Главная страница

Ьұйрық. Программа реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021


Скачать 1.48 Mb.
НазваниеПрограмма реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021
АнкорЬұйры
Дата02.11.2021
Размер1.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1634642395444.pdf
ТипПрограмма
#261909
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Проект «Наши традиции и культура – наше богатство»
Механизмы реализации проекта:
Краткое описание
Данный проект призван способствовать сохранению и пропаганде исторического и культурного наследия страны; воспитанию у современной молодежи чувства патриотизма, нравственности, гордости за свою Родину, народ и культуру, сохранению преемственности в передаче опыта, знаний в области культуры и национальных традиций современной молодежи.
Проект включает в себя:
1. Проведение в выходные и праздничные дни в парках, местах отдыха, на площадях в различных районах города национальных праздников, знакомящих жителей и гостей города (прежде всего детей и молодежь) с традициями и произведениями народа. В отличие от других мероприятий, основное внимание уделяется привлечению жителей и гостей города, пришедших на праздник, к непосредственному участию в проводимых мероприятиях. Аниматоры одевают участников в национальные костюмы, учат народным песням и танцам. Дети пробуют играть на национальных музыкальных инструментах (домбыра, сыбызғы, қобыз); разгадывают народные загадки, рассказывают пословицы и поговорки, запоминают их; играют в различные национальные игры и участвуют в постановках народных сказок. Кроме того, на национальном празднике участники узнают о его истории и традициях.
2. Проведение фестивалей-конкурсов
Проводятся с участием детских танцевальных творческих коллективов и детей, интересующихся национальным танцевальным творчеством.
3. Организация и проведение бесплатных занятий для детей, подростков, молодежи по изготовлению традиционных народных игрушек и
других изделий из глины, дерева, связанных с национальными традициями, по искусству рисования, по вышивке, вязанию, и пошиву одежды, изготовлению алаша, сырмака, а также по изучению основ других национальных ремесел. Организация выставок и мастер-классов изделий, изготовленных в ходе проведения национальных праздников и национальных фестивалей искусств.
4. Привлечение детей к народному творчеству и налаживание взаимного сотрудничества с родителями для участия в национальных праздниках-очень важная часть проекта. Одной из основных проблем передачи национальных традиций, ценностей и национальной культуры подрастающему поколению является непонимание родителями важности и необходимости этих процессов. Большинство родителей не уделяют пристального внимания национальным ценностям, считая, что в воспитании своих детей, помимо национальных традиций, мы уделяем внимание изучению современных практических навыков и наук. Многие дети не умеют играть с игрушками, делать поделки, развивать моторику, а вместо этого погружаются в виртуальный мир. Отсюда вытекают проблемы в физиологическом – развитии речи, воображения, мышления и моторики; психологическом – невозможность установления отношений в обществе, отсутствие чувства ответственности за свои поступки, ухудшение и разрушение семейных отношений; медицинском – риск сердечно-сосудистых заболеваний.
5. Взаимодействие с местными органами власти по пропаганде исторического и культурного наследия нации.
Цель:
Пропаганда исторического и культурного наследия нации; сохранение национальных культурных традиций, включая народные промыслы и ремесла; воспитание у современной молодежи патриотизма, нравственности, гордости за свою Родину, народ и культуру.
Установление преемственности в передаче современной молодежи опыта, знаний, культуры и традиций, ценностей наших предков.
Задачи:
Сохранение и развитие исторического и культурного наследия казахского народа.
Создание условий для широкого распространения среди населения национальных традиций, культуры и обычаев.
Формировать интерес родителей и учить своих детей национальному искусству и ремеслам, понимать необходимость изучения культурных традиций и опыта предков, национальных ценностей.
Развитие и коррекция личности через развитие национальных ремесел и национального искусства.
Развитие толерантного отношения к культуре и традициям других народов как многонационального государства.
Обоснование социальной значимости

В настоящее время в сложных политических условиях, в условиях усиления пропаганды чуждой нашему народу идеологии необходимо осмысление, укрепление и активная пропаганда национальных культурных традиций, отраженных в своеобразных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, традициях и обычаях. Некоторые государства пытаются исказить важные факты из истории и культуры нашей страны, «подорвать» сознание детей и молодежи, донести искаженную информацию через средства массовой информации, интернет и фильмы, что является угрозой для нации. поэтому мы должны понимать важность сохранения национальных традиций и обычаев, ценностей в воспитании подрастающего поколения для будущего нации и объяснять это детям и родителям.
Мы живем в эпоху становления общечеловеческой интернациональной культуры. Однако, как и любое другое явление в глобальном масштабе, процесс культурной интернационализации порождает множество проблем.
При вытеснении многовековых традиций народа возникают трудности в сохранении национальной культуры. Ни одно население, не имеющее своего национально-культурного фонда, не может войти в мировую культуру на равных, ему нечего вкладывать в общую копилку, и он может представлять себя только как потребитель.
Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько тщательно нужно относиться к ядру родной культуры – национальным традициям, поскольку они являются ее главной опорой.
Это более важно для городского населения, чем для сельской местности. Наш город представляет собой смесь рас, национальностей, культур, религий, национальных костюмов, традиций, столовых и т.д.
Поэтому важнейшими задачами являются, с одной стороны, сохранение национальных традиций казахского народа жителями города, с другой- изучение традиций других народов.
Главной задачей, стоящей перед каждым родителем, учителями, обществом, должно стать сохранение в полной мере векового культурного наследия, национальных традиций, обучение знанию семи дедов, не теряя корней своей нации. В школьных учебных программах традиции и обычаи и народное искусство воспринимаются не только учителями, рассказами, но и музеи, театры, кружки народных ремесел являются неотъемлемой частью жизни ребенка, если родители постоянно воспитывают в семье национальные ценности, то он, несомненно, сохранит культурное наследие своей страны, традиции и обычаи, станет носителем, носителем для следующего поколения и полностью оценит свои корни.
Целевая аудитория:
- Дети и подростки;
- Молодежь и студенты;
- Родители, многодетные семьи.

Методические рекомендации директорам школ и заместителям
директоров по воспитательной работе на основе популяризации традиций и
обычаев в учебно-воспитательном процессе
Педагог должен рассмотреть и использовать в своем воспитательном процессе наиболее эффективные формы работы. Для этого необходимо создать воспитательную среду с детьми и подростками, чтобы избежать предвзятости и случайности в определении содержания, форм и методов эстетического воспитания. Важными элементами такой системы являются: научно обоснованное содержание, постоянное его расширение и углубление, правильный выбор форм и методов коллективной и индивидуальной деятельности, их постоянное изменение и усложнение, актуализация, разнообразие и многогранность, учет возрастных особенностей и индивидуальных интересов.
Умелое педагогическое руководство, направленное на развитие инициативы и мотивации детей, позволяет им через творчество в клубных структурах приобщиться к миру красоты, развить понимание и любовь к творчеству казахского народа, народному искусству, традициям и обычаям нации.
Основные усилия педагогов, воспитателей, руководителей клубных структур должны быть направлены на установление контактов друг с другом и тесного взаимодействия с семьей, создание благоприятного микроклимата в учебном процессе.
В связи с этим деятельность всех субъектов социального воспитания в идеях национальной педагогики должна охватывать три взаимосвязанных направления:
- организация и полноценная самореализация социального опыта детей, создание необходимых, наиболее благоприятных условий для саморазвития личности каждого ребенка, его самореализации в семье и в ближайшем окружении;
- создание воспитательной среды в коллективе, формирование социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентиров и ценностей, являющихся основой благоприятного психологического климата в среде, создание высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению эталонного значения этой среды для личности;
- разработка комплекса мер, предусматривающих приобщение детей и подростков к национальным традициям народа, формирование эстетического сознания через национальную культуру;
- популяризация национальных традиций во внутришкольных праздничных мероприятиях и повседневной жизни, содействие духовному развитию обучающихся, привитию национальных ценностей;
- учет возрастных особенностей и уровня развития детских коллективов;
- пробуждение исторической памяти детей, формирование уважительного отношения к своей «малой родине»;

- для молодых поэтов большое впечатление производят творческие встречи с писателями и композиторами. Большое внимание на занятии уделяется знакомству молодых поэтов с выдающимися казахскими поэтами
Жамбылом Жабаевым, Бухар жырау, Биржан-Сарой, Амире Кашаубаевым и др. В школе школьников не только знакомят и уважают выдающихся поэтов- импровизаторов, но и вовлекают в изучение творчества известных в области, городе, регионах местных поэтов;
- гуманизация педагогического процесса в школе в идеях национальной педагогики, поиск новых путей, форм и методов формирования нравственной культуры учащихся;
- взаимодействие с мастерами, поэтами, творческими работниками, развитие творческой инициативы, художественной самодеятельности в процессе коллективной деятельности по различным интересам;
- проведение мероприятий в школах и внешкольных учреждениях по применению национального декоративно-прикладного искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей и подростков;
- приобщение детей к различным видам национального декоративно- прикладного искусства в результате реализации его формами, методами и средствами поднять подростков на уровень необходимых знаний и представлений о своем национальном искусстве.
Воспитание культуры поведения, соблюдение этикета взаимоотношений в обществе и семье является одним из традиционных признаков нравственного воспитания. Для детей – правила поведения, основные принципы традиционной морали – уважение и почтение к старшим, простота и т.д. принципы развиваются в семье, за столом, в гостях, в общении со взрослыми.
Важную роль в системе нравственного воспитания детей в семье, школе сыграли народные сказки. Они являются мощным средством воспитания не только детей, но и их родителей. Прославление в народных сказках труда, трудолюбия, взаимопомощи, любви к Родине, дружбы, братства, вежливости, гостеприимства, доброты, верности.
С учетом этих особенностей народные сказки должны широко использоваться в практике детских дошкольных учреждений, в школе, в семье. Познакомить детей с художественной литературой, организовать литературные утренники, развлечения, специальные занятия по инсценировке сказок.
На нравственное воспитание и развитие детей влияет стиль семейного общения всех членов семьи, социальная направленность родителей, их нравственный уровень и авторитет, характер труда в семье, семейные традиции и обычаи, организация досуга и семейного коллектива, время общения с детьми и педагогическая культура родителей.
Методология организации национальных праздников в педагогическом
процессе

На празднике Наурыз можно провести веселые коллективные творческие выступления, конкурсы, соревнования.
Празднично-коллективный конкурс для школьников
Конкурс 1 «Знакомство»
Участники представляют себя (с песней, строками стихов и т.д.).
Конкурс 2 «Алаша»
Участники команд по очереди приглашают на ковер «Алаша».
Отвечают на вопросы.
(Вопросы задаются каждому участнику по очереди).
1. Как называется казахское передвижное жилье?
2. Назовите казахский народный инструмент.
3. Как называется казахский стол?
4. Назовите любое казахское национальное блюдо?
5. Когда праздновали Наурыз мейрамы?
6. Что означает слово «Наурыз»?
7. Какое название получили качели, поставленные на празднование
Наурыз?
8.
Какие имена были присвоены мальчикам и девочкам, родившимся в этот день?
Конкурс 4 «Наурыз-коже»
Главное традиционное блюдо Наурыз мейрамы – наурыз коже.
Наурыз коже обязательно должен готовиться из 7 различных блюд.
Перед участниками лежат карточки с названиями продуктов питания, из которых необходимо выбрать продукты питания для приготовления
«Наурыз-коже» (вода, мясо, соль, масло, мука, рис, молоко, кефир, сыр,
картофель, яйца, имбирь, морковь, помидоры, свекла).
В конеце: знаете ли вы, что означают эти продукты питания? Эти продукты питания символизируют радость, удачу, благополучие, здоровье, благополучие, скорость, защиту.
Конкурс 3 «Орамал тастау»
Конкурс национальной игры «Орамал тастау». Каждому участнику поочередно накидывается платок, участник, получивший платок, сразу называет название национальных традиций, игра должна быть продолжена следующим участником, все участники должны ответить.
Конкурс 5 «Өрнек»
Орнамент – это узор, состоящий из красивых резных элементов.
Искусство орнамент настолько распространено на территории Казахстана.
Национальные орнаменты занимают особое место в казахской семье, можно даже сказать, что казахи живут в мире орнамента.
Каждый из национальных орнаментов имеет свой особый смысл.
Практически все предметы, используемые в казахской семье, украшены орнаментом: дома, юрты, мебель, посуда, одежда, түс киіз, одеяла, подушки и т.д.
Задание командам: кто быстро вырежет орнамент, опишет его название и значение.
Конкурс 6 «Айтыс»

Искусство казахского народа «Айтыс» – прекрасный творческий конкурс.
В устном народном творчестве есть история развития, характерные особенности и основания возникновения жанра айтыса.
Айтыс – особый вид устного народного творчества.
Будет организован конкурс юных айтыскеров.
Конкурс айтысов среди команд.
Конкурс 7. Игра «Көкпар»
В центр игровой площадки приглашаются по 3-4 игрока из каждой команды.
Игра выполняется путем командного соревнования по ответам на вопросы.
По заданным вопросам определяется команда-победитель, в зависимости от того, какая команда наберет в копилку очков.
1. Когда празднуют Наурыз?
2. Что означает слово «Наурыз»?
3. Какие блюда готовят к празднику?
4. Из скольки ингридиентов состоит «Наурыз көже»?
5. Назовите национальные игры?
6. Назовите национальные обычаи?
7. Как люди поздравляют друг друга на празднике Наурыз?
8. В каких странах отмечается праздник «Наурыз»?
9. Какое число казахи считали сакральным или удачным?
10. Из каких компонентов состоит юрта?
11. Как называется генеалогическое древо у казахов?
12. Би Среднего жуза.
13. Как называется древний Закон казахов?
Ответы:
1. 22 наурыз.
2. Новый день
3. Наурыз коже
4. 7 идов продуктов
5. Алтыбақан, Қыз куу, Көкпар, Аударыспақ, Бәйге, Теңге алу, Ақ сүйек, Тақия тастамақ и др.
6. Тұсаукесер, Қырқынан шығару, «Жеті ата», Бесікке салу, Ашамайға отырғызу и др.
7. Пожелания и поздравления: «Наурыз мейрамы кұтты болсын!»,
«Ұлыс оң болсын! Ақ мол болсын!», «Ұлыстың ұлы күні Наурыз құтты болсын!», «Бірге болсын!»
8. Наурыз национальный праздник и отмечается: в Иране,
Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Ираке, Индии, Македонии,
Турции, Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане,
Татарстане, Башкирии и, конечно же, празднуется в Казахстане.
9. Число – 7.
10. Юрта – основной скелет юрты называется костью юрты. К ним относятся кереге, уық, шаңырак, дверь или сықырлауық.
11. Шежіре.
12. Қазыбек би.
13. «Жеті жарғы.

1. Мероприятия по направлениям реализации национальных традиций и
обычаев:
1. Информационная работа «Сохранение национальной идентичности – основа национального процветания»;
1.
Проведение информационных лекций по направлениям основным признаком национальной идентичности
- национальные традиции;
- народное образование;
- сохранение религии, менталитета, языка в чистом виде;
- уважение к истории;
- национальное искусство;
- родственная традиция;
- сохранение национальных ценностей в обществе, семье;
- современная гибкость;
- возрождение национального самосознания;
- национальный код;
- национальный дух;
- образование и наука.
2. Традиции и обычаи народа, связанные с взаимопомощью, как
актуальная проблема трудового воспитания
1. Национальная традиция формирования отношения детей к труду в раннем возрасте.
2. Организация конкурса «Өзіне-өзі қызмет ету».
3. Конференция для родителей «Баланы еңбекке баулу».
4. Составление кейсов «Коллективная помощь и ее виды» («Асар»,
«Жылу», «Подать руку помощи», долг – товарищеский долг» и др.).
5. Организация челленджа «Көмек», оказание помощи взрослым, пожилым людям, инвалидам, оказание помощи товарищам, друзьям обучающимся с особыми образовательными потребностями.
6. Проведение мастер-классов «Возрождение традиций приобщения молодежи к продолжению профессии семейной династии».
7. Воспитательный час «Еңбек түбі береке».
8. Организация дежурного уголка в школе.
9. Диспут «Еңбектің жемісі».
10. Проведение «Дня труда» в школьном дворе, теплицах, сельском хозяйстве, животноводстве, на полях, в садах.
11. Проведение элективного курса для обучающихся с ориентацией на выбор будущей профессии «Трудоспособность – путь к профессии».
3. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
1. Классный час «Құрсақ тәрбиесі – тәрбие бастауы»
2. Проведение праздничного мероприятия «Шілдехана-бесік той, Тұсау кесер-сүндет той»;

3. Интеллектуальная игра «Забытые традиции и обычаи» (Көгентүп,
Жиен құрық, Бәсіре и др.);
4. Познавательный конкурс «Жеті ата – тәрбие көзі»;
5. Воспитательный час «Ашамайға мінгізу»;
6. Организация полиглот-конкурса «Тілашар».
7. Популяризация образа Национальной школы:
- «Әсем әуен» - перемены со звуком национальной мелодии, кюя;
- Создание рубрики «Бүгінгі күннің нақыл сөзі»;
- Организация одного дня школьной жизни «Казахские национальные традиции и обычаи»;
8. Волонтерство – это возможность каждого ребенка реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал. Создание волонтерского общества
«Изучение традиций предков» (изучение национального фонда книг, чтение, анализ, обмен мнениями);
9. Создание школьного музея «Казахские национальные традиции»;
10. Организация работы виртуального музея «Национальные традиции и обычаи»;
11. Углубленное изучение казахских национальных традиций и обычаев в школьных учебных программах, в домашних заданий с целью повышения функциональной грамотности. (История Казахстана, казахская литература, казахский язык, самопознание, ИКТ – создание виртуального музея, музыка, художественный труд и др.).
12. Проведение конкурса литературно-произведений «Читающий ребенок» (народные сказки и легенды, саги и поэмы).
4. Традиция уважительного, почтительного отношения в семье к
старшим, родителям
1. Проведение конференции «Уважительное отношение ребенка к родителям, взрослым в казахской семье»;
2. Разработка программы национальных традиции и обычаев по направлениям: роль отца в воспитании мальчика в казахской семье; роль матери в воспитании девочки в казахской семье; бабушкино воспитание, дедушкино воспитание; воспитание старшего брата, воспитание снохой.
3. Волонтерство – источник нравственности, носитель ценностей, прочная основа построения гражданского общества. Организация волонтерского движения «Помощь пожилым людям»;
4. Воспитательный час «Ата-ананы қадірлеу – парыз»;
5. Духовная встреча «Қарттарым – асыл қазынам»;
6. Организация дебата «Әке көрген оқ жонар, шеше көрген тон пішер»;
7. Проведение сценического представления «Как я уважаю своих родителей»;
8. Проведение семинара «Ата-анаңның қадірін біл».
5. Национальная кухня

1. Организация фестиваля «Уникальные блюда казахского народа»;
2. Возрождение уникальных древних блюд, приготовленных нашими предками, таких как «Өрметас», «Үлпершек», «Қарын бөртпе», «Бұжы»,
«Жаужүрек», «Қарын көмбе»;
3. Проведение гастро-туров по национальной кухне на тему
«Саркыт»;
4. Участие обучающихся в телевизионных программах «Кулинарное искусство»;
5. Организация конкурса «Национальная кухня»;
6. Воспитательный час «Меню национальной кухни».
6. Национальные костюмы и традиции народных ремесел казахского народа
1. Организация выставок национальных ремесел;
2. Проведение Недели моды национальных костюмов;
3. Проведение творческого конкурса юных художников;
4. Экскурсия в национальные ювелирные мастерские;
5. Разработка рекламы в целях популяризации народного творчества, народных ремесел;
6. Воспитывать интерес со стороны родителей к проведению кружков по национальным профессиям; (скотоводство, изготовление различных изделий из дерева, рукоделие и пошив национальной одежды, изготовление ювелирных изделий, приготовление национальных блюд и др.)
7. Воспитательный час «Ою-өрнектер сыр шертеді».
8. Выставка-конкурс национальных творческих работ обучающихся
(стенгазеты, кроссворды, ребусы, буклеты, планшеты).
9. Организация факультативного курса «Национальное декоративно- прикладное искусство»;
10. Организация мастер-класса «Казахская национальная одежда»
(Тымақ түлкі тымақ, елтірі тымақ, сеңсең тымақ, пұшпақ, бөрік, сәукеле,
қарқара, қасаба, тақия,тон, қамқа тон, шапан, шекпен, ішік, күпіт и др.).
11. Создание совместного с родителями творческого объединения
«Қара шаңырақ», «Айгөйлек», «Ер төстік», «Шебер қолдар», проведение совместных творческих мероприятий;
12. Организация показа «Национальная школьная форма», соблюдение национальной школьной формы;
13.
Взаимодействие современных эстетических идеалов и прогрессивных национальных традиций.
Интерьер в современном национальном стиле «Умное сочетание»: украшение школы, квартиры предметами национального колорита, орнамента (например, изделия из кожи, серебра, ковры войлочные и вязаные ковры, сундук, предметы кожи и т.д.) использование национального ручного художественного творчества;

14. Проведение конференции
«Место и роль национального декоративно-прикладного искусства в модернизации исторического сознания».
7.
Воспитательное значение казахских национальных игр
Оказание поддержки обучающимся в участии в спортивных секциях и массовых спортивных соревнованиях;
1. Проведение семейных спортивных праздничных мероприятий;
(спортивные соревнования, олипиады, викторины и др.);
2. Эстафета «Национальные игры»;
3. Проведение спортивно-развлекательных мероприятии совместно с родителями (Айгөйлек, Белбеу лақтыру, Саққұлақ, Тымпи, Ақсүйек,
Алтыбақан, Тоғыз құмалақ, Көкпар Аударыспақ, Теңге алу, Тымақ ұру, Бәйге,
Жамбы ату, Қыз қуу и др.);
4. Организация экскурсии «Спортивный туризм»;
5. Организация конкурса стихов, сочинений, рисунков на тему «Виды национального спорта»;
7. Проведение классных часов, дискуссий и мастер-классов по видам национального спорта;
8. Ознакомление с конным снаряжением «Культура верховой езды», организация и проведение конных соревнований;
9. Проведение игр «Садақ тарту», «Белдесу» «Асық» с целью привития обучающимся ловкости и снайперского искусства;
10. Проведение классных часов, познавательных исследований и изготовление видео-роликов по теме «Ата-бабамыздың аңшылық дәстүрі».
11. Спортивная олимпиада «Организация национальных спортивных соревнований для детей с особыми образовательными потребностями»;
12. Проведение интеллектуальной игры «Тоғызқұмалақ»;
13. «Карнавал на воде» праздник – конкурс искусства плавания на воде
(для детей с особыми образовательными потребностями).
8.
Национальные традиции и обычаи как компонент духовной
культуры казахской нации
1. Разработка программы факультативных часов и элективных курсов по национальным традициям и обычаям в школе;
2. Организация конкурса национальных традиций «Жаңа заман дәстүрлері»;
3. Разработка современных информационных сообщений, основанных на национальных традициях и обычаях и использование в повседневной жизни загадок, скороговорок, ораторского искусства, айтыса и др. с целью расширения знаний о традициях и обычаях;
4. Организация конкурса «Айтыс өнері»;
5. Проведение творческих конкурсов «Пословицы и поговорки» с целью расширения знаний о традициях и обычаях, названия пословиц о семейном единстве, раскрытия его сущности;

6. Создание тематических страниц в СМИ и социальных сетях, организация челленджа традиции (челлендж Dastur, внедрение мобильного приложения «Dastur»);
7. Конференция «Влияние национальной этнической культуры на формирование нравственных качеств обучающихся»;
8. Проведение познавательного конкурса «Сущность и роль устного народного творчества в воспитании детей»;
9. Дискуссия «Традиции и обычаи воспитания мальчиков и девочек в казахской семье»;
10. Воспитательный час «Верования и запреты казахского народа, касающиеся семейного воспитания»;
11. Конкурс ораторского искусства «Древние обычаи казахского народа»;
12. Казахский народ всегда славится гостеприимством. Возрождение обычаев и традиций, связанных с гостеприимством (қонақасы, қонақкәде,
ерулік, сарқыт, соғым басы, сәлемдеме, сыбаға, қымызмұрындық, қол кесер,
сауын айту, белкөтерер, өлі сыбаға, жол-жоралғы и др.);
13. Возрождение традиций защиты животного и растительного мира нации с целью воспитания у подрастающего поколения чувства гармонии
«Человек-вселенная»;
14. Написание эссе «Национальные традиции и обычаи казахского народа»;
15. «Asyk party», «Domdyra party», «Baursak party», организация вечеров этномузыки, национальных танцев, организация галерей, этно- модных представлений в современном формате.
9. Применение и сохранение семейных и национальных праздничных
традиций
1. Специфика празднования национальных праздников:
- Наурыз мейрамы;
- Праздник Ораза-айт;
- Праздник Курбан айт.
2. Совместная открытая беседа с родителями «Семейные ценности»;
3. Подготовка буклетов, фото-альбомов, связанных с традициями и обычаями;
4. Конкурс национальных игр «Вместе с семьей»;
5. Интеллектуальная игра Сундучок «Атам мен әжемнің даналығы»;
6. Воспитательный час «Жеті ата – отбасылық шежіре»;
7. Парад семейных коллекций;
8. Организация тренингов, практикумов по подготовке к семейной жизни для старшеклассников «Традиции и обычаи, связанные с браком, созданием семьи».
10. Связь с неправительственными организациями и с родителями в
сохранении национальных традиций и обычаев

1. Проведение семинара «Национальные традиции и обычаи в воспитании детей» (форма, метод, направление и содержание работы);
2. Семейные родительские конкурсы «Салт-дәстүр білгірі»;
3. Разработка программы конкурсов «Келіндер сайысы», «Әжелер сайысы»;
4. Проведение круглого стола на тему «Актуальные вопросы национального воспитания в казахской семье»;
5. Практическое занятие «Мудрые мысли казахской нации»;
6. Проведение тренинга «Забытые национальные традиции и обычаи»;
7. Разработка методического уголка «Национальная педагогика» в школе;
8. Создание волонтерского движения «Школа добрых дел»;
9. Участие в общественном форуме «Ассамблея народа Казахстана – национальные традиции и обычаи».
10.
Организация участия обучающихся в национальных телепрограммах для детей и подростков «Ата-баба дәстүрі»
11. Проведение мероприятий, связанных с праздником Наурыз:
- День «Весеннего равноденствия»;
- День «Национальной кухни»;
- Дни «Национального искусства»;
- Дни «Национальной игры» (возрождение национальных игр, древние и средневековые игры на казахской земле).
- «Модернизация национального искусства»
- День «Благодати»;
- «Гармония с природой»;
- Церемония «Қазан көтеру»;
- «Национальное караоке, состязания кюйши, айтыс, жыр-терме»;
- Таетрированная постановка «В мире легенд»;
- «Наурыз бата»;
- «Традиции Наурыза»;
- «Природные признаки Наурыза»;
- Четверостишия, ритуальные песни (жарапазан, сыңсу, көрісу), саги, эпосы, терме.
Методология развития профессиональных, национальных, личностных
ценностей и самооценки учителя в процессе педагогической деятельности
педагогов в школе
Ценность – это свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, выражающие как положительные, так и отрицательные значения для человека или общества [42].
Профессиональные ценности являются неотъемлемой частью образования, и они отражаются в деятельности учителей в процессе обучения и во взаимодействии с учащимися. Обучающиеся имеют большое количество ежедневного времени
Они:

- Размышлять о ценностях, понимать, что они на самом деле означают, имеют ли они значение, и рассматривать их как важную часть самооценки и планирования будущего профессионального образования.
- Размышляя о ценностях, следующие два важных внимание к вопросу:
1) Кто я как профессионал?
2) Почему я так думаю или действую?
В самооценке можно использовать множество подходов для определения ценностей в процессе деятельности. Однако при определении некоторых конкретных направлений и вопросов следует обратить внимание на их полезность.
Инструмент самооценки
Можно задать несколько рефлексивных вопросов, связанных с приобретением каждой из ценностей и профессионально накопленным опытом. Использование метода «Круг самооценивания» – полезный инструмент поддержки понимания ценностей.
Самооценка
Советы и рекомендации по ценностям помогут обратить внимание на особенности самооценки, обеспечить неотъемлемую часть процесса профессионального обновления.
В рамках участия в процессе профессионального обновления люди должны проводить самооценку, используя профессиональные стандарты, соответствующие контексту.
Педагогические ценности – это нормы, которые регулируют педагогическую деятельность и выступают в качестве когнитивной системы, которая служит связующим звеном между сформировавшимся социальным мировоззрением в сфере образования и деятельностью учителя. Они, как и другие ценности, формируются исторически и формируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде определенных образов и представлений. Усвоение педагогических ценностей осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективность.
Именно уровень субъективности педагогических ценностей является показателем личностного и профессионального развития учителя [43].
Самооценка может принимать различные формы и происходить на разных этапах профессионального обучения. Он также включает в себя ряд источников, которые помогают предоставлять информацию. Стандарты являются одним из основных ориентиров, но другие источники могут быть частью самооценки, такой как личные творения профессионала или планы по улучшению школы/ отдела/ организации и т.д.
Пример: Метод «Круги самооценивания»
«Ценности»
Использование круга.

Инструкция: Рассмотрим каждую точку окружности поочередно. Что вы об этом знаете или понимаете? Как это входит в ваш опыт? Как вы оцениваете себя? Почему? Почему вы так думаете?
В ходе метода проанализируйте следующие проблемы и обозначьте свое место.
1.
Стремление к непрерывному изучению, обучению, профессиональному развитию и лидерству в профессиональной и совместной деятельности как основные аспекты;
2. Участие во всех аспектах профессиональной деятельности, совместная работа с образовательными сообществами на практике;
3. Поддержание мотивации и поддержание вдохновения обучающихся в опасной и безопасной среде, обеспечение их социального и экономического контекста, конкретных потребностей личности и образования;
4. Действовать на основе «доверия» и «уважения» для развития культуры;
5. Критическое исследование личностных и профессиональных установок и убеждений, ценностей и опыта, связанных с улучшением и, при необходимости, трансформационными изменениями;
6. Критическое изучение личных и профессиональных взглядов и убеждений, предположений и профессионального опыта;
7. Уважение прав всех обучающихся и проявление честности, мужества и мудрости в принятии решений и обучении, касающихся их прав, и открытости в поддержании их благополучия;
8. Вести обучающихся к принятию конкретных решений учебной практики и результатов, проявлять честность для улучшения проблем;
9. Оценка и уважение социального положения, культурное, национальное экологическое разнообразие и стимулирование глобального гражданства;
10. Приверженность демократическим принципам и социальная справедливость через прозрачность, установление инклюзивной и устойчивой политики через практику;
11. Охват социальных ценностей вопросами стабильности, равенства и справедливого образования, воспитания на основе традиций и обычаев.
Ценности, включенные в набор стандартов, в методе круга самооценки, на которых установлены ценности, можно охарактеризовать следующим образом:
- социальная справедливость;
- целостность;
- доверие и уважение;
- профессиональное обязательство;
- национальная идентичность;
- национальные традиции и обычаи.
Они делятся на разные элементы, изучая эти заданные ценности, можно глубже и внимательнее задуматься о своем текущем состоянии.
Цель круга ценностей:

- позволяет анализировать и конкретизировать свои мысли, оценивать, как ценности влияют на ваши мысли, убеждения и опыт, и какие профессиональные знания и действия вы можете предпринять.
Следующие вопросы и советы могут быть полезны для систематизации вашего представления о ценностях:
- Какую отрасль ценностей я считаю самой сложной и почему?
Почему?
- Мои ценности постоянно отражаются в профессиональной деятельности? Как их использовать при дальнейшей реализации?
- Как критически осмыслить свой опыт в этой области?
- Каким должен быть мой первый шаг к дальнейшему прогрессу в этой области?
- Мой класс или школа основаны на принципах справедливости и равенства? Какова моя доля?
- Каков мой текущий опыт и как его улучшить?
- Как я могу показать свое уважение к обучающимся и направить их на принятие решений об образовании и потребностях?
- Как мне сотрудничать с коллегами и какие возможности я могу создать для критического подхода? Есть ли у меня другие партнеры, которые могут сотрудничать в обучении? Кто они могут быть?
- Могу ли я призвать к критическому мышлению молодых людей, которые занимаются вне класса или школы? Как я могу это сделать?
- Какие действия я буду предпринимать в течение следующих 3-6 месяцев и как я достигну основных целей? Чего я хочу достичь в этой области в следующем году? Как добиться успеха?
Вопросы для размышлений и возможных действий как личности:
Вам может быть полезно использовать этот вопрос, чтобы сосредоточиться на определенной области ценностей и углубиться в эту область.
Кроме того, вы можете рассмотреть только один аспект вашего опыта или вашего последнего проекта и использовать следующие рефлексивные вопросы, которые помогут вам рассмотреть, как ценности входят в ваши действия.
1. Социальная справедливость
1. Признание на местном и глобальном уровнях образовательных и социальных, национальных, духовных ценностей стабильности, равенства и справедливости, а также прав и обязанностей будущих и нынешних поколений.
2.
Приверженность принципам демократии и социальной справедливости через справедливую, транспарентную, инклюзивную и устойчивую политику и практику, обычаи и традиции по возрасту, инвалидности, полу и гендерной идентичности, расе, этнической принадлежности, ориентации на религию и веру.

3. Оценка, уважение социального, культурного и экологического разнообразия для всех обучающихся, а также продвижение принципов и опыта местного и глобального гражданства.
4. Демонстрация стремления к решению конкретных проблем в образовании с целью улучшения опыта и результатов обучения, а также мотивации обучающихся на пути к лучшему будущему.
5. Уважение прав всех обучающихся, изложенных в Конвенции
Организации Объединенных Наций о правах ребенка, и их права участвовать в принятии решений, касающихся учебной практики, а также развивать и поддерживать все аспекты их благополучия.
Для определения ценностей, которые несет профессионал на пути к этим целям, следующие вопросы помогут критически мыслить, отчитываться перед собой, систематизировать мысли [44].
- Если я придерживаюсь социальной справедливости, как это проявляется в моих повседневных отношениях с классом/учениками/коллегами/школьным сообществом?
- Какие предположения и суждения относительно социальной справедливости лежат в основе моих действий?
- Какие у меня были проблемы с социальной справедливостью?
- Через два или пять лет какие я захочу увидеть честность и социальную справедливость на собственном опыте, в глазах своих обучающихся, коллег?
- Я знаю те неравенства, которые могут быть у меня? Как я их узнаю?
Как это может показаться другим?
- Как я дополню свои знания, чтобы дать больше информации об этих вопросах?
- Мои личные методы и предположения, вошедшие в мою практику?
Как это реализовать?
- Я верю, что некоторые вещи неизбежны? Почему? Почему так думаю?
- Есть ли вещи, которые ограничивают или препятствуют моей способности контролировать? Что это за препятствия?
- Если бы все было под моим контролем, как бы я поступил иначе?
- Какие изменения я могу внести хоть немного в свою практику?
- Я знаком с соответствующей политикой? Согласен ли я с ними? Если да/нет, то почему?
- Как я могу призвать или могу ли призвать коллегу к критическому мышлению?
2. Прозрачность
1. Проявлять открытость, честность, смелость и мудрость.
2. Критическое изучение личных и профессиональных взглядов и убеждений.
3. Критическое исследование на улучшение связей между личными и профессиональными взглядами и убеждениями, ценностями и опытом и, при
необходимости, на осуществление трансформационных изменений в практике.
С этой целью ниже приведены вопросы критического мышления:
- Насколько я открыт для размышлений о своих предположениях в изменении своего опыта?
- Что я должен сделать, чтобы поддержать это?
Вы можете подумать о работе, обучении, проведении исследований в небольшой совместной группе.
- Могу ли я быть уверенным в себе решая определенные проблемы с другими (или с собой)? Что может мне помочь в этой ситуации? С какими трудностями и препятствиями я могу столкнуться? Как я решу это? Какие навыки мне нужны для этого?
- Что я чувствую, когда есть доказательства, которые противоречат моей позиции, моим знаниям и опыту? И почему так считаю?
- Если есть одна область, которую я хочу исследовать по своим убеждениям и предположениям, то что это? Какая сфера? Что я хочу знать?
Почему я думаю, что это важно для меня?
- Что бы я сделал для него, если бы изучал эту сферу?
Теперь составьте краткий план действий о том, что вы хотите сделать, и лучше начинать постепенно, а не сразу менять мир!
- Какое профессиональное образование я могу получить? Почему и насколько это было бы полезно для меня?
3. Уважение и доверие
1. Действовать для развития культуры уважения и доверия, например, проявлять доверие и уважение к коллегам по школе и ко всем, кто оказывает влияние на жизнь учащихся в учебно-воспитательном процессе и за его пределами.
2. Обеспечение безопасной среды для всех обучающихся через проявление заботы и сострадания, понимание этнической и благополучной ситуации
3. Принимать во внимание барьеры в учебном процессе, признавая социальный и экономический контекст обучающихся, индивидуальность и конкретные потребности в обучении, отражая их мотивацию и склонность к вдохновению.
Подумайте о своих отношениях и отношениях с другими людьми.
Партнеры и внешние партнеры:
- Какие у меня отношения с людьми?
- Я смотрю на всех одинаково? Почему и как?
- Есть ли люди, которые быстро вступают со мной в отношения во время работы? Почему так?
- Как я могу по-другому взаимодействовать с некоторыми людьми? В чем может быть смысл?
- Я доверяю и уважаю чужие знания и активную деятельность? Как это повлияет на мои отношения с ними?
Поддержка учащихся:

- Я ценю людей, которые поддерживают всех учеников? В каком смысле я оцениваю? Кого трудно поддержать? Почему? Должен ли я знать что-то еще, чтобы помочь мне работать с этими людьми? Как? Может ли быть иначе во взаимодействии?
- Какое профессиональное образование я могу получить? Почему?
Насколько это было бы полезно для меня?
4. Профессиональная задача
1. Участие во всех аспектах профессиональной практики и коллегиальная работа со всеми членами образовательных ассоциаций с энтузиазмом, задатками и конструктивной критикой.
2.
Приверженность непрерывному исследованию, обучению, профессиональному развитию и лидерству как ключевым аспектам профессионализма и совместной деятельности.
Критические вопросы к изучению профессиональных ценностей:
- Я считаю важным сотрудничать? Почему? Почему так думаю?
- Насколько эффективна совместная деятельность?
- Какая она плохая практика?
- Насколько я могу предоставить хорошие возможности для совместной работы?
- Как я могу поступить иначе?
- Что я могу сделать, чтобы помочь себе работать с коллегами?
- Я считаю это важным? Почему? Почему так думаю?
- Я вообще-то понимаю, что такое исследование? Как?
- Как я предан исследованию? Как это отражается в моей практике?
Что я могу сделать по-другому?
- С кем я могу работать, чтобы развивать его?
- Каким образованием я могу заниматься? Какое профессиональное образование я могу получить? Почему? Насколько это полезно, насколько важно для меня?
Ценность учителя заключается не только в его деятельности как материальном благе, но и в осознании людьми духовно-нравственного отношения к профессии и социальной значимости своей деятельности.
Социальную справедливость можно отнести к групповым ценностям как ценностям педагогического коллектива, так как педагоги должны объективно смотреть на возникающие в коллективе ситуации и правильно решать проблемы.
Учитель, наряду с обучением обучающихся справедливости, должен служить для них примером.
Социальные ценности педагога общечеловеческие ценности – истина, добро, красота и т.д. Они важны для всего человечества, направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества
[44].
Таким образом, педагог является основной фигурой учебно- воспитательного процесса и способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся. В настоящее время важно использование педагогом системы педагогических ценностей, а его интересы и поведение
присущи его взглядам и мотивации в сфере педагогической деятельности, так как они играют ключевую роль в формировании личности педагога, выступают как высокий уровень регуляции поведения человека.
Методические рекомендации к работе классного руководителя по
реализации национальных традиций и обычаев в воспитательном процессе
Рекомендации и разработки к уровню начального образования
При проведении воспитательной работы в школе через национальные традиции и обычаи следует учитывать возрастные особенности детей.
Сегодня в нашей стране учителя школы демонстрируют множество изобретений и творчества, используя все формы, методы и средства для возрождения традиций, обычаев предков. На занятиях в музыкальных кружках дети знакомятся с домброй, кобызом, шертером и другими музыкальными инструментами, поют казахские обрядовые песни, слушают мелодии. В кружках прикладного творчества проводится знакомство с национальной одеждой, орнаментами, предметами быта. Дети принимают участие в организации выставок национального прикладного творчества, где будут представлены национальная одежда, предметы быта, казахская национальная кухня. В работе с детьми широко используются казахские национальные игры «Бас бармақ», «Ақсүйек», «Хан», «Теңге алу», «Асық» и др.
В младшем школьном возрасте ребенок очень чувствителен к внешним воздействиям. Он активно реагирует на краски, звуки, формы окружающего мира. Именно в этом возрасте закладываются основы формирования нравственных качеств человека, которые реализуются с использованием национальных традиций. На этапе начальной школы у ребенка большие возможности для развития творческих способностей. Потребность в саморазвитии побуждает ребенка к активной деятельности, что создает оптимальные условия для привлечения его к участию в народном творчестве.
Виды воспитания в школе по передаче национальных традиций можно сгруппировать следующим образом:
- Традиции и обычаи в семье;
- Традиции, связанные с нравственным воспитанием;
- Традиции и обычаи связанные с трудовым воспитанием;
- Развлекательные традиции;
- Традиции, связанные с прикладным искусством;
- Традиции, связанные с красотой;
- Традиции, связанные с умственным воспитанием;
- Традиции, связанные с физической культурой;
- Традиции, связанные с мужеством, героизмом;
- Традиции, связанные с развитием творческих способностей.
Тема воспитательного часа: «Казахские национальные игры»

Цель: формирование национального духа при игре в казахские национальные игры.
Задачи:
- воспитание у учащихся активности, смекалки, ловкости, дальновидности и силы через национальные игры;
- пробуждение у учащихся патриотических чувств, нравственных качеств;
- воспитание сплоченности, мира и дружбы.
Методы: повествование, объяснение, игра, вопрос-ответ.
Ожидаемые результаты:
1. Знает виды казахских национальных игр.
2. Знает правила игры в национальные игры.
3. Может произносить название национальных игр.
I. Организационный этап: деление учащихся класса на группы.
Игра: «Кто быстрее», разгадав кроссворд, висящий на доске, отгадайте, запомните названия национальных игр.
II. Конкурс «Көкпар»
Задание, выполняемое группой:
1. На доске вывешиваются цифры, за каждым числом пишутся условия игры. Задание: нужно найти, какой вид игры называется. Каждая группа отвечает на 3 вопроса. После ответа правильный ответ отображается в виде картинки.
2. Из бумаги с названием национальных игр каждая группа выбирает одну. Разъясняет условия игры. Проконсультировавшись с группой, показывают на сцене это вид игры.
III. Конкурс «Сөзмерген»
Составление ряда новых слов из названий игр Алтыбақан,
Тоғызқұмалақ, Қыз қуу, Теңге алу, Асық (алты, бақа құм, теңге, қыз, ас и др.).
IV. Игра «Асық ату» (Кто больше всего асыков выигрывает в игре, тот и становится победителем)
V. Рубрика Вопросы
1. Когда появились казахские национальные игры?
2. Каково значение национальных игр в воспитании подрастающего поколения?
3. Какие виды национальных игр вы знаете?
4. Дополни Диалог.
- Какие казахские национальные игры ты знаешь?
- Я знаю ....
- В какие национальные игры ты играл?
- Расскажи условия игры одной национальной игры.
5. Составьте предложения с заданными словосочетаниями.
6. Закрепление урока:
- Что узнали? Либо научились?
- С какими видами национальных игр мы познакомились?

- Какое воспитательное значение имеют национальные игры?
7. Домашнее задание: выучить названия игр, подготовить правила одного из видов национальных игр.
Рекомендации и разработки к уровню основного среднего образования
В подростковом возрасте у ребенка осуществляется усвоение нравственных знаний, постижение прекрасного, формирование эстетического вкуса.
Подростки способны не только понимать окружающую действительность, но и анализировать, делать обобщения, высказывать критические замечания, фиксировать и отстаивать свои мысли. По сравнению со старшими школьниками у подростков значительно расширяется круг общения с людьми. Особенности подростков это изменение поведения, взросление «я гражданин», умение формулировать собственные понятия, и они отличаются стремлением к красоте, но часто ошибаются в оценках, не всегда способны отличить истинную красоту. В обществе часто бывает так, что они не согласны с мнением старших.
Большое значение в воспитании у подростков нетерпимости и агрессивных, раздражительных, подражательных негативных качеств имеет национальное воспитание. Воспитание через национальные традиции и обычаи, ориентация подростков на жизненный путь, обучение преодолению жизненных трудностей и препятствий – главная задача учителя и классного руководителя. Важно сотрудничать с родителями в формировании любви к своей Родине и национального духа, привития национальных ценностей. В этом случае велика роль национальных традиций в нравственном воспитании, так как каждый обычай казахского народа имеет определенный смысл в самой жизни, в отношениях между людьми есть элементы прекрасного, доброжелательного, не принимающего фальши и лжи. Учитель должен помочь учащимся глубже понять наши национальные ценности, традиции, обычаи, проанализировать сложные явления духовной культуры, сделать правильные выводы.
«Традиции и культура – генетический код нации»
(Н.Назарбаев)
Тема: «Традиции и обычаи казахского народа»
Цель:
- Описание традиционных казахских традиции и обычаев. Дать представление о духовной жизни народа о древних обычаях, обрядах и традициях.
- Повышение познавательного интереса к истории и культуре казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
- Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма.
Ход урока:

Традиции и обычаи – исторически сложившиеся и широко распространенные формы деятельности в обществе, повторяющиеся в определенных условиях.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятые в любой социальной среде (коллективе, семье и т.д.).
Традиция – виды или формы обычаев, характеризующиеся особой устойчивостью и стараниями людей сохранять неизменными формы поведения, унаследованные из поколения в поколение.
Обряд – это символическое действие, проявляющееся в определенных обычаях и традициях.
1. «Традиции гостеприимства казахов»
Благодаря казахскому гостеприимству многие другие народы остались на казахской земле и для них наша Родина стала их родным домом.
На протяжении веков казахи славились гостеприимством. Еще с древних времен гостеприимство является отличительной чертой казахского народа.
Казахи говорят: «Қырықтың бірі – Қыдыр». Казахский народ славится своим гостеприимством. Казахи говорят «Қонақ келсе, құт келеді» и всегда сохраняли все самое вкусное для гостей. Встречать, провожать гостя было очень важно. В семье почти все обхаживали гостья, служили ему. «Құдайы
қонақ» – это человек, который в дороге останавливается в любом доме. Его встречают с особой почестью, перед отъездом задаривают подарками.
Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого.
Угощение и различные услуги оказывали гостю совершенно бескорыстно.
Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда.
Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов
В казахской семье дети с детства воспитываются в гостеприимстве.
Ведь по народным традициям, после того, как гость угостился вкусной пищей, он просит у гостя рассказать ему интересные истории, поет песни, играют кюи, рассказывает сказки, легенды. Дети всегда увлечены беседой с гостем. Не зря в народе говорят «Адам болар бала қонаққа үйір». Ведь у каждого гостя, который помнит услышанное, расширяется знание, понимание жизни, формируется взгляд на мир. Изучая множество пословиц, полезных советов, он стремится к отвращению от зла. Поэтому гостеприимство имеет большое воспитательное значение [45].
- По казахским обычаям запрещается за обедом говорить, сплетничать, сидеть босиком или голым за столом;
- для почетных гостей забивают овец и подают голову.
- к почетному гостю, поэту, герою, борцу или уважаемому человеку надевают шапан, дарят лошадь;

- аксакалы и старейшины благословляют, дают бата. Бата - для перед отправлением в дальнюю дорогу и бата-благодарность хозяйну дома, который его встретил с почестью.
2. «Традиции и обычаи казахской семьи»:
- Шаңырақ – символ сохранения очага и продолжения рода. За подъем шанырака зять получает в подарок лошадь или верблюда. Купол юрты поднимают мужчины, а женщины украшают внутренности юрты.
- Тізе бүгу – знак уважения. Если человек приходит в чей-то дом, то ему обязательно нужно сесть или встать на колени, иначе он может вызвать обиду у хозяина.
- Тоқымқағар – это обычай, который делается для своего ребенка, отправляющегося в дальний путь. Режут барана, накрывают стол и приглашают гостей. Во время этой церемонии они поют и загадывают желание ребенку, который отправляется в дальний путь.
- Базарлық – подарки, которые обычно привозит вернувшийся из дальней поездки человек своим близким и знакомым.
- Жеті ата – жеті ұрпақ. Древний обычай требует знания семи поколений предков и запрещает брак между родственниками.
- Ырым-тыйым. Не пресекать путь старшему. Не следует пресекать дорогу мальчику и беременной женщине.
3. «Национальные традиции в воспитании детей»
- каждый, кто первым узнал о рождении ребенка, спрашивает у своих близких и родных «сүйінші». За это дают подарки. Женщина, перерезавшая пуповину ребенка, считается кіндік шеше;
- проводятся обряды Шілдехана, бесікке салу, қырқынан шығару, сүндет той, тұсау кесу.
4. Рубрика «Вопрос-ответ»
«Наурыз» – что за праздник?
Когда произносится «Бет ашар»?
Кто носил шапан?
Женская национальная одежда?
Айт – это какой праздник?
Что такое калым?
Как делается кумыс?
Что такое көрімдік?
5. Викторина «Знаток традиций и обычаев казахского народа».
1. К какому празднику готовится «көже»? /Наурыз/
2. Из скольких компонентов готовится «көже»? /Семь/
3. Как называется традиция, которая проводится, когда ребенок делает первые шаги? /«Тұсау кесу»/
4. Главное национальное блюдо, готовящееся к празднику или для гостей / мясо: «Бесбармак» из конины или баранины;
5. Как называется очень тонкий хлебобулочный продукт? /Шелпек/
6. Как называется мусульманский праздник? /«Ораза»/

7. Какая плата взимается за невесту? / «Қалың мал»: лошадь, ковер, подарки родителям невесты/
8. Какой обычай проводится, когда приходит невеста? / «Беташар»/
9. Как называется дар за хорошую весть? / «Сүйінші»/
10. Как называется подарок за что-то новое? / «Байгазы»/
11. Что такое «благословение/бата»? Кто его дает? / Бата. Аксакалы, родители /.
12. Праздник, который отмечается на 40-й день после рождения ребенка? /«Қырқыннан шығару»/
13. Национальная игра, в которую играют дети? /Асық/
14. Какую интеллектуальную игру ты знаешь? / «Тоғызқұмалақ»/
15. Назови национальные игры? /«Аударыспақ», «Қыз қуу», «Қазақша күрес», «бәйге», «көкпар»/
16. Литературно-музыкальный конкурс / «Айтыс»/.
Рефлексия. Что я узнал? Чему новому научился? Что еще я хочу знать?
Тип: классный час
Тема: «Семья – это единство и благополучие»
Задачи:
- способствовать формированию знаний о семье, как малом государстве, об отношениях между членами семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.
Ход классного часа:
1. организационный этап: классные парты размещаются с учетом деления учащихся на четыре группы.
2. Введение.
- Сегодня на уроке мы поговорим о Шаныраке.
- Кто может объяснить лексическое значение этого слова? (ответы детей)
- да, у каждого есть свой дом, свой шаңырақ – квартира, дом, юрта, то есть место, куда он возвращается с работы, из школы. Дом объединяет всех людей.
- Как вы думаете, как называют людей, живущих под одной крышей, связанных кровным родством и общим бытом, взаимопомощью? (Семья).
- Кто входит в состав семьи?
- Расскажите о своих семьях, что их объединяет?
- Да, люди, живущие в семьях, находятся в родственных отношениях, они связаны общей жизнью и имеют сходные черты и качества.
- Их объединяют общие «ценности»? (ответы детей) ценности могут быть материальными и духовными. Вы можете играть в одну игру, чтобы убедиться в этом.
Игра: дети становятся в круг. Ведущий поднимает правую руку вверх и называет любые материальные ценности, присущие семье. Ученик с такими ценностями в семье приходит к лидеру и держит его за правую руку. Затем
ведущий поднимает левую руку и называет духовные ценности членов семьи. Ученик с такими ценностями в семье приходит к лидеру и держит его за левую руку. Ученик, стоящий справа, поднимает правую руку, называя следующую материальную ценность, присущую семье, а затем называет духовную ценность, и так далее продолжают.
- Что вы заметили в игре? У многих из нас есть общие ценности дома, в семье. Это хорошо или плохо? Поделитесь своим мнением (ответы детей).
- Мы выяснили, что у каждой семьи есть свои ценности, материальные, духовные. Каждая семья не похожа друг на друга, но имеет общее свойство, без которого трудно установить мир и согласие в семье.
3. Работа-беседа «Наставления».
- Почему, говоря о родителях, говорят не об одном доме, а о родительском доме, как вы думаете? Какую информацию о родстве, единстве в семье дает понятие «дом» или «семья»?
- Почему часто говорят, что семья - это начало жизни каждого человека? Что значит стена, крыша шанырака? (ответы детей)
- А юрта может стать домом для семьи? Какой элемент конструкции юрты является символом рода и передается от рода к роду? (ответы детей)
- Рекомендуется спросить у детей конструкцию юрты.
Притча.
«В древности на земле жила удивительная семья. Семья очень большая
– сто человек, в ней царил мир, любовь и согласие. Слухи об этой семье доходят и до правителя. Он решил посетить эту семью, чтобы узнать тайну семьи, в которой живут такие добрые и счастливые люди. Он отправляется в этот город и приезжает к старику-основателю семьи. Когда правитель убедился, что это правда, он спросил главу семьи старика, «как жить, никогда не ссорясь друг с другом?» Старик написал ему сто раз одно и то же слово на бумаге и дал его в руки правителя. Когда правитель прочитал написанное на бумаге, на его лице отразилось удивление».
Групповая работа.
- Какое слово написал глава семьи? Запишите слово, сказанное стариком, на предлагаемом вам листе, и объясните, почему это слово удивило правителя.
Ученикам предстоит построить дом семьи-юрту. (учащиеся прикрепляют заранее подготовленные листы к доске, в результате чего на доске появляется изображение юрты).
- Какое слово написал на листе старик, создавший дружную семью?
Это было слово «понимание». (Учитель прикрепляет к доске лист – фрагмент юрты, на котором написано это слово шаңырақ).
- Как вы думаете, почему глава семьи сто раз написал это слово?
- Какое отношение эти члены семьи имеют к своему дому, к родителям? Что это вызывает? Чем занимается семья? (ответы учащихся).
- Итак, главное в семье – взаимопонимание.
- Расскажите об отношениях в вашей семье, кто глава вашей семьи?
4. Работа с учебниками.

Чтение разделов текста «Семья – малое государство».
- Обсуждение содержания.
Работа в группах.
- Итак, мы узнали, что семья – это маленькое государство. Теперь рекомендуется работать с группами.
– На доске составляется схема «семья – родитель – общество»:
- Рекомендуется составить рассказ о семейных отношениях.
- Чтение рассказов.
5. Дополнительный материал.
- У каждой семьи есть родственники. В казахской семье очень ценят помощь родственников друг другу. Если ты будешь добр к другим, то и к тебе в нужный момент придут на помощь. С древних времен у детей воспитывали уважение к старшим, бережное, заботливое отношение к ним.
Если ребенку прививается уважение к родителям, своей семье, родовым традициям и обычаям, то он уважительно относится и к другим людям, уважает и чтит обычаи и традиции других народов.
- Какие пословицы и поговорки о детях, о семье, об отношениях в семье, об уважении к старшим, вы знаете? (ответы учащихся).
- Сегодня мы в гостях у одной казахской семьи. У них в семье произошло радостное событие – родился внук.
1- сценка
Дети входят в дом и здороваются с дедушкой и бабушкой.
Двое учеников выходят и показывают приветствие старика и юноши.
Юноша
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта