Ьұйрық. Программа реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021
Скачать 1.48 Mb.
|
– это своеобразная традиция, дающая тепло душе, выражающая уважение между людьми, уважение друг к другу, искреннее соболезнование. Дары, посылаемые друг другу в виде пищи, вещей, независимо от расстояния. Получатель посылки выражает благодарность, благодарит, искренне благословляет. Қымызмұрындық – по древней традиции, собранный с первой дойки кумыс раздается соседям и гостям. Все это сопровождается играми, песнями и танцами. То есть, первый кумыс людям преподносят с торжеством и с пожеланием «Пусть многие попробуют». Старейшины благодарят и благословляют хозяйку. Сірге мөлдіретер – перед окончанием периода дойки кобылиц, собрав последний кумыс, приглашают уважаемых аксакалов и старушек. «Сірге мөлдіретер» (сірге жияр) – последний кумыс. Традиция последним поделиться с ближними говорит о щедрой душе казахского народа [20]. Традиции и обычаи, связанные с уважением и воспитанием Ат тергеу – в традициях и обычаях казахского народа есть множество способов воспитания молодежи уважения к старшим. По казахскому обычаю женщины (снохи) не называли по имени своих свекра (ата), деверя (қайны), золовок (қайынсіңілі), а подбирали им подходящие почтительные имена: «мырза қайнаға», «бай атам», «еркем» и т.д. «Ат тергеу – показательуважения к старшим, учтивости и обходительности. Сәлем беру (дәстүр) – в народе существует несколько видов этой традиции. Человек, приехавший с дальней дороги, специально заходил и здоровался со старшими по возрасту. Или старшие аула сами ходили приветствовать, говоря: «Алыстан алты жастағы бала келсе, алпыстағы шал сәлем береді». Традиция приветствия также предназначена для невест. Невестки приветствуют родителей, старших, проявляют особое уважение. Этот поступок говорит о том, что невестка воспитанная, порядочная, учтивая. Әдеп (дәстүр, тәрбие) – приличие. Соблюдение приличий как страшим по возрасту, так и младшим, всегда считалось и считается обязательным. Учтивость – проявление человеческого достойнства [28]. Этические требования закрепляются в обычаях народа, не выходя за рамки воспитания каждого возраста, т.е. старшего перед младшим, младшего перед старшим, ученика перед учителем, невестки и жениха перед родителями, женщины перед мужчиной, мужчины перед женщиной. Бата – благословение, благопожелание. Это особый вид молитвы, когда произносящий просит присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно самые старшие аксакалы. Виды «бата» разнообразны: – благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями; – «дастархан бата» – проявление благодарности за угощение, за гостеприимство. – «алғыс бата» дается за благотворительность, за доброту. «Бата» воспитывает доброту, милосердие, гуманность. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа ладони раскрытыми, а затем проводят ими по лицу. «Бата» всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы; – «жаңа айдың батасы» – благословение новому месяцу. Это не религиозный обряд, это преклонение перед природой. Наши предки могли по расположению звезд и луны предсказывать погоду [22]. Орнаменты. Одним из древнейших, особо ценных богатств Казахской национальной культуры являются ремесла, в том числе орнаментальное искусство. «Большинство людей не знают о казахских национальных традициях и обычаях. Нет тех, кто их систематизирует и использует в соответствии с требованиями знаний, касающихся благородства, нравственности, добродетели»,- написал в одном из своих интервью У. Джанибеков. В основном, для знающего человека обычаи, традиции и обряды казахского народа, будь то воспитание детей или нравственное воспитание, являются незаменимыми инструментами [29]. В древности орнамент имел особое значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные амулеты с символами солнца, луны, неба. Украшенные амулеты были символом магии, символом счастья и процветания, средоточием религиозных идей. В древние времена орнаменты, символы, нанесенные на камень, дерево, кость, в дальнейшем были нанесены на войлок, ковер, алашу, ткань, различные изделия. Через орнаменты изображали населенный пункт, род, скотоводство и кочевой образ жизни. Шапаны имеют свой характерный орнамент в каждом регионе. Ханы и бии юга и севера, востока и запада знали друг друга, не спрашивая, откуда они пришли. Особое внимание мастера уделили цвету, оттенку используемых материалов. Например, красный цвет олицетворяет огонь, жизненную силу, желтый – солнце, зеленый – мир растений. Особого уважения заслуживает синий цвет, символ неба. А белый цвет до сих пор называют альтернативой достатку, счастливой жизни. Таким образом, казахский орнамент, вышитый мастерами, хранил в себе много тайн. Мудрый народ умел передавать послания через орнаменты. Каждый из них имеет значение и особенности их использования. Как известно, на современном этапе, когда систематически не проводилась пропаганда национальных ценностей, познавательная работа, орнаменты стали хаотичными, грубо нарушались требования к изображению. Поэтому главное внимание должно уделяться истории, смыслу и значению орнаментов, особенностям их применения. Сегодня актуальной является тема национального орнамента. За годы независимости, особенно в 90-е годы, эта тема в изобразительном искусстве Казахстана стала особенно популярной среди художников-прикладников, развивающих в своем творчестве этно-и декоративный стиль. Разрабатываются различные государственные программы поддержки и сохранения национальных ремесел. Орнаментальное оформление можно встретить повсеместно: в государственных символах, строительно- архитектурных комплексах, промышленной графике и дизайне, зданиях, образовательных учреждениях, парках и др. Национальные игры. Одним из факторов, непосредственно влияющих на формирование, созревание подрастающего поколения, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются национальные народные игры. Национальные игры – это достояние народа, средство воспитания, которое формирует и систематизирует поведение, мысли, взгляды ребенка. Игра является предвестником всестороннего, физического, духовного роста детей. При изучении традиций развивается мышление, слух, а также способность быстро принимать решения и проявлять смекалку, формирует психологические особенности. Игра является основой для того, чтобы дети могли обмениваться мнениями, быть организованными, справедливыми. Национальные игры формируют у детей такие нравственные качества, как справедливость, правдивость, чувство достоинства, дружбу, уважение. Вместе с тем дети растут, зная, что играть в национальные игры – это знать порядок и неукоснительно соблюдать. Порядок национальных игр прививает справедливость, собранность, воспитывает честность, милосердие, решительность. Главной целью формирования у каждого ребенка с раннего детства уважения к традициям, обычаям, языку, религии, которые на протяжении веков непрерывно продолжаются от отца к ребенку, используя в воспитании будущих поколений национальное наследие, национальные традиции, идущие от наших предков. Казахские национальные игры являются неотъемлемой частью казахской культуры и объединяют отголоски труда и духовной деятельности. В каждой игре можно увидеть уникальный этнокультурный опыт, который может быть интересен как детям, так и взрослым. История некоторых национальных игр уходит вглубь, игры, датируемые древними временами, сохранились до наших дней. В настоящее время проводятся такие популярные игры, как казакша курес, жамбы ату, стрельба из лука, перетягивание каната, пешие соревнования, верховая езда, байга, состязание, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они формируют силу, ловкость, смелость . Из военно-спортивных игр можно назвать жамбы ату. Самому меткому присваивается звание снайпера. На молодежных вечерах проходят такие развлекательные игры, как «Хан мен уәзір», «Көршілер», «Жылтыр», «Мыршым», «Сақина тастамақ» и другие. Всю ночь молодые люди играют в «Айгөлек», «Белбеу лақтыру», «Саққұлақ», «Тымпи», «Ақсүйек», «Алтыбақан» (качели). Также у казахов есть игра «Тоғызқұмалақ». Аударыспақ– имеет спортивный характер и является одной из самых зрелищных конноспортивных игр. Коротко игру можно охарактеризовать как «конный бой». Ранее игра была направлена на тренировку бойцов. В игре участвуют два человека, каждый из которых должен обладать хорошей силой, ловкостью и выносливостью, а также уметь хорошо сидеть в седле. Тымақ ұру – это увлекательная игра, требующая хорошей интуиции. В землю вбивают палку, она не должна быть выше участника. На палке висит мужской зимний головной убор – тымақ или шапка-ушанка. Этот головной убор обычно сшита из овчины. Тымақ имеет необычный крой: к основной макушке головного убора пришиты четыре полоски кожи по направлению к потолку. Также для защиты шеи и спины от холода спинка шьется широкой и длинной. В древности по тымаку можно было определить, из какого жуза и рода он происходил. Участнику указывается местонахождение палки, на которой висит тымак. Затем завязывают глаза участнику, дают в руки кнут и поворачивают на месте. Игрок должен выбить тымақ, подвешенный на палке с завязанными глазами на коне. Игроку предоставляется три возможности. Если он не может сбить тымак, он должен выполнить задание ведущего: спеть или по-другому выступить. Бәйге – относится к древним конным играм. Считается самым популярным среди многих тюркских народов. Бәйге – это скачки лошадей на большие расстояния. В зависимости от дистанции гонки существуют различные виды байги: тай бәйге, құнан бәйге, дөнен бәйге и ат бәйге. Тай бәйге осуществляется на двухлетней лошади, құнан бәйге – на трехлетней лошади от полутора до двух километров, дөнен бәйге – на четырехлетней лошади от двух с половиной километров до пяти километров. Сейчас байга проводится на ипподромах. Байга, как и другие игры, проводилась на различных праздниках. Победителям вручались, как правило, подарки, иногда связанные с занятиями и видами искусства: борцам верблюда, покрытого ковром, а поэтам (казахским поэтам и импровизаторам) – шапан или коня. Иногда тем, кто выиграл гонку, давали до ста лошадей. Однако победитель часто делился им со своими друзьями и другими. Жамбы ату – спортивно-военная игра, получившая широкое распространение у тюркоязычных народов. Эта игра была очень популярна в дореволюционном Казахстане, но ее происхождение до сих пор точно не установлено. Во времена Советского Союза продвижение игры уменьшилось, но после обретения независимости в эту игру снова начали играть. С 2014 года в Казахстане проводятся турниры и республиканские чемпионаты по жамбы ату, но правила игры в рамках мероприятий немного изменились и обновились. Также в Казахстане была создана Федерация «Жамбы ату» и в Астане состоялся международный турнир по этой игре, в котором приняли участие одиннадцать стран. Интеллектуальные игры Тоғызқұмалақ – это настольная игра на скорость расчета. Игра широко распространена среди кочевников. Игра развивает логическое мышление детей, эту игру, требующую ловкости и глубокого мышления, школьники играют с большим интересом. Сегодня проводятся турниры по тогызкумалаку среди детей и подростков. У детей развиваются такие качества, как смекалка, скорость мышления, ловкость, интуиция и др. Также стоит отметить национальные игры, спортивные развлечения, которые воспитывают физическую форму, силу, ловкость, быстроту, бдительность [30]. Асық – символ детства. В настоящее время проводятся турниры по игре асык, различные мероприятия в школах или спартакиады, но это не значит, что игра асык рассчитана только на особые дни, в нее может играть каждый, главное, чтобы был только необходимый набор асыков. Эта игра воспитывает у ребенка физическую подготовленность, ловкость, быстроту, бдительность. Алты бақан – казахская национальная игра. Это одно из неизменных развлечений торжества или праздника нашего народа, а также излюбленное место встречи молодежи, где можно петь и веселиться. Для установки качелей используются шесть бревен высотой 3-4 метра, плоская опора и три веревки. На качелях «алтыбакан» качаются по двое, чаще всего молодой человек с девушкой. Остальные участники пели песни, шутили, подбадривали молодежь на качелях. Қазан – это игра, в которую можно играть летом на траве, зимой на льду. В игре могут принять участие от 3 до 10 человек. В соответствии с условиями игры на земле или на льду рисуется круг. Все участники, кроме ведущего, находятся в этом круге, а ведущий – вне круга. В центре круга предварительно вырезается небольшая ямка, а также одна небольшая ямка перед каждым участником. Каждый участник, включая ведущего, держит в руках палку. Также для игры понадобится деревянный мяч радиусом 7-10 сантиметров. Ведущий пытается поднести мяч палкой к центральному отверстию, а остальные участники игры защищают отверстие своими палками и препятствуют попаданию мяча в отверстие. Если участник игры не может свернуть шарик и защитить свою яму (для этого ему нужно поставить один конец палочки), то его получает ведущий (таким же образом). Проигравший игрок становится ведущим, и игра возобновляется. Если ведущему удастся ввести мяч в центральную яму, все участники игры должны быстро переключиться. Во время бега ведущий пытается достать чужую яму. Игру продолжает участник, оставшийся свободным без ямы. Айгөлек – казахская национальная игра для детей и подростков. Участники держатся за руки и встают в два ряда друг против друга. Любая группа начинает игру с пением, а затем называют имя одного из участников игры в противоположном ряду. Названный игрок должен оборвать первый ряд. В случае успеха он приведет любого из игроков в свою группу, если не оборвет цепь, то он остается у соперников. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не потеряет всех своих игроков. Национальная одежда. Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюма – это была практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов. Также, качество одежды и ее отдельные элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду или клану. Яркие художественные образцы представлены в этнографических музеях и выставках мира. «Национальная одежда – богатое историко-культурное наследие, изучение которого дает нам обширную информацию о традициях и обычаях прошлых веков. Одежда казахского народа отличается от других национальностей. Это связано с тем, что казахский народ вырос на природе и жил свободно. Казахская национальная одежда в основном напоминает одежду ранних кочевников. Ряд моделей одежды, которые мы сейчас носим ежедневно, берет свое начало с эпоху саков. Казахская одежда встречается в образцах сакских, тюркских племен. В настоящее время сохраняется преемственность в способе пошива и кроя образцов одежды кочевников [31]. В давние времена национальная одежда изготавливалась только из натуральных чистых изделий: овечьей, верблюжьей шерсти, козьего пуха, шелка, ткани, бархата, атласа, кырмызы, из меха домашних животных и кулана, сайгака, енота, соболя, волка, лисы, норки изготавливались воротники, рукава. Для украшения готовых изделий использовались цветные пуговицы, бусины, драгоценные камни. Народные мастера создавали различные модели одежды, характерные для казахской действительности, удобные в носке. Начиная с новорожденного ребенка, особенно для девочек, чтоб сберечь их от дурного сглаза, шили яркие платья, жилеты, тюбетейки, тюбетейки с перьями филина, теплые шапаны и даже туфли, украшенные необычным орнаментом. Если наши предки считали одним из проявлений уважения дарение коня, шапана, то сейчас национальная одежда преподносится как подарок уважаемым гостям, даже выдающимся зарубежным дипломатам. Ценная одежда Казахский народ богат разнообразием национальных костюмов. В зависимости от природы нашей необъятной степи, погоды происходят изменения и в видах одежды. В связи с тем, что описывать его лично для всех очень сложно, мы решили остановиться на наиболее потребляемой и ценной одежде населения. Один из таких нарядов – тымак. Тымақ – мужской головной убор. Его шьют из шкур зверя, скота. В связи с этим он называться түлкі тымақ, елтірі тымақ, сеңсең тымақ, пұшпақ тымақ. Бөрік – один из головных уборов - бөрік. Его носят как мужчины, так и женщины. Шапка шьется из дорогих тканей, таких как бархат, плюш. По краям обшиваются шкурой ценных животных и зверей. В зависимости от вида окаймленной кожи подразделяются на кәмшат бөрік, құндыз бөрік, жанат бөрік, сусар бөрік, түлкі бөрік, күзен бөрік. Существуют летние и зимние виды. Молодые люди, поэты носили бөрік с перьями филина, наряжали и украшали ее узорами. Сәукеле – уникальный и самобытный головной убор, который занимает особое место в традиционной одежде казахов. Саукеле носили казахские невесты, и он являлся самым дорогим и красивым элементом свадебного наряда. Саукеле был конусообразной формы, его украшали жемчужинами, кораллами, бирюзой, самоцветами и мелкими монетами. На верхушке саукеле, высота которого составляла около семидесяти сантиметров, красовался пучок перьев филина. Дополнялся саукеле специальными боковыми подвесками «жактау», они были длинными и могли доходить до пояса и ниже. Подвески также украшали многочисленными декоративными элементами. Ещё саукеле дополняли меховыми наушниками и височниками. Сверху головной убор накрывали расшитыми платками, а также прикрепляли к нему вуаль «желек». После свадьбы костюм замужней женщины дополнялся расшитой искусными золотыми узорами шапкой «касаба». Как только у женщины рождался первенец, она начинала носить белый тюрбан «кимешек». Тон – зимняя теплая одежда из овчины. Для этого шкурку нужно очистить от шелухи, размять ее, покрасить хной, ивовой корой, светоло- желтой краской. После окрашивания кожа приобретает коричневый, серый или желтоватый, фиолетовый цвет. Из этой кожи подшивается в тон, с мехом, обращенным внутрь. На воротник (иногда на рукаве) подкладываются меховые изделия или драгоценные меха. Существуют также длинные, короткие виды тона. На плечи, рукава, низ и подол женской шубы вышивкой наносятся орнаменты. Эти виды верхней одежды до сих пор высоко ценятся как модная, подходящая одежда. Қамқа тон – самый красивый, теплый, дорогой вид тона называется қамқа тон. Раньше его носили только богатые, известные люди и женщины, такие как хан, би, бай, господин, ханша. Этот вид одежды изготавливается из ценных пушных зверей, таких как ондатр, бобр, соболь, енот и др. Жақы тон – один из самых редких в наши дни благородных нарядов, которые носили ранее состоятельные люди. Шапан – древняя казахская одежда. Шапан – теплая одежда с подкладкой из шерсти или хлопка, снаружи из красивой и прочной ткани, такой как сукно, бархат. Воротник, борта, рукава украшались изящными национальными узорами. Иногда для того, чтобы одежда была красивой, по краю из ценных пород меха, другой дорогой ткани пришивались позументы, оторочки. В зависимости от модели шапана различают қаптал шапан, қималы шапан и др. Эту одежду носят и мужчины, и женщины, и дети. В национальных традициях, обычаях шапан идет и в качестве подарка. Почетному гостю, сватам надевали шапан. Шекпен – летняя верхняя одежда, вязанная исключительно из верблюжьей шерсти. Пряжа вили на веретени, вязали ее косами, кроили по форме шапана. Ішік – скромная и модная, теплая одежда. Снаружи из прочной ткани, внутри из меха. Ішік кроится и шьется длинным и обильным. В зависимости от вложенной кожи называются күзен ішік, қасқыр ішік, бұлғын ішік, түлкі ішік, қарсақ ішік, зорман ішік, пұшпақ ішік, суыр ішік, сеңсең ішік, жанат ішік, но чаще всего сшиваются в одном стиле. Күпі – Один из самых древних казахских нарядов. Это теплая и простая одежда, сшитая из прочной цветной ткани, с подкладкой из овечьей шерсти, верблюжьей шерсти. Его носят и мужчины, и женщины, и дети. Күпі бывает легким и комфортным. Чаще всего эту одежду носят весной и осенью [32]. Охотничьи традиции Бүркітпен аң аулау |