Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Взаимосвязь грамотности и выразительности в изобразительной деятельности учащихся. Духовная культура как педагогическая проблема в современном образовательном пространстве. Понятие «духовная культура», компоненты, духовной культуры и их роль в воспитании учащихся. В научной литературе духовная культура рассматривается как содержащая в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), показывающая социально-политические процессы, происходящие в обществе, как возникшая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности, как пронизывающая все сферы социальной жизни. Человек усваивает её через язык воспитания, общения. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании человека традицией и воспитанием в процессе жизни. В современной науке понятие «духовность» рассматривается: - а) как результат приобщения человека к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (В.А. Пономаренко, Н.А. Коваль и др.); - б) как принцип саморазвития и самореализации человека, как способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность; - в) как имеющая религиозный характер – понятие «дух» ассоциируется с понятием «Бог». (Л.П. Баева, И.А. Ильин, В.А. Лекторский, И.В. Силуянова, В.А. Салеев и др.). В традиционном философском понимании «духовность» включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. Ядром духовности считается нравственность. Духовную культуру будем рассматривать как комплексное образование мировоззренческих характеристик личности: эстетических, художественных, нравственных, экологических, этнических, патриотических, идеологических, формируемых в процессе эстетического, художественного, нравственного, экологического, этнического, патриотического, идеологического воспитания учащихся. Упомянутые характеристики вытекают из специфики предмета «Изобразительное искусство», таких видов учебной деятельности как восприятие эстетического в действительности, в том числе и природы, восприятие искусства, художественно-творческой деятельности, обеспечивающие, при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, приобщение подрастающих поколений к эстетическим, художественным, нравственным, экологическим, этническим, патриотическим, идеологическим ценностям. Художественное воспитание имеет целью формирование в человеке художественного мышления, помогающего личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом. Считается, что экологическая культура зависит об общей культуры в целом и ставится в связь как со специализированными видами деятельности – наукой и производством, так и с внутренним миром человека – его потребностями, ценностями и т.п. Мораль общества, как известно, охватывает большое многообразие этих отношений. Сгруппировав их, можно чётко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. Это: 1) отношение их к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий, происходящих в своем государстве и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, свободе народов и демократии; 2) отношение к Родине и другим государствам: любовь и преданность к Родине; неприятие расовой и национальной неприязни; культура межнациональных отношений, лояльность ко всем странам и народам; 3) отношение к трудовой деятельности: соблюдение дисциплины труда и добросовестный труд на общее и личное благо; 4) отношение к людям: взаимопомощь, гуманность, коллективизм, демократия, взаимное уважение, забота о семье, воспитание детей, уважение к старшим; 5) отношение к себе: честность и правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность и личное достоинство; 6) отношение к материальным и духовным общественным ценностям: забота о сбережении и приумножении общественного достояния, охрана природы. Патриотическое воспитание, согласно нашей позиции, должно быть направлено на приобщение подрастающего поколения к героическому прошлому страны, трудовым свершениям народа, на служение интересам своего Отечества, на бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, понимание самоценности культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь. Существенно в этой работе привитие чувства ответственности, чувства долга перед своим народом, чувства гордости за красоту природы, которая, в отличие от многих Европейских государств, во многом сохранена в её естественном, первозданном виде, формирование сознания в направлении сохранения и приумножения эстетического многообразия природы. Задачи идеологического воспитания подрастающего поколения на занятиях по изобразительному искусству. Это: 1) формирование взглядов и убеждений, отражающих идеалы белорусского государства, национальное самосознание, уважения и любви к своей Родине, её историческому прошлому и настоящему; 2) воспитание активной жизненной позиции, умение противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям в молодёжной среде; 3) доверия к своему государству, гордость за свою страну, желания жить и трудиться во имя её процветания. Структуру духовной культуры. Личностные качества духовно богатого человека. Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы;5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности). Основные причины формирования духовной культуры учащихся на современном этапе развития образования и общества. Набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Свойства художественной ценности – всё, что в картине (скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить, т.е. они не материальны. С педагогической точки зрения ценность художественного произведения мы определяем, помимо его живописных, пластических и т. п. свойств, какие ценности оно пропагандирует, насколько оно значимо для формирования духовной культуры школьников. Художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме 2.Ценности эстетические включают в себя: эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное. В соответствие с нашим подходом, в ценности эстетические включаем выразительность объектов и явлений природы, обозначаемые как величественное, грациозное, берёза кудрявая, небо бездонное и т. п. Выразительность – совокупность внешних чувственно-воспринимаемых признаков объекта действительности. 3. Нравственные ценности – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. 4. Экологические ценности. Природа – первооснова красоты. Красота природы легко ранима и беззащитна перед хозяйственной и иной деятельностью человека в природе. 5. Этнические ценности. Толерантность, терпимость любовь к Родине, справедливость трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие. 6. Патриотические ценности - любовь к Родине, к родной природе, бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, самоценность культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь, чувство ответственности, чувство долга перед своим народом. 7. Идеологические ценности – идеалы государства, программы, лозунги, формы и способы их достижения и т.д.), государственные символы. Духовные ценности, формируемые на занятиях по изобразительному искусству, и их роль формировании личностных качеств учащихся. Духовная культура учащихся, в пределах учебного предмета “Изобразительное искусство,” понимается нами как качество личности, сформированнное ценностыми знаниями и эмоционально-чувственными переживаниями эстетического многообразия реальной действительности, в том числе и природы, выражающее её способность различать эстетические, художественные, нравственные, этнические, экологические, патриотические и идеологические ценности, принятие их в качестве ориентиров личностного поведения, общения и деятельности.В следствие чего, сущность формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учщихся определяется наличием у них духовных ценностей, обеспечивающих возможность приобщать к ним подрастающие поколения Набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Свойства художественной ценности – всё, что в картине (скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить, т.е. они не материальны. С педагогической точки зрения ценность художественного произведения мы определяем, помимо его живописных, пластических и т. п. свойств, какие ценности оно пропагандирует, насколько оно значимо для формирования духовной культуры школьников. Художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме 2.Ценности эстетические включают в себя: эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное. В соответствие с нашим подходом, в ценности эстетические включаем выразительность объектов и явлений природы, обозначаемые как величественное, грациозное, берёза кудрявая, небо бездонное и т. п. Выразительность – совокупность внешних чувственно-воспринимаемых признаков объекта действительности. 3. Нравственные ценности – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. 4. Экологические ценности. Природа – первооснова красоты. Красота природы легко ранима и беззащитна перед хозяйственной и иной деятельностью человека в природе. 5. Этнические ценности. Толерантность, терпимость любовь к Родине, справедливость трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие. 6. Патриотические ценности - любовь к Родине, к родной природе, бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, самоценность культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь, чувство ответственности, чувство долга перед своим народом. 7. Идеологические ценности – идеалы государства, программы, лозунги, формы и способы их достижения и т.д.), государственные символы. Основные средства формирования духовной культуры учащихся и их роль в развитии личности учащегося на занятиях по изобразительному искусству. Методика работы над этюдом пейзажа. Приступая к работе над этюдом необходимо найти главное в композиции пейзажа. Натурный мотив изучается с разных точек зрения, откуда выполняются пробные наброски, зарисовки. Выбирается наилучшая точка зрения, анализируются различные варианты этюда. В каждом намечаются высота горизонта, места пространственных планов, ритмический строй форм. Графические и живописные поиски композиционных решений позволяют найти их линейные или тонально цветовые различия, контрастные отношения предметов по величине и удаленности, по цветовому оттенку насыщенности и светлоте. Далее путем отбора лучших «заявок» на композицию этюда выбирается необходимое решение. Главное в подготовительной работе над этюдом — увидеть натурный мотив и найти его композицию. Затем выполняется рисунок под живопись, ведется цветовое построение этюда и его завершение в соответствии с композиционным замыслом. Вместе с тем, последовательность этапов этюда (композиция – подготовительный рисунок – живопись — завершение) довольно относительно. Определенность состояния достигается в композиции этюда главным образом путем быстрого выбора и запоминания характерных качеств цветового состояния среды, ее больших отношений в определенном масштабе светлот и цвета, соответствующих конкретному состоянию натуры. Таким образом, эскиз композиции этюда формируется в ходе созерцания натуры, в результате активного запоминания первого впечатления, путем чередования графических и живописных поисков в набросках, зарисовках и этюдах – нашлепках. Методика работы над натюрмортом. Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате. Учителю следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе. Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов Свето-теневая проработка, проработка цветом. В конце урока педагог должен организовать повторение и закрепление теоретического материала по изобразительному искусству. Методика работы над портретом. Методика работы над портретом. Рисование головы человека занимает особое место в изобразительном искусстве и является непременной составляющей системы классического образования художников, скульпторов и архитекторов. Голова человека, наряду с такими формами, как кисти и стопы, является, одним из наиболее сложных объектов изображения. Последнее обстоятельство обусловлено не только разнообразием индивидуальных особенностей каждого человека, но и наличием таких важных и сложных по строению деталей, как глаза, нос, губы, уши, волосы, шея. Для правильного изображения головы человека необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и практических навыков. Нужно хорошо знать анатомические закономерности строения костей и мышц, уметь производить конструктивные построения головы и ее деталей на плоскости. Общая форма головы человека определяется ее конструктивно- анатомической основой. Изучение анатомического строения головы должно сопровождаться анализом и построением изображений обобщенной формы при обязательном соблюдении точных пропорций и законов перспективы. Такой подход позволяет рисовать осмысленно, а не копировать видимые формы. Изучая внешние пластические формы головы человека и ее деталей, следует помнить, что они обусловлены внутренним, присущим только им анатомическим строением костей и мышц. Однако, независимо от индивидуальных различий, общая форма головы имеет единую для всех закономерность строения. Построение головы человека подразумевает прежде всего изображение внутренней структуры костей черепа и располагающихся на нем мышечных образований. При этом необходимо учитывать принципы парности строения форм, т. е. их симметричность. Анализ формы должен производиться одновременно с изучением ее деталей на конструктивно-анатомической основе. Для эффективного решения этой задачи необходимо сначала ознакомиться с анатомическим строением черепа как основы конструкции головы человека, представленным в разделах, посвященных пластической анатомии костей черепа и мышц головы. Линейно-конструктивный рисунок помогает студентам быстрее и лучше усваивать учебный материал, развивает логику мышления, учит работать предельно рационально, скупыми средствами выражать главное, существенное и самое характерное, не заостряя излишнего внимания на подробностях. Следует отметить, что линейно-конструктивное построение должно непременно производиться с учетом знаний пластической анатомии, пропорций и закономерностей перспективного сокращения форм в пространстве. Без этих знаний невозможно правильно и убедительно изобразить форму черепа, а, следовательно, голову человека. Методика работы над тематической композицией. 1 класс. Рисование на темы сказок, потешек и др. (”Петушок – Золотой гребешёк”). Рисование на темы пор года (зима, лето, весна, осень). Рисование на тему цирка (“Весёлые клоуны”, “Воздушные гимнасты”). 2 класс. Рисование на тему осени “Летят журавли”, “Уточки с утятами”. Рисунок на темы эмоций (радость, печаль, спокойствие, напряжение) “Самый весёлый клоун”, “Печальный Пьеро” 3 класс. Рисунок на темы алимпиад, спорта “Спортсмены готовятся к Алимпиаде”. Рисование природных явлений (радуга, дождь, закат, гроза). 4 класс. Рисование на тему портрета (моя бабушка, мой дедушка, автопортрет). Рисование в тёплых и холодных гаммах “Олени на севере”, “Верблюды в пустыне”. 5 класс. Рисование просветителей Беларуси “Франциск Скарина”, “Сымон Будны”, “Анастасия Слуцкая”, на тему исторических жанров “Битва на Немиге”, “Рыцарский турнир”. Духовные ценности Учебно-воспитательная работа |