Главная страница
Навигация по странице:

  • "БУМАЖНЫЕ

  • "ПОСЧИТАЛ

  • «ИСТОРИЯ

  • "СТРАНА

  • «СКАЛОЛАЗ» Цель

  • "ВОЛШЕБНЫЕ

  • «ВАНЮ

  • «РАЗГОВОР

  • КОПИЛКА

  • «КОНКУРС

  • Описание

  • «ОБИЖАТЬСЯ

  • «ПОСЛУШАЙ

  • Конспекты занятий к Программе Мастерство коммуникации. Приложения к программе мастерство коммуникации


    Скачать 1.77 Mb.
    НазваниеПриложения к программе мастерство коммуникации
    Дата03.02.2022
    Размер1.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспекты занятий к Программе Мастерство коммуникации.docx
    ТипСборник
    #350548
    страница37 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

    Цель:выплескгнева,снятиенапряжения.

    Колотить двумя руками воображаемую грушу.
    «БОЙ ВОЗДУШНЫМИ ШАРАМИ»

    Цель:выплескгнева,снятиенапряжения.

    У детей шары или пластиковые бутылки. Они ведут бой по сигналу останавливаются.

    Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом «или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость?

    В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

    "БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ"

    Цель:датьдетямвозможностьвернутьбодростьиактивность после того, как они чем-то долго занималисьсидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новыйжизненный ритм.

    Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте,

    пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

    "ОБЗЫВАЛКИ"

    Цель:снятьвербальнуюагрессию,помочьдетямвыплеснутьгневвприемлемойформе.

    Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: ты,

    ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

    В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты,

    .... солнышко!"

    Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

    "ДВА БАРАНА"

    Цель:снятьневербальнуюагрессию,предоставитьребенкувозможность"легальнымобразом"выплеснутьгнев,снятьизлишнееэмоциональноеимышечноенапряжение,направитьэнергиюдетейвнужноерусло.

    Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано- рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

    "ПОСЧИТАЛ ДО ДЕСЯТИ Я И РЕШИЛ..."

    По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться.

    Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с сыном или дочерью, как изменились его (ее) мысли и желания после "успокоительного" счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности?

    Помогите ребенку освоить такой "взрослый" стиль

    мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.

    «ИСТОРИЯ ПРО ТАНЕЧКУ И ВАНЕЧКУ»
    Цель:развитьчувственноевосприятие,научитьспособамснятия негативного состоянияутоварища.

    Ход игры: Взрослый рассказывает детям историю про Танечку и Ванечку: «Жили-были Танечка и Ванечка. Были они замечательными детьми: всем всегда помогали, со всеми дружили. Как вдруг что-то произошло.

    Вышли они как-то гулять на улицу, и налетела на них тучка-Злючка. Унесла тучка-Злючка Танечку и Ванечку в волшебное королевство Злоб-ляндию. И в этом королевстве не узнать было наших героев, научились они злиться, драться и кусаться.

    Как вы думаете, легко ли живется злым людям на свете? (Дети предлагают варианты ответов.)

    Но был у Танечки и Ванечки лучший друг Паша. Решил Паша помочь своим друзьям и победить тучку-Злючку.

    "СТРАНА ЧУВСТВ"

    Цель:снятиенегативныхнастроенийивосстановлениесил.

    Теперь, когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними.

    Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства вы знаете. Запишите названия эмоций, которые вам вспоминаются, на отдельных листах бумаги. А теперь предложите ребенку представить, как выглядят эти "жители внутреннего мира"? Пусть он нарисует портрет каждого на листе с соответствующим названием. Процесс создания таких образов очень интересен и показателен. Обратите внимание, как представляет себе ребенок те или иные чувства, как объясняет свой выбор.

    Особенно информативным может быть следующее

    Ребята, как вы думаете, как можно победить тучку-Злючку? (Дети предлагают варианты ответов.) Вот и Паша задумался, что ему делать. Хотел сначала тучку на бой вызвать, да встретил одного мудрого старика, который сказал ему: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь!»

    Удивился Паша и спрашивает: «А чем же я его смогу победить?» Улыбнулся старик и ответил: «Зло можно победить только добром...» А теперь, ребята, давайте выберем Танечку и Ванечку, которых заколдовала тучка- Злючка (двое детей изображают злых и сердитых героев рассказа). А все остальные дети придумают по одному ласковому слову и по очереди будут подходить к Танечке и Ванечке, ласково называя одного и другого.

    После того, как назовете ласковое слово, пожалейте Танечку и Ванечку. А мы посмотрим, как происходит волшебное превращение».

    дополнение к нарисованному портрету. Предложите юному художнику изобразить, как выглядит домик каждого чувства и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.

    Примечание. Полученные портреты лучше всего как- нибудь оформить. Можно создать из них "галерею чувств", развесив на стене, можно сделать художественный альбом, соединив листы вместе и сделав обложку. Главное, не выкидывайте их и не позволяйте им валяться где попало. Ведь это "жители внутреннего мира" ребенка и только поэтому они заслуживают уважения и достойного обращения, а дети очень чувствительны к таким проявлениям родительского внимания! Работу по созданию такого альбома или галереи лучше проводить в несколько приемов (особенно с маленькими детьми), делая такие занятия систематическими и приступая к новым портретам на листах с надписью, сделанной в первый

    день этой долгой игры.

    «СКАЛОЛАЗ»

    Цель:развитиенавыковневербальнойкоммуникацииикоординации совместных действий.

    Содержание.Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу» на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

    Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь

    «встраиваются в нее».

    «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

    Цель:формированиеуменияописыватьсвоенастроение,распознаватьнастроениедругих,развитиеэмпатии.

    Содержание. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

    ИГРА «ЗЛЫЕ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

    Цель: формирование умения у детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник

    Ход игры: дети сидят в кругу на стульях. Взрослый просит детей назвать такие ситуации, когда они злятся на кого-то. После того как каждый ребенок выскажется, взрослый продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (Дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку.)

    Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью.

    Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез.

    Теперь сделайте другой „злой" пузырь и под ждите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускай пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза».

    Когда все дети откроют глаза, взрослый продолжает: «А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».

    ИГРА «ШУМНЫЙ ОРКЕСТР»

    Цель: формирование умения выплёскивать гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.

    Ходигры:каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент (барабан, тамбурин, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т. д.). Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка.

    Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину.

    ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ»

    Цель: повышение самооценки ребенка, улучшениевзаимоотношений между детьми.

    "ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ"

    Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только


    Ход игры: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка его происхождение, что оно означает.

    Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул»

    он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (за один день не более 5–6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

    хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое- либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть, как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал".

    Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

    В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    ИГРЫ НА РАВНОВЕСИЕ

    «Мишень»

    Взрослый предлагает ребенку, стоя на одной ноге, поймать мяч, а затем бросить его в мишень или в корзину.
    «Держись»

    Взрослый просит стоящего на одной ноге ребенка дотянуться до игрушки, наклониться вбок, вперед, посмотреть назад и т.п.
    «Цапля»

    Стоять попеременно на одной ноге, руки вытянуты в стороны (цапля).

    Очень трудно так стоять, ножку на пол не пускать. И не падать, не качаться,

    за соседа не держаться.

    «ВАНЮ В САДИК ПРОВОЖАТЬ НАДО НАМ ПОКОЛДОВАТЬ»
    Один ребенок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: «(Имя ребенка) в садик провожать — надо нам поколдовать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребенку: хорошее настроение, справляться с трудностями, добрую воспитательницу, веселого друга и т.п. Такое колдовство повторяется с каждым участником.

    «РАЗГОВОР С РУКАМИ»

    Цель: научить детей контролировать свои действия.

    Если ребенок подрался, что-то сломал, провинился, можно предложить ему игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы? » Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

    При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите), но иногда не слушаются своего хозяина.

    Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня (сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошее: мастерить, здороваться, играть и не будут

    никого обижать.

    «КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

    Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в

    «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил.

    Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом совершать что- то хорошее.

    «КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ»

    направлен на снижение у детей агрессивности и страхов

    Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого- нибудь сказочного агрессивного персонажа Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее

    приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают

    «НА МОСТИКЕ»

    Цель:развитиеловкости,способностипрогнозировать ситуацию, соотносить свои действиясдействиямипартнера длядостиженияобщейцели.
    Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает

    «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

    При этом можно устроить конкурс чей персонаж выглядит добрее всех?

    «МОЕ ИМЯ ПОХОЖЕ НА...» Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже его имя.

    представить такую ситуацию: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру

    и пропустит его вперед.

    «ОБИЖАТЬСЯ НЕ МОГУ, ОЙ, СМЕЮСЬ, КУКАРЕКУ!»

    Цель:способствовать уменьшению обидчивости у детей.
    Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» — ребенок продолжает; «Ой, смеюсь, кукареку!»

    «КАПРИЗУЛЯ»

    Взрослый говорит:

    • Сегодня мы поиграем в «капризулю». Как капризный ребенок хнычет, упрямится? ... Давайте разделимся на пары.

    Психолог раздает детям половинки предметных картинок.

    • Найдите свою половинку... Кто в вашей паре будет

    «капризулей» ?.. Значит другой участник будет его успокаивать.

    Психолог просит «капризулю» хныкать громче, а напарнику «капризули» подсказывает, как лучше ее успокоить.

    Затем дети меняются ролями.

    По окончании игры психолог выясняет у каждого ребенка, что понравилось больше - капризничать или успокаивать, и почему.

    «КЛУБОЧЕК»

    Цель: развитие самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход игры:

    Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это клубочек волшебный. Как только дети начинают его сматывать, так сразу же

    успокаиваются.

    «ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ»

    Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие слухового внимания.

    Ход игры:

    Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается

    последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.



        1. 1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта