Тренинг риегуляции эмоций. Саенко_Тренинг регуляция эмоций. Практикум по регуляции гнева и агрессии Практикум по регуляции печали и депрессии
Скачать 1.51 Mb.
|
2.6. Практикум по регуляции страха смерти Из всех жизненных проблем самой эмоционально тяжелой и пугающей является проблема смерти. Смерть вызывает у человека такой страх, что в нашем обществе эта тема является запретной. Не имея возможности открыто обсуждать или даже просто признавать смерть, мы способствуем усилению ее власти над нами, подкрепляем неопределенность своего отношения к ней. Факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т.е. тем, что уже нельзя изменить и чему необходимо подвести итог. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязатель- ства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. Отношение субъекта к собственной смер- ти (просто серьезное или трагическое) определяется двумя обстоятельствами: 79 а) степенью завершенности, законченности жизненного замысла, жизненно важного дела к моменту наступления смерти; б) степенью нужды в нем дру- гих людей, которых его заставляет покинуть и бросить на произвол судьбы смерть (Рубинштейн, 2003). С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Верно прожитая жизнь означает, что человек сделал в ней что-то хорошее, активно и сознательно изменял и преобразовывал мир и других людей в со- ответствии с их сущностью, совершенствовал формы человеческой жизни и человеческих отношений, сумел реализовать свою сущность. К неудовлетво- рению своей жизнью приводит пассивно-потребительское ожидание давае- мых ею благ и замыкание в ограниченной сфере житейских интересов и бы- товых проблем. «Смысл человеческой жизни – быть источником света и теп- ла для других людей» (Рубинштейн, 2003). Страх смерти больше мучает тех, кто чувствует пустоту своей жизни и утратил ее смысл. Человек тем больше боится смерти, чем меньше он реали- зует свой потенциал, чем меньше он по-настоящему проживает свою жизнь, чем менее она насыщена и наполнена. Осознание смерти открывает жизнь в новой перспективе и заставляет пересмотреть свои ценности, вызывает стремление проживать свою жизнь сейчас и понимание того, что ее нельзя без конца откладывать. Осознание смерти позволяет признать свои способы откладывания и отказа от жизни – сопротивление сближению с другими людьми (т.к. оборотной стороной любви и дружбы является страдание и от- даление), сосредоточение на прошлом или будущем, психосоматические симптомы, шизофреническое отрицание реальности (Ялом, 2005). Страх смерти не следствие приближения смерти самой по себе, а ре- зультат того, что было сделано в течение жизни: бесполезно потраченного времени, нерешенных задач, упущенных возможностей, загубленных талан- тов, бед, которых можно было бы избежать. Лежащая в основе этого трагедия состоит в том, что человек умирает преждевременно и недостойно, что 80 смерть не является действительно «его собственной». Осознание и честное принятие идеи смерти, готовность умереть, возможность отречься от жизни является необходимым условием ее полноценности. Полноценной можно считать жизнь человека, прожитую им в соответствии со своими возможно- стями и желаниями, в соответствии с собственной уникальностью, реализу- ющую его способности. Чтобы полностью понять себя, человек должен смотреть в лицо смерти, осознав свою конечность. Человек, который больше не боится смерти, в полной мере становится свободным в своих действиях (Фейфел, 2001). Страх пред смертью испытывают те пожилые и старые люди, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досад- ных промахов. Они осознают, что начинать все сначала уже поздно и упу- щенного не вернуть, и поэтому их охватывает разочарование, отчаяние и безнадежность. Те же, кто, оглядываясь на свою жизнь, оценивают ее как цельную и осмысленную, единственно возможную, чувствуют удовлетворе- ние и не испытывает страха перед смертью (Элкинд, 1996). Примирение со своей предстоящей смертью, постоянная готовность к ней должны направлять созидательную деятельность человека на общее бла- го, на то, чтобы сделать свою жизнь общеполезной. Не боятся смерти те, кто осознают, что они служили правому делу, с честью выполняли свой долг, умирают за свою родину, политические убеждения. Человеку необходимо осознать смысл своей смерти, т.е. достичь понимания того, чему она служит – спасению других людей, защите убеждений, благу человечества и т.д. Пре- одолению страха смерти способствует осуществление созидательной дея- тельности – создание бессмертных произведений, рождение и воспитание де- тей. Смертельно больные люди очень часто начинают жить более интенсив- ной жизнью, меняют свои ценности и получают от жизни больше удоволь- ствия, поскольку время их жизни ограничено, и они не могут рассчитывать на следующий год, как здоровые люди (Бехтерев, 1999; Коннор, 1996; Ялом, 2005). 81 Без осознания страха смерти как небытия существование становится бессодержательным и нереальным. Конфронтация с небытием через приня- тие страха смерти делает жизнь осмысленной. Допущение страха и враждеб- ности без их вытеснения является положительной стороной способности противостоять смерти. Если человек бежит от ситуаций, вызывающих трево- гу, враждебность и агрессию, его жизнь становится бессодержательной и ложной. Важнейшим условием преодоления страха смерти является приня- тие смерти как естественного, ожидаемого, закономерного события все время обновляющейся жизни. Так, Ломоносов, Суворов, Талейран, Репин, Л.Н. Толстой принимали мысль о смерти и самое смерть спокойно, поскольку привыкли думать о ней, как об обычном конце, и поэтому умирали без расте- рянности, без паники, с деловым спокойствием. Человек должен найти при- мирение с конечным сроком своей жизни, который отведен ему для исполне- ния возложенной на него созидательной работы. Осуществляется это прими- рение путем размышления о роли личности, как вносящей свой вклад, не- важно какой – большой или маленький – в развитие человеческой культуры, общества, оказания влияния на других людей (Бехтерев, 1999; Зощенко, 1990; Мэй, 2004). Чтобы принять реальность и неизбежность собственной смерти, необ- ходимо осознать и овладеть собственными мыслями и чувствами, бессозна- тельными фантазиями, связанными с ней. Признание своей смерти помогает понять человеку то, что он действительно хочет делать в этой жизни икак хочет ее прожить. Для того чтобы снизить уровень тревоги по отношению к смерти, увидеть то важное, что можно еще осуществить, сформировать новое отношение к жизни и стремление к изменениям, необходимо проговаривание и открытое обсуждение с другими людьми и с самим собой проблемы смерти и страха перед ней. Проговаривание и обсуждение чувств и мыслей, связанных со смертью, необходимо и умирающим. Известно, что пациенты очень хотят говорить о своих мыслях и чувствах по отношению к смерти, но понимают, что живу- 82 щие не дают возможности этому осуществиться. Большинство из них пред- почитают честный и откровенный рассказ врача о том, насколько серьезно они больны. Они скорее обретают понятный и помогающий смысл бытия, если у них есть возможность поговорить о своих чувствах и мыслях каса- тельно смерти. Причина заключается в том, что неизвестность страшит больше, чем известная, хотя и пугающая реальность. Возможность погово- рить о смерти с другими людьми поддерживает умирающего, тогда как ощу- щение собственной отвергнутости и покинутости подавляет его (Фейфел, 2001). Следует честно выразить чувства страха, потери, разлуки, разговаривая с близким человеком, который умирает. Это облегчит для него завершение некоторых незавершенных дел. Желая ему помочь, следует сказать: «Что конкретно я могу сделать, чтобы ты почувствовал себя лучше?» и далее мол- ча ждать указаний. Это помогает умирающему делиться с родными своими чувствами и вместе находить решение. Если он выражает страх смерти, необходимо выслушивать его и спрашивать, чего конкретно он боится. Если он хочет заняться завершением своих дел, следует помочь ему привести их в порядок. На преодоление страха смерти направлено также восстановление близ- ких отношений с другими людьми, поскольку одной из его причин является то, что человек рассматривает самого себя как нечто самодовлеющее и обособленное от всего мира. Одиночество, социальная изоляция, разобщен- ность, сосредоточенность на себе, отсутствие направленности на другого че- ловека обостряют страх смерти. Замкнутое на себя существование выражает- ся в одержимости собой – своими чувствами, проблемами, конфликтами, в неспособности слушать и понимать другого, проявлять искренний интерес к чужой жизни (Бехтерев, 1999; Холмогорова, 2003). Страх смерти может приобретать различные деструктивные или, как минимум, неконструктивные формы. Борьба человека со страхом смерти це- ной ее отрицания порождает неопределенную тревогу и самоотчуждение. 83 Проявлением страха смерти является отвержение пожилых и старых людей, хронических и смертельно больных как напоминающих о смерти. Безнадеж- но больные и умирающие часто испытывают вину, т.к. считают, что их бо- лезнь является заслуженным наказанием за совершенный ими проступок; в результате болезни они оказываются в зависимом положении и причиняют окружающим неудобства; чувствуют, что заставили живущих столкнуться лицом к лицу с неизбежностью смерти; смутно сознают, что завидуют тем, кто остается жить, и желают (это желание редко осознается), чтобы супруг, родитель, ребенок или друг умерли бы вместо них (Фейфел, 2001). Страх смерти часто становится причиной обращения к магическим ве- рованиям, иллюзиям, мифам, в том числе и религиозным, позволяющим от- рицать реальность смерти. В раннем детстве страх смерти преодолевается с помощью родительских утешений. Позже отрицанию смерти помогает ее персонификация в образах монстров, скелетов с косой, демонов и т.д., от ко- торых можно найти способ ускользнуть. Становясь старше, дети смягчают страх смерти посредством смеха, рассказов о привидениях и сверхъесте- ственных силах, просмотров фильмов ужасов в компании сверстников. Взрослые отрицают смерть, изменяя свое отношение к ней на позитивное (переход в иной мир, вечный покой, соединение с богом), обращаясь к рели- гиям, утверждающим бессмертие души. Религиозная жажда и иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, го- рю, одиночеству, неразделенной любви, депрессии, отсутствию смысла жиз- ни, неизбежности смерти. Существует два распространенных способа уменьшения страха смерти: 1) уверенность в собственной необыкновенности, нетленности, неуяз- вимости, превосходящей обычные законы человеческой биологии; 2) вера в конечное спасение, в существование всесильного и всемогу- щего защитника – какой-то внешней силы, заботящейся и покровительству- ющей человеку. 84 Будучи подавленным в течение всей жизни человека, страх смерти мо- жет прорываться в сознание со всей своей мощью достаточно редко – перед лицом собственной смерти, в результате смерти любимого человека, чаще – в ночных кошмарах. В случае смерти близкого и любимого человека может быть разрушена иллюзия собственной неуязвимости: если я не смог его убе- речь, значит, я тоже ничем не защищен. И хотя магические верования являются соблазнительными, ободряю- щими и успокаивающими, тем не менее, они ослабляют дух человека, не поз- воляя ему познать свой внутренний мир, свои чувства, мысли и желания. В действительности ясное осознание смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь (Ялом, 2005). Обычно считается, что религия помогает верующим справиться со страхом смерти. Однако исследования обнаружили, что верующие по срав- нению с неверующими в большей степени страшатся смерти. Нерелигиозный человек боится смерти как прекращения жизни на земле («моя семья может остаться без средств существования», «я хочу еще кое-что сделать», «я наслаждаюсь жизнью и хочу, чтобы это продолжалось»), а не того, что слу- чится после смерти. Религиозные люди боятся смерти не только из-за пре- кращения земного существования, но и в связи с постжизненным событиями – «я попаду в ад», «я еще не искупил свои грехи». Даже вера в то, что чело- век попадет в рай, не является достаточным противоядием для изживания страха смерти у некоторых верующих. В результате религиозные люди в ис- следовании придерживаются значительно более негативной ориентации по отношению к зрелому периоду своей жизни, чем нерелигиозные. Другие ис- следования, посвященные вопросу о том, способна ли вера в жизнь после смерти уменьшить этот страх, установили следующее: сила веры отрица- тельно связана со страхом смерти (чем больше сила веры, тем меньше страх смерти); если же религиозность чисто внешняя, тогда он сильнее. Вместе с 85 тем это не доказывает, что благодаря религиозному опыту страх смерти устраняется (Аргайл, 2003; Фейфел, 2001). Эмоциональное отреагирование 1. Найдите смысл своей жизни. В течение жизни смысл может менять- ся. Задайте себе вопрос: зачем, для чего я живу? Помните, что оптимальный смысл жизни – созидательная деятельность на благо других людей. 2. Признайте свою конечность и смертность, согласитесь умереть, пе- рестаньте питать надежду на личное бессмертие. Приучите себя регулярно размышлять, фантазировать о своей смерти как о естественном ожидаемом событии. Обсуждайте с другими людьми тему смерти и свой страх перед ней. 3. Откройте свои склонности и способности и реализуйте их в деятель- ности, приносящей удовлетворение. 4. Осуществляйте виды деятельности, которые позволят вам стать «бессмертным»: оставить свою личность, свои мысли, чувства, желания в продуктах этой деятельности, остаться в воспоминаниях окружающих. 5. Осознайте свои истинные потребности и желания и найдите опти- мальные способы их реализации. Выявить неудовлетворенные потребности помогает анализ сновидений и грез (см. эмоциональный тренинг). 6. Живите каждый день так, как будто он последний, словно вы сегодня умрете. Вечером каждого дня спрашивайте себя: «Что я сегодня сделал нуж- ного и полезного для других людей? Что я сегодня создал? Чем я могу гор- диться и от чего испытывать удовлетворение?». Каждую неделю, месяц, год подводите итог соей жизни – что вы уже сделали в ней? 7. Не откладывайте решение проблем, которые возникают перед вами, разрешайте их своевременно. Вовремя завершайте неоконченные дела, не от- срочивая их. 8. Создайте близкие любовные/дружеские отношения. 9. Научитесь принимать и открыто выражать эмоции страха и гнева, печали, страдания и др. 86 10. Общайтесь с пожилыми, старыми, хронически больными и умира- ющими родственниками, не избегая их. Обсуждайте с ними их страх смерти и мысли о ней. Предлагайте им свою помощь. 2.7. Практикум по регуляции вины, стыда, обиды, отвращения Эмоциональное отреагирование вины Выделяют три вида вины: 1. Истинная вина обусловлена реальным нанесением физического или морального ущерба другому человеку, действительным нарушением соци- альных норм и правил. Носитель истинной вины принимает ответственность за нежелательные последствия своих ошибочных действий. Если вы испытываете истинную вину, исправьте эту ситуацию, завер- шите неоконченное дело. Возместите нанесенный ущерб, исправьте совер- шенные вами ошибки, искупите свою вину. Если вы уже не можете исправить эту ситуацию сейчас, раскайтесь и примите это как дело прошлого, которое нельзя изменить, найдите серьезные основания простить себя. Совершенный вами поступок или отказ от него уже нельзя вычеркнуть из жизни так, как будто бы их и не было вовсе. Но, раска- явшись, вы можете внутренне дистанцироваться от совершенного вами дея- ния, и сделать происшедшее во внешней жизни в моральном отношении как бы не имевшим места. Раскайтесь и простите себя не в качестве самооправдания, а с тем, что- бы ответить на следующие вопросы. Что вы будете делать дальше? Как вы будете поступать в подобных ситуациях? Как можно предотвратить и испра- вить подобные ошибки? Вам будет легче простить себя, если вы станете помогать кому-нибудь, кто нуждается в дружеской поддержке или заботе. Преодолеть вину вам по- может также участие в устранении общественных несправедливостей. 2. Невротическая вина вызвана воображаемыми проступками, наруше- нием родительских запретов, отказом от личной ответственности, страхом 87 осуждения, скрытой враждебностью. Проявляется в преднамеренном и неис- креннем самообвинении и принижении себя, за которым скрывается возму- щение другими людьми, имеющими возможность делать то, чего не может делать сам субъект. Помогает оправдаться перед собой и другими, считать себя моральным и добросовестным, и тем самым получать одобрение. Носи- тель невротической вины болезненно и враждебно относится к любой крити- ке и указаниям на его вину и провоцирует окружающих на заверения в его невиновности. Невротическая вина избавляет от необходимости изменяться и по-настоящему решать проблемы. Она не приводит к изменению поведения и исправлению ошибок. Если вы испытываете невротическую вину (вы оправдываетесь и/или выглядите виноватым для того, чтобы избежать ответственности за свои по- ступки), вам необходимо научиться отвечать за свои решения и за их вопло- щение, каким бы ни был ваш выбор. Примите на себя ответственность за со- вершенное вами, например, таким образом: «Да, я сделал это по своему вы- бору. Сожалею, что причинил вам боль. Как я могу теперь исправить это?». Научитесь ценить себя выше, меньше ищете одобрения окружающих, в частности, родителей или замещающих их лиц. Основывайте самоуважение на своих достижениях, способностях, а не на мнении других. Смените отношения зависимости (слияние) на отношения равенства и ответственности (контакт) (см. отличия зависимости от любви в гл.4), т.к. вина и обида являются следствиями и симптомами слияния как противопо- ложности личного контакта. Вина и обида используются как средство возоб- новления зависимости и сопротивления контакту. Вина и обида – бессозна- тельное стремление наказать себя и партнера за нарушенное слияние, а также способ избегания ответственности и перекладывания ее на другого. 3. Экзистенциальная вина порождается недостаточной реализацией своих способностей и возможностей, неисполненным предназначением, не- сделанным в жизни, ограничением близких связей с людьми. Экзистенциаль- ной вины избежать невозможно, поэтому важно ее осознавать. 88 Если вы испытываете экзистенциальную вину, сделайте то, что вы должны были сделать, но не сделали. Творчески реализовывайте свои воз- можности, в том числе способность любить кого-либо, свяжите себя близки- ми или ответственными отношениями (Бьюдженталь, 1998; Джеймс, Джонг- вард, 1993; Перлз, 2001; Франкл, 1997; Хорни, 1993). Эмоциональное отреагирование стыда Стыд является проявлением низкой самооценки. Он сковывает челове- ка и ограничивает его свободу, поскольку предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они? Чтобы освободиться от стыда, осознайте его и открыто выразите. Сво- бодно обсуждайте стыд и вызвавшие его желания с другими людьми, не бо- ясь осуждения и не ожидая одобрения. Не копите и своевременно удовлетво- ряйте свои потребности и выражайте возникающие чувства. Признавайте их присутствие в себе и их право на существование, их нормальность и есте- ственность. Не игнорируйте свои чувства и желания и не избегайте их. Примите свое тело, естественные телесные ощущения, влечения, фан- тазии, в том числе и сексуальные. Удовлетворяйте свои естественные влече- ния, невзирая на искусственные социальные условности, особенно если эти влечения никому не во вред. Открыто выражайте свою сексуальность. Из- бавьтесь от нецелесообразных запретов на проявление вашей свободы, кото- рая ограничена только правами других людей. Например, если в присутствии других людей вам захотелось в туалет, выйдите, не проявляя ненужной стес- нительности. Измените стыд на противоположное чувство гордости по отношению к себе и испытайте ее. Примите себя таким «как есть» вместо того, чтобы осуждать. Повысьте свою самооценку и начните считать себя умным, компе- тентным, сильным и значимым. Вспомните о своих поступках и качествах, которыми вы гордитесь. За что вы себя цените и уважаете? За что вас ценят и уважают другие люди? Что вы умеете и знаете, что у вас хорошо получается? 89 Какие у вас есть достоинства, которых вы раньше не замечали? Какие поло- жительные и полезные стороны есть у ваших недостатков? Станьте независимым от оценок и мнений окружающих, от их одобре- ния или осуждения. Согласитесь с тем, что вас не обязаны принимать и одобрять все люди, часть из них имеет право отвергать вас. Сами выбирайте, какие действия, поступки, решения для вас значимы, а какие – нет. Проследите свои старые чувства. Вспомните какой-нибудь поступок из вашего прошлого, который вы считаете плохим и поэтому скрываете его и стыдитесь. Какое положительное намерение побуждало ваш поступок? Ка- кие полезные уроки вы извлекли из этой ситуации? Простите себе мнимые прегрешения и недостатки. Открыто заявляйте о своих ошибках вместо того, чтобы скрывать, а за- тем исправляйте их сами или с помощью других людей. Смело обращайтесь к окружающим за помощью и поддержкой. Другие люди не умеют читать ваши мысли, и никто не может догадаться, что именно вам требуется, и предоставить вам это без всякой просьбы с вашей стороны. Научитесь от- крыто предъявлять свои потребности, прямо выражать свои требования, при- казания и просьбы даже тогда, когда они кажутся вам «стыдными». Возможно, ваш стыд в действительности скрывает за собой эмоции страха, страдания, гнева, любви. Признайтесь себе в истинных причинах сво- его стыда, которые кажутся вам неприемлемыми и унизительными. Разобла- чите «самообман», как бы это ни было болезненно для вашего самолюбия. Проведите диалог с самим собой согласно технике двух стульев. Сядь- те на первый стул и представьте себя то в роли своих родителей или замеща- ющих их лиц (начальников, представителей власти). Всячески стыдите и осуждайте себя, вспомнив, как в вашем детстве делали это ваши родители, а сейчас, возможно делают вышестоящие по отношению к вам люди. Вспом- ните, что значит быть «правильным», «хорошо воспитанным», «вести себя надлежащим образом». Теперь поменяйте роль и станьте самим собой, пере- сев на второй стул. В этой позиции отстаивайте свое право быть естествен- 90 ным и не соответствовать ожиданиям других людей. Откажитесь делать что- либо, исходя из представления о том, что вы «должны быть хорошим», и го- ворите «Мне не стыдно! Я имею на это право! Я буду делать то, что мне хо- чется, а не то, что следует! Я хочу быть самим собой! Мне безразлично, что вы говорите и думаете обо мне. Я не собираюсь соответствовать вашим ожи- даниям и быть таким, каким вы хотите меня видеть! Я не буду угождать вам!» Примите на себя ответственность за свой стыд. Вместо того чтобы го- ворить: «Это он/она принуждают меня стыдиться и смущаться, скажите: «Я сам заставляю себя испытывать стыд» (Бек, 2002; Джеймс, Джонгвард, 1993; Перлз, 2001; Роджерс, 1994; Селье, 1982; Флемминг, 1997; Шостром, 1994). Эмоциональное отреагирование обиды Обида используется для манипулирования другими людьми с целью получения психологических выигрышей – вызвать чувство вины у партнера и получить возможность играть роль жертвы. Если вы не будете своевременно разряжать обиды и будете их накапливать, это может привести к агрессив- ным аффектам, депрессии, неудачам в делах, разводам, болезням, самоубий- ствам и т.п. Откажитесь от накопления обид и вместо них накапливайте по- ложительные представления о себе, усиливающие самоуважение. Для этого ищете способы повысить профессиональное мастерство, научиться чему- либо новому, приобрести знания, завести новых друзей, исправить нарушен- ные отношения и допущенные ошибки, отказаться от деструктивных реше- ний. Чтобы избавиться от обиды, обсудите проблему с тем, кто вызвал у вас чувство обиды. Когда вы будете это делать, избегайте обвинений в его адрес и используйте технику Я-сообщения. Расскажите этому человеку, как на вас действует ситуация. Используйте местоимение «Я» вместо обвиняющего ме- стоимения «Вы». Например, «Я не люблю запах табачного дыма, он беспо- коит меня», а не «Вы просто невнимательны к другим, вы так здесь накури- 91 ли». Проговорите и выплачьте обиду – тогда вы сможете воспринимать кри- тику конструктивно и эффективно изменить свое поведение. Проводите регулярные семейные заседания с членами своей семьи, на которых обсуждайте накопившиеся обиды и старайтесь их понять. Пусть каждый выскажет вслух обиды, которые он держит на других. Другие в это время слушают, но не оправдывают себя (разрешается высказывать обиды, но не разрешается отвечать на них). После того как обиды высказаны, каж- дый член семьи рассказывает другим, что он принял во внимание. Проводите такие обсуждения ежедневно. Позже, когда у вас появится опыт, проводите их еженедельно. Обсуждения обид также полезно в организациях, особенно там, где люди работают близко друг с другом, и где между ними легко может возник- нуть раздражение. Если вы решите проводить такие заседания, то все со- трудники организации должны договориться об испытательном сроке, например два месяца. В конце этого периода полезность заседаний должна быть оценена снова. Если участники решат продолжить заседания, то им нужно будет принять решение о выделении времени для регулярных заседа- ний – одна встреча каждые две-три недели или другой практически осуще- ствимый срок (Джеймс, Джонгвард, 1993). Эмоциональное отреагирование отвращения Отвращение – естественная защита от чуждых, нежелательных, непри- ятных, вызывающих сильное сопротивление объектов. В отвращение может превращаться враждебность, первоначально направленная на принуждающих авторитетных лиц, а затем обращенная на самого субъекта. Испытывайте отвращение, чтобы осознанно отвергать навязываемые вам, но неприемлемые для вас самих идеи, способы поведения, оценки, цен- ности, мораль и др. или принимать их, но уже на основе сознательной пере- работки. Отвращение поможет вам обнаружить, что вас принудили принять насильно, что не является вашей подлинной частью, с чем вы отождестви- 92 лись вопреки своим истинным интересам. Принятие отвращения поможет вам выработать избирательное и критическое отношение к тому, что предла- гается извне, анализировать и перерабатывать опыт так, чтобы извлечь из не- го то, что будет соответствовать вашим реальным здоровым потребностям. Осознание собственного отвращения к чуждым советам и ценностям других людей расчистит вам путь к формированию своего подлинного я, принятию собственных решений, выработке ролей, осуществлению возможностей (Перлз, 2001). 2.8. Роль арттерапии в регуляции эмоций Арттерапия – психотерапия искусством, использующая восприятие и создание художественных произведений для коррекции психических состоя- ний. Арттерапия включает в себя музыкотерапию, библиотерапию, сказкоте- рапию, терапию изобразительным искусством, кинотерапию, танцевальную терапию и др. Основной принцип арттерапии – возможность идентификации с героя- ми художественного произведения, их эмоциональными переживаниями или эмоциональными переживаниями автора, а также эмоционального отреаги- рования посредством сопереживания им. Подобное отождествление помогает осознать свои эмоции, понять их причины и находить конструктивные спо- собы разрешения проблемы, породившей нежелательные чувства и эмоции. Поэтому художественное произведение, неважно, книга это, музыка или фильм, подбирается в соответствии с актуальным эмоциональным состояни- ем субъекта, прибегающего к помощи арттерапии. Арттерапия является средством снижения и устранения эмоционально- го напряжения, т.е. обладает катарсическим эффектом. Она позволяет дать конструктивный выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и пе- реработать подавленные переживания, говорить о своих чувствах с другими людьми. 93 При пассивной форме арттерапии воспринимаются и интерпретируют- ся художественные произведения, созданные другими людьми, а при актив- ной – продукты творчества создаются самим субъектом (Карвасарский, 2001; Осипова, 2005). Музыкотерапия. Катарсис в музыкотерапии достигается и благодаря тому, что слушающий музыку беззвучно ее пропевает, и сама музыка имити- рует те или иные эмоциональные оттенки человеческого голоса. Например, печальными представляются звуки, которые характеризуются медленным темпом, производятся в низком регистре, с понижающимся тоном и с малой громкостью. Благодаря музыке облегчается осознание собственных переживаний, достигается конфронтация с жизненными проблемами, приобретаются новые средства эмоциональной экспрессии. Исследования показали: если музыка доставляет удовольствие и созда- ет приятное настроение, у человека замедляется пульс, усиливаются сердеч- ные сокращения, снижается артериальное давление, расширяются кровенос- ные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиения учащаются и становятся слабее. Отдельные элементы музыки (ритм, тональность) способны вызвать соответствующие эмоциональные состояния. Радость передается быстрой мажорной, спокойствие – медленной мажорной, печаль – медленной минор- ной, а гнев – быстрой минорной музыкой. Минорные тональности обнаружи- вают депрессивный эффект. Быстрые пульсирующие ритмы действуют воз- буждающе и вызывают отрицательные эмоции. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Плачевные песни способствуют отчуждению скорби – превращению ее во что-то чуждое для личности. Успокаивающее воздействие оказывают ритмы вальса, детской и народной музыки. Агрессию вызывает революционная или военная музыка; одухотворенную радость – религиозная музыка. Печальная музыка снижает нейротизм и ситуативную тревожность. 94 Основной принцип музыкотерапии: чтобы способствовать эмоцио- нальной разрядке, музыка должна соответствовать эмоциональному состоя- нию слушателя, например, при депрессии показана тихая, спокойная музыка, при возбуждении – громкая и быстрая. Использование веселой музыки для снятия тревожности может иметь обратный эффект, т.е. повышать тревогу и раздражительность. Для того чтобы выйти из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала слушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении. Минорная музыка создает оптимальные условия для проекции депрес- сивных переживаний на музыку, что воспринимается как облегчение страда- ния. В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, ко- торая усиливает депрессию, актуализирует переживания и препятствует вос- приятию веселого. Облегчение при глубокой депрессии приносит грустная, скорбная музыка. На легкое депрессивное состояние хорошо действует ми- норная музыка в форме элегий, ноктюрнов, колыбельных. Тихая, спокойная, мелодичная музыка ослабляет напряженность и тревогу, отвлекает от тяже- лых переживаний. Положительная реакция на мажорную музыку отмечается лишь после достаточного отреагирования печали. При депрессии рекоменду- ется пассивная музыкотерапия. Первой должна звучать мелодия, отвечающая эмоциональному состоя- нию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает печаль, тревога, страх, то первой ему предлагают для слушания грустную мелодию, которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание второго произведения должно про- тивостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его (светлая, воз- душная мелодия, дающая утешение и вселяющая надежду). Третьему произ- ведению (динамической музыке) надлежит вселять в слушателя уверенность в себе, мужество, твердость духа. 95 Для эмоционального отреагирования не рекомендуется использовать популярную музыку. Достаточно длительное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения. Воз- никновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает удоволь- ствие, радость, блаженство, счастье либо печаль; непривычная музыка – эмо- ционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вя- лость). Незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение лучше, чем знакомая. Примеры рекомендуемой классической музыки: • при печали – V симфония, вступление; VI симфония, финал П.И. Чай- ковского; «Смерть» Э. Грига; Прелюдия до-минор, Марш из сонаты си- бемоль-минор Ф. Шопена; «Реквием» В.А. Моцарта; • при тревоге – Мазурка, Прелюдии Ф. Шопена, Вальсы И. Штрауса; «Мелодия» А. Рубинштейна; • при раздражении, гневе, разочаровании – «Хор пилигримов» Р. Ваг- нера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского; скерцо № 1 этюд № 12, соч. 10 Ф. Шопена; этюд № 12, соч. 8 А.Н. Скрябина; VI симфония, 1 ч. П.И. Чайковского; Финалы сонат № 14, 23 Л. Бетховена; «Порыв» Р. Шумана; Кантата № 2 И.-С. Баха; Симфония ре минор С. Франка; • при зависти и враждебности – Итальянский концерт И.-С. Баха; «Финляндия» Я. Сибелиуса. Релаксационное воздействие оказывают такие мелодии, как «Баркаро- ла» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К. Сенсанса, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, романс из к/ф «Овод» Д.Д. Шостаковича, «Старинная песенка» Ж. Бизе, «Ис- тория любви» Ф. Лея, «Вчера» Дж. Леннона, «Элегия» Г. Форе и др. Тонизи- рующее воздействие реализуется с помощью «Чардаша» Ф. Монти, «Адели- ты» Г. Пёрсела, «Шербургских зонтиков» М. Леграна и др. 96 При использовании музыки в тренинге следует учитывать, что музыка в сочетании с текстом на знакомом языке может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более предпочтительным является либо инструментальная музыка, либо музыка с текстом на незнакомом языке. Активная музыкотерапия может помочь человеку выяснить суть его внутриличностного конфликта благодаря выбору песни для исполнения и идентификации с лирическим героем песни. В этом случае музыка способ- ствует оживлению воспоминаний прошлого с целью их отреагирования (Ильин, 2002; Рогов, 1999; Брусиловский, 1985). Библиотерапия. Катарсический эффект в процессе чтения достигается благодаря раскрытию читающим того, что персонажи и/или автор книги пе- реживают такие же, а может и еще большие трудности, чем он сам. Читаю- щий книгу получает возможность сравнить свои личные эмоции с эмоциями других людей и научиться наиболее оптимальным действиям в эмоциоген- ных ситуациях. В последнем случае наиболее эффективным будет чтение специальной психологической литературы научного или научно-популярного характера. Для эмоционального отреагирования в наибольшей степени под- ходит классическая художественная литература. При выборе книги требуется максимальное сходство описанных в ней ситуаций и ситуации, в которой находится читатель. Успешному пониманию своих эмоциональных переживаний и их причин в ходе библиотерапии спо- собствуют вопросы, на которые читающий отвечает после прочтения литера- турного произведения: « Что из прочитанного сходно с моим опытом? Какой из персонажей на меня наиболее похож? Чем вызваны его переживания? Как он с ними справляется? Как он поступил бы на моем месте? А сам автор? Что из прочитанного можно проверить на практике? Что нового я узнал? Какую пользу я получил? Что вызвало сомнения? Опасения? Как эти знания помо- гут справляться с трудностями?». В ходе чтения рекомендуется вести чита- тельский дневник (Алексейчик, 1985; Карвасарский, 2001). 97 Сказкотерапия. Существуют различные способы работы со сказкой, такие, как анализ, рассказывание, переписывание, постановка с помощью ку- кол, сочинение. В последнем случае субъекту предлагается сочинить и запи- сать сказку, в которой будут содержаться какие-либо его трудности, пробле- мы. В качестве опоры можно использовать случайный набор слов: десять нарицательных существительных, которые в процессе сочинения сказки можно преобразовывать в имена собственные, другие части речи, читать наоборот. В ходе сочинения сказки актуализируются эмоциональные пережива- ния автора, которые нередко указывают на возможный выход из сложивших- ся у него внутренних затруднений, хотя и не всегда верный. Автор про- ецирует на героев своих сказок свое отношение к миру, себе, другим людям, и чувства, которые он испытывает в связи с этим. В ходе анализа и понима- ния, интерпретации придуманного им сюжета он получает возможность про- говорить, осознать и разрешить испытываемые им переживания. Совместное сочинение сказки партнерами (супругами, друзьями, родственниками и др.) позволяет им понять и открыто проявить чувства, которые они испытывают по отношению друг к другу, осознать их причины и найти способы их кон- структивной разрядки. Переписывание или продолжение сказки может спо- собствовать отреагированию или трансформации эмоций страха, вины, оби- ды, гнева и др. Выбор сказки, созданной другими людьми, для ее чтения, слушания, анализа, переписывания, определяется сходством событий, происходящих с выдуманными героями, с реальными событиями из жизни воспринимающего сказку. В качестве основы для интерпретации любой сказки может использо- ваться следующая схема: 1. О чем эта сказка? Какая проблема в ней поставлена? Чему учит сказ- ка? 98 2. С кем из персонажей вы себя отождествляете? Что движет поступка- ми героя, каковы его мотивы? Как он воспринимает окружающий мир и от- носится к нему? Как он достигает своих целей и идет к успеху? Как он пре- одолевает трудности? 3. Какие чувства испытывает герой сказки? Что доставляет ему удо- вольствие и что причиняет боль? Где он чувствует себя успешным, сильным и ощущает поддержку? Где он чувствует себя уязвимым, слабым? В каких случаях он испытывает страх? Радость? Гнев? Печаль? Какими ситуациями были вызваны эти чувства? Почему герой реагирует именно так? 4. Предложите альтернативные (конструктивные) способы поведения (разрешения проблемы). 5. Если проблема в сказке осталась нерешенной, представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого можно ре- шить эту проблему. Что это за средство? Кто вам его дал, какую потребовал плату (не материальную)? Какой результат вы получите, воспользовавшись этим средством? (Вачков, 2003; Зинкевич-Евстигнеева, 1998, Осипова, 2005). Кинотерапия. Просмотр и обсуждение художественного фильма (с другими людьми или с самим собой) способствует эмоциональной разрядке, осознанию актуальных и неразрешенных на данный момент чувств и вы- звавших их проблем, развитию самораскрытия и сопереживания, искренно- сти в выражении чувств. Для кинотерапии рекомендуется использовать вы- сокохудожественные фильмы, являющиеся, как правило, шедеврами отече- ственной и зарубежной киноклассики, или представляющие артхаус, снятые выдающимися или известными кинорежиссерами (Ф. Феллини, М. Антонио- ни, А. Куросава, С. Кубрик, Л. ф. Триер, А.Г. Иньяритту, Э. Кустурица, М. Форман, А.А. Тарковский, А. Звягинцев и др.). Обсуждение фильма предполагает анализ эмоционального отклика зри- телей на фильм, его главных героев. Выбор фильма для просмотра должен определяться возможностью отождествления зрителя с одним из героев и |