Главная страница

Гомбоцыренова дипломная. Программа исследования актуальности использования инновационных технологий. 33


Скачать 195.32 Kb.
НазваниеПрограмма исследования актуальности использования инновационных технологий. 33
Дата24.03.2022
Размер195.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГомбоцыренова дипломная.docx
ТипПрограмма
#413503
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.2 Приемы использования инновационных технологий при изучении бурятской литературы.


При использовании инновационных технологий в обучении бурятской литературе можно успешно применять следующие приемы:

1) опорный конспект;

2) ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); 

3) мозговая атака;

4) синквейн;

5) медиапроекты;

6) дидактическая игра; 

7) эссе

8) «нетрадиционные» уроки;

9) работа с тестами

10) нетрадиционные (творческие) формы домашнего задания.

Рассмотрим данные примеры более подробно, выявим их специфику.

    1. Опорный конспект.

"Конспект" происходит от латинского слова conspectus, что означает "образ". А образ - это всегда нечто сжатое, сокращённое. В словаре С.И. Ожегова "конспект" определяется как "краткое изложение, краткая запись чего-то". А в словаре Д.Н. Ушакова сказано ещё точнее: "Краткое изложение, существенная запись чего-то". Из этих определений вытекает, что конспект - это систематизированная, логически связанная запись.

Использование опорных конспектов на уроках бурятской литературы позволяет учащимся перевести текст на свой язык, то есть переформулировать его.

Нельзя составить опорный конспект к произведению, которое прочитано неосмысленно. Между опорным конспектом и пониманием существует двусторонняя зависимость. С одной стороны, чтобы схематично оформить текст, нужно его понять, с другой - работа над текстом углубляет его понимание, так как систематизируется всё, что было извлечено из текста на протяжении всей его обработки по ходу чтения.

Мы опираемся на мысль известного методиста К.Б. Бархина, который считал, что "вопрос о детском рисунке - один из важнейших вопросов, которым должен серьёзно заняться педагог. Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребёнок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и нас не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусствами изобразительными". [8]

Что такое опорный конспект к художественному произведению? Это схемы, чертежи, таблицы, рисунки, которые помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов.

Опорные конспекты включают в себя следующие этапы работы:

1) отбор самой существенной информации;

2) перевод её на свой графический язык;

3) запись полученной схемы.

Требования, которым должен удовлетворять опорный конспект:

  • должна быть выделена основная мысль автора;

  • должны быть выделены основные структурные части произведения;

  • должна прослеживаться сюжетная линия произведения;

  • опорный конспект должен быть понятен другому человеку.

Создание опорного конспекта читателя к произведению - это активный способ не только понимания прочитанного и запоминание информации, но и концентрация внимания на читаемом.

    1. ИНСЕРТ. В дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап:  Предлагается система маркировки текста, чтобы разделить заключенную в ней информацию следующим образом:

√ «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап:  Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап:  Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:


V

-

+

?

 

 

 

 



IV этап:  Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

  1. Мозговая атака.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

  1. Жесткий лимит времени - на 1-м этапе 5-7 минут.

  2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

  3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

  1. Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн можно предложить, как: индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже, как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

    1. инструмента для синтезирования сложной информации;

    2. способа оценки понятийного багажа учащихся;

    3. средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

  1. ______________________________ (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным).

  2. __________________________ ____________________________ (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными).

  3. _______________ _________________ ____________________ (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами).

  4. __________ _____________ _______________ ____________ (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме).

  5. _________________________ (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

5. Медиапроект

Современный образовательный процесс немыслим без внедрения компьютерных технологий обучения. Необходимость осуществления инновационного подхода к процессу обучения обусловила возможность внедрения новой формы итоговой аттестации в виде защиты медиапроекта по бурятской литературе.

Приоритетной целью медиапроекта является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде, формирование целостного мировоззрения, понятия о единстве научного пространства.

Мультимедиапроект способствует развитию творческой инициативы школьника, создаёт мотив к разработке новой области знаний, углублению в структуру избранного для анализа текста, выявляет степень сформированности общеучебных (надпредметных) умений. Полученные знания усваиваются более глубоко и прочно, легче восстанавливаются для применения на практике.

Основные требования к медиапроекту: 

• в названии проекта должны быть определены чёткие рамки проблемы (темы), которые не должны быть широкими или узкими;

• медиапроект должен содержать необходимый и достаточный материал, отобранный учеником для рассмотрения проблемы;

• оптимальный объём – 20-30 слайдов (в зависимости от темы проекта);

• среди источников должны быть указаны и электронные. Необходимо приучать школьников делать ссылки на использованные материалы с целью соблюдения этических норм.

  1. Дидактическая игра

Сущность дидактической игры – моделирование и имитация. В игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.

Достоинства игры:

- формируется отношение к изучаемому материалу;

- игра стимулирует творческое мышление;

- создаёт повышенную мотивацию к обучению;

- формирует коммуникативные качества: организованное взаимодействие по схеме «учитель – ученик», «ученик – ученик» для достижения образовательных целей;

- наполняет процесс обучения интересным содержанием;

- развивает лингвистическую компетентность.

Гибкая система игр существенно влияет на развитие познавательного интереса к предмету: раскрепощает ученика, его мышление.

Требования к игре.

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;

  • игра должна быть доступной для учащихся определённого возраста;

  • цель игры – достижимой;

  • оформление – красочным и разнообразным;

  • эмоциональность – обязательный элемент игры, так как игра призвана вызвать весёлое настроение, удовлетворение от удачных ответов и действий;

  • элемент соревнования между участниками, командами, чёткое соблюдение установленных правил активизирует учащихся.

Позиция педагога – не над детьми, а вместе с детьми. Он товарищ по совместной деятельности. Поэтому игра строится не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается во время коллективного размышления, поиска лучшего варианта.

  1. Эссе.

Эссе -  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.

Трудности при написании эссе:

  • необходимость определить актуальность темы. Актуально — значит, востребовано на сегодняшний день. Это соответствие обсуждаемого вопроса нынешней ситуации в мире, стране, жизни человека;

  • слово «проблема» должно встречаться в начале работы. Автор эссе, показывая актуальность темы, должен четко объяснить смысл фразы;

  • требование изложения своей позиции приводят иногда к излишней эмоциональности, которая заменяет аргументы и факты. Учащиеся начинают углубляться в свои эмоции, выражая негодование, или, наоборот, восхваляя предмет описания. За такими «словесами» стоит пустота и незнание. Иногда превращают повествование не в работу по обществознанию или литературе, а в рассуждения о себе самом.

А также:

  • Количество фактов и аргументов. Один пример — недостаточно, можно не раскрыть тему; пять — перебор, перегруз, ибо эссе — «малый жанр»;

  • Потеря основной нити рассуждений, слабая  связь частей эссе.

  1. «Нетрадиционные» уроки.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

  • урок - семинар,

  • урок - лекция,

  • урок - беседа,

  • урок - практикум,

  • урок - экскурсия,

  • урок - исследование,

  • урок - игра,

  • урок - КВН,

  • урок - защита проекта,

  • урок - диспут,

  • урок - конференция,

  • урок - театрализованное представление,

  • урок - маскарад,

  • урок - путешествие,

  • урок - зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки бурятского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

  1. Работа с тестами

Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось проведение итоговой аттестации в новой форме (ЕГЭ). 

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для измерения обученности учащегося, и состоящее из системы тестовых заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов на основе использования статистических методов. Структурными компонентами теста являются   тестовые задания - задачи в тестовой форме.

  1. Нетрадиционные домашние задания

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- художественное чтение;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- инсценировка художественного произведения;

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта