнения, критика, зависть и ошибки. Но в результате двухлетней работы истина была найдена. Бернстайн и Вудвордом доказали обществу, что Президент США – лжец, замешанный в давнем ограблении, прослушивании телефонов, взятках и других противоправных действиях. История закончилась отставкой Ричарда Никсона. Позже журналисты написали об этом книгу «Вся президентская рать». Задание 1. ЗАЩИТА ТОНКОНОГОВА33 история одного изыскания Ясный весенний день. Торжественная атмосфера. При полном кворуме Диссертационного Совета начинается защита кандидатской диссертации «Сектантство как социальный феномен». Кажется, напряженное ожидание и естественное волнение никак не отражаются на четких ответах соискателя. Это Александр Тонконогов, выпускник Высшего военного командного училища. Совет удалился на совещание. Минуты ожидания, наконец, объявление итогов - ни одного «черного шара». А дальше — по извечному сценарию - банкет, дружеские похлопывания по плечу, поздравления и тосты за нового ученого. Казалось бы, эта история вряд ли претендует на что-либо большее, чем обычная информация для вузовской доски объявлений. Но вышло иначе… Что произошло? «Первый звонок» прозвенел еще до защиты, на одной из конференций в Российской академии государственной службы, где Тонконогов делал доклад. К нему подошел профессор А.И. Канторов и выразился приблизительно так: «Уважаемый Александр! Надеюсь, вы понимаете, что, скорее всего, ошиблись с выбором тематики своей научной работы. Сама формулировка названия вашей будущей диссертации некорректна и может расцениваться как разжигание религиозной розни. В случае защиты диссертации мы вас завалим...» …В ноябре ему домой позвонил некто, представившийся чиновником Министерства образования и науки, и сообщил следующее: «Можете готовиться к худшему. Скорее всего, со своей диссертацией вы «пролетаете». И документы по вашей, Александр, работе у нас интересные есть, и еще кое-что». Что это за документы и что за «кое-что еще»? [Как удалось выяснить, практически, сразу после защиты в ВАК было направлено множество жалоб на то, что заинтересованных лиц, желающих принять участие в обсуждении диссертации при ее защите, не пускали в здание Академии. Однако, другой источник, которому у нас есть все основания доверять ввиду отсутствия у него каких-либо интересов к этой стороне вопроса, сообщил, что спустя двадцать минут после начала защиты (время, когда он входил в Академию) у входа в здание не было никого, кроме, собственно говоря, охраны учебного заведения.] Нам удалось получить и те самые «документы», о которых говорил телефонный собеседник Александра Тонконогова. Собственно, «документами» оказался отзыв на диссертацию, направленный в ВАК в июне 2004 года. Неужели именно он и стал столь мощным тормозом, повлиявшим на исполнительскую дисциплину и работу Комиссии? Отзыв составлен Институтом свободы совести, более того, лично сопредседателями его научно-консультативного совета кандидатом исторических наук С.А. Мозговым и юристом С.А. Бурьяновым. [Назвать отзыв разгромным - значит, ничего не сказать. Этот невероятно объемный текст - более 15 страниц, что сопоставимо с авторефератом исследования, - фактически, подводит непредвзятого читателя к мысли, что диссертация написана, в лучшем случае, на уровне реферативной работы первокурсника…] А. И. Канторов. Доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя Экспертного совета для проведения государственной религио-ведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. С. А. Мозговой. Кандидат исторических наук. Главный специалист Министерства обороны РФ, директором Центра военно-религиозных исследований. С. А. Бурьянов. Юрист. Эксперт по вопросам свободы совести Региональной общественной организации содействия утверждению в обществе свободы совести. Кому это надо? Сопредседатели совета Института свободы совести лично пишут отзыв на кандидатскую диссертацию, который ставит под сомнение ответственное решение двадцати профессоров, утвердивших диссертацию, и заставляет призадуматься еще с десяток ученых мужей Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки, раздумывающих теперь - утверждать или не утверждать решение Диссертационного