Главная страница

музыка. Протокол от 2021г. Утверждаю зав филиалом И. В. Потапова


Скачать 150.7 Kb.
НазваниеПротокол от 2021г. Утверждаю зав филиалом И. В. Потапова
Анкормузыка
Дата27.08.2022
Размер150.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламузыка.docx
ТипПротокол
#654355
страница13 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Приѐмы игры на баяне


Изучение приемов игры Различные приемы игры очень важны для исполнительства на баяне. Игра без них скучна, бедна и однообразна. Работе над различными приемами игры в классе специального инструмента следует уделять постоянное внимание на протяжении всего курса обучения.

К приемам игры относятся:


  • различные штрихи - легато, стаккато, нон легато;




  • приемы игры мехом – деташе, тремоло мехом, триоли мехом, рикошеты, вибрато;




  • приемы звукообразования - это различные динамические оттенки - f, mf, p, mp, ff, pp, sf, crescendo, diminuendo, содержательное звукоизвлечение.

Штрихи. Штрихами называют способы извлечения звука, обусловленные различными приемами нажатия пальцами клавиш, движения кисти, руки и меха. Исполнение тех или иных штрихов вытекает из содержания исполняемого произведения. Для выполнения различных штрихов следует прежде всего понять характер взаимодействия правой (владение грифом) и левой руки (ведение меха). Игра штрихами требует определенных технических навыков, связанных с развитием двигательной функции у исполнителя. Наиболее употребительными являются штрихи: легато, стаккато, нон легато.

Приемы игры мехом. Разжим и сжим лежат в основе специфических баянных приемов игры, чрезвычайно эффектных, колоритных, придающий особый блеск виртуозным произведениям. Наиболее часто употребляемые приемы игры мехом на баяне: деташе, тремоло мехом, триоли мехом, рикошет, вибрато.

Деташе (франц. - отделять) – исполнение каждого звука на разное направление меха.

Тремоло. Этот прием встречается наиболее часто. Исполняется быстрым равномерным чередованием разжима и сжима на звуке или аккорде.
Триоли мехом – исполнение аккорда (звука, созвучия) чередованием разжима и сжима, причем сильная доля поочередно звучит то на разжим, то на сжим.

Каждый аккорд (звук, созвучие) берется отдельно, снятием руки. Рикошет. Характерным моментом при исполнении рикошета является равномерное чередование ударов верхней и нижней частью меха.

Существуют рикошеты:

  • трехдольные (со снятием руки с клавиш и без снятия),

  • четырехдольные,

  • пятидольные (с применением не только верхней и нижней частей меха, но и всех четырех сторон).

Вибрато - прием игры, в большей степени распространенный на струнных смычковых инструментах. В отличие от струнных, где вибрато является звуковысотным колебанием струны, на баяне вибрато является колебанием динамики. Принцип его исполнения на баяне сводится к воздействию на мех пальцами правой руки или левой руки или обеими руками одновременно.

Два важнейших условия выполнения различных приемов игры мехом:


  • ощущение легкости и раскованности в левой руке; левая рука должна выполнять движения по диагонали: разжим – влево-вниз, сжим – вправо- вверх.

  • Различие в уровне подготовки выпускников (как и всех учеников предыдущих классов) выражается лишь в степени овладения технической беглостью, в яркости и многогранности динамической шкалы звука, извлекаемого на инструменте, в масштабности и концентрации технических и художественных трудностей в одном произведении.

Приемы игры мехом обретают все большую популярность в исполнительской практике баянистов. Они значительно обогащают арсенал художественно-выразительных средств инструмента. Вместе с тем любые средства никогда не должны превращаться в самоцель. Все эффектные приемы игры мехом следует направлять на достижение конкретного образного содержания.

    1. Работа над техникой



Техника в широком понимании — основа исполнительского искусства, важнейшее средство для передачи художественного содержания произведений.Техника в узком смысле — точность и быстрота, рациональность пальцевых движений.

Основой развития двигательной техники являются гаммы, арпеджио, аккорды, этюды и специально подобранные упражнения. Систематическая и

целенаправленная работа над инструктивным материалом поможет учащимся овладеть навыками, необходимыми в исполнительской практике. Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над разнообразными упражнениями. Чтобы эта работа была привлекательной для ребенка необходимо, чтобы он ощущал в них определенный музыкальный смысл. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие- нибудь названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям. При исполнении упражнений важно тренировать пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и ясности артикуляции.

Игра гамм, арпеджио, аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Систематизированные требования технического минимума конкретизируют задачи каждого года занятий, требуют от ученика овладения определенными навыками игры.Игра гамм преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев.

В дальнейшем перед учеником ставится задача постепенного прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам. Технически развиваясь от класса к классу, учащийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за четкостью и ровностью звучания мелодической линии. В старших классах гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и различные ритмические группировки. Дети, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя материал следующего года обучения.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития школьника. Для полноценного технического развития ученика необходимо

использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.

    1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта