Протокол , от зав кафедрой Т. В. Котович
Скачать 0.55 Mb.
|
Место учебного предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и 34 часа – во 2–4 классах. Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: – формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; – развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; – развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей. Требования к разработке и использованию наглядных пособий. Принцип наглядности заключается в зрительном восприятии предмета на любом виде занятий рисования: рисовании с натуры, рисовании на темы, ДПИ, беседах об искусстве. Рисование с натуры-метод наглядного обучения. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем как ведущее средство обучения. Наилучшее средство наглядного обучения-рисунок педагога на классной доске, на листе бумаги и линаполях работы ученика. Он помогает понять увиденное, влияет на правильность работы. Главное это лаконичность изображения, простота и ясность. Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Я.А.Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики». Методические таблицы, наглядно раскрывают последовательность и особенности выполнения рисунка, возможности техники исполнения, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация иллюстрации картин выдающихся художников из методических пособий, на примерах которых можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, Главное внимание при рисовании с натуры обращают на его правильную передачу. Для облегчения задачи желательно рядом с натурой установить специальные модели что бы понять конструкцию. Виды технических и мультимедийных средств, специфика их использования в учебном процессе по изобразительному искусству. За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей-практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются многие недоступные ситуации (например, посещение различных музеев городов). Стоит, однако, отметить, что не следует злоупотреблять компьютерным моделированием, если есть возможность провести реальный опыт. Современные информационные технологии используются при иллюстрировании учебного материала, (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы). Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера. Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Выбор технологии обучения определяется целями обучения, а также такими факторами, как образовательный потенциал технологии, стоимость технологии и степень ее распространенности. Немаловажную роль играет и уровень программно-аппаратных средств, которыми располагает образовательное учреждение. С целью повышения наглядности продвигаются в учебный процесс технологии мультимедийных презентаций, электронных учебных пособий, различных образовательных интернет-ресурсов, а также использования цифровых инструментов для самостоятельной работы над созданием творческих проектов в тех или иных графических редакторах, с использованием различных цифровых инструментов. Все эти возможности непосредственно относятся к занятиям по изобразительному искусству. Именно уроки ИЗО требуют большого количества наглядного материала на разных этапах занятия, а с учетом развития информационных технологий и возможностей создания электронных творческих проектов. Особенности работы над основными группами учебных задач учащимися общеобразовательных и художественных школ, художественных колледжей и художественно-графического факультета. Практическая художественная деятельность на занятиях по изобразительному искусству включает работу с натуры и на темы графическими и живописными материалами. Большое значение здесь необходимо придавать рисованию по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений на основе воображения и фантазии школьников. Работа с натуры начинается с первого класса. Этот вид учебной деятельности позволяет школьникам не только изучать форму, пропорции, конструкцию предмета (в пределах возрастных особенностей), его цветовую окраску, положение в пространстве, объём. В процессе рисования с натуры у них развивается наблюдательность, умение видеть необычное в обычном, повседневном, активно происходит накопление разнообразных зрительных представлений об объектах действительности. Объектами для рисования служат предметы природы (фрукты, овощи, листья, цветы и т. д.), предметы труда и быта (крынка, чашка, кувшин и т. д.). При подборе натуры следует руководствоваться следующим принципом: она должна быть эстетически привлекательной, понятной и доступной для изображения той или иной возрастной группе школьников. В первом и втором классах, учитывая возрастные особенности детей, работу с натуры следует сочетать с работой по представлению и по памяти после непосредственных наблюдений и анализа предметов изображения. По мере накопления опыта работы графическими и живописными материалами количество учебного времени на работу с натуры должно возрастать. Главное в работе на темы - развитие у учащихся способности видеть окружающий мир образно, формирование умений языком изобразительного искусства выразительно передавать свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном, прочитанном. В процессе рисования на темы, иллюстрирования литературных произведений школьники изучают основы композиции, осваивают живописные и пластические возможности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, учатся понимать их роль в создании художественного образа, трансформировать реальные формы действительности в соответствии с замыслом композиции. Лепка (скульптура) имеет наибольшее значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет большую роль в развитии изобразительной деятельности детей. Занятия лепкой опережают другие виды изобразительной деятельнос-- ти в трактовке формы, пропорций пространственно- пластических взаимосвязей целого и его частей. На уроках лепки необходимо учить детей овладевать основами техники работы с пластилином, глиной и другими скульптурными материалами, развивать двигатель- но-осязательную систему руки, формировать умение видеть, понимать и посильно создавать пластически выразительные и цельные скульптурные формы. На занятиях по декоративно-прикладной деятельности необходимо раскрывать значение народного искусства в жизни этноса. Эстетически выразитель - ные художественные изделия народных мастеров помогают прививать школьникам любовь к родному краю, ценить традиции родных мест. Учебная работа на занятиях по декоративно-прикладному искусству базируется на знаниях школьников об основных свойствах и средствах композиции, цветоведения, изучении выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Практические занятия необходимо строить по принципу от простого к сложному, от выполнения отдельных технологических операций по художественной обработке материалов к творческим работам декоративно-прикладного характера. Требования к организации уроков изобразительного искусства. Содержание учебного материала и организация урока должны отвечать дидактическим принципам: научности, наглядности, последовательности, сознательности, доступности и др. Необходимо наличие триединой цели урока: обучающей, развивающей, воспитывающей. Изложению нового материала должна предшествовать подготовка детей к его восприятию: повторение известного, эмоциональный настрой (чтение стихов, прослушивание музыки, показ слайдов и пр.), вводная беседа. Оборудование урока, дидактические и изобразительные материалы должны быть тщательно продуманы (оптимально количество, высокое качество, достаточный размер, ТСО, оформление аудитории, классной доски). Перед самостоятельной работой учащихся необходимо четко сформулировать задание, продемонстрировать этапы работы и технику исполнения, желательна демонстрация детских работ. Во время самостоятельной работы следить за ходом выполнения задания, вести индивидуальную работу с учащимися. В конце урока подвести итог работы детей, проанализировать детские работы, оценить активность детей на уроке. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству. Цель, задачи внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий. Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным. ВИДЫ внеклассной и внешкольной работы: -ИЗО кружок; -Экскурсии; -беседы; -Лекции; -Доклады; -Кинофильмы; -домашнее рисование учащихся -школьные вечера-концерты. 1. Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов. 2. Экскурсии. Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Явления и предметы, наблюда емые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические пере живания, а следовательно, содействуют развитию художественного восприятия. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод, на фабрику. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы. 3. Беседы. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. 4. Лекции. В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в (4 — 6 кл). Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором. 5. Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы. Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не 6. Школьные киноуроки имеют много преимуществ: легче наметить время, подобрать нужный фильм и т. д. Посещение кинотеатра организуется обычно для просмотра фильма о жизни и творчестве художника. К работе по организации коллективного просмотра фильма можно привлекать родительский актив. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. 7. Домашнее рисование учащихся. Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма. 8. Школьные вечера-концерты. Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, такие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное представление об искусстве той или иной эпохи. |