Главная страница
Навигация по странице:

  • Патриотическое воспитание

  • Задачи патриотического воспитания

  • Содержание деятельности

  • Этническое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.

  • Идеологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.

  • Развитие художественного восприятия учащихся. Требования к отбору произведений искусства, методы работы с произведениями искусства.

  • Роль искусства, природы и народной педагогики в формировании духовной культуры учащихся.

  • Первый этап

  • Второй этап

  • Третий этап

  • Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеПротокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
    Дата03.07.2021
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3k6s_Metodika_shpory_ekzamen.doc
    ТипПротокол
    #223199
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Изобразительное искусство в патриотическом воспитании учащихся.

    Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе.

     Патриотическое воспитание в школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально - региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися общеобразовательных школ в современной школе. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное время.

    С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».

    Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании:

     - формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно

    - нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;

    Задачи патриотического воспитания:

    формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

     сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;

     воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

     воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;

     способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.

     развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Содержание деятельности:

    Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на уроках;

    Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;

    Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;

    Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.

    Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

    Большое количество занятий направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: «Выражение характера человека через украшения» и др. ; «Памятники архитектуры - наследие предков», «Парки, скверы, бульвары» ; «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Города Беларуси» и др. ; «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья» и др. ; «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве. », «Пейзаж в белорусской живописи»; «Великие скульпторы»,«Сложный мир исторической картины», «Из истории родного края».

    Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают выставки, музей, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Беларусь, поддерживаются богатейшие традиции.

    В целях повышения познавательной активности учащиеся занимаются и поисковой деятельностью. Дети изучают историю родного края, изучают архитектуру, творчество художников - земляков, знакомящие детей с культурой Родины, но и развивающие чувство гордости за свой край, свой город.


    1. Этническое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.

    Сегодня современная школа находится в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика.Актуальным становится воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства уважения к культуре народа другой национальности параллельно с формированием осознания своего национального «я». Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко- нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни.


    1. Идеологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.

    В педагогическом процессе основные элементы духовной культуры (эстетический, художественный, нравственный, экологический, патриотический, идео­логический) формируются в тесной связи между собой.

    Основное предназначение официальной идеоло­гии - поддержание стабильности в обществе. Форми­рование и укрепление чувственного отношения, любви к Отечеству занимает в ней центральное место. «Служение и преданность граждан родине, своему государству, - подчёркивает Л. В. Лойко, - консолидирует общество, служит фундаментом госу­дарственности, является гарантией национальной безопасности. Патриотизм стимулирует качество работы во всех отраслях народного хозяйства без различия форм собственности». Такой подход к идеологическому воспитанию свойственен многим народам мира.

    Платон говорил о том, что роль прекрасного в духовном развитии человека должна быть в центре внимания воспитате­лей, поскольку, в противном случае, воспитатель «. навлечёт на себя упрёк в грубости и непонимании прекрасного» .

    Важно проектировать и осущест­влять идеологическое воспитание школьников на уро­ках изобразительного искусства с учетом принципов объективности, вариативности, свободы выбора пози­ций и оценок воспитанниками в пределах общече­ловеческих ценностей, руководствуясь интересами го­сударства. Задачи идеологического воспитания на занятиях по изо. искусству Это:

    • формирование взглядов и убеждений, отража­ющих идеалы белорусского государства, националь­ное самосознание, уважение и любовь к своей Родине, её историческому прошлому и настоящему;

    • воспитание активной жизненной позиции, умение противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям в молодёжной среде;

    • доверие к своему государству, гордость за свою страну, желание жить и трудиться во имя её процветания.

    На занятиях по восприятию эстетического,анализирйте красоту, необходимо стремиться помочь детям понять, что все предметы, эстетически ценны. эстетическое освоение природы необходимо строить от эстетически впечат­ляющих её предметов и явлений к менее. Это позволяет школьникам осваивать эстетическую ценность предметов и явлений при­роды, помогает им увидеть красивое в некрасивом на первый взгляд. освоение эстетической ценности цвета, как, впрочем, и природных форм, их пропорций и т. п., эффектив­но только в условиях практической изо. деятельности, поиска путём смешения красок, комбинирования линий и т. д., выразительности и красоты природно-прекрасного.

    Эффективно применение на занятиях по Изо искусству для развития у детей эстети­ческой восприимчивости упражнений на дистрибу­цию цвета по литературному, музыкальному образу природы, по памяти, представлению . Полезно на уроках изо спрашивать у учащихся, что необычного в природе они наблюдали по дороге в школу.

    Эффективность этой работы повышается, если учащиеся получают как длительные задания по на­блюдению.Организованность, целенаправленность и осмысленность этой работе придают заранее подготовленные вопросы для на­блюдений в зависимости от учебно-воспитательных задач конкретного урока.

    В процессе эстетического освоения природы сле­дует обратить внимание школьников на бережное отношение к ней наших предков.

    В процессе восприятия произведений искусства, например, картины И. Охремчика «Защитники Брест­ской крепости», анализируя её сюжет, композицию, колористическое построение, во вступительной бесе - де необходимо отметить героизм воинов Красной армии, подчеркнуть, что у защитников крепости был выбор: сдаться в плен или погибнуть. Однако, нахо - дясь в окружении превосходящих по силе врагов, они не сдались им на милость, а сражались до последней капли крови, защищая свои идеалы, свои ценности, своё Отечество. В работе педагога должна проходить мысль о том, что Родину любят не за то, что она что-то даёт. Родину, как и мать, любят за то, что она Родина.

    Воспитанию чувства гордости за свою Родину, свой народ, его культуру, искусство, традиции способству­ет восприятие таких произведений, как «Первопечат­ник Франциск (Георгий) Скорина» И. Давидовича, «Портрет народного поэта БССР Якуба Колоса» и др.

    в педагогической науке подчёр­кивается, что ускорение темпов развития общест­ва требует реформирования системы образования и воспитания подрастающего поколения.



    1. Развитие художественного восприятия учащихся. Требования к отбору произведений искусства, методы работы с произведениями искусства.

    «Описание и анализ произведений искусства» – одна из специальных искусствоведческих дисциплин на художественных факультетах в системе универси- тетского образования, в академиях художеств, инсти- тутах искусств, введенная в учебные планы по специ- альностям «Искусствоведение», «Изобразительное искусство и черчение», «Эстетика», «Музееведение».

    Суть восприятия действительности заключается в том, чтобы научить детей наблюдать, воспринимать, слушать, способствовать развитию чувства прекрасного. В процессе прогулок, экскурсий, заочных экскурсий, прослушивание музыки и просматривание картин.

    Восприятие искусства способствует освоению предмета «Изобразительного искусства» на искусствоведческом уровне; формированию знаний о художественной культуре человечества, научит детей чувственно – эмоциональному анализу. Данный вид занятий связан с показом и анализом произведений великих художников, рассказами о самих мастерах, искусствоведческими беседами.
    Тематический план включает следующие разделы: – Введение в изучение дисциплины «Описание и анализ произведения искусства». – Эстетическая теория искусства: художественный образ – универсальная форма искусства и художе- ственного мышления; строение художественного произведения; пространство и время в искусстве; историческая динамика видов искусства; синтез ис- кусств в историко-культурном процессе. – Морфология искусства: классификация видов искусства; жанр как категория художественной мор- фологии. 158 ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ – Специфические особенности пластических ис- кусств как видов: архитектура, скульптура, графика, живопись. – Семиотика и герменевтика искусства в контексте описания и анализа произведения искусства: языки искусства, знаковый подход к изучению искусства, произведение искусства как текст, герменевтическое понимание текста. – Методологические основы анализа художествен- ного текста: формально-стилистический, иконографи- ческий, иконология. – Фактографическое изучение искусства. Атрибу- ция произведения искусства: атрибуция и знаточество, теория атрибуции и история ее формирования, прин- ципы и методы атрибуционной работы. – Эмоционально-эстетическая оценка произведе- ния искусства. Жанровые формы, методы искусство- ведческого исследования.


    1. Роль искусства, природы и народной педагогики в формировании духовной культуры учащихся.

    Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, восхищаясь красотой природы, считал её важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Он подчёркивал большое значение непосредственного общения детей с окружающей природой, которая, по его мнению, «. имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие моло­дой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведённый ребёнком посреди рощи и полей, . стоит многих недель, проведённых на учебной скамье» [14, с. 287]. К сожалению, как пока­зывает практика, учителя изобразительного искусства слабо используют воспитательные возможности при­роды в формировании духовности школьников. Уро­ки на темы природы они проводят преимущественно в условиях класса, в процессе выполнения учебных задач обращают внимание школьников, как правило, на формирование практических навыков изобрази­тельной деятельности.

    Без сомнения, непосредственное общение детей с природой оказывает на них большое воздействие, пробуждает интерес к познавательной и игровой дея­тельности. Эффективность её воспитательного значе­ния во многом зависит от организации учебно-вос­питательной работы. Пассивное любование и констата­ция красоты природы без доступного детям эстетичес­кого анализа её объектов и явлений, без посильного создания ими на основе увиденного, прочувствован­ного художественного образа не способствует накопле­нию представлений школьников о красоте и выра­зительности природы.

    Опыт показывает, что развитие у детей способности видеть цвет многообразно, красоту форм, движений и т. п. эффективно происходит в процессе выполнения школьниками специальных упражнений. Поэтому важно, чтобы учитель владел методикой проведения подобных занятий, знал и понимал возможности дет­ского возраста, видел особенности развития учащихся как всего класса в целом, так и отдельно каждого из них, что является решающим условием применения в учебно-воспитательном обучении личностно ориен­тированного подхода.

    В трудах русских педагогов есть конкретные высказывания о том, как нужно организовывать процесс развития у детей восприимчивости к красоте природы. Так, например, В. П. Вахтеров предлагал в процессе непосредственного восприятия природно-прекрасного читать стихи или прозу, изображающую красоту при­роды [16]. В. П. Водовозов советовал направлять внима­ние детей на восприятие красоты строения и цветовой окраски растений, животных, насекомых, на «прелесть» цветовых сочетаний оттенков в зелени, в небе, в воде. Педагог указывал, что в беседе с детьми о красоте приро­ды важно обращать внимание и на те детали, которые, на первый взгляд, мало интересны для них. Он связы­вал воедино две стороны процесса эстетического осво­ения природы: эстетическое восприятие и эстетическую практическую деятельность учащихся, подчеркивал, что в раннем детстве вторая сторона играет особенно важную роль в развитии у детей способности восприни­мать природно-прекрасное.

    Использование в процессе эстетического освоения школьниками природы литературного материала, как показывает опыт (особенно это касается выполне­ния иллюстраций к сказкам), который воздействует на ребенка своими образами, эмоциональным стро - ем, языком, способствует формированию представле­ний не только о красоте, но и о добре и зле, спра­ведливости, вызывает духовные переживания.

    Итак, прогрессивные педагоги рассматривали развитие у подрастающего поколения способности к восприимчивости красоты природы как организуе­мую педагогически управляемую деятельность и вы­деляли в её структуре:

    • непосредственное восприятие природно-пре- красного;

    • восприятие красоты природы в произведениях ли­тературы;

    • эстетическую практическую деятельность.

    Очевидно, что, призывая эстетически осваивать

    не только красивые, но и малоинтересные для детей предметы и явления природы, они вплотную подошли к пониманию выразительности природы, необходимости развивать у школьников эстетичес­кую восприимчивость к разнообразным её ценнос - тям. Вместе с тем упомянутая выше структура имеет существенный недостаток: чётко не просматрива - ются цели, задачи педагогической деятельности, на­правленные на развитие у детей эстетической вос­приимчивости, размыто содержание воспитатель - ной работы.

    Практика показывает, что восприятие школьника­ми красоты природы, эстетическая практическая дея­тельность должны быть направлены:

    • на развитие у них способности переживать при- родно-прекрасное;

    • эстетический анализ предметов и явлений при­роды;

    • развитие умений применять полученные эстети­ческие впечатления в практической художественной и других видах деятельности.

    Предлагаемая нами модель эстетического освое­ния школьниками природы предусматривает осу­ществление эстетической деятельности учащихся в виде педагогически обоснованных этапов.

    Первый этап - переживание красоты и вырази­тельности природы на основе активизирования эмо­ционально-волевых сторон личности - предполага­ет включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы.

    Второй этап - элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстети­ческой практической деятельности школьников ана­лизаторов, воспринимающих природно-прекрасное, на - копление учащимися первых-пятых классов широ­ких эстетических представлений о природе, красо - те и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространстве, объме её предметов и явлений.

    Третий этап - формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью при­роды, на основе законов Истины, Добра и Красоты.

    Таким образом, эстетическое освоение природы школьниками направлено на восприятие - пережива­ние - элементарное познание и осмысление её красо - ты и выразительности в эстетической практической деятельности, формирование отношения к природе.

    Соглашаясь в целом с позицией педагога, мы считаем, что одной эстетической оценки недостаточно для формирования духовности личности. Важно не только учить видеть красоту в природе, в действиях и поступках людей, давать им соответствующую оценку, но и прогнозировать с позиций эстетики и нравственности развитие ситуации, формировать у ребенка соответствующий стиль поведения в при­роде, в обществе, формировать адекватный задачам эстетики и нравственности образ жизни.

    Справедливости ради следует заметить, что дек­ларируемые задачи воспитания «эстетического твор­ца» не прижились в практике социалистического строительства. Фактически культивируемый социаль­ной системой геноцид по отношению к человеку не в меньшей мере распространялся и на природу, последствия которого отчётливо проявляются и в нас­тоящее время.

    Развитие у детей способности видеть эстетическое в окружающей действительности, в том числе и в при­роде, считал А. С. Макаренко, должно быть тесно связано с формированием у них культурных навыков, умения поступать в повседневной жизни в соответст­вии с законами красоты. Красивая жизнь, утверждал педагог, есть жизнь, связанная с эстетикой [18].

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта