Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Красота и эстетическая выразительность природы. Представления мыслителей и педагогов об эстетическом многообразии природы и её роли в воспитании подрастающих поколений. Для развития представлений об эстетическом освоении природно-прекрасного представляют интерес размышления относительно красоты природы русского религиозного философа В. С. Соловьёва. Признавая красоту в действительности, в том числе и в природе, фактом, произведением реальных естественных процессов, совершающихся в мире, он указывал на её многообразие, имеющееся «множество степеней» природно-прекрасного. В. С. Соловьёв считал, что в неорганическом мире некрасивые предметы - это просто безразличные в эстетическом отношении объекты (куча песка, булыжников), а в органическом - некрасивые (свиньи, черви и т. п.). Безобразные формы природа допускает, по его мнению, только в переходных стадиях; для увековечивания же своих произведений она старается сообщить им возможную в каждом виде красоту [23]. Подойдя вплотную к пониманию выразительности природы как эстетической ценности, философ ограничивается при её характеристике понятиями «красиво» и «некрасиво». В классификации эстетических ценностей, разработанной эстетической наукой, традиционно основным их видом является прекрасное, которое, в свою очередь, проявляется во многих конкретных вариациях: изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д. Другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций: величественное, величавое, грациозное и др. Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями - с безобразным (уродливым) и низменным. Трагическое и комическое характеризуют ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни челове - ка, общества, природы. Значительно реже в эстетической литературе упоминается о выразительности природы, хотя в русской языковой традиции употребление понятия «выразительный» как эстетической характеристики объекта встречается довольно часто. Выразительность как эстетическая ценность природы - необходимое условие существования её пред - метов и явлений. Диапазон восприимчивости выразительности, понимаемый человеком как «красивое», «удивительное», «смешное» и т. п., зависит от степени развития его анализаторов, воспринимающих прекрасное, умения видеть образы природы и посильно создавать их в собственном творчестве. Линии, фор - мы, движения, звуки и т. п. (компоненты выразительности), которые не воспринимались в искусстве в образах природы в одну эпоху, приобретают эстетическую ценность для других поколений. В реальной природе на выразительность её объектов влияют условия и образ жизни, климат, среда обитания и др. Каждая травинка, куст, дерево, насекомое, животное находят своё выражение в присущей только им форме, цветовой окраске, положении в пространстве и т. п. Так, например, два дерева, одно из которых выросло в лесу, а другое - в открытом поле, существенно отличаются друг от друга. На выразительность цветовой окраски рыб влияет цвет водоёма, в котором они живут. Выразительность звуков лягушек в весеннем пруду, токующих тетеревов и других животных связана с продолжением рода. Изменение зайцем-беляком окраски своей «шубы» в соответствующих условиях - стремление природы к сохранению вида, а может, и естественной цветовой гармонии. Ориентация современной школы на восприятие школьниками только красивого в природе дезориентирует их, культивирует мысль, что есть и некрасивое в ней, а значит, и ненужное, которое следует либо полностью изменить, либо уничтожить. В результате у детей может складываться образ природы как удовлетворяющей прежде всего практические нужды человека. В современных условиях глобального экологического кризиса у детей необходимо формировать с раннего возраста способность к эмоционально-чувственному восприятию эстетического образа приро - ды, который нами понимается как чувственное, целостное отражение в сознании субъекта выразительности её предметов и явлений, их как гармоничных, так и дисгармоничных черт, проявлений. Границы эстетического образа природы расширяются по мере развития органов внешних чувств ребёнка как проводников эстетических впечатлений. Чем лучше у него развита эстетическая восприимчивость, под которой мы понимаем способность к восприятию и эмоционально-чувственному отклику на красоту и выразительность цвета, формы, пропор - ций, конструкций, объёма предметов природы, пространства и т. п., формирующая эстетическую чувственность, т. е. способности ребёнка эмоционально- чувственно переживать многообразные проявления красоты и выразительности природы, тем глубже он познаёт её эстетический образ. В отличие от художественного образа, который рождается в воображении ребёнка и материализуется в том или ином изобразительном материале в конкретной, чувственно- осязаемой форме, эстетический образ представляет собой духовную форму выражения отношения человека к природно-прекрасному. Он формируется постепенно на протяжении многих лет, в ходе эстетической деятельности обогащается новыми эстетически - ми представлениями, переживаниями, оценками и т. п. Опыт показывает, что нередко в школьной практике у детей развивают фальшивые эстетические чувства к природе. Так, указывая на красоту природы, школьники в ответах на вопрос «Как следует относиться к красоте природы?» утверждают, что её нужно беречь. В то же время, оставаясь наедине с ней, многие из них ломают деревья, разоряют птичьи гнёз - да, обижают животных и т. п. Заученные знания о красоте природы не могут автоматически преобразова - ться в эстетические чувства. Эстетическое чувство даёт человеку возможность познать специфическое качество предмета - красоту; в то же время оно само возникает и развивается под воздействием красоты, в процессе специального на него воздействия, которое приводит к изменениям чувств в определённом направлении, к появлению их новых качеств. Эстетические чувства служат осно - вой формирования представлений человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, а значит, они лежат в основе понимания им красоты и выразительности природы, помогают осуществлять взаимодействие с внешним миром на более гармоничной, совершенной основе Развитие эмоционально-чувственной сферы и познавательных процессов учащихся на занятиях по изобразительному искусству. Психологи и педагоги отмечают большое значение эмоций в жизни и деятельности ребёнка. Эмоции побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве, зачастую определяют его поведение и поступки в повседневной жизни. Как известно, в психологии различают низшие и высшие чувства. К низшим относят чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей (голод, жажда и т. п.). Высшие чувства включают в себя нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные чувства (моральные) возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей, в процессе их общения и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами, существующими в обществе. Интеллектуальными называются те чувства, которые возникают в познавательной деятельности человека. Они выражаются в любознательности, в переживаниях, связанных с поиском истины. Эстетическими называют те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании пре - красного, возвышенного, трагического, комического. Формирование духовности школьников, в процессе эстетического освоения природы, необходимо связывать не только с установлением, в чем красота природы. Педагогически важно сформировать положительные эмоциональные реакции на природно-прекрасное, потребность к повторным подобным ощущениям, понимание, что красиво в отношениях человека к природе, к другому человеку как части природы, а что в этих отношениях недопустимо и аморально с точки зрения объективных законов Истины, Добра и Красоты. Важно не только дать учащимся определённый багаж знаний и помочь накопить эстетические представления о красоте природы, но прежде всего дать представление о духовной связи человека с природой. Развитие эмоций и формирование эстетических чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности ребёнка. Для воспитания школьников средствами прекрасного представляют интерес ощущения, которые возникают в процессе взаимодействия органов внешних чувств с объектами и явлениями окружающего мира. Таким образом, ощущения отражают отдельные свойства объектов и явлений окружающей действительности, воздействующие на органы чувств непосредственно. В результате человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, шероховатость, гладкость, запах и т. д. восприятие обеспечивает ориентировку человека в окружающем мире. Оно связано с мышлением, речью, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков, анализ и синтез. в процессе эстетического освоения природы необходимо доступно ставить перед учащимися учебные задачи и предлагать понятный алгоритм их выполнения. В формировании духовной культуры школьников особое внимание следует уделять развитию у них потребностей наслаждаться прекрасным в действительности, природе, искусстве, совершать красивые, морально приемлемые в обществе поступки, стремления, например, не только сохранять красоту природы, но и приумножать её. На уроках по изобразительному искусству нередко приходится опираться на схожие друг с другом ранее воспринятые предметы, на возникающие ассоциации. Ассоциации делятся, как известно, на простые и сложные. Простые ассоциации, в свою очередь, различают по сходству, по смежности, по контрасту. Ассоциации по сходству в процессе эстетического освоения природы проявляются в установлении связей между предметами и явлениями природы, которые имеют сходство. Ассоциации по смежности проявляются в связи объектов или явлений, которые находятся рядом в пространстве или следуют по времени друг за другом. Для ассоциаций по контрасту характерно установление связей между прямо противоположными предметами и явлениями. В сложных ассоциациях устанавливаются причинно-следственные связи, которые отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явлениями. эффективность формирования духовной культуры во многом обусловлена знанием учителем особенностей той или иной возрастной группы школьников. Уровень эстетической восприимчивости зависит от возраста школьника, его художественного опыта, интереса к эстетическим впечатлениям вообще. Переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности предполагает включение детей в непосредственно чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать её эстетический образ. Для эстетического познания объектов (явлений) действительности характерно преобладание логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетичес - кой практической деятельности школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися первых-пятых классов широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорциях, конструкциях, цвете, пространстве, объёме её предметов и явлений. Организация художественной деятельности учащихся на пленэре (рисование объектов действительности, создание ковров из осенних листьев, лепка из снега и т.п.). На пленэрных занятиях учитель знакомит детей с важными компонентами художественного языка, развивает художественное мышление, помогает пробрести практических знаний о закономерностях живописного изображения. Учащиеся на пленэрных занятиях совершенствуют свои знания о живописи, ее основных компонентах и закономерностях о работе цветовыми отношениями, о декоративности цвета, выразительности и состоянии в пейзаже. Основной их деятельностью являются выполнение натурных условиях освещения и состояния, использование различных художественных приемов. После проведения нескольких занятий изобразительного искусства, проведенных на открытом воздухе, ученики должны овладеть основами живописи. Их знания и навыки, приобретенные на таких занятиях позволят им грамотно подходить к созданию живописного произведения в жанре натюрморта, портрета, пейзажа, сюжетно-тематической композиции. Занятия проведенные на пленэре благотворительно действуют на общее психологическое состояние ученика, настраивают на положительное эмоциональное состояние, создают атмосферу свободы, творческого вдохновения и воспитывают эстетические взгляды и вкусы. Организация и проведение экскурсий в природу, цели и задачи. Эстетический анализ объектов и явлений природы. Цель урока-экскурсии - накопление зрительных представлений о природе, которые пригодятся в дальнейшем на уроках практической художественной деятельности. Нам предстоит расширить и углубить представления детей о богатстве образов, форм, красок природы, об эстетической ценности её предметов, своеобразии звуков, шорохов, запахов и т. п. Учебные задачи: формирование умений видеть эстетическое многообразие в природной среде; развитие способности эмоционально-чувственно отзываться на природно-прекрасное; воспитание чувства сопричастности к объектам и явлениям природы, понимание её эстетической ценности. Эстетическое освоение природы представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной, эстетически культурной личности, способной воспринимать и оценивать эстетически выразительные и прекрасные явления в окружающей действительности, в том числе в природе. В эстетическое освоение природы входят: эстетический анализ красоты и выразительности природы; беседы о природно-прекрасном; обогащение понятийного аппарата детей; организация восприятия школьников; применение речевой установки; создание воспитывающих ситуаций; разнообразные игры; высказывание педагогом своего отношения к природе; применение различных средств наглядности; практическая художественная деятельность на темы природы. Организация и проведение выставок детского художественного творчества. Процесс организации и оформления выставок детского художественного творчества состоит из нескольких этапов: 1. постановка цели, определение темы выставки и создание положительной мотивации, к созданию выставочных работ. 2. разработка положения выставки 3. объявление темы выставки 4. организация мастер –классов, экскурсий по темам выставок 5. оформление выставки(конкурса), презентация творческих работ. 6. подведение итогов творческого мероприятия: награждение, поощрение участников Основные стадии работы над рисунком и их задачи. Особенность анализа продуктов детского творчества на уроке изобразительного искусства. Стадии выполнения рисунка: Создание представлений о предмете Создание представлений об изображении Материальное выполнение изо задач Детский рисунок – продукт изобразительной деятельности ребенка. (одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики.) Грамотный рисунок – это рисунок выполненный без ошибок со знанием дела: гармоничная компоновка изображения на листе, точность пропорционального и перспективного построения, передача светотеневых отношений. Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образвключает в себя не только зрительные образы предмета и представления нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. Детский рисунок убеждает нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детских рисунков - пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному цвету: все рисует зеленым или голубым, так как это его любимый цвет. Другим средством линия. Предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. А также средством выразительности является композиция. Главный более значительный для ребёнка образ, часто выделяет цветом, величиной и местом расположения. |