Главная страница

Протокол 1 от 28. 08. 2020 г. Основная образовательная программа среднего общего образования (фк гос)


Скачать 2.64 Mb.
НазваниеПротокол 1 от 28. 08. 2020 г. Основная образовательная программа среднего общего образования (фк гос)
Дата11.11.2022
Размер2.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла57-oop-2020.pdf
ТипПротокол
#782199
страница21 из 26
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26
Тема 1. Задачи на вывод молекулярных формул веществ.
Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
Определение молекулярной формулы веществ с использованием плотности и относительной плотности газов.
Определение молекулярной формулы веществ по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.
Определение молекулярных формул кристаллогидратов.
Установление молекулярной формулы простых веществ по уравнениям химических реакций.
Установление молекулярной формулы простых веществ по уравнениям химических реакций.
Зачет по теме №1 Задачи на вывод молекулярных формул веществ.
Тема 2. Задачи на газовые законы и газовые смеси. 5 часов.
Закон Авогадро. Молярный объем. Уравнения идеального газа. Уравнение Коайперона-
Менделеева.
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Газовые смеси.
Расчеты на смеси газов, не реагирующих между собой.
Расчеты на смеси газов, реагирующих между собой.
Тема 3. Расчеты, связанные с растворами веществ. 9 часов.
Способы выражения составов растворов.
Расчеты, связанные с растворением вещества в растворе с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.
Расчеты, связанные с понятием «молярная концентрация».
Выпаривание воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества ( расчеты)
Смешивание растворов, если вещества при этом не вступают в химические реакции. ( расчеты).
Разбавление растворов.
Кристаллогадраты.
Растворение кристаллогидратов в растворе.
Использование в расчетах понятия «олеум»

161
Тема 4. Задачи на смеси веществ. 5 часов.
Смеси веществ, компоненты которых проявляют разные свойства.
Смеси веществ, компоненты которых проявляют сходные свойства.
Смеси веществ, компоненты которых проявляют сходные свойства.
Молярные соотношения компонентов в смесях.
Зачет по теме №4. Смеси веществ
Тема 5. Погружение пластинки в раствор соли. 2 часа.
Погружение пластинки в раствор соли.
Погружение пластинки в раствор соли
Тема 6. Комбинированные задачи. 3 часа.
Комбинированные задачи.
Комбинированные задачи.
Комбинированные задачи.
Подведение итогов. 3 часа
Итоговое занятие
Элективный курс «Основы химических методов исследования
вещества»
Введение.
1. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Введение. Научный эксперимент и его роль в познании.
3. Взаимосвязь между составом и свойствами веществ.
4. Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества.
Тема 1. Растворы. Методы определения концентрации растворов
1. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Введение. Научный эксперимент и его роль в познании.
3. Взаимосвязь между составами и свойствами веществ.
4. Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества.
Тема 2. Закон действующих масс и его применение в химическом анализе
1. Химическое равновесие. Константа равновесий – мера глубины протекания процесса.
2. Ионное произведение воды. Водородный показатель.
Тема3. Комплексные соединения
1. Комплексное соединения. Номенклатура.
2. Поведение комплексный соединений в растворе.
Тема 4. Теоретические основы реакции осаждения – растворения
1.
Гетрогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов.
2.
Условия выпадения и растворение осадков.
3.
Смещение гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитах.
4.
Значение реакции осаждения для химического анализа.
Тема 5. Образование коллоидных систем
1. Коллоидные растворы.

162 2. Коагуляция и ее предотвращение. Защитные действия коллоидов.
Тема 6. Окислительно - восстановительные процессы
1. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР.
2. Ряд стандартных электродных потенциалов.
Тема 7. Основы качественного анализа
1.
Классификация реакций в качественном анализе.
2.
Основные принципы качественного анализа.
3.
Дробный и систематический анализ.
4.
Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы. ( практическое занятие).
Тема 8. Анализ некоторых объектов окружающей среды
1.
Охрана окружающей среды.
2.
Контроль качества воды.
3.
Жесткость воды.
4.
Химическая характеристика почв.
5.
Контроль качества продуктов питания.
6.
Практикум.
7.
Практикум.
8.
Практикум.
9.
Практикум.
10.
Практикум.
Элективный курс «Основы поэтики: теория и практика анализа
художественного текста»
Введение
Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность.
Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с
выходом на проблему целостности художественного произведения.
Литературный материал:
для анализа на уроке: И. А. Бунин. Красавица;
для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. Пари.
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения( 1 час)
Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчестве). Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка. Историческая, частная и общая поэтика. Различные контексты употребления термина «поэтика».
Л. Н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А. А.
Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея
доступности содержания художественного произведения научному знанию, сформулированная А. П. Скафтымовым. Точка зрения М. М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем.

163
Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов:
Нужна ли наука о литературе и есть ли увас потребность в обращении к ней ?
привлечением материала статьи Л. Н. Толстого «Что такое искусство ?».)
Какая часть наиболее ценна в художественном произведении — форма или
содержание? Ит. д.
Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие
категории {жанр
у
тематика, средства художественной выразительности и др.).
Литературный материал:
для анализа на уроке: А. С. Пушкин. «Напрасно я бегу к сионским высотам...»;
для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев. «С горы скатившись, камень лег в долине...», Последний катаклизм.
Природа искусства как исходная категория поэтики
Обращенность поэтики к проблеме творчества(греч. poietiketechne — творческое
искусство). Тайна творчества. Познание, созидание, самовыражение и общение как
основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного и
непреднамеренного.
Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о
природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих
особенности творческого процесса.
Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу?
Литературный материал:
для анализа на уроке: анализ фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»:
сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. X); А. А. Фет. «На кресле отвалясь, гляжу на
потолок...»;
для самостоятельного анализа: М.Ю.Лермонтов.Поэт (1828).
Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе.Вопрос о
назначении искусства
Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и
творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской
классической литературе.
Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением
ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь».
Литературный материал:
■ для анализа на уроке: Н. С. Гумилев. Слово; И. А. Бунин. Книга;
■для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. Египетские ночи (фрагмент); М. Ю.
Лермонтов. «Есть речи - значенье...»; В. В. Вересаев. Состязание.
Структурная организация художественного текста. Форма и содержание
художественного произведения
Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация
элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различ-
ных уровней художественного целого.
Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия.
Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и

164
выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии.
Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и
гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного
произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и со-
держательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста
(стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие
содержательный характер (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея,
проблема и др.).
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение
слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в
соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе
сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и
содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы
взаимозависимости формы и содержания.
Литературный материал:
для анализа на уроке: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я.
Брюсова, А. Крученых, В. Хлебникова, И. А. Бунина; И. С. Тургенев. Нищий; М. Горький.
Вывод;
для самостоятельного анализа: С. А. Есенин. «Шел Господь пытать людей в
любови...»; А. П. Чехов. Казак.
Герменевтика. Интерпретация художественного произведения
Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на проблему понимания.
Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:
Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование
текста, «правильное» прочтение художественного произведения?
Что значит «понять произведение» ?
В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и
читатель?
В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором ?
Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения,
вложенный в него автором ?
Литературный материал:
для анализа на уроке: В. М. Гаршин. Attalea princeps;
для самостоятельного анализа: В. М. Гаршин.Красный цветок.
Автор в художественном произведенииОбраз автора вхудожественном произведении, его духовно-биографический опыт
Автор — повествователь — писатель.. Голос автора в произведении и авторская по-
зиция.Способы введения авторской оценки. Позиция авторас учетом жанрово-родового
аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический пафос,
ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни,
идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между
автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы

165
повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повествования.
Сказ.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ
рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены
способов повествования.
Литературный материал:
для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу основной школы курса «Литература» ( А . С. Пушкин. Повести Белкина; Н. С. Лесков. Левша; рассказы М. М. Зощенко); Ф. М. Достоевский. Сон смешного человека;
для самостоятельного анализа: Н. С. Гумилев. Скрипка Страдивариуса.
Сюжет художественного произведения
Сущность триады: сюжет — обстоятельства — действие. Внешнее и внутреннее
действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники
сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал,
авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление
изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение.
Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
«Необязательные»
компоненты
сюжета:
пролог,
предыстория,
лирическое
отступление, эпилог, послесловие.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ
рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы.
Литературный материал:
для анализа на уроке: Л. Н. Андреев. Что видела галка;
для самостоятельного анализа: Л. Н. Андреев. Предстояла кража.
Композиция художественного произведения Композиционные приемы
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «ар- хитектоника» произведения.
Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного
текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.
Литературный материал:
для анализа на уроке: Л. Н. Толстой. Три смерти;
для самостоятельного анализа: Л. Н. Толстой. Чем люди живы.
Роль и место конфликта в поэтике произведения Конфликт как функция сюжета.
«Вечные конфликты». Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения (философский, социальный, нравственно-психологический, семейно-
бытовой), соотношение участников конфликта (конфликт между героями или группами
героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т. е. внутренний
конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый
(локальный) и устойчивый (неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их разви-
тию (неизменный и трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический,

166
комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема
конфликта в историческом ракурсе. Общность конфликтов в произведениях,
принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение,
эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом
произведении.
Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать со-
вокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт {с
привлечением широкого круга ранее изученных произведений). Характеристика особенностей
конфликта в романах М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. Пушкина «Евгений
Онегин», повести Н. В. Гоголя «Шинель», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и драме А. Н.
Островского «Гроза». Ас-пектный анализ рассказа М. А. Булгакова и «Маленьких трагедий» А. С.
Пушкина с точки зрения особенностей конфликта.
Литературный материал:
для анализа на уроке: А. С. Пушкин. Скупой рыцарь; М. А. Булгаков. Красная корона.
для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери; И. А. Бунин.
Убийца.
Художественный образ Образная система произведения.
Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и
объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления
действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту
изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и
др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, ха-
рактерные, типические.
Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рас-
сказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации.
Литературный материал:
для анализа на уроке: И. А. Бунин. Роман горбуна;
для самостоятельного анализа'. И. А. Бунин. Волки.
Образ человека в литературе и аспекты его анализа Связь героя с другими персонажами
Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер,
тип, собирательный образ). Аспекты анализа образа человека в художественном
произведении (способ введения персонажа в текст, место в системе персонажей,
именование героя, воспитание, образование, среда, портрет, интерьер и др.). Герой за
рамками произведения, герой в контексте творчества писателя, типическое и
индивидуальное в герое, герой в контексте литературной традиции. Ситуация
раскрытия характера: неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот
исторических событий. Связь героя с другими персонажами: контрастное
сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность характеров без противо-
поставления. Психологизм в литературе.
Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.
Литературный материал:
для анализа на уроке: И. С. Тургенев. Щи;
для самостоятельного анализа: И. С. Тургенев. Живые мощи.

167
Пейзаж и его функции в произведении
Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов:
человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанисти-
ческий, космический. Пейзаж и его связь с литературными направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический.
Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символический, философский.
Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др.
Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса.
Литературный материал:
для анализа на уроке: Н. М. Карамзин. Бедная Лиза {фрагмент)', А. С. Пушкин.
Капитанская дочка (фрагмент: описание бурана); М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени {фрагмент из повести «Бэла»); Н. В. Гоголь. Мертвые души (фрагмент)', И. С.
Тургенев. Отцы и дети (фрагмент из главы XI); стихотворение в прозе И. С. Тургенева.
«Природа»; Ф. И. Тютчев. «Природа — сфинкс. И тем она верней...»; Н. Г.
Чернышевский. Что делать? (фрагмент: начало четвертого сна Веры Павловны); А. П.
Чехов. Волк (фрагмент)',
для самостоятельного анализа: И. А. Бунин. Смарагд.
Функция портрета в художественном произведенииТипы литературного портрета
Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное представление героя,
указание на его внутреннюю сущность, выявление его психологического состояния,
заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета:
многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристи-
ки: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть
(мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения
портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый» портрет.
Некоторые принципы создания литературных портретов, степень изменчивости
портретной
характеристики,
степень
детализации
портретной
зарисовки,
сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего» человека через
портретную характеристику, особенности психологизма, проявленные в портрете.
Общий принцип портретной характеристики персонажа — установка на читательскую
активность.
Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик
персонажей, принадлежащих перу разных авторов.
Литературный материал:
для анализа на уроке: В. Ходасевич. Встреча;
для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. Красавицы.
Художественная деталь. Символ. Подробность текста
Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Толстой) в системе
многочисленных компонентов художественного произведения. Художественная деталь в
историческом аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали.
Классификация подробностей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, де-

168
тали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как
знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории.
Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения.
Литературный материал:
для анализа на уроке: И. А. Бунин. Старуха;
для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. Рассказ старшего садовника.
Стиль
Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние
особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля:
лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы,
явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп
изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие
сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, ин-
терьера и др.), символизация, особенности пространстваи времени, наличие нескольких
стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе.
Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.
Литературный материал:
для анализа на уроке: А. И Платонов. Котлован (фрагменты);
для самостоятельного анализа: А. И Платонов. Котлован (фрагменты).
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет, глагольная и
вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдоха.
Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие,
апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный),
риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.
Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в
виде контрольного среза.
Литературный материал:
для анализа на уроке \ подборка цитат из разных произведений русской литературы;
для самостоятельного анализа: лирика (по выбору учащегося).
Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения
Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.
Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста.
Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки.
Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала.
Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность.
Урок-практикум на основе анализа поэтического текста.
Литературный материал:

169
для анализа на уроке: И. С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; И. А.
Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада...» и произведения из программы основного курса;
для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев. «Тени сизые смесились... » и др. стихотворения.
Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся.
Подведение итогов изучения курса
Элективный курс «Замечательные неравенства: способы получения
и примеры применения»
10 класс-34часа.
Некоторые понятия и свойства, считающиеся известными.
Некоторые понятия и свойства, считающиеся
(заданных как значения числовых выражений) «по определению».
Простейшие свойства числовых неравенств.
Сравнение двух действительных чисел
(заданных как значения числовых выражений) «по определению»
Сравнение двух положительных действительных чисел путем сравнения с единицей их отношения
Сравнение двух положительных действительных чисел путем сравнения их степеней.
Сравнение двух действительных чисел путем сравнения с единицей их отношения
Метод вспомогательной функции и использования ее свойств.
Метод применения замечательных неравенств.
Применение метода вспомогательной функции к решению задач
Понятие неравенства с переменными и его решения..
\Методы анализа и синтеза в решение задач на установление истинности неравенств с переменными.
Метод « от противного и метод использования тождеств в решение задач на установление истинности неравенств с переменными».
Метод оценивания и метод введения новых переменными
Основные методы решения задач на установление истинности неравенства переменными.
Методы упрощения задач на доказательство неравенств с переменными
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение.
Полная индукция- метод перебора всех вариантов.
Теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей
Неравенства Коши для произвольного числа переменных.
Аксиома, принцип и метод математической индукции и их применение при доказательстве неравенств с переменными.
Теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей.
Некоторые частные случаи неравенства Коши и их применение.

170
11 класс-34 часа.
Неравенство Коши-Буняковского и условия его реализации в варианте равенства
Векторный вариант записи неравенства Коши-Буняковского и тригонометрические подстановки
Приближение к экстремуму выравниванием значений переменных (метод Штурма)
Использование симметричности, однородности и цикличности левой и правой частей неравенства.
Геометрические неравенства, устанавливаемые с применением соотношений между длинами сторон треугольника.
Условные тождества.
Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух и большего числа параметров.
Соотношения между ними. Геометрические интерпретации. Четыре средние линии трапеции.
Среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.
Симметрические средние. Теорема Мюрхеда. Круговые неравенства, методы их доказательства и опровержения.
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства. Средние степенные и средние взвешенные степенные
Некоторые обобщения неравенств Чебышева и Коши-Буняковского.
Свойства одномонотонных последовательностей– источник замечательных неравенств
Свойства одномонотонных последовательностей произвольной длины. Неравенство треугольника
Неравенство Иенсона. Неравенство Коши-Гельдера и Минковского
Неравенства в финансовой математике. Решение задач на оптимизацию
Элективный курс «Логика»
Содержание программы
Предмет и значение логики (6 часов)
Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение).
Функции языка, речи. Виды речи. Семантические категории.
Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры мышления и в образовании.
Описательные и логические термины: логические связки, кванторы. Составление формул для сложныx суждений.
Понятие (18 часов)
Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства и отношения.
Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в познании (на примераx математики, информатики и др. школьных дисциплин).
Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объём понятия.
Виды понятий. Общие и единичные. Конкретные и абстрактные.
Относительные и безотносительные. Положительные и отрицательные. Собирательные и несобирательные понятия.

171
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Решение задач, включающих понятия на материале математики, информатики и др. предметов.
Определение понятий. Реальные и номинальные определения в математике. Правила определения понятий. Ошибки, возможные в определении понятий. Приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение. Нахождение учащимися определений понятий и использования приемов, иx заменяющих, в школьныx учебникаx по математике и в научной и детской литературе.
Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое
(двучленное). Правила деления понятий. Возможные ошибки в делении. Использование операции деления понятий и классификации в математике.
Ограничение и обобщение понятий. Использование этих логическиx операций в математике. Операции с классами. Объединение и пересечение классов. Основные законы логики. Вычитание классов. Дополнение к классу А.
Суждение (высказывание) (12 часов)
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.
Виды простыx суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждения существования, суждения с отношениями.
Простое суждение и его состав: субъект, предикат, связка, квантовое слово.
Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству. Приведение суждения к четкой логической форме. Распределённость терминов в категорических суждениях.
Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логическиx связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
Составление формул для сложных суждений. Построение таблиц истинности. Виды вопросов, предпосылки, правила постановки. Правила постановки простых и сложных вопросов. Логическая структура и виды ответа.
Законы (принципы) правильного мышления (8 часов)
Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.
Общая характеристика законов (принципов) правильного мышления.
Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Нахождение учащимися примеров, показывающих нарушение этиx законов в мышлении.
Дедуктивные умозаключения (15 часов)
Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки; заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.
Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных умозаключенияx.
Умозаключения непосредственные и опосредованные. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма.

172
Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Полисиллогизмы. Сориты.
Вывод логики высказываний. Прямые выводы.
Условные умозаключения. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения.
Разделительные умозаключения. Чисто разделительные и разделительно - категорические умозаключения.
Дилеммы. Трилеммы.
Математическая (символическая) логика. Современная дедуктивная логика (11
часов) Операции с классами (объемами) понятий: объединение, пересечение, вычитание.
Решение задач, включающих два, три или большее число классов на материале математики, информатики и др. школьных учебныx предметов.
Исчисление высказываний (пропозициональная логика).
Понятие высказывания. Простые и сложные высказывания. Способы образования сложныx высказываний с помощью логическиx связок (союзов): конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Тождественно – истинные формулы (законы логики или тавтологии), тождественно – ложные формулы
(противоречия) и выполнимые формулы.
Построение исчисления высказываний. Наиболее часто употребляемые схемы правильных рассуждений (умозаключений). Установление обоснованности рассуждения с помощью таблиц истинности.
Отрицание простых и сложных суждений (высказываний). Образование суждения, противоположного сложному суждению.
Логическое противоречие и логическое следование. Закон противоречия и закон исключенного третьего.
Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.
Логическое следствие.
Равносильные формулы. Доказательство законов, выражающих эквивалентную замену.
Доказательство эквивалентности двух выражений путем эквивалентных преобразований. Иные способы доказательств, применяемые в логике высказываний: доказательство условное (методом допущений); доказательство тождественной истинности формул приведением иx к конъюнктивной нормальной форме и др.
Выведение всех простых следствий из данных посылок методом Порецкого - Блэка.
Приложение логики высказываний к анализу и синтезу контактных и электронных схем.
Роль логики в математике, в познании, в жизни.
Математическая (символическая) логика. Современная дедуктивная логика (9 часов)
Элементы логики предикатов.
Язык логики предикатов: индивидные и предикатные переменные, кванторы общности и существования. Свободные и связанные переменные. Квантор общности и его связь с конъюнкцией; квантор существования и его связь с дизъюнкцией. Примеры записи простых суждений в логике предикатов.
Правила отрицания кванторов. Запись отрицания простых категорических суждений в логике предикатов. Некоторые простейшие законы логики предикатов.
Многозначные логики.
Понятие о неклассических логикаx Отношение между многозначной и двузначной логикой. Трехзначная логика Я. Лукасевича. Трехзначная логика А. Гейтинга. Проблема интерпретации многозначных логик. Методологическое значение многозначных логик.
Логика Э. Поста. Бесконечно - значные логики А. Д. Гетмановой как обобщение логики

173
Э. Поста.
Индуктивные умозаключения (3 часа)
Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике.
Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов; научная индукция.
Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Использование индукции в математике.
Индуктивные методы установления причинных связей.
Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.
Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Умозаключения по аналогии (4 часа)
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Строгая, нестрогая и ложная аналогии. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии.
Роль аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Использование аналогий в процессе обучения. Д. Пойа о примераx применения аналогий в математике.
Искусство доказательства и опровержения (10 часов)
Структура и виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике.
Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике.
Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезису, к аргументам, к форме доказательства.
Логические ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства.
Понятие о логических парадоксах, паралогизмах и софизмах, в том числе математических.
Опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.
Гипотеза (4 часа)
Гипотеза как форма развития знаний. Логико-методологические условия состоятельности научныx гипотез. Виды гипотез: общие, частные и единичные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия отбора предпочтительных гипотез.
Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключений и опытных данных при формировании гипотез. Метод множественныx гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Прямой и косвенный способы доказательства гипотез. Способы опровержения гипотез.
Роль логики в математике, в познании, в жизни.

174
Элективный курс «Функции и графики»
Содержание учебного предмета
10 класс
Повторение учебного материала 7-9 класса. Функции (4ч.)
Числовые функции. Способы задания .График функции .Композиция функций.
Преобразование графиков функций .Схема исследования функций.
Тригонометрические функции (14 часов)
Функции синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента.
Свойства функций и их графики.
Приёмы построения графиков тригонометрических функций.
Приёмы построения графиков тригонометрических функций.
Гармонические колебания. Графики гармонических колебаний.
Функции, при построении графиков которых используются преобразования тригонометрических выражений.
Функции, содержащие модуль, и их графики.
Обратные тригонометрические функции, их свойства, графики.
Использование для построения графиков функций, содержащих обратные тригонометрические функции.
Применение производных к исследованию функций и построению графиков (10 ч.)
Общая схема исследования функций с помощью производной.
Построение графиков различных функций с предварительным их исследованием по общей схеме.
Исследование линейной функции с помощью производной.
Исследование квадратичной функции с помощью производной
Исследование дробно-рациональной функции с помощью производной
Исследование свойств тригонометрических функций с помощью производной.
Использование общей схемы для построения графиков функций, содержащих тригонометрические функции.
Применение производной при решении задач с параметром.
Повторение, систематизация изученного материала(7 ч.)
Приёмы построения графиков тригонометрических функций.
Функции, содержащие модуль, и их графики.
Общая схема исследования функций с помощью производной.
Общая схема исследования функций с помощью производной.
11 класс
Показательная, логарифмическая и степенная функции (14ч.)
Показательная функция, её свойства и график.
Построение графиков функций, содержащих показательную функцию, с помощью геометрических преобразований.
Логарифмическая функция, её свойства и график.
Построение графиков функций, содержащих логарифмическую функцию, с помощью геометрических преобразований.
Построение графиков функций, содержащих логарифмическую и показательную функции. Производная логарифмической и показательной функций.
Построение графиков функций с использованием схемы исследования функций с помощью производной.

175
Построение графиков функций с использованием схемы исследования функций с помощью производной.
Свойства показательной, логарифмической и степенной функций в задачах с параметром.
Графические приёмы при решении задач с параметрами
Полярная система координат (4ч.)
Полярная система координат
Кривые, заданные уравнениями в полярных координатах.
Примеры спиралей, роз и других кривых.
Примеры спиралей, роз и других кривых.
Алгебраические кривые 2-го порядка (4ч.)
Эллипс, окружность.
Гипербола. Парабола.
Повторение, систематизация изученного материала (12ч.)

176 5.
Учебный план среднего общего образования
Учебный план определяет общие рамки отбора содержания среднего общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательногопроцесса,атакжевыступаетвкачествеодного и основных механизмов егореализации.
Учебный план:
— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из 3-х частей: обязательной части, регионального и школьного компонентов.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу среднего общего бразования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Школьный компонент определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей(законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, используется на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; - введение специально разработанных курсов по подготовке к итоговой аттестации.
Учебный план для 10-11 классов
МОАУ «СОШ № 57» на 2017 – 2018 учебный год

177
Предметные
области
Учебные предметы
10а социальн о- гуманита рный
10б информа ционно - техноло гически й
11а социаль но- гуманит арный
11б информаци онно- технологич еский
Базовые учебные предметы
Русский язык и литература
Русский язык
1 1
Литература
3 3
Иностранный язык
3 3
3 3
Математика и информатика
Алгебра и начала анализа
3 3
Геометрия
2 2
Общественно-научные предметы
История
2 2
2 2
Обществознание
(включая экономику и право)
2 2
Естественно-научные предметы
Биология
1 1
1 1
Физика
2 2
2 2
Химия
2 2
2 2
Физическая культура и
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура 3 3
3 3
ОБЖ
1 1
1 1
Предметы по выбору
Математика и информатика
Информатика
1 1
Общественно-научные предметы
География
1 1
1 1
Право
1 1
Астрономия
1 1
Профильные учебные предметы
Филология
Русский язык
3 3
Литература
5 5
Математика и информатика
Алгебра и начала анализа
4 4
Геометрия
2 2
Информатика и ИКТ
4 4
Общественно-научные предметы
Обществознание
(включая экономику и право)
3 3
Итого
33
32
33
32
Региональный
компонент
1
1
0
0
Физическая культура и
ОБЖ
ОБЖ
1 1
0 0
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


написать администратору сайта