Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Художественно-педагогическое образование в советский период. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории развития человеческой культуры. Во всех областях происходила коренная ломка старого и поиски нового. По-новому стала строиться и система художественного образования и эстетического воспитания. Искусство, эстетическое воспитание должны стоять на передовых позициях, быть на переднем крае борьбы за революционное преобразование общества. Искусство должно быть связано с задачами служения пролетариату. В. И. Ленин указывал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». К преподаванию в новой художественной школе должен быть и соответственно подготовлен педагог. Новый учитель советской художественной школы — это прежде всего работник идеологического фронта. Ставя вопрос о подготовке новых кадров учителей и педагогов. Перестройка содержания, форм и методов преподавания имела целью превращение художественной школы из школы муштры и зубрежки, косности и рутины в школу творческого овладения знаниями и навыками. Представители «левого течения» поставили своей целью изгнать из школы академическое направление. Они выдвигали на первой план задачи формального решения рисунка и живописи. Много говорилось о «культуре материала», об обработке поверхности бумаги и холста, о фактуре. В учебных программах по рисунку эти задачи выдвигались на первое место. Советское изобразительное искусство, как и новая методика обучения, рождались в упорной борьбе против буржуазно-формалистического искусства и методов преподавания. Это был период становления советской педагогики, беспрерывной смены методов преподавания, когда под каждый из них подводилась своя методологическая платформа, вплоть до теории «отмирания школы». Исследуя историю развития учебного рисунка и методов его преподавания, необходимо дать критический анализ тех мелкобуржуазных методических систем, которые господствовали в те годы. Так, в 1921 году возникает идея объединения натурализма, импрессионизма, кубизма и футуризма в одно целое. В порядке научных профессиональных и общих дисциплин в программу входят: Технология живописи — работает над изучением способов живописи, их прочности и химических и оптических свойств красящих и чернящих материалов и в дальнейшем изучении практически развивается в курсе росписи архитектурных и скульптурных поверхностей. Специальные оптика и физиология зрения дают научные обоснования и фиксацию предметного мира. Химия — изучает органическую сущность материалов, с которыми оперирует живопись. Курс основы картины — дает исчерпывающий анализ произведений живописи, возглавляющих этапы мирового искусства. История перспективы — знакомит с развитием пространственных ощущений и способов их фиксирования. История живописи — знакомит с эволюцией живописных форм в ее главнейших проявлениях. Космография — развивает осознание в планомерной пространственности». Естественно, при такой постановке дела рисунку как основе изобразительного искусства не было отведено должного места, а вопросы методики преподавания даже не рассматривались. Академический рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение. Говорилось лишь об общем направлении метода преподавания, раскрывающего единые принципы, пригодные для обучения и рисунку, и живописи, и скульптуре, и композиции. Основным методом преподавания искусства становится метод «свободного воспитания», направленный на развитие и сохранение творческой индивидуальности ученика с первых шагов обучения, без «давления со стороны педагога». В эти годы наиболее распространенными методами были метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод и метод проектов. Метод коллективного преподавания был предложен А. Е. Каревым в 1922 году «в целях изжития индивидуального метода». По лабораторно-бригадному методу каждое задание студенты выполняли небольшими группами (бригадами). Метод проектов, получивший наиболее широкое распространение, — антинаучный метод преподавания. Обучение по методу проектов в художественных учебных заведениях сводилось к тому, что студенты занимались в основном экспериментальной работой. Изучение натуры было исключено из учебных программ. Мастерство студенты должны были приобретать не в институте, а на производстве. Педагогическая деятельность П.П. БЛОНСКОГО Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания, а сама эта работа рассматривалась Блонским как продолжение его прежней агитационной и просветительской работы. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества. В этот период (1912—1916) появляются и первые статьи Блонского в печати. Неудовлетворенность деятельностью Московского психологического общества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который он считал оторванным от действительности и ориентированным преимущественно на идеалистическую и религиозную философию и психологию, привела его к сотрудничеству, как с педагогической, так и с публицистической прессой. Педагогическая деятельность С.Т. ШАЦКОГО В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. B 1911 г. Общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. А.С. МАКАРЕНКО положил в основу своей педагогики требования и ожидания, свой идеал воспитанника, но при этом его система не была такой, что надрывает душу и тело тех, кто носил звания колониста или коммунара. Более того, он ставил во главе, как высочайшую меру, не только требование, но и уважение к человеку. А.С. Макаренко возвеличил личность и коллектив. Педагогическая технология А.С.Макаренко – это комплекс внутренне согласованных компонентов, основанных на единстве программирования целей воспитания, системы перспективных линий, педагогике параллельного действия, направленных на формирование и развитие педагогического мастерства учителя. Программирование, которое есть основоположением технологического процесса, нашло выражение в педагогической системе А.С.Макаренко как "программа человеческого личности", "программирование целей", "предусмотрение перспективных линий", его педагогическая система поддается моделированию, конструированию, программированию, которые и предусматривает современная педагогическая технология. Личностная ориентация процесса развития и воспитания ребенка у него выкристаллизовалась на основе глубокого осознания необходимости учета биосоциальних факторов, их синтеза в соответствии с природой каждого конкретного ребенка. Ведущим характерным признаком его педагогической технологии есть проектирование личности. Механизмами, которые обеспечивают этот процесс, есть педагогическая техника, параллельное действие, педагогическая операция, структура коллектива, моделирование внутриколлективных отношений, которые основываются на разновозрастной основе, перспективных линиях и т.п.. Рассмотрев процесс педагогического становления А.С.Макаренко в аспекте подготовки будущего учителя, мы обратились к внутренней природе как естественной характеристике. Ведущими качествами в подготовке учителя начальных классов считаются следующие качества: – интеллектуальные качества; – интерес к людям и жизни; – оптимизм; – развитие творческих способностей; – энтузиазм и энергия; – развитие декламаторских способностей (выразительная дикция), любовь к природе, музыке, рисованию и графике; – гуманистическая направленность в педагогической деятельности; – профессиональная компетентность как базовая составная педагога; – развитие педагогических способностей; – педагогическое мастерство: педагогическая техника, педагогический такт. Таким образом, педагогическая технология А.С.Макаренко способствует развитию и совершенствованию мастерства учителя. Она основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. Макаренко – это учитель учителей. Галина Викторовна ЛАБУНСКАЯ является организатором самой масштабной в XX веке выставки детского рисунка, первого в Советском Союзе Музея детского рисунка международного масштаба. Замечательно и то, что Г.В. Лабунская умела не только ставить проблемы, но главное - исследовать и решать их, привлекая к своей деятельности признанных художников и педагогов своего времени, заинтересовывая молодых исследователей и учителей искусства. Ее научная деятельность нашла отражение в многочисленных статьях, брошюрах и книгах, среди которых обобщающей является «Изобразительное творчество детей» (М., «Просвещение», 1965). В области художественного воспитания она оказалась новатором. «Я смело начала свои уроки с трех видов занятий. Рисование с натуры, составление узоров и роспись глиняной и деревянной посуды и рисование на свободные и школьно-комплексные темы. Для различных возрастов мною подбирались разные модели, но это были по преимуществу игрушки и предметы растительного мира. Весело проходили у нас и занятия "затейным" рисованием. «Затейное» рисование было по существу тестом на зрительную память детей, на большее или меньшее посильное ими понимание конструкции предмета с его назначением к действиям. КУЗИН Владимир Сергеевич (1938–2006). Кроме живописи, увлекся психологией. Во время обучения в аспирантуре углубленно занимался изучением научными поисками в области психологии творчества и неопровержимо доказал необходимость сохранения и развития реалистического направления не только в художественной школе, но и в общеобразовательной. В. С. Кузин занялся методическими разработками по художественной педагогике. Но все же итогом его научных поисков по психологии стала книга "Психология для художников". Эта книга учебник приобрела большую популярность, выдержала несколько переизданий и дважды выдвигалась на государственную премию. Активно включившись в научно-педагогическую деятельность, он совместно с единомышленниками занялся разработкой учебных программ, пособий, учебников и методик по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. На всех уровнях административной власти в сфере образования отстаивал роль и значение этого предмета в школе. Многополярность взглядов на преподавание изобразительного искусства, его роль и место в системе школьных дисциплин являлось всегда предметом дискуссий научных работников, художников и учителей. В этой борьбе взглядов и направлений В. С. Кузин занял ясную и твердую позицию: школьный предмет "изобразительное искусство" - это обязательная учебная дисциплина, с помощью которой решаются традиционные задачи - образовательная, воспитательная и развивающая. Сбалансированность этих задач - основная забота учителя. НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович занимался проблемами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Он считал, что любое общение ребенка с искусством двустороннее. Художественное произведение является передатчиком чувств, мыслей от автора к воспринимающему - диалогу, к которому интуитивно стремится художник любого века. К такому диалогу должен быть готов и зритель, и читатель, и слушатель. «Ребенку легче - он всегда играет роль, изображая себя паровозиком, даже рисуя этот паровозик» Б. М. Неменский. Для вхождения ребенка в состояние сопереживания и уподобления необходимо создавать на занятиях соответствующую ситуацию, создавать атмосферу «присутствия» искусства, использовать игровые, сказочные моменты и ситуации. Педагогу необходимо выступать в роли режиссера, а детям становиться артистами. Закон уподобления, являясь ведущим принципом художественной педагогики, реализуется в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством педагогических методов: драматизации, ситуации уподобления через метод игры, метод эмпатии, подражания, умозаключения и т. п. При этом деятельность педагога направлена на активизацию творческих действий ребенка: моторно-двигательных, словесных, изобразительных и т. п. Как отмечает Б. М. Неменский, без уподобления действительно не может произойти полноценного (не механического) творческого процесса при восприятии или создании любой работы в искусстве как ребенком, так и взрослым. РОСТОВЦЕВ Николай Николаевич занимался вопросами изучения методики преподавания изобразительного искусства. Выделяет три вида педагогического рисунка: 1. Рисунок мелом на классной доске. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. 3. Выправление работы ученика рукой педагога. Педагогический рисунок – это знание об искусстве, принявшее визуальную форму, форму изображения, понятное ученикам разного возраста. 1. Рисунок мелом на классной доске выполняют в качестве примера изображения или как зрительный диктант, когда ученики вслед за учителем на своих форматах выполняют рисунок. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги выполняется в случае, если ученик не полностью понимает, например, форму изображения кувшина. Учитель в качестве примера выполняет рисунок на полях, поясняющий этапы построения кувшина, на который ученик может опираться в ходе выполнения задания.3. Выправление работы ученика рукой педагога применяется в случае, если работа учащегося с точки зрения изобразительной грамотности выполнена, не верно. Требования к педагогическому рисунку можно классифицировать: 1. Эстетические 2. Дидактические Научная деятельность ШОРОХОВОЙ Екатерины Васильевны всегда была неразрывна с научно-организаторской. Особенно проявились ее организаторские способности при создании Института психологии АН СССР в 1971 г., куда был переведен руководимый ею сектор Института философии, а она стала заместителем директора Института. Многопланова и педагогическая деятельность Е. В. Шороховой: она преподавала психологию и философию в МГУ, социальную психологию в Академии МВД, в высшем психологическом колледже, МНЭПУ, ГУГНе. Много сил отдавала подготовке психологических кадров высшей квалификации: под ее руководством защищено 28 кандидатских диссертаций и 4 докторские. ЮСОВ Борис Петрович. Выдающийся ученый, уникальный педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондента РАО. Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Ребенок изначально полихудожественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. В своих трудах Б.П.Юсов раскрывает значение таких важных понятий педагогики, как грамотность и выразительность. В 70-е годы ХХ в. По решению Коллегии Министерства просвещения СССР проводился Всесоюзный эксперимент по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-х классах общеобразовательной школы, и эту работу возглавил Б.П.Юсов. В основу художественного развития школьников им были заложены следующие принципы: Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития. Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности. Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения. Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности. Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве). Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у учащихся «навыков восприятия художественного образа» в произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения. Новая программа, по сравнению с предыдущими, нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками. Программа была принята Министерством просвещения СССР в качестве типовой, Б.П.Юсов и члены возглавляемого им коллектива лаборатории НИИ художественного воспитания создали систему развития художественного восприятия, учитывающую возрастные особенности учащихся. В результате проведения этого эксперимента предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвратились понятия «декоративно - прикладная деятельность», «предметно - пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности» - т.е. те направления, которые развивались в так называемой в «новой» отечественной школе конца 20 – х годов ХХ века.» Разделяя научную теорию Б.П. Юсова как перспективную и продуктивную стратегию современной образовательной политики в области художественного образования, мы всецело используем разработанную им логику на интегрированных занятий, сохраняя полихудожественный подход в решении творческих задач воспитания подростков. Таким образом, полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию. |