Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования. Весомый вклад в становление художественного и художественно-педагогического образования Беларуси внёс Витебск. На рубеже XIX-XX вв. он был одним из крупнейших промышленных центров СевероЗападного края Российской империи. В городе регулярно гастролировали известные музыканты, театральные труппы, был создан симфонический оркестр. В художественной жизни Витебщины принимали активное участие такие известные живописцы, как И. Репин, Ю. Клевер. В этот период в Витебской губернии на педагогическом поприще трудились десятки квалифицированных художников-педагогов, которые получили среднее и высшее художественное образование в учебных заведениях Москвы, Петербурга, Миргорода, Пензы, Вильно и других городов Российской империи, а также за границей. Важное место в этой связи занимает школа рисования Ю. Пэна. Помимо своих учеников, которые впоследствии стали известными художниками не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами, Ю. Пэн оставил после себя солидную коллекцию работ. Юрий Моисеевич Пэн (Юдель Мовшевич Пень) - выпускник Петербургской академии художеств, прибыл в Витебск по приглашению губернатора В. А. Левашова. В 1897 г. он открыл в городе школу рисования. Обучение в школе длилось от одного до шести месяцев, строилось на академических принципах, включало рисование геометрических орнаментов, гипсовых фигур, живопись с натуры, работу на пленэре. Одни воспитанники школы учились рисунку и живописи «для себя», другие - чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в средние или высшие художественные учебные заведения. После революции 1917 г. в Беларуси открываются различные художественные студии и школы. Деятельность одних была связана с производством и стро - илась на чётких учебных программах, другие (студии пролеткульта) не признавали никаких программ и ограничений. В связи с немецкой и польской интервенцией (1914-1920 гг.) от Беларуси был оторван Виленский край, оккупирована половина территории страны, центр художественной активности сосредоточился на землях Витебщины (Витебск, Ве- лиж, Городок, Лепель, Невель, Полоцк). В основе обучения новообразованных школ лежали принципы реалистического изображения и работа с натуры. В 1919 г. по инициативе Марка Шагала (Мовша (Моисей) Хацкелев) и с его активным участием было открыто художественное училище. Первым директором Высшего народного художественного училища стал художник-график М. В. Добужинский. Вступительных экзаменов в художественном училище не было, заявления принимались в течение всего года, не требовалось представление дипломов об образовании, отсутствовал и возрастной ценз. Учебный процесс строился по принципу мастерских: каждый художник-педагог набирал группу в 25-30 человек и вел в ней специальные дисциплины. Помимо традиционных мастерских в училище существовала так называемая «свободная мастерская», в которой учебным процессом руководил М. Шагал. Занятия проходили раз в неделю, а ориентиром служила современная по тем временам живопись, в частности, работы Матисса. Некоторое время в училище работал К. Малевич и другие художники авангардного направления. Но ни М. Шагал, ни К. Малевич не имели систематического художественного образования. Это, на наш взгляд, было одной из главных причин, по которой они не смогли утвердиться на педагогическом поприще и продолжить традиции художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси в послереволюционный период. Эти задачи предстояло решать Витебскому художественному техникуму, который в 1923 г. возглавил выпускник Петербургской академии художеств М. А. Керзин (в 1924 г. техникум стал называться Белорусским государственным художественным техникумом). С приходом М. А. Керзина обучение в техникуме было поставлено на профессиональную основу. Структура Белорусского государственного художественного техникума (БГХТ) неоднократно менялась. Например, в правилах приема в БГХТ на 1928/ 1929 учебный год обозначены три отделения: живописно-педагогическое, скульптурно-педагогическое и гончарно-керамическое. В 1929/1930 учебном году в структуру БГХТ входили художественно-педагогическое отделение, гончарно-керамическое отделение и две мастерские - полиграфическая и декорационная. Так, с техникума выходили художники-преподаватели изобразительного искусства для общеобразовательных заведений и художественных кружков при клубах, художники-инструкторы для гончарно- керамической промышленности, художники-графи - ки для полиграфической промышленности (оформление книжных изданий, плакатов, диаграмм и т. д.), декораторы-бутафоры для нужд театра, кинопроизводства и клубной сцены [8]. Таким образом, учебное заведение готовило и художников, и художников-преподавателей. В 1934 г. оно было реорганизовано в Художественно-педагогичес - кий техникум (училище) и приобрело четко выраженную педагогическую направленность. Подготовка специалистов художественного и педагогического профиля здесь осуществлялась до 1941 г. - до начала Великой Отечественной войны. Вновь свою работу оно возобновило 1 сентября 1947 г. уже в Минске. В послевоенное время училище осуществляло набор абитуриентов на художественно-педагогическое отделение и отделение скульптуры. В 1963 г. училищу было присвоено имя А. К. Глебова. В 1992 г. оно было преобразовано в Минский государственный художественный колледж. В настоящее время колледж осуществляет подготовку специалистов по четырем специальностям: Живопись по направлениям. Станковая живопись. Дизайн по направлениям. Графический дизайн. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Художественная обработка дерева. Следует отметить, что в истории Беларуси учебный предмет «Рисование» (с 1970 г. - «Изобразительное искусство») занял стабильное место в учебном плане лишь в 30-х гг. ХХ в. В те годы был определен четкий круг учебно-воспитательных задач рисования в школе, ориентированных на усвоение учащимися опре - деленной системы знаний, на развитие умений и на - выков реалистического рисунка. В то же время реализация этих задач осложнялась отсутствием квалифицированных учительских кадров со специальным образованием. Уроки рисования вели учителя других специальностей, не имеющие специальной квалифицированной подготовки в области изобразитель - ного искусства. В связи с этим в 1949 г. на базе педагогического училища было открыто среднее спе - циальное учебное заведение с четырехлетним обучением учителей рисования и черчения. В учебный план училища входили такие предметы, как рисунок, живопись, композиция, перспектива, пластическая анатомия, история искусств, технология художественных материалов, черчение, начертательная геометрия, методика преподавания рисования и черчения. Учебный план и программы спецпредметов были заимствованы у Московского художественно- графического училища. Высшее художественное государственное педагогическое училище было создано на базе существовавшего педагогического учебного заведения, переняв его педагогический опыт учебной, методической и воспитательной работы. Кроме того, училище создавалось в городе, где ранее функционировало среднее специальное художественное заведение, которое готовило художников-профессионалов, а также учителей рисования. И наконец, в 1959 г. в связи с новыми требованиями к уровню квалификации учительских кадров на базе вновь созданного в Витебске педагогического института и вышеназванного училища был создан художественно-графический факультет [9]. Совершенствованию высшего педагогического образования придавалось огромное значение на всех этапах развития советского государства. В Академии социального воспитания была предложена трехуровневая система подготовки учителя: первый год - воспитание личности; второй год - общепедагогическая подготовка; третий год - узкая специализация. Подготовка специалистов различного профиля с университетским образованием активно обсуждалась в предвоенные годы. Предлагалось расширить педагогическую практику, рационально сочетать педагогическую и научную подготовку, ввести дополнительно новые предметы в помощь студентам для их подготовки к работе в школе [10]. Особенно остро подчеркивалась целесообразность широкого университетского образования. Это требовало решения комплекса задач: вооружение студентов глубокими знаниями в области теоретических, специальных дисциплин и навыками их практической реализации; воспитание интереса к будущей профессии, творческого подхода к собственной педагогической деятельности; формирование активной жизненной позиции выпускника с университетским образованием. Рассмотренные выше проблемы остаются актуальными и в современных условиях развития высшей школы. В содержание подготовки в университете входило три блока: фундаментальные знания по специальности; общекультурная подготовка; психолого-педагогическая подготовка. В 90-е гг. ХХ в. в Республике Беларусь происходит переименование педагогических институтов в университеты. В Бресте, Витебске, Гродно, Минске производится выпуск квалифицированных учителей изобразительного искусства с базовой университетской подготовкой. Таким образом, проведённый исторический экскурс в художественно-педагогическое образование позволил выявить следующее: художественно-педагогическое образование в Беларуси зарождалось и строилось как неотъемлемая часть европейского образования; ведущая роль в подготовке будущих учителей изобразительного искусства длительное время принадлежала Витебску и Минску; в советский период становлению и развитию художественно-педагогического образования в Беларуси, обучению и воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства способствовали российские научные центры - прежде всего Московский художественно-графический факультет и Научно-исследовательский институт художественного воспитания (с 1998 г. - художественного образования); основной акцент в подготовке будущих учителей изобразительного искусства как на заре становления художественно-педагогического образования, так и в настоящее время уделяется развитию художественных способностей обучающихся. В то же время в подготовке студентов художественно-педагогических специальностей недостаточно внимания уделяется вопросам руководства ими воспитательной работой в школе. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога в области художественного образования. Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство», Кодекс Республики Беларусь об образовании и др. Документами, отражающими содержание образования являются: государственный образовательный стандарт, учебный план учебная программа учебники и учебные пособия. В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты: базовый (республиканский); дифференцированный (национально-региональный); школьный. Изобразительное искусство 1-5 кл. Утвержденна Министерством образования РБ. Программа содержит: пояснительную записку ( в ней говориться о целях и задачах преподавания ИЗО в общеобразовательной школе; о принципах обучения ИЗО,реализованные программой; объяснение и дополнение трех содержательных компонентов: эстетическое восприятие искусства, восприятие искусства, практическая деятельность; в программе дается рекомендуемое распределение времени по содержательным компонентам и видам занятий; и т.д.); содержание занятий по каждому классу (1-5 кл.); литература для учителя. Виды деятельности определенные программой:1) восприятие действительности (экскурсия(прогулка)в парк, лес; прослушивание музыки, просмотр работ по теме и т.д.); 2)восприятие искусства (беседа о живописи, графике; показ репродукций художника и т.д.); 3)рисование с натуры (натюрморт); 4) рисование на темы (Великая Отечественная война, Петушок и бобовое зернышко); 5) рисование по-памяти (могучий дуб,стройная березка); 6) лепка (плоды и фрукты, домашние животные, “Осенний натюрморт”); 7) декоративно-прикладная деятельность и дизайн (аппликация “Осенний букет”,флористика). Типы уроков изобразительного искусства. Структура комбинированного урока по изобразительному искусству. Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы. Он имеет следующую структуру: I.Организационное начало урока (проверка готовности учащихся к уроку; подведение готовности учащихся к уроку). II. Актуализация прошлых знаний, умений и навыков (опрос, итог опроса) III. Формирование новых знаний, умений и навыков (сообщение темы, цели и задач урока; изложение нового теоретического материала; практический показ мелом на доске со словесным пояснением; беседа по новому материалу). IV.Применение новых знаний, умений и навыков на практике (оказание фронтальной и индивидуальной помощи учащимся на уроке). V. Подведение итогов урока (подведение теоретической части урока; практической части урока). УІ. Рефлексия 1.Урок изучения нового материала
3. урок повторения 4. урок выявления знаний, умений, навыков школьников путем проверки 5. комбинированый урок Программа по изобразительному искусству общеобразовательной школы: цель, задачи, структура, содержание. Особенности обучения изобразительному искусству в общеобразовательной, художественной школе, художественном колледже, художественно-графическом факультете. Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи: – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности; – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; – развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства. Общая характеристика учебного предмета Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности: 1 класс – «Художник и природа родного края». 2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». 3 класс – «Художник и природа разных стран мира». 4 класс – «Художник, природа и Я». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения. В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов: Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности. Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют: – его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу); – работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.); – участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.); – участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.); – участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классе – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.). Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения. Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях. |