Главная страница
Навигация по странице:

  • СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Система мотивов

  • Жанровое своеобразие

  • Контексты драмы

  • ПЛАН РАЗБОРА ОБРАЗА ПЕЧОРИНА I.

  • Анализ эпизода (Работа с текстом художественного произведения) План (Сжатый)

  • Анализ произведения. Протокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеПротокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор
    АнкорАнализ произведения
    Дата28.02.2023
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAnalizaTextuluiLiterar-Practica-Ru.pdf
    ТипПротокол
    #961159
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).
    СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.
    2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.
    3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.
    4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.
    5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.
    6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала).
    Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.
    7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.
    8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

    63 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).
    10. Проблема интерпретаций и сценическая история.
    СХЕМА АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
    1. Определение места героя среди других персонажей.
    2. Степень участия и его роль в конфликте.
    3. Анализ имени.
    4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
    5. Речевая характеристика.
    6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
    7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий
    8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета
    9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко
    10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения
    11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора
    12. Оценка литературного персонажа его современниками.
    13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения.
    Определение типического и индивидуального в литературном герое
    14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
    ПЛАН РАЗБОРА ОБРАЗА ПЕЧОРИНА
    I. Печорин – герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.
    II. Безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина.
    1. Нравственные принципы, выведенные из этой системы взглядов: а) «Из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность
    Печорина к дружбе; б) счастье – «насыщенная гордость», отсюда убеждение: «Быть для кого- нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»; в) «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие.
    2. Отрицание высшей силы, предопределяющей судьбу человека; признание самого себя единственным творцом своей судьбы, единственным судьей над самим собой: а) он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы своей не продам»; б) он абсолютно свободен в выборе действий по отношению к другим; в) совершая жалкие поступки, он ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не нарушил своей железной логики в размышлениях о них.
    III. Трагизм судьбы Печорина – в ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г. Белинский): «Зачем я жил? для какой

    64 цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
    IV. Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»:
    1. Печорин – представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов.
    2. Противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» – основной признак Печорина как «лишнего человека».
    3. Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни – основная причина противоречивости людей печоринского типа: а) свободолюбивые идеи, воспринятые ими в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми по отношению к действительности; б) николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила их возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи; в) уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до правильного понимания смысла жизни.
    V. Почему Печорин, несмотря на то, что он – «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?
    СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
    1. Определить границы эпизода, дать ему название.
    2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
    3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

    кто они?

    каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
    4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
    5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

    автора;

    персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
    6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
    7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

    их отношение к событию;

    к вопросу (проблеме);

    друг к другу;

    кратко проанализировать речь участников диалога;

    сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

    выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

    65 8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
    9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
    10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
    11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
    12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
    13. Место и роль эпизода в композиции произведении.
    Анализ эпизода
    (Работа с текстом художественного произведения)
    План (Сжатый)
    1. Место данного эпизода в сюжете.
    2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.
    3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
    4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
    5. Последствия данного эпизода.
    6. Озаглавить эпизод.

    66
    БИБЛИОГРАФИЯ
    1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Уч. пособ. – 4-е изд. – М.: Флинта:
    Наука, 2009.
    2. Гиршман М.М. Литературное произведения: теория художественной целостности. –
    М., 2002.
    3. Головина Е.В. Лингвистический анализ текста: учебное пособие. – Оренбург:
    Оренбургский государственный университет, 2014.
    4. Гончарова Е.А., Шишкина И.П. Интерпретация текста. М., 2005. для учащихся старших классов. – Челябинск: Взгляд, 2006.
    5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000.
    6. Каганович С.Л Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
    7. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева и
    С.В. Тураева. М., 1985.
    8. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста. – 2-е изд., стереотип.
    – М.: Флинта: Наука, 2011.
    9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972 (и др. изд.).
    10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. –
    СПб., 1998. С. 14-285.
    11. Магомедов Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.
    12. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    13. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М., 2002.
    14. Пропедевтический курс русской литературы / Под ред. З.С. Смелковой и
    М.В. Черкезовой. – 2-е изд. – Л., 1986.
    15. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
    16. Тюпа В.И. Анализ художественного произведения. – М., 2009.
    17. Широва И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация:
    Учебное пособие. Спб.: ООО «Книжный дом», 2007.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта