Главная страница

Ьұйрық. Программа реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021


Скачать 1.48 Mb.
НазваниеПрограмма реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021
АнкорЬұйры
Дата02.11.2021
Размер1.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1634642395444.pdf
ТипПрограмма
#261909
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
2
Роль и воспитательные особенности национальных традиций и
обычаев
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро стоит проблема глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
«Без опоры на национально-культурные корни никакой модернизации не будет. Это значит, что история и национальные традиции должны обязательно учитываться», – отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Как отметил глава государства, важнейшее условие модернизации нового типа-сохранение своей культуры, своего национального кода.
Наследие прошлого, традиции, обычаи, язык, семья, образ жизни и праздники – это то, что отражает культурно-генетический код нации. Это историко-культурные основы, сложившиеся на протяжении веков.
В наследии каждого народа есть ценные идеи и опыт воспитания.
Национальное самосознание, или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к той или иной этнической группе, формируется в первые годы жизни человека. Этот этап является решающим в формировании основ поведения и выработке норм поведения, в основном связанных с социальной средой.
Основная цель воспитания во все времена и для всех народов –
сохранение, укрепление и развитие национальных обычаев и традиций, имеющих воспитательное значение, забота о передаче подрастающему поколению повседневного, производственного, духовного, в том числе педагогического, опыта, накопленного предыдущими поколениями. В чем сила национальной педагогики, народных обычаев, традиций? Прежде всего, в том, что образованный человек должен относиться к своей личности с добротой, гуманным отношением и требовать взаимного гуманного отношения к другим, как с его стороны.
У каждого народа, населявшего землю, есть свои многовековые верования, запреты, обычаи, обряды, отражающие национальную самобытность, основанную на его национальной идентичности, истории, менталитете, языке, а также быте.
Казахский народ является одним из немногочисленных народов, которые бережно хранят традиции и обычаи предков, не давая им забыться и применяют их в повседневной жизни гармонично.
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, социальные структуры, идеи и ценности, нормы поведения и элементы социокультурного наследия, длительное время сохраняющиеся в обществе или отдельных социальных группах.
«Традиция» – это обычай, обряды которые стали традиционными».

«Традиция» – явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передаваемое из поколения в поколение с целью сохранения жизни этноса [24].
Национальные традиции и обычаи, обряды способствуют установлению дружеских отношений в семье, усвоению норм и правил поведения и общения между старшими и младшими, развитию повседневного экономического опыта, опыта самообслуживания, трудовых навыков и привычек. Учит труду. Приобщает к национальной культуре, истории, воспитание патриотизма, любви к родной земле, призывает к ее охране, сохранению эстетической и художественной культуры.
Традиции и обычаи формировались на основе социальных явлений жизни, социальных отношений, особенностей культуры, природно- географической среды и быта. Их сохранение, размножение и передача осуществляется через общественное сознание.
Традиции выполняют две социальные функции: первую – средство стабилизации отношений, сложившихся в конкретном обществе, вторую – воспроизводство этих отношений в жизни нового поколения. И эти функции выполняются следующим образом: традиции ориентированы на духовный мир человека, который выполняет свою роль как средство стабилизации и воспроизводства общих отношений не посредственно, а путем формирования духовных качеств, востребованных в общении.
Национальные традиции в полной мере отражают его духовный образ и внутренний мир, живую национальную память народа, отражение его прошлого и его особого духовного опыта. Богатое культурное наследие наших предков уходит своими корнями в глубины веков, в повседневный опыт созидательного труда и бережного освоения окружающей природы.
Понятие «традиция» включает в себя элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и долго сохраняются в определенных обществах и социальных группах.
Традиции и обычаи связаны с мировоззрением народа и датируются древними веками. Многие из них имеют много общего с другими тюркоязычными народами. Национальные узоры, кухня, спортивные игры могут быть схожи с язычниками, но они отличаются только характерными для них особенностями. Конноспортивная игра «кокпар» популярна не только среди казахов, но и среди киргизов, узбеков, туркмен. Юрты также широко распространены у многих тюркских и монголоязычных народов.
Однако при этом юрты имеют свои национальные особенности, присущие только определенному виду.
У казахов было много национальных традиций и обычаев, связанных с хозяйственной деятельностью, семейными отношениями, праздниками, вопросами воспитания, национальными узорами, верой, религией, которые сохранились до наших дней.
В XX веке, пережив немало потрясений, наш несгибаемый народ демонстрирует всю свою историческую сущность, богатую и значимую
культуру, традиции, обычаи, многовековую историю, сложившуюся в далеких веках.
Люди передавали знания и суждения, накопленные веками, из поколения в поколение через традиции и обычаи. И, несмотря на изменения в соответствиями вызова времени казахи всегда особое внимание уделяли сохранению основ традиции.
В основе прочности и стойкости становления страны лежит сохранение традиций, обычаев [25].
Его основа – национальное самочувствие. Знатность любого народа лежит в его традициях и обычаях. Для сохранения благородства всегда необходимо поддерживать чистоту «чести и достоинства».
Наш народ воспитал благородных сыновей и дочерей, прививая благородство нации традициями, обычаями, порядочностью, этическими обычаями. Через обычаи, традиции он прививал своим потомкам любовь к своей стране, земле, Родине, чувство патриотизма, чести, милосердия, нравственности, уважения, щедрости. И самое главное, традиции стали для народа укладом жизни, законом общества, духовным богатством.
Сохранение народа как народа, истоки стилизации национальных особенностей - обычаи и традиции, которые на протяжении веков рождались, обновлялись и совершенствовались благодаря их жизни. На основе этого сохранялось единство, уважение, сплоченность, уважение, согласие между родственниками. А тех, кто не соблюдал обычаи и традиции, наказывали.
Ведь обычаи и традиции были неизменным законом казахского общества. Н.
Шайкенов говорил: «Национальные традиции – выше закона». На основе воспитательных, значимых обычаев и традиций, исторически социальные, культурно-бытовые, профессиональные, обрядовые, поведенческие действия нашего народа переходили от отца к ребенку. До сих пор сохранились уважение к родителям, к пожилым людям, суйінші, көрімдік, байғазы, шуточное общение между сверстниками. В основе воспитания лежат обычаи, обряды, табу, запреты, жесты, навыки. А обычаи и традиции, проводимые от рождения человека до становления личности, связаны с народной медициной, народной мудростью. Например, қырқынан шығару, бесікке салу,
сүндет той и т.д.
Время не стоит на месте. Изменения наших традиций и обычаев в соответствии с требованиями времени закономерны. Прежние бытовые традиции, обычаи и традиции нашего народа приобретают новый характер, соответствующий современному быту.
Обычаи и традиции – исторически сложившиеся нормы и тенденции, переходящие из поколения в поколение. Через традиции мы видим сущность нации, ее образ жизни, ее веру. Они формировались из кочевого образа жизни казахов на протяжении веков, преодолевая все вызовы того времени и дошли до наших дней, некоторые дошли в неизменном, а некоторые – в деформированном виде. Но сегодня память и уважение казахского народа, пусть и не в полной мере, но многих из его традиционных обычаев, является преимуществом в дальнейшем развитии нации. Мы должны сохранять,
уделять особое внимание и детально изучать богатое наследие, завещанные нашими предками, передавать их потомкам, прославлять. Ведь не все верования, обряды и обычаи возникли спонтанно.
Через традицию люди передают свои знания и наблюдения из поколения в поколение, а молодежь берет эти наблюдения и делает свои выводы и, конечно, начинает смотреть на мир не как новорожденный птенчик, а как опытный орел, который многое повидал на жизненном пути, многое пережил.
Обычай. На протяжении веков история проходит через свои рубежи.
Они передаются из поколения в поколение, наследуется и нахоит свое продолжение. Казахский народ с детства учит уважительно относиться к старшему, бережно относиться к младшему. Очень уважает стариков.
Обращается к старикам по семейным вопросам и действует, прислушиваясь к тому, что они говорят. Там, где сидят старшие, не бывает пустых разговоров, неуместного смеха. С детства внушают не пересекать путь старшим, не одеваться открыто, не смотреть прямо в глаза.
Обряд. Наш народ всегда стремился сохранить и развить хорошую тенденцию великих дел предков. Это – обряд. В воспитании человека очень большое значение имеют обряды. Именно поэтому большую роль в сохранении традиций в народе сыграли наши деды, бии, уважаемые люди, представители религий.
Национальная культура является для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
Самая большая опасность, которую ждет наше общество, - это не крах экономики и не изменение политической системы, а крах личности.
В настоящее время материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, патриотизме.
Ценность народных традиций огромна и их утрата не может быть заменена какими-либо материальными благами. Традиции-хранители народной культуры. Если полностью исчезнут все народные традиции, народное искусство, то можно будет усомниться в существовании народа.
Народные традиции тесно связаны с философией истории, мифологии. Они отражают накопленные представления человека о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества.
Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
Воспитание детей. Как продолжению своего рода, казахский народ уделял особое внимание воспитанию детей.
Шілдехана
той (праздник), устраиваемый при появлении на свет младенца
Ат қою (ғұрып) – имянаречение один из самых торжественных обрядов казахского народа. Это особый праздник для новорожденного и его родителей, семьи, родных и близких. С пожеланиями, чтобы в будущем этот
ребенок вырос достойным гражданином, казахский народ обращал особое внимание на его имя. Малышу давали имена известных людей, известных поэтов, шешенов, батыров, значимых для народа.
Бесік. В казахском народе колыбель считается самой священной и благословенной.
Бесікке салу, бесік той традиция в честь укладывания ребенка в колыбель. Эта традиция считается священной для каждой семьи.
Бесік жыры - воспитание новорожденного начинается с колыбельной.
С этой колыбели начинается формирование здоровья, поведения ребенка.
[26].
В колыбельной песни заложен лучший пример национального воспитания, потому что уважение к своей нации, любовь к искусству слова, к искусству в целом формируются у ребенка тем, что говорит эта бабушка и мама.
Қырқынан шығару – проводится через сорок дней после рождения ребенка. Это также важная процедура, которая проводится специально [24].
Тұсау кесу – этот ритуал делается, когда малыш делает первые шаги.
Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни.
Сүндетке отырғызу – когда мальчику исполняется 3,5 или 7 лет, он должен пройти через обряд обрезания. Приглашаются гости, готовится угощение, виновнику торжества дарят коня и множество других подарков.
Құлақ тесу –прокалывание ушей, расцениваемое как обязательная, своебразная инициация для девочек, по значимости приравнивалось к обрезванию.
Бәсіре – новорожденному, мальчику при обрезании или идущему в школу дарили жеребенкаа или верблюженка, считая его с этого момента собственностью малыша.
Тілашар – в семилетнем возрасте мальчика отдавали в медресе или в школу для получения образования. Старшие благослявляли своих детей, и двали бата.
Тыйым – запрет. Как и у других народов, у казахов существовали запреты, порой основанные на суевериях. Например, обнимают колени те, кому больше некого обнять свистеть в доме – высвистывать благополучие; опираются о землюили подпирают руками бока только женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей.
Ашамайға мінгізу – этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного украшенного коня. Провозглашая, что отныне он джигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности.
Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент «Ашамаға мінгізу» дедушка ребенка благославляет внука, а бабушка радостно осыпает его «шашу». Дети постарше устраивают байгу, а взрослые – небольшой той
[24].

Жеті ата Семь поколений. Понятие «родственник» казахи толкуют очень широко. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. А поэтому древний обычай требует знать своих предков и запрещает браки внутри своего рода.
У казахов жеті ата: 1. Бала. 2. Әке. 3. Ата. 4. Арғы ата. 5. Баба. 6. Түп ата. 7. Тек ата [27].
Көгентүп – если в гости приезжает родственник или хороший знакомый с ребенком, то хозяин дома в знак уважения и любви дарит ребенку живую игрушку – теленка, жеребенка или ягненка.
Жиен құрық – дети рожденный от дочери, называются «жиен». По народной традиции племянник должен получить от родственников по линии матери «нағашылар» желаемое, то есть «жиен құрық».
Традиции и обычаи, связанные с созданием семьи
Құда түсу сватовство. Отец юноши с близкими родственниками едут сватать девушку.В случае получения согласия совершаются различные обряды, обычаи, связанные с данной традицией [28].
Сыңсутак назвалась традиционная песня, исполняемая девушкой во время посещения своих родственников
В песне высказывались сожаление, что пришло время покинуть дом родной, и просьба чтоб ее навещали и не забывали.
Бет ашаробряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам), которое обязательно сопровождается традиционной песней
[28].
Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью
Асар – главная цель традиции – помощь другому. Если кто-нибудь строит дом, делает какую-либо работу, трудиться один на поле, будь это брат, будь это сосед, друг, приходят на подмогу без всяких обязательств.
Такая традиция вызывает у детей чувство общительности, сплоченности, сопереживания, солидарности.
Жылу материальная помощь. Людям, пережившим стихийне бедствия, несчастья вроде пожара или наводнеия, оказывают материальную, моральную и финансовую поддержку. Для этого необязательо быть роддственником или близким. Пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду и т.п. «Жылу» от слова тепло – проявление человечности, доброты и сочуствия.
Қол ұшын беру традиция помогать любому человеку в работе, которую он делает. Торопливый прохожий тоже должен оказать руку помощи. Неоказание помощи когда увидел, считается бестактностью, невоспитанностью. Эта традиция развивает у детей такие качества, как воспитанность, дальновидность, тактичность.
Традиции и обычаи, связанные с бытом
Көрші хақы в повседневной жизни людей сосед занимает отдельное место. Потому что чаще общаешься с соседом, чем с родными. В народе есть поговорка: «Көрші ақысы-тәңір ақысы». Если сосед хороший, то от взаимоуважения, заботы друг о друге становишься родными. Дети, взявшие
пример такого отношения между взрослыми, вырастут отзывчивыми, добрыми, общительными, умеющими чувствовать ответственность.
Сауға в прошлые века существовала традиция, согласно которой действия, противоречащие степному закону, считались преступлением и требовали прощения, свободы, облегчения для человека, приговоренного к смерти или тяжкому наказанию. Оплатив «стоимость» в качестве возмещения, он призвал другую сторону прийти к соглашению. В основе традиции сауға лежит взаимное согласие, мир.
Мүшелтой это традиция, которая отмечается не только в отдельной семье, но и во всем народе. Юбилеи, проводимые в разных сферах общества в связи с юбилеями заслуженных, уважаемых людей и членов государственных и общественных деятелей, писателей, ученых, спортсменов.
Также отмечаются юбилеи казахских батыров, защитивших свою страну и землю во времена патриотизма, шешенов и биев, которые сумели на словах предвидеть благополучие страны.
Эта традиция имеет большое значение в воспитании будущих поколений. Прививает у молодежи качества верного служения Родине, народу, родной стране и земле. Они стараются подражать юбилярам, чьи труды учитывались в молодости и проявляли особое уважение, брали пример из их жизни, из их дел.
Туған жерге аунату (дәстүр)Родные земли для человека считаются самыми дорогими. Хоть в какой точке земного шара будет ходить человек, но не забудет родную землю. «Ты родился здесь. Не забывай, что ты сын этих земель» говорили взрослые, когда валяли ребенка. В этой традиции в человеке заложено уважение к родной земле.
Сүйінші радостная весть. Человеку, принесшему радостное известие хозяин говорит: «бери, что пожелаешь» или дарит что-то по своему усмотрению. При словах «сүйінші» каждый сразу догадывается, что человек принес добрую весть.
Традиции и обычаи, связанные с гостеприимством
Казахский народ славится своим гостеприимством. Казахи говорят
«Қонақ келсе, құт келеді» и всегда сохраняли все самое вкусное для гостей.
Встречать, провожать гостя было очень важно. В семье почти все обхаживали гостья, служили ему. «Құдайы қонақ» – это человек, который в дороге останавливается в любом доме. Его встречают с особой почестью, перед отъездом задаривают подарками.
Қонақасы – это ритуал, связанный с встречой гостя. Самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Они хранили самое вкусное для гостей.
Гостей разделяют на 3 вида: арнайы қонақ – специально приглашенный гость, құдайы қонақ – случайный, проезжающий гость, қыдырма қонақ – гость, специально приехавший гостить.
Қонақкәде – это традиция, которая дает хозяину право попросить гостя спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Қонақкәде - это испытание искусности гостя, а также ключ к веселому празднику.

Соғым басы – одна из древнейших традиций нашего народа – мясо крупного рогатого скота, которое забивается в качестве заготовки на зиму.
После убоя согыма в обязательном порядке приглашаются гости на «соғым басы». Отведав специальный подготовленные блюда, гости благодарили и благословляли. Эта традиция символизирует уважение к национальной традиции.
Сәлемдеме
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта