Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Основные проблемы теории государства и права

  • 2. Значение правопонимания для теории государства и права

  • 4. Типы понимания права и государства в прошлом

  • Лекция 12. Основные типы государства и права

  • 2. Виды типологий и их характеристика

  • Тгп. ТГП Павлов. Проблемный аспект


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеПроблемный аспект
    Дата05.05.2023
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП Павлов.doc
    ТипУчебное пособие
    #1111211
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

    Лекция 11. Основные типы понимания государства и права
    Вопросы:

    1. Основные проблемы теории государства и права

    2. Значение правопонимания для теории государства и права

    3. Современные типы понимания государства и права

    4. Типы понимания права и государства в прошлом
    1. Основные проблемы теории государства и права

    Динамика общественной жизни требует теоретического переосмысления и решения новых вопросов. К вопросам, имеющим особое актуальное значение в последнее время можно отнести следующие: повышение и ответственности аппарата вла­сти и управления; проблемы правового государства и перспективы развития демократии, совершенствование народовластия; совершенствование системы права, законодательства, практики его реализа­ции; укрепление законности, пределы воздействия государства и права на обществен­ные отношения; научные трансформации в области типологии правопонимания и понимания государства и др. Ввиду множества проблем имеющих значение для развития теории государства и права, продуктивно рассмотреть какую-либо одну. В недалеком будущем решение большинства новых проблем будет так или иначе основано на определенном (новом) типе правопонимания и понимания государства. В этой связи стоит особое внимание уделить современной типологии правопонимания, предложенной В.С. Нерсесянцем (легистский тип, юснатуралистический тип и либертано-юридический).

    2. Значение правопонимания для теории государства и права

    Совокупность понятийно-теоретических знаний о праве и государ­стве наиболее полно может быть выражено в виде развернутой теории (определенной юридической типологии). В понятии права в научно-абст­рактном (концентрированном) виде сформулирована основная суть определенной юридической теории, ее краткий теоретико-правовой смысл. Поэтому, понятие права - это сжатое содержание теории, а сама юридическая теория - это развернутое поня­тие права.

    Для систематизированного изучения различных государственно-правовых явлений ис­ходное значение имеет лежащий в их осно­ве конкретный тип понимания права и государства. Тип правопонимания определяет смысловой ракурс базового познания права и государ­ства, и обладает направляющим действием в отношении всего дальнейшего юридического развития научной мысли. Поэтому, принципиально важное значение имеет смысловая модель, изначально заложенная в первичные элементы познания - право и государство. В силу теснейшей взаимосвязи и правового единства права и государства, рассматриваемые типы правопо­нимания соответствуют типам понимания государства. Значит в рамках последовательной, логической, систематически обоснованной, развитой и орга­низованной теоретической концепции допустимо говорить о единстве типа правопонимания и типа понимания государства, т.е. – о единой юридической типологии. Таким образом, говоря о типе правопонимания, подразумевается и соответствующий тип понимания государства.

    3. Современные типы понимания государства и права

    Правовая мысль в истории и теории юриспруденции про­низана борьбой двух противоположных типов правопонимания. Условно их можно обозначить как юридический (от ius - право) и легистский (от 1ех - закон) типы правопонимания и понятия права. Различие этих двух типов правопони­мания, в упрощенном виде, состоит в следующем.

    Легистский тип (подход) рассматривает право как продукт власти, воли, усмотрения, произвола государства. Право – это приказ, принудитель­ное установление, официальной, государ­ственной власти (буть-то закон, ука­з, постановление или судебный прецедент). Правовая форма отношений (и право в целом) - форма приказа и долженствования, допускающая любое, в том числе и произвольное, фактическое содержание. При таком правопонимании, право и закон тождественны, что является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» и неопозитивизма при­сущего разного рода этатистским, авторитарным, деспотичес­ким, диктаторским, тоталитарным подходам к праву. Данный подход по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Недостатки: право - не пустая форма («чистая» в понимании Кельзена), годная для любого произвольного содержания (нормативного и фактического), а все же специфическая форма, обла­дающая особыми формально-содержа­тельными характеристиками и свойствами, отличающими право от неправа, правовую форму от неправовых форм. Легистскому подходу, с акцентом на формальности и всеобщности, недостает необходи­мого учета содержательной юридичности исследуемых явлений, собственно правового начала, правовых свойств.

    Юридический тип правопонимания различает право и закон (позитивное право). Право - нечто объективное, не зависящее от воли и произвольного усмотрения государственной власти, которое как особое социальное явление (регулятор) имеет свою объективную природу, специфику, сущнос­ть, принципы, признаки. В рамках юридического типа правопонимания имеются два самостоятельных подхода (естественно-правовой и либертарно-юридический).

    1) Естественно-правовой (юснатуралистический) подход различает право и закон, противопоставляет их, отстаивает наличие «права» существующего вне зависимости от его признания, юридического оформления и защиты со стороны государственной власти. Это естественные и неотчуждаемые права и свободы человека - подлинное право (его содержание). Иное право (законы) – это позитивное право, противопоставляемое естественному, часто противоречащее, отрицающее или нарушающее естественные права. Для сторонников этих идей естественное право (в его религиозной или светской трактовке с позиций те­ологии, этики, юриспруденции или философии права) - это единственное, разумное, нравственно-настоящее, исходное, подлинное и справедливое право, кореняще­еся в объективной природе (природе бога или природе человека - физической, социальной, духовной). Собственно правом, по его смыслу, сущности и понятию, является только естественное право. Естественно-правовому подходу присущи недостатки, например, смешение права с неправовыми явления­ми (моралью, нравственностью, религией), отсутствие четкого критерия отличия права от всего неправового. Этот подход качественно проигрывает из-за смешения формального и фактического при трактовке естественного права.

    2) Либертарно-юридический подход различает право и закон, но отстаивает их соотношение. Право – объективное бытие, нормативное выраже­ние и конкретизация принципа формального равенства, как сущности и отличительного принципа права. При этом подходе, принцип формального равенства раскрывается через единство трех основных компонентов права как формы отношений: 1) равная для всех норма и мера (абстрактно-формальная их всеобщность); 2) свобода; 3) справедливость. Все указанные элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) носят исключительно и последовательно формальный характер. Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений. Поэтому, данный подход является формально-юридическим. Важно также отметить, что на­званные элементы дополняют и предполагают друг друга, поскольку являются различными проявлениями единого правового начала - принципа формального равенства и правовой формы отношений. С либертарной точки зрения следует особо подчеркнуть прин­ципиальное различие формального и фактического. Только формальное может быть всеобщим (имеющим всеохватывающее значение), а фактическое, по определению, всегда конкретно-содержательно и присуще частному. Поэтому, критерием более совершенной типологии выступает формальное, абстрактно-всеобщее.

    Либертарный формально-юридический подход предполагает все возможные формы различия и соотношения права и за­кона - от разрыва (противостояния) между ними, в случае антиправового закона, до совпадения (единства) права и закона, в случае правового закона. С этой точки зрения либертарная теория права и соответствующая типология правопонимания, в ее соотношении с естественно-правовой и легистской, является теоретически более пос­ледовательной и развитой, поскольку включает их в себя.

    С учетом данного типа правопонимания, государство - правовая форма организации публичной власти (как правовое государство - от его примитивных до современных развитых форм), принципи­ально отличающаяся от деспотизма (всех неправовых форм организации публичной власти). Право – нормативное выражение принципов формального равенства, свободы и справедливости. Формальное равенство - принцип, главное начало, специфический при­знак права и соответствующего правового понимания госу­дарства. В развитии права и государства на всем историческом пути происходила лишь конкретизация это­го принципа. Все то, что в общеобязательных нормах и публич­но-властных формах и институтах противоречит этому принци­пу, является неправовым и антиправовым.

    Либертарный подход не игнорирует содержательные характеристики права. Понимание права происходит содержательно, но в плоскости не фактических, а формальных свойств и характеристик, формализованных смыслов и значений. Благодаря наличию формально-содержательных характеристик (таких как, формально-всеобщая равная мера, свобода, справедливость), выражается смысл принципа формального равенства, форма отношений приобретает свое содержательное правовое свойство и специфичес­кое качество. А значит, правовую форму можно отличить от всякой другой формы отношений, основанной, например, на морали, религии, прину­ждении, приказе, произволе.

    Представители легистского правопонимания, односторон­не критикуют недостатки естественно-правового подхода, сторонники естественноправового подхода, в свою очередь, концентрируют внимание, прежде всего на контрдоводах. Либертарно-юридическая теория, отвергая легистское сведение права к закону и разделение права на естественное и позитивное, вместе с тем допускает соотношение права и за­кона, признает и учитывает позна­вательно значимые их положения, а потому, свободна от противопоставления легизму и юснатурализму, поскольку включает их в себя в качестве трансформированных дости­жений обоих подходов. Новообразуемая научная концепция и соответствующий тип правопонимания, сформулированный с позиций либертаризма, недостижи­м с позиций только легизма или исключительно юснатурализма, которые по своим исходным утверждениям не допускают подобный синтез знаний.

    4. Типы понимания права и государства в прошлом

    Естественно-правовой тип понимания получилширокое развитие в период буржуазных ре­волюций XVII-XVIII вв. Основными представителями выступают раннебуржуазные мыслители: Т.Гоббс, Г.Гроций, Д.Локк, А.Ради­щев, Ж.-Ж.Руссо. Г.Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю». Основные идеи: 1) право и закон неравнозначны друг другу, помимо законодательства - позитивного права существуют естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения; 2) Происходит смешение юридических и неюридических норм. Мораль, справедливость, равенство составляют ядро права; 3) источник прав находится не в нормативно-правовых актах, а в самой «человеческой природе». Достоинства естественно-правовой теории: прогрессивность идеи (позволила свершить буржуазные революции, пришедшие на смену отжившим феодальным отношениям); объективность - законы могут носить неправовой характер (законы должны соответствовать общечеловеческим ценностям); источник прав - человеческая природа, но не чи­новничий произвол. Недостатки: чрезмерное уменьшение формально-юридических свойств права (отсутствует однозначный критерий законного и про­тивозаконного, ведь понимание справедливости аморфно).

    Историческая школа права получила наиболее завершенный вид в конце XVIII - начале XIX вв. в германии. Применительно к праву данная идея учитывала органический подход. Возникновение, развитие и функционирование права рассматривается как естественно-органический процесс историко-эволюционного характера. Право подобно языку, возникает, изменяется и исчезает вместе с конкретным народом. Основные представители: Г.Гуго, К.-Ф.Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1798-1849) отрицали единое на всех право, утверждая, что у каждого народа свое право, основанное на народном духе, национальной практике, исторических обычаях. Характерные черты: 1) право – исторически развивающееся явление, оно не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается эволюционно, незаметно, как формируется язык, национальная речь; 2) право возникает из правовых обычаев сложившихся правил поведения, влекущих за собой общепринятые юри­дические последствия; 3) отрицание прав человека, ибо в обычаях той сословно-феодальной эпохи не могли найти отражения никакие «есте­ственные» права. Достоинства: справедливо оценены культурно-исто­рические и национальные корни права, необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественное развитие права. Недостатки: возникла как идеология отживающего феодального строя, ответная реакция на естественно-правовую доктрину; переоценено значение правовых обычаев ведь они не в силах упорядочивать стремительно развивающиеся экономические отношения.

    Нормативистская теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Основные представители: Кант, Штаммлер, Новгородцев, Кельзен. Теория получила свое начало от категорического императива Канта - «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Данную теорию далее развивал Кельзен, противопоставляя право, как «мир должного», «миру сущего», т.е. фактическим обстоятельствам жизни. Возражая против теории естественного права, утверждал, что никакого иного права, кроме опирающегося на авторитет государства нет. Фактически он отождествляет государство и право, право – «совокуп­ность норм абстрактного долженствования», государство – «установившийся правопорядок», сам правопорядок – «система норм». Основные идеи: 1) Право – иерархичная система норм, на самом верху которой находится одна основная, суверенная норма, приня­тая законодателем, низшие нормы черпают свою силу из высших. В основании пирамиды норм находятся решения судов, договоры, предписания администра­ции (Кельзен); 2) Право – совокупность норм абстрактного долженствования, поэтому юридическая наука должна изучать право в абстрагированном, очищенном виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и другими явлениями. Достоинства: акцент на нормативности – объективном признаке права; юридическая сила норм зависит от положения в иерархичной системе; проводится связь с формальной определенностью права; государство устанавливает и обеспечивает реализацию основной, наивысшей нормы. Недостатки:акцент на формальных характеристиках права пренебрегает его содержательными характеристиками, что отрицательно сказывается на соответствии права объективным потребностям общественного развития (социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами); преувеличено значение государства в установлении эффективных юридических норм, эффективность зависит не только от воли государства.

    Марксистская теория права в целом, основывается на материалистической философии и получила наиболее завершенный вид в XIX-XX вв. Основные представи­тели: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и др. Основные идеи: 1) право - классовое явление, возведенная в закон воля господ­ствующего класса; 2) право - часть надстройки над экономическим базисом общества, обусловленная материальными условиями жизни; 3) классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Достоинства: четко выделены критерии правомерного и противоправного; отмечается зависимость права от социально-экономических факторов; подчеркнута тесная связь права и государством. Недостатки: в праве преувеличена роль классовых начал в ущерб об­щечеловеческим; право поставлено в прямую зависимость от материальных факторов, при игнорировании других.

    Психологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи: 1) психика определяет развитие об­щества, права, государства: 2) право обусловлено правовыми эмоциями людей, представлениями, чув­ствами какого-либо правомочия; 3) все правовые переживания делятся на два вида: эмо­ции позитивного права - установленного государством и интуитивного права - личного, автономного. Подлинным регулятором поведения является интуитивное право и поэтому должно рассматриваться как «действительное». Достоинства: акцент на учете психологических процессов в законодательной деятельности. Любая норма оценивается и воспринимается психически; увеличение значимости правосознания, правовой культуры в правовом регулировании общественных отношений. Недостатки: отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного; переоценка психологических факто­ров, недооценка социально-экономических, политических факторов; реально действующее (интуитивное) право абстрагируется от государства и не имеет формально опреде­ленного характера.

    Социологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев вы­ступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на административном и судебном усмотрении. Представители этого направления, пронизан­ы философией прагматизма, право – это деятельность по его применению. Характерные черты: 1) право и закон неравнозначны друг другу. Закон находится в сфере должного, право - в сфере сущего. Право воплощается не в есте­ственных правах и законах, а в реализации последних. Происходит разделение на формально установленное и фактически осуществленное, идейно задуманное и реально, практически воплощенное. 2) Право обретает жизнь в юридических действиях, правопорядке, реальном поведении субъектов пра­воотношений. 3) большое значение имеет судебная практика. Достоинства: акцент на практическую реализа­цию права, объективирование в общественных отношениях; идея ограничения государствен­ного власти. Недостатки: подмена понятий право и реализация законов, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, ведь реализация тоже может быть законной и противозаконной; опасность подмены «духа закона» «буквой», допустимость произвольного применения закона со стороны судебных органов, должностных лиц.

    Рассовая теория, основные представители: А.Гитлер и др., утверждающие, что некоторые расы призваны господствовать, а некоторые подчиняться.

    Лекция 12. Основные типы государства и права
    Вопросы:

    1. Понятие типологии государства и права

    2. Виды типологий и их характеристика
    1. Понятие типологии государства и права

    Типология права и государства - это классификация разновидностей государства и права по единому критерию, подразумевающему их деление на однотипные группы. Типология позволяет выявить в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества, особенности его возникновения и функционирования. Тип государства - взятая в единстве система наиболее общих свойств и признаков, которые имеют схожее проявление в различных государствах. Несмотря на постоянное развитие можно установить некоторые признаки, придающие определенной группе государств нечто общее и объединяющее их на всем протяжении истории эволюции. Необходимо учитывать, что катего­рия «тип государства» абстрагируется от конкретных особенностей и географических, исторических условий того или иного общества и берет во внима­ние наиболее общие черты их возникновения, функционирования и развития. Отдельные шаги в типологии государств были предприняты различными авторами. Г. Еллинек выделяет идеальный и эмпирический типы государств. Идеальный тип – государство как замысел, которого нет в реальной жизни, а эмпирический тип - результат сравнения реально существующих государств меду собой: древневосточное, греческое, римское, средневековое, совре­менное. Г.Кельзен выде­ляет два типа государственности: демократия и автократия. В основе типизации лежит идея политической свободы. Р.Макайвер – демократические и династические. Отличия основаны на степени отражения государственной властью воли общества. Р.Дарендорф – демократические (результат эволюции общества классовой борьбы в демократическое общество граждан) и антидемократические. Данный вопрос является дискуссионным, а потому имеются разные варианты такой классификации. Наиболее общими выступают следующие.

    2. Виды типологий и их характеристика

    Античная типология. Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Платон выделял три разновидности правильных форм:

    царскую власть (законную монархию - правление одного лица на основе законов),

    аристократию (законную власть знати в общих интересах)

    законную демократию (власть демоса на основе законов)

    и соответственно три разновидности неправильных форм:

    тиранию (незаконную власть одного),

    олигархию (незаконную власть немногих)

    незаконную демократию (анархию - власть демоса не на основе законов). Аристотель утверждал, что тремя правиль­ными формами являются царская власть, аристократия и полития (правление большинства на основе законов), а тремя не­правильными формами выступают тирания, олигархия и демократия (правление одного, нескольких или всего народа-демоса, большинства не на основе законов).

    Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объектив­но-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих царств, происходит смена соответствующих форм го­сударства. Восточному царству соответствует теократия (свобо­да одного, верховного правителя – Монголия в 1911 г.), греческому и римскому цар­ствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Под «германским миром» Гегель имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Недостатки: некото­рые из приводимых форм (например демократия, рес­публика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Искомый идеал формообразования - представительная монархия, еще и во времена самого Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.

    Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе еще нет государства и права, а при коммунизме уже нет государства и права, так как эти классовые явления за ненадобностью исчезнут.

    Рабо­владельческое право рождается вместе с соответствующим государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Такому типу права присущи особенности: 1) открытое закрепление неравен­ства людей; 2) рабы не рассматривались в качестве субъектов права, а скорее выступали его объектами; 3) разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину; 4) бесправность раба практически закреплялась и поддерживалась нормативно (собствен­ность раба является собственностью его владельца).

    Характеристика рабовладельческого права. Признавалось неравенство мужчины и женщины, отца и детей. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни. Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, ее ох­рана сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права - классической формой права, основанной на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право), и это привело к его заимствованию буржуазными государствами, например кодекс Наполеона.

    Недостатки: С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай, преимущественно неписаный.

    Достоинства: Развитие рабовладельческого об­щества побудило ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Важное значение имел судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству была известна и такая форма правотворчества как издание общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами. Однако, рабовладельческое право было систематизировано. Например, различалось: цивильное право, устанавливаемое отдельным «народом» для себя и естествен­ное право, установленное природой, аргументирующее существование рабства во всех формах. Цивильное право по формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства (включает святыни, деятельность жре­цов), а частное отдель­ных лиц (делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства). Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

    Феодальное право. Характеристика. Это право, основано на привилегиях, для которого характерно формальное неравенство: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию. Право носило партикулярный (местный) характер. Соответствующие особенности принадлежали феодальному типу государств: хозяйственная разобщен­ность, неразвитая техника, медленное развитие сельского хозяйства, политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладельцев и личности феодалов, закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность является основой для отношений господ­ства и порабощения.

    Недостатки: Феодальному праву не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников. Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь являлась крупным земельным собственником, независимым от светской власти, которая имела свое каноническое право, свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической, мировоззренческой силой, носившей теологический характер. Авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Ответственность и санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

    Буржуазное право появилось в результате правотворческой деятельности буржуазного государства в целях укрепления капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип священности, неприкосновенности част­ной собственности, идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и другие, которые выступили как идеологический прорыв по сравнению с феодальным и рабовладельческим правом.

    Однако, ввиду недосягаемости построения коммунизма, идеологи данной типологии стали выделять промежуточный, социа­листический тип государства и права, что фактически подтверждало отсутствие и несостоятельность планируемого перехода к полному коммунизму без государства и права.

    Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, принадлежит власти народа. Однако, на первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество только пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

    Кроме того, с учетом специфики «азиатского способа производства» стали выделять особый восточный (азиатский, деспотический) тип государства и права, что размывало стройную типологию основополож­ников марксизма об исторически сменяющих друг друга экономических формациях. Недостатки: негативный подход к государству и праву, их рассмотрение как ин­струментов классового насилия и угнетения. Различные типы государства и права - это лишь разные, сменяющие друг друга, формы организованно­го насилия одного класса (господствующего) над другим (угне­таемым и эксплуатируемым). Игнорирование естественных прав и свобод человека.

    Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравст­венных и культурных факторов. Цивилизационный подход к типологии государства и права развивал основной его представитель - А.Дж. Тойнби (1889-1975), который отрицал единую общечеловеческую куль­туру и говорил о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций с отрицанием цивилизационного единства в человеческой истории. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохрани­лись лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирий­ская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах челове­ческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общ­ность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Недостатком является то, что на основе подобного учения о различных автономных цивилизациях можно, в лучшем случае, говорить о разновидностях организации власти и нормативной ре­гуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но не­возможнообосновать некую целостную типологию государства и права. Кроме того, в данной типологии и идеологическом учении Тойнби нет како­го-то специального исследования проблем государства и пра­ва, на основе которого в юриспруденции можно наращивать теоретические знания.

    Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Теоретически значимых типологий может быть столько, сколько теоретически значимых понятий (концепций) права и государства существует. Каждая из концепций, например, происхождения государства и права подразумевает определенный, отличный от другой концепции смысл и сущность, закладываемые в право и государство. Не умаляя значения различных, часто противоречивых теоретических концепций, стоит отметить, что необходимо стремиться к единому пониманию государства и права.

    Имея в научном арсенале многообразие существующих концепций можно построить новую логически последовательную и непротиворечивую типологию права и государства, если сама типология будет проводиться в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без сущностного единства исследуемой матери вообще нелогично рассматривать какие-либо ее типы, в противном случае каждая типология говорит не о типах одного явления, а об абсолютно разных исследуемых явлениях (материях). Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства различает основные исторические формы признания, организации свободы людей, выражающие этапы прогрессивного развития общества. Принципиальное зна­чение имеет критерий, определяющий специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти). Основные типы права и государства: этнический, сословный, индивидуальный, гуманитарно-право­вой, унификационный. Они представляют собой исторически сменявшие друг дру­га формы и ступени прогресса в развитии свободы от древности до современности. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе.

    Этнический тип государства и права.В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию. Например, афинскими граждана­ми и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а римскими гражданами и субъектами римского права (юс цивиле), лишь квириты (исконные римляне). Плебеи не имели прав. По своему типу государство и право древности было этническим.Этот исходный тип государства и права выступает в каче­стве первичной формы признания и закрепления факта де­ления людей на свободных и несвободных по этническому основанию. Основное отличие в том, что свобод­ные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это объекты права и государства.

    Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. Прогресс свободы (как основа типологии) отчетливо проявляется в том, что этнический критерий свободы людей уступает место сословному критерию. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, в этом смысле все свободны независимо от этнического происхождения, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Следовательно, объем прав и обязанностей разный, но в зависимости не от этнического признака а от сословного. Причем сословный титул можно купить, приобретая и большие права. Здесь каждый является субъектом права и субъектом государства (в качестве члена определенного сословия), однако внутрисословное равенство людей сочетается с межсословным неравенством, обусловленным различием статусов сословий и их членов.

    Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. В Росси в 1861 г отменили крепостное право, дали свободу крестьянам, но что делать со свободой крестьяне не знали. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма, преодоления сословного деления и в результате обособления сфер частно-правовой и публично-правовой жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

    Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Такое государство не просто дает свободу всем, но и обеспечивает реализацию своих желаний (образование, квартира, работа, пособия) за счет государства. В правовом государстве важно отметить два его основополагающих начала.

    1. Общедозволительное, действующее в отношении граждан, их объединений (допускается всё, кроме прямо запрещенного законом).

    2. Общезапретительное, действующее в отношении государственных органов и должностных лиц (запрещено все, кроме прямо разрешенного законом).

    Этот тип отношений характерен акцентом на гуманитарно-правовых ценностях и свободах. Каждый человек является и официально признается государством и законом как субъект прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права и свободы, обладая общеобязательной юридической силой, составляют первичную осно­ву действующего (позитивного) права и формируемого государства. Имеющиеся в рамках данного типа права и государства различия между правами человека (иностранца, лица без гражданства) и правами человека (гражданина), носят характер привилегий, позволяющих осуществлять дополнительные права в рамках конкретного государства (например, выбирать и быть избранным на государственные должности, осуществлять правосудие и др.). Подобные привилегии определяют человека в качестве гражданина данного государства и выражают идею суверенитета. Поэтому, различные государства в своих внешних отношениях выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты устанавливая льготы для граждан и ограничения для иностранцев.

    Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил но­вый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза. Унификация проявляется в том, что объем прав и обязанностей граждан соответствующих государств, входящих в Евросоюз приобретает универсальный вид. Например, в Евросоюзе функционируют единая валюта, потребительские стандарты, политика, парламент, законодательство и др. К этому типу государства можно будет отнести и ЕвраЗЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия) если у нас будут признаки объединенной государственности.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта