пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
_________ __ Пособие для вузов ______ ____ __ ____ ___ __ ____ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ______ __________ ____ Рекомендовано учебнометодическим советом Краснодарского государственного университета культуры и искусств в качестве учебного пособия _ Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2006. — 640 с. — («Gaudeamus»). ISBN 5_8291_0749_Х (Академический проект) ISBN 5_902357_55_1 (Фонд «Мир») Автор книги — действительный член Международной Педагогической Академии, доктор педагогических наук, про_ фессор психологии Московского государственного педагоги_ ческого университета, заведующий кафедрой психологии твор_ чества Краснодарского государственного университета куль_ туры и искусства. В работе рассмотрены исторические этапы становления психологии художественного творчества, раскрыты роль и значение искусства в жизни общества, даются основные по_ ложения современных подходов к психологии художественно_ го творчества. Во второй части книги предлагаются приемы и методы, направленные на развитие художественно_творческих способ_ ностей в различных видах искусства. Книга является учебным пособием для студентов, обуча_ ющихся в колледжах, училищах и вузах культуры, а также пе_ дагогов дополнительного образования в детских школах ис_ кусства. Для любителей и профессионалов, а также студентов вузов культуры и искусства, преподавателей детских школ ис_ кусства, педагогов дополнительного образования по предме_ там эстетического цикла © Петрушин В.И., 2006 © Академический Проект, оригинал_ макет, оформление, 2006 © Фонд «Мир», 2006 УДК 159.9; 7.0 ББК 88; 85.1 ISBN 5_8291_0749_Х ISBN 5_902357_55_1 УДК 159.9; 7.0 ББК 88; 85.1 ББ П31 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Доктор медицинских наук, профессор РАТИ Гройсман А.Л. Доктор психологических наук Ражников В.Т. П31 _____ ______ __________________________ ___ ____! _________ _____ _ ______ _____ __________ ______________ _________ Творчество — деятельность человека, направлен_ ная на создание какого_либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. Художественное творчество — разновидность творческого процесса. Его психология — новый предмет, который повсеместно вводится сегодня в программы многих вузов культуры и искусства. Изучая его, будущие артисты — музыкан_ ты, певцы, актеры, режиссеры, художники учатся не_ обходимому мастерству и осмыслению получаемых ими необходимых профессиональных навыков. Несмотря на огромные различия в материале, с которым работают представители различных творчес_ ких профессий, имеются тем не менее некоторые об_ щие закономерности, присутствующие во всех видах художественного творчества. Их знание необходимо каждому художнику, если он хочет стать настоящим профессионалом в своем деле. Искусство театра, музыки, живописи основано на умении художника и артиста выражать свои мысли чувства на невербальном уровне, при помощи интона_ ций, красок, мимики, жеста и движения. Умение выра_ зить одно и то же эмоциональное состояние при помо_ щи разных видов искусства (хотя бы в двух_трех) – то, к чему должны стремиться все желающие войти в храм искусства и служить его музам. Не секрет, что многие, даже состоявшиеся боль_ шие артисты, бывают незнакомы с психологическими тонкостями и секретами своего мастерства. В некото_ рых случаях они даже посмеиваются над теми, кто пытается эти законы изучить и преподавать, говоря при этом, что главное дело в искусстве, в таланте и в ________ _ ________ _ интуиции художника, а всякие там знания и премуд_ рости без настоящего таланта ничего не дадут. Во многих случаях с такими высказываниями можно со_ гласиться. Однако у тех же самых мастеров возникают очень большие трудности и проблемы, когда они начи_ нают пытаться передать свой опыт и знания молодым артистам — своим ученикам. Не обладая необходимым багажом знаний для осмысления тонкостей своей про_ фессии, они начинают учить по методу, в основе кото_ рого лежит принцип «Делай как я». С точки зрения современной дидактики и психологии обучения подоб_ ный метод признается самым несовершенным и самым неэффективным, дающим самые плохие результаты. Миф о непознаваемости творческого процесса, несмот_ ря на все достижения современной психологии, оказы_ вается очень живучим. И он очень мешает развитию ху_ дожественного таланта во всех сферах искусства. Условно всех специалистов, занимающихся искус_ ством, можно классифицировать по тому, насколько хорошо они владеют необходимыми профессиональны_ ми знаниями и соответствующими умениями. Их мож_ но было расположить по предлагаемой ниже схеме. Умеет В Средние века, вторя Гвидо Аретинскому, италь_ янский композитор Д. Царлино в трактате «Установле_ ние гармонии» писал: «Тому, кто пожелает судить о вещах, относящихся к искусству, нужно владеть двумя вещами: во_первых, быть умудренным в делах науки, т. е. в теоретической части, а затем быть опытным в делах искусства, т. е. в практике... музыкант_практик без знания теории или теоретик без знания практики всегда может заблуждаться и составлять неверное суж_ дение о музыке»1. Думается, что можно смело перенести эти сужде_ ния на артиста любой другой специализации, ибо толь_ ко соединение теории и практики рождает настоящего профессионала. В любой сфере искусства можно найти тех высоко профессиональных художников, у которых мастерство оказывается тесно связанным со знанием того, что они делают, на уровне современных достижений психоло_ гии. Но надо признать, что таких специалистов, в об_ щем, немного. Еще меньше оказывается тех, кто владеет общими законами творчества, которые применимы к любой специализации в сфере искусства. Этим объяс_ няется то, что введение в вузы искусства такого специ_ ального предмета, как «Психология художественного творчества», сталкивается с большими трудностями. Если, к примеру, по таким предметам, как «Общая пси_ хология» или «Педагогика», мы имеем огромное коли_ чество учебников и пособий самых разных авторов, то по дисциплине, излагаемой на страницах данного учеб_ ного пособия, мы имеем всего несколько книг. Класси_ ческими и до сих пор не устаревшими и не потерявши_ ми своего значения являются монографии Л.С. Вы_ готского «Психология искусства» и Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». До этого была прекрасная работа французского психолога Т. Ри_ бо «О психологии творческого воображения». Но эти труды не являются, к сожалению, учебными пособиями. Вышедшие за последнее десятилетие книги и учебные пособия на эту тему A.А. Мелик_Пашаева, А.Л. Гройсма_ на, Е.П. Крупника, Л.Б. Ермолаевой_Томиной, Н.В. Рож_ дественской в определенной мере решают эту пробле_ 1 Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966. С. 37 _________ _ __________ _ ___________ __________ _______ Не умеет Приведем любопытное свидетельство знаменито_ го музыкального теоретика раннего средневековья, создателя нотоносца Гвидо Аретинского: «Что такое музыкант? — спрашивал он и сам же себе отвечал. Музыкант — это тот, кто размышляет о музыкальных законах и владеет умением петь, ибо между музыкан_ тами и певцами большая разница ; одни говорят, дру_ гие знают, что такое музыка, ибо тот, кто делает, чего не знает, зовется скотом»1. 1 Там же. С. 507–508. Знает Не знает ________ _ ________ _ му. Однако обобщающего учебного пособия пока в ху_ дожественной педагогике не имеется. Если проанализировать область психологии худо_ жественного творчества по разным источникам, то во многих работах по истории искусства, искусствоведе_ нию и эстетике мы можем найти огромное количество интересных фактов, наблюдений и высказываний де_ ятелей искусства, пытавшихся осмыслить свою дея_ тельность и передать свой опыт своим ученикам. Сегодняшние методы и приемы обучения в творчес_ ких вузах конкретному виду искусства — музыке, живо_ писи, актерскому мастерству, хореографии и т. д.— основаны как на собственном опыте Мастера, так и на обобщении опыта мастеров прежних поколений, познав_ ших тайны своего ремесла. Но все эти тонкости художе_ ственного творчества должны быть поняты и осознаны на основе закономерностей общей психологии. Психология художественного творчества при всей ее специфичности — это только одна из ветвей общей психологии, и только она может дать этой дисциплине необходимую научную базу. Обобщение этого опыта и подведение под него психологическую базу было одной из главных задач данного пособия. Предметом данного курса является изложение общих психологических закономерностей художествен_ ного творчества, приложимых к любому виду искусст_ ва. К его задачам мы отнесем раскрытие особенностей творческой личности художника и закономерностей его художественной деятельности, а также изложение тех методов, которые ведут к развитию художественного таланта. Главное здесь — чтобы в распоряжении слу_ жителей Мельпомены были приемы совершенствова_ ния собственной творческой природы, психофизичес_ кого аппарата артиста, его слуха, голоса, зрения, ми_ мики, пластики, навыков перевоплощения. Подобный тренинг нужен и необходим не только актерам, но и артисту любой специализации — и музыканту_инстру_ менталисту, и вокалисту, и художнику, и танцору, и хо_ реографу, и режиссеру, словом, всем тем, кто стоит перед алтарем Аполлона. Все это, по глубокому убеждению автора, даст молодым служителям муз, вступающим в жизнь, необ_ ходимую опору в их профессиональных исканиях, воз_ можность легче проходить через неизбежные и необ_ ходимые «муки творчества», поможет обрести нужную стойкость и уверенность в своих силах в движении по трудной и благородной стезе артиста_художника. Согласно исследованиям В. Проппа, существует ограниченное число тем и сюжетов, присутствующих в общечеловеческой драме жизни. Но невозможно подсчитать количество самых разнообразных романов, живописных полотен и симфоний, спектаклей и бале_ тов, которые эти темы и сюжеты раскрывают. Точно так же, несмотря на огромное количество методов и приемов, которые используются художниками для со_ здания своих произведений, в них всегда можно найти некоторые общие психологические законы художе_ ственного творчества, так или иначе всегда присутству_ ющие при создании любого произведения искусства. Их изучение — увлекательное путешествие в мир твор_ ческого освоения жизни в форме художественного образа. То, как это происходит в различных видах ис_ кусства с точки зрения современной психологии, и со_ ставляет содержание этой книги. Психология художественного творчества — наука, которая родилась на стыке многих дисциплин. Поми_ мо методики обучения различным художественным дисциплинам она опирается на общую психологию, на психологию способностей, возрастную психологию, психологию индивидуальных различий, а также фило_ софию, социологию и эстетику. Данные этих исследо_ ваний также будут отражены в предлагаемом учебном пособии. Своеобразие произведений искусства зависит не только от таланта художника. Оно зависит и от истори_ ческих и социальных условий, от культуры, в которой растет и развивается художник, его генетических осо_ бенностей в виде темперамента и способностей, нако_ нец, от особенностей личности и психологии его на_ ставников и учителей. К.С. Станиславский в своих записных книжках однажды отметил: «Творчество ар_ тиста — это психофизиологический процесс. Возмож_ но ли изучать творчество, не имея никакого представ_ ления ни о физиологии, ни о психологии человека?» Ответ напрашивается сам собой — невозможно. По_ ________ ! этому пристальное рассмотрение проблем художе_ ственного творчества с точки зрения современной общей психологии, психологии творчества и психоло_ гии личности даст начинающему артисту надежный фундамент для осознания секретов овладения своей замечательной профессией. Но ознакомление с законами творчества важно не только для будущего артиста, но и для всех людей – не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом собственных чувств и каж_ дый мог бы свободно выражать свои чувства при по_ мощи художественного творчества. * * * Автор адресует эту книгу своим студентам, решив_ шим посвятить свою жизнь нелегкому труду в каче_ стве служителей Аполлона. Автор также выражает большую признательность и благодарность: ректору Краснодарского государственного универ_ ситета культуры и искусства профессору Ирине Ива_ новне Горловой; проректору по научной работе профессору Ната_ лье Романовне Туравец; проектору по учебной работе профессору Анато_ лию Ивановичу Дунаеву за создание хороших условий для написания этой книги. _"____# ____ ___$___%_!_&___!________ __________________________ ___ ____! "_ _____________ #_____ __________ Художественное творчество — создание книг, сим_ фоний, картин, театральных, оперных и балетных по_ становок — существует в рамках той деятельности, которую относят к области искусства. В свою очередь, искусство специалисты рассматривают как форму общественного сознания, позволяющую отражать дей_ ствительность в форме художественных образов. В разные эпохи представление о том, что такое искусство, менялось и понималось по_разному. В Древ_ ней Греции такого понятия вообще не существовало и вместо него употреблялся термин «techne», которое одновременно обозначало и ремесло, и красиво сделан_ ные предметы быта. Они занимали промежуточную область между материальным и духовным производ_ ством. У Гомера термины «sophie» ( мудрость) и «techne» (искусство, ремесло) были слиты и понима_ лись как явления очень сходные между собой. Мы мог_ ли бы сказать, что это было «мудрое ремесло». Искусство, неотделимое от технического ремесла, долгое время, вплоть до средних веков, не противопо_ ставлялось духовным видам деятельности. «В эпоху Возрождения, — отмечает видный отече_ ственный философ В.П. Шестаков, — художник стано_ вится носителем эстетических и этических ценностей. Этическое понятие о доблести — virtu — приобретает эстетическое значение, обозначая человека, виртуозно и свободно владеющего своим делом... На смену сред_ невековому представлению о совершенном человеке как знатоке, умеющим все созерцать и обо всем рас_ суждать, выступает идеал человека, умеющего все делать»1. 1 Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983. С. 257–258. $____ "_ %__________ &_#' __________ #____________ "" (__) *_ _________ ______________ ________ "+ Средневековый термин «ars» в отличии от антич_ ного techneотносился прежде всего к определенным видам ремесла. Термин «art», который сегодня являет_ ся общепринятым для обозначения всех видов искус_ ства, появляется только в XVIII в. Он относился в пер_ вую очередь к так называемым «изящным» искусст_ вам, куда входили музыка, живопись и скульптура. История искусства свидетельствует, что оно роди_ лось из синкретической, многосоставляющей практи_ ческой и духовной деятельности человека, каковой в течение долгого времени выступал народный фольклор. Поначалу песни, танцы, всевозможные художества в прикладных искусствах были органично вплетены в повседневную жизнь наших предков. Они использова_ лись ими как магические способы воздействия на при_ роду и животных, а затем и на самих себя с целью элементарного выживания и обладания всем тем, что для этого необходимо — пищей, одеждой, защитой от внешних врагов в виде суровой природы, злых зверей и враждебных племен. Впоследствии художественная деятельность, как приносящая человеку духовную ра_ дость, не связанную с грубой материальной полезно_ стью, стала отделяться от практической, становиться все более и более самостоятельной, пока, наконец, фан_ тазия художника не стала полностью независимой. С этой независимостью она получила возможность це_ ликом отдаваться свободному творчеству в процессе воплощения художественного образа. Художники всех времен и народов при создании своих произведений использовали свое дарование не только как способ передачи образов окружающего их мира, но и для выражения своего собственного внут_ реннего мира. В свою очередь созданные произведе_ ния искусства создавали публику — читателей, зрите_ лей и слушателей, способных их воспринимать и на_ слаждаться их формой, возбуждающей чувства при помощи красок, звуков, движений, интонаций, линий и форм. Через чувственные образы внешнего и внутрен_ него мира художника их созерцатели — зрители, слу_ шатели, а впоследствии и читатели — лучше могли по_ знавать самих себя. Чувства удовольствия от сопере_ живания, возникавшие при этом, стали называть эстетическими, от греческого слова |