Тгп. ТГП Павлов. Проблемный аспект
Скачать 1.32 Mb.
|
Лекция 6. Понятие, признаки, сущность государства Вопросы: 1. Понятие и признаки государства 2. Подходы к пониманию сущности государства 1. Понятие и признаки государства Государство – организация публичной политической власти на определенной территории, располагающая аппаратом принуждения и монополией на законодательную деятельность. Признаки государства: территория, население, публичная власть, суверенитет, право (законы), налоги, монополия на принуждение. Кратко раскроем содержание признаков. Территория как признак государства фиксирует принадлежность конкретному государственно-организованному обществу определённой части планеты: земли, суши, недр, моря, воздушного пространства, а также границы, прилегающие к территории, их особый режим. Например в Конституции Российской Федерации сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67). Население - характеризует совокупность и принадлежность людей (граждан) к данному государству на условии устойчивой правовой связи. Именно через население происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - государства. государство объединяет своей властью всех людей населяющих его территорию, независимо от принадлежности к роду, племени, национальному меньшинству. Публичная власть означает наличие у государства особого политического аппарата управления выделенного из общества, осуществляющего управление государством, единственно представляющего всё общество в целом, действующая от его имени. Налоги (система налогов, податей, займов обеспечивающих финансирование государственных органов) - материальная основа для деятельности всего государства, выражается в регулярных, законных отчислениях в государственную казну части своих доходов. Право – система норм, в том числе юридических, официально регулирующих отношения в государстве. Монополия на принуждение – силовое средство, необходимое для обеспечения общеобязательности велений государства в отношении всего населения страны. Суверенитет - присущее государству абсолютное верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях. Данный признак характеризует государство как особый субъект политических отношений, основообразующий компонент политической системы общества. В обществе власть может иметь разновидности: корпоративная, партийная, семейная, религиозная и др., однако высшей властью обязательной для всех граждан, организаций и учреждений, обладает только государство. Суверенитет обозначает, что в пределах государственных границ, государство само определяет отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Суверенитет (его характеристики) не зависит от величины территории, численности населения, политического режима. Признаки верховенства государственной власти: 1) безусловное распространение на всех граждан и все социальные структуры общества; 2) монополия на силовые методы, вплоть до лишения жизни; 3) осуществление властных полномочий в юридических формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) главенствующая роль в отношении пересмотра нормативных актов других субъектов права. Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты. Экономический аспект выражается во владении и распоряжении территорией, наличием государственной собственности, культурным и национальным достоянием. Политический аспект заключается в существовании и развитии организации власти исторически сложившегося государства. Правовой аспект закрепляется в основном законе государства (конституции), законодательстве, декларациях, общепризнанных принципах и нормах международного права, заключенных международных договорах. Суверенитет — качественное свойство любого государства. Однако абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку государства взаимозависимы в торговле, дипломатических и иных отношениях, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. Такое возрастание имеет характерную черту - распределение влияния некоторых государств сопровождается стремлением стать сверхдержавой и обрести возможность управлять различными процессами внутри других государств. Проще говоря, влиять на их право и суверенитет. Поэтому, когда например, говорят об экономическом суверенитете государства, то имеют в виду не его экономическую изолированность от других членов международного сообщества, а лишь возможность (термин право к сожалению не отражает истинного положения вещей) определять свою экономическую политику с учетом наличного влияния. Доказательством тому следующий факт. На сегодня даже в одной из самых развитых стран - США около 7 % всей собственности принадлежит Саудовской Аравии (По документальным источникам американского исследователя Майкла Мура цена ее составляет примерно 670 млрд. $). Это огромные деньги и соответствующие собственники - граждане, организации несомненно влияют на политические и экономические решения принимаемые в США. В России ситуация осложнена недостатком денег, зависимостью бюджета государства от мировых цен на газ, золото и нефть. А эти показатели нестабильны, поэтому, например политические решения нашего государства часто отталкиваются от сложившейся экономической конъюнктуры. 2. Подходы к пониманию сущности государства Сущность (в отношении любого явления) - это совокупность наиболее существенных, первостепенных и неизменных свойств, которые предопределяют второстепенные характеристики изучаемого явления. Определение сущности государства означает выявление характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Поскольку отношения в государстве строятся в первую очередь на властной основе, постольку сущность государства – это организация публичной политической власти, выражающая чьи-либо интересы. Кажущаяся неконкретность формулировки «чьи-либо интересы» используется неслучайно и означает объемный смысл позволяющий вместить в себя многообразие выражаемых интересов. Например, одного человека - в случае монархии, нескольких в случае аристократии или интересы всех в случае демократической республики. Поэтому, в сущности можно выделить формальную сторону и содержательную. Формальная сторона сущности государства - организация власти, содержательная сторона - кому власть служит. Есть два основных подхода в изучении содержательной сущности государства (классовый и общесоциальный). Классовый подход состоит в том, что государство является средством поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством. Соответственно сущность такого государства заключается в первоочередном обеспечении интересов господствующего класса, второстепенном удовлетворении интересов других, что вызывает недовольство, подавляемое с помощью насилия и диктатуры. Поскольку сущность предопределяет иные характеристики государства, то цели, задачи, функции таких государств непременно основаны на чьей-либо диктатуре. Классовый подход в рассмотрении сущности государства раскрывает различный характер государственной власти. Классовый подход, примером служат древние Афины и Рим где классовая принадлежность власти сомнений не вызывает. Власть принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов. В феодальном обществе власть находится в руках класса феодалов - земельных собственников, а крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. В буржуазном государстве формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически - в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии. В восточных государствах власть находилась в руках верхушки бюрократического чиновничьего аппарата. Поэтому она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть (восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих в России). Однако, установление классового (сословного) характера государственной власти позволяет уяснить лишь часть проблем в сущности государства, поэтому необходимо уделить внимание общесоциальному аспекту в сущности государства. Такой подход рассматривает общество с позиции его единства, несмотря на часто возникающие в нем социальные противоречия. Ведь рабы не могут существовать вне отношений с рабовладельцами, крестьяне – без феодалов, рабочие - без капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс вынужден заботиться (вопрос лишь в мере заботы) об угнетенных, эксплуатируемых слоях населения, ведь в государстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы и интересы всего общества. Именно степень заботы является тем критерием (общесоциальным) который позволяет рассмотреть сущность государства под новым углом зрения, но в комплексе с классовым подходом. Общесоциальный подход состоит в том, что государство является средством выражения общечеловеческих и общесоциальных интересов. Сущность такого государства заключается в учете наиболее общих интересов при осуществлении власти. Соответствующие государственные цели, задачи и функции основаны на признаке всеобщности интересов. Государственные органы в этом случае являются не орудием подавления сопротивления, а средством реализации общих дел, инструментом достижения согласия интересов и поиска компромиссов. Общесоциальный аспект может проявиться и в классовом обществе как вынужденная уступка революционным требованиям большинства населения ради сохранения (качественно измененной) власти капиталистического меньшинства. Проблемный аспект темы В сущности государства в зависимости от исторических условий приоритетным может быть либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс). Соотношение указанных сторон сущности государства имеет одну примечательную особенность - усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени классовая сторона государства имеет значение в рабовладельческом обществе, соответственно общесоциальная роль минимальна. В современном, правовом государстве, преобладают общесоциальные интересы, а классовые имеют минимальное значение. В последнее время в связи с развитием современных посткапиталистических и постсоциалистических обществ эти два аспекта сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Исключить полностью какой-либо аспект из сущности государства нельзя, они оба отражают объективную реальность, находя разное сочетание в различных исторических условиях. Однако, общечеловеческое в последнее время доминирует в развитии государств. Сущность современного государства можно охарактеризовать с содержательной и формальной стороны. По содержанию оно выступает средством социального компромисса, по форме является правовым. Соответственно в сущности правового государства содержанием выступает развитое, инициативное гражданское общество, а формой является формирующееся правовое государство. Лекция 7. Понятие, признаки, сущность права Вопросы: 1. Понятие и признаки права 2. Сущность права 1. Понятие и признаки права Рассматривая право с учетом интегративного подхода, в юридическом, современном смысле, утверждается, что оно может быть представлено как объективное и субъективное. Право в объективном смысле – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, регулирующих общественные отношения. Сюда относят юридические нормы: законодательство, юридические обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры. Объективность права определяется тем, что оно непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения субъекта, регулирующая процесс удовлетворения его интересов. По своему содержанию конкретные права и свободы личности: право на жизнь, свободу, труд, образование и др. субъективны, в том смысле, что принадлежат субъекту, а их реализация зависит от его воли и сознания. Субъективное право в смысле наличных прав участников общественных отношений возникает на основании и в пределах объективного права. Государство не раздаривает права, они принадлежат гражданам от рождения, а создает предпосылки для их свободного и возможного осуществления конкретным субъектом в зависимости от его воли. Признаки права являются совокупностью основных, характерных черт права, отличающих его от иных нормативных регуляторов общественных отношений. Праву присущи следующие признаки: 1) волевой характер. Означает, во-первых, что право выражает волю тех, кто его установил, и характеризует волю того, который реально действует в соответствии с ним. 2) общеобязательность. Означает, что право в равной степени обязательно для всех и каждого. Юридическая сила права распространяется на весь круг лиц (адресатов), на всю государственную территорию (пространство) и постоянно действует во времени. 3) нормативность. Означает, что правовому регулированию подлежат такие отношения и действия людей, которые являются наиболее типичными, устойчивыми, повторяемыми и массовыми. Нормативность определяет «норму», «золотую середину» поведения в отличие от возможных наказуемых крайностей. Норма - критерий правомерности или неправомерности поведения. 4) формальная определенность. Означает, что принципы и предписания права имеют формальное выражение в определенном источнике права и всегда содержат конкретное указание относительно границ правомерности поведения. 5) системность. Означает, что право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему юридических норм находящихся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. 6) мера свободы. Означает, что право соответствует размеру свободы. Свободы разрешенного поведения человека. Здесь два аспекта. 1) мера разрешенной полноты, доступности, реальности прав свободы инициативного поведения личности и 2) мера допустимых ограничений свободы человека (в случаях прямо оговоренных законом). Научной проблемой являются пределы (допустимая мера) в осуществлении законных прав и интересов личности. 7) взаимосвязь с государством. Государство и право взаимосвязаны между собой. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения, а право является нормативным выражением государственной воли, оно не только осуществляет регулирование общественных отношений, но и служит орудием практического достижения политической цели государства. Взаимосвязь проявляется во взаимной обеспеченности. Право обеспечивает законную деятельность государства, а государство обеспечивает действие права. 2. Сущность права Сущность права - регулятор общественных отношений, выражающий чьи-либо интересы. Некоторые авторы пишут, что сущность права – «воздействовать на общественные отношения с целью их нормативного регулирования». Однако такой подход предполагает динамичный аспект сущности, а сущность по определению статична, по этой причине, в сущности, принципиально главное – «регулятор», а не «воздействие». Регулятивная природа права определяется тем, что оно характеризуется волевым признаком. Однако здесь существует разнообразие мнений. «Подводный камень» здесь – понимание самой «воли», ведь именно ей опосредовано понимание «права». Принципиально важным является уяснение того, чья конкретно воля находит выражение в праве. Теоретические расхождения следующие. Т.Гоббс - «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Ж.Ж. Руссо – «право заключает в себе общую волю». Представители марксизма – право – «возведенная в закон воля господствующего класса». В современной юридической литературе - «свободное выражение воли индивидов». В сущности права, воля - результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе (судебном прецеденте, нормативном договоре, правовом обычае, ином источнике права) и выступающая вследствие этого общесоциальной мерой и регулятором поведения людей. Общесоциальность подразумевает наличие «общей воли», поэтому допустимо говорить именно об общей мере поведения, специфическом критерии, выделяющем право среди иных нормативных регуляторов. Иначе, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя будет обеспечить их полное исполнение. Сущность права - это главная, внутренняя, устойчивая, первично-качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. При рассмотрении сущности права важно обнаружить и юридически зафиксировать проявление содержательной и формальной характеристик в явлении. В сущности государства формальной характеристикой явления выступает то, что любое право – это, прежде всего регулятор. Содержательной характеристикой явления выступает то, чьи интересы данный регулятор обслуживает. Существуют основные: классовый и общесоциальный подходы в понимании сущности права. Классовый подход трактует право в узких целях - как средство обеспечения главным образом интересов экономически господствующего класса. Общесоциальный подход трактует право как выражение компромисса между интересами различных классов, групп, социальных слоев общества. Также можно выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать (над общесоциальными). Определяя сущность права необходимо исходить из учета многофакторности и герменевтического метода познания явлений. Ценность права заключается в том, что оно: обладает инструментальной ценностью, придающей действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, подконтрольность; воплощая общую волю, способствует развитию желаемых отношений и ограничению в развитии нежелательных отношений; выражает масштаб, границы свободы личности в обществе, ограничивая произвол; выражает идею справедливости, является действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом; приобретает планетарную ценность, поскольку позволяет на международном уровне цивилизованным путем решать общемировые проблемы (экология, война, голод). |