Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 4. Формирование и развитие науки теории государства и права

  • 1.Основные этапы развития юридической науки

  • Лекция 5. Эволюция первобытно-общинного строя и возникновение государства и права

  • 1. Характеристика первобытно-общинного строя

  • 2. Причины эволюции первобытно-общинного строя

  • 3. Возникновение государства и права

  • Проблемный аспект темы

  • Тгп. ТГП Павлов. Проблемный аспект


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеПроблемный аспект
    Дата05.05.2023
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП Павлов.doc
    ТипУчебное пособие
    #1111211
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Раздел 2. Закономерности эволюции и функционирования государства и права
    Лекция 4. Формирование и развитие науки теории государства и права
    Вопросы:

    1.Основные этапы развития юридической науки

    2.Теория государства и права в России
    1.Основные этапы развития юридической науки

    Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Демокрит в IV в до н.э. провел разделение справедливости на правду – истинную действительность и общественное мнение, которое изменчиво. В этот период Софисты (Горгий, Гиппий, Антифонт, Калликл, Ликофрон) фактически противопоставляют справедливости (естественное и позитивное право) Так Антифонт справедливо отмечал: «неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы». С этого момента размышления о государстве и праве приобрели проблемный и научный характер.

    Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Сопоставляются справедливость и законность, право и иерархия, государство и идеальное государство, утверждается необходимость заниматься своим делом. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства, которое применимо к любому человеку: возмещению вреда, наказанию за преступления). Право естественное должно быть основой позитивного.

    В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). Позже в 426 г. специальным законом Валентиниана 3-го достижения пяти известных римских юристов приобрели силу закона. Удостоились этого Гай, Папиниан, Павел, Модестин и Ульпиан, последний во II в н.э. опубликовал первую книгу о юриспруденции «Институции», где юриспруденция рассматривалась как познание божественного и человеческого, знание правового и неправового. Достижения римских юристов нашли закрепление в кодификации Юстиниана в VI в. н.э. (состояла из: институций - основ римского права, дигестов – собрание сочинений разных юристов, кодексов – императорские законы). Указанная кодификация развивала юриспруденцию.

    В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:

    1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.

    2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.

    3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.

    4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.

    В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). Акцент на истории народа как причине настоящего права. Гегель выделил из юриспруденции философскую составляющую и искал «идею» в праве. Государство – действительность идеи права (форма жизни права).

    Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.

    2.Теория государства и права в России

    Большой вклад внес Петр I, по его указанию в 18 в. переведен труд Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Эти заимствования в юриспруденции продолжились приглашением из-за рубежа преподавателей в отечественные университеты. Первый русский профессор права С.Е. Десницкий. В 1818 г А.П. Куницин издал книгу «Право естественное», позднее она попала под запрет, а автор изгнан. К.А. Неволин издал книгу «Энциклопедия законоведения», ранее он с П.Г. Редкиным учился в Германии. Многие русские юристы в целом повторяли известные истины зарубежных авторов, но выражая свое мнение попадали под пресс «местной» власти не желающей слышать о естественном праве. Г.Ф. Шершеневич выделяется своими выступлениями за философию позитивного права и его совершенствование. В.Д. Катков агитировал за избавление от термина «право» имеющее столько разногласий, взамен предлагалось «властный закон». Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский развили русскую юриспруденцию в социологическом направлении как «должный порядок общественных отношений». Л.И. Петражицкий обосновал психологическое направление юриспруденции. Право – переживания и змоции. Б.А. Кистяковский издал труд «Государство правовое и социалистическое» анализируя ступени развития общества. Б.Н. Чичерин создал направление в юриспруденции – «универсализм» обосновав необходимость принципов права, априорных начал права, проявляющихся повсюду (так называемая метафизика философии права). Сформулирована проблема либерализма в юриспруденции: «духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе»1. Цель государства описывал просто – «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». П.И. Новгородцев отстаивал нравственный идеализм в юриспруденции, возрождение естественного права.

    В советский период юриспруденция находилась под влиянием коммунистической идеологии, где государство и право воспринималось как надстройка над экономическими отношениями. В этом направлении считалось, что в конце государство и право отомрут как явления частнособственнического характера. Пока же пропагандировалось «пролетарское право» - «средство подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами»2. Иные научные направления отрицались, преследовались как буржуазные, антисоветские за них наступала ответственность. Этот период весьма скуден на исследования в юриспруденции. Курский Д.И. утверждал, что право – выражение интересов пролетариата, «интересы государства должны превалировать над интересами ограждения личных прав отдельных граждан»3. Ясно видно отсутствие научности в определении в угоду политической ситуации. Стучка П.И. говорил: «право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая им организованной силой». Вышинский А.Я. считал, что право – это приказ диктаторской власти.

    Современный этап юриспруденции ориентирован на критику советской юриспруденции и возвращение к множеству направлений в юриспруденции, свободе мышления, свободе науки от политики, демократии. Однако такое состояние есть результат частых крайностей в мышлении и как следствие хаос в юриспруденции современного периода. В этой связи заслуживает уважение В.С. Нерсесянц предложив концепцию цивилизма (переходный период) – распределение социалистической собственности на равные гражданские доли – права. Позже он структурировал юриспруденцию на три направления: легизм, юснатурализм, либертаризм.

    Лекция 5. Эволюция первобытно-общинного строя и

    возникновение государства и права
    Вопросы:

    1. Характеристика первобытно-общинного строя

    2. Причины эволюции первобытно-общинного строя

    3. Возникновение государства и права
    1. Характеристика первобытно-общинного строя

    Если говорить о первобытном (догосударственном) обществе людей, то оно представляет из себя определенное количество индивидов, которые объединены между собой в род, а несколько родов в племя. Необходимость сосуществования в племени обусловлен целью выживания в трудных условиях: содержание хозяйства, поддержание огня, добыча пищи, защита от нападения, сохранение и продолжение рода. Права в таком обществе имели характер обычаев, мифов, табу, ритуалов и не носили официального закрепления в документах. К ритуалам можно отнести периодическое жертвоприношение с целью задобрить всевышнего или искупить грехи племени. Людей – жертв называли фармак.

    Среди характерных особенностей этого строя можно отметить: не­совершенство орудий труда, низкую производительность труда, коллективная собственность на средства производства, распределе­ние добытых продуктов питания на основе равенства без учета вклада в общее дело.

    Признаки власти, существовавшей в первобытно-общинном строе: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях; 2) была примитивно общественной, строилась на нача­лах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, избирающие вождя (старей­шину), военачальника и др.

    Признаки норм, существовавших в первобытно-общинном строе: 1) отношения в первобытном обществе регулировались глав­ным образом обычаями, вошедшими в привычку в результате многократ­ного и длительного применения; 2) регулирование поведения людей, не были документально оформлены или закреплены в письменном виде; 3) обеспечивались первично в силу привычки, вторично мерами убеждения и сурового принуж­дения (избиение, изгнание из рода); 4) ведущим способом регулирования выступал за­прет (система табу обычно по поводу каннибализма, инцеста, убийства), отсутствие собственно прав и обязанно­стей; 5) нормы выражали интересы всех членов рода и племени.

    2. Причины эволюции первобытно-общинного строя

    Обобщающей целью эволюции первобытного строя и возникновения государства можно считать стремление людей сохранить и прирастить достигнутый уровень благ. Эта цель стала достижима благодаря следующим причинам:

    1.Разделение труда

    2. Прибавочный продукт

    3. Выделение аппарата управления обществом

    Разделение труда привело к образованию ремесла и выделению лиц, профессионально осуществляющих свое дело (гончары, охотники, купцы, лучники и др.). Результатом их деятельности стало повышение качества продукции и увеличение количества продукции.

    В силу возросшей производительности труда появился прибавочный продукт – излишки не подлежащие употреблению. Эти товары побудили людей к поиску вариантов обмена (бартера) с производителями из других племен. Взаимовыгодный обмен товаров привел к установлению дружественных отношений и выработке универсальных норм регулирующих поведение. Этот момент побудил к образованию международного права.

    Выделение аппарата управления стало неизбежностью по причине разрастания общества, усложнения, необходимости контроля за ним. Названные причины вместе повлияли на развитие общества, эволюцию первобытно-общинного строя и как следствие, возникновение государства.

    3. Возникновение государства и права

    Переход от первобытного к государственно-организованному об­ществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, изменениями в способе производства, возникновении частной собственности, появле­нии классов и различных социальных групп, с противоположны­ми экономическими и социальными интересами которые требовали их нового формационного закрепления. Появление новой формации предполагает более совершенную ступень развития производственных отношений в сравнении с уровнем производительных сил. Расцветом формации считается соответствие производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Закон эволюции производительных сил обще­ства приводит к дисгармонии. Даже совершенные производственные отношения устаревают под натиском прогресса и видоизменяются, приводя к новой общественно-экономической формации.

    Таким образом, возникновение права - следствие перехода от потребительской экономики к производящей, усложнение общественных противоречий, с регулировани­ем которых первобытные нормы уже не справлялись. Среди причин возникновения права можно отметить:

    1. усложнение общественных отношений (социальных и экономических)

    2. желание оформить нормы регулирующие поведение

    Правовые нормы складывались тремя основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права, с их последующим го­сударственным оформлением права; 2) правотворческая деятельность (издание законов и подзаконных нормативно-правовых актов); 3) прецедентная практика, состоящая в придании юридической силы частному решению по конкретному делу (судебному), распространяющем свое действие на все последующие ситуации с приобретением характера образца, эталона при решении схожих, аналогичных дел.

    Возникновение государства - это неизбежность, следствие эволюции общества. Среди причин можно назвать:

    1. необходимость в устойчивости строя общества

    2. поддержание единого официального порядка

    Названные причины были стимуляторами к формированию государства. Процесс формирования занял много времени и происходил у различных народов по-разному. Однако, есть следующие три основных направления относительно реализации названных причин и возникновения государства.

    На Востоке наибольшее распространение получил «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.). Здесь основой для государства оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная общи­на, коллективная собственность. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, поскольку они одно­временно эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства.

    В Афинах и Риме, рабовладельческое государство возникло на основе появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - пример классической формы возникновения государства, поскольку оно вырастает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри ро­дового строя. В Риме образование государства ускорилось внешней борьбой бес­правных (плебеев) против родовой аристократии (патрициев).

    Возникновение древнегерманского государства в значитель­ной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация было вынуждена совершенствоваться. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные государства с закреплением крестьянства и крупной част­ной собственности на землю, а как прафеодальные, где знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохра­няли и свободу, и собственность на землю.

    Проблемный аспект темы

    Вопрос о происхождении государства является дискусси­онным, а этнографическая и историческая науки постоянно прибавляют новые знания, что позволяет современным исследователям пересматривать некоторые устоявшиеся научные позиции. Право более сложный социальный регулятор, чем обычаи и традиции, потому что кроме запретов в нем используются и другие способы правового воз­действия (дозволения, поощрения и др.).

    Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, по причине зависимости взаимного существования друг друга. Право – одно из средств осуществ­ления политики конкретного государства, а го­сударство и его органы являются средством выполнения и гарантированности юридических норм. Несомненно, на возникновение и эволюцию права в его развитых формах повлиял рынок, требующий свободы и равенства частных собственников, как субъектов обмена. По этой причине, оказалось необходимым на первых стадиях цивилизации, не только формулирование и четкость содержания юридических норм, но и потребность в их обеспеченности. Право возникло исторически как классовое явление и вы­ражало вначале, волю и интересы экономически и политически господствующего класса (меньшинства). В настоящий момент право выражает интересы и волю демократически властвующего населения (большинства) в независимости от уровня доходов.

    Жизнь на земле зародилась 3-4.5 миллиона лет назад, первобытный человек появился примерно 200 тыс. лет назад, человек разумный (homosapiens) – 40 тыс. лет назад, а государство примерно 5-6 тысяч лет назад. Отсюда следует, что государство и право, слишком молодые явления, и они не могут претендовать на совершенство в своем современном виде.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта