Главная страница

пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


Скачать 2.25 Mb.
НазваниеПсихология и педагогика художественного
Анкорпс и пед худ творчества.doc
Дата15.01.2018
Размер2.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапс и пед худ творчества.doc
ТипКнига
#14009
страница6 из 35
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
истина, добро, справедливость, кра

сота. Стремление к их переживанию и есть духовные

и эстетические потребности. Их А. Маслоу считал наи_

более человеческими, именно с ними он связывал так

называемые «пиковые (высшие) переживания», возни_

кающие в момент созерцания произведений искусства

и творений природы, совершения прекрасных челове_

ческих поступков.

В теории эстетики эстетическое чувство рассмат_

ривается как бескорыстное и свободное от грубых

материальных потребностей. Оно развивается в ходе

духовной работы человека над самим собой, на основе

его внутренней, генетически предопределенной по_

требности к росту и к развитию, в его стремлении к

самосовершенствованию.

Точно так же, как в любом желуде или в семечке

подсолнуха в свернутом виде существует будущее

взрослое растение или дерево, в человеке самой при_

родой заложены те задатки, которые в дальнейшем

должны развиться в разнообразные человеческие спо_

собности. И главной жизненной потребностью челове_

ка, как справедливо утверждает современная гумани_

стическая психология, является самоосуществление,

его потребность стать в реальности тем, кем он явля_

ется в потенции.

Чувство прекрасной формы является ведущим

фактором в удовлетворении эстетической потребнос_

ти. Она включает в себя, как верно отмечают Е.М. Тор_

шилова и Т.В. Морозова, «способности воспринимать,

отстранять и означивать (придавать значение. — В.П.)

форму с помощью воображения и эмпатии. Таким об_

разом, — пишут далее авторы, — это интегральная

когнитивно_эмоциональная способность, являющаяся

аспектом освоения человеком мира в процессе позна_

ния, творчества, поведения и общения»1.

Но все_таки не столько освоение мира в процессе

его познания является главным источником эстетичес_

кой потребности, сколько потребность самого челове_

ка становиться суверенной личностью.

Согласно христианской антропологии, потенциаль_

но каждый человек несет в себе Образ Божий, кото_

рый в гуманистической психологии ассоциируется с

образом Высшего Я. Предназначение каждого челове_

ка — успеть воплотить за свою жизнь этот образ в

реальности, приблизиться к образу и подобию Божье_

му. В прорыве к этому Высшему Я, его утверждению

через преодоление разнообразных сопротивлений

внешней среды человек становится самим собой, по_

добно тому, как вопреки погодным ненастьям малень_

кое семечко становится большим подсолнухом, гусе_

ница становится бабочкой, а невзрачный желудь со

временем становится развесистым дубом. В таком по_

нимании человек — не пассивный объект, отвечающий

на воздействие внешних условий. Он активен и творит

сам себя, исходя из своих внутренних природных сил.

Этот процесс личностного роста сопровождается

различными переживаниями, ибо в нем обязательно

присутствуют свои достижения и поражения, и, соот_

ветственно, свои радости и огорчения. Эти пережива_

ния человек старается отразить и закрепить в художе_

ственных образах, создавая для этого произведения

искусства. Для выражения своих душевных пережи_

ваний художник прибегает к помощи линий и красок,

мелодий и гармоний, метафор и сравнений, аналогии

и гиперболы пластики и мимики.

1 Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ_

ностей детей 3–7 лет. М., 2001. С.14–15.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

"

(__) *_ _________ ______________ ________

+

Созерцая красоту необъятной широты моря или

океана, человек бессознательно соотносит эту широту

с величием и широтой собственного духа. Волны над

поверхностью моря легко ассоциируются с житейски_

ми трудностями, а путь, который корабль прокладыва_

ет сквозь гряды волн, воспринимается человеком как

его собственный, полный всяческих волнений и бес_

покойства. Ощущения и восприятия при созерцании

вызывают мысли, а работа воображения вместе с чув_

ством формы облекает все эти переживания в художе_

ственную форму.

В этом случае эстетическим отношением, как спра_

ведливо указывает А.А. Мелик_Пашаев, становится «та_

кое отношение к миру, когда человек воспринимает не_

повторимый чувственный облик предметов и явлений как

прямое выражение внутреннего состояния характера,

судьбы, родственной ему самому внутренней жизни и

благодаря этому более или менее осознанно переживает

свою сопричастность всему в мире, онтологическое един_

ство с ним, универсальность собственного существа.

Эстетическое переживание в этом смысле — всегда

неожиданный опыт обновленного, расширенного само_

ощущения, опыт иного, большего Я, хотя сознательное

внимание художника может быть обращено не на себя,

а на мир, преобразившийся в его восприятии»1.

Проявление такого отношения в активном действии

можно считать эстетической потребностью художе_

ственно образованного человека.

Подводя итоги всему сказанному, мы можем заклю_

чить, что в эстетической потребности удовлетворяется

потребность индивида быть Человеком в высоком смыс_

ле этого слова, стремление становиться Личностью во

все более широких ее проявлениях. В удовлетворении

этой потребности рождается сам человек, когда он ос_

тавляет удовлетворение только материальных потреб_

ностей и совершает переход к потребностям духовным.

В христианской антропологии, по свидетельству А.А. Ме_

лик_Пашаева, такое развитие человека и его движение

к своему Высшему Я ассоциировалось с движением к

образу Христа. Христианские подвижники называли его

художеством из художеств и сравнивали с расчисткой

святого лика на потемневшей иконе.

Впрочем, эстетическая потребность, взятая как

потребность в чувственных переживаниях, может быть

удовлетворена грубо и в некоторых случаях даже бес_

человечно.

Как существуют бессмысленные и грубые игры,

как существуют жестокие и бесчеловечные спортивные

состязания, точно так же существуют грубые, вызываю_

щие примитивные инстинктивные влечения произведе_

ния искусства. Фильмы, воспевающие жестокость, или

романы, смакующие патологические извращения, к

сожалению, находят спрос у некоторых людей. Рок_

музыка, звучащая на уровне болевого порога и вызыва_

ющая клинические судороги организма, образцы ком_

мерческого кино и телевидения, желтой прессы и буль_

варной литературы говорят сами за себя.

В последнем случае говорят о низком и невзыска_

тельном художественном вкусе. Это те произведения

художественного творчества, в которых отсутствуют

тонкие переходы красок, нюансы звуков и тембров, где

художник ориентирован на восприятие его творений

людьми с неразвитыми чувствами, для чего при созда_

нии произведения очередного «художества» в первую

очередь акцентируются мотивы агрессии и эротики.

Преобладание животного начала в творчестве прини_

жает духовную сущность человека и не ведет его к

личностному росту.

Но чем больше в обществе людей, наделенных

развитыми эстетическими потребностями, тем более

совершенным и гармоничным выглядит это общество

среди других обществ, тем лучше и комфортнее чув_

ствует себя в нем человек.

Эстетические потребности удовлетворяются глав_

ным образом через зрение и слух, через восприятие

красоты природы, ее естественных шумов и звуков.

В произведениях искусства — через восприятие и пе_

реживание художественного образа, выраженного в

красках и линиях, в пропорциях и соразмерностях

формы, в гармониях и тембрах звуков. Этим искусство

и отличается от научного познания, связанного с по_

знанием действительности через понятия, суждения и

логические умозаключения.

1 МеликПашаев А.А. Об источнике способности человека к ху_

дожественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. №1.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

_

(__) *_ _________ ______________ ________

,

В статье «Что такое искусство» Л. Толстой это зна_

чение раскрывает следующим образом: «Вызвать в себе

раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посред_

ством движений, линий, красок, звуков, образов, выра_

женных словами, передать это чувство так, чтобы дру_

гие испытали то же чувство, — в этом состоит деятель_

ность искусства. Искусство есть деятельность чело_

веческая, состоящая в том, что один человек сознатель_

но, известными внешними знаками передает другим ис_

пытываемые им чувства, а другие люди заражаются

этими чувствами и переживают их1.

Л.С. Выготский дал словам Л. Толстого академичес_

кую трактовку, определив искусство как систему раз_

дражителей, сознательно и преднамеренно организо_

ванных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую

реакцию.

Способность заражать других людей своими пе_

реживаниями — через слово, если художник — писа_

тель, через звуки, если он музыкант, через движение,

если он танцовщик, через краски, если он живописец—

составляет суть любого таланта.

Потребность в этом эмоциональном заражении и

его переживании составляет суть эстетических потреб_

ностей.

,_ ? __0_____)_'_ _'_____ &__________

___#_____

И сегодня все еще немало можно встретить таких

людей, которые близоруко полагают, что занятия ре_

бенка искусством не имеют никакой практической

пользы, кроме как приятного для него времяпровож_

дения. То, что в процессе общения ребенка с искусст_

вом в его психике происходят положительные и не_

обратимые психологические изменения, как правило,

в расчет не принимается. Однако современные иссле_

дования в области обучения и воспитании решительно

опровергают эти заблуждения. В вышедшей во всем

мире большими тиражами книге австралийских пси_

хологов Гордона Драйдена и Джанетт Вос «Революция

в обучении» приводится большое количество фактов,

показывающих, как включение в учебный процесс на

уроках математики, физики и других дисциплин, дале_

ких от искусства, музыки, цвета и движения приводит

к поразительным результатам в умственном развитии

и успехам как детей, так и взрослых.

В современных школьных и вузовских учебных

программах процесс обучения связан главным обра_

зом с запоминанием и обработкой линейной логической

информации. Учебная нагрузка при этом ложится пре_

имущественно на левое полушарие головного моз_

га, обрабатывающее такого рода информацию. Но, как

показывают многочисленные исследования, подключе_

ние к учебному процессу правого полушария дает

поразительные результаты.

В книге Д.К. Кирнарской «Психология музыкаль_

ных способностей» на этот счет приводится много ин_

тересных фактических данных, взятых из материалов

зарубежных источников. Так, например, результаты

десятилетней работы 25 тысяч учащихся по программе

«Чикагская Программа Партнерства Искусства и Об_

разования» показали, что дети экспериментальных

групп обгоняли по успеваемости учащихся контрольных

групп по многим предметам. Особо высокие темпы роста

академической успеваемости были отмечены у учащих_

ся из семей с низкими социально_экономическими по_

казателями.

По данным ученых из Колумбийского универси_

тета в Нью_Йорке, исследовавших влияние музыкаль_

ных занятий на развитие личности, участвовавшие в

их эксперименте дети стали более творческими: они

предлагали несколько решений для каждой пробле_

мы, их решения были более оригинальны, они умели

лучше выражать своим мысли, не боялись риска,

умели обобщать разнообразную информацию и хоро_

шо взаимодействовать с учителями и с товарищами.

Учеными был сделан вывод, что «узко сфокусирован_

ная программа, в которой нет предметов искусства

или им уделяется недостаточное внимание, где уча_

стие искусств ограничено и проявляется спорадиче_

ски, оказывает негативный эффект на развитие ког_

нитивной компетентности и мыслительных навыков,

а также на развитие личности и ее отношение к жиз_

ни в целом». 1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 65.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

_

(__) *_ _________ ______________ ________

_

Аналогичные результаты были получены исследо_

вателями из Германии, Франции, Польши и Японии1.

Добавим к этому, что особенность нынешних учеб_

ных программ заключается в том, что школьники и

студенты по большей части имеют дело с внешним

предметным миром и очень мало — с самим собой.

После получения образования они знают, как вычис_

лить бином Ньютона, но не знают, как справляться со

своими чувствами — обидой, ревностью, гневом, кото_

рые в молодом возрасте, как известно, часто выходят

из под контроля. Поэтому нахождение социально при_

емлемых способов выражения сильных эмоций и обу_

чение этому подрастающего — важная педагогическая

задача. Занятия искусством предоставляют такую ре_

альную возможность.

Если говорить о занятиях живописью, то они раз_

вивают тонкость зрительных ощущений, чувство кра_

соты и пропорций в создаваемых вещах, их тонкую

отделку, благодаря чему создаваемый за пределами

искусства в процессе труда какой_либо продукт отли_

чается своими эстетическими свойствами, его прият_

но созерцать и брать в руки.

Если говорить о практической пользе занятий танца_

ми, то здесь мы увидим улучшение осанки, выправле_

ние деформаций позвоночника, стоп и ног, нормализа_

цию веса, развитие координации движений. Все это

положительно сказывается как на освоении тонких и

сложных двигательных навыков (обучении письму, игре

на музыкальных инструментах), так и на умственных

способностях детей. Свобода движений, приобретаемая

на занятиях хореографией, их разнообразие и коорди_

нированность оказывается тесно связанной со свободой

мысли, а отсюда — с необходимой свободой и раско_

ванностью творческого мышления. Улучшение коорди_

нации и владения телом положительно сказывается на

самооценке и общем психическом самочувствии.

Занятия музыкой развивают слух. На первый взгляд

может показаться, что практической пользы от этого нет.

Однако вспомним, к примеру, тех, кто начинает изучать

иностранные языки. Интонации разговорного языка

имеют много общего с музыкальными интонациями.

И те, кто обладает развитым слухом и хорошим чувством

музыкальной интонации, осваивают трудности произ_

ношения иностранного языка намного успешнее тех, у

кого музыкальный слух по каким_либо причинам ока_

зался неразвитым.

Опытные механики, наладчики станков, летчики и

шоферы по мельчайшим нюансам работающего двига_

теля, которые ничего не говорят непосвященным, мо_

гут с уверенностью сказать, что, где и когда в работа_

ющем двигателе неисправно. Восточные врачи по од_

ним только звукам и ритмам пульса и простукивания

грудной клетки могут поставить диагнозы более двух

десятков сложнейших болезней. Какой для этого надо

иметь изощренный слух!

Занятия пением положительно влияют на интона_

ционное богатство разговорной речи, ее выразитель_

ность, тонкость и четкость в передаче соответствую_

щих настроений. Следует обратить внимание на то, как

говорят актеры и певцы с хорошо поставленными го_

лосами, обученные искусству голосового интонирова_

ния. Их речь отличается богатством модуляций и пере_

ходов, фразы звучат убедительно, точно и весомо.

Ораторское искусство древних, ныне, к сожалению,

мало культивируемое, также включало в себя занятия

пением для придания голосу бóльшей силы, вырази_

тельности и убедительности.

Умение владеть своим голосом необходимо каждо_

му человеку. Помимо актеров оно особенно необходимо

учителям, лекторам — всем тем, кому по роду деятель_

ности приходиться много говорить. Но в умении краси_

во говорить и иметь звучный голос многое зависит от

того, насколько правильно человек может пользоваться

своим артикуляционным аппаратом, дыханием, умени_

ем посылать звук в брюшные, грудные и головные ре_

зонаторы. А этому умению можно научиться только в

процессе занятий пением.

Учебный процесс в современных школах и вузах

преимущественно индивидуален. Каждый в учебном

процессе отвечает только за себя, а не за общий ре_

зультат. В коллективных танцах и хоровом пении оце_

нивается успех всей группы. Участие в групповых

танцах учит человека соотносить свои собственные

1 Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М.,

2004.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

_

(__) *_ _________ ______________ ________

_

действия с действиями тех, кто работает рядом. А это

необходимое качество характера для умения жить сре_

ди людей.

Великий педагог А.С. Макаренко говорил о том, что

ничто так не объединяет коллектив, как совместное

движение его членов к единой цели. Такой целью при

исполнении музыкального произведения в хоре, ан_

самбле или оркестре является создание общими уси_

лиями прекрасного художественного образа. Каждый

участник музыкального коллектива должен уметь по_

стоянно соразмерять свои собственные действия с

действиями своих коллег. Без развитого чувства испол_

нительской дисциплины, чувства коллективизма и от_

ветственности за дело и за все, что делается в оркестре

или в хоре, трудно достичь сыгранности и силы худо_

жественного воздействия на слушателей. Недостаток

многих самодеятельных музыкальных коллективов за_

ключается в том, что в них каждый из участников счи_

тает себя главным и потому старается играть громче

всех. Именно потому известные персонажи из басни

Крылова «Квартет» — осел, козел, мартышка и косо_

лапый мишка, не смогли ничего сыграть.

В то же время музыканты и хористы, которые дол_

го играют и поют вместе, приобретают чувство коллек_

тивизма, создающего благоприятную атмосферу для

развития личности. Вот что сказал по поводу оркестро_

вых музыкантов великий Чарли Чаплин в своей авто_

биографии: «Если бы меня спросили, в каком мужском

обществе я предпочел бы вращаться, наверное, я выб_

рал бы людей своей профессии. Однако Дуглас Фер_

бенкс был единственным актером, который стал мне

близким другом. Встречаясь на голливудских приемах

со звездами, я стал относиться к ним скептически —

может быть, попросту нас было там слишком много.

И атмосфера там бывала не столько дружеской, сколь_

ко вызывающей на соревнование; стремясь привлечь

к себе внимание, человек шел, словно сквозь строй,

подвергаясь язвительной критике. Нет, звезды среди

звезд дают мало света и еще меньше тепла.

Писатели — милые люди, но они не из тех, кто

охотно что_то дают что_то другим. Они не любят делить_

ся тем, что знают сами. Большей частью они прячут

свое богатство в переплеты своих книг. Ученые могли

бы быть чудесными друзьями, но одно их появление в

гостиной парализует все ваши мысли. Художники

обычно ужасно скучны — большинство из них стре_

мится вас уверить, что они больше философы, чем ху_

дожники. Поэты, несомненно, являются существами

высшего класса — они приятны, терпимы и прекрас_

ные товарищи. Но мне кажется все_таки, что легче

всего дружить с музыкантами. По_моему, нет ничего

теплее и трогательнее зрелища симфонического орке_

стра. Романтический свет пюпитров, настройка инст_

рументов и внезапная тишина при появлении дириже_

ра словно утверждают общественный, основанный на

тесном сотрудничестве, характер их искусства».

