Главная страница
Навигация по странице:

  • Буриме

  • пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


    Скачать 2.25 Mb.
    НазваниеПсихология и педагогика художественного
    Анкорпс и пед худ творчества.doc
    Дата15.01.2018
    Размер2.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапс и пед худ творчества.doc
    ТипКнига
    #14009
    страница27 из 35
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   35

    Лимерики (лимрики) — пятистишия, написанные

    анапестом. Первая и последняя рифмы в них, как пра_

    вило, повторяются. Схема рифмовки — аабба. Третья и

    четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

    Широко известны лимерики английского поэта

    Эдварда Лира (1812–1888), в стихах которого можно

    найти много очаровательной бессмыслицы.

    К удалому флейтисту из Конго

    Раз в сапог заползла анаконда.

    Но настолько отвратно

    Он играл, что обратно

    Через час уползла анаконда.

    (Перевод М. Фрейдкина)

    * * *

    Буриме (франц. bouts rimes — рифмованные кон_

    цы) — стихи на заданные рифмы. Были очень попу_

    лярны в светской «легкой поэзии» XVII–XVIII вв.

    Танка (япон. — короткая песня), жанр японской поэ_

    зии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога

    (5+7+5+7+7). Японская поэзия силлабична, т. е. в ней

    нет рифм и строфы основаны на ритмической и звуковой

    организации стиха. В русских переводах и вариантах

    допускается отступление от канона количества слогов на

    один_два слога в большую или меньшую сторону.

    Танка, как и выросшее из нее хокку, отличается

    поэтическим изяществом, лаконичностью и в подтек_

    сте часто — глубокой печалью и скрытой болью оди_

    ночества. Со временем из танка стали четко выделять_

    ся две строфы — трехстишие и двустишие, из которых

    впоследствии возник жанр хокку. Вот танка поэта XIII в.

    Сайге:

    Она не пришла,

    А уж в голосе ветра

    Слышится ночь

    Как грустно вторят ему

    Крики пролетных гусей!

    * * *

    Зашла и она,

    Луна, что здесь обитала,

    На лоне воды.

    (__) **_ _________ ______________ ________

    _++ _+"

    _"____ #:

    _ _(______!_-_&__ _ _______

    _______________(_ _________________

    ___ ____!

    "_ _________ ___)-'

    Путь в искусство и к художественному творчеству

    у многих писателей, музыкантов, художников, компо_

    зиторов и актеров часто бывает тернист и извилист. Не_

    многие из них могут похвастаться прямой и восходя_

    щей от успеха к успеху лестницей. Преодоление жест_

    кого сопротивления внешней среды в целях реализации

    своего дарования — обычный удел многих творцов.

    В судьбах творцов мы видим много курьезов и много

    трагедий.

    Из забавных случаев можно привести пример, как

    в молодости Шаляпин и Горький поступали вместе в

    хор. Горького приняли, а Шаляпина нет.

    Великий Лемешев долго не мог выйти на сцену

    Большого театра, пока однажды не заменил заболев_

    шего Собинова.

    Когда молодой Суриков поступал в Академию ху_

    дожеств, то в первый раз он не был принят из_за отсут_

    ствия у него, по мнению приемной комиссии, выра_

    женного художественного таланта. Прозанимавшись

    год с преподавателем, Суриков блестяще выдержал на

    следующий экзамены и стал выдающимся художником.

    Знаменитая опера Жоржа Бизе «Кармен» на пер_

    вом представлении провалилась, что ускорило преж_

    девременную смерть композитора.

    Когда в 26 лет Бетховен начал глохнуть и, сделав

    предложение горячо им любимой Джульетте Гвичар_

    ди, получил отказ, только любовь к искусству спасла

    его от самоубийства.

    Первый и единственный концерт из сочинений

    Шуберта состоялся за несколько месяцев до его смер_

    ти. На надгробном камне Франца Шуберта, скончав_

    шегося в возрасте 31 года, его друзья написали: «Смерть

    2. Сочинять стихи в различных пеонах, рифмах и

    формах.

    3. Описать свой прожитый или предстоящий день в

    форме японских строф танка и хокку.

    /_______

    1. Альтов Г. Проверьте свою фантазию // Вокруг

    света. № 11. 1970.

    2. Альтов Г. Краски для фантазии. В кн. «Фантасти_

    ка_71» Молодая гвардия. М., 1971.

    3. Г.Альтов Вектор Фантазии. В кн. «Фантастика 73–

    74» Молодая гвардия. М., 1974.

    4. Злотин Б., Литвин С.С. Урок фантазии.

    5. Карелия. Петрозаводск, 1977.

    6. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения.

    Новосибирск: Наука, 1975.

    7. Родари Д. Грамматика фантазии. М.: Детская лите_

    ратура, 1979.

    8. Сад камней. Мудрость Китая и Японии. СПб., 2001.

    9. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.

    10. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Воображение по заказу.

    11. Хочу все знать. Л.: Детская литература, 1980.

    12. Цветущая вишня. Японские пятистишия. Ростов н/

    Д, Феникс, 2000.

    13. Японские трехстишия. Бабочки полет. М., 1998.

    $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

    _+_

    (__) **_ _________ ______________ ________

    _+,

    Козловским и еще с сотнями артистов, добившихся

    сколько_нибудь заметной славы и популярности.

    Знаменитую актрису 30–40_х годов Любовь Ор_

    лову на одном из ее концертов на Западной Украине

    пытались отравить шипами роз, которые были пропи_

    таны ядом. После укола шипами у актрисы началось

    заражение крови, положение здоровья было очень се_

    рьезным. Сталин, которому нравились фильмы с Л. Ор_

    ловой, специально посылал свой личный самолет за

    врачом из Лондона, чтобы спасти актрису.

    Артисты часто страдают от того, что становятся

    слишком популярными, не могут уединиться и спря_

    таться от журналистов и от назойливых фотографов_

    папарацци.

    Но еще больше они страдают от того, что не стано_

    вятся популярными и известными, несмотря на все свои

    самоотверженные старания. Отсюда в артистической

    среде большое количество интриг, зависти и сплетен из_

    за желания опорочить более удачливого конкурента.

    «Причина моей несостоявшейся карьеры — чужой ус_

    пех», — так бессознательно считают те, кто буквально

    умирает от зависти к более удачливым коллегам.

    Артисты страдают и тогда, когда былая популяр_

    ность вместе с молодостью постепенно сходит на нет.

    Тогда многие из них начинают спиваться и употреб_

    лять наркотики1.

    Желтая пресса, падкая на подробности интимной

    жизни популярных артистов, желая повысить свои тира_

    жи, часто искажает факты из их жизни и часто откровен_

    но лжет в угоду любопытствующим обывателям. Этой

    участи не избежали даже такие выдающиеся артисты,

    как виолончелист Мстислав Ростропович, певец Нико_

    лай Гуров, балерины Майя Плисецкая и Анастасия Во_

    лочкова. Это также приводит артистов в состояние воз_

    мущения и стресса, укорачивающее их жизнь. По стати_

    стике США, число самоубийств среди деятелей шоу_

    бизнеса в 4 раза превышает средние показатели по стра_

    не среди представителей других социальных групп.

    Помимо всего этого исполнители выходя на сцену,

    почти всегда испытывают более или менее сильный

    1 Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты

    и поклонники. М., 2001. С. 280–308.

    похоронила здесь богатое сокровище, но еще более

    прекрасные надежды».

    Прежде чем создать своего знаменитого «Дон_

    Кихота», Сервантес пять лет провел у арабов в раб_

    стве в Алжире, а свой знаменитый роман он начал

    писать в тюрьме, куда был посажен за недостачу денег

    при сборах налогов, чем он занимался, чтобы содер_

    жать семью. Тюрьме обязан началом творчества и зна_

    менитый американский писатель ОГенри.

    Знаменитые отечественные актеры Иннокентий

    Смоктуновский и Георгий Жженов, прежде чем стать

    знаменитыми по несколько лет провели в сталинских

    лагерях как заключенные.

    ;____ #_#________

    Когда выступает настоящий артист, мастер своего

    дела, будь то балерина, пианист или актер, то со сторо_

    ны неискушенному созерцателю — зрителю и слушате_

    лю — кажется, что все то, что артист делает на сцене —

    дело очень легкое, и что даже он, простой человек с

    улицы, сможет проделать то же самое, если только за_

    хочет. Популярные ныне телешоу типа «Фабрики звезд»

    еще больше укрепляют обывателей в этом заблуждении.

    И только немного приобщившись к сфере художе_

    ственного творчества, можно понять, какого огромного

    количества труда стоит эта кажущаяся легкость и ес_

    тественность исполнения.

    Художественное творчество в любом виде искус_

    ства — это очень большой и самоотверженный труд,

    если не сказать — каторжный. Этот труд тяжел настоль_

    ко, что сплошь и рядом вызывает у многих артистов

    серьезные нарушения в здоровье.

    Многих артистов поджидает крах семейных отно_

    шений из_за многочисленных поклонниц или поклонни_

    ков, жаждущих интимных отношений со «звездой» по

    самым разным причинам, и не в последнюю очередь

    для того, как отмечает Г. Вильсон, «чтобы было о чем

    рассказать внукам». Популярных артистов преследуют

    сексуальные маньяки и нимфоманки, которые вообра_

    жают себя их любовниками и любовницами, мужьями и

    детьми. Так было с Любовью Орловой, Хулио Иглесиа_

    сом, Майей Плисецкой, Сергеем Лемешевым и Иваном

    $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

    _+_

    (__) **_ _________ ______________ ________

    _+_

    вышенное черепное и глазное давление, отчего у

    них нередки головные боли.

    · танцовщики жалуются на боли в ногах, стертые

    пальцы от стояния на пуантах, боли от растяжения

    и разрывов связок от сверхмощных прыжков и

    подъема партнерш. Требования хорошей физиче_

    ской формы и веса заставляют придерживаться ба_

    лерин жесткой диеты, что является одним из фак_

    торов распространения среди них меланхолии и

    депрессии.

    · актеры и вокалисты имеют постоянные страхи из_

    за риска сорвать голос от перегрузок, «пустить

    петуха» во время выступления. Образование при го_

    лосовых перегрузках узелков на связках, ведущее к

    несмыканию связок, может поставить крест на са_

    мой удачной карьере. У многих актеров к 40 годам

    голос от постоянного перенапряжения срывается и

    становится сиплым, хриплым и непослушным.

    · художники жалуются на боли в руках от многоча_

    сового держания кисти. У Репина от этого к концу

    жизни стала сохнуть правая рука, в результате чего

    ему приходилось привязывать кисть к руке.

    · многие артисты вынуждены работать в условиях

    непрерывных гастролей, связанных с частыми пе_

    реездами, сменой часовых поясов, что несовме_

    стимо с регулярным ритмом жизнедеятельности и

    отрицательно сказывается на здоровье.

    Так что столь притягательная для сторонних на_

    блюдателей жизнь обычного артиста при ближайшем

    рассмотрении часто оказывается сущим адом, которо_

    го они ни в коем случае не хотели бы для своих детей.

    Звездами же становятся единицы и за это следует очень

    высокая плата.

    Все эти негативные явления, к сожалению, стано_

    вятся неотъемлемой стороной артистической жизни и

    входят в число ее неизбежных и, в общем, трудно ус_

    транимых профессиональных трудностей.

    ,_ <____' #_-_______ _'__#_____

    Каждому артисту, имеющему дело с публичными

    выступлениями, знакомо чувство сценического волне_

    ния, возникающее иногда задолго до выступления. Осо_

    стресс, связанный с публичным выступлением. Перед

    премьерами и началами гастролей этот стресс может

    быть настолько силен, что может вызывать сердечные

    приступы, мучительные головокружения и расстрой_

    ства желудка.

    В качестве защиты от нервно_психических пере_

    грузок в артистической среде издавна практикуется

    употребление алкоголя. Перед выступлением актеры

    пьют для того, чтобы игра была более раскованной,

    после — для того, чтобы снять напряжение. Это мо_

    жет приводить к пагубной привычке, еще более уве_

    личивающей психологическую неустойчивость ар_

    тиста.

    ;____ ____

    В артистической и художественной среде очень

    многое построено на соревновании. Чтобы превзойти

    своих собратьев и коллег по цеху или просто поддер_

    живать хорошую профессиональную форму, каждому

    служителю Мельпомены помимо общих репетиций

    приходится очень много работать самостоятельно, изо

    дня в день занимаясь нужными экзерсисами. Это при_

    водит к тому, что:

    · пианисты — от долгих занятий переигрывают руки

    так, что иногда приходится расставаться с карье_

    рой, на запястье выходит наружу болезненная

    шишка, на пальцах лопается кожа, из_за чего каж_

    дый удар по клавишам начинает причинять боль,

    портится осанка и появляется сутулость.

    · композиторы — портят зрение от постоянного на_

    писания и разглядывания нот. Многие к 30 годам

    вынуждены носить очки. Привычка пропевать про

    себя сочиняемую музыку может привести к пере_

    напряжению голосовых связок, что может вызы_

    вать в них серьезные и весьма болезненные ос_

    ложнения.

    · музыканты_струнники — скрипачи, альтисты, вио_

    лончелисты, контрабасисты — часто жалуются на

    боли в спине, шее и плечах, часто они имеют так_

    же нарушение осанки.

    · духовики — трубачи и гобоисты от повышения

    напряженности дыхания при игре часто имеют по_

    $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

    _+_

    (__) **_ _________ ______________ ________

    _+_

    туации личности артиста, о которой писал К. Леонгард.

    В этом случае выступающий артист испытывает не

    волнение и панику, но скорее — эмоциональный подъем,

    боевой настрой на победу в зрительских и слушатель_

    ских симпатиях. Последнее больше относится к музы_

    кантам и актерам экстравертного плана. Поэтому для

    них публичное выступление не является большой про_

    блемой. В противоположность им актеры и музыканты

    интровертного плана в публичном выступлении испы_

    тывают большие трудности.

    Волнение_паника или волнение_подъем как у обыч_

    ного человека, так и у артиста имеют свои физиологи_

    ческие причины.

    В 1960 г. шведский ученый Франкенхойзер обна_

    ружил, что у одних людей в сложных ситуациях в кровь

    выделяется норадреналин, а у других адреналин.

    В 1960_е гг. американский физиолог Гудол установил,

    что надпочечники кроликов вырабатывают главным об_

    разом адреналин, а надпочечники львов — только но_

    радреналин. Гормональные исследования обезьян_во_

    жаков показали преобладание в их крови норадрена_

    лина, а у стоящих на нижних ступенях иерархии —

    адреналина. Схожая ситуация была обнаружена у ко_

    шек и у бойцовых петухов. После драки у агрессивных

    животных в крови преобладает норадреналин, а у их

    жертв — адреналин. Введение пострадавшим живот_

    ным инъекции норадреналина делало их более агрес_

    сивными, и они могли бороться за более высокое ме_

    сто в иерархии. Когда норадреналин заканчивался, все

    возвращалось на прежнее место.

    После этих сообщений в печати с легкой руки

    журналистов стало появляться множество сообщений

    о разделении людей на «львов и «кроликов». Норадре_

    налин заставляет людей в гневе краснеть, адреналин

    заставляет их в страхе бледнеть.

    Был выявлен и смешанный тип реагирования, ког_

    да и в покое, и в состоянии стресса в крови в избытке

    были оба указанных вещества. Поведение таких людей

    отличалось повышенной эмоциональностью. Вполне

    можно предположить, что люди такого типа склонны к

    артистической деятельности.

    Причина сценического волнения вполне понятна.

    Тревожность и страх перед выступлением связаны с

    бенно это касается начинающих артистов. Вот как Шаля_

    пин описывает свои первые выступления, когда он пел

    в хоре: «…каждый раз, когда наступал момент петь,

    сердце как_то обрывалось и опускалось ниже своего

    места от неодолимого страха. Страх отнимал у меня

    голос и заставлял иногда делать ошибки, хотя у меня

    был слух и музыку я постигал быстро. В такие минуты

    я с ужасом замечал оскаленные на меня глаза регента,

    и в следующий раз — у меня соло отнимали…

    — Осрамился опять! — думал я. И от этого посрам_

    ления я все больше и больше приобретал страх, долго

    меня не покидавший»1.

    Однажды Шаляпину поручили роль жандарма в ка_

    кой_то французской комедии. «От моего страха, — с ю_

    мором воспоминал Шаляпин, — я так растерялся, что,

    будучи вытолкнут на сцену, не произнес ни одного сло_

    ва. На меня нашел столбняк. Помню только, что если

    на сцену меня вытолкнули сравнительно деликатно, то

    со сцены вытолкнули уже без всякой деликатности».

    Отсутствие самообладания и потеря контроля над

    своими чувствами вредили и многим другим начинаю_

    щим исполнителям в начале их творческого пути. При

    этом неизбежны нарушения в технической стороне ис_

    полнения, что проявляется в завышенных темпах ис_

    полнения, срыве голоса, нечеткой дикции, физической

    скованности, забывании текста, плохой интонации и

    фальшивых нотах. Но неуспех надо уметь анализиро_

    вать, превращать его в полезные уроки и мобилизовы_

    вать свои силы на победу. Тот же Шаляпин благодарил

    Бога за свои первые неуспехи, потому что они отрез_

    вили его один раз на всю жизнь. Они вышибли из него

    самоуверенность, которую в нем усердно поддержива_

    ли домашние и поклонники. Как пуганая ворона боит_

    ся куста, так и Шаляпин, по его собственным словам,

    стал бояться в своей работе беззаботной торопливости

    и легкомысленной поспешности.

    _____' ________

    Желание красоваться на публике и получать от этого

    удовольствие проистекает от демонстративной акцен_

    1 Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005.

    С. 35.

    $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

    _+!

    (__) **_ _________ ______________ ________

    _+
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   35


    написать администратору сайта