совета Академии. […С представителями сект Тонконогов столкнулся в армии, причем, это был весьма печальный опыт, определивший, в основном, научный выбор молодого ученого. Будучи юристом-адъюнктом Академии управления МВД, он включает в результаты исследования разработку основ для законодательной базы, направленной на ограничение деструктивной активности религиозных сект.] В этом смысле результаты диссертации Тонконогова могли бы стать тем самым «научно-методическим обеспечением», которого так не хватало чиновникам юстиции. [Ведь в работе предполагалось не только дать научное определение понятию «секта», но и определить методологию выявления сектантских организаций.] [Именно этот момент ставит все на свои места. До сих пор ничем не ограниченная деятельность деструктивных культов, а точнее, отношение к ним государства и нынешняя терпимость закона,- все эти обстоятельства могут измениться, стань только работа молодого и до сих пор мало кому известного ученого тем, для чего она писалась. Именно появления законодательной базы, благодаря которой можно будет безо всякой двусмысленности отделить собственно религиозные организации от тех, которые известны сегодня как секты, боятся те, кто всеми способами затягивает окончательную регистрацию диссертации Тонконогова. Именно эти последние детали, а не сама диссертация, и вызвали всплеск интереса к ней со стороны самых разных организаций.] [Когда статья уже была готова к публикации, мы узнали, о состоявшемся заседании экспертного совета ВАК, на которое был приглашен Александр Тонконогов, где ему предложили вновь объяснить и доказать его научные гипотезы.] Затем авторитетные ученые экспертного совета признали выдвинутые против диссертации обвинения несостоятельными. Ситуацию комментирует Маргарита Стурова, доктор педагогических наук, заслуженный профессор Академии управления МВД России [- Как вы считаете, действительно ли необходимо сегодня научное изучение сектантства, или в этом вопросе давно уже все точки над «i» расставлены? - До сих пор большинство людей мало знает о сектантстве и об отдельных сектах, в то же время примеров социальной опасности сектантства становится все больше. По оценкам специалистов число лиц, вовлеченных в секты, составляет в среднем около 1% населения России - а это порядка полутора миллионов человек. Цифра угрожающая.] - На ваш взгляд, могут ли адепты различных сект так или иначе влиять на решения государственных органов? - Сейчас же госчиновники разного ранга не афишируют своих мировоззренческих пристрастий, однако у меня не вызывает сомнений, что многие из них, являясь адептами сект, принимают важные решения под их давлением, в частности, это относится к адептам секты сайентологов. К размышлению «Международная сайентологическая церковь» (самоназвание сектантов) действует в России с 90-х годов XX века. Секта начала действовать в России в виде организации «Нарконон», декларирующей идею излечения «по особой методике» от наркотической зависимости. К 1998 году сайентологи имели 38 центров по всей стране. Презентацию первого издания «Дианетики» они провели в Кремлевском Дворце съездов». (Из текста автореферата диссертации Александра Тонконогова.) Рустам БАЛЬСКИЙ Обозначьте на примере данного текста признаки журналистского расследования. Понятен ли вам смысл материала? Какую цель, на ваш взгляд, преследует журналист, включая в материал биографические справки, комментарии ученых, информацию к размышлению? Оцените логику изложения мысли автора. Нет ли противоречий в тексте? Выделите смысловые части. Составьте план. Сделайте правку-вычитку. В выделенных фрагментах исправьте пунктуационные и лексические ошибки, стилистические погрешности. Предложите пять вариантов заголовка. Сформулируйте редакторское заключение и рекомендации автору. Задание 2. Из газет и журналов подберите пример журналистского расследования. Объясните, почему вы отнесли текст к данному жанру. Сделайте редакторский анализ. Задание 3. Иногда нельзя напрямую сказать: «Иван Иванович – бюрократ», но можно дать почувствовать это, намекнуть, написать так, что читатель сам все поймет. Например: «В приемной Ивана Ивановича было полно народа. Часа через два очередь дошла и до нас.. «А вы записывались? - строго спросил хозяин кабинета, - Ах нет! В таком случае вам не ко мне, а к Петру Петровичу». Представьте ситуацию, вы узнали, что жюри конкурса красоты подкуплено. Вам необходимо донести эту информацию до читателя, но без прямых обвинений. Задание 4. Подготовьте заявку на написание материала в жанре журналистского расследования. Сформулируйте проблему, составьте примерный план будущей публикации. Обозначьте круг людей, с которыми журналисту необходимо встретиться при проведении расследования. Какие данные вы бы посоветовали ему использовать в материале? Литература для углубленного изучения темы: 1. Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования/Пер. с англ. - М., 1989. 2. Выборы и журналистское расследование/Ред. Дафни Скиллен. - М., 2001. 3. Журналистское расследование/Под общ. ред. А.Д. Констатинова. - СПб, 2001. 4. Журналистское расследование: История метода и современная практика/Балуев С. и др. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 382 с. 5. Соловьев А.Б. Как организовать расследование. - М., 2000. 6. Тертычный A.A. Расследовательская журналистика. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с. 7. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. - М., 1998. 8. Шостак М. Журналистское расследование//Журналист. – 1998. - №9-10. – С.62-64. 8. Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации. - М., 2000. 9. Шум Ю. Журналистское расследование: от теории к практике. – М.: Галерия, 2002. – 164 с. Практикум 13 Гипотетически это возможно Ничто так не окрыляет фантазию, как отсутствие фактов. М.Е. Салтыков-Щедрин Как правило, в своих публикациях журналисты претендуют на львиную долю объективности. Но в практике газет и журналов случается, что акулам аналитического пера приходится додумывать, предполагать, фантазировать. Строить догадки, выдвигать гипотезы и заглядывать в будущее журналистам помогают уже сложившиеся жанровые формы: прогноз и версия. Прогноз – это произведение периодической печати, в котором автор пытается рассмотреть будущее состояние существующих социальных явлений. Чтобы самостоятельно спрогнозировать развитие событий, журналисту необходимо владеть достаточным объемом знаний в той или иной сфере. А так как не всякий сотрудник редакции может похвастаться компетентностью в какой-либо специальной сфере, чаще журналистам приходится обращаться к экспертам. Редактору следует отдавать себе отчет в том, что модель будущего, которую описывает журналист в своем материале (а она может быть достаточно правдоподобна), - плод фантазии автора. Не следует излишними претензиями вводить в заблуждение читателя. Вместе с тем, предлагаемый прогноз должен опираться на реальные факты. Связь этих фактов с предположениями журналиста должна четко прослеживаться. Чем очевиднее она будет, тем больше шансов, что публикация будет принята аудиторией. Если прогноз – это материал, темой которого становится будущее, то внимание журналиста, который пишет материал в жанре версии, обращено к прошлому. Особенность версии состоит в том, что она основывается на непроверенных фактах, информации, в которой автор на сто процентов не уверен. Говоря о событии, причины которого достоверно не известны, журналист интуитивно, опираясь на крупицы разнообразной, очень ограниченной информации, пытается сконструировать картину произошедшего. Имеют ли право на существование такие публикации? Очевидно, что да. Иногда журналист даже вынужден обращаться к данному жанру – это случается, когда других способов воссоздать картину произошедшего нет. Однако автору сразу следует предупредить читателя, что речь идёт о возможных, а не действительных причинно-следственных связях событий. Задание 1. БОЖЬЯ КАРА?34 Ученые пытаются раскрыть механизм "климатического оружия" Страшный ураган в США, землетрясение в Пакистане, аномальная погода в Европе и России... Мы в чем-то провинились перед природой? Или это просто стечение обстоятельств? С этим вопросом я обратилась к известным ученым, а также авторам нетрадиционных гипотез. Солнце, воздух и земля Не нами замечено: беда не приходит одна. Ученые и натуралисты, историки и астрологи пытаются выявить циклы, определить те временные отрезки, когда катастрофы из разных сфер вдруг встречаются друг с другом и происходит взрыв. К примеру, замечено, что начало многих революций и войн приходится именно на период особой солнечной активности. В это время, по терминологии Льва Гумилева, пояса пассионарности искрят социальной и психологической нестабильностью. К слову, Пакистан, где только что произошло страшное землетрясение, входит в эту самую зону нестабильности. Именно это стало одной из причин открытия мусульманских университетов по изучению Центральной Азии. Тогда имам исмаилитов Ага Хан IV, который финансировал эти учебные заведения, выразил надежду, что ученые наконец ответят на вопрос: "Почему горные районы Афганистана, Пакистана, Кавказа, Тибета постоянно штормит от войн и социальных конфликтов?" По мнению Гумилева, зоны биосферной, сейсмической и всякой другой активности "вспухают", как рубцы "под бичом Божьим". На вопрос, когда это происходит, исследователь пытался ответить в течение многих лет. Сначала объяснения сводились к традиционным представлениям о влиянии радиоактивных процессов в толще Земли, воздействии "солнечного ветра", изменении химического состава среды. Но ни одна из этих гипотез не смогла объяснить, почему Солнце влияет лишь на определенные территории. Однако бросалась в глаза ритмичность "толчков нестабильности" - промежутки между ними оказались кратными 250 годам. Столько лет, например, прошло между "толчком" XI века до нашей эры, давшим начало развитию Древнего Китая (Чжоу), и началом Великой миграции народов. Еще через 500 лет начался расцвет арабо-мусульманских государств и народов, населявших Китай, Тибет, Корею и Японию. Далее, с интервалом в 250 лет, наблюдается активизация жизни в Западной Европе, появление империи монголов и рождение России на месте Древней Руси. Но главное: все подобные глобальные изменения начинались с серьезнейших катаклизмов - природных и социальных. Получается, что и началу XXI века соответствует очередной "приступ" катастроф. О тесной связи явлений атмосферы и подземными аномалиями писал еще Дарвин. Он был очень удивлен, когда южноамериканские индейцы сказали ему о том, что сразу после землетрясения они ожидают обильного дождя. Причем дожди сопровождали подземные толчки в такое время года, когда осадки более редкое явление, чем само землетрясение. Однако большинство современных ученых отрицают прямую связь между сейсмической активностью и погодными аномалиями. Мнение Юрий Израэль, академик РАН, директор Института глобального климата и экологии: - Как ученый заявляю, что это вещи абсолютно не связанные. А если кому-то хочется видеть в трагедиях в Пакистане и Новом Орлеане "кару Божью", пусть выберут для себя подходящую церковь, а не обращаются с вопросами в научный институт. …Серийные убийцы Есть тесная связь и между бушующими над поверхностью Земли тайфунами, цунами и ураганами и таинственной жизнью ее недр. Водород - главный газ Земли, говорит геолог Сывороткин. Основные его запасы сосредоточены в ядре планеты и через глубинные разломы поступают в атмосферу. Все озоновые дыры, которые являются причинами крупных природных аномалий, в том числе и знаменитый Эль-Ниньо, располагаются как раз над рифтовыми зонами Земли, в местах крупных разломов в земной коре: над Антарктидой, Исландией, Гаваями, Красным морем. Антарктическая аномалия объясняется тем, что главные каналы земной дегазации - так называемые срединно-океанские рифты - сближаются как раз вокруг шестого материка. Если верить ученому, знания о процессах, творящихся в земных недрах, помогут не только предсказывать озоновые аномалии, но и бороться с таким коварным врагом, как тайфуны. - Главная проблема метеорологии - это ближайшие прогнозы, - говорит Владимир Леонидович. - В Америке видите, что творят тайфуны: со страшной скоростью перемещаются и колоссальные бедствия несут. А мы у них даже часа выиграть не можем. Так вот, оказывается, не все так безнадежно. Тайфуны, циклоны и ураганы несутся не куда попало, а по разломным зонам, как электрички - по рельсам... Ученый считает, что, если совместить данные метеорологов с геологическими картами, где указаны места выбросов природных газов, мы узнаем "расписание" тайфунов. Сложнее всего просчитать "поведение" сериальных тайфунов (хочется сказать - серийных, по аналогии с убийцами). Представьте себе: из одной точки в океане каждые два-три дня рождаются смерч за смерчем. Они возникают там, где вода прогрелась не менее чем на 27 градусов на глубину не меньше 30 метров. Сорвавшись с места, тайфуны охлаждают воду, поэтому ждать их через три дня из того же района, казалось бы, не приходится. А они наперекор здравой логике опять приходят оттуда же. Почему? Сывороткин предположил: вода прогревается снизу - за счет дегазации Земли. Центры тайфунов как раз и попадают на разломные зоны. По ним же можно просчитать их путь, определить, куда пойдет тайфун, "потоптавшись" вокруг так называемых "точек раздумья". Покрутится-покрутится на одном месте, да и "ломанет" неизвестно куда, говорят меж собой метеорологи. А вот геологи видят: "точки раздумий" - это зона пересечений разломов, и пойдет тайфун дальше, по той "царапине" на земной коре, которая потолще да поглубже. А поскольку выбросы природных газов, греющих воду, происходят с определенной цикличностью, можно предсказать и время рождения нового "убийцы". Елена НОВОСЕЛОВА Проведите редакторский анализ данных фрагментов текста. В каком жанре вы бы рекомендовали написать материал? Предложите план будущего произведения. Сделайте правку-вычитку данных отрывков. Задание 2. Подберите материал в жанрах прогноз и версия. Сделайте редакторский анализ. Задание 3. Продумайте и сформулируйте тему материала в жанре версии (вариант 1), прогноза (вариант 2). В письменной заявке обоснуйте актуальность темы, предложите план в форме тезисов, перечень рекомендаций для журналиста. Литература для углубленного изучения темы: 1. Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз: Пути развития, технология, методы. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. ун-та, 1986. – 166 с. 2. Мезенцев М.Т. Суждения о будущем в публицистическом тексте. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 104 с. 3. Тертычный А.А. Версия – инструмент журналиста//Журналист. - 1999. - №11. – С. 61-63. 4. Тертычный А.А. В жанре Кассандры//Журналист. - 2000. - №3. – С. 60-62. 5. Феномен времени в журналистике. Прогноз как высшая форма журналистского мастерства//Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике журналистики. – М.: Ладомир, 2004. – С. 291-300. Практикум 14 Колесо обозрения Обозрение – произведение периодической печати, в основе которого лежат глубокие размышления журналиста, выражающие его позицию по поводу ряда тематических вопросов, тесно связанных между собой пространственно-временной и причинно-следственной связями. При работе над таким материалом редактор равно должен заботиться как об обоснованности обобщений, так и о подборе «иллюстративного» материала – фактов, подкрепляющих мысли автора. О последних следует сказать особо. Дело в том, что в основу, например, заметки, корреспонденции, репортажа, комментария чаще всего ложится факт чрезвычайный, яркий. Фактура обозрения отличается от подборки фактов в материалах других жанровых форм. Отличие в следующем: факт неприметный, вряд ли способный заинтересовать корреспондента, репортёра, комментатора, может стать объектом внимания обозревателя. Это произойдет в случае, если данный факт будет типичным, характерным для какого-либо явления. Иными словами, неинтересное, с точки зрения традиционной практики редакции, но показательное событие может дать толчок к написанию обозрения. Опираясь на такой факт или совокупность фактов, обозреватель подводит итог определенному периоду жизнедеятельности общества, например, в сфере политики, экономики, спорта, медицины, литературы и т.д., но делает это через собственное мировосприятие. К эмоционально-личностному подходу обозревателя редактору следует относиться с особой бережностью. Из истории жанра Нечто общее с данным жанром исследователи усматривают в работах Плутарха и Монтеня. Однако родоначальником обозрения считается Луис Себастьян Мерсье (XVIII в.). Именно его несколько «Глав» из книги «Обозрения Парижа» в свое время были опубликованы в прессе. Задание 1. |