Общение с музыкой совершенствуя духовную орга_

низацию человека, повышает его эмоциональность.

А ведь это, как сейчас точно доказано психологами по_

ложительно сказывается на творческом потенциале че_

ловека.

Недавние исследования ученых Гонконгского уни_

верситета выяснили, что уроки музыки в раннем воз_

расте способствуют развитию вербальной памяти.

Серия тестов на запоминание слов показала, что среди

студентов, хотя бы недолго занимавшихся музыкой в

детстве, гораздо выше процент успешного запомина_

ния текстов, чем в группе их сверстников без музы_

кального прошлого. Полученные данные сходятся с

выводами этой же группы ученых, сделанными по ре_

зультатам исследования, проведенного три года назад

с применением метода сканирования головного мозга.

Оно показало, что определенные участки мозга в ле_

вой височной долей у музыкантов увеличены по срав_

нению с немузыкантами. Это навело на мысль, что

занятия музыкой приводят к изменению в деятельно_

сти и структуре мозга. Поскольку та же часть мозга

отвечает за вербальную память, доктор Агнес С. Чан и

ее коллеги предположили, что люди с музыкальным

образованием имеют лучшую память на слова, что и

удалось доказать1.

Уместно вспомнить физика Альберта Эйнштейна,

который утверждал, что в научном мышлении всегда

1 Андреева А. Неожиданные последствия уроков музыки //

Коммерсант. № 228. 5 декабря 1998 г.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!

(__) *_ _________ ______________ ________

присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и на_

стоящая музыка, по мнению великого ученого, требу_

ют однородного мыслительного процесса.

Острыми проблемами современной жизни стали

разрушение экологии и национальные конфликты. Мы

можем сказать, что здесь тоже прослеживается недо_

статок эстетического развития личности. Если у чело_

века развиты механизмы эмпатии, идентификации с

природой и с другим человеком, то он не сможет вести

себя по отношению к ним хищнически и агрессивно.

При переживании природы как продолжения соб_

ственного «Я», при восприятии другого человека как

самого себя подобное отношение означало бы созна_

тельное причинение вреда самому себе.

Автор исследования о музыкальных вкусах амери_

канский социолог Бентани Брайсон пишет: «Полити_

ческая толерантность ассоциируется с музыкальной

толерантностью». Люди, обладающие высокой музы_

кальной культурой, легко принимают «чужое» и не

склонны отталкивать и отрицать его. Они и в полити_

ке, и в социальной жизни чаще придерживаются либе_

ральных воззрений. Исследователи под руководством

Дональда Фуччи, изучавшие музыкальные пристрастия

поклонников рок_музыки, джаза и классики, пришли к

выводу, что поклонники классической музыки за счет

большого ее разнообразия терпимо относятся к року и

джазу, в то время как любители рока и джаза оказа_

лись более избирательны и строги, предпочитая толь_

ко «свою» музыку. Авторы исследования утверждают,

что одним из кирпичиков прочного социального мира

может быть широкое и всеобщее музыкальное образо_

вание, психологически сближающее людей1.

__ >_________ _ _____________

Способность эмоционально отзываться на окружа_

ющий мир заложена в человеке на основе генетичес_

кой способности к сочувствию и к сопереживанию.

Однако полноценное бытование искусства в обществе

невозможно без наличия достаточного количества пуб_

лики, заинтересованной в общении с искусством. Та_

кую публику создает художественное воспитание, ко_

торое помогает подрастающему поколению понимать

как форму произведений искусства, так и их нрав_

ственное содержание.

Красота восходящего солнца, бескрайняя равнина

морской дали почти всегда вызывает чувство естествен_

ного восторга у человека, в первый раз увидевшего

прекрасные явления природы. Поэтому восприятие

окружающего мира на эстетическом уровне вроде бы и

не нуждается в специальной подготовке. Но для воспри_

ятия сложных явлений действительности, где красота

заключена в тонких переходах красок, линий и звуков

и не так бросается в глаза, например, в тех же сложных

произведениях искусства или в неброских картинах

природы, такая специальная подготовка необходима.

Эта подготовка начинается c развития органов

чувств и повышения их чувствительности, в первую

очередь зрения и слуха, как основных источников эс_

тетических переживаний. Ребенка приучают к рассмот_

рению, разглядыванию и вслушиванию в то, что он

видит и слышит. В процессе такой работы происходит

повышение чувствительности анализаторов к тонким

дифференцировкам, малейшим отличиям в оттенках

красок, звуков, движений. Без хорошо развитой чув_

ствительности слуха и зрения невозможно прийти к

тонкому пониманию как окружающего мира, так и мира

искусства. Но не это главное в художественном воспи_

тании. Главное — это создание при помощи искусства

условий для личностного роста человека, постоянного

расширения границ его внутреннего мира за счет вклю_

чения в него опыта осмысления и переживания жизни

прошлых поколений. В идеале этот процесс не должен

прекращаться, пока человек живет.

Эстетическое воспитание необходимо, чтобы чело_

век смог подняться до уровня понимания достижений

мировой культуры и стать полностью очеловеченным.

Ценители искусства в виде эстетически образованной

публики необходимы для художников всех мастей и

всех рангов. В противном случае им будет отведена роль

жалких комедиантов, развлекающих недалеких людей,

ищущих в искусстве не столько глубины познания

жизни и самих себя, сколько приятного досуга.

1 Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М.,

2004.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!"

(__) *_ _________ ______________ ________

!+

Важным отличием эстетического воспитания от

художественного является то, что в эстетической дея_

тельности в отличие от художественной нет своего соб_

ственного предмета. Поэтому понятие эстетическое

воспитание по своему содержанию гораздо шире по_

нятия художественное воспитание. Первое более уни_

версально и вбирает в себя любые аспекты человече_

ского существования, в которых присутствуют мера,

гармония, красота и целесообразность. Эстетическими

могут быть признаны социальные и политические дви_

жения, в которых народ добивается правды и справед_

ливости. Эстетическими могут быть названы юридиче_

ские законы и морально_нравственные нормы, отвеча_

ющие высшим идеалам и общечеловеческим нормам.

Ими могут признаны даже математические формулы и

уравнения. Поэтому и можно говорить о красоте поли_

тического закона, красоте научного и юридического ре_

шения, красоте общественных отношений.

Понятие художественное воспитание более кон_

кретно и связано с определенными видами деятельно_

сти — музыкальной, изобразительной, театральной,

литературной. Но вхождение в мир эстетических от_

ношений наилучшим образом начинается с художе_

ственного воспитания.

Через произведения искусства — поначалу это сказ_

ки, детские рассказы и песенки, а затем повести, рома_

ны и симфонии — растущий человек приобщается сна_

чала к культуре своего народа и социума, в котором он

живет, а затем приходит к пониманию жизни всего

Человечества, живущего в лоне мировой Культуры. Он

усваивает понимание того, «что такое «хорошо», и «что

такое плохо», т. е. те образцы нравственного поведения,

которые имеют общественную ценность.

Через произведения искусства и обучение навыкам

его восприятия, исполнения и творчества к человеку

впервые приходят чувства меры, гармонии, соразмер

ности и пропорции, о которых говорили еще античные

авторы. Далее на основании усвоенных через искусст_

во образцов прекрасного и безобразного к ребенку

приходит их понимание в отношениях между людьми, в

отношениях к труду, к природе и к обществу. Через

занятия художественным творчеством в ребенке начи_

нают пробуждаться и развиваться заложенные в нем от

природы творческие задатки, которые в период взрос_

лости могут проявиться как соответствующие способ_

ности в любой сфере деятельности.

__ >_________ _ _________

Эстетическое воспитание через воспитание худо_

жественное оказывается неразрывно связанным не

только с личностным ростом человека, но и с его про_

фессиональными достижениями. Чем более высокий

уровень развития художественного вкуса демонстри_

рует данный человек, тем больше появляется основа_

ний говорить о его более высоком уровне интеллекту_

ального развития. Исследования, проведенные не_

мецким психологом А. Эрком среди представителей

науки — физиков, химиков, математиков, — показали,

что чем значительнее достижения ученых в своей об_

ласти, тем больший интерес проявляют они к искусст_

ву. На вопрос, какой вид искусства они предпочитают,

почти все ученые поставили на первое место симфо_

ническую и камерную музыку. Далее следовали лите_

ратура, театр, изобразительное искусство.

Другой известный ученый, американский психо_

лог Фрэнсис Бэррон, при обследовании различных

групп творческих работников — писателей, художни_

ков, архитекторов, физиков — обнаружил, что лица с

более высокими творческими способностями предпо_

читают сложные асимметричные рисунки, требующие

определенных усилий для восприятия. При этом эсте_

тические предпочтения художников и ученых высоко_

го ранга оказались сходными. И те и другие сошлись

в симпатиях к творчеству Пикассо, Модильяни, Сезан_

на, Тулуз_Лотрека, чьи произведения отличаются вы_

сокой степенью структурной сложности и требуют со_

ответствующей подготовки, развитого когнитивного,

т. е. познавательного, стиля.

Известно, что Эйнштейн в своем творчестве делал

попытки найти такие музыкальные и цветовые образы,

которые соответствовали бы его физическим и геомет_

рическим идеям1.

1 Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия,

язык и творчество // Бессознательное: природа, функции, методы

исследования. Т. IV. Тбилиси, 1985. С. 259.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!_

(__) *_ _________ ______________ ________

!,

Свою знаменитую формулу теории относительно_

сти Эйнштейн представлял в виде причудливой рако_

вины, как бы соединяющей воедино пространство и

время.

Отсюда вывод — сложные по своей когнитивной

структуре произведения искусства в чем_то сродни

сложным когнитивным построениям современной на_

уки. Потребность в восприятии сложных произведений

искусства есть отражение сложной когнитивной орга_

низации человека. Художественное и эстетическое

воспитание, развивая чувственную сферу растущего

человека, исподволь подготавливает его творческие

достижения в зрелом возрасте в самых разных облас_

тях, в том числе и тех, которые далеки от искусства.

В исследованиях американского психолога Х. Шро_

дера и его сотрудников было установлено, что индивиды,

менее развитые в когнитивном отношении, в сложной

ситуации чаще склонны во взаимоотношениях с другими

людьми к «контратаке», чем индивиды с высокой когни_

тивной сложностью. Говоря проще, чем человек умнее,

тем чаще он и добрее. Исследования на материале дело_

вых игр показали, что те участники, для которых харак_

терна простая когнитивная структура, не способны рас_

сматривать ситуацию с точки зрения другого человека,

изменять восприятие ситуации и предвидеть ее исход.

Они скорее действуют, чем пытаются предварительно

проанализировать создавшуюся ситуацию.

Была обнаружена связь между типом когнитив_

ной структуры и иррациональным поведением. Для

людей со сложной когнитивной структурой их поведе_

ние всегда служило средством достижения поставлен_

ных целей, в то время как у лиц с простой когнитивной

структурой их агрессивное поведение являлось обыч_

ной реакцией на стрессовую ситуацию.

На основании этих исследований мы можем сказать,

что сложный когнитивный стиль жизни является благом

как для отдельного человека, так и для всего общества в

целом. Именно люди с развитой когнитивной сферой и

в науке, и в искусстве являются двигателями прогресса.

Без них общественная жизнь хиреет, замирает, топчется

на месте и не может двигаться вперед.

Эстетическое воспитание, нацеленное в том числе

и на развитие художественного вкуса, способствует

развитию и формированию у членов общества слож_

ного когнитивного стиля. На начальных этапах разви_

тия художественные предпочтения оказываются сдви_

нутыми в сторону тех произведений искусства, кото_

рые имеют простую форму, яркие краски и выражают

понятные эмоции, будь то радость или печаль.

На стадии развитого вкуса предпочтения оказыва_

ются сдвинутыми в сторону произведений искусства,

обладающих сложной структурой, для понимания ко_

торых оказывается необходимым сложный когнитив_

ный стиль. Таковыми чаще всего оказываются класси_

ческие произведения искусства.

Надо учитывать, что то, что может быть признано

простительным в предпочтениях детского и подрост_

кового возраста, оказывается мало симпатичным на

этапе взрослости. Обладание грубым или тонким вку_

сом неминуемо сказывается как на отдельном типе и

характере личности, так и на нравах всего общества в

целом.

__ >_________ _ ___________

Античные легенды донести до нас рассказ о том,

как однажды греческого философа Диогена пригласи_

ли послушать игру на кифаре некоего молодого чело_

века. К сожалению, молодой человек играл довольно

плохо. Однако, когда он закончил свою игру, Диоген

стал ему аплодировать.

— За что ты ему аплодируешь, — спросил Диогена

его друг, который привел его, — ведь он так плохо

играл?».

— Я за то ему и аплодирую, — отвечал Диоген, —

что, не умея играть, он все же играет, а не насильни_

чает, не грабит и не убивает». Искусство таким обра_

зом, по мнению античного философа, является сред_

ством, которое предохраняет молодых людей от предо_

судительных проступков, увлекая их в другую сторону.

В двадцатом веке эта мысль Диогена была под_

тверждена многими исследователями, в том числе и

американским социальным психологом Мартином

Гардинером, который исследовал лиц, состоящих на

учете в полиции штата Род_Айленд. Анализируя дан_

ные о многих тысячах жителей штата в возрасте до

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!_

(__) *_ _________ ______________ ________

!_

30 лет, он сопоставлял их приводы в полицию с уча_

стием в музыкальной деятельности. Выводы Гардине_

ра свелись к следующему: чем больше и активнее че_

ловек занимается музыкой, тем менее вероятны его

трения с законом. Лиц, умеющих играть с листа по

нотам, в полиции вообще не знали, настолько они были

чисты в криминальном отношении. Наиболее интерес_

на в этом исследовании своеобразная «восходящая

кривая музыкальности»: обычное музыкальное обра_

зование лишь уменьшало вероятность антисоциаль_

ного поведения, музыкальное образование, включаю_

щее самостоятельное музицирование, уменьшало эту

вероятность очень сильно, а овладение сложными

музыкальными навыками исключает всякий крими_

нальный опыт1.

Таков один из самых простых ответов на вопрос о

благотворном влиянии на человека занятий музыкой.

Но есть и другие, более сложные, о которых речь пой_

дет ниже.

__ %___ /_ 1__-____

В среде специалистов, как занимающихся пробле_

мами эстетического воспитания, так и просто образо_

ванных людей, существует твердое убеждение в том,

что «прекрасное пробуждает доброе». Однако специ_

альных исследований, которые могли бы связать эсте_

тическое и нравственное и доказать это как на теоре_

тическом уровне, так и при помощи специальных эк_

спериментов, существует очень мало.

В этом плане представляют большой интерес ис_

следования американского психолога Лео Колберга,

всю жизнь изучавшего закономерности нравственно_

го поведения людей во многих странах мира.

Л. Колберг выявил, что дети по мере свого разви_

тия движутся от более низкого уровня нравственного

развития к более высокому. При этом в самых разных

культурах, несмотря на то, что они имеют разные цен_

ности, при решении нравственных проблем оказыва_

ется много общего.

Нравственное поведение человека, согласно

Л. Колбергу, можно, исходя из его уровня, условно раз_

бить на три ступени — предсоциальный, социальный

и постсоциальный. Каждая ступень разделяется на два

уровня, и таким образом получается шесть уровней

нравственного развития человека.

На предсоциальной ступени люди ведут себя мо_

рально и не нарушают правила социального общежи_

тия потому, что опасаются наказания со стороны внеш_

ней авторитарной среды. При этом чувства другого

человека и его переживания в расчет не принимаются.

В другом случае люди следует правилам поведения и

ведут себя хорошо, если им это выгодно, и они могут

таким образом достигнуть своих собственных целей. На

этом уровне правильным считается то, что честно, т. е.,

если есть равноценный обмен — «как ты ко мне, так и

я к тебе». Таким образом, у человека, находящегося на

первой ступени нравственного развития, преобладает

эгоцентрическая установка по отношению к другому.

На второй, социальной ступени человек строит свое

поведении в соответствии с ожиданиями близких ему

людей, с которыми у него сложились отношения дове_

рия, уважения и взаимности. Здесь появляются потреб_

ность быть хорошим человеком в глазах значимых

других людей и так называемая «перспектива третье_

го человека» — умение смотреть на себя со стороны и

оценивать свое поведение с позиции стороннего на_

блюдателя. На этой ступени начинает звучать знаме_

нитое евангельское «золотое правило нравственнос_

ти» — «поступай по отношению к другому человека так,

как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к

тебе». И в обратной формулировке — «не делай ниче_

го другому такого, чего бы ты не хотел по отношению

к самому себе». Человек на этой ступени может рас_

сматривать ситуацию, учитывая как свою точку зре_

ния, так и ту, которой придерживается его собеседник.

На этой же ступени появляется понимание значимос_

ти общественных интересов и профессиональных обя_

занностей. При этом личные интересы могут отходить

на второй план и оказываться подчиненными этим ин_

тересам и обязанностям.

На третьей, постсоциальный ступени в отношени_

ях между людьми превалирует общественный договор,

1 См. об этом: Кирнарская Д.К. Психология музыкальных спо_

собностей. М., 2004.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!_

(__) *_ _________ ______________ ________

!_

соблюдение которого выступает в виде чувства долга

перед законом, необходимости социальной защиты и

соблюдением перед законом равенства прав любого и

каждого. На этом уровне человек добровольно, без

принуждения со стороны берет на себя обязательства

по отношению к обществу, к семье, дружбе, работе и

стремится твердо их соблюдать. Правильность пове_

дения основывается на следовании общечеловеческим

ценностям, принципам справедливости, понимании

необходимости равенства прав человека перед зако_

ном и уважении к человеческому достоинству.

Эта ступень нравственного развития пронизана

человеколюбием и одухотворена эмпатией, которой

Л. Колберг в проблемах нравственного поведения при_

давал огромное значение. В одной из своих работ он

писал о том, что забота о благосостоянии других лю_

дей, «эмпатия», или «принятие на себя роли другого

человека», — необходимое условие предотвращения мо_

рального конфликта, это истоки морали и стимулы для

продвижения от одной ступени нравственного разви_

тия к другой. Стимулом в развитии морали является

моральная забота о других людях.

Таким образом, если мы сравним психологические

характеристики процесса восприятия искусства и сущ_

ность нравственного поведения, то без труда можно

видеть, что в обоих случаях присутствуют общие меха_

низмы эмпатии как основное условие успешности и

того, и другого. Поэтому, развивая эстетическую вос_

приимчивость, мы неминуемы развиваем не только

способность к художественному восприятию, но и

поведенческую эмпатию, а значит — и нравственное

поведение растущего человека.

__ _________ _______ _____

Последствия распространения в обществе грубо_

го или тонкого вкуса, их связи с общественными нра_

вами можно хорошо видеть на примерах того искусст_

ва, которое бытовало во времена античной Греции и

Древнего Рима.

Классическая античная трагедия — достижение

мировой культуры, безусловная общепринятая норма

хорошего и развитого эстетического вкуса. Но во вре_

мена ее расцвета, который был связан с именами Со_

фокла и Еврипида, в Риме процветало совсем другое

искусство. Здесь царствовали не серьезные драмати_

ческие спектакли и постановки, не трагики, а мимы и

пантомимисты, дававшие увеселительные представле_

ния в виде фарсов и фривольных танцев. Римская

публика не желала утруждать себя высокоумными

текстами греческих трагедий. Устроители зрелищ вме_

сто драматических спектаклей на сценах театров и

цирков предлагали публике помпезные представления,

которые заинтересовывали публику не глубиной мыс_

ли, а главным образом внешней броскостью и натура_

листичностью постановок. На сцену выводились насто_

ящие животные — лошади, медведи, на ней разыгры_

вались битвы и сражения, в которых актеры подвергали

себя большому риску.

Ради привлечения публики владельцы цирков шли

на самые дикие ухищрения вплоть до того, что в неко_

торых постановках совершались настоящие убийства.

Так, один из фарсов популярного мимографа (в совре_

менной трактовке — постановщика или сценариста)

тех времен — Лентула — заканчивался распятием на

кресте живого человека. Для этого, разумеется, брали

не актера, а настоящего преступника. Император До_

мициан, побывавший однажды на таком «спектакле»,

внес в него существенное дополнение — после снятия

еще живого «актера» с креста он рекомендовал отда_

вать его на растерзание медведю прямо на сцене.

Исторические хроники свидетельствуют, как од_

нажды на одно из представлений в цирк был пригла_

шен греческий певец_рапсод, который якобы должен

был петь торжественные гимны в честь римской пуб_

лики. Публика, однако, привыкшая к другим видам раз_

влечений, начала было выражать по этому поводу свое

негодование. Рапсод успел пропеть лишь несколько

нот, когда на сцену неожиданно были выпущены го_

лодные медведи. Присутствующие на представлении

тут же стали с интересом следить за происходящим

действием — погоней зверей за певцом, последующим

разрыванием несчастного рапсода на куски и актом его

съедения.

Мимы исполняли разного рода веселые сценки на

темы городской жизни. В промежутках между ними они

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

!!

(__) *_ _________ ______________ ________

!

танцевали. Им помогали полуголые танцовщицы, ста_

равшиеся «завести» публику фривольными телодвиже_

ниями. Не отставали от них и фокусники, увеселявшие

публику разными трюками. Все это вызывало большой

интерес у римской публики, у которой, как водится,

были свои кумиры и любимцы. Поэтому во времена

правления императоров Тиберия и Нерона в римских

цирках и театрах нередко случались беспорядки, вы_

зываемые противоборством поклонников в отношении

любимых актеров и танцоров.

Для обеспечения надлежащего порядка в театрах

и цирках на представлениях присутствовало большое

количество стражи. Но беспорядки принимали столь

массовый характер, что стража не справлялась, и в те_

атрах на представлениях нередко гибли как зрители,

так и солдаты, их охранявшие. После одного подобного

инцидента император Тиберий в 23 году распорядился

изгнать из Рима всех возмутителей спокойствия — цир_

качей и мимов. До самой смерти он не отменил этого

приказа.

Преемник Тиберия — Калигула, известный своей

нравственной распущенностью, разрешил изгнанным

артистам вернуться обратно в Рим. И снова в театрах

и в цирках начались драки и потасовки.

Сменивший Калигулу Нерон устранил из театра

когортную стражу, «дабы солдаты не развращались

театральной вольностью». После этого в театрах меж_

ду поклонниками того или иного актера с новой силой

стали возникать ссоры и конфликты, перераставшие в

настоящие сражения. На одном из таких представле_

ний Нерон сам начал бросать камни и обломки стуль_

ев в своих оппонентов. В результате он ранил даже

самого претора — начальника стражи, обладавшего

полномочиями наказывать нарушителей порядка круп_

ными штрафами и высылкой из Рима.

Грубость примитивных кровавых зрелищ, царив_

ших в театрах и цирках, была под стать дикости нра_

вов и моральным устоям тогдашнего римского обще_

ства. Они были отражением того морального раз_

ложения, которого достигла Римская империя ко

времени своего заката. Морально прогнившее рим_

ское общество не смогло противостоять пришедшим с

севера отрядам тевтонцев и даков, под натиском ко_

торых Римская империя рухнула и распалась на от_

дельные государства.

Как тут не вспомнить проницательные слова заме_

чательного русского социолога Питирима Сорокина,

написавшего в одной из своих работ, что «судьба лю_

бого общества зависит прежде всего от свойств его

людей. Общество, состоящее из идиотов или бездар_

ных людей, никогда не будет обществом преуспеваю_

щим. Дайте группе дьяволов великолепную конститу_

ции и все же этим не создадите из нее прекрасное

общество. И обратно, общество, состоящее из талант_

ливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более со_

вершенные формы общежития»1.

В этом высказывании великого русского ученого

можно без труда видеть общественное значение пра_

вильного, отвечающего общественным потребностям,

воспитания, направленного на совершенствование

природы человека. Эстетическому воспитанию в нем

принадлежит ведущая роль.

Это связано с тем, что цель эстетического воспи_

тания — научить человека воспринимать мир как орга_

ничное продолжение самого себя, отзываться чувства_

ми и сопереживанием как на социальный мир, так и

на мир, связанный с природой и предметами матери_

ального мира. Человеку с развитой эмпатией невозмож_

но обидеть другого, ибо в первую очередь он будет

испытывать боль прежде всего в самом. Точно так же

он не сможет хищнически и варварски относиться к

природе, потому что природа в его представлении —

эта другая ипостась его Я.

Воспитывая чувство, искусство воспитывает Чело_

века со всеми присущими ему богатствами духовной

сущности. Обучая человека умению разбираться в

искусстве, эстетическое воспитание одновременно

учит человека разбираться в самом себе и отзываться

чувствами на восприятие окружающего мира.

Здесь все не так просто и однозначно, как это

может показаться на первый взгляд. Известны актеры,

прекрасно играющие положительных героев, но кото_

рые в жизни не дотягивают до них весьма значитель_

но. Московский режиссер Андрей Житинкин свиде_

1 Сорокин П. Социология. М. 1992.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

"+"

(__) *_ _________ ______________ ________

"++

тельствует: «Я знаю очень много непорядочных акте_

ров в жизни, которые играют на сцене благородство и

нравственность. В душе у них такие “черные дыры”,

что с ними надо быть очень осторожным. Меня пора_

жает, — пишет режиссер, — что талант абсолютно не

связан с нравственностью»1.

Можно объяснить такое расхождение тем, что

среди актеров много лиц с демонстративной акцентуа_

цией характера. Помимо того, что такой тип актеров

очень хорошо чувствует себя на сцене, его отличает еще

и большая лживость и способность к вытеснению, т. е.

забыванию своих неблаговидных поступков, если че_

ловеку это выгодно. Но с другой стороны, мы знаем и

свидетельство Пушкина о том, что «гений и злодейство

несовместимы».

Терпимость к чужим традициям и обычаям се_

годня обозначают термином «толерантность». Она

необходима для жизни в современном многонацио_

нальном обществе и может быть развита только при

условии, что человек одной национальности может

проникаться положительными чувствами к другому,

иной национальности, при соблюдении с обоих сто_

рон общечеловеческих законов морали и нравствен_

ности.

_ <________'_ ____' &__________ ___#_____

Современные методы эстетического воспитания в

массовой школе включают в себя большое количество

самых разных программ художественного образования

в области литературы, музыки, хореографии, изобра_

зительного искусства, архитектуры и мировой художе_

ственной культуры.

Долгое время подход к изучению искусства в об_

щеобразовательной школе был во многом таким же, как

и в обучении предметам естественно_научного цикла.

Музыку, изобразительное искусство, мировую художе_

ственную культуру многие учителя пытались препода_

вать примерно так же, как физику, географию или

иностранный язык.

В одной из публикаций более тридцати лет назад

известные исследователи проблем эстетического вос_

питания З.Н. Новлянская и А.А. Мелик_Пашаев отме_

чали: «В преподавании изобразительного искусства

проблема “содержательной формы” не находит долж_

ного места. Ребенка учат главным образом изображать

предметы по правилам реалистического рисунка, а не

находить выразительный образ внутреннего содержа_

ния изображаемого; при ознакомлении детей с карти_

нами акцент делается чаще всего на чисто сюжетные

моменты… В специальных исследованиях выявляется

результат такой подготовки – неразвитость эстетиче_

ского восприятия взрослых людей, их неспособность к

усвоению подлинного смысла картины, которое они

подменяют домыслами по поводу внешнего сюжета.

Причина этого — полное невладение “языком” худо_

жественной формы»1.

После введения в процесс эстетического воспита_

ния программ, разработанных под руководством

Б.М. Неменского и Д.Б. Кабалевского, методический

уровень преподавания искусства в школе значительно

повысился. Однако проблем остается еще очень мно_

го, что связано с недостаточным количеством учителей,

которые могли бы преподавать искусство на уровне со_

временных методических требований.

К сожалению, отголоски подхода, указанного

З.Н. Новлянской и А.А. Мелик_Пашаевым, можно встре_

тить и в наши дни. Так, например, авторы коллективно_

го труда «Музыкальное образование в школе» на одной

из его страниц задаются таким вопросом: «Какие сущ_

ностные характеристики мы можем выделить в содер_

жании школьного предмета Музыка, которые и станут

требованиями к методике и одновременно критериями

ее эффективности?» Авторы так отвечают на заданный

ими самими вопрос: «Основное требование к методи_

ке — философско_научный уровень постижения музы_

кального искусства, целиком и полностью построенный

на диалектической логике»2.

1 Житинкин А. Плейбой московской сцены. М., 2003. С. 112.

1 Новлянская З.Н., МеликПашаев А.А. Психологические прин_

ципы эстетического развития детей и проблема эстетического

воспитания // Вопросы психологии, 1979. № 3.

2 Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное

образование в школе. М., 2001. С. 57.

$____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____

"+_

(__) *_ _________ ______________ ________

"+,

Но как в таком случае быть с произведениями ис_

кусства, которые не укладываются в законы диалекти_

ческой логики, например картинами Дали, Пикассо или

Кандинского, в которых все с этой логикой не стыкует_

ся, все перевернуто, непонятно, что конкретно изобра_

жено, и в то же время многие произведения этих ху_

дожников считаются шедеврами мирового искусства?

Искусство нельзя изучать так же, как изучается

математика и физика, потому что методы познания

жизни в искусстве принципиально отличны от мето_

дов познания этой же самой жизни в науке. Представ_

ление об этих различиях дает следующая таблица:

Таблица 1

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


написать администратору сайта