Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ I

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ II

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ III

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ IV

  • ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • О ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»

  • Анализ произведения. Протокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеПротокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор
    АнкорАнализ произведения
    Дата28.02.2023
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAnalizaTextuluiLiterar-Practica-Ru.pdf
    ТипПротокол
    #961159
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    А.Н. ОСТРОВСКИЙ И ЕГО ДРАМА «БЕСПРИДАННИЦА»
    Александра Николаевича Островского (1823 – 1886) по праву называют создателем русской драмы. «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский,
    национальный театр...» – писал
    А.Н. Островскому его современник И.А. Гончаров.
    Около пятидесяти пьес создано драматургом. Среди них есть комедии и драмы, трагедии и исторические хроники, и даже пьеса-сказка «Снегурочка», написанная по

    49 фольклорным мотивам.
    Творчество А.Н. Островского определило дальнейшее развитие русской драмы.
    Особенности его драматургии – естественность и бытовая достоверность действия, глубина социально-психологического раскрытия характеров – помогли возникновению в русском театре новой актерской школы, отличающейся естественностью игры, точностью бытового и психологического рисунка роли.
    Драма «Бесприданница», написанная в 1879 году, – одна из лучших пьес
    А.Н. Островского.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ I:
    1. По авторским ремаркам охарактеризуйте место действия.
    Прокомментируйте, насколько удобен для первого знакомства с действующими лицами пьесы выбор открытой сценической площадки (бульвар на берегу Волги).
    Проследите, в каком контексте упоминание о Волге появляется в диалоге Кнурова и Вожеватова; в каком контексте – в речи Ларисы.
    2. Один из приемов характеристики в драматургии – предварительные сведения о персонаже в речи других действующих лиц.
    Проследите, что узнает читатель (зритель) из диалога Ивана и Гаврилы, затем – из диалога .Вожеватова и Кнурова.
    1. Что можно сказать о Кнурове, о его положении в городе на основании разговора о нем Ивана и Гаврилы?
    2. Как вы понимаете слова Гаврилы о Вожеватове: «...а в лета войдет, такой же идол будет»?
    3. Как характеризует уклад дома Огудаловых Вожеватов?
    Что читатель узнает о событиях, предшествовавших решению Ларисы выйти замуж за Карандышева? Насколько важна эта информация для понимания характера Ларисы и для психологической мотивировки дальнейших событий?
    3.
    Покажите, как тема власти денег появляется в первых сценах.
    1. Как от одной купли-продажи (парохода) разговор Вожеватова и Кнурова переходит ко второй возможной «покупке»? Каков подтекст разговора о
    «дорогом бриллианте» и «хорошем ювелире»?
    2. Как строятся отношения между людьми в городе Бря химове? Проследите, например, по авторским ремаркам, как ведет себя Кнуров по отношению к разным лицам, появляющимся в первом действии.
    4. Мизансцена – размещение действующих лиц на сценической площадке в определенный момент времени. Нарисуйте устно (по авторским ремаркам) мизансцену начала третьего явления, когда на сцене появляются Карандышев,
    Огудалова, Лариса.
    5. Соответствует ли поведение Ларисы и Карандышева, внешняя форма отношений между ними той характеристике взаимоотношений, которая была дана
    Вожеватовым?
    1. Как представляет Лариса свое положение? На что: она надеется, согласившись на брак с Карандышевым?
    2. Способен ли Карандышев понять Ларису? Соизмеримы ли чувства, душевные качества этих людей?

    50 3. Как возникает разговор о «цыганском таборе»? Почему Лариса стала рассказывать Карандышеву о Паратове? Что она вкладывает в понятие «идеал мужчины»?
    6. Сцена заканчивается пушечным, выстрелом. Случайна ли эта деталь? Что она означает в контексте диалога Карандышева и Ларисы («А если б явился Паратов?»)?
    7. Что становится известно о Паратове из диалога Кнурова и Вожеватова, из характеристики данной Ларисой? В какой мере воссозданный ими портрет Паратова вызывает интерес читателя, предчувствие драматических событий?
    8. Как воспринимает Паратов известие, о предстоящем замужестве Ларисы?
    9. Какое чувство вызывает у читателя Карандышев?
    10.На материале первого действия начните наблюдения над развитием действия в драме (ведите записи в рабочих тетрадях).
    1. Раскройте характер экспозиции в
    «Бесприданнице»: в какой последовательности, какими средствами читатель знакомится с местом действия, действующими лицами, исходной ситуацией.
    2. Прокомментируйте авторское описание места действия; диалог Гаврилы и
    Ивана; диалог Кнурова и Вожеватова первое появление Ларисы и
    Карандышева.
    3. Обратите внимание на то, в какой мере экспозиция уже насыщена действием. Что предвещает появление
    Паратова?
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ II:
    1. Проанализируйте подтекст диалога Огудаловой и Кнурова (явл. 2-е).
    1. В чем совпадают их жизненные принципы? Почему они понимают друг друга с полуслова?
    2. Как в этой сцене получает продолжение тема купли-продажи? Какой жизненный путь предсказывает Ларисе Кнуров? Что стоит за советом:
    «доброго друга, солидного, прочного, иметь необходимо»?
    3. Какое значение имеет эта сцена для развития действия?
    2. Чему Огудалова учит дочь? Какова связь между отношением Ларисы к этим
    «урокам» и ее решением выйти замуж за Карандышева?
    3. Чем была для Карандышева женитьба на Ларисе? Верит ли он в то, что согласие
    Ларисы на брак продиктовано любовью?
    4. Раскройте значение сцены объяснения Ларисы с Паратовым (явл. 8-е – завязка драмы).
    1. Есть ли у Паратова право в чем-либо упрекать Ларису? Определите эмоциональный характер и интонацию его разговора с Ларисой.
    Прокомментируйте, как языковыми средствами драматург раскрывает любовь к позе, актерство в поведении Паратова.
    2. Какими чувствами определяется поведение Паратова в этой сцене?
    3. Что напомнило Ларисе прежнего Паратова, взволновало ее? Насколько психологически оправдано ее признание в любви?
    4. Какие выводы делает Паратов из признания Ларисы? Раскройте подтекст его слов в конце сцены: может ли Паратов примириться с тем, что Лариса для него потеряна?

    51 5. Изложите сцену-диалог между Ларисой и Паратовым в повествовательной форме с элементами анализа речевой и психологической характеристики; проанализируйте форму и подтекст поучений Паратова. Замечает ли Лариса театральность его речи?
    6. Как определяются отношения Паратов – Карандышев при первом столкновении блестящего и избалованного барина с мелким чиновником?
    1. Почему, знакомясь с Карандышевым, Паратов рекомендует себя человеком «с большими усами и малыми способностями»? Считает ли он себя таковым на самом деле?
    2. Чем обусловлена взаимная неприязнь Паратова и Карандышева?
    3. В столкновении Паратов – Карандышев на чьей стороне симпатии участников сцены и читателя? Почему?
    7. Проследите непрерывность действия внутри отдельных сцен и эпизодов второго действия. Как психологически обусловлены основные узлы драматического действия:
    Лариса Кнуров (переговоры с Огудаловой о будущем Ларисы);
    Лариса Огудалова (необходимость бежать из дома);
    Лариса Карандышев (отсрочка отъезда в деревню из-за желания
    Карандышева «повеличаться»);
    Лариса Паратов (сила прежней любви, неумение Ларисы скрыть свое чувство; мужское самолюбие Паратова).
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ III:
    1. Почему торжество Карандышева производит такое жалкое и смешное впечатление?
    Чувствует ли он это сам?
    2. Как Паратов осуществляет свой план потешиться над женихом Ларисы? Почему этот план удался? Кто острее всех воспринимает насмешки над Карандышевым?
    Свое суждение подтвердите ссылками на текст пьесы и анализом авторских ремарок.
    3. Проанализируйте сцену пения Ларисы (явл. 2-е).
    1. Каковы мотивы поведения основных участников сцены? Почему Карандышев запрещает Ларисе петь? Почему Лариса сначала отказывается, а затем соглашается петь?
    2. Случайно ли Лариса выбирает для пения романс «Не искушай меня без нужды...»?
    3. Какое впечатление производит романс на слушателей?
    4. Как сценой пения психологически подготовлен диалог между Ларисой и Паратовым?
    1. Насколько искренен Паратов в выражении своих чувств? Можно ли говорить о глубокой внутренней борьбе «благородных чувств» и «расчета»?
    2. Почему Лариса вновь поверила человеку, однажды уже причинившему ей глубокие страдания?'
    5. Как в контексте этой сцены звучит предложение Паратова поехать за Волгу?
    6. Объясните интонацию и подтекст «главного тоста» Карандышева.
    1. Каким образом тост за Ларису превращается в тост «за себя»?
    2.
    Как реакция слушателей выявляет подтекст тоста (реплики Вожеватова и
    Паратова)?
    3.
    Раскройте роль такого композиционного приема: Карандышев произносит тост

    52 после объяснения Паратова и Ларисы, как это влияет на восприятие тоста читателем, зрителем?
    8. В чем двойственность характеристики Карандышева в этом действии? Насколько искренни его страдания? Понимает ли он свою роль и роль Ларисы в происшедшем? Кому он собирается мстить?
    9. Продолжите наблюдения над развитием действия в драме. Проследите, как события определяются проявлением характеров главных героев. Покажите на конкретных примерах, как развитие действия движется: а) решительностью Паратова, его желанием унизить соперника и потешить свое самолюбие; б) влюбленностью Ларисы, ее искренностью, страстным желанием поверить Паратову; в) нравственной слепотой и оскорбленным самолюбием Карандышева.
    10. Какой эпизод можно назвать кульминационным? В каких словах Ларисы, обращенных к матери, звучит предсказание возможной трагической развязки?
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕЙСТВИЮ IV:
    1. Как Кнуров и Вожеватов понимают свою «обязанность» «принять участие» в судьбе Ларисы? Проанализируйте их диалог (явл. 5 – 6-е). Почему они не сомневаются в том, что Лариса примет предложение «поехать в Париж»?
    2. Проследите, как стремительно надвигается развязка. Чем объяснить, что интерес читателя все возрастает? Выявите эмоционально-художественную функцию основных этапов развязки:
    1. Явление шестое: Каким образом выявляется главный реальный претендент на «дорогую вещь»? В каком эмоциональном тоне идет диалог Кнурова и
    Вожеватова?
    2. Явление седьмое: Как нарастает эмоциональный накал цены объяснения
    Ларисы с Паратовым? Насколько важно для Ларисы выяснить свое положение? Как искренность ее слов раскрывают и характер героини, и ее отношение к Паратову?
    Почему поза Паратова-моралиста, «беспокоящегося» о репутации Ларисы, в этот момент бесчеловечна и оскорбительна? Что больше потрясло Ларису – вторичное предательство любимого человека или крах ее идеала мужчины, крушение веры в существование благородства, добра?
    3. Явление восьмое: Какова реакция Ларисы на предложе ние Кнурова?
    Почему Лариса не произносит ни одного слова в ответ (какова здесь роль авторских ремарок)? Понимает ли Кнуров бестактность и оскорбительность своего предложения?
    4. Явление девятое: Прокомментируйте эмоциональное звучание монолога- исповеди Ларисы.
    5. Явление одиннадцатое: «Наконец слово найдено» – «вещь»! Может ли
    Карандышев понять Ларису? Чем отличается его отношение, к Ларисе (в сравнении с отношением Кнурова)?
    3. В контексте всей пьесы прокомментируйте слова Ларисы («… я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать») и психологическую мотивированность принятого ею решения: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Только ли Паратов «искушал» Ларису? Какова была роль

    53 матери? Кнурова? Вожеватова? Всего образа жизни, который вынуждена была вести Лариса? Только ли Карандышева обвиняет Лариса, говоря, что
    «никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия»?
    4. Каким образом финал завершает психологическую харак теристику Ларисы, исключает возможность противоестественного для героини решения – стать
    «дорогой вещью»», принять предложение Кнурова?
    Почему пьеса заканчивается ремаркой: «Громкий хор цыган»? Как в развязке драмы проявилось мастерство Островского-драматурга?
    ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Определите художественные функции всех элементов развития действия: экспозиции, завязки, кульминации, развязки.
    2. Проследите за развитием действия во внешнем (событий ном) проявлении и внутреннем (душевные движения героини драмы, поиски решения: внешнее – кому будет принадлежать Лариса («борьба» претендентов); внутреннее – от смирения, поисков покоя – к надежде на возможность понимания, любви; затем – к отчаянию, когда смерть становится «благодеянием»).
    3. Подготовьте выборочные пересказы с элементами характеристики, проследив развитие отношения к Ларисе каждого из претендентов на ее любовь. Как проявляется социально-психологическая сущность характеров:
    Кнуров – решение «принять участие» в судьбе Ларисы и последовательная реализация решения (сделка с Огудаловой; сделка, устраняющая Вожеватова; открытое предложение Ларисе стать содержанкой, уверенность, что «осуждений не будет»).
    Вожеватов – роль друга детства, осторожное ухаживание («не зарвусь, лишнего не передам»); отступничество.
    Карандышев – любовь к Ларисе и уродливость проявления этого чувства; желание
    «повеличаться» и оскорбленное самолюбие как психологическая основа его поступков.
    Паратов –уязвленное самолюбие мужчины, избалованного вниманием женщин; возможность искреннего увлечения под влиянием красоты и обаяния Ларисы и
    (параллельный, скрытый мотив действий) желание доказать себе и другим, что для него Лариса готова на все; грубое и откровенное предательство доверившейся ему женщины.
    4. Отобранный для пересказа материал используйте для характеристики персонажей. Наблюдения над речевой характеристикой персонажей, их отзывы друг о друге, авторские указания в перечне действующих лиц и авторские ремарки в пьесе включите в качестве исходного материала, на анализе которого базируется ваше суждение о том или ином образе-персонаже. Сделайте вывод: что является главным средством характеристики в драме.
    5. Что привносит в создание сценического образа актер, исполняющий роль в пьесе? Проиллюстрируйте вашу точку зрения разбором одной из актерских работ в фильме режиссера Я.А. Протазанова «Бесприданница» или в фильме- спектакле по этой или другой пьесе А.Н. Островского.

    54 6. Опираясь на глубокое прочтение текста и подтекста, выберите и подготовьте для
    «режиссерского прочтения» один из эпизодов пьесы: определите мизансцену; расскажите о манере поведения, движении и жестах персонажей – участников сцены; прокомментируйте основную интонацию их реплик в диалоге или общем разговоре.
    7. Прослушайте в грамзаписи два романса – «Не искушай меня без нужды» и
    «Нет, не любил он».
    Знаменитая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская в 1896 году, играя роль Ларисы, исполнила романс «Нет, не любил он». Этому же романсу отдала предпочтение и Н.У. Алисова, исполнительница роли Ларисы в фильме Я.А. Протазанова. Изменяется ли эмоциональный характер главного эпизода третьего действия от того, что актриса исполняет другой романс? Правомерно ли в этом случае говорить об изменениях в трактовке образа Ларисы?
    8. Выполните письменную работу на тему «Характеристика главной героини драмы».
    В сочинении обратите особое внимание на такие вопросы:
    1. Что выделяет Ларису из среды окружающих ее людей?
    2. Что сближает ее с Паратовым и что диаметрально про тивоположно в их жизненной позиции?
    3. Насколько психологически закономерен трагический финал пьесы?
    О ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
    «Драматический писатель меньше всего сочинитель; он не сочиняет, что было, – это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе».
    Такое определение «главного дела» писателя-драматурга может быть ключом к анализу «Бесприданницы», где; развитие характеров героев, социально-психологическая обусловленность их поступков определяет развитие действия. Мастерство
    А.Н. Островского с особенной силой проявляется в«Бесприданнице» благодаря сочетанию психологической достоверности в разработке образов с подробным изображением быта.
    Бытовые подробности в экспозиции пьесы передают неторопливое течение жизни в городе Бряхимове. Место действия – бульвар на берегу Волги. Выбор открытой сценической площадки позволяет драматургу естественно «организовать» общение героев, различных по своему общественному положению. С другой стороны, это создает возможность раздвинуть границы сцены, показать раздолье волжских просторов, которые противостоят суете и замкнутости обитателей города, заволжские дали, манящие
    Ларису тишиной, покоем. Композиция пьесы кольцевая: действие начинается и заканчивается на городском бульваре, драматические события заключены в рамки обычного существования провинциального города.
    Замедленное течение городской жизни оттеняет динамичность действия: события начинаются около полудня и заканчиваются «светлой летней ночью». Стремительное развитие действия стало возможным благодаря тому, что границы действия значительно расширены в экспозиции пьесы: из диалога Кнурова и Вожеватова читатель узнает о событиях в доме Огудаловой, предшествовавших решению Ларисы принять предложение

    55
    Карандышева. Читатель узнает о жизненных принципах матери бесприданницы, об атмосфере дома («базар», «цыганский табор»), о бесхитростности Ларисы, о ее любви к
    Паратову и обстоятельствах их разлуки... В том же диалоге выявляется и активный интерес собеседника к «дорогому бриллианту» (такова привычная для них форма оценки понравившейся вещи, сразу характеризующая сущность их отношения к Ларисе). Еще до появления Ларисы на сцене становится ясно, что все нити действия стягиваются к ней.
    Непосредственно действие начинается с события, обозначившего начало переломного момента в жизни героев (изображение жизни в моменты перелома, обострения конфликта
    – один из основных жанровых признаков драмы), – с появления в городе Паратова. Уже в первом действии конфликт пьесы определяется как борьба за обладание «дорогим бриллиантом» (событийный план) и как столкновение искренней, духовно богатой человеческой натуры с миром пошлости и лицемерия, мелочного расчета и власти денег, где человек становится «вещью» (внутренняя, нравственно-психологическая сущность конфликта). Острота конфликта обусловлена активностью действующих лиц в отстаивании своих интересов и азартом борьбы за обладание юной и прелестной женщиной. В превращении Ларисы в «вещь» заинтересованы все, начиная с ее матери, старающейся «не продешевить» и откровенно принимающей от Кнурова «задаток» в счет будущей сделки. Не только Паратов «искушает» Ларису. В борьбе сталкивается трезвый расчет Кнурова и упрямое себялюбие Карандышева. Претендентов много, но свобода выбора у Ларисы только кажущаяся. Читатель, знающий об истинном положении вещей (намерениях Кнурова, предстоящей женитьбе Паратова) значительно больше, чем героиня пьесы, не верит в счастливую развязку. Действие закономерно движется к трагическому концу, неожиданность сюжетных поворотов по существу исключена.
    Напряженный интерес читателя (зрителя) возникает из желания проследить, понять, «на основании каких психологических данных совершилось... событие и почему именно так, а не иначе». Проявление характеров героев, психологическая обусловленность их поступков определяют динамику действия.
    Развитие сквозного действия в пьесе, авторскую позицию в решении центральной проблемы можно выявить, сопоставив мотивы действий героев пьесы в борьбе за
    Ларису.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта