Маслач, Пайнс Практикум по социальной. Практикум по социальной психологии серия Практикум по психологии
Скачать 2.58 Mb.
|
ЛИТЕРАТУРА Cacioppo J. T., Petty R. E. Sex differences in influenceability: Toward specifying the underlying processes. •— Personality and Social Psychology Bulletin, 6, 1980.651-656. Calder B. J., Insko C. A., Yandell B. The relation of cognitive and memorial processes to persuasion in a simulated jury trial. — Journal of Applied Social Psychology, 4, 1974. P. 62-93. Ginter G., Lindskold S. Rate of participation and expertise as factors influencing leader choice. —Journal of Personality and Social Psychology, 32, 1975. P. 1085-1089. Petty R. E., Cacioppo J. T. Issue-involvement can increase or decrease persuasion by enhancing message-relevant cognitive responses. — Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1979. P. 1915-1926. Petty R. E., Cacioppo J. T. Attitudes and persuasion: Classic and contemporary approaches. — Dubuque, IA: Wm. C. Brown, 1981. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ Филип Д. Зимбардо, Эбб Б. Эббесен, Кристина Маслач Philip G. Zimbardo, Ebbe B. Ebbesen, Christina Maslach. Focusing on Practical Applications of Principles of Attitude and Behavior Change. Из кники авторов: Influencing Attitudes and Changing Behavior, 1977, 2-e изд. Примечание редактора. Исследования, посвященные изменению установок и поведения, проводятся, как правило, в контролируемой лабораторной обстановке. Лабораторный подход обладает множеством преимуществ при теоретических изысканиях, поскольку он позволяет исследователю выделить основные переменные и изучать структуру каузальных связей между ними. Но что происходит, когда мы выходим за стены лаборатории и сталкиваемся с событиями реальной жизни? Насколько хорошо лабораторные модели позволяют предсказывать и объяснять результаты воздействия множества факторов, которые оказывают влияние на всех нас и в любое время? По мнению Зимбардо, Эббесен и Маслач теория и эксперимент пока не дают ответов на многие вопросы, которые встают при решении практических проблем. Тем не менее авторы статьи продемонстрировали, что изучение реальных попыток оказать влияние на установки и поведение также может дать ответы на некоторые из этих вопросов, показывая, какие методы пригодны, а какие непригодны в различных ситуациях. Для получения конкретных практических иллюстраций того, как работают программы изменения установок и поведения, мы предлагаем вам рассмотреть вместе с нами следующий круг вопросов. Является ли «создание образа» новым подходом в рекламном бизнесе? В каком смысле можно назвать нашу систему образования фабрикой пропаганды?.. Как можно изменить предвзятое отношение конкретной женщины к определенной группе этнического меньшинства?.. Как можно включить по- требность личности в свободе и самоутверждении в программу формирования убеждений?.. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА, ИЛИ «УПАКОВКИ», ДЛЯ КОММУНИКАТОРА Благодаря телевидению мы поняли, насколько широкое участие принимают рекламные агентства в проведении политических избирательных кампаний. Они изменяют стиль прически, одежды и речи кандидата так, чтобы он соответствовал образу, сформированному на основе опросов общественного мнения, рекомендаций советников и экспертов по средствам массовой информации. Такая стратегия формирования образа была впервые использована много лет назад. Чтобы изменить распространенное стереотипное мнение о Джоне Д. Рокфеллере, был нанят предприимчивый сотрудник рекламной фирмы (работавший под псевдонимом Айви Ли). Обычно Рокфеллера считали одним из разбогатевших за чужой счет баронов-разбойников. Требовалось создать совершенно противоположный образ — такой, чтобы он казался народу добросердечным джентльменом, склонным к филантропии. Стратегия была обманчиво простой: один из самых эффективных методов заключался в публикации фотографий и историй о том, как Рокфеллер раздает блестящие новенькие десятицентовики каждому встреченному им на улице ребенку. В наше время городским политикам приходится гораздо труднее, потому что им надо понравиться избирателям, принадлежащим к различным этническим группам. В связи с этим вспоминается телевизионный образ обходительного Джона Линдсея, бывшего мэра Нью-Йорка: во время прогулок он ел кнели, пиццу, польскую колбасу, грудинку, жареные бананы и овощи в кляре, заедая все это общеамериканскими хот-догами из закусочной Натана. ОБРАЗОВАНИЕ: СКРЫТАЯ ПРОПАГАНДА ИСТЭБЛИШМЕНТА Традиционно под пропагандой подразумевается попытка повлиять на общественное мнение и поведение людей с помощью использования специальной методики. Это определение сильно отличается от определения образования, целью которого также является изменение установок и поведения, но с помощью других средств — информации, доказательств, фактов и логических рассуждений. В идеальном смысле преподаватели учат студентов не тому, что они должны думать, а только тому, как думать. В этом смысле пропагандисты отличаются от преподавателей, поскольку они целенаправленно пытаются повлиять на взгляды, мысли и чувства людей, надеясь склонить их к принятию своей точки зрения. Но не применяются ли в системе образования такие скрытые и тонкие формы навязывания мнений, что эти четкие различия стираются? Вспомните примеры из ваших учебников математики, подобранные для того, чтобы вы научились этой абсолютно объективной теоретической дисциплине. Содержанием большинства задач были покупка, продажа, найм, зарплата и подсчет процентов. Эти примеры являются не только отражением экономической системы капитализма, в которой происходит обучение, но и способствуют ее подсознательной легитимации. Для иллюстрации возьмем задачу на проценты, для решения которой необходимо разделить 60 на 90 и результат умножить на 100. «Джон хочет взять в долг 90 долларов, но Джо может одолжить ему только 60 долларов. Сколько процентов от желаемой суммы получит Джон?» Тем же арифметическим операциям можно было с таким же успехом научиться с помощью другой задачи, появление которой в американских учебниках, по-видимому, менее вероятно: «Джон зарабатывает в компании X 60 долларов в неделю. Эксперты в области медицины и здоровья пришли к общему мнению, что стоимость жизни для семьи из четырех человек составляет 90 долларов в неделю. Сколько процентов от зарплаты, соответствующей прожиточному минимуму, платит Джону компания X?» Хотя такой пример может показаться натянутым, обратите внимание на жалобы представителей чернокожего населения на то, что в текстах и иллюстрациях учебников по всем предметам отсутствуют упоминания о фактах из негритянской истории, о негритянской культуре или даже о самом существовании чернокожего населения — за исключением тем рабства и обычаев примитивных народов. Опуская эту информацию, учебники прививают чернокожим детям и детям, принадлежащим к другим меньшинствам, установки белого большинства, состоящие в том, что их раса и сами они как ее представители не имеют большого значения. Если внушение подобных мыслей не входит в задачи нашего образовательного процесса, то следует оценить влияние таких учебников и внести в них необходимые коррективы. ПРЕДРАССУДКИ ВОКРУГ НАС Расовые, этнические и религиозные предрассудки можно рассматривать как негативную оценку и отвержение индивида только из-за того, что он принадлежит к определенной группе. Если те, кого дискриминируют (а также и те, у кого есть предрассудки), страдают из-за этих предрассуд ков, то почему мы не можем с ними покончить? Эта проблема в течение многих лет беспокоит ученых, посвятивших свою жизнь социальным и гуманитарным наукам. Организация Объединенных Наций и Соединенные Штаты потратили миллионы долларов на информационные кампании. Их целью было изменить стереотипные мнения о группах этнических меньшинств, предоставить о них фактическую информацию и помочь людям узнать друг друга. Предполагалось, что в основе предрассудков лежит невежество и что ложные убеждения легко можно развеять, потому что каждый человек желает узнать правду. По всем имеющимся данным эффективность этих кампаний была невысокой. В основе второго подхода к борьбе с предрассудками лежит предположение, что контакт или нахождение в непосредственной близости друг к другу способствуют тому, чтобы установки членов соответствующих групп стали более благоприятными. Например, можно отвезти класс, состоящий из