Главная страница

Предмет и методы теории государства и права. Тгп


Скачать 427.5 Kb.
НазваниеПредмет и методы теории государства и права. Тгп
Дата10.06.2019
Размер427.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаzachet.doc
ТипДокументы
#81115
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Предмет и методы теории государства и права.

ТГП –юридическая наука,объединенная в себе знания о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирование государства,а также взаимосвязь государства друг с другом и с самими сферами социальной жизни.

Предмет ТГП – это государство в целом.

ТГП показывает связь государства и права с экономикой, политикой, идеологией, изучает их взаимосвязь и изучает их как единое целое, поскольку раздельно они не существуют.

ТГП изучает исторические формы и типы государства, причины перехода от одного типа государства и права к другому, раскрывает закономерности, пути и способы возникновения государства и права различных формаций и цивилизаций.

Предметом ТГП являются пути, формы, элементы взаимодействия государства и права с экономикой, политикой, идеологией, причем не только в статике, но и в динамике, т.к. государство и право развиваются в тесной связи с этими науками.

Метод – система правил, принципов познания.

Методология ТГП включает в себя определенные аспекты всеобщего философского метода, общенаучных (системного, структурного, функционального) и частноправовых методов (сравнительного правоведения, формально-юридический) и др.

Общенаучные методы: диалектика, анализ, индукция, аналогия, абстрагирование, моделирование, сравнение, конкретизация.

Помимо общенаучных методов в ТГП применяются методы, общие для ряда наук, такие как: метод системного анализа, функциональный метод, структурный, математический (кибернетический) и др.

Метод системного анализа состоит в выявлении объективно существующих связей между элементами объекта, их функциями.

Структурный метод, с помощью которого определяются составные части системы

Математический метод позволяет успешно проверить эффективность воздействия права на различные группы населения.

Конкретизация познания требует применения частнонаучных методов: метод конкретных социально-правовых исследований, сравнительно-правовой метод, формально-юридический (формально-логический) метод.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение государства и права, какова эффективность.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. Д

Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

  1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

ТГП –юридическая наука,объединенная в себе знания о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирование государства,а также взаимосвязь государства друг с другом и с самими сферами социальной жизни.

ТГП является наукой общественной и существует в тесной связи с философией, экономический теорией, социологией и политологией, но не поглощает и не поглощается ни одной из них. ТГП пользуется их выводами и положениями.

Место ТГП в системе юридических наук принципиально иное – она сама является базовой наукой, формирует для них исходные положения и выводы, является методологической наукой.

Структура системы юридических наук:

- историко-теоретические науки (ТГП, ИГП),

- отраслевые юридические науки ( гражданское, уголовное, конституционное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.),

- межотраслевые науки (криминология, правоохранительные органы),

- прикладные науки (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина)

- международное и зарубежное право (торговое право, римское право, конституционное право зарубежных стран и др.)

Функции ТГП-основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

-Онтологическая функция – объяснение сущности и содержания государства и права.

-Гносеологическая (познавательная) функция – формулирование и объяснение государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций и выработке способов познания государства и права.

-Эвристическая функция состоит в получении новых знаний

-Прогностическая функция – выдвижение теорий и гипотез о дальнейшем развитии государства и права.

-Методологическая функция: теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета.

-Идеологическая функция – воспитательная функция, содействует воспитанию законопослушного гражданина.

3.Структура теории государства и права

ТГП –юридическая наука,объединенная в себе знания о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирование государства,а также взаимосвязь государства друг с другом и с самими сферами социальной жизни.

ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:

1. Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.

2. Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения.

3. Специально-юридическая теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм

можно найти и следующую структуру ТГП:

1. Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

2. Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

4.Методология теории государства и права.

ТГП –юридическая наука,объединенная в себе знания о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирование государства,а также взаимосвязь государства друг с другом и с самими сферами социальной жизни.

Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права. А именно:

- возникновение гос-ва и права;

- смена их исторических типов;

- осуществление функций гос-ва и права;

- развитие самой юридической науки.

Методология ТГП - учение о научном методе познания.

Методология складывается из 3-х составляющих:

1)Всеобщие методы - используются всеми науками без исключения (метафизика и диалектика);

2)Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания (анализ, синтез).

3)Частнонаучные - используются лишь в рамках определённой науки (математический, кибернетический, статистический и т.д.).

В системе юр.наук ТГП занимает особое место.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);

б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

5.Современные трактовки причин возникновения государства.

Вопрос происхождения гос-ва является дискуссионным. Существуют следующие теории:

Договорная: гос-во возникло в результате общественного договора (Локк, Руссо).

Материалистическая (классовая): гос-во есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин).

Органическая: гос-во представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Спенсер).

Психологическая: гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества (Тард, Петражицкий).

Теория насилия: гос-во возникает в результате завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский).

Теологическая: гос-во, гос.власть имеют божественное происхождение "вся власть от Бога" (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст).

Патриархальная: гос-во возникло непосредственно из разросшейся семьи, власть монарха базируется на основе власти отца над членами его семьи (Платон, Аристотель).

6.Институты власти и социальные нормы в первобытном обществе.

Власть-возможность и право распоряжаться кем либо,чем либо,подчинять своей воле.

что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. 2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.

-Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, выражали и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью.

-Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

-Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени

Виды социальных норм первобытного общества:

- обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

- простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

- религиозные нормы - правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- табу - религиозный запрет

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако 7.Модели возникновения государства-западная и восточная госудраственность.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства

Восточный-Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд.

Основные черты восточного пути формирования государства:

1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем).

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью

3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность

5) Частная собственность не имеет существенного значения.

6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство

Характеристика восточных государств:

1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;

2) мощный чиновничий аппарат;

3) экономическая основа государства – государственная собственность;

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

Основные черты западного пути формирования государства:

1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение

3) Ведение захватнических войн.

4) Форма правления – военная демократия

5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)

Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия

8.Основные теории возникновения госудраства и права.

Теории происхождения права
1.Теологическая((Ж. Маритен).

Законы существуют вечно,ибо являются Божественным даром.Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости,дарованной свыше
2.Теория естественного права (Ж.Ж. Руссо)

право на жизнь,свободу,равенство,которые нельзя отменить,изменить.Законы соответсвуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. 
3.Психологическая теория (Л.И. Петражицкий)

Право есть результат человеческих переживаний .Законы государств зависят от психологии людей.
4.Историческая школа(Г. Пуха.)

Право первоначально возникает в сознании человека,а затем фиксируется в законах
5.Нормативистская теория (Новгородцев)

Государство диктует людям модель поведения.право исходит от государства и является системой норм,построенных в виде пирамиды) 
6.Марксистская теория ( К. Маркс, Ф. Энгельс.)

Право связно с государством и зависит от социльно-экономических факторов общества
7.Примитивная теория (Э.Аннерс)

Право является результатом компромисса различных противоборствующих сторон в обществе.
8.регулятивная теория (Азиатские и научные круги)

Право образовалось с момента,когда у общества возникла потребность по упорядичиванию своих отнощений,необходимых для единства государства.

Теории происхождения государства

Договорная: гос-во возникло в результате общественного договора (Локк, Руссо).

Материалистическая (классовая): гос-во есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин).

Органическая: гос-во представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Спенсер).

Психологическая: гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества (Тард, Петражицкий).

Теория насилия: гос-во возникает в результате завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский).

Теологическая: гос-во, гос.власть имеют божественное происхождение "вся власть от Бога" (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст).
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта