музыка. Протокол от 2021г. Утверждаю зав филиалом И. В. Потапова
Скачать 150.7 Kb.
|
Методические рекомендации преподавателямЧетырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей баяна, рассказать о выдающихся баянистах, лауреатах Международных конкурсов. исполнителях и композиторах. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и современных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). ПриложенияПравильная постановка инструмента и рук. С первых же уроков нужно усвоить правильную естественную посадку. Ученик должен сидеть на твердом стуле, ближе к краю, с некоторым наклоном вперед. Стул необходимо подобрать по росту ученика. Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расслаблено, а собранно. Не следует допускать напряженности в спине, наклона назад или сутулости, т.к. это мешает учащемуся найти ощущение естественной свободы в движениях, необходимых при игре. Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить перед учащимся на уровне глаз. Инструмент должен находиться в вертикальном положении на трех точках опоры: Ноги. Они раздвинуты - левая нога, на которую опирается мех, чуть впереди, правая – позади (но не под стулом). Ноги должны стоять на всей ступне и не подниматься на носок, т.к. это ведет к зажатию мышц. Точка в бедре. Правая клавиатура баяна должна иметь точку опоры с тем, чтобы при сжиме меха инструмент оставался на месте. Грудная клетка. Верхняя часть инструмента опирается на грудную клетку. При такой постановке инструмента нет ощущения отстраненности при игре — наоборот, учащийся как бы прирастает к инструменту, влияет на процесс исполнения Педагог должен также подогнать ремни к плечам ученика и следить, чтобы ученик не поднимал плечи и не наклонялся из стороны в сторону при разжиме и сжиме, а также, чтобы одно плечо не было выше другого. Основным критерием правильной постановки рук является природная естественность и целесообразность движений. Если мы в свободном падении опустим руки вдоль туловища, то пальцы приобретут естественный полусогнутый вид. Такое их положение не вызывает ни малейшего напряжения в области кистевого аппарата. Согнув руки в локте, мы обретаем исходную позицию для игры на баяне. Тыльная сторона кисти и предплечье образуют почти ровную линию. Одинаково вредны статичные положения руки с выгнутым или вогнутым запястьем. Гибкое запястье помогает кисти «дышать», следовать за всеми изгибами мелодической линии. Левая рука, разумеется, имеет некоторое отличие в постановке, однако ощущение свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечья и плеча должно быть одинаковым для обеих рук.Из урока в урок педагог должен контролировать все постановочные моменты. Это, в свою очередь, создаст благоприятную базу для работы над свободой технического аппарата. |