Главная страница

_Ильин И.А., О сущности правосознания. Правосознания


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеПравосознания
Анкор_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
ТипДокументы
#11479
страница27 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
222
жизнь и неизбежно становится жизнеопределяющей силой. Не может быть так, что религиозная вера сама по себе, а жизненные дела сами по себе; ибо это означает, что религиозность утратила свою цельность и перестала быть собой. Истинно религиозный человек любит то совершенство, в которое верует; исповедует то, что любит; и осуществляет своею жизнью то, что исповедует.
Призвание религии становится его собственным творческим призванием; и он добровольно принимает его к исполнению.
Именно поэтому бездеятельная жизнь есть жизнь не религиоз­
ная.
Наконец, эта жизненная преданность совершенству есть преданность безусловная. Религиозное отношение к предмету связует индивидуальный дух без условий, ограничений и огово­
рок; оно побуждает душу подчинить любому совершенству— свои силы, свой интерес, и всякий другой интерес. Религиозное самоопределение состоит в том, что человек любит некоторый предмет (за его совершенство) больше себя, больше своей жизни и своего интереса; оно вселяет в человека некоторую окончатель­
ную уверенность в том, что без этого предмета ему нет жизни; и отсюда возникает побуждение бороться за осуществление этого предмета и за его победу — доброй волей, отдавая за это все силы и саму жизнь; и не в силу «долга», и не в виде «жертвы», но с легкой цельностью духа и с сознанием, что за это по истине стоит умереть. Именно эта безусловная преданность совершен­
ству учит человека той ценностной градации целей, которая ограждает душу от пошлости, этого худшего врага истинной религии*; именно эта цельная добрая воля делает человека
героем и учит его тому самоотречению, которое утверждает высшее духовное достоинство отрекающегося. Это означает, что религиозность не мирится не только с созерцательным, но и с действенным релятивизмом.
Такова основная природа всякого истинно-религиозно­
го акта, независимо от того, к какому вероисповеданию или к какому метафизическому учению оно приводит в дальнейшем личную душу. Религиозность открывает человеку его духовную сущность и связывает его с совершенным средоточием жизни; это дает чувство собственного духовного достоинства, абсолют­
ное мерило всякой ценности и действительную энергию жизни и воли; а это сообщает душе способность к духовной автономии,
к внутренней самодисциплине и учит ее духовному признанию других людей. Религиозность пробуждает в душе способность к жизнеопределяющей любви и указывает ей жизненное призва­
ние; она воспитывает в человеке духовную зрячесть, духовную
* См. главу 13 в «Аксиомах религиозного опыта», том I.
223
цельность и жизненный героизм. Религиозное обращение чело­
века перерождает сами истоки его жизни и перестраивает весь его личный характер: он обновляется и разумом, и чувством, и волей, и воображением; он проходит через духовное очищение и
приобретает власть над злой стихией жизни.
Именно эти основные черты религиозности раскрыва­
ют связь с нормальным правосознанием. Настоящая религиоз­
ность утверждает в душе человека аксиоматические корни пра­
восознания: чувство собственного духовного достоинства, спо­
собность к автономной жизни и искусство признавать духовное
начало в других людях. Пробуждая в душе духовную зрячесть и оживляя в ней силу любви, религиозность ведет человека к
патриотизму, к культу солидарности, к взаимному духовному
уважению и доверию: ибо все эти состояния родятся именно через союз духовного разумения с чувством любви. Религиоз­
ность несет правосознанию все свои дары: и высшее призвание, и абсолютное мерило ценности, и цельность характера, и силу вдохновения, и жизненный героизм.
Это значит, что в душе религиозного человека пробужда­
ются именно те самые благородные силы, которые необходимы
для процветания благородной государственности. Идея религи­
озного гражданина не только не таит в себе внутреннего проти­
воречия, но есть одна из величайших идей, с которыми человече­
ство имеет дело. Религиозный гражданин соединяет в душе своей силу подлинной религиозности с силой здорового и верно­
го правосознания; и притом так, что правосознание его является
зрелым проявлением его религиозности. Соединяясь с правосоз­
нанием, религия находит новый могучий путь для преобразова­
ния жизни; соединяясь с религиозностью, правосознание при­
дает себе безусловную основу, утверждая «волю к духу», как волю
к Богу. Из этой атмосферы возрастают и религиозные вожди
народов и безвестные герои-патриоты, безмолвно отдающие
свою жизнь за родину. С углублением и упрочением этой атмос­
феры связано будущее всех государств и всего человечества.
Итак, истинная религия не враждебна истинной госу­
дарственности; она не уводит ее от нее, но ведет к ее расцвету.
Встреча двух «царств» в душе человека органически необходима и
духовно плодотворна. Человечество должно возобновить свою тысячелетнюю работу над органическим примирением «царст­
ва Божия» с политическим строительством. Но обрести это примирение нельзя ни посредством новой синкретической
«идеологии», ни посредством внешнего соединения «государст­
ва» с «церковью» или нескольких «вероисповеданий» между собой. Здесь необходим не новый способ «устроения», а новый
способ жизни.
Этот новый способ духовной жизни может быть обретен
224
и осуществлен только в результате великого общечеловеческого подъема и длительного напряжения, которое примет черты
религиозного обновления и политического обновления сразу.
Сущность его будет состоять в восстановлении подлинного и
непосредственного общения с безусловным предметом, и пото­
му, в освобождении и обновлении духовного способа жизни.
Живым и подлинным, страдающим и обновленным опытом должны быть обновлены лично-душевные корни нашей рели­
гии— христианства, и корни исторической государственно­
сти — правосознания. Это будет эпохой великого разочарования в ложных путях и великого отвержения мертвящих установок и предрассудков. Но из огня этой эпохи родится новая религиоз­
ность, новое правосознание и новый человек.
Я думаю, что мы уже вступили в эту эпоху. И при свете этой идеи я расцениваю и осмысливаю все то, что совершается вокруг нас.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ.
Заключение.
Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состо­
яние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую,
безусловную цель политического единения и превращает его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни, — без­
ыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие соли­
дарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн меж­
ду народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну. Люди объединяются на основах права как бы лишь для того, чтобы осуществить вне-правовое разъедине­
ние; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать на треть­
его; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а перемирие гото­
вит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис насту­
пает тогда, когда история начинает подводить итоги целому народу, наполненному такими своекорыстными посягательст­
вами, беспринципными блужданиями и беспомощными взры­
вами. Тогда, как бы внезапно, обнаруживается, что право и
225
государство получили неверное содержание и недостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую цель; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются в глубоком обновлении и возрождении. И, почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, челове­
чество начинает выбираться из нее с тою же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, с которой оно позволило ей настигнуть себя и подавить. А слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям.
Для того, чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу, и, затем, сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. В основа­
нии лечения должно лежать верное понимание здорового орга­
низма и его недугов. Установить такое верное понимание право­
вого и политического общения есть задача философии права: разрешить эту задачу, значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании.
Учение о нормальном правосознании столь же необхо­
димо человечеству, сколько учение о теоретической очевидно­
сти, о совести, об эстетическом вкусе и об аксиомах религиоз­
ного опыта. Предметом такого учения является некоторое,
объективно верное и безусловно ценное состояние человеческой
души, которое в строении своем имеет не только познаватель­
ный, но и чувствующий и волевой характер. Это есть не только верно знающее, но и верно чувствующее, и верно желающее душевное состояние; и именно предметная верность и духовная цельность его придают ему ту жизненную мощь и ту безуслов­
ную ценность, которые позволяют назвать его здоровым и верным правосознанием. Знание, чувствование и воление обус­
ловлены здесь взаимно: только любовь может породить верное знание и сильную волю; только воля может помочь знанию в его порыве к предмету и к зрелой форме, помочь любви в ее жизненном созидании; только знание может сообщить пред­
метность любви и воле. Патриотизм должен питать мысль ученого юриста и волю гражданина; наука права должна светить гражданину и патриоту; волевое самоутверждение должно вести патриота и ученого. Тогда ученый будет иметь доступ к подлин­
ному правовому и государственному опыту; тогда патриот сделает свое чувство предметно осмысленным и плодотворным; тогда гражданин построит свой волевой акт на ясном разумении и страстном чувстве. Вот почему нормальное правосознание есть объект познания, доступный только предметной филосо­
фии: здесь познать, значит испытать предмет; испытать пред­
мет, значит полюбить его; полюбить, значит утвердить в себе
226
волю к нему; и все это вместе значит вступить на путь непосред­
ственного осуществления того, что стало познанным, любимым и желанным. Таков путь (метод) во всяком философствовании; таков он — и в философии права, и в исследовании нормального правосознания.
Из этого уже ясно, что учение о нормальном правосоз­
нании не покоится ни на исторической индукции, механически регистрирующей всякое «правосознание» и выделяющий черты, общие всем и всяким способам переживать право и государство
(такая индукция создала бы в лучшем случае скудное обобще­
ние, отвлеченное от патологического материала); ни на дедук­
ции, отправляющейся от предвзятой идеи и тяготеющей к беспредметной законченности в произвольном построении.
Нет, философия права движется, как и вся философия, путем
систематической интуиции, направленной на объективно об­
стоящий предмет. Для того, чтобы описать строение нормаль­
ного правосознания и верно закрепить его содержание, его необходимо осуществить в себе самом. Это значит, что исследо­
ватель должен организовать в себе мыслящее, чувствующее и желающее обращение к единой, безусловной цели права и государства. Эта цель определяется двумя координатами: по­
следним назначением человеческой жизни вообще и способом
бытия, присущим человеку, как таковому. Восходя к этой безусловной цели, исследователь ставит перед собою проблему
объективно-лучшего порядка человеческой жизни, т.е. права, лучшего по содержанию, и государства, лучшего по форме.
Переживая мыслью, чувством и волею эту цель и этот лучший порядок жизни, исследователь усваивает предметное содержа­
ние нормального правосознания и вырабатывает в своей душе его духовно-верный «акт». Итак: испытание безусловной цели
права ведет к исследованию природы человеческого духа, а природа человеческого духа определяет собою глубочайшую природу права и государства; и в результате раскрывается сущ­
ность естественного права, основа нормального правосознания, аксиомы правосознания, сущность государственности и аксио­
мы власти.
Все это исследование осуществимо только через сосре­
доточение внимания, чувства и воли на вопросе об объективно­
лучшем и, притом, о самом лучшем. Это значит, что здоровое правосознание является здесь не только исследуемым предме­
том, но в известном смысле и органом исследования, т.е. сред­
ством познания. Подобно тому, как сущность совести можно исследовать, только осуществляя ее акты и испытывая ее зоны, т.е. живя совестью; подобно этому духовно-здоровое правосоз­
нание можно исследовать, только отыскивая его в себе, воспиты­
вая, укрепляя и углубляя его в жизненном испытании и осущест-
227

влети. Основа нормального правосознания дана каждому чело­
веку в виде воли к духу, порождающей в душе чувство права, чувство его необходимости, его достоинства и его цели. Это смутное чувство может и должно быть укреплено и воспитано в душах и доведено до состояния правовой совести, т.е. предметно верной и жизнеопределяющей волевой любви к правому праву. И вот, процесс познания совпадает здесь, до известной степени, с процессом воспитания; познаваемое создается для познания и в познании так, что каждый успех в создании открывает позна­
нию нечто новое и каждый успех познания упрочивает дело самовоспитания: нормальное правосознание должно жить и
возрастать в том, кто его исследует: и может исследоваться
только тем, кто выращивает его в себе. Это есть не индукция и не дедукция, но систематическая интуиция предмета, создава­
емого в процессе самосовершенствования, или, что то же, это есть
«самопознание» в смысле Сократа.
Понятно, что учение о духовно-здоровом правосозна­
нии не исследует и не изображает жизнь человечества в ее действительной полноте; но оно не чертит и отвлеченного
«идеала», нереальной идеи или «бесконечного» задания. Оно исследует одну из лучших потенций человеческой души, как уже реальную, но еще не стоящую на высоте идеала и могущества и далеко не определяющую собой всю жизнь человека. Духовно­
верное правосознание дано в зачатке каждому человеку, если не считать душевнобольных и уродов; оно живет и действует в душах даже и тогда, когда оказывается слабым, темным, подав­
ленным или заглушенным; подобно очевидности или совести, оно сохраняет свою природу и свое значение даже и тогда, когда жизненная сила его сводится к минимуму. Поэтому его следует рассматривать как один из факторов исторического процесса, как реально наличную силу, еще не развернувшую, однако, свое действие во всем своем объеме и со всей возможной интенсив­
ностью. Здоровое и могучее правосознание есть, конечно, некое
«идеальное» состояние души, но не в том смысле, что его нет в действительности; оно реально в душах, хотя жизненная сила его может и должна стать неизмеримо большею. Это есть историче­
ская сила, которая подлежит укреплению; будущее принадлежит ей больше, чем ей принадлежало прошедшее. Реальная сила этого фактора выражается в том, что всюду, где он действует с большею интенсивностью и в большем объеме, порядок обще­
ственной жизни оказывается не только более совершенным, но и более прочным и устойчивым. Жизненность и прочность государства определяется ceteris paribus уровнем народного пра­
восознания: духовное здоровье и сила правосознания есть главная основа государственной организации и огражденной ею нацио­
нальной духовной культуры. Философия здесь, как везде, учит
228
познанию того, что благо есть реальная сила, уже данная чело­
веку, как факт, как возможность большего и как предмет жела­
ния, и, в то же время, еще заданная человеку для познания и полного осуществления.
Именно такое понимание правосознания создает воз­
можность преодолеть на практике отвлеченную, методологиче­
скую противоположность права и силы. Ибо нормальное право­
сознание есть та жизненная сила, которая сосредоточивает в себе достоинство права и, в то же время, возможность реально­
го жизненного действия. Это есть та духовная сила, которая является хранилищем и «источником» права, так, что именно ее
«компетентным» изволением обусловлено ценностное «возгора­
ние» и «отгорание» правовых норм. Именно через правосозна­
ние правовая норма получает свое значение, а потому и свою жизненную эффективность; именно через него правовая сила получает свою санкцию, свое освящение, и теряет свой одиоз­
ный характер. Правосознание есть тот благородный источник, в котором перерождаются и бесправная сила и бессильное право: право становится благородною силою, а сила становится силою правоты.
Усмотреть наличность, достоинство и компетентность нормального правосознания, значит найти путь для разреше­
ния всех основных жизненных затруднений, вытекающих из природы права и создающих немало теоретических споров и даже «антиномий» в юридической науке.
Так, во-первых, право, по существу своему, предписы­
вает и воспрещает только внешние деяния людей и предполагает в человеке наличность соответствующих душевных состояний, до тех пор, пока не доказано противоположное. Право не может и не стремится регулировать своими предписаниями душевно­
духовную жизнь человека и сосредоточивает свое внимание на том, что внешне-уловимо и вовне-проявлено: было бы нелепо предписывать человеку в гетерономном порядке такие деяния,
ценность которых обусловлена их автономностью и осуществ­
ление которых не поддается учету и проверке. Право есть внеш­
ний порядок жизни. Но, если этот внешний порядок отрывается от внутренних состояний духа, не творится ими, не приемлется или не вырастает из их зрелости, из их автономии, из их содержательной верности и цельности, — то он вырождается, мертвеет, унижает человека и, распадаясь, губит жизнь духа.
Право с виду не нуждается в правосознании и часто даже не имеет к нему доступа. Однако на самом деле оно живет право­
сознанием и исполняет свое значение тем лучше, чем правосоз­
нание зрелее и совершеннее. Так, парламентский строй не исключает коррупцию; свободные выборы не исключают клас­
совых программ; дуэль или убийство непредотвратимы внеш­
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта