Анализ произведения. Протокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор
Скачать 1.31 Mb.
|
ОБВАЛ Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил. Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега... Ты затопил, освирепев, Свои брега. И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал. И пылью вод И шумной пеной орошал Ледяный свод. И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ «ОБВАЛ»: 1. Какие чувства вызывает поэтическое описание обвала? Сравните, как то же явление А.С. Пушкин описывает в своих путевых очерках «Путешествие в Арзрум». 29 «Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. Тогда-то был он ужасен! Мы круто поднимались выше и выше. В это время услышал я глухой рокот. «Это обвал», – сказал мне г. Огарев. Я оглянулся и увидел в стороне груду снега, которая осыпалась и медленно съезжала с крутизны. Малые обвалы здесь нередки». В чемзаключается своеобразие отражения действительности в лирическом стихотворении? 2. Определите композиционные особенности стихотворения. а) Вспомните: сочетание нескольких стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, называется строфой. Какова композиционная роль первой строфы? Почему действие изображается в настоящем времени? Объясните выбор авторского угла зрения – снизу вверх. б) Как соотносится с центральной частью стихотворения (строфы вторая – четвертая) пятая строфа? 3. В стихотворении можно выделить две системы художественных образов: обвал и Терек – противостоящие друг другу стихии. Проанализируйте, какими поэтическими средствами создается каждый из этих образов. 1. Проследите, какими интонационно-ритмическими средствами создается образ обвала во второй строфе. а) Составьте схематическое изображение строфы, обозначьте ударение, определите границы стопы, количество стоп в каждой строке: Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил. И Терека могущий вал Остановил. б) Выразительно прочитайте эту строфу вслух, объясните, как возникает ощущение грохота обвала, как чередование в строфе четырехстопных стихов с двустопными создает смену ритма. в) Выпишите глаголы, передающие движение обвала, раскройте, как языковые средства передают динамику движения. г) Проявляется ли авторская оценка в метафоре тяжкий грохот и в художественном образе неталой грудою лежал (строфа 4)? Какие ассоциации вызывает слово груда? д) Сделайте вывод о соответствии ритмико-интонационных средств содержанию художественного образа обвала. 2. Охарактеризуйте, какими художественными средствами создается образ Терека. а)Прокомментируйте, как воспроизведено движение реки в первой строфе: какова звукопись первой строки (дробясь, мрачные),как передана своенравность, сила 30 движения воды. б) Соответствует ли эмоциональному характеру всего описания эпитет мрачные, почему автор заменяет употребленное в черновом наброске прилагательное хладные (скалы) «а мрачные, как в выборе эпитета проявляется элемент авторской оценки? в) Надолго ли обвал смог укротить Терек? Какими художественными средствами воссоздает А.С. Пушкин разъяренность водной стихии? г) Как авторская оценка проявляется в патетическом восклицании «О Терек» и в непосредственном обращении «Ты прервал свой рев»? 3. Как в четвертой строфе соотносятся неподвижность и динамика двух художественных образов противодействующих стихий? 4. К какой стихии – обвалу или Тереку – обращены симпатии автора и как это можно доказать? 5. Проанализируйте последнюю строфу. Что противопоставлено неистовству стихий? Проследите: а) изменился ли характер повествования в пятой строфе? б) на какие две композиционно-тематические части делится эта строфа? в) как это подчеркивается языковыми средствами? (Синонимический ряд глаголов, употребление последнего глагола в настоящем времени). 4. Как вы представляете картину обвала? Опишите ее. О СТ ИХ ОТВ О РЕН ИИ А. С. ПУШ КИ НА «ОБ В А Л » Выразительно-изобразительные языковые средства центральных строф стихотворения «Обвал» создают образ стремительно развертывающейся схватки двух стихий. Характер противоборствующих стихий очерчен по-разному: слепая тяжеловесная сила, громоздкая груда (обвал) и свободный бег неукротимого Терека. Ощущение грохота обвала создается звуковыми повторами: сор – ВАЛся… об – ВАЛ (звук перекатывается, как эхо); тот же звуковой повтор в словах, заканчивающих рифмующиеся строки: упАЛ, скАЛ, вАЛ. Ударение все время падает на последний слог, звукопись воссоздает грохот обвала, его раскаты. Художественный эффект углубляется точно найденным соответствием рифмы и ритма стихотворения. Первые три строки передают грохот обвала. Четвертая строка, двустопная, гораздо короче: она состоит только из одного слова загородил; многосложное слово с ударением на последнем слоге произносится медленно (за-го-ро-дил). Смена ритма как бы фиксирует изменение темпа движения. Вторично такая же смена ритма происходит в шестой строке, состоящей тоже из одного слова: ос-та-но-вил. Образом – символом свободы и мятежа предстает в стихотворении Терек. Различна авторская оценка образов обвал – Терек. Авторское отношение выявляется в патетическом обращении к Тереку, в выборе оценочных прилагательных и ряда глаголов, раскрывающих активность противодействий Терека (прошиб, затопил). Взрывчатая энергия Терека передана эмоционально окрашенными деепричастиями (истощасъ – присмирев – освирепев);использование однородных членов создает повышенную ритмичность. Подчеркивая стремительность развертывающегося действия, глаголы движения и деепричастия усиливают драматизм борьбы. Вершина драматического напряжения – конец третьей строфы. Глаголы четвертой строфы снимают напряжение – схватки завершена: обвал неталой 31 грудою лежал (бесформенной, неподвижной глыбою), и Терек злой под ним бежал (притихший, но неуспокоившийся). Острота борьбы притупилась, наступило временное равновесие противоборствующих сил: Терек «прошиб снега», но обвал надолго изменил облик речной долины. В заключительной, пятой строфе возникает новый образ – по неталой груде обвала проложен широкий путь. Человеческая жизнь соприкоснулась со стихиями, прошла над ними. Ее многообразие передано различными формами движения, каждая из них характеризуется соответствующей звукописью: конь скакал, влекся вол, верблюда вел. Звукопись, как и повторяющаяся синтаксическая конструкция с соединительным союзом и, усиливает неоднократность, длительный характер действия. В первых четырех стихах глаголы даны в прошедшем времени (шел, скакал), в двух последних стихах, завершая фразу, появляется глагол в настоящем времени (мчится), время действия подчеркнуто и наречием (ныне). Так возникает эмоционально-смысловой перелом: поэт ассоциативно связывает последние две строки с первой строфой, возвращая внимание читателя к первоначальной картине. ЛИРИКА M.Ю. ЛЕРМОНТОВА В истории русской литературы имя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841) стоит рядом с именем А.С. Пушкина. Стихотворение «Смерть Поэта» – это поэтическая клятва М.Ю. Лермонтова в верности пушкинскому идеалу назначения поэта. Вместе с тем творчество поэта стало поэтическим выражением новой исторической эпохи – эпохи после декабрьского восстания 1825 года, эпохи безвременья, когда разгул царской реакции породил неверие в возможность общественных перемен, желание отойти от социальных проблем. И в этом мире безмолвия прозвучал гневный голос поэта. Лирика М.Ю. Лермонтова отразила напряженность духовных поисков, сомнения и надежды поколения 30-х годов. Это и сближает поэзию М.Ю. Лермонтова с творчеством его великого предшественника А.С. Пушкина. «ВРоссии каждый писатель был воистину и резко индивидуален. Но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле» (М. Горький). ПОЭТ Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал – Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. 32 Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене – Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает… В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны… Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. 33 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ «ПОЭТ»: 1. Определите тему стихотворения «Поэт». 2. В стихотворении «Поэт» прослеживается традиция ораторской поэтической речи. Аргументируйте этот тезис: а) определите основную интонацию; б) подчеркните наиболее яркие стилистические приемы (риторический вопрос, обращение) в стихотворении; в) выделите строфы, где ораторский пафос особенно ощутим. 3. В основе стихотворения – развернутая метафора. Ее развитие определяет композиционное своеобразие стихотворения. Обозначьте основные части стихотворения и установите характер связи между ними. 4. В развернутой метафоре – два временных плана: прошлое и настоящее. Как раскрывает метафора нравственные позиции поэта? Что вызывает его уважение? Что вызывает осуждение, протест? 5. Выявите подтекст характеристики кинжала в прошлом и в настоящем. Например: верность оружия (клинок надежный, без порока), его действенность, активность (не по одной груди провел он страшный след…) и т. д. 6. Выпишите эпитеты, характеризующие кинжал в первой – третьей и в пятой – шестой строфах, сопоставьте их. Как создается торжественность стиха в первых строфах? Почему пятая и шестая строфы звучат проще, «разговорнее»? Аргументируйте ответ анализом языковых средств. 7. Какова идейно-художественная нагрузка сравнений в восьмой – девятой строфах? Какое из них представляется вам наиболее масштабным, исторически-конкретным? 8. Какова эстетическая функция архаической лексики, упо требления устаревших словоформ в седьмой – девятой строфах? 9. В каких контекстах появляется в стихотворении образ золота (злата)? Какова связь этого образа с темой «изнеженного века»? В чем смысл противопоставления злато – булат? 10. Проанализируйте лексику девятой и десятой строф. Какой эффект достигается снижением поэтической лексики? 11. В чем смысловое и интонационное своеобразие последней строфы? Каков подтекст риторического вопроса (как проявляется авторская позиция)? 12. Какие ассоциации вызывает образ осмеянного пророка? Знакомы ли вам стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» и стихотворение А.С. Пушкина под тем же названием? 13. Как и в каком контексте М.Ю. Лермонтов использует глагол воспламенять? Сопоставьте с пушкинским афоризмом: «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»). 14. Сделайте обобщение: каковы взгляды М.Ю. Лермонтова на назначение поэзии? О СТИХОТВОРЕНИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПОЭТ» Тема поэта и поэзии, одна из традиционных тем русской литературы, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт» звучит и гражданственно, и глубоко лирично. Это обусловлено всей системой художественных средств стихотворения, прежде всего развернутой метафорой, точностью ее эмоционально-смыслового соответствия теме стихотворения (поэзия – кинжал, оружие) и композиционным приемом контраста (поэзия – кинжал и поэзия – забава, «золотая игрушка»). История кинжала – это иносказание. Ключ к его расшифровке М.Ю. Лермонтов дает 34 сразу: стихотворение названо «Поэт», заключительное, опорное слово первой строки – кинжал. Метафорический образ раскрывается в двух временных планах – в прошлом и настоящем. В прошлом кинжал в руках воина – «клинок надежный, без порока», стальной клинок старинного закала. Эмоционально-художественнойхарактеристике образа соответствуют языковые и ритмические средства: торжественность и сдержанность интонации первых строк, книжный характер лексики (таинственный закал – наследье бранного востока). За такой характеристикой ощутимо встают нравственные черты, вызывающие глубокое уважение автора: прочность и бескорыстие, действенность и чувство собственного достоинства, пренебрежение к внешнему блеску и подлинное благородство. В четвертой строфе происходит изменение интонации: торжественное повествование о судьбе кинжала переходит в простую констатацию факта, и далее (в пятой строфе) появляется разговорная лексика, идет намеренное снижение интонации. Эпитеты конкретны и не столько характеризуют отношение автора к предмету (как в первых строфах), сколько обозначают признак, качество предмета. Кинжал стал «игрушкой золотой» (бесславный и безвредный). В следующей, седьмой строфе метафора расшифровывается: «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт…». Названо главное основание для сопоставления: игрушкой золотой – на злато променяв ту власть...,обозначено время (настоящее): теперь – в наш век. Седьмая строфа – композиционный центр стихотворения. Далее предмет поэтических раздумий – поэт и поэзия – будет называться непосредственно. Каково назначение поэзии? Какие требования предъявляет к поэзии время? Ораторский пафос характерен для строф, повествующих о месте поэзии в прошлом. В строках «Бывало, мерный звук твоих могучих слов / Воспламенял бойца для битвы...» звучит пафос поэзии декабризма, утверждавшей высокое назначение поэта, гражданские идеалы поэзии. Эмоционально-смысловой характер сравнений подчеркивает это. И если в восьмой строфе сравнения имеют «восточную основу» (как фимиам в часы молитвы; сравните тематическую перекличку с первой строфой: булат и фимиам – символы-приметы Востока, то весь образный строй сравнений в девятой строфе подчеркнуто русский. Сравнения дополняют друг друга, усиливая главное утверждение поэта; наиболее страстно звучит заключительное сравнение (как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных). Возвышенный характер сравнения обусловлен и ассоциациями, которые вызывают образ вечевого колокола (символ вольности древнерусских городов), и языковыми средствами: размеренностью ритма, инверсией (мыслей благородных, на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных). Созданный М.Ю. Лермонтовым образ поэта-гражданина воспринимается как утверждение идеала. Назначение поэзии в ее действенности, в глубоком отражении главных проблем времени, в умении вызвать ответный отклик. В стихотворении М.Ю. Лермонтова важно и другое: противопоставление прошлого и настоящего, прежних идеалов и нынешнего сознания тщетности поэтических усилий. В «век изнеженный», когда главной ценностью почитается злато, поэт «свое утратил назначенье». Толпе скучен «простой и гордый» язык поэзии. В заключительной, одиннадцатой строфе метафорическое и прямое значения основного образа стихотворения соединяются, будущее время глаголов вводит в 35 стихотворение третий временной план – будущее: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Вновь интонация строфы определяется пафосом риторического вопроса, в котором звучат одновременно упрек и призыв. Стихотворение обретает идейно-художественную завершенность. ЛИРИКА С.А. ЕСЕНИНА Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) вошел в русскую литературу как тонкий лирик, выразитель самых сокровенных человеческих переживаний, эмоций и настроений. В своем творчестве поэт с глубокой трепетной любовью воспевал русскую деревню, красоту русской природы. «Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы» – писал С. Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…». В его лирике нашли воплощение и темы любви и поиски счастья, образы матери, русской природы и Родины, которые зачастую сливаются в единое целое. Его стихи пронизаны проникновенной искренностью, сердечностью, беззаветной любовью к родной земле, людям, сочувствием ко всему живому. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. (1921) |