Главная страница

Программа Культура России


Скачать 6.95 Mb.
НазваниеПрограмма Культура России
АнкорAFK-Tom-2.doc
Дата24.02.2017
Размер6.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAFK-Tom-2.doc
ТипПрограмма
#3072
страница29 из 52
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   52
ГЛАВА 18
ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ
Проблема интеграции и дифференциации различных категорий населения, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, как в рамках одной страны, так и в масштабах какого-либо континента и всего мира, является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития человеческого общества.

Более того, необходимо констатировать, что важнейшей плоскостью данной социально-геополитической проблемы является круг вопросов, связанных с взаимодействием именно таких категорий населения, как здоровые лица и инвалиды.

В таких видах социальной практики, как обучение, лечение, профессиональная деятельность, реабилитация, рекреация инвалидов, существуют два полярных и множество промежуточных подходов.

Первый из полярных подходов предусматривает максимально возможную интеграцию инвалидов в общество здоровых людей, второй, напротив – их изоляцию (дифференциацию) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах-интернатах, психоневрологических интернатах, специальных производственных организациях, фабриках, заводах и т.п. Безусловно, поиск оптимальных вариантов решения проблемы сосуществования здоровых людей и инвалидов привел к появлению большого количества промежуточных вариантов. Например, обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и проживание дома; размещение специальных (коррекционных) классов в обычных общеобразовательных школах; проживание в детском доме-интернате и обучение в обычной общеобразовательной школе и т.д. и т.п.

В России, особенно в советский период, преобладал подход к орга-низации жизни инвалидов в изолированных условиях. Так требовала официальная идеология, утверждавшая преимущества коммунистичес-кого пути общественного развития и вынужденная «слегка приукраши-вать» реальную ситуацию с инвалидизацией населения. Это достигалось изоляцией инвалидов, преуменьшением масштабов данного явления.

В настоящее время, когда человек стал рассматриваться не только как средство, инструмент, «человеческий фактор» той или иной дея-тельности по преобразованию природы и общества, но и, прежде все-го, как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества, проблема социальной интеграции инвалидов приоб-рела совершенно другое звучание.

При этом выяснилось: в экономически развитых странах подсчита-но и доказано, что вложения в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. Умень-шаются затраты на лечение инвалидов и сокращается численность людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, уха-живая за ослабевшими родственниками и инвалидами, более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая атмосфера в обществе.

Как показывает международный опыт, физическая культура и спорт являются важнейшими феноменами воспитания личности инвалида, ее социализации и интеграции в среду здоровых людей. Для спортсме-нов-инвалидов участие в тренировочном процессе, особенно в сорев-нованиях, это прежде всего преодоление своей изоляции, возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопере-живание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения зна-чительно активизируют эмоционально-волевую сферу спортсменов, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптив-ный спорт (спорт инвалидов) не только оказывает благотворное оздо-ровительное и лечебное воздействие на спортсмена, но и является к тому же еще и прекрасным средством поднятия уровня качества жизни в тех условиях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью (С.П. Евсеев, 1999, 2000).

Как и в любой другой сфере социальной практики, адаптивный спорт отображает тенденции интеграции и дифференциации. Так, в работах Д.Ф. Мосунова (1999, 2000) приведены примеры, когда спортсмены с поражениями опорно-двигательного аппарата не только участвовали в соревнованиях по плаванию среди здоровых лиц, но и выигрывали их, устанавливали мировые рекорды.

В статье В.В. Нелюбина и Б.В. Иванюженкова (2005) рассказывается об уникальных спортсменах с поражениями опорно-двигательного аппарата, добившихся замечательных результатов в борьбе. Имеются такие уникальные примеры и сегодня. Это становится возможным, например, в таких видах спорта, как гребля.

В настоящее время тенденции интеграции спорта здоровых и инва-лидов проявляются в том, что Паралимпийские игры проводятся в той же стране, в том же городе и на тех же спортивных объектах, где прохо-дили Олимпийские игры. Прорабатываются вопросы о возможности со-вмещения этих крупнейших международных соревнований во времени. Однако сегодня это практически невозможно с организационной и эко-номической точек зрения.

Тенденции интеграции наблюдаются и в крупнейших международных спортивных движениях инвалидов – паралимпийском и специальном олимпийском.

Сегодня в Паралимпийских играх участвуют шесть категорий спортсменов, хотя начинались подобные Игры с соревнований, в которых выступали только инвалиды в колясках. Так, в XI Паралимпийских играх участвовали: ампутанты, лица с последствиями церебрального паралича, незрячие спортсмены, инвалиды с поражением интеллекта и др.

В специальном олимпийском движении набирает силу программа «Объединенный спорт», в которой предусмотрено участие здоровых и специальных (с поражением интеллекта) спортсменов в составе одной команды. В этом случае интеграционные процессы осуществляются в явном виде.

Все эти примеры относились непосредственно к соревновательной деятельности. Что же касается учебно-тренировочного процесса, то здесь тенденция интеграции проявляется в большей мере. Имеется много примеров, когда олимпийцы и паралимпийцы тренируются вместе – в одном бассейне, одном спортивном зале. Отличные возможности для интеграции спортсменов-инвалидов в образовательную среду предос-тавляют новые специальности высшего (032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и среднего (050721 – Адаптивная физическая культура) про-фессионального образования, в которых снят десятилетиями существо-вавший запрет на обучение инвалидов в образовательных учреждениях физической культуры и спорта как высшего, так и среднего професси-онального образования.

Однако одновременно с интеграционными процессами наблюдается и дифференциация адаптивного спорта и спорта здоровых людей.

Одним из примеров тенденции дифференциации адаптивного спорта является выход из паралимпийского движения неслышащих и плохо слышащих спортсменов. Инвалиды данной нозологической группы участ-вуют во Всемирных играх глухих (Сурдлимпийских, или «Тихих играх»), а также, разумеется, в соревнованиях менее высокого ранга.

Тенденции дифференциации проявляются в усилении внимания специалистов к проблемам совершенствования спортивно-медицинс-кой классификации, ужесточении требований к спортсменам, претен-дующим на ту или иную группу или тот или иной класс в паралимпий-ских соревнованиях. Такие же тенденции прослеживаются в специаль-ном олимпийском движении и распределении специальных спортсме-нов на так называемые дивизионы, в которых группируются примерно одинаковые по силам спортсмены.

В заключение подчеркнем, что тенденции интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей более гуманны, более цивилизован-ны и потому в историческом плане более перспективны. Какими же способами, путями будет реализовываться данная тенденция – пока-жет время.

Главное при этом всегда помнить, что адаптивный спорт – уникальное средство реабилитации и социализации инвалидов, повышения уровня качества их жизни.

Контрольные вопросы и задания


Приведите примеры интеграции детей-инвалидов в системе образования.

Почему в последние годы усилились тенденции интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в высшем и среднем профессио
нальном образовании в области физической культуры и спорта? Проиллюстрируйте это примерами из деятельности вашего вуза, других образовательных учреждений профессионального образования.

Какие примеры интеграции инвалидов в общество вам известны из адаптивного спорта?

В чем проявляются тенденции дифференциации в адаптивном спорте?

Как вы считаете, какие тенденции интеграции или дифференциации в адаптивном спорте будут преобладать в будущем? Почему?
Раздел VI
КРЕАТИВНЫЕ
(ХУДОЖЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНЫЕ)
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ
И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ГЛАВА 19КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ КРЕАТИВНЫХТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХВИДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,ИХ ВЕДУЩИХ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ

19.1. Отличительные черты креативных
и экстремальных видов адаптивной физической культуры
Выделение данных видов адаптивной физической культуры, осуще-ствленное автором этого раздела в 2002 году, вызвало неоднозначную реакцию со стороны специалистов по теории и методике физической и адаптивной физической культуры. В критических замечаниях указыва-лось: что креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориенти-рованные и экстремальные виды двигательной активности встречаются в существующих видах этой области социальной практики – адаптив-ном физическом воспитании, адаптивном спорте, физической реаби-литации, адаптивной двигательной рекреации; что они, скорее, отно-сятся к средствам или методам адаптивной физической культуры.

Данные замечания во многом верны и справедливы, однако они не учитывают главной идеи выделения дополнительных видов адаптивной физической культуры, которая состоит в стремлении учесть все много-образие личных (а не только общественных, государственных) потреб-ностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и предложить социально приемлемые способы их удовлетворения.

В советский период развития нашей страны проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ори-ентаций каждого конкретного человека, и тем более имеющего огра-ниченные возможности здоровья или инвалидность, не входила в чис-ло приоритетных, среди которых доминировали проблемы подготовки подрастающего поколения в трудовой и военной деятельности или, по-другому, – всесторонне развитых строителей общества новой формации. Происходящие в настоящее время процессы гуманизации общества, гуманитаризации образования привлекли внимание ученых и специалистов к проблемам изучения человека, его личности, причем независимо от состояния его здоровья. Эти процессы разворачиваются и в сфере физической культуры и спорта, чем и объясняется открытие новой специальности «Адаптивная физическая культура» и выделение ее новых видов, рассматриваемых, в частности, в данном разделе.

Отличительными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются следующие.

Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного являются главной отличительной чертой креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности. Именно здесь творчество становится ведущей целью, самой сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности, без которого она превращается во что-то другое.

Другой отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности является обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры – вот главный признак этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры. Этот признак находит свое отображение и в названии, где для специалистов физической культуры акцент делается на креативность, образность, духовность, а для психологов – на телесность, физические компоненты личности.

Важнейшей отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры является ин-теграция двигательной деятельности со средствами и методами искус-ства. Это подчеркивается в полном названии данного вида адаптивной физической культуры, которое включает в себя определение – художе-ственно-музыкальное. Опыт практической работы показывает, что здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.д. и т.п.

Принципиально важной отличительной особенностью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов двига-тельной активности является вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатле-ниями, образами, активностью. Здесь происходит не просто смена вида деятельности, например, умственной на физическую, а полное пере-ключение сознания, погружение его в новую, необычную для повсед-невности деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий, всех сфер человеческого восприятия. Это достигается использованием образов, музыки, выполнением новых ро-лей, сложных действий и т.п., что невозможно достичь при выполнении хорошо известных, автоматизированных действий (ходьбы, бега, езды
на велосипеде, плавания, лыжных прогулок и др.), применяемых, например, в рекреации именно для смены вида деятельности.

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентиро-ванные виды адаптивной физической культуры дают возможность зани-мающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, депрессию, тревожность, отчужденность), проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно пере-живать ситуации с другими людьми (детьми и взрослыми); эксперимен-тировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собствен-ного тела (Н.Ю. Оганесян, 2003).

В настоящее время креативные телесно-ориентированные практики получили наибольшее развитие в психиатрии, психотерапии, в нетрадиционных системах оздоровления.
К отличительным чертам экстремальных видов адаптивной физичес-кой культуры относятся следующие.

Наличие риска, повышенное психическое напряжение, новые, опасные условия выполнения двигательных заданий – вот главные отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры.

Для адаптивной физической культуры принципиально важно, что-бы риск и опасность для занимающегося были субъективными, то есть не несли бы реальной угрозы для здоровья, и тем более жизни людей, включенных в экстремальную двигательную деятельность. Отсюда сле-дует, что для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, экстремальными упражнениями могут быть самые обыч-ные для здоровых людей двигательные действия (прыжок в глубину, прыжок в глубину спиной вперед, лазанье по канату, гимнастической стенке; такие виды спорта, как велоспорт, туризм, прыжки на батуте, и т.п.) и что здесь совершенно не следует стремиться к использованию реально опасных и рискованных для здоровья и даже жизни людей дви-гательных заданий. Главное состоит в том, что занимающиеся воспри-нимали их как опасные и рискованные упражнения, выполнение кото-рых сопряжено с преодолением чувства страха.

Для того чтобы риск и опасность при использовании экстремальных двигательной активности были бы действительно только субъективными, специалисты по адаптивной физической культуре обязаны предусмотреть все необходимые меры обеспечения безопасности, в том числе и для случаев неадекватных действий занимающихся. Кроме того, они должны хорошо владеть умениями и навыками оказания физической помощи и страховки.

Важнейшей отличительной особенностью экстремальных видов адаптивной физической культуры является возможность в полной мере использовать так называемый эндорфиновый эффект. Эндорфины – это морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различных ситуациях, в том числе в результате напряженной физической актив-ности, и прежде всего в период опасности и преодоления страха. По своему эффекту эндорфины способны оказывать болеутоляющее и ус-покаивающее действие, вызывают у занимающихся ощущение счастья
и даже эйфории, помогают преодолеть чувства депрессии, тревожности, беспокойства.

Следующая отличительная особенность экстремальных видов двигательной активности базируется на социально-психологических эффектах, возникающих у человека, преодолевшего страх. В этот момент у него формируются ощущения собственной элитарности, повышается самооценка. Таким образом, занятия экстремальными видами двигательной активности способствуют самоутверждению личности, повышают самоуважение, позволяют занять соответствующее место в микросоциуме, укрепить свой авторитет в глазах сверстников.

Так же, как и в креативных телесно-ориентированных практиках, в экстремальных видах адаптивной физической культуры возникает воз-можность вытеснения из сознания занимающихся предшествующего мировосприятия и мироощущения, полного переключения на другой вид деятельности. Однако в экстремальных видах двигательной активно-сти это достигается использованием ситуаций, связанных с риском, с преодолением чувства страха.

В настоящее время экстремальные виды двигательной активности получили развитие в антинаркотической профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.
19.2. Конкретизация целей и задач креативных
и экстремальных видов адаптивной физической культуры
Главная цель креативных (художественно-музыкальных) телесно-ори-ентированных видов адаптивной физической культуры заключается в обеспечении возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции ком-понентов физической культуры и искусства, объединения духовно-те-лесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида.

Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию на-селения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удов-летворение от активности; снятие психологических напряжений, уст-ранение «мышечных зажимов», коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и, в перспективе, – в профессионально-трудо-вую деятельность.

Основными задачами креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры являются:

1) развитие креативных (творческих) и эстетических способностей у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

2) обеспечение возможностей для развития сферы чувств, соучастия, сопереживания, самовыражения своего состояния, настроения, духовной сущности человека в сфере двигательной практики;

3) преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т.д. и т.п.;

4) активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности;

5) приобщение к искусству и другим видам творческой деятельности, к видам адаптивного спорта, связанным с искусством (танцы в колясках, фигурное катание и др.);

6) приобщение к другим видам адаптивной физической культуры и доступным областям профессионально-трудовой деятельности.

При проведении занятий по креативным телесно-ориентированным практикам рекомендуется выполнять ряд условий:

– создание естественной стимулирующей среды, в которой занимающийся чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;

– подбор заданий, соответствующих возможностям занимающегося, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение фантазий и творчества;

– «оживление» абстрактных символов, усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;

– реальное проживание, проигрывание, прочувствование всевозможных воображаемых и реально существующих в жизни ситуаций;

– использование метода перенесения смысла с одного познаваемого объекта на другой (С.В. Дмитриев, 2005) за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой – более сложный и семантически более богатый), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает «необычное знакомым», понятным для занимающегося), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой дея-тельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности.
Главной целью экстремальных видов адаптивной физической культу-ры является борьба с монотонией, однообразием в жизни, преодоле-ние психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточного самоуважения); формирование потребно-сти в значительных напряжениях как необходимом условии саморазви-тия и самосовершенствования.

Достижение данной цели позволяет реализовывать профилактику состояний фрустрации, апатии, депрессии, страхов жизни (общения, ответственности, позора, несоответствия нормам, быть виновным и т.п.), смерти (старения, увядания, одиночества и т.п.); создавать у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

К основным задачам экстремальных видов двигательной деятельнос-ти относятся:

1) формирование чувства собственного достоинства, самоуважения путем преодоления критических ситуаций, связанных с риском и опасностью;

2) адаптация к повышенному напряжению, экстремальным ситуациям, выработка умений и навыков преодоления опасности и риска, формирование активной жизненной позиции;

3) демонстрация потенциальных возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида в управлении двигательными действиями в экстремальных условиях, требующих повышенного напряжения;

4) преодоление психологических комплексов неполноценности, профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, страхов жизни и смерти, наркотической и алкогольной зависимости и др.;

5) формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состояния здоровья ощущений полноценного, полнокровного существования, повышение уровня качества их жизни.

В качестве важнейших условий применения экстремальных видов адаптивной физической культуры должны выступать:

– наличие технических предпосылок обеспечения абсолютной безопасности выполнения двигательных заданий;

– наличие у специалистов адаптивной физической культуры сформированных и отработанных умений и навыков оказания занимающимся физической помощи и страховки;

– совершенное владение специалистами по адаптивной физической культуре техникой выполнения и демонстрации экстремальных упражнений, наличие у них иллюстративных материалов (видеозапись, фотографии и т.п.) с демонстрацией выполнения экстремальных двигательных действий инвалидами;

– наличие средств оказания первой медицинской помощи в местах проведения занятий по экстремальным видам адаптивной физической культуры.
19.3. Конкретизация ведущих функций
и принципов креативных (художественномузыкальных)
телесноориентированных и экстремальных
видов двигательной активности
Самыми главными функциями креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются творческая (что прямо указывается в названии видов), развивающая, воспитательная (самовос-питания) и личностно-ориентационная.

Что касается развивающей функции, то необходимо иметь в виду, что в креативных видах двигательной активности акцент в процессе занятий делается не на развитие моторики занимающихся, а на формирование и развитие их личностных качеств – интеллекта, воображения, эмпатии и др.

Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно-музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.

Значительные резервы креативных телесно-ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

Следует отметить, что именно в этом виде адаптивной физической культуры имеются наибольшие возможности для формирования акси-ологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающи-ми влияниями интегрированных средств физической культуры и искус-ства, художественного осмысления и трактовки действительности.

Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в креативных телесно-ориентированных практиках, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно-оздоровительной функции в этом виде адаптивной физической культуры.

Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно-ориентирован-ными практиками позволяют выделить еще ряд функций адаптивной физической культуры в число ведущих. Здесь имеются в виду эстетичес-кая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.

Что касается принципов адаптивной физической культуры, то среди них в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.

Велика роль и специально-методических принципов, таких, как дифференциация и индивидуализация, учет возрастных особеннос-тей, оптимальность и вариативность, профилактическая направлен-ность.

В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная.

Преодоление себя, самоутверждение, завоевание своего социального пространства, принятие тех или иных ролей в иерархии взаимоотношений сверстников в микросоциуме – вот далеко не полный перечень действий занимающихся, позволяющих подтвердить приоритетность перечисленных функций.

Преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов–гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов адаптивной физической культуры гедонистическую.

Профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, различных страхов, преодоление психологических комплексов с помощью экстремальных видов двигательной активности подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде адаптивной физической культуры.

Ведущими принципами экстремальных видов двигательной деятельности являются социальные, а именно – интеграции, приоритетной роли микросоциума и социализации. Среди специально-методических принципов прежде всего необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.

Контрольные вопросы и задания


Перечислите отличительные черты креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры.

В чем состоят отличительные черты экстремальных видов двигательной активности?

Конкретизируйте цели и задачи креативных (художественномузыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры.

Уточните цели и задачи экстремальных видов двигательной деятельности.

Уточните ведущие функции и принципы креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   52


написать администратору сайта