Главная страница

_Ильин И.А., О сущности правосознания. Правосознания


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеПравосознания
Анкор_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
ТипДокументы
#11479
страница26 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
215

понуждения, — или усматривая в понуждении компромисс, не­
приемлемый для морально непогрешимого носителя открове­
ния, или дорожа неограниченною свободой человека в выборе добра и зла, или сочетая оба эти основания; такое отвержение государственности свидетельствует, с одной стороны, о наивно­
сти религиозного мировоззрения, упускающего трагическую природу мироздания, в силу которой самый способ земной жизни человека уже таит в себе «компромисс», а моральная безгрешность личности содержит в себе сокровенное внутреннее пртиворечие; с другой стороны, — о наивности правосознания, ошибочно сводящего государственность к насилию и гетероно­
мии, и принимающего несвободу человека, погрязшего во зле, за «свободу» его в выборе зла.
Наконец, в-третьих, религия тяготеет к отвержению положительного права и государства, если она отвергает, как
ненужный, принцип гетерономного властвования, — или пере­
оценивая силу доброй воли и личной автономии, или недооце­
нивая силу и упорство дурных страстей человека, или совершая обе ошибки вместе; такое отвержение государственности свиде­
тельствует, с одной стороны, о наивности того понимания душевной жизни, которое полагает, что духовная автономия уже присуща каждому человеку, что она не нуждается в гетероном­
ном содействии и что предметное созерцание добра всегда и всем доступно, с другой стороны, — о жизненной слепоте и
исторической непредметности созерцания.
Таким образом, религия, отвергающая положительное право и государство, или сознательно отворачивается от эмпи­
рической жизни человека, или бессознательно упускает из вида
объективные свойства этой жизни, самого человека и государ­
ства. Во всех этих случаях ей придется, так или иначе, вступить в жизненную борьбу с положительным правом и государствен­
ностью. В этой борьбе она будет стараться оторвать естественное правосознание от положительного правосознания, отнимая у первого исторически найденные пути осуществления, а у второ­
го — его благородные истоки и критерии; она неизбежно вовле­
чется в разрушение всей, накопившейся за тысячелетия, госу­
дарственной воли и способности человечества и сольет свое дело
с делом анархизма. И, работая над разрушением всей политиче­
ской культуры, она будет, со своей стороны, или настаивать на отвержении земной жизни, которая все-таки будет продолжать­
ся, или создавать «автономный» строй внешней жизни для
людей, неспособных к внутренней автономии. Понятно, что первый исход поведет к нелепости, а второй — осуществит все недуги дефективной воли и возвратит человека к гетерономно­
му строю. При всех этих исходах религия не выполнит своего
основного призвания — преобразить земную жизнь человека на
216

основе божественного откровения. И, перед лицом этой неуда­
чи, она будет вынуждена пересмотреть заново свое отрицатель­
ное отношение к принципу государственности.
Но если религиозное сознание обращается к приятию и признанию государственного начала, то это совсем не значит,
что оно освящает весь состав исторической государственно­
сти, или, что оно впадает в какую-нибудь «идеализицию» по­
литических низин. В исторической государственности царит ве­
ликое смешение достойного и недостойного, здорового и боль­
ного, добра и зла; признанию и освящению подлежит в ней только то, что соответствует идее государства. Идеализацию порождает незрячее или непредметное восприятие, принимаю­
щее зло за добро, падение за расцвет; такое восприятие ведет однако к неменьшим ошибкам и заблуждениям, чем уклонение в обратную сторону: нелепо утверждать, что исторические
государства не имели творческого отношения к государственной
идее, или, что в борьбе со злом положительное право творило одно зло и притом в силу своей собственной, безусловно, дурной природы. Напрасно было бы смешивать государство с одним из его возможных средств: идея гетерономного регулирования, сама по себе, отнюдь не совпадает ни с принципом «насилия», ни, тем более, с началом зла. Бесспорно, зло, с которым боролось историческое государство, не только уступало силе правового регулирования, но и подчиняло его себе отчасти; возникало
«дурное» право и дурное государство, в котором добро и зло смешивались — и в природе, и по действию, и по результатам.
Но в этом сложном и трагическом смешении зло никогда не могло вытеснить ни благой цели права, ни его благой формы, ни благого воздействия. И вот, нормальное правосознание утверж­
дает, что существо государственности проявляется исторчески именно в этом благом воздействии благой цели через посредство
благой формы. Это значит, что государственность есть благая
сила в истории человечества; и что поэтому она заслуживает религиозного осмысления и нуждается в нем.
Религиозное понимание положительного права и госу­
дарства покоится на усмотрении в них некоторой жизненной
ценности и притом такой, которая имеет оправдание пред лицом
Божиим и потому вызывает в душе человека особое религиозное
отношение. Такой ценностью является основная движущая цель права и государства — духовная культура народа и человече­
ства, т.е. ее созидания, ее творения, ее творцы и ее необходимые условия. Расцвет человеческого духа и духовной жизни есть по
истине дело Божие, и религия не может не принять его, как свое
собственное дело. Поэтому государство, призванное служить ему, должно получить и получает от религии признание и освя­
щение. Мало того, именно религиозное созерцание указывает
217
государству его идейное назначение: установить в земной жиз­
ни людей, посредством гетерономного регулирования, строй,
наиболее благоприятствующий духовному расцвету народа и
человечества, и воспитывающий граждан к постепенному обла­
горожению положительного права силами братства и авто­
номного правосознания. Эта высшая, руководящая цель всякой истинной политики открывается именно религиозному созерца­
нию, измеряющему всякое явление последним, абсолютным масштабом божественного совершенства. От такого религиоз­
ного созерцания политическое творчество получает ту глубо­
чайшую идею и то жизненное руководство, которые связуют
государственность с естественным правосознанием и тем пре­
дохраняют его от духовного вырождения.
Это означает, что последний корень здравого правосоз­
нания имеет религиозную природу, ибо дух инстинкта, так же как и воля к духу, есть, по существу своему, искание божественного
совершенства. Приемля положительное право и государство, здоровое правосознание вносит в них ту же волю и то же искание; оно открывает в них религиозное достоинство и указует им их религиозное задание; оно насыщает их жизнь религиозной энер­
гией и тем сообщает им черты подлинной духовной реальности.
Подлинная государственность строится здоровым правосозна­
нием, т.е. религиозно созерцающей волей. Чем больше этой воли в правителях и гражданах, тем выше духовный уровень полити­
ческой жизни, тем прочнее и духовно продуктивнее государст­
венный союз. Подобно всякой жизни человека и политическая жизнь нуждается в религиозном истоке и религиозном созерца­
нии; ибо только отсюда она может получить ту верную градацию жизненных ценностей и целей, вне которой нет спасения от политического релятивизма и беспринципности, от политиче­
ской пошлости и цинизма, от своекорыстных компромиссов и предательства, от мелкого политиканства, от «шалости в умах» и смуты. Без высшего и последнего, безусловно, руководящего смысла — государственность обречена на вырождение; но такой смысл открывает именно религия. Поэтому зажить государст­
венностью во истину — значит зажить ею религиозно, т.е. ввести ее необходимым членом в творческий ряд религиозного созер­
цания и воления, или, что то же, связать правосознание с
абсолютным корнем жизни.
Эта целевая (телеологическая) связь между религией и государством выразится в том, что государство будет служить религии в ее высших целях, признавая их за свои собственные.
Не государство поведет религию, куда ему нужно; но религия
укажет государству, куда и как оно должно идти. Не вера станет средством власти и не церковь станет орудием политической интриги и политического властолюбия, но власть станет оруди­
218
ем той цели, которая едина у религии и государства: эта цель —
одухотворяющее преобразование жизни. Это не значит, что та или другая историческая церковь или исповедание возобладает в государстве и сделает его своим орудием: не церковь и не вероисповедание, но религиозно обновленное правосознание. Го­
сударство нуждается не в послушании церковному руководству и не в конфессиональных распрях, а в подлинной, свободной
религиозности народа. Вызвать же к жизни эту религиозность — власть не в силах; но оградить ее зарождение и расцвет есть прямая обязанность государства; мало того — это для него воп­
рос бытия. Свобода совести есть залог политического расцвета; и только она может создать то, чего не создает никакое искусст­
венное насаждение вероисповеданий.
Все это можно выразить так: в основе достойного и могучего правопорядка, достойной и могучей государственно­
сти лежит религиозное настроение, — религиозность в глубоком и подлинном смысле этого слова. Именно она раскрывает последнюю глубину человеческой души и сообщает ей безуслов­
ную преданность и безусловную стойкость. Именно она делает человека способным — узреть себя и свой народ перед лицом
Божиим, принять жизнь своего народа, как служение Богу, и стать патриотом. Патриотизм, если он не есть зоологическое пристрастие, если он есть состояние духовное, есть некая рели­
гиозно укорененная безусловная преданность и безусловная стой­
кость души в обращении к своему богослужащему народу. Так, в основе государства лежит патриотизм, а в основе патриотиз­
ма — религиозное дыхание души.
Религиозное состояние души не следует отождествлять с ее «церковным» или «вероисповедным» состоянием. Это ясно уже из того, что религиозный человек может не принадлежать ни к какому вероисповеданию и ни к какой церкви. Свободное богосозерцание может не привести человека ни к догмастиче- ским формулам конфессионального характера, ни к социально­
му объединению с другими людьми на основе исповедания, культа и права (церковь). Откровение может жить в душе неосознанное, невыговоренное, неформулированное, оставаясь действительным откровением, направляющим личную жизнь и одухотворяющим личное творчество. Религиозный огонь духа может не укладываться ни в какие исторически сложившиеся догмы: и тем не менее он будет подлинным и могучим. Так, христианство первого века не имело еще зрелой церковной организации; христианство до Никейского собора не имело символа веры, — и тем не менее оно вело и обновляло души силой настоящей религиозности.
Наоборот, всякое церковное и конфессиональное состо­
яние души, казалось бы, должно быть по необходимости религи-
219

озным состоянием, подобно тому, как видовое понятие имеет всегда все признаки родового. Однако, исторические явления не подчиняются законам логики. Религиозный огонь может угас­
нуть в недрах церковной организации, а вероисповедное объеди­
нение может утратить веру и не осуществить исповедания. Тогда догма отрывается от подлинного, личного религиозного опыта и становится мертвой, рассудочной формулой; молитвенный культ вырождается в совокупность внешних деяний и обычаев; таинство уже не освящает жизнь; благодатная сила религии отлетает из церковного единения и превращает его в бытовую схему. Быт поглощает религию и религия утрачивает бытие; а
«церковь» и «вероисповедание» остаются как знак бывшей, но утерянной религиозности.
В таких случаях для государственности и правосознания оказывается драгоценной связь не с «церковностью» и не с
«вероисповеданием», а с религиозностью, в ее основном и по­
длинном, так сказать, «родовом существе». Подобно тому, как
музыкант должен быть сначала художником, и, прежде всего,
духовной личностью; подобно тому, как правитель должен сна­
чала быть гражданином, и, прежде всего, зрелым и индивидуаль­
ным духом; — так, православный или католик должен быть сна­
чала христианином, и прежде всего, человеком с самостоятель­
ным и подлинным религиозным опытом. Здесь важна не схема и не видимость, не традиция и не привычка, а огонь настоящей духовной жизни, религиозно углубленной и сосредоточенной, огонь, дающий свет воле и энергию чувству и действию. Поэто­
му государственность, с виду «секуляризованная», не есть тем самым внерелигиозный способ жизни; исторически же возможно и такое положение вещей, при котором религиозное возрождение государственности будет осуществимым лишь при условии открытого разрыва с традиционной, но выродившейся церков­
ностью.
Здоровое и могучее правосознание, по своей основе и по своему строению, имеет религиозный характер. Это определяет­
ся самой сущностью его и религии.
Религиозность в ее основном существе есть духовное,
целостное, жизненное и безусловное приятие Божества, как
совершенного и реального средоточия жизни.
Религиозность состоит всегда в том, что нечто испыты­
вается, как совершенное. Она начинается там, где душа выходит из состояния безразличия и различает между «лучше» и «хуже»; где душа тяготеет именно к тому, что «лучше» и, следуя за ним, восходит к тому, что совершенно. Религия есть пафос совершен­
ства; именно поэтому она невозможна там, где царит индиффе­
рентизм.
Восходя к совершенству, религиозность воспринимает
220
его не как условно «лучшее», или относительно «лучшее», или субъективно наиболее приемлемое, но как безусловно, безотно­
сительно, объективно совершенное на самом деле, само по себе, а потом —и для всех. Религиозная душа живет не простой приятностью субъективных содержаний сознания, но объек­
тивным совершенством. Именно поэтому религии нет там, где господствует субъективизм и релятивизм. Религиозность есть
радость души, воспринявшей объективное качество предмета и
плененной его совершенством. Эта плененность неизбежно пре­
образуется в любовь и благодарность; эта радость дает душе чувство полета и освобождения. Именно поэтому религии нет там, где отмерла любовь и где царит озлобление.
Поднявшись к совершенству, религиозность утверждает его как нечто реальное, как действительное бытие или как творческую силу. Религиозно воспринятое совершенство — не отвлеченная идея, не мечта и не только далекий идеал; в нем объективно не только качество или ценность; оно объективно
само, оно подлинно есть, даже тогда, когда оно вовлечено в процесс и еще осуществляет полноту своего бытия. Религиоз­
ность делает человека живым участником этого бытия; она
реально вводит его в систему этой реальности и дает ему живое чувство единения с ней; она приобщает душу этой высшей силе и тем сообщает человеку некое творчески напряженное спокой­
ствие. Религия есть не только пафос совершенства, но и пафос
реальной силы. Понятно, что нигилизм и иллюзионизм исключает всякую религиозность.
Далее, религиозность есть состояние духовное*. Духов­
ность ее определяется не только ее обращением к объективно ценному, но и ее автономностью. Она покоится на самостоя­
тельном и непринужденном восприятии совершенства, на лич­
ном и подлинном опыте, раскрывающем, углубляющем и об­
новляющем душу. Религиозное состояние не может возникнуть с чужих слов или на основе чужого опыта; содержание чужого опыта должно быть, действительно, усвоено душой. Религия требует от человека самостоятельного опыта и искренности; она требует подлинного, свободного присутствия души в исповеду­
емом содержании; именно поэтому она невозможна там, где душа одержима ложью,притворством и лицемерием.
Но религиозность есть состояние не только искреннее, но и целостное**. Непринужденное, подлинное восприятие совершенства неизбежно захватывает всю душу и вовлекает ее в новую жизнь целиком. Ни одна из основных душевно-духовных
*См. главу вторую «О духовности религиозного опыта» в моей книге
«Аксиомы религиозного опыта», том I.
**См. главу восемнадцатую в «Аксиомах религиозного опыта», том II.
221
сил человека не обособляется в этом состоянии и не противо­
действует остальным. Так, у человека, действительно, верующе­
го, мысль не раскалывает душу и не обессиливает ее сомнения­
ми. Веровать можно лишь в то, что на самом деле так, что
«верно»; нелепо верить во что-то, зная, что это на самом деле не верно; но нельзя и знать что-нибудь, веря, что на самом деле это иначе. Настоящая вера не боится мысли, но укрепляется и очищается ею; настоящая мысль не чужда вере, она несома ею и сильна ее силой. Вообще чувство без мысли оказывается началом слепой страсти, ведущим душу к разнузданию и уни­
жению; а мысль без чувства выступает холодной рефлексией, безжизненным, праздным резонерством. Религия требует орга­
нического сочетания чувства и разума, верующей любви и знающей мысли; ибо одна мысль породит мертвое умствование и скептицизм; а одно чувство породит нечистое опьянение и суеверие. Скептицизм же и суеверие означают отсутствие рели­
гиозности.
Подобно этому, религия требует органического сочета­
ния чувства и мысли с волей; ибо отсутствие этого живого единения дробит душу и обессиливает религиозность. Воля без чувства уподобляется мертвой машине; она является холодной силой, чудовищной в своем предвзятом схематизме. Зато чув­
ство без воли вырождается в сентиментальную пассивность, в бесплодное, мнимолирическое волнение, в мистическую чувст­
венность. Воля без мысли остается неопределенной, слепой жаждой, бесформенным вожделением или дурным капризом и беспредметным произволом. Зато мысль без воли вырождается в нежизненное, ни к чему не обязывающее доктринерство, в беспринципное, ненужное комбинирование возможностей. Ре­
лигия не слагается на этом пути, но распадается и гибнет. Если религиозность без разума ведет к суеверию или разврату, а без чувства — к скептицизму или пустой догме, то в отрыве от воли она превращается в сентиментальное ханжество или умствую­
щую апатию.
Поэтому религиозность есть целостное состояние духа: здесь то, что приемлется верой, что любится чувством и осмыс­
ливается разумом; оно предметно занимает воображение и вызывает напряжение воли. Иповедуемое, любимое, веруемое и желаемое — просто совпадают.
Но именно эта духовная цельность сообщает религиоз­
ной душе ту жизненную интенсивность, которая естественно изливается в делание, в систему творческих деяний. Истинная религиозность есть преданность совершенству; а эта предан­
ность вызывает деятельное служение ему, творческое осущест­
вление его на земле. Вера не только мертва без дела; ее просто нет.
Ибо религиозное приятие предмета вовлекает всю душу в новую
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта