Главная страница
Навигация по странице:

  • Иван Александрович Ильин О сущности правосознания Отпечатано в филиале «Первой образцовой типографии». 113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10.

  • _Ильин И.А., О сущности правосознания. Правосознания


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеПравосознания
    Анкор_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
    Дата14.12.2017
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
    ТипДокументы
    #11479
    страница28 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    229
    ними мерами; мобилизация армии не осуществима в порядке принуждения; и только зрелое правосознание может искоренить в жизни взятку, классовую политику, убийство и дезертирство.
    Творить внешний порядок жизни право может только через
    внутреннюю упорядоченность души, т.е. через правосознание.
    Далее, во-вторых, право может устанавливать только
    общие, отвлеченные правила и потому оно говорит в своих нормах только о людях вообще, о признаках вообще, о деяниях, отношениях, полномочиях и обязанностях вообще, выделяя одни стороны и свойства, как существенные, и оставляя другие без внимания. Если бы законодатель попытался заменить об­
    щие нормы единичными императивами, приспособленными к индивидуальному поведению, то он поставил бы перед собой нелепую задачу бесплодной погони за бесконечным разнообра­
    зием индивидуального материала, число императивов оказа­
    лось бы бесконечным и строй жизни остался бы нерегулирован- ным. Правовая норма есть абстрактное правило; это правило рассматривает человека,как абстрактное содержание. Однако, в действительности существуют не «люди вообще», а живут «чело­
    веки в частности», обладающие не абстрактными признаками,
    а конкретными свойствами. Индивидуальный человек есть жи­
    вое конкретное целое, с бесчисленным множеством своеобраз­
    ных черт и свойств, — единственный в своем роде и неповтори­
    мый комплекс телесных, душевных и духовных сил. Этот ком­
    плекс нельзя разложить на общие признаки, нельзя исчерпать отвлеченными категориями. Абстрактная квалификация его не только будет всегда условной, насильственной, неадекватной, но в своем последовательном и крайнем осуществлении она пове­
    дет к высшей несправедливости (summum jus summa injuria).
    Поэтому проблема применения правовых норм к живым людям, их состояниям, деяниям и отношениям, есть проблема, абсо­
    лютно неразрешимая на путях формальной индукции и дедук­
    ции: механическое сопоставление «признаков», указанных в нор­
    ме, и в «свойствах», данных в жизни, — есть операция, убиваю­
    щая право, уродующая жизнь и подрывающая в душах волю к правопорядку. Восприятие конкретной данности должно быть актом художественной справедливости; понимание отвлечен­
    ного правила должно покоиться на созерцании безусловной цели
    права (не просто цели «законодателя», которая, может быть, осталась неизвестна, или не имела определенного содержания, или создалась per compromissum из противоположных вожделе­
    ний, или же просто была неверна и гибельна). Но акт художест­
    венной справедливости и созерцание безусловной цели права могут быть доступны только нормальному правосознанию. При­
    менение правовых норм требует предметного разумения того,
    ради чего право вообще создается, применяется и поддержива-
    230
    ется. Применяющий право должен иметь в виду не только фор­
    мальную «законность» нормы и не только ее объективное содер­
    жание, но и ее объективное назначение — ее духовную миссию и ее жизненную функцию; а это значит, что он должен исходить из основы нормального правосознания и руководиться его акси­
    омами. Регулировать конкретный жизненный материал абст­
    рактными правилами право может только через среду живого, созерцающего и верного правосознания.
    Далее, в-третьих, право есть явление духовной правоты; оно имеет объективное значение и это значение покоится, в свою очередь, на безусловной ценности духа, его содержаний и его состояний. Поэтому право всегда таит в себе некое безуслов­
    ное достоинство и с основанием притязает на признание и повиновение; право есть нечто объективно «верное», «правое» и
    «ценное». Однако, в действительности, каждый исторически сложившийся кодекс наверное имеет нормы неверные, неспра­
    ведливые, а может быть, и расходящиеся с основною природою духа. Положительное право не есть система совершенных и безошибочных правил поведения, а положительный правопоря­
    док нередко включает в свой состав духовно противоестествен­
    ные условия. И вот, только нормальное правосознание способно выйти из этого жизненного и философского противоречия, не порывая с духовной ценностью права и не разлагая душу право­
    вой беспринципностью, негилизмом или бунтом. Проблема разрешается на пути творческого признания права: такого при­
    знания, которое, действительно, усматривает его духовное до­
    стоинство, соблюдает свободу признающего духа и, в то же время, вливает энергию личной воли в преобразование положи­
    тельного права; это признание получает значение правотворче­
    ства: обновление права родится из той самой глубины, которая усматривает и знает его безусловное достоинство, так что при­
    знание получает форму борьбы за право, а борьба за новое право не колеблет духовного признания. Понятно, что такое отноше­
    ние к праву обнаруживает в душе человека наличность духовно­
    здорового, творческого правосознания.
    В-четвертых, право в своем истинном и глубоком зна­
    чении выражает и ограждает природу человеческого духа и потому оно покоится на духовной самостоятельности объекта и самодеятельности его; с другой стороны, оно ограждает авто­
    номию человека и, в свою очередь, питается ею, как воздухом.
    Однако, в действительности, право осуществляется в порядке
    гетерономии: оно устанавливается, поддерживается и огражда­
    ется организованной и уполномоченной властью, которая автори­
    тетно предписывает и воспрещает людям известные внешние деяния; оно создает сложный аппарат принуждения, суда и наказания; оно требует повиновения и, в случае нужды, застав-
    231
    ляет людей покоряться. Разрешить это видимое противоречие, значит открыть человеку способ утвердить автономию при
    сохранении порядка гетерономного властвования. Отвергнуть автономию личного духа, значит нарушить цель права и подо­
    рвать его жизненную силу; отвергнуть власть, значит разрушить средства, необходимые для этой цели, и пути, по которым эта сила идет к осуществлению. А потому автономия должна
    стать творческим источником гетерономии, принять ее как свое необходимое порождение, освятить ее и затем сделать ее
    орудием своего распространения и расцвета. Индивидуальный дух должен влить свою автономию в строение и деятельность власти; а власть должна усмотреть в духовной автономии форму своего бытия, принцип своей жизни и цель своего дела. Понятно, что этот исход может быть открыт и осуществлен только духов­
    но-здоровым и верным правосознанием.
    В-пятых, право по своей истинной и глубокой природе есть явление духовной солидарности, связующей человека с человеком; эта связь необходима людям именно вследствие их душевной и телесной разъединенности. Право может существо­
    вать и действовать в жизни людей только тогда, если они чувствуют и понимают свою солидарность, т.е. не только сход­
    ство своих эгоистических влечений, но свою одинаковую заин­
    тересованность в поддержании единого и общего всем порядка.
    Вырастая из солидарности, право, в свою очередь, воспитывает ее в душах; нуждаясь в известном минимуме взаимного уваже­
    ния и доверия, оно предназначено для того, чтобы укреплять его, организовывать и приближать к максимуму. Однако, в действи­
    тельности, правопорядок, по-видимому, развивается на путях
    борьбы и компромисса. Именно борьба за существование владеет историческим бытом человечества и порождает частную и пуб­
    личную конкуренцию граждан, классов, партий и государств.
    Самое ограждение естественных прав лица и народа слагается в результате борьбы за право: и именно этим объясняются по­
    пытки рассматривать частную сделку и мирный договор, суд и власть, закон и государственное устройство, как компромисс не солидаризировавшихся интересов. И вот, нормальное право­
    сознание утверждает, что борьба за право ведет
    И
    должна вести к установлению солидарности, и что солидарность лежит в самом основании социальной борьбы, если только она, действительно, есть борьба за право. Здоровое и зрелое правосознание умеет дорожить правом и бороться за него; но оно знает, что в борьбе за правое право все люди солидарны и что задача каждого человека, отстаивающего свое право, состоит в том, чтобы привести других к сознанию этой солидарности. Социальная борьба исключает солидарность, и в корне, и в достижении, только тогда, если она ведется не ради права, а ради насилия и
    232
    порабощения. Но это значит, что отстоял свое право тот, кто добился всеобщего, солидарного признания его со стороны других. Не всякая борьба за существование есть борьба за право; и не всякий компромисс имеет по содержанию и по форме правовую природу. Задача людей не в том, чтобы находить
    «компромисс», но в том, чтобы превращать всякий компромисс
    в явление правовой солидарности. Исторически человечество обречено на то, чтобы выстрадать в борьбе за существование, осознать, обрести и утвердить свою духовную и правовую соли­
    дарность. Здоровому же правосознанию с самого начала ясны и основа этих страданий, и увенчание этой борьбы.
    В-шестых, право в самом истинном и глубоком значе­
    нии устанавливает всемирное естественное братство людей, связуя всех в живой порядок субъективно-правовой взаимности и соотносительности. Согласно естественному праву, все люди являются объединенными правовым общением и взаимным правовым признанием; вселенская духовная культура слагает непреложное основание для этого единства, а международное положительное право работает над созданием и укреплением этого сверхнационального и сверхгосударственного правового единения. Однако наряду с этим, положительное право и исто­
    рическая государственность разрывают всемирное правовое братство, замыкают разобщенные правовые организации, про­
    тивопоставляют государство государству и периодически бро­
    сают людей в бой на жизнь и на смерть; борьба за национальную духовную культуру и за ее эмпирические основы ведет к между­
    народным войнам и придает им всегда духовное значение, а иногда и духовное оправдание. Только нормальному правосоз­
    нанию дано разрешить это затруднение и притом через верное понимание природы духа и природы государства: это разреше­
    ние утверждает патриотизм, как верное состояние духа, как
    необходимую основу духовного интернационализма и как живой, действительный путь к положительно-правовой организации международного братства. Здоровое правосознание не только не отвергает государственного образа мыслей и патриотического чувства, но культивирует эти состояния, как безусловно ценные и необходимые — не только для индивидуума, но и для государ­
    ства, и не только для отдельного государства, но и для всего человечества в целом.
    Наконец, целый ряд других, сложных и утонченных проблем жизни и юриспруденции находит себе разрешение только через учение о правосознании, через его систематическое углубление и укрепление. Таковы проблемы естественного пра­
    ва и его основания, положительного права и его преодоления, проблема нарушимости права и ненарушимости его значения, проблема уголовной вины и наказания, проблемы аристокра­
    233
    тии и демократии, государственной власти и политической партии. Все эти и другие проблемы нуждаются для своего разрешения в объективном критерии, который обладал бы не только строгим содержанием и убедительностью, но и живой, творческой силой. И вот, этот критерий дает именно духовно­
    здоровое и верное правосознание, связующее свою волевую природу с единой, объективной целью человеческой жизни и созерцающее право и государство, как порождение и орудие человеческого духа в его безусловном и священном значении.
    Вся история человечества должна быть рассмотрена при свете такого правосознания, как его история, как длинный ряд
    его побед и его поражений. Вся история политических учрежде­
    ний предстает в виде пантеона его жизненных воплощений. Вся история политических учений осмысливается, как великое, об­
    щечеловеческое искание его адекватной формулы. При свете нормального правосознания вновь и по-новому раскрывается предметное единство человеческого рода, преемство его волевой культуры, созревание его духовного самосознания. История че­
    ловеческого рода раскрывается сразу, как процесс великого страдания и как процесс постепенного исцеления, и притом так, что именно страдания порождают исцеление, ибо они учат предметному чувствованию и волению, верному знанию и делу.
    Жизнь человечества всегда слагалась так, что восхожде­
    ние к безусловным предметам осуществлялось только в духов­
    ном подъеме, а духовный подъем давался только в результате подлинных и великих страданий. Этот древний путь воспроиз­
    водится и в новой истории. И отсюда задача для новых поколе­
    ний: принять дарованные испытания; познать по-новому сущ­
    ность права и государства и осуществить познанноесилой
    обновившегося правосознания, принявшего не только уже состо­
    явшийся опыт подлинного страдания, но и великую, тысячелет­
    нюю традицию духовного искания. Новый мир вернется к политической традиции Сократа и Аристотеля. Но будет искать и находить свои корни в Христианстве; именно на нем он утвердит свои государственные достижения. Новый мир должен создать и создаст новое правосознание, покоящееся на любви к
    духу и на воле к безусловному благу. Это правосознание уже зарождается и зародилось, и задача всего человечества в том, чтобы не угасить вспыхнувшего огня, но поддержать его драго­
    ценное пламя и зажечь им сердца.
    234

    ОГЛАВЛЕНИЕ.
    И.Н. Смирнов. Право и идеал власти ............................... 3 1.
    ПРОБЛЕМА . ........................................................... 14 2.
    ЗНАНИЕ ПРАВА ...................................................... 21 3.
    ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРАВА . .
    29 4.
    ПРИЗНАНИЕ ПРАВА................................................ 38 5.
    ОБОСНОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА .
    44 6.
    ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРАВА 54 7.
    БОРЬБА ЗА ПРАВО................................................... 63 8.
    ПРАВОСОЗНАНИЕ И УГОЛОВНАЯ ВИНА .
    72 9.
    ОСНОВА ЗДОРОВОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ .
    79 10.
    О ПАТРИОТИЗМЕ .................................................... 87 11.
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ 102 12.
    СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА................................110 13.
    ФОРМА ГОСУДАРСТВА .......................................118 14.
    АКСИОМЫ ВЛАСТИ.............................................. 130 15.
    ПЕРВАЯ АКСИОМА ПРАВОСОЗНАНИЯ ...
    144 16.
    НЕДУГИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ..........................158 17.
    ВТОРАЯ АКСИОМА ПРАВОСОЗНАНИЯ ...
    166 18.
    НЕДУГИ АВТОНОМИИ ........................................ 178 19.
    ТРЕТЬЯ АКСИОМА ПРАВОСОЗНАНИЯ ...
    188 20.
    НЕДУГИ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ..................200 21.
    ПРАВОСОЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ .........2 0 9 22.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 223

    Иван Александрович Ильин
    О сущности правосознания
    Отпечатано в филиале «Первой образцовой типографии».
    113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10.
    Подписано в печать 28.06.93
    Формат 60x84/16.
    Печать офсетная.
    Печ. л. 15.
    Заказ 6747.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта