Главная страница
Навигация по странице:

  • Возьмите большой лист

  • Каждая мать всегда хочет защитить своего ребенка

  • Я приготовила для вас одно письмо

  • Занятие №18 Добрый день всем!

  • У меня есть для вас стихотворение

  • Сначала поработаем с голосом.

  • Психотерапевтическая программа по групповой работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа групповой работыс родителями. Программа по групповой работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеПрограмма по групповой работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
    АнкорПсихотерапевтическая программа по групповой работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
    Дата12.02.2022
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрограмма групповой работыс родителями.pdf
    ТипПрограмма
    #359801
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Занятие № 17
    Добрый день всем! Я рада вас всех сегодня здесь видеть. Молодцы, что пришли.
    Расскажите, с чем пришли сегодня, с каким настроением? Спасибо.
    Давайте вспомним, чем занимались на том занятии. Хорошо.
    Чтобы нам с вами переключиться на работу, возьмите по одному листу анкеты, ручки и попробуйте для начала ответить на вопросы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, у каждого будут свои варианты ответов, непохожие на других. Не думайте долго над вопросами, но и не торопитесь. Пишите то, что первым приходит в голову. Постарайтесь ответить на все вопросы, не оставляйте пустых строчек. Кто-то хотел бы озвучить какие-то ответы? Да, бывает не хочется, а бывает очень хочется. Спасибо. Часть вопросов посвящена настоящим моментам, часть прошлому или будущему. Сейчас мы как раз и попробуем представить это настоящее, прошлое и будущее, но уже не словами и фразами, а в виде цвета и формы. Возьмите большой лист бумаги, на нем вы будете создавать свой триптих, т. е. все три части вашей картины будут на одном листе. Возьмите для шаблона тарелку нужного размера и расположите на листе все три круглые части триптиха, каждая часть будет отвечать за прошлое, настоящее или будущее. Расположите так, как вам хотелось бы, любой вариант допустим. Возьмите свои наборы геометрических фигур. Попробуйте цветом и формой передать все ваши надежды, опасения, мысли, ожидания, огорчения и радости, связанные с вашим ребенком в определенный период его и вашей жизни. Начинайте работать с любого временного отрезка, с прошлого или с настоящего, или с будущего, это не важно. Работайте столько времени, сколько вам нужно, не торопитесь, но и не думайте долго. Пусть цвета и формы максимально близко отразят все то, что вы хотите отразить в своей картине. Не обязательно при этом соблюдать границы круга, если хочется их покинуть, сделайте это. Я вижу, некоторые уже закончили, молодцы. Отложите свои работы, уберите остатки фигур и лишние предметы. Посмотрите на свои работы, на работы других, посмотрите, какие они все разные получились. Поделитесь своими эмоциями, что вы чувствовали, когда работали, какие-то вещи может быть было проще делать, какие-то сложнее, что-то может быть совсем не получилось? Спасибо. Кто-то еще хочет озвучить? Спасибо. Какая часть вашего триптиха вас больше всего настораживает, заставляет переживать или волноваться? Будущее. Понятно.
    Будущее крайне непонятная величина, вряд ли кто-то из нас может предугадать, как там все сложится. Именно будущее чаще всего приносит нам больше всего тревог, особенно за своих детей и близких. Помните, когда мы работали со страхами, я приводила фразу одного известного человека, про то, чтобы не бояться, надо к этому просто быть готовым? А к будущему можно быть готовым? Да, можно готовить ребенка к его будущему. Мы уже вспоминали сильные и слабые стороны вашего ребенка, его особенности и возможности, именно опираясь на эти знания, можно подстраховаться в будущем.
    Каждая мать всегда хочет защитить своего ребенка. Выберите из набора человечков «своего» ребенка, выберите себе доску на которой вы будете работать, если надо
    — выберите нужный фон. Поставьте человечка в любое место на ваших досках и используя цепочки и камешки, попробуйте его защитить, оградить от чего-то или кого-то. Сейчас человечек беззащитен и уязвим, защитите своего человечка. А кто уже закончил, расскажите,
    чем он защищен и от чего или от кого? Когда это ему поможет? Чем же эти камешки помогут человечку? Как цепочки помогут? Спасибо. Кто еще сделал? Хорошо. Как вы думаете, справился бы ваш человечек один, без вас и вашей защиты? Нет, конечно, один он бы не справился. Да, мы не всегда сможем защищать своего человечка, не всегда быть рядом с ним, но без нашей защиты именно сегодня, он не справится точно, без нее он был бы менее защищен и в будущем. Спасибо.
    Я приготовила для вас одно письмо — его написал Чарли Чаплин своей уже взрослой дочери Джеральдине в 1965 г.
    Сегодня почти никто уже не пишет писем, тем более, своим детям, тем более, если они еще маленькие или не умеют читать. Вспомните, как вы писали письмо первой женщине своего рода, представьте все, что вы хотели бы сказать своему ребенку и напишите ему
    письмо. Даже если он не сможет его прочитать, даже если не совсем пока вас понимает, напишите ему то, что хотите. Кроме вас и вашего ребенка это письмо никто не прочитает, если только вы не захотите его потом опубликовать или поделиться с кем-то. Будьте в письме предельно откровенны, пишите о самом важном для вас, выразите все чувства, которые иногда так сложно бывает нам выражать при ребенке. Не думайте долго, ошибки или какие- то неправильные обороты речи не так значимы как то, о чем вы говорите. Дома вы можете даже прочитать ваше письмо ребенку — сейчас или потом, в будущем.
    Если вы уже закончили, отложите свои письма и поделитесь с нами своими эмоциями, тем, как вам сегодня работалось. Что было полезно, что больше всего тронуло или запомнилось? Спасибо. С каким настроением уходите? Спасибо. Мне сегодня было очень легко с вами работать, спасибо. Увидемся на следующей неделе.
    Девочка моя! Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой
    крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил
    уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты. Как далеко ты от меня! Но пусть
    я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет — здесь на столе, и
    здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной
    театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной
    тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе.
    Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской
    красавицы, плененной татарским ханом. Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если
    восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит
    тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца. Я твой
    отец, Джеральдина! Я Чарли, Чарли Чаплин! Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей
    кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о
    недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил:
    «Уходи! Мой сон — это мечты моей дочки!»
    Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел
    девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили: «Видите
    эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?» Да, я Чарли! Я старый шут!
    Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом
    наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети!
    Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных
    танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В
    те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.
    Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: «Чарли, неужели
    этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина. Множество сказок
    рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку — никогда. А она тоже интересна. Это сказка
    про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом собирал
    милостыню. Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над
    головой. Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал
    целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты. И все же я жив, так что

    оставим это.
    Лучше поговорим о тебе. После твоего имени — Джеральдина — следует моя фамилия —
    Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели
    они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и
    музыка! В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников,
    но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она
    беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я
    распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету.
    Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город.
    Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я
    такая же, как они». Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку
    крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты
    почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в
    окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже
    красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра
    там не будет и в помине. Прожектор для них — Луна.
    Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка!
    Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли
    не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на
    берегу Сены. Я умру, но ты будешь жить. Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим
    письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда
    истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета — не твоя. Она должна
    принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь
    найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я
    говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу. Я немало провел времени в цирке. И всегда
    очень волновался за канатоходцев.
    Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с
    ненадежного каната. Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь
    бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя
    неминуемо. Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь
    принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не
    продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант — это
    солнце. К счастью, оно сверкает для всех. А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого
    человека всем сердцем. Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в
    любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом. Работа у тебя трудная, я это
    знаю.
    Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и
    обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым. Я стар, и может
    быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому,
    кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу
    десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не
    состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто
    станет подданным острова голых. Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок.
    Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не
    потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь — ночь чудес.
    Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе
    сказать. Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе
    придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только
    время от времени всматривайся в зеркало — там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет
    моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца
    Чарли. Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.
    Целую тебя, Джеральдина. Твой Чарли. Декабрь 1965 г.

    Занятие №18
    Добрый день всем! Я рада вас всех сегодня здесь видеть. Молодцы, что пришли.
    Расскажите, с чем пришли сегодня, с каким настроением? Спасибо.
    Давайте вспомним, чем занимались на том занятии. Хорошо.
    А теперь возьмите себе каждый по 6 стикеров и фломастер или маркер. На первом стикере напишите свое самое любимое блюдо, на втором — свое хобби (то дело, которым вам очень нравиться заниматься), на третьем и четвертом — имена двух своих самых важных в жизни людей, на остальных двух стикерах — любые две вещи, которые также важны для вас. Готовы? Молодцы. Теперь разложите стикеры перед собой. Вы молоды и здоровы, у вас все пока идет хорошо, в вашей жизни есть вещи, которые вы любите и которые для вас важны. Но случается какая-то непредвиденная проблема, достаточно серьезная, что бы вы смогли от чего-то отказаться. Возьмите один стикер и уберите. Посмотрите на то, что у вас осталось. Вы еще можете жить без того, от чего отказались? Хорошо. Но, как говориться, там где одна проблема, там и другая. Придется отказаться еще от одной важной в жизни вещи.
    Уберите один стикер. Жизнь продолжается. Вы можете жить дальше с тем, что у вас осталось. Но бывает так, что жизнь нас не спрашивает, она забирает то, что случайно оказалось с краю, и тогда вы чего-то лишаетесь. (забрать произвольно два стикера)
    Посмотрите на то, что вы лишились, что вы потеряли? Без этого можно жить дальше?
    Можно? Не все могут уже жить дальше. Но жить надо. Никто не знает, что будет дальше.
    Даже когда мы чего-то лишаемся, у нас что-то еще остается. (забрать произвольно один стикер) Нельзя мешать течению жизни, нельзя пытаться отобрать у жизни то, что вы теряете назад. (если кто-то из группы пытается отобрать свой стикер обратно) У вас осталась всего один стикер, посмотрите на то, что это? Почувствуйте себя человеком, у которого есть только это. Поделитесь своими эмоциями с остальными, как вы себя чувствуете? Да, большинство из вас потеряло слишком многое, у кого-то остался любимый салат и котлеты, но не осталось любимых людей. Кто-то потерял одного любимого человека, у кого-то осталось его хобби.
    Очень часто мы не ценим то, что имеем, до тех пор, пока это не потеряем. Есть, о чем задуматься.
    А теперь вернемся к теме нашего занятия. У меня есть для вас стихотворение:
    Увидала мама на чашке трещину.
    - Кто это, - говорит, - чашки всё разбивает?-
    И влепила мама папе затрещину. Бывает такое? Нет, не бывает.
    Папе было грустно, маме было весело.
    - Ишь, - говорит папа, - ходит, не унывает,-
    И маме подзатыльник за это отвесил он. Бывает такое? Нет, не бывает.
    Папа резал хлеб и уронил краюху он.
    - Ну, - говорит мама,- Хлеб кто беречь забывает?-
    И наделила папу она оплеухою. Бывает такое? Нет, не бывает.
    А если сын нечаянно хлеб роняет, а если что-нибудь он разбивает,
    А если всем грустно, а сын распевает –бывают затрещины? Бывают, бывают…
    Понравилось стихотворение? Как вы поняли, тема занятия — наказания. Есть среди вас те, кто никогда не наказывал своего ребенка? Есть среди вас те, кого в детстве никогда не наказывали? Как вы думаете, дети, которых наказывали в детстве, будут наказывать своих
    детей, когда вырастут? Да, обязательно будет. А как понять, где пролегает та грань, которая отделяет просто наказание от жестокости и насилия? Кто из вас знает, что во всем мире апрель назван месяцем по предотвращению насилия над детьми? Никто не знает. Символом борьбы с жестоким обращением является синяя ленточка. Синий цвет был выбран по цвету синяком, которые остаются на детях после наказания родителей. Все началось весной 1989 года, когда Бонни Финей узнала о гибели своего 4-летнего внука — мальчик был убит другом матери, помещен в ящик для инструментов и утоплен в болоте. Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеет тяжелые последствия, главное из которых — воспроизводство самой жестокости. По статистике, дети, к которым родители в детстве проявляли насилие и жестокость, сами потом вырастают жестокими и проявляют насилие к другим.
    Как можно наказать ребенка? Да, можно физически, можно морально, эмоционально.
    Сначала поработаем с голосом. Когда мы зовем ребенка к себе, что мы говорим? Да, «Иди сюда». Это была любимая игра Антона Семеновича Макаренко, он мог сказать эту фразу с
    16ю разными интонациями — страстным шепотом, удивленно, иронично, трагично, безразлично, командирским голосом и т.д. Поделитесь на пары, сначала один будет звать другого «ребенка» к себе, потом поменяетесь ролями. Тот, кто будет «ребенком», почувствуйте, всегда ли вам хочется идти на зов? Хорошо. Поменяйтесь опять ролями. Тот, кто будет сейчас «ребенком», садится на стул, а «взрослый» встает на второй стул.
    «Взрослый» будет кричать на «ребенка» по выдуманному поводу, а «ребенок» говорит только одну фразу: «Я маленький и я просто хочу, чтобы меня любили». Начинайте. Поменяйтесь местами. Хорошо, вернитесь в реальную жизнь. Поделитесь своими ощущениями, своими чувствами. Спасибо. А так понимаю, никому не понравилось, когда на него кричали. Но и кричать тоже не понравилось. Тогда давайте попробуем друг друга наказать физически.
    Поменяйтесь ролями в парах. Тот, кто «взрослый» шлепает того, кто «ребенок». Шлепайте так, как хочется, не экономьте силу. А тот, кого шлепают, отслеживайте свои чувства. Теперь поменяйтесь местами. Поделитесь ощущениями. Что было проще — наказывать или терпеть наказание? Спасибо. Стихотворение по случаю:
    Олега часто били в детстве и он в генетики пошЕл.
    И через двадцать лет успешно создал небьющихся детей
    Давайте немного переключимся, поиграем. Возьмите любую куклу, которая нравится.
    Как мы знаем, в словаре Эллачки Людоедки было не больше 30 слов, в вашем словаре будет только 2 слова. Одна кукла в вашей паре будет говорить только слово «да», а вторая кукла — слово «нет», причем не забывайте, что Фрекен Бок будет говорить слово «да» и «нет» совсем не так, как Карлсон. Между вашими куклами должен получиться диалог. Попробуйте поговорить. Молодцы, поменяйтесь ролями. Спасибо. Вернитесь в реальность, «снимите» с себя все роли и вернитесь за столы.
    Как думаете, когда дети растут, что они больше всего слышат — то, что разрешается или то, что запрещается. Конечно, второе. Даже мы, когда ходим по городу чаще видим запрещающие таблички и надписи. Вспомните несколько таких табличек. Спасибо. А теперь вспомните несколько разрешающих. Действительно, сложно вспомнить. У нас будет
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта