Главная страница

Ьұйрық. Программа реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021


Скачать 1.48 Mb.
НазваниеПрограмма реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021
АнкорЬұйры
Дата02.11.2021
Размер1.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1634642395444.pdf
ТипПрограмма
#261909
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
- возрождение и укрепление национального духа, традиций и обычаев воспитания;
- воспитание всесторонне развитой личности, достойного гражданина
Республики Казахстан, формирование потребности в гражданском и духовном служении своей Родине, развитие ее материальной и духовной культуры;
- повышение роли и ответственности детского и молодежного гражданского общества, общественного движения юных казахстанцев в жизни общества и государства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством Республики Казахстан по защите прав и законных интересов детей;
- формирование патриотического сознания и самосознания детей и молодежи, воспитание уважения к Конституции Республики Казахстан, государственной символике, формирование правовой культуры, осознанного отношения к своим правам и обязанностям;
- освоение национальной культуры и воспитание бережного отношения к национальному коду, уважения к другим народам и их культурам и умения плодотворно взаимодействовать с ними, овладение государственным, русским, иностранным языками;
- повышение уровня подготовки и ответственности родителей за воспитание детей, по социально-экономической и психологической защите ребенка, развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив;
-
распространение традиционных ценностей среди молодого поколения;
- формирование национальной идентичности и значимости сохранения ценностей в жизни народа;
- восстановление и популяризация забытых уникальных национальных блюд;
- развитие гастрономического туризма и повышение интереса к изучению истории казахской кухни.
Методические рекомендации по реализации пропаганды национальных
традиций и обычаев на уровне областного управления образования
Среди фундаментальных идей, национальных педагогических подходов, наиболее эффективно влияющих на совершенствование воспитательного воздействия на подрастающее поколение, можно назвать:
- духовно-нравственное направление воспитательной работы в школе, включение школьников с раннего возраста в целостную систему воспитания в идеях национальной педагогики;

- забота родителей и всего общества о духовно-нравственном развитии детей, формирование эстетического вкуса и идеалов в идеях национальной педагогики;
- выявление и раскрытие духовно-нравственных традиций, морально-этических ценностей казахской семьи, их особенностей;
- развитие, коррекция, обогащение общественного мнения в обществе; формирование у детей «семейных чувств», «семейного духа», любви к родному дому, стремления к семейным отношениям и совместным делам с родителями;
- сохранение и развитие различных духовно-нравственных связей с целью укрепления традиционного образа жизни казахского народа, совместного общения взрослых и детей, общественно полезной деятельности, проектирования жизненного опыта, приобретения трудовых и нравственных навыков старшего поколения в области духовных потребностей;
- привлечение взрослых к активным формам и методам нравственного воздействия на детей, развитию их творческих способностей, праздничной, народно-художественной, культурно- досуговой деятельности в обществе, народному искусству и спорту, доброте, любви, заботе о людях, природе и окружающей среде;
- возрождение традиционного казахского гостеприимства, уважение и уважение взрослых, бережное отношение к традициям предков детей и подростков.
Воспитательный процесс достигается только тогда, когда все образовательные учреждения работают совместно и дополняют друг друга, поэтому общеобразовательные школы должны поддерживать связь с библиотеками, внешкольными учреждениями, клубами, неправительственными организациями и осуществлять воспитание детей и подростков.
Таким образом, в идеях национальной педагогики система воспитания обучающихся с учетом специфики социальных условий развития личности и психологического возраста на всех возрастных этапах ее развития (раннее детство, дошкольник, ученик начальной школы, ученик среднего и старшего класса) в сферах непрерывного развития личности воспитательного процесса (семья, детский сад, класс, школа, клуб, библиотека, любительские объединения, кружки); педагогически всесторонняя организация с участием всех субъектов образования, от ребенка до родителей, учителей, различных учебных заведений, представителей общественности.
Эффективность использования идей национальной педагогики зависит не только от понимания их роли, но и от умения учителя использовать в общем контексте педагогического воздействия все ценное, что, в свою очередь, требует правильного способа организации и проведения такой работы
[37].

Особое внимание уделяется национальным обычаям, в частности гостеприимству и уважению к старшим. Ребята познакомятся с бытом, традициями и обычаями казахского народа, устным народным творчеством и искусством на национальных праздниках. Например, в начале года национальный праздник «Наурыз» имеет большое воспитательное значение.
Большой популярностью у казахов пользовался айтыс акынов – конкурс акынов-импровизаторов. После обретения независимости в стране возобновился айтыс акынов. Если раньше взрослые соревновались и спорили друг с другом, то в последние годы эта замечательная традиция народного творчества получила широкое распространение среди детей и подростков. Эту традицию надо возрождать в масштабах области.
Айтысы школьников помогают не только развить чувство товарищества, творческого настроения, но, прежде всего, выявить одаренных детей, раскрыть их возможности, получить путевку в мир казахской народной поэзии и музыки.
Помимо акынов айтыса, в последнее время широкое распространение получили соревнования домбристов. Знакомство с произведениями терме, кюев, произведениями казахских композиторов, народной музыкой и участие в конкурсах. Ежегодно увеличивать количество претендентов на участие в конкурсах
[38].
Конкурс домбристов можно проводить по возрастным категориям, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая старшеклассниками. Такие конкурсы играют большую роль в развитии национальной исполнительской техники на основе понимания глубинных истоков народных произведений. Это способствует более глубокому пониманию народной музыки с детьми и подростками, позволяет использовать источники духовной культуры казахского народа родной земли, повышает интерес к музыке, переходя к необходимости более глубокого взаимодействия с искусством.
-
Развитие прикладного искусства казахского народа осуществляется в школах, неправительственных организациях, дворовых клубах и именных кружках.
- Разработка комплексной программы эстетического воспитания школьников на основе казахского народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях и клубах детско-юношеского центра
(представляем образец проекта программы).
Целью программы является обучение в области национальной художественной культуры, изобразительного искусства и народных промыслов.
Основная задача программы – эстетическое воспитание детей и подростков на основе изобразительных и декоративно-прикладных работ казахстанских художников, народных мастеров; формирование у детей
осознанного отношения к художественной культуре и расширение знаний о традициях казахского народа в искусстве, декоративно-прикладном искусстве казахского народа и его национальных особенностях, исторической ценности, а также о роли и значении декоративно- прикладного искусства в быт казахского народа.
Программа охватывает определенные этапы детского эстетического познания национального искусства, а также использование доступных форм и методов, исходя из местных условий и возможностей конкретной местности.
Основные этапы программы:
Первый этап:
Эмоциональное восприятие народного творчества детьми и подростками.
Второй этап:
Знание художественных свойств и назначения произведений декоративно-прикладного искусства.
Третий этап:
Развитие представлений о принципах создания декоративного образа, методах и традициях народных мастеров в выборе материалов, отделки в зависимости от формы и назначения вещей.
Четвертый этап:
Объяснять культурное и историческое значение, а также художественную и эстетическую ценность произведений национального декоративно-прикладного искусства.
Пятый этап:
Детская художественно-изобразительная практика в связи с эстетическим развитием искусства.
Первый и второй этапы эстетического освоения детьми национального прикладного искусства осуществляются на этапе его непосредственного восприятия (экскурсии в художественную школу, областной музей, выставки национального прикладного искусства, получение информации).
Третий и четвертый этапы эстетического освоения национального искусства связаны с процессом углубления представлений детей и подростков о художественном образе и накопления ими навыков самостоятельного анализа и оценки произведений, роли и значения декоративного искусства в жизни казахского народа в прошлом и настоящем (усвоения полученных знаний).
Реализуя идеи программы, педагоги, воспитатели выполняют большую работу по созданию кружков и клубов в интересах данного направления, изучают творчество художников казахского народа, мастеров, историю изобразительного искусства Казахстана и др.
В рамках специального проекта «Традиции и обычаи» программы
«Рухани жаңғыру» обязанностью каждого педагога в школе должно стать содействие национальному воспитанию обучающихся, родителей,
общественности через проведение программ, тематических проектов, классных часов, конкурсов и олимпиад, деловых игр и соревнований, диспутов, дискуссий, встреч и т.д., популяризация национальных ценностей, реализация возрождения забытых национальных традиций и обычаев.
В этой связи, перед педагогами школы:
- популяризация национальной самобытности и ценностей казахского народа.
-возрождение национальных традиций и обычаев с повышением чувства к национальным ценностям;
- возложение задач по укреплению общенациональных духовных ценностей.
При реализации этих задач, прежде всего, необходимо формировать и совершенствовать национальные и профессиональные личностные ценности учителя. Обычаи своего народа следует знать и уважать от ребенка до взрослого. Учителя должны уметь эффективно передавать национальные традиции и обычаи, чтобы вызывать у ребенка интерес, понимать и любить их.
Положение конкурса «Ұлтттық жас суретшілер»
Вид: Национальный конкурс молодых художников
Тема: «Мои национальные традиции»
Целевая аудитория: Учащиеся начальных, средних, старших классов
Организаторы: (наименование учреждения, адрес)
Партнеры:
(наименование, адрес учреждения, являющегося партнером)
1. Общие положения
Социально-экономическое развитие Республики Казахстан создало новые возможности для достижения новых достижений в различных сферах, а также в сфере образования. Уважение к историческим и культурным ценностям страны считается одной из основных форм системы образования, что приводит к росту нового патриотического и интеллектуального поколения. За годы независимости ведущую роль в модернизации политической стабильности, экономического развития, а также национальных ценностей сыграла популяризация традиций и обычаев, привитие подрастающему поколению. В произведениях каждого участника конкурса можно увидеть описание национальных традиций народа.
2. Цель и задачи конкурса
Основная цель конкурса-показать национальную культуру каждого участника через создание конкурентной среды среди других партнеров- участников, где молодое поколение может представить свой творческий потенциал.
1) пропаганда современного детского творчества;
2) творческое общение детей;
3) популяризация самобытности национальной культуры, истории, традиций народов;

4) воспитание национального чувства, творческого чувства всесторонне развитого человека;
5) развитие воображения, изобразительных навыков, способности к творческому самовыражению в различных формах искусства;
6) обмен творческим педагогическим опытом.
3. Содержание конкурса
- «История страны, национальные ценности»;
- «Традиции»;
- «Национальные праздники»;
- «Сказки и легенды».
4. Требования к конкурсным работам
- рисунки выполняются в любой технике (можно смешивать) и на любых материалах;
- Формат работы – А3;
- Каждое произведение должно быть снабжено маркировкой в правом нижнем углу на оборотной стороне произведения, которая должна быть указана по желанию (на казахском, русском и английском языках).
(вы можете написать свои организационные требования)
- Фамилия
- Имя
- Возраст / Пол
- Адрес (полный), индекс, телефон (e-mail))
- Название работы
- Техника исполнения
- Преподаватель (имя, фамилия)
- Принимаются только индивидуальные работы
- Участие в конкурсе бесплатное.
- Работы, присланные на конкурс, возврату не подлежат.
5. Участники
- К участию в конкурсе приглашаются дети в возрасте от 6 до 17 лет.
6. Порядок проведения конкурса (прием документов, оформление,
сроки приема работ)
7. Конкурс проводится с учетом возрастных особенностей:
1) 6-11 лет
2) 11-14 лет
3) 14-17 лет
8. Подведение итогов конкурса
Правила организации спортивных соревнований «Асық ату» на
областном уровне
1. Правила регулируют условия проведения соревнований по асыку.
Игра асык проводится с целью формирования у детей чувства уважения к историческому культурному наследию казахского народа, а также привития ловкости, меткости, аккуратности, бдительности, привития интереса к казахским национальным играм.

2. Основные термины, используемые в игре асык: Асыки – это кость коленного сустава овцы, барана, козла, архара или крупного скота - коровы или верблюда.
Основные положения асыков. Существуют 4 основных положений асыков, соответствующих четырем граням кости:
Алшы – положение асыка на одном из ребер, при котором вогнутая грань асыка с углублением смотрит вверх. Первая по значимости позиция.
Тәйке – положение противоположное алшы. Более ровная грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости позиция.
Бүк – положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх. Третья по значимости позиция.
Шік – положение асыка плашмя, при котором вогнутая сторона смотрит вверх. Четвертая по значимости позиция.
И три дополнительных положения: омпы – вертикальное положение асыка, при котором острые «рога» лежат снизу, шоңқай – положение противоположное омпы, и редкое положение қынжы (или жантай) - положение при котором асык балансирует на острой грани.
Основные виды асыков. Видов асыков существуют великое множество.
Вот самые распространенные из них:
Кеней, кентай – мелкие асыки овцы или козы. Созвучный со словом
«кішкентай»
– маленький.
Сақа – биток, самый главный, крупный и тяжелый асык. Чаще всего кость крупного барана или архара.
Ешкімер – асык козы. Обычно самые мелкие и легкие.
Қойлақ – асык барана. Самый распространенный вид асыка.
Құлжаз – асык самца архара.
Топай, сомпай – асык коровы.
Шүкейт – асык газели.
Оңқай – асык с правой ноги животного, солақай – с левой.
Сызық, шеңбер – места, где в процессе игры ставятся асыки;
Көн, көмбе – наименование мест где ставятся асыки;
Қарал, қаралық – действие, не соответствующее игровому порядку, т.е. не честная игра;
Табан, адым – измерения, используемые в игре;
Қағу, қаржу, иіру, шерту, басу, тап басу – методы и приемы, используемые в играх асық ату;
«Үй ішілік» («Настольная игра»), «Полевая» («Игра на площадке») – виды игр в зависимости от места игры;
«Алшы», «Қаржу», «Бес табан» – виды игр.
Порядок проведения игры Асық
Этапы игры асык и виды игр на этапах. Игра асык развита в каждом крае с сохранением различных особенностей. Сравнивая все, можно классифицировать данный вид игры на два типа – «домашняя» или
«настольная игра» и «полевая» или «игра на площадке». В связи с этим игра
в асыки проводится по 3-м видам: 1 виду настольной игры, 2-м видам полевой игры.
Игра состоит из следующих двух этапов:
I этап – региональный отборочный этап;
II этап – финальный этап. Соревнования на каждом этапе проходят по индивидуальной соревновательной позиции и по следующим видам игр:
1. Игра «Қаржу» (настольная игра);
2. Игра «Бес табан» (полевая игра);
3. Игра «Алшы» (полевая игра).
В каждой игре участвует только один ребенок из каждой группы. В игре «Алшы» принимают участие капитаны групп. Победители в обоих этапах определяются по количеству очков или бросков. Региональный отборочный этап проводится в районах, городах и областях. Организацию и проведение отборочного этапа осуществляют местные исполнительные органы регионов, координационную работу - спортивные учреждения.
Региональные отборочные этапы проходят на районном и областном уровнях. Из ребят, занявших призовые 1-е, 2-е, 3-е места на районных отборочных этапах, формируется группа (команда) и направляется на областные соревнования.
Из ребят, занявших призовые 1-е, 2-е, 3-е места на областных отборочных этапах, формируется группа (команда) и направляется на соревнования финального этапа. Обеспечение игр регионального и республиканского уровней необходимым оборудованием осуществляется организаторами.
Порядок игры
На каждый вид игры составляется заявка участников. В ходе игры участники выходят по четыре по очереди в списке. Сначала выходят первые четыре игрока в списке. Каждому по месту в списке раздаются сақа, обозначенные цифрами «1», «2», «3», «4». Перед началом «Настольной игры» ведущий игры собирает их сақа и крутит их, чтобы обозначить очередь каждого в игре, то есть определить, кто за кем будет следовать. Чей сақа выпадет первым, тот - первый, у кого тәйке - второй, у кого бүк - третий, у кого шік - четвертый. Если сақа двух, трех или четырех детей будут выпадать в одном положении, сақа крутится до четкого установления очередности. В конце игры победителем признается ребенок, набравший наибольшее количество очков или бросков. Игрок должен стоять на готове, когда его вызовут.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта