Практикум по редактированию (Русина). Практикум Информация в работе редактора
Скачать 1.16 Mb.
|
"ВЕДОМОСТИ" ПОДАЛИ ИСК К РБК НА 257 МЛН. РУБ. ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ7Москва. 13 декабря. ИНТЕРФАКС - Газета "Ведомости" подала иск к компании ОАО "РБК-Информационные Системы" за нарушение авторских прав в связи с обнаружением на сайте РБК в разделе "Аналитика" более 100 статей из архива "Ведомостей" без ссылок на первоисточник. Газета требует компенсации за незаконное использование своих статей в размере 257 млн. руб., говорится в сообщении пресс-службы "Ведомостей". Акционеры "Ведомостей" - The Wall Street Journal, Financial Times, Independent Media Sanoma Magazines - ежегодно инвестируют в производство качественной деловой информации десятки миллионов долларов. В связи с участившимися случаями незаконного использования публикаций газеты акционеры "Ведомостей" приняли решение отстаивать свои права в суде, говорится в пресс-релизе. Нотариально заверенные копии всех незаконно использованных публикаций прилагаются к исковому заявлению. В ответ во вторник ОАО "РБК-Информационные Системы" публично предложило акционерам ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", которое является учредителем и издателем газеты "Ведомости", продать 100% акций ЗАО за $56 млн. Предложение действует с 12 декабря 2005 года по 1 февраля 2006 года, говорится в сообщении компании. Председатель совета директоров ОАО "РБК-Информационные Системы" Герман Каплун подтвердил "Интерфаксу", что опубликованное предложение "фактически является публичной офертой". Он расценил подачу иска газетой "Ведомости" против агентства РБК как "метод торговли", подчеркнув, что это его личное мнение. В то же время издатель газеты "Ведомости" Михаил Дубик в интервью "Интерфаксу" расценил предложение о покупке газеты как несерьезное. "Заявление РБК которое последовало за подачей иска мы ничем иным, кроме как шуткой, считать не можем, поскольку никто из акционеров "Ведомостей" рассматривать это предложение не собирается, газета не продается. Такие планы не обсуждаются, такие переговоры не велись и не ведутся", - заявил он. Пиар-менеджер газеты "Ведомости" Елена Быстрова заявила во вторник "Интерфаксу": "Наши юристы считают шансы на выигрыш дела высокими". "Ситуация - однозначная. Были обнаружены более 100 точных копий статей "Ведомостей" под которыми, правда, стоял копирайт РБК. Это больше всего удивило и показалось особенно странным. Архивы касается ключевых статей "Ведомостей" по экономике, бизнесу, они узнаваемы", - сказала Е.Быстрова. В обзоре инвестиционной группы "Атон" заявление РБК о планах покупки "Ведомостей" связывается с поданным накануне судебным иском газеты, которые пытаются взыскать с компании 257 млн. рублей (порядка $9 млн.) за нарушение авторских прав. Аналитики обращают внимание, что эта сумма составляет порядка 40% от прогнозируемой чистой прибыли РБК за 2005 год ($22 млн.). "Нам сложно предсказать итог данного разбирательства, так как история российского медиа-рынка не знает прецедентов подобных разбирательств между крупными изданиями. Тем не менее, мы полагаем, что новость о судебном иске может быть негативно воспринята инвесторами", - говорится в комментарии. Внимательно прочтите данный текст. Определите новостной повод данного сообщения, оцените содержание сообщения с точки зрения актуальности, социальной значимости, полезности для читателя, интересности. Есть ли недостатки у данного текста? Каждое замечание редактора должно не только фиксировать недочёты рукописи, но и содержать конкретные аргументированные рекомендации. Аргументируйте свои замечания и сформулируйте рекомендации автору. Стали бы вы использовать данное сообщение при подготовке номера? Предложите перечень задач редактирования. В какой последовательности вы будете их решать и что конкретно будете делать? В выделенном фрагменте исправьте пунктуационные и синтаксические ошибки. В последнем абзаце текста исправьте тавтологию и речевые штампы. Подготовьте данное информационное сообщение для печати, руководствуясь требованиями, которым должны отвечать «хорошие» новости. Странная бумажка какая-то… Очень похожи на сообщения информагентств пресс-релизы (от англ. press-reliz -официальное заявление для печати). Однако редактору стоит помнить, что это не равнозначные документы. У них разные задачи. Пресс-релизы – результаты работы сотрудников PR-служб: PR-менеджеров, пресс-секретарей, специалистов по связям с общественностью. Текст пресс-релиза создаётся и рассылается в СМИ PR-отделом не «по доброте душевной», а с рекламными, презентационными целями. Разумеется, такой документ основывается на каком-либо новостном поводе: он призван проинформировать работников пера о предстоящем мероприятии, например, открытии новой промышленной линии, презентации проекта, учреждении или вручении награды и т.п., и тем самым привлечь внимание журналистов к деятельности предприятия или компании. Сотрудничество редакции с PR-службами различных организаций очень важно, так как оно может открыть неплохой канал актуальной и интересной информации. Но хороший редактор знает: стараясь лишний раз обратить на себя внимание СМИ, PR-специалисты могут грешить «придумыванием» или «раздуванием» новостных поводов. Поэтому ему надо относиться к информации, содержащейся в пресс-релизе, с особой скрупулезностью. В газету ежедневно могут поступать «тонны» таких документов, и редактор, прежде чем отправить всё это в мусорную корзину, должен уметь выбрать из них те, которые действительно содержат заслуживающую внимания аудитории информацию. Хороший пресс-релиз имеет чёткую структуру: кроме текста собственно новости в нём содержатся краткая информация об организации и контактные сведения (номера телефонов пресс-службы, имена и фамилии её сотрудников, адреса электронной почты, ссылка на сайт организации) – всё это может быть полезно редактору. Задание 2. АУДИОКНИГА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ"8 Издательство СИДИКОМ выпустило самый долгожданный аудиокнижный проект 2005 года – радиоспектакль Михаила Булгакова «Иван Васильевич». "Оставь меня, старушка, я в печали...", "Пес смердящий! Какое житие?! ", " Почто ты боярыню обидел, смерд?", "... Я не узнаю вас в гриме." - да мало ли еще крылатых фраз в искрометной комедии Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова! В нашем радио-спектакле вы снова встретитесь с героями этой фантастической истории о поменявшихся местами царе и управдоме, а также услышите любимые мелодии из фильма. Изюминками аудиокниги стали оригинальные саундтреки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Картину дополняет профессиональная звукорежиссура и звуковые спецэффекты. Радиоспектакль продолжительность 1 час 33 минуты записан в формате МР3. Роли озвучивают ряд известных актеров московских театров: А. РОССОШАНСКИЙ, А. АКСЕНОВ, М.КАШИНСКАЯ. Издательство СИДИКОМ входит в тройку лидеров российского рынка производителей аудиокниг в формате MP3. Мы успешно работаем с российскими и зарубежными авторами, среди которых: Сергей Лукьяненко, Станислав Лем, Гари Гаррисон, Роберт Шекли, Михаил Веллер, Анджей Сапковский, Урсула Ле Гуин, Андрей Белянин, Александр Громов, Олег Дивов, Евгений Лукин, Владимир Васильев, Михаил Успенский. Издательству СИДИКОМ принадлежат права на аудиопубликацию более 200 произведений российских и зарубежных авторов. В период 2002-2005 года издательство СИДИКОМ выпустило более 160 аудиокниг тиражом, превышающим 300 000 экземпляров. К концу 2005 года каталог издательства составит 250 наименований, а в 2006 году увеличится до 400 наименований. Жанры аудиокниг издательства СИДИКОМ: фантастика, фэнтези, приключенческая литература, детектив, современная и классическая проза, детская и юношеская литература. Александр Буянов Издательство СИДИКОМ, www.cdcom.ru, www.com-book.ru, (095) 785-60-99, buyanov@!cdcom.ru Оцените данный текст с точки зрения точности информации. Преобразуйте пресс-релиз в информационное сообщение. В выделенном фрагменте текста исправьте фактические неточности. Предложите несколько вариантов заголовка и «цепляющий» лид. Прочтите вслух то, что у вас получилось. Короткой строкой или хроника происшествий Редактор, заинтересовавшись той или иной информацией, может передать её журналисту, и тогда информационное сообщение или пресс-релиз становятся поводом для глубокой разработки темы и воплотиться в корреспонденцию, интервью, очерк или что-то другое. Но этого может и не произойти, и в таком случае информация, выбранная редактором, будет представлена в виде новостной ленты - информационной подборки новостей (тематической или многотемной). Без колонки информационных сообщений сегодня не обходится ни одно издание. Например, в «Известиях» - это рубрики «Хроника» и «Протокол»; в «Московском комсомольце» - «Срочно в №»; в «Российской газете» - «Новости культуры». «Вечерняя Уфа» публикует информационную подборку в разделе «Новости» и «Официально»; «Шаховские вести» - «Отовсюду, обо всём»; «Знамя труда» - «Коротко о главном»; «Неделя области» (г. Саратов) – «День за днём». На сайтах информационных агентств новостные сообщения представляются в рубриках «Горячая линия 1» (РИА Новости), «Новости дня» (Интерфакс), «Единая новостная лента» (ИТАР-ТАСС). Задание 3. Изучив свежие номера газет и журналов, подготовьте информационную подборку для общественно-политического еженедельника, выходящего в г. Москве и Московской области. Предложите название рубрики. Объясните, почему вы выбрали данные новостные поводы. Задание 4. Из различных СМИ подберите несколько вариантов информационных сообщений об одном и том же событии. Проведите сравнительный анализ, выберите лучший вариант. Литература для углубленного изучения темы: 1. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 190 с. 2. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. - М.: РИА Новости, 1993. - 204 с. 3. Ким М.Н. Новостная журналистика. - СПб: Михайлов В.А., 2005. - 336 с. 4. Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М.: Национальный институт прессы ВИОЛАНТА, 1998. – 127 с. 5. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 159 с. 6. Пельт В.Д. Информация в газете. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 63 с. 7. Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. Учебное пособие/Под ред. Г.Ф. Вороненковой. - М.: МГУ, 2000. - 40 с. Практикум 2 Шесть самых главных вопросов и немного подробностей Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не составит значительного труда подготовить информационное сообщение и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью относить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчёт, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог. Заметка – классика жанра Краткость – сестра таланта. Антон Чехов Заметка – это небольшое журналистское произведение, отличающееся лаконичностью и предельной информативностью. Это простейшая форма оперативного, написанного, как правило, в «телеграфном стиле» сообщения, в основе которого лежит злободневный, общественно значимый факт, отражающий важнейшие социальные отношения. Заметка по праву считается основным информационным жанром для сообщения новостной информации. Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего её текст, - очень кратко (но по возможности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, явления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести всё самое «новостное» уже в первое предложение текста. Редактор всегда должен помнить, что текст заметки имеет чёткую структуру – эта традиция укрепилась благодаря многим поколениям журналистов. Очень часто при структурировании материала используется так называемый «принцип перевёрнутой пирамиды». Согласно ему, журналист, работая над текстом заметки, последовательно отвечает на шесть самых главных в редакционной практике вопросов: что произошло? где? когда? кто участвовал? почему это произошло? как произошло? Однако такая стройная «пирамида» получается не всегда – вопросы могут выстраиваться в каком-либо ином порядке, какие-то из них могут быть пропущены – всё зависит от предмета описания, полёта фантазии автора, традиций издания и ряда других причин. Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Например, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в центре внимание событие (базовый факт) с другими событиями и явлениями жизнедеятельности общества. Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто – редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследователи выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини-совет, зарисовку и некоторые другие. Следует различать понятия новости (информационного сообщения) и заметки. Заметка – это не информация в «чистом» виде. Если сообщение, включаемое редактором в новостную колонку, отличается простотой и сдержанностью, то заметка - авторский материал, написанный по всем канонам журналистского творчества. Именно поэтому в заметке в большей или меньшей степени присутствует авторское «я», оценочное мнение редакции, а под её текстом принято ставить подпись журналиста. По негласным законам журналистики считается, что все неподписанные материалы – это беспристрастные новости, во имя объективности которых редакция намеренно отказывается от комментариев. Ценность же заметки - в другом. Автор, работающий над текстом данного жанра, не просто сообщает о случившемся, он замечаеткакой-либо факт в ряду других, своей публикацией обращает на него внимание читателей. Хотя в жизни далеко не всегда факты, замеченные журналистами, к сожалению, бывают достойны этого внимания. Задание 1. АЙ ДА ЛАЗАРЕВ, АЙ ДА “ЧАЙКИН” СЫН! Певцов, Башаров и Стычкин пустили голубой ручеек9 В МХТ им. Чехова с большой помпой прошла церемония вручения последней премии года — “Чайки”. Десятая по счету, она отличалась от предыдущих тем, что только ленивый на ней не переоделся. Церемония, назначенная на 20.30, задерживается на полчаса, хотя в фойе — биток гостей. — Да что мы эту публику не знаем, — говорит мхатовская капельдинерша со стажем. — Звезды, они ж пока не расцелуются, не наобщаются, на места не сядут. Вдруг резкий взрыв хохота. Фотографы делают резкий бросок к левому входу. Что же происходит? Да ничего особенного, просто Певцов&Дроздова заявились на “Чайку” в тирольском прикиде: темно-зеленые, в цвет елей, свитеры поверх белых рубах, охотничьи шапочки с пером. Живописно позируя, Дроздова демонстрирует кружево, кокетливо выглядывающее из-под юбчонки. Все остальные экстравагантные наряды наблюдались уже на сцене. Сначала — инвалидные, от первой пары объявляющих: художница Алла Коженкова выходит на сцену с загипсованной рукой, а ее партнер артист Астахов еле поворачивает шею в корсете. Как выясняется, гипс — не шутка мастера: накануне художница грохнулась на льду у своего гаража, однако ей это не мешает вручить “Чайку” лучшему сценографу — Николаю Симонову, построившему на сцене Художественного “Лес”. Оригинальность сценографической мысли — почти ни одного дерева, из-за которого у Островского весь сыр-бор. Судя по тому, как дальше развиваются события, на сцене можно устраивать конкурс на лучший костюм. Но об этом чуть позже, а прежде о победителях и атмосфере “Чайки”. На этот раз птичья премия отдает предпочтение неизбалованным вниманием и наградами молодым артистам. Екатерина Гусева (Театр им. Моссовета) признается, что это ее первая премия в жизни. Максим Разуваев из “Современника” чуть не лишается дара речи, когда слышит свою фамилию. Ведь его конкуренты в номинации “Ослепительный миг” (роль второго плана) — Виталий Егоров, Евгения Добровольская, Сергей Сосновский. Но “Чайку” берет Макс. Так же, как и Сергей Угрюмов с Яниной Колесниченко в номинации “Двойной удар” (т.е. дуэт). Так вот о костюмах на церемонии — это не костюмы, а маскарад целый! Художник Павел Каплевич нарядился шерстяным животным — по костюму медведь, по морде — собака. Райкин и Сиятвинда — новогодними снежинками афроеврейского происхождения, Илза Лиепа — мужчиной, а Белый с Писаревым — зайчиками модной ориентации. Экстаз и вой вызывает мужское трио Стычкин—Певцов—Башаров в шотландских юбках с песней “С голубого ручейка начинается река”, исполняемой в лучших пластических традициях стриптиз-клуба. Чуть позже, на объявлении номинации “Улыбка Ж” (лучшая женская роль), трио выходит, с трудом неся на себе огромные накладные груди. “Улыбкой М” отмечен Александр Олешко. Лучшей эротической сценой названа та, что группово исполняется в спектакле “Одолжите тенора!”. А главный исполнитель роли — Сергей Лазарев становится первым в номинации “Прорыв”. Бывший “смэшевец” смешивается от скромности и благодарит мхатовских педагогов, в частности Аллу Покровскую. Взрослых премиантов можно по пальцам сосчитать — Валерия Шадрина отмечают как лучшего продюсера названием “Сердце ангела”, а Олега Табакова — как патриарха. Побольше бы нам таких молодых душой и энергетикой патриархов! Вообще “Чайка” на этот раз весьма удалась: оформление с компьютерными и проекционными наворотами, номера — оригинальные, остроумные ведущие (Екатерина Коновалова и Игорь Золотовицкий), атмосфера более чем раскованная и радостная, ко всеобщему удовольствию. Но, как сказал Иван Демидов, стоявший 10 лет назад на старте премии “Чайка”: “Удовольствие не продается”. Марина РАЙКИНА Профессор К.И. Былинский в своё время делился наблюдениями: если после первого чтения неясен смысл текста - рукопись неудачна. Внимательно прочтите данную заметку. Определите новостной повод публикации. Как вы думаете, все ли будет понятно читателю данного произведения? Оцените творческую манеру журналиста, фактуру, композицию, точность текста, заголовок. Выделите оценочный элемент. В чём особенность стиля автора? Перепишите данный текст, руководствуясь правилом «перевернутой пирамиды». Исправьте лексические и стилистические погрешности. Особое внимание уделите логике развертывания мысли и разбивки на абзацы текста. Предложите несколько вариантов заголовка и лида. Когда нужны подробности Иногда собранный журналистом материал не вмещается в рамки заметки, необходимо рассказать о событии более подробно, используя важные (!) детали (то есть существенно значимые, те, о которых необходимо знать массовой аудитории) – и тогда резолюция «в печать» ставится на информационной корреспонденции. Информационная корреспонденция – это произведение журналиста, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда – наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения. Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые различаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело – сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое – сроки подписания торгового соглашения с Украиной. Иногда журналист слишком увлекается подробностями и забывает о главном. Базовая линия повествования в тексте теряется в гуще любопытных, но не более, деталей. Здесь может помочь следующее правило: убирай всё, что можно. В текстах периодики присутствие любой «мелочи» должно быть оправдано: детали и подробности не должны использоваться в публикации «просто так», ради красного словца. Если их можно вычеркнуть безболезненно для основного содержания материала, значит - им не место на газетной полосе. В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нём. Задание 2. С НОВОГО ГОДА - НОВЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ10 Новый год, как всегда, приносит сюрпризы автолюбителям. В этот раз некоторые из них окажутся и приятными. С 1 января вступают в силу новые стандарты на дорожные знаки, светофоры, разметку, дорожные ограждения и правила применения всего этого. Документ о внесении соответствующих изменений в ныне действующие Правила дорожного движения уже подготовлен. Предполагается, что подписан он будет еще до нового года. Каждый год на дорогах страны гибнет в ДТП более 30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения. Даже высокие начальники Департамента обеспечения безопасности дорожного движения заявляют, что половина всех ночных ДТП в городах происходит по причине плохого освещения, отсутствия разметки, нехватки знаков и некачественных дорог. Впрочем, новый ГОСТ дороги не отремонтирует. Но знаки, которые он регламентирует, помогут избежать неприятностей. Сюда не рули В стандарт включены 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Все они соответствуют международной конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейскому соглашению 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы. Вот несколько из них. Предупреждающие Около школ, детских садов, в дворовых проездах, там, где уже "лежат" или только собираются прилечь "полицейские", появятся знаки "Искусственная неровность". Сейчас эти места обозначаются знаками "Неровная дорога". Действительно, въезжаешь в незнакомый населенный пункт, встречаешь знак неровной дороги и думаешь, а что тебя ждет впереди: то ли просто неровная дорога, то ли искусственная неровность. А они такие попадаются, что не всякой машине преодолеть можно. Впрочем, для них тоже ГОСТ прописан. Правда, не везде его соблюдают. Новый знак "Опасная обочина" говорит сам за себя. Вид у него такой, что съезжать на обочину действительно не захочется. Встретив в красном треугольнике очередь из машин, не удивляйтесь. Это тоже нововведение: знак "Затор". Он будет устанавливаться временно перед перекрестками, которыми можно воспользоваться, чтобы объехать впереди образовавшуюся "пробку". Запрещающие Новым в этой классификации будет знак "Контроль". Около постов ДПС на дорогах сейчас устанавливают знак "Стоп". Что, собственно, плохо сочетается с его непосредственным назначением. По ГОСТу он является знаком приоритета, и устанавливать его положено только на перекрестках. Поэтому и был разработан новый запрещающий знак. Внешне он напоминает знаки "Таможня" и "Опасность", только вместо этих слов на нем начертано: "Контроль". Требования те же самые: проезд без остановки запрещен. Знаки сервиса В этой категории появились знаки, которые будут сообщать, на какой волне какая радиостанция передает информацию о дорожном движении. Например, едешь за город, кончилась зона приема любимой станции, видишь этот знак, настраиваешься на соответствующую волну и остаешься с эфиром. Подобный знак будет сообщать автомобилистам с рациями, по какому каналу можно связаться с аварийными службами. Но самый непонятный знак в этой категории - это "Бассейн или пляж". Даже в ГИБДД нам не смогли пояснить его необходимость. Скажем, на море - понятно. Едешь вдоль берега и гадаешь, где тут можно искупаться. И вот знак "Пляж". Все понятно. А "Бассейн"? и еще новшество На многих федеральных уже реконструированных дорогах встречаются знаки, о существовании которых ты понимаешь только тогда, когда их тень пробежала по капоту. Ведь стандарты на эти придорожные ценности не менялись с конца 80-х годов. Новый стандарт вводит понятие аж трех видов пленки для знаков на разных дорогах: "А", "Б" и "В". Чем больше полос имеет трасса, чем выше скорость и интенсивность движения, тем более высококлассные световозвращающие материалы должны применяться для дорожных знаков… Кроме того, новые знаки с применением более ярких световозвращающих пленок в соответствии с новыми ГОСТами должны устанавливаться только на многополосных дорогах и улицах. Они составляют не более 15 процентов от общей улично-дорожной сети. На остальной сети останутся знаки, которые в основном отвечают требованиям старых стандартов. Владимир БАРШЕВ На примере данного текста укажите характерные признаки информационной корреспонденции. Почему, на ваш взгляд, журналист при разработке темы выбрал именно данный жанр? Оцените информативность, целостность, связность, полноту текста. Удачно ли изложены факты с точки зрения восприятия и понимания? В выделенном фрагменте текста исправьте тавтологию. Отредактируйте текст, следуя основным требованиям поэтапной работы редактора над рукописью. Сделайте правку-сокращение. При сокращении может пострадать целостность и структура текста, на этот аспект рекомендуется обратить особое внимание при контрольном чтении. Важно внести правку так, чтобы она выглядела органично. Предложите свои варианты подзаголовков. Задание 4. |