белых учеников, на экскурсию в Гарлем или смешать представителей разных рас в жилом микрорайоне, летнем лагере, пехотной части или в одном классе. Некоторые данные можно истолковать как свидетельство того, что пока контакт сохраняется, предрассудки могут ослабевать. Однако как только человек снова попадает в ситуацию, где его толерантные установки не подкрепляются общепринятыми нормами, он теряет свою недавно обретенную толерантность и скатывается обратно к старым привычкам — к предвзятому стилю мышления, речи и действий. В этой связи встают два основных вопроса: можно ли с помощью данной методики сразу же резко изменить установки и распространяются ли эти изменения на социальное окружение или группу, которые поддерживают старое поведение. Причиной уголовного рецидивизма и возврата к наркотикам «излеченных» наркоманов, по-видимому, является то, что «изменившиеся» индивиды попадают обратно в не изменившуюся социальную среду, где их новые установки и поведение не получают социальной поддержки. В таких лечебно-исправительных коммунах, как Сайнанон или Фонд Деланси в Сан-Франциско (для бывших заключенных, проституток и наркоманов), развивается новая философия изменения человека, основанная на том, чтобы не отправлять члена коммуны обратно в старую среду, если он хочет остаться в коммуне. Вернувшись к старым стимулам, нельзя ожидать, что они не вызовут старых реакций. Положив огурцы в банку с уксусом, нельзя ожидать, что они не станут маринованными. Судите сами, достаточно ли для изменения предвзятых мнений лишь таких факторов, как информация и контакт. Обратимся к примеру «изучения случая», проведенного первокурсником колледжа, который пытался убедить домохозяйку средних лет в том, что у нее несостоятельные установки по отношению к пуэрториканцам, которые тогда (в 1954 году) только начинали заселять «ее» район — Юго-Восточный Бронкс. Эта женщина уже имела широкие контакты с пуэрториканцами, которые жили в одном с ней доме, посещали те же магазины, были владельцами некоторых из этих магазинов и дружили с ее дочерьми. Молодой человек выдвигает осмысленные, разумные аргументы в защиту общей установки толерантности и понимания проблем этой новой группы переселенцев, которая появилась в многонациональной Америке. При чтении расшифровки 1 обратите внимание не только на усилия студента, направленные на изменение установки женщины, но также и на способы, которыми женщина пользуется для укрепления своей позиции. Постарайтесь понять не только ее явные высказывания, в которых она выражает вполне разумную озабоченность, но и то, что стоит за ними. Женщина также поднимает разнообразные темы совсем другого содержания, особенно, когда студент ловит ее на непоследовательности. Создается впечатление, что за ее сознательной рациональностью таится нечто другое. Интервьюер (Ф. Зимбардо) (И.): Вы живете в этом районе уже довольно много лет. Как вы считаете, произошли ли какие-либо изменения в составе жителей района? 1 Расшифровка магнитофонной записи, сделанной Зимбардо в общественном центре одного из районов Нью-Йорка. Участники согласились побеседовать об условиях жизни в их районе и знали, что их слова записывают на магнитофон. Замечания других участников здесь опущены в целях экономии места. (Примеч. авт.) Женщина (Ж.): Несомненно, произошли. Я живу в этом доме уже 21 год и могу сказать, что мне стыдно говорить людям, что я живу в этом районе. На самом деле стыдно. Студент (С.): Почему же вам стыдно? Ж.: Из-за того, что сделали из этого района пуэрториканцы. С.: Что именно вы имеете в виду? Ж.: Ну, начну с того, что они развели грязь. Во-вторых, язык, которым они пользуются, и в-третьих, потому что учителя тратят на них впустую по восемь часов в день, а как только детей отпускают домой, становится ясно, что ничего не получилось. С.: Вы имеете в виду, что никогда не слышали таких плохих слов ни от кого другого, кроме пуэрториканцев? Ж.: Конечно, слышала, но не так часто, как от них. С.: Может быть, вы прислушиваетесь к тому, что говорят они, чаще, чем к тому, что говорят другие? Ж.: Я ничего не могу с этим поделать, потому что на улицах их слишком много. С.: Ну почему же слишком много? Ж.: Совсем не обязательно, чтобы их было так много, они могли бы жить где-нибудь еще или собираться в другом месте. Но я считаю, что у нас здесь самый большой центр наркомании, потому что с этим никто не борется. Мы платим полицейским такие деньги, мы платим налоги, и разве сделано хоть что-нибудь? С.: Что вы знаете о центрах наркомании? Вы говорите, что это самый большой центр наркомании. Вы знаете другие центры наркомании?.. Ж.: Я никогда не была в Пуэрто-Рико, поэтому я ничего не могу сказать о Пуэрто-Рико. Я живу в Бронксе и могу говорить только о том, что делается у нас. С. (перехватывает инициативу): В Нью-Йорке и вообще в Соединенных Штатах самый высокий в мире уровень жизни. Такого нет в других местах; если человек попадает из места с низким уровнем жизни в место, где уровень жизни высокий... Ж. (перебивает): Почему это у пуэрториканцев самые красивые машины, а тем не менее 90 % из них получают социальные пособия? С.: Очень многие имеют машины, не имея много денег. Ж.: Немногие. И среди них пуэрториканцев больше, чем людей любой другой расы... С.: Почему вы считаете, что среди них пуэрториканцев больше, чем людей любой другой расы? Ж.: Потому что я знакома с человеком, который работает в бюро помощи семьям (социальная служба); и больше всего пуэрториканцев. ...Уж они-то умеют каждые девять месяцев рожать детей. С.: Так вы собираетесь осудить их за то, что они рожают детей? Ж.: Зачем они заводят так много детей? Их можно было бы осудить за то, что они рожают детей. Они должны искать себе работу! Их полным-полно во всех больницах. Разве они знают, что детей надо водить к педиатру? Нет! Разве они знают, как надо воспитывать детей? Нет! Как они их воспитывают? Когда ребенку исполняется семь месяцев, он уже умеет пить пиво из жестянки! С. (перебивает): Боже мой, люди... люди только что переехали сюда, сколько времени они живут в Соединенных Штатах? Какие возможности у них были? Ж.: По мне, они и так живут здесь слишком долго. С.: ...Только из-за того... что они пуэрториканцы или что-то в этом роде... Сколько лет назад еще существовала дискриминация евреев? Ж.: Я ничего такого не знаю. : С.: Вы ничего такого не знаете! Вы не знаете, как... евреи... Еврей тогда не мог поступить в юридический колледж или в любой подобный институт, ему нельзя было поступить в телефонную компанию Белла, его не принимали на работу... в очень многих местах. Ж.: Это только слухи. Разве вы можете это доказать? С.: Это не слухи, да, я могу это доказать. У меня есть родственники, которые пытались поступить в телефонную компанию Белла, но не смогли, потому что они евреи. У меня был... один из моих родственников окончил юридическую школу. Он был одним из первых евреев, кому удалось ее окончить. Дочь (Д.): Тогда объясните нам, почему Бронкс так сильно опустился? С.: Потому что он перенаселен? Д.: Грязными латинос! С.: Какие у вас основания называть их грязными латинос? Д.: Еще какие основания! Ж.: Во-первых, потому что они не знают, как воспитывать детей. Во-вторых, потому что у них такая низкая нравственность. В-третьих, известно, что они потребляют больше алкоголя, чем любая другая раса в мире. И в- четвертых, они больше всех курят марихуану. С.: Кто пьет больше пива, чем ирландцы? Ж.: А кто пытался застрелить президента, если не пуэрториканцы (ссылка на покушение на президента Трумэна, которое совершили пуэрториканские националисты)? С.: А как насчет Джона Уилкса Бута, который совершил покушение на Авраама Линкольна, кто он был? Ж.: Это было так давно! Возьмите газету и почитайте о проститутках. Кто этим занимается? Пуэрториканцы. И.; Мы, кажется, скоро наговорим лишнего, поэтому давайте завершим дискуссию вашей точкой зрения на то, как можно было бы решить эту проблему. Ж.: Ее можно решить, если опустить жетон в метро и отослать их всех обратно туда, откуда они приехали! У студента были явно добрые намерения, и он очень старался поколебать антипуэрториканскую позицию женщины. Он приводил разумные аргументы, опровергал некоторые аргументы противника, приводил примеры того, как предрассудки коснулись лично его, и искренне считал, что предрассудки — это невежество, которое можно преодолеть, просто узнав получше своих нелюбимых соседей, независимо от их расы, религии или этнического происхождения. И каков же результат? Женщина продемонстрировала эффект «бумеранга», реагируя с еще более откровенной враждебностью и предвзятостью, чем вначале. Бог вознаградит студента за его добрые намерения, но если они не подкреплены трезвыми психологическими знаниями, то с их помощью невозможно изменить установки этой женщины. Его ошибка состояла в том, что он не оценил, какую функцию выполняли эти установки в общей структуре ее психики, и принял ее реакции рационализации за рациональные утверждения. Когда он опровергал ее аргументы или прямо противопоставлял им доказательства обратного, то основным результатом было то, что она начинала нервничать... и проявляла все более открытую враждебность в течение всего интервью. СВОБОДА ТОРГОВЛИ: СОГЛАСИТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ В основе описанных нами до сих пор подходов лежат опыт, метод проб и ошибок, клиническая интуиция, теория психоанализа, изобретательность, множество неявных предположений и поверхностное знание самых простых психологических принципов. Хотя некоторые из этих подходов успешно применяются, их успех зависит в большей степени от конкретного человека, использующего данную методику, или «упражняющегося в своем искусстве», чем от наличия разумной с точки зрения социальных наук основы. Однако когда такая основа имеется, управление поведением опирается на понимание каузальных связей, и его может осуществлять любой человек, поскольку эти связи точно сформулированы. Джакобо Варела (Jacob Varela, 1971) предложил управлять поведением с помощью практического, методичного применения принципов, выведенных из психологических теорий, а особенно — из результатов социально-психологических экспериментов. При таком подходе с самого начала отвергаются два критических замечания, ограничивающие область применимости результатов лабораторных экспериментов: 1) о том, что нельзя экстраполировать то, что получено в лаборатории на реальный мир, потому что лабораторные испытуемые — это «участники поневоле», находящиеся в новой среде, которая во многом находится под контролем экспериментатора, и 2) о том, что лабораторные исследования редко длятся более часа, в то время как в реальной жизни нет таких ограничений по времени. Вместо того чтобы настаивать на приближении лабораторных условий к условиям реальной жизни, сторонники этого подхода полагают, что поскольку эффективность лабораторных приемов в изменении установок доказана, то надо использовать их в реальной жизни. Если одного часа достаточно для того, чтобы убедить умного, а часто и критически настроенного испытуемого-старшекурсника, то этого времени должно хватить на изменение поведения среднего делового человека или кого-нибудь другого — если, конечно, будут применяться заранее спланированные, целенаправленные и сильнодействующие манипуляции, разработанные специально для аудитории-мишени. Варела создал программу убеждения, соединив в ней некоторые основные психологические методики изменения установок. Затем по такой заранее подготовленной программе производится «обработка» конкретных индивидуумов, которые ответственны за принятие решений или придерживаются определенных установок или образ действий которых требуется изменить. Это могут быть люди, которые контролируют ресурсы и не хотят покупать ваш продукт, либо люди, которые не хотят предоставить вам или определенным группам меньшинств рабочие места или улучшить условия труда и жизни. Это могут быть люди с антисоциальным поведением, которое, возможно, вредит их собственному здоровью (например, преступники, насильники, наркоманы). Или это индивиды, которым необходима помощь, чтобы избавиться от фобий (например, боязни летать на самолете), навязчивых состояний или уладить личные семейные конфликты. Подход основан на том, что для каждого конкретного человека подбирается индивидуальная программа изменения. В эту программу входит, во-первых, точная диагностика соответствующих текущих устано- вок, убеждений и форм поведения этого человека. Затем предпринимаются систематические попытки воздействия на каждый из этих компонентов общей установки человека по отношению к данной проблеме. |