Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Особенности работы с художественно-одарёнными детьми. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Исходя из вышесказанного хочется отметить основные направления в работе педагога с художественно- одаренными детьми: - Нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного. - Обогащать окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий - Обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем. - Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе: уметь наблюдать за детьми; воспринимать выражение глаз ребят, их мимику; обращать внимание на поведение и на настроение; быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе; учиться видеть себя со стороны глазами детей. Похожая статья: Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми - Педагогу нужно стремиться поставить себя на место ребенка, честно признавать свои ошибки и чаще контактировать с детьми в свободное время. - Нужно уметь слушать детей, быть инициативным и щедрым на одобрение, похвалу, поощрение. - Понимать и уважать ребенка, анализировать ошибки своих сверстников и свои, обращая внимание на взаимоотношения детей в коллективе. Педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться. Особенности работы преподавателя изобразительного искусства в системе дополнительного образования (кружковая работа). Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творческих детей. Работа с такими детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное создание условий для максимально возможного развития творческих способностей творческих детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах. Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар. Кружковая работа имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность и учат осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая работа имеет свою индивидуальную неповторимость. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов. Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность в кружковой работе так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар. Итак, сформулируем следующие общие выводы: 1. Творческий потенциал представляет собой интегративную характеристику личности, характеризующуюся единством познавательного, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, подлежащих развитию в целенаправленно организованных условиях внеурочной деятельности. Развитие творческого потенциала школьников обусловлено: а) включением в доступную творческую деятельность, значимую для самого школьника, отвечающую его интересам и создающую возможность для самореализации; б) наличием системы педагогического сопровождения школьников во внеурочной деятельности, обеспечивающего актуализацию их способностей, потребностей в саморазвитии и положительных ценностных приоритетов. 2. Творческий потенциал достигается при учете возрастных особенностей подросткового возраста, проявляющихся в личностной и мыслительной активности, стремлении к общению, признанию, самореализации и самоутверждении. 3. Положительная динамика развития творческого потенциала обеспечивается поэтапным усложнением содержания деятельности школьников в условиях кружковой работы. Особенности процесса развития творческого потенциала школьников включают: проблемность, личностную значимость, социальную ценность результата для системы школы в целом, эмоциональную привлекательность деятельности. 4. Специфика форм и методов педагогического сопровождения внеурочной деятельности, направленной на творческое развитие, заключается: в приоритетах сотрудничества и партнерства, создании ценностно-целевого единства учителя и учащихся во внеурочной деятельности, «безотметочной» технологии оценки деятельности, сочетании групповых и индивидуальных форм обучающего взаимодействия, поддержании ситуации успеха. Профессиональная компетентность, компетенции преподавателя изобразительного искусства в области обучения и воспитания учащихся как критерий качества художественно-педагогического образования. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность». В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся: интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию; информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах; рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Виды учебной деятельности на урока изобразительного искусства. Практическая художественная деятельность на занятиях по изобразительному искусству включает работу с натуры и на темы графическими и живописными материалами. Большое значение здесь необходимо придавать рисованию по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений на основе воображения и фантазии школьников. Работа с натуры начинается с первого класса. Этот вид учебной деятельности позволяет школьникам не только изучать форму, пропорции, конструкцию предмета (в пределах возрастных особенностей), его цветовую окраску, положение в пространстве, объём. В процессе рисования с натуры у них развивается наблюдательность, умение видеть необычное в обычном, повседневном, активно происходит накопление разнообразных зрительных представлений об объектах действительности. Объектами для рисования служат предметы природы (фрукты, овощи, листья, цветы и т. д.), предметы труда и быта (крынка, чашка, кувшин и т. д.). Главное в работе на темы - развитие у учащихся способности видеть окружающий мир образно, формирование умений языком изобразительного искусства выразительно передавать свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном, прочитанном. В процессе рисования на темы, иллюстрирования литературных произведений школьники изучают основы композиции, осваивают живописные и пластические возможности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, учатся понимать их роль в создании художественного образа, трансформировать реальные формы действительности в соответствии с замыслом композиции. Лепка (скульптура) имеет наибольшее значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет большую роль в развитии изобразительной деятельности детей. Занятия лепкой опережают другие виды изобразительной деятельнос-- ти в трактовке формы, пропорций пространственно- пластических взаимосвязей целого и его частей. На занятиях по декоративно-прикладной деятельности необходимо раскрывать значение народного искусства в жизни этноса. Эстетически выразитель - ные художественные изделия народных мастеров помогают прививать школьникам любовь к родному краю, ценить традиции родных мест. Учебная работа на занятиях по декоративно-прикладному искусству базируется на знаниях школьников об основных свойствах и средствах композиции, цветоведения, изучении выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Практические занятия необходимо строить по принципу от простого к сложному, от выполнения отдельных технологических операций по художественной обработке материалов к творческим работам декоративно-прикладного характера. |