Анализ произведения. Протокол 4 от 26. 11. 2020 г. Автор Габриэлла Топор
Скачать 1.31 Mb.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ С.А. ЕСЕНИНА «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…» 1. Прочитайте стихотворение. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Какие эмоции оно пробуждает? 2. Прочитайте 1 строфу. Каким больше не будет лирический герой? Он жалеет об этом? 3. Прочитайте 2 строфу. Что значит, «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца»? Какое здесь значение – прямое или переносное? Как называется такое средство художественной выразительности? 4. Прочитайте 3 строфу. В каких словах звучит сожаление о прошлом? 5. Прочитайте 4 строфу. Что значит «скупее стал в желаньях»? И почему, как вы думаете? 6. «Розовый конь» – символ юности или символ заката, увядания? 7. Прочитайте 5 строфу. О чем размышляет герой? Что он благословляет? С чем мирится? 8. Какой художественный прием использует поэт для передачи смысла стихотворения, когда говорит о юности и зрелости, о весеннем яблоневом цвете и осеннем золоте, о прошлом и настоящем? 9. В чем идейный смысл стихотворения? Дайте развернутый ответ. 10. Выпишите из стихотворения обращения, лексические повторы, вопросы, инверсии, градации и другие тропы. В чём необычность сравнения в первой строфе? Как такое сравнение раскрывает образ лирического героя? 11. Охарактеризуйте лирического героя; мир, им созданный. 12. Раскройте смысл метафоры «белых яблонь дым». На основе какого сходства явлений строится эта метафора? 13. Какова роль повтора «Все мы, все мы…»? 14. Выделите тропы, которые помогают понять и почувствовать мироощущение лирического героя в юности. Как меняется его мироощущение с возрастом? Свои суждения аргументируйте примерами из стихотворения. 15. Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно? 16. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? 17. Почему это стихотворение положено на музыку, в чем его напевность и музыкальность? 18. Послушайте еще раз стихотворение, но в песенном исполнении. Сумел ли исполнитель передать настроения лирического героя? Аргументируйте свой ответ. 19. Укажите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». 20. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина? О СТИХОТВОРЕНИИ С.А. ЕСЕНИНА «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…» К началу 20-х гг. в творчестве С.А. Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, был 37 непосредственным свидетелем бурных событий русской истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения С.А. Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти. Уже с первых строк стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» вызывает чувство легкой грусти, прощание с чем-то прекрасным и неповторимым. Печальное, элегическое настроение создается троекратными повторами отрицания «не жалею, не зову, не плачу…», искренним сожалением лирического героя о быстротечности молодости – лучшей поры жизни человека. Воспоминание о «стране березового ситца» – родной деревне – рождает признание лирического героя об охлаждении чувств («сердце, тронутое холодком»), вызывает жалость об утраченных «буйстве глаз и половодье чувств». Лирический герой всматривается в себя в момент прощания с молодостью. Молодость – золотая пора весны человеческой – и зрелость рисуются путем контраста метафорических образов: «половодье чувств» и «сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный» и «свежесть», «буйство глаз». Неудивительно, что промелькнувшая юность представляется в романтических красках, она кажется прекрасной, сказочной («словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Эпитет «розовый» поражает неожиданностью и усиливает образное представление о молодости. Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань», в которой проскакал розовый конь. Обращаясь к прекрасному прошлому, поэт использует эмоциональные восклицания: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств». Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы: «Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?» Однако, грусть об ушедшей молодости не завершается пессимистически. Напротив, конец стихотворения знаменует возвышенный, философский строй мыслей и чувств лирического героя. Он благословляет вечное движение жизни, человеческого бытия, в котором идет рядом жизнь и смерть, цветение и угасание, страдание и радость. Жанр стихотворения – элегия, она относится к философской лирике. Как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, Есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» признано по праву одним из шедевров мировой и отечественной философской лирической поэзии. ПОЭМА Поэма – большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Исторически жанр поэмы вырастает из героического эпо са, героических былин, народных сказаний (гомеровские «Илиада» и «Одиссея» – в Древней Греции; 38 «Песнь о Нибелунгах» и «Песнь о Роланде» – в Германии, Франции; эпос народов Средней Азии – «Манас»», «Кёр-оглы», «Алпамыш»; русские былины об Илье Муромце и других богатырях). Эпос возникает из потребности народа сохранить в памяти значительные события своей истории, запечатлеть подвиги героев, сражения и победы. В статье «Разделение поэзии на роды и виды» В.Г. Белинский, определяя жанр поэмы, писал, что поэма – это жанр, преимущественно героический, осваивающий действительность в эпических формах. Изменение исторических условий жизни приводит к изменению отношений человека с обществом, природой, к усложнению его внутреннего мира. Все это находит отражение в искусстве слова, в том числе и в поэме. И жанр, возникший как. эпическое сказание, героическая песня о подвигах, постепенно видоизменяется. Повествование о героических делах сочетается с оценкой их лирическим героем, автором-повествователем, который стремится выразить свое отношение к изображаемому, раскрыть свое понимание философско-нравственных, социальных проблем. Так, с проникновением вэпическую ткань поэмы авторского, лирического начала происходит оформление жанра лиро-эпической поэмы. Особенно активно процесс размывания эпической основы поэмы происходит в эпоху романтизма (поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы»; М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Демон»). Романтическая поэма, поставив в центр внимания проблему – личность и общество, не отступила от главного признака жанра – показа высших проявлений личности. Говоря словами В.Г. Белинского, поэма заключает в себе «глубочайшее миросозерцание и нравственные вопросы современного человечества», из всего многообразия жизненных явлений отбирает самые «поэтические, идеальные моменты». Этим определяется и характер образного воплощения действительности, пафос жанра: в поэме преобладает героико- утверждающее начало. В современной литературе поэма существует в основном как лиро-эпический жанр. Но есть и лирическая поэма («Люблю» В. Маяковского, «Человек» Э. Межелайтиса и др.). При определении жанровой разновидности поэмы главным является соотношение лирического (авторская оценка, выражение состояния, переживания, раздумья лирического героя) и эпического (движение сюжета, повествовательная характеристика действующих лиц и событий). Но всегда, при любом соотношении признаков двух родов литературы (эпических и лирических) в центре поэмы остается «судьба человека в ее соотнесенности с обществом». Содержание поэмы определяет ее жанровую разновидность, своеобразие развития сюжета, способов типизации, раскрытия характеров. В сравнении с повествовательной прозой (роман, повесть, рассказ) сюжет в поэме более лаконичен, «далеко не всегда полностью развернут, движение сюжета иногда как бы заменяется повествовательной характеристикой персонажей или состояний лирического героя» («За далью – даль» А. Твардовского). В поэме на первый план выступает авторская характеристика событий, действий героев, повествование прерывается лирическими размышлениями и отступлениями. Образы-характеры обычно раскрываются в наивысших, переломных моментах жизни. Основное общежанровое свойство поэмы – единство эпического и лирического планов, органичность их соединения. 39 Это наглядно подтверждается лучшими образцами жанра поэмы в русской классической и современной литературе. ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» Поэма «Мцыри» (1839) занимает особое место и в творчестве М.Ю. Лермонтова и в истории русской поэзии. «Мцыри» и «Демон» – «мощные и торжественные явления творчества Лермонтова и вместе с тем последние классические образцы русской романтической поэмы». Живописная природа Кавказа, грузинские народные предания, история и культура страны нашли поэтическое воплощение в произведении, созданном в годы творческой зрелости М.Ю. Лермонтова. Еще ярче запечатлелись в поэме мысли и чувства, эмоциональное восприятие мира и идеалы мятежного поэта, стремящегося противопоставить не удовлетворяющей его действительности свое представление о смысле жизни, об идеале героя. Прочитайте внимательно поэму. Разделите ее на две равные части и приступите к работе над каждым выделенным фрагментом. I часть – строфы 1 – 13. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К I ЧАСТИ ПОЭМЫ: 1. Прокомментируйте вторую строфу поэмы: появление и жизнь пленного ребенка в монастыре. Какие изобразительные средства использует автор для характеристики героя? (Выделите оценочные эпитеты.) 2. Кроме первого значения (послушник, неслужащий монах) слово мцыри в грузинском языке имеет и второе значение: пришелец, чужеземец. Сопоставьте оба значения слова. Что дает каждое из них для определения судьбы героя? Для его отношения к миру монастыря? Выделите и объясните в контексте эпитеты чужой, чуждый. 3. Содержание поэмы с третьей строфы составляет исповедь Мцыри. Объясните два значения слова исповедь. Какова основная интонация первой части исповеди- рассказа Мцыри (строфы 3 – 5)? Как она изменяется в последующих строфах? Раскройте связь между содержанием и интонацией исповеди, объясните, в какой мере интонация обусловлена психологическим состоянием героя. 4. Какие определения дает. Мцыри стенам монастыря, кельям? Как эпитеты раскрывают отношение юноши к монастырю? В каком контексте синонимом к слову монастырь становится слово плен? 5. Как разные мироощущения Мцыри и монахов раскрываются в их отношении к грозе? («Ниц лежали на земле» – «обняться с бурей».) Отметьте в этом эпизоде художественный прием гиперболизации. Как гроза в природе помогает раскрыть бунтарскую сущность поступка героя (насколько это характерно для романтической поэмы)? 6. Расскажите о заветной мечте Мцыри. Что превратило ее в «пламенную страсть»? Как образ огня, пламени раскрывает силу стремлений и чувств юноши? 7. Что видел Мцыри на воле? Каков его ответ на вопрос: «Прекрасна ли земля»? а) Назовите и прокомментируйте наиболее яркие образы многокрасочной 40 природы, воссозданные в рассказе юноши. б) В чем проявляется субъективность восприятия природы героем поэмы? Объясните в контексте строфы, каким образом повторение синтаксической конструкции, усиливая впечатление, способствует передаче восхищения героя красотой вольного мира: В то утро был небесный свод Так чист... <…> Он так прозрачно был глубок, Так полон ровной синевой... в) Какими языковыми изобразительными средствами раскрывается близость, гармоничность отношений между героем поэмы и силами природы? Прокомментируйте метафору дохнули сонные цветы; сопоставьте сравнения шакал кричал и плакал, как дитя, и я сам, как зверь, был чужд людей. 8. Дайте общее определение цветовой и звуковой гамме в описании природы (строфы 6 – 12). Случайно ли преобладание светлых красок? В какой мере можно говорить о романтическом характере пейзажа? 9. Почему именно на воле воспоминания детства возникли в памяти героя поэмы? Как портреты отца и «смуглых стариков» перекликаются с важной деталью авторской характеристики персонажа – «могучий дух его отцов»? 10. Как в воспоминаниях Мцыри возникает образ молодой грузинки? Проследите последовательное нарастание различных по характеру изобразительных средств: сначала – звуковых (легкий шум шагов, голос), затем – пластический рисунок (движение, походка), далее – живописный портрет (одежда, цвет лица) и, наконец, – попытка выразить внутреннюю «женскую» сущность грузинки в психологических деталях (выражение глаз). Каким образом такой прием изображения передает силу впечатления, потрясение, испытанное юношей? Как в этом эпизоде воплощена полнота жизни, несовместимая с миром монастыря? 11. Что значила для Мцыри встреча с грузинкой? Прокомментируйте строки: «Воспоминанья тех минут // Во мне, со мной пускай умрут». 12. «...Что делал я на воле? Жил...» – так, одним словом определяет Мцыри суть своего побега. Какой смысл вкладывает герой поэмы в понятие «жить»? II часть – строфы 14 – 26. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КО II ЧАСТИ ПОЭМЫ: 1. Образ леса неоднократно возникает в поэме. Как и все образы природы, он дан в восприятии героя. Сравните и проанализируйте в контексте строф 9 и 15 изобразительные средства создания этого образа. 2. Что мог обещать Мцыри огонек «в знакомой сакле»? Почему юноша не посмел «туда взойти»? С каким чувством вспоминает он об этом? 3. Какими изобразительными средствами передана сила отчаяния Мцыри, сбившегося с пути? Прокомментируйте такое признание в рассказе юноши: «...помощи людской я не желал». 4. Какие качества характера Мцыри проявляются в битве с барсом? Как образ 41 пламени представлен в контексте этого эпизода (выпишите метафоры)? 5. Подготовьте выразительное чтение эпизода «Бой с барсом» (объясните основную интонацию, постановку логического ударения и пр.). Какими сравнениями поэт подчеркивает близость своего героя к природе? 6. «Вернулся я к тюрьме моей…». Что это означало для Мцыри? Насколько символична для обозначения рухнувшей надежды деталь – звон колокола? Какими художественными средствами раскрывается в этой строфе несовместимость образов родины-воли и монастыря-тюрьмы? 7. Прокомментируйте художественный образ «на мне печать свою тюрьма оставила». Как он дополняется развернутым сравнением с темничным цветком? В чем смысл противопоставления лучей живительных – палящему лучу! 8. Объясните смысл эпитета вечный (вечный лес, вечный гость, вечный сон); подберите синонимы к слову вечный для каждой пары слов (с учетом возможного употребления в данном контексте). 9. В строфах 22 и 25 выделите и письменно прокомментируйте образ пламени. 10. Используя образ всепоглощающего пламени в контексте всей поэмы, аргументируйте ваше суждение о том, что погубило юношу-горца, выросшего в монастыре. 11. Какова роль эпизода с золотой рыбкой? Как воспринимает Мцыри песню рыбки? 12. Как равнодушие к «святому, заоблачному краю» и земные истоки всех желаний Мцыри проявляются в его последней просьбе (строфы 25 – 26)? ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Подготовьте два выборочных пересказа (от третьего лица): «Что видел я на воле?», «Что делал я на воле?». Обоснуйте разницу в постановке учебной задачи, в отборе материала для первого пересказа и для второго. Составьте цитатный план для одного из пересказов. 2. Напишите изложение с элементами сочинения на тему «Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня» на воле». 3. Основное содержание поэмы составляет лирический монолог героя. Насколько это характерно для романтической поэмы? 4. Проанализируйте композиционные особенности поэмы: а) Своеобразие и роль экспозиции. б) Значение в развитии действия двух кульминационных моментов (встреча с грузинкой и бой с барсом). Какова психологическая основа наивысшего напряжения действия в данных эпизодах? в) Какова роль антитезы в системе художественных образов поэмы? 5. Подтвердите примерами своеобразие средств характеристики в поэме М.Ю. Лермонтова: а) Как соотносятся авторская характеристика и приемы самораскрытия героя? б) В чем особенность речевой характеристики? Как напряженность переживаний обусловливает эмоционально-патетическое звучание монолога Мцыри? Как в этом проявляется поэтика романтического произведения? 42 6. Определите идейно-тематическое содержание поэмы. а) Что дает для понимания идеи произведения эпиграф? Эпиграф «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» взят из Библии, из рассказа о юноше Ионафане. Юноша Ионафан нарушил запрет царя не принимать пищи до вечера. Вся земля в лесу источала мед, а люди, уставшие в сраженьях с врагами, не смели к нему притронуться. Ионафан отведал меда и, почувствовав прилив сил, призвал других воинов тоже нарушить запрет царя. Воины последовали. его примеру и обрели силу. За нарушение запрета (якобы запечатлевшего волю бога) царь приговорил юношу к смерти, но народ вступился за осужденного и спас его. Слова, взятые М.Ю. Лермонтовым в качестве эпиграфа к поэме, Ионафан произносит в ожидании казни. Как переосмысляется библейский образ «земного меда» (реальных благ земли) в поэме Лермонтова? Мог ли герой поэмы смириться с запретом, принять законы монастыря, отказавшись от «земного меда»? б) Определите отношение Мцыри к благам земным и не бесным, прокомментировав строки в строфе 25: «…Я б рай и вечность променял» (на что)? в) Каков смысл употребления в качестве синонимов таких слов-понятий: монастырь – плен – тюрьма? В какой мере можно говорить об обобщающем значении образа монастыря, о его символике? г) В чем пафос поэмы? Означает ли смерть героя отказ от мечты? Какое отношение к жизни утверждает поэт? д) Один из основных жанровых признаков поэмы – сочетание повествовательной характеристики событий с их раскрытием через восприятие и оценку лирическим героем. Какое начало – лирическое или эпическое – преобладает в поэме «Мцыри»? |