Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Выдающиеся педагоги о роли природы в формировании личности школьника (Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.). в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56). Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках. Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... " (Сухомлинский, 1972: 12). Природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности" (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский, 1972: 61) Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". (Зверев, 1980: 19) А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы". (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного. Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает: - культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, культуру труда - культуру духовного общения с природой. Эстетическое освоение природы в формировании духовной культуры учащихся. Эстетическое освоение природы открывает ребенку возможности творческой реализации и самоопределения в окружающем мире, постижения гармонического единства с реальной действительностью. Произведения искусства на тему природы содержат ценные идеи, которые в педагогическом процессе могут активно влиять на воспитание школьников. Потребность в духовно-богатой, творчески развитой личности актуальна в современных условиях динамично развивающегося общества. Она продиктована общественной необходимостью создания конкурентно способного нового продукта. Это обстоятельство актуализирует занятия по изобразительному искусству, развивающие духовную сферу школьников, творческие потенции подрастающего поколения, которые пригодятся также и в повседневной трудовой и иной деятельности. Возникает необходимость переосмысления подходов подготовки будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной работе в школе. Занятия по методике преподавания изобразительного искусства традиционно ориентированы на то, как научить школьника рисовать, писать, лепить. Реалии современной жизни требуют еще и понять, что представляет собой ученик; как раскрыть его положительные качества либо как помочь ему избавиться от тех или иных негативных особенностей характера, поведения, привычек и т.п. Духовное воспитание как одна из форм развития личности тесно связано с другими элементами воспитания (эстетическое, художественное, нравственное, этническое, экологическое, патриотическое, идеологическое и т.п.), с формированием мировоззрения личности. Специфика такого воспитания состоит в том, что его конечная цель – гармонически развитая личность. Оно направлено на повышение общей культуры человека, активизацию его творческого потенциала. формирование духовной культуры школьников средствами природно-прекрасного. В данном параграфе нам предстоит изучить готовность будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников, технологию подготовки к профессиональной работе в системе учреждений образования. В науке установлено, что педагогическая технология традиционно состоит из трех основных этапов – 1) проектировочный; 2) этап реализации; 3) аналитический. Эстетическое чувство дает человеку возможность познать специфическое качество предмета – красоту, в то же время оно само возникает и развивается под воздействием красоты, в процессе специального на него воздействия, которое приводит к изменениям чувств в определенном направлении, к появлению их новых качеств. Эстетические чувства служат основой формирования представлений человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, а значит, они лежат в основе понимания им красоты и выразительности природы, помогают осуществлять взаимодействие с внешним миром на более гармоничной, совершенной основе. 30 Изучение передового опыта школьных учителей и собственная работа исследователя в учреждениях образования различного типа позволяют утверждать, что эстетическое освоение природы школьниками тесным образом связано с развитием у них понимания природы как источника эстетически ценных предметов и явлений (прекрасных и выразительных), которые нуждаются в защите, охране и сбережении. Художественное воспитание в формировании духовной культуры учащихся. Народная педагогика в нравственном воспитании учащихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам. народные сказки как источник мудрости и духовной культуры этноса. Систематическое и целенаправленное освоение школьниками в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы содержания сказок посредством посильного создания художественного образа может стать тем барьером, который будет противостоять проникновению в сознание молодых поколений чуждых нашему народу ценностей, размывающих границы между добром и злом, нравственным и безнравственным Мощным средством воспитания духовности являлось народное искусство, в котором нашли отражение педагогические идеалы восточных славян (сказки, пословицы, поговорки и т. п.). В народных сказках отражались представления славян о добре и зле, бескорыстной любви, смирении, послушании, справедливости и мудрости. Главными героями этих сказок были, как правило, предметы и явления природы. Идеи доброты, отзывчивости, взаимопомощи, самопожертвования во имя общего дела были свойственны нашим далёким предкам. Задачи и содержание уроков приобщения школьников разных возрастных групп к духовному наследию этноса в процессе выполнения иллюстраций по мотивам литературных произведений: Первый класс Задачи первого года обучения: формирование у школьников представлений о разнообразных человеческих характерах и соответствующих отношениях (в форме порицания) к людям добрым и злым, щедрым и жадным, скромным и «хвастунам» и т. д.; развитие у детей чувства коллективизма (выполнение иллюстрации к русской народной сказке «Репка»), понимания того, что вместе можно справиться с любой работой; воспитание скромности и высмеивание хвастовства (выполнение иллюстрации к русской народной сказке «Колобок»); воспитание трудолюбия (выполнение иллюстрации к украинской народной сказке «Колосок»); формирование представлений о доброте и жадности (выполнение иллюстрации к латышской сказке «Два брата»). Второй класс Задача второго года обучения: формирование ответственности за свои слова, потребности быть правдивым (выполнение иллюстраций к белорусским народным сказкам «Страшны залом», «Замыкай»). Третий класс Задача третьего года обучения: воспитание уваже - ния к родителям, к людям, старшим по возрасту (выполнение иллюстрации к белорусским народным сказкам «Стары бацька», «Недалжатны сын», «Надакучль выя госщ»). Четвёртый класс Задача четвёрого года обучения: формирование у школьников понимания о необходимости жить честным трудом, негативного отношения к проявлениям глупости, лживости (выполнение иллюстраций к белорусским народным сказкам «Ад крадзенага не пасыцееш», «Мядзведзь», «Сапраудны дурань», «Як вядзьмар на зоры глядзеу»). Пятый класс Задача пятого года обучения: формирование у учащихся понимания о необходимости жить своим умом, гражданской позиции («Людзей слухай, а свой розум май», «За каня - брусок», «Пакащгарошак»). На уроках по ознакомлению с литературным народным творчеством и иллюстрациями к нему, используя метод сравнения, важно развивать у школьников умение отличать добро от зла, щедрость от жадности и т. п. Важно показать школьникам, какими средствами художник создаёт образ того или иного персонажа, формировать негативную реакцию на появление таких черт характера, как лень, лживость, жадность, неуважение к родителям, к старшим по возрасту и т. п. Поскольку в детском коллективе случаются разного рода проявления неумения уважительно относиться друг к другу, имуществу школы и т. п., характер бесед на нравственную тему учитель определяет самостоятельно в зависимости от той или иной ситуации в классе. При этом беседа должна проводиться корректно по отношению к «провинившемуся» и давать ему шанс исправиться. Алгоритм выполнения иллюстрации к сказке: 1.Выбор сказки.(Педагогу нужно знать сказки, пословицы,загадки. ) 2.Провести работу с текстом 3.Выделить главных героев 4.Выделить ценности данной сказки 5.Составить художественный образ главных героев 6.Словесный анализ сказки Экологическое воспитание учащихся в процессе эстетического освоения природы. к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности, высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, культуры, бережного отношения к природе. Участие в освоении природно-прекрасного всех органов внешних чувств позволяет сформировать у детей представление об эстетическом образе природы наиболее полно. Активизация развития у детей визуального восприятия в эстетической деятельности, в том числе и в процессе изображения природы, эффективно способствует освоению ими красоты и выразительности природных форм, движений, цветовых сочетаний и т. п. Большое значение здесь имеет создание нужного эмоционального фона. В процессе эстетического освоения действительности нередко приходится опираться на схожие друг с другом ранее воспринятые предметы, на возника - ющие ассоциации, которые являются отражением реальных связей предметов и явлений действительности. Определяя сущность экологического воспитания школьников, мы опираемся на установленные в педагогической науке особенности этого процесса. Во-первых, на ступенчатый характер (формирование экологических представлений, развитие эстетических чувств и экологического сознания, формирование убеждений в необходимости охраны и сбережения природы, выработка экологически обоснованных навыков и привычек поведения в природе, формирование у учащихся навыков бескорыстного отношения к природе, длительность, сложность, скачкообразность, активность). Во-вторых, на роль и значение психологического аспекта, включающего: развитие экологического сознания; формирование потребностей охраны природы, мотивов и установок личности; выработку эстетических и нравственных чувств; воспитание воли; формирование целей экологической деятельности; формирования понимания ценности самой жизни. Активизация восприятия школьников связана с тем обстоятельством, что очень часто не только дети, но и взрослые не замечают красоту знакомых объектов и явлений природы. В нашем опыте выполнение этой задачи связано: с применением на уроке музыкального, литературного и изобразительного материала; использованием на уроке фотопродукции, на которой запечатлены скоротечные явления природы (необычные формы деревьев во время сильного ветра, дождя, эффекты в природе, связанные с освещением, - луч солнца на траве, вечерний закат и т. п.); рисованием с натуры, по памяти, по наблюдению. Независимо от темы занятия полезно обращать внимание детей на то, как за окном класса порой быстро меняется состояние природы. Например, хлынул дождь, пошёл снег и т. д. Развитию ассоциаций способствует выполнение таких заданий, как «Бездомное животное», «Пустая кормушка», «Необычные природные формы» и т. п. Анализ облаков или грозовых туч позволяет не только отметить их цвет, но и провести игру «На что (на кого) похоже В ходе выполнения задач вместе с учащимися устанавливается, с использованием и их небольшого опыта и знаний, что красота природы не только радует глаз человека, но и является необходимым условием его существования на планете Земля. |