Главная страница
Навигация по странице:

  • Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки

  • Моделирование эмоций в цвете в изобразительном искусстве

  • Соотношение образного характера музыки и архетипических образов по К. Юнгу.

  • Классификация писателей, художников и композиторов по признакам их темпераментов

  • Соотношение жанров музыки и архетипов по К. Юнгу.

  • Соотношение архетипов по К. Юнгу в различных жанрах искусства

  • Соотношения выразительного значения различных цветов и характера человека в концепции Макса Люшера

  • пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


    Скачать 2.25 Mb.
    НазваниеПсихология и педагогика художественного
    Анкорпс и пед худ творчества.doc
    Дата15.01.2018
    Размер2.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапс и пед худ творчества.doc
    ТипКнига
    #14009
    страница8 из 35
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35
    Моделирование образно3смыслового значения

    природных стихий на основе внутренне присущего

    им характера движения

    Напряженно

    Спокойно

    Таблица № 2

    Моделирование образно3смыслового значения

    времен года

    Напряженно

    __

    _____'__

    _

    _________

    _

    _9 __

    _

    ________

    _

    _

    _#____

    _

    _

    _

    _5____

    _

    Спокойно

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    ",_

    (__) *_ _________ ______________ ________

    ",_

    Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам дви_

    жения значения интроверсииэкстраверсии и стабиль

    ностинейротизма, мы получим следующую модель

    четырех классических типов темперамента и заодно —

    ведущих эмоций, которые им присущи.

    Таблица 3

    Модель темперамента по Айзенку

    Нейротизм

    Стабильность

    Таблица 4

    Моделирование темпераментов по Айзенку

    и характера музыки

    Минор

    Стабильность

    2___$__ __

    ___ ___________

    _______

    (____ __

    ___ ___________

    _____

    8_____ __

    ___ ___________

    ___________

    %___ _ __

    ___ ____________

    ________

    _

    Теперь по аналогии мы произведем моделирова_

    ние эмоций в музыке и в изобразительном искусстве.

    Поскольку темперамент человека отражает наи_

    более существенные признаки эмоциональной жиз_

    ни, а музыка нацелена на то же самое, то, заменяя в

    этой модели параметр «нейротизмстабильность» на

    музыкальный параметр «мажорминор», а «интро

    версиюэкстраверсию» — на параметр «медленно

    быстро», мы получим способ моделирования эмоций

    в музыке. Мы имеем право это сделать, т. к. нейро_

    тизм характеризуется беспокойством и тревожной

    минорной окраской, а спокойствие — спокойствием

    и мажором. Темп психической активности у интро_

    вертов, как правило, более медленный и они доволь_

    но ригидны, т. е., мало подвижны в психическом

    отношении, а экстраверты отличаются более быст_

    рым темпом психической жизни. Таким образом мы

    получаем модель отражения в музыке основных эмо_

    ций человека:

    2___$__ __

    _

    2____________*_

    _______

    :______ _*_

    _____________

    (____ __

    _

    2_____ _____*__

    _______

    ;____*_

    !_"__#$%_

    8_____ __

    _

    <____ _*_

    &___"___

    _

    _

    2____________*_

    _______

    %___ _ __

    _

    <__$____*__

    3_____='__________

    _____ _ __________

    ___(_)*_

    2__________*_

    _______

    Попутно заметим, что в классической симфонии

    ее части следуют в определенном порядке. Сначала

    идет динамичная и драматическая первая часть, за_

    тем медленное Анданте или Адажио, третья часть —

    шутливое Скерцо, переходящее в четвертой части в

    жизнеутверждающий финал, т. е. в данной модели дви_

    жение эмоциональных состояний идет против часо_

    вой стрелки по кругу, начиная с позиции Холерика и

    заканчивая состоянием Сангвиника. Интересно, что та

    же последовательность изменения эмоционального

    состояния пациента происходят и в методе лечения

    неврозов, именуемым наркопсихотерапией.

    Пользуясь данной моделью, мы можем класси_

    фицировать по выражаемым эмоциям не только му_

    зыкальные произведения, но и картины различных

    художников. Для этого надо заменить параметр ма

    жорминор на параметр колорита — мрачныйсвет

    лый, параметр движения мы при этом трогать не

    будем.

    Интро_

    версия

    Экстра_

    версия

    Медлен_

    но

    Быстро

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    ",!

    (__) *_ _________ ______________ ________

    ",

    Таблица 5

    Моделирование эмоций в цвете в изобразительном

    искусстве

    Колорит мрачный

    были описаны в работах К. Юнга, также могут уклады_

    ваться в эту же двухфакторную модель.

    Каждый из открытых К. Юнгом архетипов имеет

    четкое эмоционально_смысловое содержание, реали_

    зующееся в своих особых, специфических формах по_

    ведения. Они могут быть выражены как при помощи

    музыки, так и при помощи других видов искусства.

    Таблица 7

    Соотношение образного характера музыки

    и архетипических образов по К. Юнгу.

    Минор

    +______

    _

    #>_#______>_

    _

    ,_-_ (___

    _

    .____

    _

    2>_!_____>_

    _

    /_______

    _

    _

    0__________

    _

    )>_. ___ >_

    _

    1 ___________

    ___2______

    _

    3_______

    _

    <>_.____ __>_

    _

    '_______

    _

    Колорит светлый

    На основании этой модели Г. Айзенка можно клас_

    сифицировать и динамические особенности личности

    различных писателей, художников, композиторов. В ис_

    кусствоведческой литературе существует большое ко_

    личество высказываний различных деятелей искус_

    ства о том, что каждый композитор, писатель, худож_

    ник всю жизнь создает одно и то же произведение,

    только под разными названиями. Такое единство твор_

    чества обусловлено предрасположенностью каждого

    большого Мастера к определенным сюжетам, образам

    и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Рек_

    вием, а Чайковский — праздничную увертюру «1812

    год», их природные темпераменты, если судить по жиз_

    ненным проявлениям, оказываются диаметрально про_

    тивоположными.

    Мы понимаем большой схематизм этой модели, но

    предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить

    идею единства мира и взаимосвязи существующих в

    нем явлений.

    Если пойти еще глубже, то можно увидеть, что

    архетипы коллективного бессознательного, которые

    2___$__ _ _

    _

    ._____4_

    1_____4_

    5_________

    (____ _ _

    _

    + (__4_

    ,___6_____4__

    1___

    8_____ _ _

    _

    7_____4_

    +______4_

    _______

    %___ _ _ _

    _

    _____(__

    0_________

    _______

    Таблица № 6

    Классификация писателей, художников и

    композиторов по признакам их темпераментов

    Нейротизм

    Стабильность

    _ 6_____________4__

    __ ______

    _

    )_$__ __2___ _

    _ 6___________4__

    _______

    _

    )_$__ __!_____

    _ 6_____________4__

    __8______

    _

    )_$__ __%__ __

    ?2____?_

    _ 6__________4__

    __8______

    _

    )_$__ __4 ___

    Мажор

    Медленно Быстро

    Интро_

    версия

    Экстра_

    версия

    Медлен_

    но

    Быстро

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    "_"

    (__) *_ _________ ______________ ________

    "_+

    Архетипы К. Юнга можно рассматривать как ди_

    хотомию, в которой отражаются негативные полярные

    качества человека. Так, архетип Героя в народном и

    индивидуальном сознании выступает против слабости

    и малодушия, архетип Матери — против жестокости и

    бесчеловечности, архетип Дитя — против скуки и мо_

    нотонии, архетип Старца — против глупости и верхо_

    глядства.

    Мы можем с определенной долей уверенности

    утверждать, что слабая представленность в индивиду_

    альном сознании того или иного архетипа ведет к воз_

    никновению у человека в проблемных ситуациях соот_

    ветствующих эмоциональных проблем в индивидуаль_

    ном стиле поведения. Это проявляется в виде

    недостатка либо гибкости и непосредственности, либо

    мужества и стойкости, либо способности к сопережи_

    ванию и альтруизму. Все это приводит к трудностям

    при взаимодействии с социальным окружением и к со_

    ответствующим проблемам со здоровьем.

    Соответственно содержанию образов архетипов

    коллективного бессознательного в искусстве сформиро_

    вались различные жанры, несущие в себе отражение

    признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о

    жизнерадостной комедии, о героической опере, о баталь_

    ной или лирической живописи. В известной программе

    музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского различные

    жанры музыки представлены в виде марша, песни и

    танца. Но Д.Б. Кабалевский не смог дойти до обнаруже_

    ния еще одного жанра, отражающего важные эмоцио_

    нальные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это

    те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и

    обыкновенного спокойного созерцания.

    В более широком плане архетипы коллективного

    бессознательного проявляется в различных жанрах

    искусства.

    В рамках этого подхода можно рассмотреть также

    характер интонаций, движений и жизненных позиций,

    которые характерны для того или иного архетипа.

    Движения и позы в танце, выражающие содержа_

    ние того или иного архетипа, у многих народов оказы_

    ваются очень схожими. Это свидетельствует об общ_

    ности отношения людей к однородным жизненным

    ситуациям.

    Таблица 8

    Соотношение жанров музыки и архетипов

    по К. Юнгу.

    Минор

    )_$__ __2___ _

    _

    ______

    _

    )_$__ __!_____

    _

    2___

    _

    Мажор

    Таблица 9

    Соотношение архетипов по К. Юнгу в различных

    жанрах искусства

    Минор

    Стабильность

    )_$__ __2___ _

    1____

    +__6_8_

    0_9_

    )_$__ __!_____

    /_______

    2_____

    __________

    8______

    )_$__ __2_____

    ________

    !____

    +_______

    :________

    _8_____4_

    ___"______

    )_$__ __4 ___

    7_____4_

    ________

    ________

    7_____ ___

    ;__8_

    Под влиянием неблагоприятных социальных факто_

    ров архетипы, которые отражаются в искусстве, могут

    деформироваться и искажаться до неузнаваемости. Так,

    в современном киноискусстве архетип Героя с его на_

    правленностью на общее благо трансформируется в

    образ Бандита, все цели которого носят эгоистический

    характер; архетип Матери с его принципом безусловной

    любви – в архетип проститутки, которая предлагает

    Медленно Быстро

    Медлен_

    но

    Быстро

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    "__

    (__) *_ _________ ______________ ________

    "_,

    Таблица 11

    Соотношения выразительного значения различных

    цветов и характера человека в концепции Макса

    Люшера

    Таблица 10

    Соотношения характера музыкальных интонаций,

    движений и жизненных позиций в различных

    архетипах

    Минор

    )_$__ __2___ _

    7_____ _6__

    __9______

    4_ ___ __6_

    _______<

    _____________

    ___ _ __6__

    6____________

    )_$__ __!_____

    7_____ _6__

    ___9______

    4_ ___ __=_

    ______<

    ____ __________

    ___ _ __6

    6_______________

    ______6_ (____

    )_$__ __%____

    7_____ _6_

    __________4_

    _______

    _______8_____

    _

    ___ _ __6_

    _____"___________

    __4_____________

    __9_________4_

    _______________4_

    ______________

    )_$__ __4 ___

    7_____ _6_

    ________<

    ___________

    4_ ___ __6__

    _____4________

    ___ _ __6_

    _________________

    ___4_____________

    ___8____4_

    __ ____________

    ____

    _

    Мажор

    любовь за деньги. Архетип Старца трансформируется в

    образ полностью безразличного к окружающему миру

    обывателя, а архетип Дитя – в капризного ребенка, по_

    такающего своим капризам и бездумным прихотям.

    * * *

    Моделирование архетипов может иметь решение

    и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс

    Люшер разработал цветовой тест отношений, по кото_

    рому можно выявлять индивидуально_личностные свой_

    ства человека в зависимости от того, какой цвет он

    предпочитает1.

    1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_

    цированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство.

    М., 1990.

    % _ __

    _

    +_____________

    +_____________"___

    _________*_

    >6________ ___9_*_

    :____________*_

    @______

    _

    ____________

    0___________4_

    __ ____________

    ________*_

    !____________

    ______________

    >_?____6__

    _

    _

    9_______

    _

    @___________________

    3________

    @___8______6__

    A________

    _

    .______

    _

    1_________

    ____ ____8_____

    2___8____ ___9__

    ,____________

    _ 8____________

    Согласно М. Люшеру, предпочтение в выборе си

    него цвета соответствует слабому типу высшей не_

    рвной деятельности, т. е. меланхолику, в котором пре_

    обладает тревожность и динамичность торможения.

    Синий цвет выявляет потребность в любви, понима_

    нии и сочувствии, это потребность в глубоких привя_

    занностях, при помощи которых человек хочет достичь

    укрепления своей жизненной позиции. Позитивное,

    доброжелательное отношение со стороны значимых

    других помогает преодолевать природную пессимис_

    тичность и тревожность эмоционального состояния

    подобного типа людей. Из других характеристик та_

    ких людей — вдумчивость, способность к глубоким

    переживаниям и к сопереживанию, миролюбие и

    склонность к избеганию конфликта, страх перед труд_

    ностями, нерешительность и пассивность в принятии

    решений. Нетрудно заметить, что общий эмоциональ_

    ный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гар_

    монируют с эмоциональным содержанием архетипа

    Матери по Юнгу.

    Медлен_

    но

    Быстро

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    "__

    (__) *_ _________ ______________ ________

    "__

    Те, кто ставит на первые позиции зеленый цвет,

    отличаются особым упорством и стойкостью при

    встрече с жизненными трудностями. Их отличает

    повышенная чувствительность к внешним соци_

    альным оценкам, устойчивость привязанностей и

    интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение

    им неприятно, отсюда — стремление к социальному

    признанию.

    Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повы_

    шенной эмоциональностью и акцентированной по_

    требностью в насыщенном эмоциональном общении,

    без которого они никнут и увядают. Для таких людей

    важнее оказывается не результат деятельности, а

    общение по поводу деятельности, общение ради об_

    щения. Им также свойственны определенный инфан_

    тилизм, неустойчивость интересов, экзальтирован_

    ность и демонстративность поведения, а настроение

    подвержено резким колебаниям от слеза к смеху и

    обратно.

    Те, кто выбирает красный цвет и его производ_

    ные — оранжевый, терракотовый, — выбирают сце_

    нический тип реагирования. Их характеризует по_

    требность в активности, направленная на достижени_

    ем цели, на овладение тем, что доставляет радость и

    наслаждение. Выбор этих цветов характеризует лю_

    дей с мужественным складом характером, умеющих

    принимать решения, независимых и самостоятельных.

    Им свойственны высокая поисковая активность, му_

    жественность и властность. Раскованность чувств

    ведет к спонтанности поведения. При невротическом

    развитии при встрече с препятствиями такие люди

    проявляют импульсивность, агрессию и снижение са_

    моконтроля.

    Когда выбор красного цвета сопровождается вы_

    бором и синего тоже, Люшер относит таких людей к

    идеально гармоничным, т. к. в этом случает актив_

    ность и определенная резкость красного цвета сгла_

    живается мягкостью и сердечностью синего цвета.

    Однако, по данным Л.Н. Собчик, исследовавшей этот

    вопрос, людей, выбирающих подобное сочетание цве_

    тов характеризует противоборство во внутреннем

    плане личности взаимно противоречивых тенденций,

    они имеют склонность к психосоматическим заболе_

    ваниям, в частности — к ишемической болезни сер_

    дца1.

    Основной тест Люшера насчитывает восемь цве_

    тов. Поэтому сочетание каждого из вышеназванных

    активных цветов с пассивным начинает характеризо_

    вать личность с несколько другой стороны, обозначая

    ее различные грани. Например, сочетание синего цве_

    та с черным говорит об эмоциональной неустойчивос_

    ти личности, ранимости и раздражительности. Сочета_

    ние в выборе фиолетового цвета с желтым говорит об

    эмоциональной незрелости и сниженности эмоцио_

    нального контроля вплоть до истерических и эпилеп_

    тоидных реакций.

    Каждая из приведенных базовых эмоций выража_

    ет особое отношение человека к тем ценностям, кото_

    рыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно

    хорошо можно проиллюстрировать на примере отно_

    шения матери к своему ребенку. Она грустит, когда с

    ее ребенком что_то не в порядке, она гневается, когда

    ее ребенка обижают, она радуется, когда ребенок здо_

    ров и хорошо развивается, она спокойна, когда нахо_

    дится с ребенком в безопасных условиях и может спо_

    койно набираться сил.

    Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг

    архетипических образов, заставляя его переживать те

    или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем

    развитии личности ребенка и его эмоциональной сфе_

    ры только в том случае, если он сможет не только легко

    испытывать те эмоции, которые предопределены его

    природным темпераментом, но и будет способен воз_

    можно полно переживать все другие эмоциональные

    состояния. Музыка, живопись и танец — лучшие сред_

    ства для развития этой способности.

    Можно продолжить эти принципы моделировании

    и в отношении вкусовых и обонятельных ощущений,

    хотя они, по общепризнанному мнению, не участвуют

    в создании эстетических впечатлений. Вот какие ассо_

    циации вызвали у испытуемых различные вкусовые

    ощущения в зависимости от внутренне присущего им

    характера движения.

    1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_

    цированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С. 25–30.

    $____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________

    "__

    (__) *_ _________ ______________ ________

    "__

    Таблица 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35


    написать администратору сайта