Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Цель, задачи, ключевые направления программы

  • ПРОЕКТ «ДӘСТҮР МЕН ҒҰРЫП» Введение

  • 1 Традиции и обычаи: международный и отечественный опыт

  • Ьұйрық. Программа реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеПрограмма реализации ценностноориентированного подхода к воспитанию обучающихся (1 часть) НурСултан 2021
    АнкорЬұйры
    Дата02.11.2021
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1634642395444.pdf
    ТипПрограмма
    #261909
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
    ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ
    ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ
    ОБУЧАЮЩИХСЯ
    (1 часть)
    Нур-Султан
    2021

    Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №7 от 03 июня 2021 года)
    Разработка программы для реализации ценностно-ориентированного подхода к воспитанию обучающихся. Программа. – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2021. – 590 с.
    В программе реализации ценностно-ориентированного подхода в воспитании обучающихся разработано и представлено 10 методических проектов.
    Содержание программы направлено на оказание методической помощи в организации воспитательного процесса в школе.
    Программа предназначена для заместителей директоров школ по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов, классных руководителей, методистов, учителей-предметников общеобразовательных школ, специалистов организаций дополнительного образования, общественных организаций, работающих в сотрудничестве с семьей.
    © Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2021

    Введение
    XXI век – это век гуманизации образования, который предусматривает другое содержание, другие подходы, отношения, поведение и менталитет человека. Сегодня ученые выделяют аксиологический (ценностный) подход в условиях новой гуманистической парадигмы. Ценности самоопределения как возможности определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои гражданские, национальные, социальные и профессиональные интересы, должны найти своё воплощение в познавательном, мировоззренческом и социально-культурном аспектах развития личности обучающегося. Ценности должны объединять всех участников образовательного процесса.
    Задачами для педагога является обеспечение качественного образования личности, развитие её индивидуальных способностей; воспитание у обучающихся чувства гражданского самосознания, патриотизма, основанного на признании культурного многообразия казахстанского общества; формировании духовно-нравственных качеств личности, способной делать свободный, осознанный, ответственный выбор ценностных идеалов в личной, общественной, духовной жизни и в профессиональной сфере.
    Формирование ценностных ориентаций обучающихся носит сложный, продолжительный процесс, зависящий от множества факторов. В этих условиях характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования должна быть направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций поведенческого опыта. Организация образования является домом, где моделируется мир культуры. В этот дом обучающиеся приходят не просто учиться, а проживать, осваивать определенное культурное пространство, творить в нем.
    Основу содержания воспитания должны составлять общечеловеческие и национальные ценности.

    1 Цель, задачи, ключевые направления программы
    В Государственной программе развития образования и науки в
    Республике Казахстан на 2020-2025 годы указано, что ценностно- ориентированный подход к обучению, отражающейся в школьном климате, культуре, поведении и отношении с окружающими, станет неотъемлемой частью всей школьной системы.
    В контексте Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» в организациях образования ценности определены как основные направления учебно-воспитательной деятельности.
    На сегодняшний день в Казахстане ведется значительная работа по совершенствованию системы воспитания детей и молодежи, воспитание определено как приоритетное направление.
    Вместе с тем, требует решения ряд актуальных проблем. Среди них сверхактуальными остаются вопросы, связанные с важностью совершенствования воспитательной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся, а именно:
    - системное снижение здоровья обучающихся во всех ее аспектах
    (нравственном, физическом, психическом, социальном);
    - злоупотребление алкоголем, табакокурением, наличие подростковой наркомании;
    - увеличение случаев суицида;
    - раннее вступление в половые отношения; раннее материнство и внебрачные дети;
    - насилие над детьми в семье, социальное сиротство, воспитание детей не только с одинокими матерями, но и одинокими отцами и др.;
    - низкая читательская грамотность школьников;
    - недостаточный уровень правовой грамотности обучающихся.
    Среди факторов, влияющих на эти показатели, – недостаточность воспитания в семье и школе, массовый наплыв негативной информации в сети Интернет, множество задач и проблем, которые предъявляет молодежи современная эпоха глобализации.
    Проведенное социологическое исследование, выполненное ОФ
    «Бакытты бала» в рамках грантового финансирования НАО «Центр поддержки гражданских инициатив», выявило ряд проблем в формировании семейного воспитания у подрастающего поколения с учетом современных угроз и вызовов времени:
    - современная семья ориентирована на современные глобальные проблемы (финансовые угрозы, социальные потрясения, социальные конфликты), что не способствует вниманию развития ребенка в семье;
    - уделяется мало времени родителями и старшим поколением родственников (бабушки, дедушки) для общения с детьми;
    - недостаточно уделяется внимание сохранению и самоидетификации национальных ценностей через привитие культуры, ценностей семьи;
    - мало времени проводят родители в общении с детьми в неформальной
    обстановке (прогулки на природе, походы в театр, выставки, концерты и т.д.);
    - в системе образования образовался вакуум «Семьи» и слабая роль семьи в процессе взаимодействия с педагогическим сообществом по проблемам семейного воспитания.
    Для решения вышеуказанных проблем разработана программа для реализации ценностно-ориентированного подхода к воспитанию из десяти проектов:
    Целью Программы является трансформация образовательной среды школ, сознания всех участников образовательного процесса, формирование нравственного уклада обучающихся, обеспечивающего создание комфортной среды для их развития, стимулирующей при этом стремление к академическому превосходству в союзе с повышением моральных и нравственных ценностей.
    Задачи Программы:
    - обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся;
    - воспитать в них национальные и общечеловеческие ценности;
    - повысить академическую успеваемость;
    - оказать содействие в успешной социализации и профессиональной ориентации, формировании экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
    Ключевыми
    направлениями
    Программы
    являются
    реализация
    следующих проектов:
    1) «Семья – средняя школа»
    2) «Читающая школа»
    3) Дәстүр мен ғұрып»
    4) «Құқықтық сана – қауымға пана»
    5) «Еңбек – елдің мұраты»
    6) «Үнем – қоғам қуаты»
    7) «Экологическая культура с малых лет»
    8) «Қоғамға қызмет»
    9) «Организация психологической службы и школьных служб примирения»
    10) «Один день из жизни школы»
    Реализация данных проектов позволит расширить потенциал воспитательного, жизненного пространства обучающихся, реализовать актуальные потребности и способности личности.
    Программа реализуется организацией образования в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими объектами социализации – социальными партнерами организации образования

    ПРОЕКТ «ДӘСТҮР МЕН ҒҰРЫП»
    Введение
    После провозглашения государственного суверенитета Республики
    Казахстан возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на учебно-воспитательный процесс в различных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, а также в высших учебных заведениях. Нам известно, что не остались без внимания национальные ценности, традиции и обычаи казахского народа при разработке Конституции Республики
    Казахстан, закона «Об образовании» и других законодательных документов, принятых с учетом социально-экономического и духовного развития общества в стране [1]. В этой связи особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям как многовековому опыту народа, широко используемому в процессе нравственного воспитания в семье, передаваемому из поколения в поколение как накопленному духовному богатству [2].
    Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философских, социальных, демографических и других научных исследованиях. В данной методической рекомендации понятия «традиция», «обычай» учитывают задачи каждой отрасли общественных наук. Традиции могут быть не только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. Они закрепляют результаты прошлого и современного общественного опыта и выражают характер общественных отношений, присущих общности людей – нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д. [3].
    Традиции – это социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение и развивающееся в течение длительного времени в определенных обществах и социальных группах. Воспитательно- образовательная функция традиций, на наш взгляд, является основным способом унаследования социально накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности на разных этапах жизни человека. Обычаи – это правило социального поведения, возникающее в определенном обществе или социальной группе, формирующееся в их привычках, жизни и сознании. Обычай играет важную роль в процессе воспитания, способствует приобщению ребенка к духовной культуре, формирует унаследованный стереотипный способ поведения, знакомит с образцами поведения.
    Термин «традиция», «обычай» часто отождествляется термином обряд, ритуал, церемония. Обряд, являясь традиционным символическим действием, сопровождает важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, требует определённого вида поведения. Он оказывает эмоционально-психологические воздействия. Важная социальная функция
    обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию, – это формирование нравственных качеств личности. Обряд может выступать как норма поведения, реализует нормы права, формирует стереотипное поведение, привычки, которые в свою очередь оказывают на жизнь людей регламентирующие воздействия.
    Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определенного типа личности.
    Особенность их воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека.
    Каждый человек, живя в обществе, все время находится в сфере действия его обычаев и традиций. Выполнение их требований и предписаний оказывает значительное и постоянное воздействие на формирование мироощущения, культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.
    Традиции как педагогическое творчество народа представляют различные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Являясь общественным явлением, традиции выступают также в виде принципов, норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и в личной жизни, которые поддерживаются и распространяются через общественное мнение.
    Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ национальных традиций и обычаев казахского народа, как и у других народов мира, является важнейшей задачей современной педагогической науки. Следует отметить, что многие ее вопросы, не получившие важного освещения в историко-педагогической науке, остро нуждаются в углубленной, всесторонней творческой разработке, в особенности вопросы нравственно-трудового и художественно-эстетического воспитания детей в разных периодах формирования личности в семье [4].
    Таким образом, мы должны развивать процесс возрождения, укрепления роли национальной культуры, обычаев и традиций в воспитании будущих поколений. Современное общество отличается поиском новой парадигмы духовного, этнокультурного и нравственного развития личности на основе национальной идентичности. Сохранение традиций и обычаев, национальных ценностей в настоящее время становится одним из наиболее ценных, актуальных вопросов. В связи с этим культурные и национальные традиции и обычаи являются важнейшим фактором устойчивого развития общества, поэтому проблема сохранения национального культурного кода и национальных традиций имеет особое значение.
    Елбасы Н.А. Назарбаев в своем труде «Будущее Казахстана в идейном единстве общества» («Қазақстанның болашағы қоғамның идеялық бірлігінде»), отметил что «Мы должны максимально исследовать и восстанавливать исторические ценности, заботиться о их сохранении, изучении и передавать прошлые истории поколениям. Возвращение к своим историческим, культурным корням – процесс приятный. Сейчас мы должны
    оказать максимальную поддержку развитию национального языка, искусства, культуры в нашей стране» [5].
    Одним из путей сохранения преемственности поколений является восстановление и максимальное возрождение культурных традиций и национальной идентичности. Традиции и обычаи аккумулируют духовный опыт народа, исходящий от предков, определяют мировоззренческую и духовную специфику нации [6]. В этом контексте изучение комплекса национальных традиций и обычаев, верований позволяет выявить национальные ценности и мировоззренческие особенности народа.
    Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей статье
    «Независимость превыше всего» написал: «...Был создан Национальный фонд, резервы которого впоследствии помогли нам пережить не один кризис.
    Мы призвали соотечественников со всего мира возвратиться на историческую родину, создав условия для их переселения. В результате наша страна стала возрождаться, укрепился национальный дух»,- указывая при том, что наряду с образованием мы должны прививать и передавать из поколения в поколение национальные ценности, традиции и обычаи. Глава государства также отметил: «В эпоху стремительной глобализации все труднее распознать ее негативное влияние. Другими словами, многие незаметно для себя оказываются в плену опасных иллюзий, теряя свой стержень. Поэтому, оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя ее, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе», – подчеркнул, что таким образом нам необходимо сохранить наши национальные ценности и традиции [7].
    В связи с этим, проблема семьи, семейного воспитания детей в соответствии с общепринятыми духовными ценностями особое значение приобретает в период изменения социальных структур и социально- экономических отношений. Традиции, обычаи, национальные ценности, идущие от наших предков, оказывают максимальное влияние на воспитание подрастающего поколения. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа.
    Семья как устойчивая социальная общность является важным фактором формирования личности. Она была и остаётся важнейшим воспитательным институтом, источником передачи социального опыта от поколения к поколению. Первые представления, понятия, навыки, отношения к людям, нравственные нормы поведения, чувства формируются в семье.
    Сложное становление личности с первых дней жизни ребёнка протекает в своеобразии сложных семейных и общественных отношений.
    Необходимость научного изучения данной проблемы обусловлена также повышением роли народных традиций и обычаев в формировании
    нравственных качеств детей в семье которых во многом зависит успешная реализация реформы образования [8]. Исходя из отмеченного, изучение народных традиций и обычаев, а также создание научного представления о продуктивности и эффективности воспитания детей в семье представляют собой важное значение для осмысления путей целостного формирования нравственных качеств детей в семье.

    1 Традиции и обычаи: международный и отечественный опыт
    «Традиция», «обычай», «обряд» – это важнейшие элементы культуры каждого народа. Неоценимая ценность традиций, обычаев в том, что они воспроизводят духовный облик конкретного народа, его важнейшие черты, сохраняют культурный опыт, накопленный из поколения в поколение, передают лучшее из духовного наследия народа потомкам. Именно благодаря традициям, обычаям народы отличаются друг от друга.
    Следовательно, традиция – это передача обычаев и обрядов от предыдущих поколений, направленная на духовный мир человека и выступающая как средство воспроизводства, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование нравственного и духовного облика человека, развивающегося в соответствии с этими отношениями [9].
    Понятие «традиция», используемое в контексте «традиции» и
    «обычаев», включает в себя огромное духовное наследие поколении.
    Критерий общественной значимости любой традиции, в том числе воспитания, должен соответствовать целям и задачам нравственного воспитания подрастающего поколения.
    Исследования народной педагогики показывают, что не только наша страна, но и соседняя Россия, Украина, Азербайджан, Узбекистан,
    Кыргызстан и ряд других зарубежных стран рассматривают народные традиции и обычаи как бесценное духовное богатство и жизненный опыт многих поколений как мудрость народа в области воспитания и образования не только детей, но и всего человечества [10].
    Следует отметить, что определённое время игнорировали проблему народной педагогики, многие традиции и обычаи рассматривались в историческом аспекте, а не в качестве воспитательных ценностей. По нашему мнению, эта позиция была своеобразной реакцией па религиозную концепцию народного воспитания и влиянием атеистического воспитания, проводимого в 20-80 годы. Многие материальные и духовные ценности рассматривались как «пережитки старой жизни», «антинародной». В результате чего семья постепенно лишалась многих положительных традиций и, естественно, воспитательного потенциала.
    Задачи совершенствования воспитательно-образовательной функции семьи определили потребность в усилении внимания к народным традициям и обычаям, как фактору формирования нравственных качеств личности.
    Вопросы семейного воспитания в научно – педагогической литературе освещены недостаточно. Те немногие исследования и публикации, которые проводились в разные периоды этнологами, педагогами, социологами и представителями других отраслей науки, касаются отдельных аспектов семейного воспитания и использования традиций и обычаев в воспитании детей.
    В изучении проблемы народных традиций и обычаев и их роли в воспитании и формировании личности мы опирались и на этнологические,
    этнографические, культурологические, философские, педагогические работы зарубежных и отечественных ученых и мыслетелей, как Абай Кунанбаев,
    Махмут Кашгари, Деде Коркыт, Ибрай Алтынсарин, Захир Ад-дин
    Мухаммед Бабур, Абильгази Бахадур Хан, Алихан Бокейханов, Ахмет
    Байтурсынов, Григорий Потанин, Узбекали Жанибеков, Абубакир Диваев,
    Алькей Маргулан, А.И. Левшин, Марко Поло, Чокан Валиханов, Т.Тажибаев,
    С. Кенжеахметулы, К. Жарыкбаев, С. Калиев, О. Озганбаев, М. Оразаев,
    М.Смаилова, А.К. Алиев, Н.А. Антонов, Ю.В. Бромлей, Н.П. Лобачова, В.Д.
    Плахов, И.В. Суханов и др. В мыслях и научных исследованиях ученых и мыслителей раскрываются закономерности возникновения и развития народных традиций, преемственность, взаимовлияние и взаимосвязь многих элементов народных традиций и обычаев прошлого с обычаями и традициями будущего [11]. При изучении проблем народных традиций и обычаев и их роли в воспитании и формировании личности мы опирались на этнологические, этнографические культурно-философские, педагогические труды ученых.
    Традиции и обычаи рассматриваются как механизмы передачи социокультурного опыта, преемственности поколений и его передачи, способствующие духовному развитию общества. В методическом проекте исследованы и представлены обычаи и традиции разных народов.
    Праздники, традиции, обычаи в Великобритании, США.
    Этикет, открытость – это обычаи и традиции, которые проявляются в общении с партнерами, начальниками, друзьями, родственниками и любимыми людьми
    [12].
    Во всех странах на общественных праздниках, которые являются официальными выходными днями можно увидеть национальные традиции.
    Например, праздники «День матери», «Пасха», «Рождество» отмечаются поздравлениями близких, друзей, коллег, торжественными церемониями, фестивалями и т.д.
    Национальные традиции можно разделить на несколько видов:
    - Национальные традиции: национальные праздники, религиозные праздники (утратившие свое первоначальное значение);
    - Народные праздники, традиционные обряды, посвященные к знаменательной дате: Традиции, связанные с личной жизнью (рождение ребенка, свадьба).
    Англичане – особый народ, поведение которого сложилось историческим образом. Английские традиции и обычаи известны всему миру. Англичане не показывают своих эмоций первому встречному. Они сдержанны, очень вежливы, поэтому не спешат сразу выражать свои эмоции.
    При этом очень чувствительный народ. Англичанин старается сохранять вежливость и рассудительность в любой ситуации.
    Британцы всегда спокойны и ведут себя взвешенно. В английских традициях это показатель высокого воспитания и порядочности.
    Англичане очень дисциплинированы и постоянно следуют принятым правилам. Они очень позитивные люди.

    В Великобритании семья является культурной ценностью, они любят проводить время дома с семьей. Семейные вечера важный аспект в жизни каждого англичанина. В традиционной английской семье постоянно хранятся семейные фотографии.
    Садоводство в английской культуре. Это неотъемлемая часть настоящей британской жизни. Они вкладывают много души и энергии в любимое хобби, именно потому территории у их домов всегда ухожены и радуют глаз. Особый уход британцы оказывают не только саду, но и домашним любимцам. Англичане гордятся тем, как они заботятся о детях. В школе воспитывают учащихся быть в гармонии с природой и прививают заботу и любовь к животным.
    Англичане любят и чтут свои праздники и традиции: они любят проводить языческие и христианские обряды,которые формировались веками, официальные государственные праздники, музыкальные и спортивные мероприятия. На сегодняшний день сохранились культурные обряды и традиционные обряды. Все английские праздники имеют свою историю, символику и обряды.
    Традиции японской нации. Индивидуализм японской нации отражен в национальном характере и традиционном образе жизни. Долголетие японцев, низкий уровень насилия в стране, однородность этнического состава населения - вот что на первый взгляд удивительно и вызывает особый интерес. В настоящее время Япония – единственная империя в мире, которая до сих пор почитает свои традиции и в то же время добивается успехов в развитии различных технологий и экономики. Причины такого невероятного сочетания наследия прошлого и достижений будущего – в исключительности национального характера японцев [13].
    Японцы отличаются консервативной позицией: они верны устоявшимся в древности обычаям и нормам поведения и не стремятся перенимать привычки и традиции других народов. Для них национальная идентичность – это особый статус, достойный соответствующего отношения
    – почтительного поклона, вежливости при встрече и прощании. В стране, где преемственность поколений играет важную роль, к старшим и наследию прошлого относятся с большим уважением. Получая полезные нововведения из культуры другой страны, Япония никогда не наносит ущерба своей национальной идентичности.
    Японская культура ориентирована на коллективизацию. Японцы проявляют привязанность к членам семьи, коллегам и другим социальным группам, в которых они проживают. В группах преобладает иерархия, в которой каждый знает свое место и сохраняет подчиненность по отношению к высшему уровню. Японцы смиренно и уважительно, с почтением относятся к старшим и более авторитетным людям. Такая коллективизация и стремление к улучшению условий жизни коллектива привели к соблюдению строгого этикета и кодекса вежливости.
    Японцы очень вежливая нация, каждый ее представитель с самого рождения относится к окружающим с уважением. Они сознательно не
    нарушают границы личности, поэтому не склонны интересоваться чужой личной жизнью, обсуждать ее с окружающими, оскорблять различными советами, и такое поведение им чуждо.
    Японцы возвышают чувства любви к труду, долга, ответственности и жертвенности. Для каждого японца свойственно умение вести себя как истинный и порядочный человек.
    Неотъемлемой частью японского менталитета является желание видеть красоту. Оценка красоты природы и плодов человеческого творчества является основой менталитета и культуры жителей Японии. Японцы не устают часами любоваться цветущими деревьями сакуры, закатом над
    Фудзиямой, безупречностью линий каллиграфии. Такая любовь к эстетике проявилась в таких искусствах, как икебана, бонсай, чайная церемония.
    Японцы особо ценят чайную церемонию. Главное в ритуале – мастерство наливания чая в чашки. Основа традиции заложена законами буддизма.
    Жители Страны восходящего солнца любят чайные церемонии и соблюдая все их правила получают от этого истинное удовольствие.
    Японская культура – это традиции, обычаи, присущие этой удивительной стране. Он поражает своей глубиной и оригинальностью.
    Одним из них является оригами – японское искусство складывания различных фигур из листов бумаги. С помощью оригами японцы демонстрируют свои идеи и свое отношение к «мелочам жизни». В японских школах приобщают учащихся к рукоделию, изготовлению изделий из бумаги, прививают им ловкость, быстроту и гибкость.
    Икэбана – древнее японское искусство создания цветочных композиций. Его основной принцип - естественная красота. В Японии есть несколько разных школ в направлении икебаны. У каждого из них свои законы. Японский букет состоит из трех условно обозначенных основных элементов: «sin, sue и hikae». Самые высокие ветви символизируют небо, короткие – человека, самые короткие – землю. Икебана показывает отношения между ними. Этот трехсторонний порядок порождает у людей стремление к совершенству и развитию. Каждое растение и цветок в икебане имеют свое символическое значение. Японцы почитают четыре «священных» растения – хризантему, орхидею, молодые ростки бамбука и дикую сливу
    [13].
    В учебно-воспитательном процессе в школе особое место занимает любовь к природе. На протяжении всего урока в школе, наряду с национальными ценностями, национальные традиции реализуются в тесном контакте с красотой природы.
    Китайские народные традиции и обычаи.
    Традиции и обычаи каждого народа уникальны по-своему. Китайская культура – одна из древнейших культур в мире, известная многочисленными обычаями с многовековой историей. Можно проследить сходство между китайскими и японскими национальными обычаями. Китайские обычаи уникальны для представителей западного мира.

    Чайная церемония. Чайная церемония занимает особое место в жизни китайского народа. Для них чаепитие – это не только потребление напитка, но и путь к внутренней гармонии и счастью. В китайском языке слово «чай» означает «самый умный из всех растений», а само действие «Гун Фу Ча» – это высокое мастерство чаепития. Чтобы полностью раскрыть вкус и аромат чая, используются определенные способы его заваривания, а также настроение и особая атмосфера: нежная мелодичная музыка, уютная атмосфера, изящная маленькая посуда [14].
    Отношение к числам. Китайцы известны своим суеверием и придают цифрам очень особое значение.
    Во-первых, они считают нечетные числа признаком неудачи и несчастья. Например, они никогда не назначат дату свадьбы нечетным числом. Особенность Числа 9 – символ жизни и счастья, но иногда число 9 рассматривается как счастливое и как несчастливое число.
    Во-вторых, китайцы очень любят четные числа. На праздники в Китае обычно дают четное количество предметов. Это правило распространяется и на денежные подарки, также оно связано с пожертвованиями на похороны.
    Китайцы очень любят цифру 6, что означает счастье и удачу. В казахских национальных традициях также есть традиции, связанные с числами. У китайцев есть ритуалы, связанные с числами 7, 9, 12, 40.
    Китайская культура, одна из древнейших культур в мире – Великая
    Империя, которая раньше славилась своими мыслителями и философами, а теперь Китайская Народная Республика, поразила мир своей красотой и величием. Китай славится не только разнообразием памятников древней культуры и архитектуры, но и самой китайской нацией. Это удивительная и уникальная нация, очень трудолюбивая, уверенная в своей идее и в своей приверженности ценностям. Еще одной заметной особенностью китайского народа является то, что в этой стране также преобладает свойство следовать древним традициям и обычаям своих предков, в этой стране традиции также считаются священными, как и во многих других народах мира.
    Одной из самых распространенных традиций в Китае являются семейные ценности. Семейные ценности – это не только единство общества, как мы думаем, но и обязательный шаг к обретению спокойствия в жизни и даже к успеху в потустороннем мире. Согласно китайским поверьям, глава семьи должен заботиться о своей непрерывности. Для семьи обязательным требованием является рождение ребенка. Это берет начало еще с древнего учения Конфуция. Стремление к рождению ребенка напрямую связано с патриархальными основами конфуцианства. Когда рождается мальчик, это большое счастье для отца семьи. Ребенок будет одет в халат из красной ткани и показан родственникам и соседям. Гости, пришедшие в дом новорожденного, дарят подарки только красного цвета, символизирующие радость и праздник. В день его рождения «маленькому» ребенку дают имя –
    Фу (богатство), Гуй (благородство), Си (счастье), Лэ (радость). Если в семье родилась девочка, то она не считалась радостью или счастьем. Для китайцев рождение девочки считалось неудачей. Девушкам часто дают такие имена,
    как До-цо (большая ошибка), Сан-до (лишний). В данное время в Китае имена девочек стали носить оптимистичный характер, и приравниваются к бабочкам или птицам [15].
    Китай – страна, которая сделала первые шаги к теоретическому осмыслению воспитания и образования как одно из государств, заложивших основы ранней цивилизации. Особое влияние на развитие педагогической мысли в Древнем Китае оказали Конфуций и его последователи. В настоящее время в китайском государстве в начальной школе все больше изучаются предметы об обществе и природе. Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни, воспитанию у каждого школьника чувства патриотизма. Особое внимание уделяется таким предметам, как родной язык, математика, мораль и этика, музыка, иностранный язык.
    Учащиеся 4-х классов работают 2 недели в году с посещением ферм, мастерских. Знакомится с жизнедеятельностью посещаемых мест. Кроме того, каждый учащийся обязан один день в неделю посещать праздничные вечера, культурные мероприятия, связанные с жизнью общества. Программа средней школы состоит из двух этапов. Это неполное среднее образование и полное среднее образование. Затем учащиеся обучаются в специальных школах технического и профессионального образования.
    Традиции и обычаи русского народа. Главное, что связывает русских с казахским народом – это широта души и духовая сила. Поскольку люди влияют на формирование национальной культуры, эти черты характера сыграли большую роль в ее становлении и развитии [16].
    Отличительная особенность российского народа – простота. Поскольку в древние времена жилища славян и их имущество часто подвергались разграблению или уничтожению, у русских наблюдается упрощённое отношение к бытовым вопросам. Еще одна отличительная черта русского характера – доброта. Уникальное сочетание добродушия, сострадания, терпимости и милосердия в максимальной степени проявляются именно у русского народа.
    У жителей России преобладает трудолюбие. Русские обычаи и традиции гармонично сочетают прошлое и настоящее. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней. Более всего старинные традиции чтят в маленьких деревушках и сельских поселениях, поскольку горожане ведут немного обособленный образ жизни. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.
    Семья. Русская семья с незапамятных времен чтит традиции своего народа. Ранее четко прослеживалась патриархальная структура, то есть мужчина – главный член семьи, и спорить с его мнением было строго запрещено.
    К девятнадцатому веку семейные ценности стали традиционными. В настоящее время российская семья старается придерживаться привычных обычаев [17].

    Гостеприимство. В России гостей всегда принимают с радостью. В подобном поведении в полной мере проявляется щедрость русской души и их сострадание.
    Каравай. Самое знаменитое мучное изделие на Руси. Выпечка символизировала благополучие, финансовой состоятельности. Его пекли на любые праздники. Встречать гостья с солью и хлебом это древняя традиция.
    Русские традиции, обычаи безграничны, многогранны. Традиции и обычаи рассматривались в трудах многих российских исследователей. Среди них можно назвать следующих авторов: М. Забылин, А.В. Терещенко, А.
    Коринфский, М.М. Громыко, Е. Авдеева, А. Платонов, Л.С. Лаврентьева и др.
    Масленица. Традиционный праздник на Руси, который отмечают на протяжении недели накануне Великого поста. В древние времена Масленица была не веселым гулянием, а обрядом почитания памяти усопших предков.
    Пасха. На Руси торжество свято чтили и ассоциировали с днем всеобщего равенства и милосердия. Накануне праздники девушки пекут куличи (сдобный пирог), красят яйца, украшают дома.
    Новый год. Праздник отмечается во всех семьях в ночь на тридцать первое декабря. Гости обмениваются подарками и поздравляют с началом нового года. Сначала гости провожают старый год, а потом встречают
    Новый.
    Рождество. Светлый праздник, символизирующий воскрешение и возвращение к жизни. Традиции этого торжества наполнены добротой, теплом и человечностью. Обычаи Рождества символизируют победу духовного над мирским. Рождество считается семейным торжеством, когда все родственники собираются вместе [18]. Особое внимание в российских школах уделяется воспитанию детей. Традиционной особенностью является развитие творческих способностей детей, а также они обращают внимание на их таланты. В детских садах занятия проводятся по рисованию, пению, лепке, танцам и др. В центре внимания находятся вопросы воспитания детей в национальных традициях и обычаях, возвышения национальных ценностей, привития нравственных качеств. Школьникам прививается свобода в высказывании своего мнения. Акцентируют внимание на умственном воспитании учащихся [19].
    Традиции и обычаи казахского народа.
    Как и национальные традиции и обычаи других народов, национальные традиции, культура, искусство, обычаи и обряды казахского народа уникальны и занимают важное место в воспитании подрастающего поколения. Система обычаев и традиций любого народа является результатом его многовековых воспитательных усилий. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свое поведение и психологию в череде сменяющих друг друга поколений. Поэтому преемственность традиций – это закон общественной жизни. А что такое
    «преемственность»? «Преемственность – объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Традиции автоматически не
    переходят из одного поколения в другое, их нужно сохранить, связать с реальностью, и только тогда они станут действенным средством формирования личности. Они формируются на основе тех видов деятельности, которые неоднократно подтверждали свою социальную и самобытную значимость.
    Традиции объединяют преемственность поколений, поэтому от этого зависит духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность прошлых и будущих поколений основана на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Народа на самом деле объединяет только традиция. Достижение согласия между традицией и современностью становится актуальной проблемой науки. Традиция сейчас способствует восстановлению утраченного наследия, восстановление такого старого наследия является настоящим средством воспитания человечества.
    Отношение к традициям, идущим от предков, открывает перед подрастающим поколением духовные ценности и возможности приобщить их к быстро меняющемуся современному миру. Это традиции вышедшие из исторических глубин национального сознания, которые являются фундаментальным капиталом народа, достигшего современной стадии научно-технического прогресса. Благодаря этим традициям можно назвать национально-нравственные требования казахского народа:
    - требование любви к родной земле, народу, Родине.
    - требование справедливости, честности, доброты, любви и великодушия, чести и самооценки, защиты истины, защиты слабых, самоотверженной помощи в беде, сострадания.
    - требования трудолюбия и мира, верности дружбе, гостеприимства, щедрости, бережливости, уважения к людям труда, старшим, младшим, женщинам [20].
    Для казахского народа рождение ребенка – это большая радость, праздник. Казахский народ,уделявший особое внимание воспитанию детей, полностью сохранил и придерживается традиции и обычаи. Традиции и обычаи, связанные с ребенком, продолжают передаваться из поколения в поколение и по сей день. Это: суюнши, наречение, укладывание ребенка в колыбель, шильдехана, резание пут, обрезание, оседлание лошади, проводы, прокол ушей девочки и т.д.
    Сүйінші сұрау дәстүрі – радостная весть. Человеку, принесшему радостное известие хозяин говорит: «бери, что пожелаешь» или дарит что-то по своему усмотрению. При словах «сүйінші» каждый сразу догадывается, что человек принес добрую весть.
    Балаға ат қою дәстүрі – Наречение. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Ребенку стараются дать красивое имя или имя знаменитого человека, чтобы он стал похож на того человека. При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорожденного (бата). Вместе с тем, родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена часто давались в зависимочти от обстоятельств, имевших место при рождении
    ребенка.
    Бесікке бөлеу дәстүрі – Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесікке салу» («укладывание в колыбель»).
    Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к ее изголовью привязывают амулет, который, согласно поверью, будет защищать его от злых духов.
    Шілдехана дәстүрі – той (праздник), устраиваемый при появлении на свет младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями; говорят:
    «құтты болсын». Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре, угощаются. Шілдехана – праздник в честь новорожденного.
    Тұсау кесу дәстүрі – Разрезание пут. Этот ритуал проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком или веревкой, сплетенной из травы, разрезать которые доверяют энергичному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни.
    Ритуал заверщается тоем.
    Ашамайға мінгізу дәстүрі – Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укращенного коня, провозглашая, что отныне он жигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности.
    Заодно ребенка приобщают к труду.
    Тоқым қағу дәстүрі – по случаю первого выезда мальчика родители принесят жертвоприношение – режут барана, готовят еду и накрывают для друзей и близких хороший дастархан, во время которого поются песни и обязательно говорятся пожелания отъезжающему. Готовят для ребенка специальную конскую упряжь, учат ребенка трудовому воспитанию, семейному хозяйству и т.д.
    Қыз баланың құлағын тесу дәстүрі – Традиция прокалывания ушей девочки – девочкам от 3 лет проводили прокалывание ушей – құлақ тесу.
    После прокола в уши вдевались шелковые нити, а когда ранки заживали, нити убирались и вместо них вдевали маленькие серьги из серебра, иногда – с перламутром. Также устраивался праздник в честь девочки, домой приглашали гостей.
    Қыз ұзату дәстүрі – Традиция кыз узату – родители совершали все обряды перед проводами дочери, пели «Сынсу». Сынсу – один из самых распространенных видов бытово-обрядовых песен у казахского народа.
    Накануне отъезда девушки к жениху, невеста ездила ко всем родственникам, как бы прощаясь с ними, и пела сынсу– песнь о горькой девичьей судьбе.
    Родственникиугощали ее разными блюдами, а на память дарили подарки.
    Құда түсу, сырға салу, құйрық бауыр жегізу – это обычаи, которые дошли до наших дней, сохранились и получили широкое распространение.
    Казахский народ славится своим гостеприимством. Казахи говорят

    «Қонақ келсе, құт келеді» и всегда сохраняли все самое вкусное для гостей.
    Встречать, провожать гостя было очень важно. В семье почти все обхаживали гостья, служили ему. «Құдайы қонақ» – это человек, который в дороге останавливается в любом доме. Его встречают с особой почестью, перед отъездом задаривают подарками.
    В казахской семье особое внимание уделялось воспитанию мальчиков и девочек. Уважение к старшим, не пересекать дорогу старшим, уважение к родителям, любовь к родной стране, земле это традиции которые имеют высокое воспитательное значение, также казахи очень дорожат честью и достоинством, всегда высоко ценили нравственность, ответственность, настойчивость и доброту, любовь и порядочность, уважение и почтение и т.д.
    [21].
    Айтыс – это жанр устного народного творчества, который имеет свое особое место и сегодня. Айтыс – самый сложный из жанров поэзии.
    Традиционное искусство, проникнутое духом и душой казахского народа.
    Мухтар Ауэзов назвал айтыс барымтой (поединком) слова, передавая тем самым его национальную особенность. За вышедшими на такое состязание акынами стоял народ. Во время словесной схватки нужно было блистать словесным искусством, уметь защитить честь рода, и напряжение акынов в эти моменты было сродни лихим действиям барымты. Айтыс – поэтическое искусство. Место, где он оттачивают свои знания. Поэтому каждый поэт, выступающий с речью, прекрасно понимал эту ситуацию и с большой готовностью подходил к ней.
    Национальные игры. Казахские национальные игры имеют большое воспитательное значение. Национальные игры делятся на пять видов. Это: игры, связанные со зверями, связанные со скотом, играемые с различными предметами, требующие интеллекта, ловкости и гибкости. Самые основные из них насчитывают более ста видов.
    «Көкпар», «Қыз қуу», «Қазақша күрес», «Алтыбақан», «Аударыспақ»,
    «Теңге алу», «Ақсүйек», «Аламан бәйге» и др.
    Основная цель казахских национальных игр направлена на правильное физическое воспитание, повышение спортивного мастерства и возможностей.
    Это позволит также познакомить с боевой историей нашего народа, с жизнью и примером тех батыров, которые оставили неизгладимый пример мужества, воспитать достойное, сильное, мужественное поколение, способное защитить свою землю, свою страну.
    Национальные праздники: Наурыз, праздник Ораза айт, праздник
    Курбан айт, после обретения независимости отмечается
    «День
    Независимости». На национальных праздниках прославляются казахские национальные традиции, обычаи, разыгрываются национальные игры, национальные песни, танцы, фестивали всенародных гуляний.
    Забытые в настоящее время национальные традиции:
    Сыралғы. «У батыра – на прощанье, у охотника – на удачу», – пословица. У охотника или сокольничего, возвращающегося с добычей, просят «сыралғы» и те охотно удовлетворяют просьбу. Обычай нарушать
    нельзя.
    Көгентүп (Көгендік) – обычай. Если в гости приезжает родственник или хороший знакомый с ребенком, то хозяин дома в знак уважения и любви дарит ребенку живую игрушку – теленка, жеребенка или ягненка.
    «Көгентүп» - обычай, прививающий детям родственные чувства.
    Бәсіре атау – один из древнейших обычаев. Молодняк, которого родители выделели для своего ребенка в подарок, называют «бәсіре».
    Обычно этот подарок используется для для нужд ребенка, на радостные события в жизни ребенка.
    Нәзір – благословение на трудовое начинание. Перед тем, как заняться постройкой нового дома, перед посевной и другой нелегкой и ответственной работой каждый человек, желая удачи начинанию, устраивал «нәзір», т.е. резал барана, оповещал аулчан о своих намерениях приглашал гостей.
    Посвящая «Құран» умершим, он просил у присутствующих благословения.
    Собрашиеся благословляли его, желали удачи во всем, выражая благодарность за приглашение. Добросовестное отношение казахов к каждому начинанию, обстоятельность, преданность делу подтверждает такая традиция.
    Үме – трудовая помощь. Тяжелую, трудоемкую, работу аулчане, члены рода выполняли совместно. Один из видов коллективной работы («үме») заготовка на зиму корма для скота. Хозяин приглашает жигитов, физически сильные молодые люди принимаются косить, становясь в ряд по 20-30 человек, и быстро справляются с работой.
    Сірге мөлдіретер – перед окончанием периода дойки кобылиц, собрав последний кумыс, приглашают уважаемых аксакалов и старушек. «Сірге мөлдіретер» (сірге жияр) – последний кумыс. Традиция последним поделиться с ближними говорит о щедрой душе казахского народа [22].
    Гений Абай Кунанбаев оставил богатое наследие в стихах и словах назидания о традициях, обычаях, поведении, быте казахского народа. Его стихи «Жаз», «Ескілік киім», «Шоқпардай кекілі бар қамыс құлақ»,
    «Қансонарда бүркітші шығады аңға» и многие другие отражают яркие проявления национальной самобытности.
    Выдающийся просветитель Ибрай Алтынсарин – большой ученый- этнограф, изучивший быт и обычаи своего народа, написал несколько научно-познавательных работ и сочинений. В работе «Орынбор ведомствосы
    қазақтарының құда тұсу, қыз ұзату және той жасау дәстүрлерінің очеркі» описывает национальные традиции и обычаи.
    Ахмет Байтурсынов написал огромный труд в области казахской культуры, искусства, науки. Большое внимание он уделял устной литературе и культуре народа, составил «23 жоқтау» (поминальные песни) и написал сложный труд под названием «Қазақ мәдениеті».
    Известный ученый историк, этнограф Алькей Маргулан, глубоко изучив памятники культуры, археологические, этнографические сокровища казахской степи, в своих многочисленных трудах, как «Ежелгі Қазақстан
    қалалары мен құрылыс өнерінің тарихынан», «Орталық Қазақстанның ежелгі
    мәдиниеті», «Хандар жарлығының тарихи әлеуметтік мәні» и др., сделал важные открытия о народном искусстве и культуре, бытовых обычаях и традициях.
    Чокан Уалиханов оставил в своих трудах и очерках «Қазақтар туралы жазбалар», «Көне замандағы қазақтың қару-жарақ, сауыт-саймандары»,
    «Қазақтың көші-коны» и др. письменные свидетельства о политико- социальном, культурно-бытовом укладе жизни, обычаях и традициях казахской степи.
    В настоящее время процесс формирования традиций и обычаев сложен и многообразен: он сочетает в себе спонтанность и сознательность, целеустремленность и последовательность. Поэтому воспитание стало главным фактором, стержнем всей педагогической стратегии. Оно осуществляется обществом и всеми его социальными институтами: семьей, дошкольными учреждениями, школой, социальными общественными организациями, неправительственными организациями.
    Очевидно, что в практике средней школы мы используем традиции и обычаи при проведении национальных праздников и национальных игр, таких как праздник «Наурыз», направленный на нравственное воспитание детей в сотрудничестве с семьей. В дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах должны быть созданы специальные программы воспитания. В ней с учетом условий местности, существующих традиций и обычаев можно знакомить с трудовой деятельностью, общественными явлениями, праздниками, особенностями окружающей природы и сочетанием народного опыта с современными знаниями об обществе, культуре, технике, которыми дети занимаются в силу возрастных особенностей детей, подростков (хлопководы, животноводы, садоводы, посевы и огород и др.). В решении этой задачи принимают участие ученые с богатым опытом и высокой профессиональной подготовкой, ведущие учителя начальных классов и воспитатели дошкольных учреждений.
    В каждой семье есть воспитательные возможности семейных традиций, история семейного поколения и жизненные практические навыки. А дедушки и бабушки – источник жизненного опыта и мудрости. Они нуждаются в помощи и заботе в старости, пробуждают в молодежи чувство сострадания, ответственности, доброты. В свою очередь, пожилые люди передают традиции, образ жизни, этику жизни и воспитание молодежи.
    Соблюдение семейных традиций и обычаев:
    - способствует выполнению родителями своих обязанностей по формированию и воспитанию личности ребенка с учетом требований общества;
    - родители учат детей различным приемам придерживаться традиций и обычаев в повседневной жизни;
    - традиции наблюдения за поведением и деятельностью детей (игровая, трудовая, учебная) способствуют установлению нормальных отношений между членами семьи;

    - семейные традиции, обычаи способствуют стабильности в семье и ее нравственному здоровью. Семейные праздники, хобби, общие интересы объединяют семью;
    - устанавливает не только преемственность поколений, но и сотрудничество человеческих отношений. Человек должен знать свое родство, семь поколений. Человек должен не только хорошо жить, но и чувствовать преемственность поколений, помнить об обычаях, обрядах, оставшихся от предков.
    Особое значение имеет встреча с людьми, у которых большая часть жизненного уклада и опыта прошли через народные традиций и обычаи на протяжении долгих лет. Являясь природным носителем национальных традиций, обычаев, каждая их мысль берет свое начало в пословицах, афоризмах, стихах классиков литературы, личной жизни. Именно выявление, изучение эффективности национальных традиций и обычаев с точки зрения современных потребностей имеет не только познавательное, но и большое практическое значение для совершенствования нравственного воспитания детей в семье, дошкольных учреждениях, школах.
    В воспитании детей пословицы и поговорки имеют большое национальное воспитательное значение. Пословицы как результат исторического опыта народа постоянно используются в семье, дошкольных учреждениях, школе (в учебники начальных классов вошло множество народных традиций, пословиц, поговорок). Родители широко используют пословицы и поговорки с учетом задач, педагогических ситуаций, возрастных особенностей детей.
    Мы должны с раннего возраста учить детей не только слушать и понимать пословицы, но и использовать их в жизни. Пословицы и поговорки показывают, что использование в нравственном воспитании детей как прогрессивной традиции казахского народа передается из поколения в поколение.
    В процессе воспитания сказки, пословицы и поговорки очень важны как средство словесного воздействия на нравственные чувства, сознание и поведение детей.
    В народных пословицах и поговорках, легендах и сказках, песнях и былинах, созданных на родном языке нации, а также в национальных обычаях и традициях, развлечениях и свадьбах заложены глубокие нравственно-этические, патриотические идеи, отражены трудовое, физическое, умственное, эстетическое воспитание, этно-педагогическая культура и менталитет их создателей. Об этом мы можем узнать из исследований ученых, изучающих народные произведения, что «с незапамятных времен фольклор был важнейшим компонентом истории народа, философии и народной педагогики».
    В казахском фольклоре специфика национального воспитания, его социальная значимость носят естественный характер. Основные направления народного воспитания в нем:
    - трудовое воспитание в различных аспектах;

    - духовно-нравственное воспитание;
    - готовность к выполнению гражданских обязанностей;
    - подготовка к семейной жизни;
    - умственное развитие и т.д. Традиции, обычаи и обряды являются основным средством национального воспитания, а фольклор
    – составляющим их интегрирующим компонентом. Он является средством накопления и распространения знаний, выражения и передачи из поколения в поколение духа народного воспитания. Конечно, передавая фольклорный материал, воспитание через национальные традиции открывает возможности подрастающего поколения.
    Специфика использования добрых, вежливых слов в нравственном воспитании дошкольников и положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка пробуждает радостное настроение, чувство любви к окружающим, нежности, заботы, нормы и правила поведения, веру в силы и возможности, необходимые для овладения нравственными чувствами и идеями.
    Важно влиять на сознание и чувства детей в преодолении привычек и идей, связанных с негативным образом жизни, путем сохранения общественных, семейных, национальных традиций и обычаев и совершенствования существующих общественных, семейных традиций и обычаев. Они поднимают отношения людей в обществе, семье, быту на новый уровень, помогают жить лучше, быть духовно и материально богаче, воспитывать детей на высоком уровне моральных норм и принципов [29].
    В обществе бытует мнение, что изучение и развитие традиций и обычаев является обязанностью только этнографов и специалистов по культурологии, философии. Однако это не так. Школа и семья должны участвовать в исследовании, развитии совместно с обществом, так как они занимаются одной из важнейших задач общества – воспитанием и развитием личности будущего, совершенного поколения.
    Эти ситуации определяют формирование у обучающихся традиций и
    обычаев:
    - любовь к родному языку, полное его усвоение, чтение художественных произведений и книг;
    - знание истории своего народа, страны, землю, этническую принадлежность и национальных героев;
    - знание национальной культуры (национальная еда, одежда, многое другое), современной национальной художественной культуры;
    - знание и поддерживание национальных традиций и обычаев;
    - знание народных песен, сказок, легенд, национальных игр.
    В то же время казахский народ стремился воспитать «полного
    человека», у которого есть много умений и навыков, с хорошим характером,
    чистой совестью, физически здорового, нравственного, талантливого,
    разносторонне развитого человека.
    Родной язык любого народа имеет большую духовную ценность, он включает в себя богатый опыт национального мышления, национальной
    мудрости, изобретательности; он отражает богатые исторические периоды своих носителей, благодаря которым опыт человеческой жизни передается из поколения в поколение. За каждым языком стоит целая культура народа, в которой отражается национальная картина мира.
    Традиции народной педагогики имеют национальный характер: своя педагогическая культура каждого народа присуща только ему и основана на его культуре, психологии, философии и трудовых традициях. Следовательно, целесообразно воспитывать подрастающее поколение через национальные традиции. Вместе с тем ядро народной педагогики разных национальностей – это общность и общечеловеческие ценности исторических условий развития каждого народа. Например: казахское национальное воспитание было направлено на подготовку детей и подростков к взрослой жизни. По своей направленности они способствовали воспитанию отношений в обществе; формированию умений, навыков, привычек и личностных качеств (уважение, справедливость, честность, правдивость, щедрость, доброжелательность, отзывчивость, доброта, уважение к старшему, любовь и др.). Формы выражения этих традиций: поведение, поступки, повседневные дела, отношения, мнения, ориентиры, ценности, обычаи и обряды. В семье впитывались в ребенка традиции, связанные с трудовым, нравственным, этическим, эстетическим и духовным воспитанием. Все, что присуще казахскому национальному воспитанию, встречается и в педагогике образования других народов. Как мы видим в изучении отечественного и зарубежного опыта, национальная педагогика, традиции и обычаи имеют много общего, но в каждой нации доминирует национальная идентичность.
    Педагогическая культура разных народов:
    - национальная педагогика основана на идеалах добра, истины, красоты, справедливости, правды жизни – Народная педагогика направлена на формирование гармонично развитой личности, как свободного члена коллектива, стремящегося к взаимопониманию и взаимопомощи, ищущего счастья в общении с людьми;
    – в национальной педагогике воспитание личности начинается с раннего детства и охватывает все возрастные периоды, при этом меняется роль человека в воспитании: в младенческом возрасте на первое место выходит сущность всеобщей заботы, во взрослом и старческом возрасте – человеческие отношения и нравственные качества, трудовая деятельность и роль в семье;
    – национальная педагогика всех этносов и национальностей характеризуется многообразием методов воздействия на обучающегося; важнейшей особенностью национальной культуры всех народов является воспитание детей во взаимодействии с природой. Общение с природой воспитывает в ребенке наблюдательность, чувство доброты и сострадания, любовь и жалость ко всему живому, умение видеть прекрасное, способствует совершенствованию его физических качеств, таких как выносливость, ловкость, благополучие, учит быть внимательным ко всему окружающему.

    Известно, что особенности исторического развития и условия жизни населения оказывают сильное влияние на содержание и факторы воспитания, традиции и обычаи. Например, в Англии воспитание ориентировано на идеал мужчины, характеризующийся физической закалкой, сдержанностью, культурой поведения, ответственностью. В Германии особое внимание уделяется воспитанию внимательности, дисциплинированности, трудолюбия, а в Японии – традиции как фактор национального воспитания послушания старшим в развитии духа солидарности. В США – воспитание зависимости и индивидуального духа, в системах образования прослеживаются и общие направления, вытекающие из генетически обусловленных основных потребностей человека и связанные с социализацией личности. Воспитание является наиболее сложным явлением, поскольку оно тесно связано с языком, культурой и бытом карачаевцев и народов Северного Кавказа.
    Национальные особенности, национальный характер, национальное сознание каждого народа формируют национальную идентичность: способность к труду, защите свободы и независимости страны, заботе о чести и достоинстве человека, к общественной жизни, уважению прав других людей, братству и любви, самопознанию, самосовершенствованию, развитие национального духа всесторонне развитой личности – главная цель национального воспитания.
    Традиции – это представления, взгляды, вкусы, жизненные позиции, передаваемые из одного поколения в другое, унаследованные от предыдущего поколения, и т.д. Национальные традиции - определяются как устойчивые элементы социального и культурного наследия, проявляющиеся во всех сферах жизни, присущие этнокультурным особенностям той или иной нации. Национальные традиции обладают высоким духовно- нравственным и воспитательным потенциалом, поэтому могут стать одним из источников духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта