Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
ВГУ ИМ. П.М.МАШЕРОВА Кафедра изобразительного искусства Вопросы утверждены на заседании кафедры изобразительного искусства ВГУ им. П.М. Машерова протокол №___, от «___»_________ Зав. кафедрой Т.В. Котович Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» для студентов ХГФ дневной и заочной формы обучения (6-й семестр) 2015-2016 Методика изобразительного искусства как предмет изучения. Связь методики с другими науками. Зарубежные методы обучения рисованию. Обучение рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, древнем Риме, в эпоху Средневековья. Взгляды художников эпохи Возрождения на методику обучения изобразительному искусству (Ч. Ченинно, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Реформаторская художественная педагогика на рубеже ХІХ – ХХ веков. Геометральный и натуральный методы в обучении рисованию. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, Джона Дьюи, А.В. Бакушинского. Академическая система художественного образования. Обучение рисованию по системе И.Д. Прейслера, курс рисования по А.П. Сапожникову. Идеи художественно-педагогических учений обучению рисованию в Западной Европе в XVII- XIX веках (С.А. Коменский, Дистервег, Руссо, Песталоцци). Зарождение и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси. Художественно-педагогическое образование в советский период. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова. Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога в области художественного образования. Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство», Кодекс Республики Беларусь об образовании и др. Типы уроков изобразительного искусства. Структура комбинированного урока по изобразительному искусству. Программа по изобразительному искусству общеобразовательной школы: цель, задачи, структура, содержание. Особенности обучения изобразительному искусству в общеобразовательной, художественной школе, художественном колледже, художественно-графическом факультете. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей. Требования к разработке и использованию наглядных пособий. Виды технических и мультимедийных средств, специфика их использования в учебном процессе по изобразительному искусству. Особенности работы над основными группами учебных задач учащимися общеобразовательных и художественных школ, художественных колледжей и художественно-графического факультета. Требования к организации уроков изобразительного искусства. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству. Цель, задачи внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Организация и проведение уроков по рисованию с натуры. Организация и проведение уроков по рисованию на темы. Организация и проведение уроков по лепке. Организация и проведение уроков по декоративно-прикладной деятельности. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе. Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п.). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся. Разработка упражнений к урокам изобразительного искусства. Цель и задачи применения упражнений, их связь с содержанием урока. Выдающиеся педагоги о роли природы в формировании личности школьника (Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.). Эстетическое освоение природы в формировании духовной культуры учащихся. Художественное воспитание в формировании духовной культуры учащихся. Народная педагогика в нравственном воспитании учащихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам. Экологическое воспитание учащихся в процессе эстетического освоения природы. Изобразительное искусство в патриотическом воспитании учащихся. Этническое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства. Идеологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства. Развитие художественного восприятия учащихся. Требования к отбору произведений искусства, методы работы с произведениями искусства. Роль искусства, природы и народной педагогики в формировании духовной культуры учащихся. Красота и эстетическая выразительность природы. Представления мыслителей и педагогов об эстетическом многообразии природы и её роли в воспитании подрастающих поколений. Развитие эмоционально-чувственной сферы и познавательных процессов учащихся на занятиях по изобразительному искусству. Организация художественной деятельности учащихся на пленэре (рисование объектов действительности, создание ковров из осенних листьев, лепка из снега и т.п.). Организация и проведение экскурсий в природу, цели и задачи. Эстетический анализ объектов и явлений природы. Организация и проведение выставок детского художественного творчества. Основные стадии работы над рисунком и их задачи. Особенность анализа продуктов детского творчества на уроке изобразительного искусства. Взаимосвязь грамотности и выразительности в изобразительной деятельности учащихся. Духовная культура как педагогическая проблема в современном образовательном пространстве. Понятие «духовная культура», компоненты, духовной культуры и их роль в воспитании учащихся. Структуру духовной культуры. Личностные качества духовно богатого человека. Основные причины формирования духовной культуры учащихся на современном этапе развития образования и общества. Духовные ценности, формируемые на занятиях по изобразительному искусству, и их роль формировании личностных качеств учащихся. Основные средства формирования духовной культуры учащихся и их роль в развитии личности учащегося на занятиях по изобразительному искусству. Методика работы над этюдом пейзажа. Методика работы над натюрмортом. Методика работы над портретом. Методика работы над тематической композицией. Особенности работы с художественно-одарёнными детьми. Особенности работы преподавателя изобразительного искусства в системе дополнительного образования (кружковая работа). Профессиональная компетентность, компетенции преподавателя изобразительного искусства в области обучения и воспитания учащихся как критерий качества художественно-педагогического образования. Виды учебной деятельности на урока изобразительного искусства. Составитель: Федьков Г.С., профессор кафедры изобразительного искусства, кандидат педагогических наук. Список литературы. Основная литература: 1. Булавко, В.И. Наглядные средства обучения в преподавании изобразительного искусства: методическое пособие для студентов худож.-графич. факультетов и учителей изобр. искусства / В.И. Булавко. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. – 144 с. 2. Изобразительное искусство I – V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Минск, НИ Образования, 2012 г. – 38 с. 3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с. 2. Федьков, Г. С. Теория и методика обучения изобразительному искусству : учеб. пособие / Г. С. Федьков. - Минск : РИВШ, 2015. - 226 с 3. Федьков, Г.С Формирование духовной культуры школьников в процессе восприятия и изображения природы : монография / Г.С. Федьков – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 211 с Дополнительная литература: 1.ВиноградовВ.Н., Жукова Е.Т. Витебское художественно-графическое педагогическое училище /В. Н. Виноградов, Е. Т. Жукова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. – 47 с. 2.Изобразительное искусство в начальных классах /Б.П. Юсов, М.Н. Семенова, Г.С. Лепский и др. Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – Мн.: Народная асвета, 1986. – 176 с. 3.Изобразительное искусство: учеб. пособие для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с рус. Языком обучения /Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева. – Минск: Беларусь, 2006. – 101 с. 4.Касабуцкі, М. І. Выяўленчае мастацтва : вучэб. дапам. для 5-га кл. агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання : для работы ў классе / М. І. Касабуцкі, В. М, Касабуцкі. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі. 2009 г. – 96 с. 5.Кузин В.С. Психология /Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. – 256 с. 6.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с. 7.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русские и советские школы рисунка: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование, труд». – М.: Просвещение, 1982. 240 с. 8.Педагогическая практика в школе: программа и методичсческие рекомендации для студентов предвыпускных и выпускных курсов художественно-графического факультета /УО «Витебский госю ун-т им. П.М. Машерова; Авт.-сост. Волканова С.А. – Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. – 59 с. Методика изобразительного искусства как предмет изучения. Связь методики с другими науками. Методика как совокупность действий, приемов для достижения цели (для обучения и воспитания кольников) Методика бывает общая и частная. Общая методика рассматривает приемы, характерные для всех предметов. Методика преподавания специальных дисциплин является профилирующим предметом в процессе профессиональной подготовки учащихся специальности в качестве учителей детских художественных школ, школ искусств, руководителей кружков и других форм организации внеурочной деятельности школьников. Изучение вопросов методики даёт возможность учителям художественных дисциплин грамотно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания. Методы обучения подразделяются на группы по определённому признаку: по источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, ); наглядные (демонстрация, иллюстрация, показ); практические (упражнения, самостоятельная работа, познавательные игры, практическая работа); по форме взаимодействия учителя и ученика: изложение; изучение; по характеру познавательной деятельности: репродуктивные; проблемные; исследовательские; объяснительно – иллюстративные. Средства обучения изобразительного искусства подразделяются на группы по определённому признаку: по составу объектов (материальные и идеальные); по субъекту деятельности (средства преподавания и средства учения). На уроках ИЗО по теме «Золотая осень» можно продемонстрировать следующие виды упражнений: упражнение по смешиванию цветов (вливание цвета в цвет, смешивание цветов на палитре); упражнение на размывание цвета; упражнение на получение различной тоновой насыщенности цвета; упражнение на получение различных оттенков в изображении деревьев на различных планах. Художественное образование в учебном процессе общеобразовательной школы способствует эстетическому воспитанию, развивает творческие способности, формирует мировоззрение, оказывает влияние на эмоционально-духовное, эстетически-нравственное развитие личности. Зарубежные методы обучения рисованию. Обучение рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, древнем Риме, в эпоху Средневековья. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя (рис. 1), степной лошади, мамонта (рис. 2), и другие сцены из реальной жизни. Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей (рис. 3, 4) человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания) и в горных районах Сахары. Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было. Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В эпоху неолита изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор. Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо прежде всего рассмотреть наиболее раннюю и высокоразвитую культуру Древнего Египта'. Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов (рис. 5). Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, что ученик долгое время находился связанным в темнице храма. Школьный закон гласил: "Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит". На рисунке 6 показана древнеегипетская школа и ученики за работой. Итак, в Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики. Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов (рис. 7—9), на копировании образцов. Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным канонам. В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию. Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Аргоса написал сочинение "Канон" об идеальном пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую "Дорифор", или "Копьеносец", которая стала использоваться как учебное наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обучающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразовательных школ: "Существуют данные, что мальчики, обучающиеся рисованию, должны были также исполнить рисунки одной из статуй Поликлета". |