Анализ произведения. Протокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор
Скачать 1.31 Mb.
|
1 Габриэлла ТОПОР АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Практикум Кишинев, 2021 2 Одобрено и рекомендовано к печати на заседании Сената КГПУ им. И. Крянгэ, протокол №4 от 26.11.2020 г. Автор: Габриэлла Топор, доктор филологии, конференциар кафедры «Язык и общение», КГПУ им. И. Крянгэ Рецензенты: Ирина ЦВИК, доктор педагогики, КГПУ им. И. Крянгэ; Любовь ПРОКОПИЙ, доктор филологии, ТГУ. Учебное пособие построено как практикум по анализу художественного текста. Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются в основном тексты русской классической литературы – поэтические, прозаические, драматургические. Практикум состоит из четырех разделов, связанных с рассмотрением художественного текста в жанрово-родовом аспекте с технологией декодирования текста; анализом, направленным на прочтение текста как содержательной целостности, выявление архитектонических особенностей текста и т. д. В практикум включен комплекс вопросов и заданий, способствующий уяснению идейно- художественного своеобразия произведения. Для студентов-филологов, слушателей курсов переквалификации филологических специальностей. DESCRIEREA CIP A CAMEREI NAȚIONALE A CĂRȚII Топор, Габриэлла. Анализ художественного текста/ Габриэлла Топор. – Кишинэу: Б. и., 2021 (Tipogr. UPS "Ion Creangă") – 78 p. – Bibliogr.: p. 64 (14 tit.) – 50 ex. ISBN 978-9985-46-471-0 CZU 821.161.1.09 Т 525 3 СОДЕРЖАНИЕ Анализ художественного текста………………………………………..……………………………… 1. Рассказ ……………………………………………………………………………………………………………….. И.С. Тургенев и его рассказ «Свидание»……………………………………………….. Работа над рассказом: вопросы и задания……………………………………………. О рассказе И.С. Тургенева «Свидание»………………………………………………… Своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»……………………………. Работа над рассказом: вопросы и задания…………………………………………… О рассказе Л.Н. Толстого «После бала»………………………………………………… Рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой»: проблематика и художественные особенности Работа над рассказом: вопросы и задания……………………………………………. О рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»………………………………………………… 2. Лирическое стихотворение ……………………………………………………………………………… Лирика А.С. Пушкина Стихотворение «Обвал»……………………………………………………………………………… Вопросы и задания к стихотворению «Обвал»…………………………………………. О стихотворении А.С. Пушкина «Обвал»…………………………………………………. Лирика М.Ю. Лермонтова Стихотворение «Поэт»……………………………………………………………………………….. Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»……………………………………………. О стихотворении «Поэт»………………………………………………………………………….. Лирика С.А. Есенина Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу»…………………………………………. Вопросы и задания к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу»……. О стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»………………. 3. Поэма Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Вопросы и задания к поэме…………….………………..…………………………………………. О поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»…………………………………………………………. 4. Драма А.Н. Островский и его драма «Бесприданница» Вопросы и задания к драме «Бесприданница»……………………………………………. О драме А.Н. Островского «Бесприданница»………………………………………………. Приложение Примерные схемы анализа литературных произведений Схема анализа лирического произведения…………………………………………………… Схема анализа эпического произведения (рассказ, повесть)…………………….. Схема анализа драматического произведения…………………………………………… Схема анализа литературного героя…………………………………………………………….. План разбора образа Печорина……………………………………………………………….. Схема анализа эпизода…………………………………………………………………………………… Библиография 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие построено как практикум по анализу художественного текста. Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются в основном тексты русской классической литературы – поэтические, прозаические, драматургические. Практикум состоит из четырех разделов, связанных с рассмотрением художественного текста в жанрово-родовом аспекте с технологией декодирования текста; анализом, направленным на прочтение текста как содержательной целостности, выявление архитектонических особенностей текста и т. д. В практикум включен комплекс вопросов и заданий, способствующий уяснению идейно-художественного своеобразия произведения. Форма подачи материала в разделах пособия обусловлены задачами курса Анализ художественного текста как учебной дисциплины – ориентацией на совершенствование навыков анализа литературного произведения; свободного владения устной и письменной речью, а также на формирование навыков самостоятельной работы у студентов- филологов, слушателей курсов переквалификации филологических специальностей. Решение этих задач требует постоянной опоры на знания, умения и навыки, полученные в рамках изученных дисциплин Введение в литературоведение, История русской литературы, Теория литературы. Куррикулумом по дисциплине Анализ художественного текста предусмотрена некоторая систематизация теоретико-литературных понятий, изученных ранее. В пособии к конкретным произведениям определенной жанровой формы предпослано небольшое теоретическое вступление. Его назначение – активизировать теоретико-литературные знания студента-филолога или слушателя курсов переквалификации филологических специальностей, способствовать соотнесенности этих знаний с учебным материалом курса Введение в литературоведение и Теория литературы. Особенность данного пособия заключается в том, что теоретико-литературные понятия раскрывается в связи с анализом произведения, на конкретных примерах. В пособии предлагается развернутая система вопросов и заданий, направленная на выявление идейно-художественного своеобразия литературного произведения, подготавливающая осмысление прочитанного. Отдельно выведены задания обобщающего характера, требующие осмысления идейно-художественного содержания произведения в целом. Одни задания выполняются в аудитории, коллективно, под руководством преподавателя, над другими студент работает самостоятельно. В пособии использованы разнообразные методические формы анализа литературных произведений (система вопросов и заданий, статьи, раскрывающие идейно- художественное своеобразие произведения). Также итоговые задания обеспечивают проведение таких важных для формирования навыков самостоятельной работы видов упражнений, как реферирование, составление тезисов, подготовка библиографических данных, аннотации, рецензии и пр. Практикум составлен в соответствии с программой курса Анализ художественного текста. Предназначен для студентов-филологов, слушателей курсов переквалификации филологических специальностей. 5 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Художественный текст рассматривается как произведение искусства, которое формируется в культурно-историческом и литературном контексте эпохи и отражает закономерное развитие литературного процесса. В анализ художественного текста входит текстовая информация и внетекстовая: изучение процесса формирования творческой личности, мировоззрения писателя, принадлежности к определенному направлению литературы, жанровой специфики художественного текста, особенностей его композиции, системы образов, а также тематики произведения, проблематики, его художественно- эстетического своеобразия и основного пафоса. При анализе художественного произведения стоит задача не только «разобрать» произведение, но и показать взаимосвязь всех его компонентов, единство художественного целого. Поэтому выбор пути анализа зависит также от жанровых (роман, повесть, рассказ) и родовых (эпос, лирика, драма) особенностей произведения. Не следует забывать и о читательском восприятии, которое наряду со своеобразием данного произведения обусловит направление анализа. Проведение анализа текста невозможно без учета взаимосвязи содержания и формы. В единстве рассмотрения содержания и формы текста познается его художественный смысл. Именно определение художественного смысла произведения является общей целью разных видов анализа художественного текста. Существуют следующие принципы анализа художественного текста: Принцип историзма предполагает, что язык произведения и его стиль рассматриваются в рамках языковой жизни соответствующего периода истории.; Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и формы (например, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это русская историческая песня той эпохи; «Песнь о вещем Олеге» – сказ). Принцип учета отдельного и общего предполагает, что задачей специалиста по анализу художественного текста является выявление соотношения личного, идейно- художественного замысла и эстетической задачи. Существует четыре основных подхода к анализу художественного текста: Лингвоцентрический подход. В рамках этого подхода изучается функционирование языковых единиц и категорий в рамках художественного текста, а также изучается аспект соотнесенности «язык – текст». Антропоцентрический подход. В этом случае рассматривается аспект соотнесенности «автор-текст-читатель». Этот подход связан и с интерпретацией художественного текста в аспекте его порождения – авторская позиция и восприятия – читательская позиция и воздействие на читателя. Текстоцентрический подход предполагает представление о тексте как о продукте и результате творческой деятельности. Здесь текст рассматривается как отдельно структурно-смысловое целое за рамками соотнесенности с участниками литературной коммуникации. Когнитивный подход рассматривает текст как сложный знак, выражающий знания автора о действительности, которые воплощены в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира. В рамках этого подхода рассматривается аспект соотнесенности «автор – текст – внетекстовая деятельность». 6 В настоящее время «сосуществуют» три основных пути литературного разбора: целостный или «вслед за автором», «по образам» (пообразный) и проблемно-тематический. Каждый из путей анализа не только «разъединяет» произведение, но и «собирает» его как смысловое и структурное единство, только добивается синтеза разными способами. Целостный анализ, говоря словами М.А. Рыбниковой, – это анализ по ходу развития действия. В нем «построение анализа определяется сюжетом произведения, а единицей анализа, основным звеном его оказывается эпизод, сцена, глава». Анализ «по образам», ставший традиционным, вызывает в методической литературе много возражений (Деление героев на главных и второстепенных, «представителей» и «одиночек», сведение разбора к названию черт героев и иллюстрированию черт цитатами – все это заслонило положительные возможности пообразного пути разбора и породило справедливую критику). Хотя в то же время имеет и свои положительные возможности, если в ходе разбора преодолевается замкнутость каждого отдельного образа и нити протягиваются от него ко всей структуре произведения. «Проблемный анализ… строится на сцеплении вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений». Каждый из путей анализа имеет свои достоинства и в то же время ограничения. Целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения. Он таит в себе «опасность растворения в тексте». Анализ «по образам», неправильно примененный, уводит от целостной стороны произведения, проблемный анализ может привести к «отрыву» от произведения, уходу от непосредственного эстетического переживания текста в область отвлеченных идей. Анализ художественного произведения по своим формам очень разнообразен. При разборе небольшого по объему эпического произведения или драмы можно идти «по ходу развития действия». Можно анализировать и отдельный образ, группу образов, язык и стиль произведения, в ряде случаев рассматривать отдельно творческую историю его, проводить сопоставление и сравнение произведений разных авторов и т. д. При этом всегда следует помнить, что задача анализа – за внешними событиями увидеть мировосприятие автора. Это авторское отношение и будет мерилом достоверности изображенных событий, правильности сделанных обобщений. Поэтому проблема авторского отношения к материалу – одна из самых важных в литературоведческом анализе. Выявление авторского «я» предостерегает от двух крайностей анализа: разговора «по поводу» произведения и от чрезмерного увлечения деталями, при котором оказывается невозможным «собрать» целое. Это позволит в каждом конкретном случае избежать и другой распространенной ошибки – раздельного рассмотрения «объективного» и «субъективного» смысла художественного образа, в котором эти понятия переплавлены и находятся в диалектическом единстве. 7 РАССКАЗ В определении жанровой специфики рассказа следует идти от своеобразия особого рода литературы – эпоса. Основными признаками эпических жанров служат повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни и сюжетность. Отличие эпоса от лирики и драмы обусловлено различным подходом «к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями, во всей сложности жизненных процессов (эпос), субъективно, в переживаниях и раздумьях (лирика) и, наконец, в действии, в конфликте (драма)». Отличительная особенность эпического произведения – наличие образа автора или повествователя. Именно он рисует перед читателем картины жизни, показывает взаимоотношения людей, создает образы персонажей, каждый из которых обладает определенным характером. В зависимости от характера изображения жизненного процесса, его сложности, многосторонности определяются три формы эпоса: малая (рассказ), средняя (повесть) и большая (роман). Рассказ – небольшое эпическое произведение, художественно воссоздающее жизнь в отдельном эпизоде, событии (реже – в нескольких). В отличие от повести и романа рассказу не свойственна развернутая система персонажей, в нем, как правило, нет сложной эволюции характеров. Рассказ тяготеет к лаконичности, краткости. Чаще всего в рассказе изображается одно событие из жизни героя, рассматривается одно жизненное противоречие, которое носит цельный, завершенный характер. Действие в рассказе концентрированное, насыщенное, сюжет емкий. Рассказ требует от писателя особого мастерства: в небольшом по объему произведении необходимо убедительно раскрыть характеры действующих лиц. Поэтому очень важно правильно выбрать наиболее существенный момент из жизни героев. В литературоведении нередко наряду с термином «рассказ» употребляют термин «новелла». Новелла отличается от рассказа более напряженным действием, в новелле возможны неожиданная концовка повествования, «непредсказуемое» раскрытие характера персонажа. В русской литературе развитие рассказа шло по линии углубления его психологического содержания. Необычность ситуации, столь привлекавшая новеллистов Запада, достаточно редкое явление в рассказах русских писателей. В их произведениях преобладает интерес к случаям простым, внешне обыденным, но которые, однако, «раскрывают перед нами на мгновение глубокие тайники человеческой природы» (И.-В. Гете). Для русского классического рассказа характерна «свобода и гибкость эскизной формы, натуральность, поэтичность при внутренней остроте социального содержания». Своеобразен и тип рассказчика (условный образ человека, от лица которого ведется повествование): он «почти всегда является свидетелем, слушателем, собеседником героев; реже – участником событий». Образ рассказчика всегда вносит в произведение дополнительную оценку происходящего, которая в той или иной степени зависит от авторской оценки, но не совпадает с нею. Образ рассказчика выступает как отдельное от автора лицо, иногда писатель как бы представляет его читателям, предварительно знакомит с ним. Такой композиционный прием носит название 8 «рассказ в рассказе». Повествование рассказчика о событии, значительном для него, имеет своеобразное обрамление: представляя рассказчика, автор описывает место действия, обстоятельства, вызвавшие у рассказчика воспоминания, или причины, побудившие его к участию в разговоре, называет его собеседников; в финале рассказа вновь возникает авторское повествование, как бы дорисовываются обстоятельства беседы, реакция слушателей. Благодаря такому композиционному приему и рассказанная история, и характер рассказчика как героя произведения воспринимаются читателем и непосредственно, и преломляясь через авторское восприятие – оценку. Выяснение особенностей этого приема важно для анализа рассказов, представленных в этом разделе. Некоторые из рассказов писателей-классиков входят в школьные программы па русской литературе для национальных школ той или иной республики. Повторное обращение к ним предполагает (и обеспечивает) анализ литературных произведений на новом, более высоком уровне. И.С. ТУРГЕНЕВ И ЕГО РАССКАЗ «СВИДАНИЕ» Наиболее значительный сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) – «Записки охотника» – вышел отдельной книгой в 1852 году. Рассказы, вошедшие в сборник, близки по своей тематике и идейному содержанию: это страстный протест против крепостнической действительности, разоблачение уродливых явлений крепостничества и вместе с тем глубокое, сочувственное изображение народной жизни, поэтизация лучших сторон характера русского крестьянина, всего того, в чем писатель видел залог светлого будущего России. Особый лиризм «Записок охотника» создается описаниями природы. Пейзажные зарисовки у И.С. Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа, выявляющее авторскую позицию. По мысли автора, именно общение с природой во многом обусловило лучшие черты русского крестьянина. Внимательно прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Свидание». Ответьте на поставленные вопросы и письменно выполните предложенные задания. |