пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· Самоуправление. Это означает умение брать на себя первичную ответственность за свою жизнь. Очень многие молодые артисты и художники оправдывают свое бездействие и свои неудачи не_ благоприятным стечением обстоятельств и проис_ ками недоброжелателей. · Толерантность. Предоставление как себе, так и другим возможности ошибаться. Даже если мне кто_то не нравится, писал А. Эллис, следует воздер_ живаться от порицания личности этих людей и принимать их такими, какие они есть. Это очень важная черта характера, т. к. отсутствие толеран_ тности приводит в артистической среде к много_ численным дрязгам и сплетням, убивающими вы_ сокий полет искусства. · Гибкость. Это означает готовность к изменениям и их принятие. Не следует разрабатывать жесткие правила для себя и других людей. Если что_то не получается одним методом, не надо держаться за него, а следует попробовать другой. · Принятие неуверенности и непредсказуемости окружающей действительности. Признание того, что мир нестабилен и что в нем может быть много случайностей, часто неприятного свойства. Мож_ но быть склонным к поддержанию порядка, но не требовать его во что бы то ни стало. · Обязательность. Следует иметь обязательства пе_ ред чем_то, находящимся за пределами нас самих. Стремление достичь максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая при этом постоянный всепоглощающий интерес к жиз_ ни. Главное обязательство артиста и художника — реализация своего таланта, и об этом надо всегда помнить. · Творческий потенциал и оригинальность. Новатор_ ски подходить к решению как обыденных, так и профессиональных проблем. Иметь главный твор_ ческий интерес в своей профессии, направленный на достижение совершенства. · Научное мышление. Рациональность и объектив ность. Думая о каком_то вопросе, придерживать_ ся правил логики. Для артистических натур это бывает подчас нелегко, потому что у них нередко преобладает логика чувств. В этом случае человек делает не то, что надо, а то, что ему хочется. Надо $____ __ :______ ________4 _______ ,"_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,", учиться находить равновесие между чувством и разумом. Уметь отказаться от заманчивой пируш_ ки накануне выступления. Самодисциплина дол_ жна преобладать. · Самопринятие. Принимать себя безусловно. Не оценивать свой внутренний мир с внешней точки зрения и не уделять чрезмерного внимания тому, что думают о тебе другие. У многих артистических натур имеется психологическая зависимость от мнения публики и особенно критики. Посыпание головы пеплом по пустякам, жестокое самобиче_ вание за промахи и ошибки — болезнь многих талантливых артистов. В качестве лекарства им можно порекомендовать научиться получать удо_ вольствие от самого процесса творчества, а не от показа самих себя и своих достижений публике. · Принятие животного начала как в самом себе, так и в других. Понимая это, надо стремиться возвышать_ ся над собой и идти по пути духовного роста. · Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого. К риску надо быть за_ ранее готовым и всегда находиться во всеоружии, например, знать роли и партии главных героев в спектакле, чтобы в случае необходимости их заме_ нить. Очень многие театральные артисты именно таким образом впервые появились на публике. · Перспективный гедонизм. Молодым артистам надо научиться обуздывать неудержимое стремление к получению немедленного признания и вознаграж_ дения. Чаша весов между перспективной и сию_ минутной выгодой должна склоняться в пользу первой. Лучше не выставлять на показ не совсем готовую работу, чем потом страдать от заслужен_ ной критики. Все эти положительные личностные качества мо_ лодой художник и артист может воспитать у себя в процессе самоанализа, самовоспитания, мысленного перевоплощения в желаемый положительный образ и мысленной прорисовки своего будущего. Необходимая помощь может прийти в состоянии медитативного по_ гружения. В современной психотерапии этот вид са_ мовоспитания получил название имаго_терапии, т. е. терапии при помощи образа. Художественно одарен_ ному человеку такой путь самосовершенствования мо_ жет даваться легче в силу его профессиональной пред_ расположенности к образному мышлению. С возрастом некоторые возможности и качества молодости безвозвратно уходят в прошлое, но по мере движения к зрелости открывается нечто новое — муд_ рость, понимание и прощение. Неудачи перестают быть трагедиями, как это бывало в юные годы, и даже в беспросветной темноте при философском взгляде на жизнь можно увидеть свет в конце тоннеля. Способность собрать силы в кулак и найти точку главного их приложения отличает зрелость от юности, распыляющей свои силы сразу в нескольких направ_ лениях. Даже если некоторые попытки оказываются неуспешными, для зрелого человека это не означает, что жизнь кончена. В случае неудач и поражений жизненный опыт, внутренняя мудрость и помощь друзей в большинстве случаев приходят на помощь и помогают пройти через неизбежные испытания и удары судьбы. __#___' ___ #________ 1. Проанализируйте свою личность с позиций кон_ цепции биосинтеза. Какая грань вашей личности нуждается в некотором улучшении? 2. Приведите примеры самоактуализирующихся лич_ ностей среди известных музыкантов, поэтов, худож_ ников. Есть ли среди ваших знакомых такие люди? 3. Перечислите черты зрелой личности (по Э. Фром_ му). 4. Каких черт не хватает в вашей личности, если посмотреть на нее с позиции А. Эллиса? 5. Какие способы самовоспитания вы используете для того, чтобы стать настоящим Художником и Ар_ тистом? /_______ 1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 2. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. СПб., 1991. 3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991. $____ __ :______ ________4 _______ ,"_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,"_ 4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 5. НельсонДжоунс Р. Теория и практика консульти_ рования. СПб., 2000. 6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. 7. Петрушин В.И. Неврозы большого города. М., 2004. 8. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1988. 9. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать соб_ ственным психотерапевтом. М., 1992. 10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 11. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 12. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. ,_ :______ __________ _'2_____ Художественное творчество представляет собой один из видов поисковой деятельности, осуществляе_ мой символическим интеллектом на основе дивергент_ ного мышления. Эти понятия пришли в современную психологию из работ американских психологов Джоя Гилфорда и Эллиса Торренса, положивших начало современным исследованиям в области творческого мышления. Дж. Гилфорд разработал кубическую модель интел_ лекта, которая позволяет классифицировать интеллек_ туальные способности и их проявления. Любой интел_ лект, по мнению Гилфорда, имеет три измерения — это операции, продукты и содержание. Эти три измерения существуют в следующих фор_ мах: – пять видов операций — познание, память, конвер_ гентное и дивергентное мышление, оценивание. – четыре вида содержания — образное, символиче_ ское, семантическое, поведенческое. – шесть видов продукта — элементы, классы, отно_ шения, системы, преобразования, выводы. Наиболее близкое отношение к творчеству, по мысли Гилфорда, имеет способность к дивергентному мышлению, которая проявляется в способности давать на один и тот же вопрос нестандартные и оригиналь_ ные ответы. 8_________ _______ $__.____ Нижеприведенные творческие задания Гилфорда можно использовать как для диагностики творческих способностей, так и для их развития. Эти задания хо_ рошо раскрепощают сознание и активизируют поис_ ковую деятельность на основе фантазии и работы во_ ображения как в области научного, так и художествен_ ного творчества. 1. Способность к генерированию идей. – Написать как можно большее количество идей, связанных с предложенной темой. Например — ра_ бота на железной дороге, в больнице, на почте, в газете. Вопросы для расширения зоны поиска: Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и долж_ ности должны быть введены? – Придумать как можно больше предложений на четыре_пять произвольно выбранных букв, напри_ мер, «О, В, У, К — Очевидная выгода уплыла кувыр ком». В каждом новом предложении надо исполь_ зовать новые, не повторяющиеся слова. 2. Семантическая спонтанная гибкость: Найти необычное применение обычного предмета — каранда_ ша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно исполь_ зовать для оценки спонтанной гибкости на основе пере_ хода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреж_ дать об использовании предметов в гуманных целях. Примеры для аналогичных заданий: _ газету можно читать, а можно... _ соль можно добавлять в пищу, а можно... _ в кастрюле можно варить суп, а можно.. _ удочкой можно ловить рыбу, а можно... _ и т. д. После выполнения каждого задания происходит групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы. 2. Развитие ассоциативной беглости. Задание — написать синонимы для какого_нибудь слова. Например, для слова «жесткий» синонимами $____ __ :______ ________4 _______ ,"_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,"_ будут — бессердечный, негибкий, суровый, твердый, крепкий, сильный, строгий, безжалостный, резкий. 3. Развитие беглости и метафоричности выраже ния. Предлагается сравнивать одни объекты с други_ ми. Чем более далекие предметы выбираются для срав_ нения, тем лучше. Например, женская мода подобна: – весне, она ветрена и непостоянна; – телеграфному столбу — при помощи нее женщи_ ны сообщают мужчинам сведения о своей привле_ кательности; – тяжелому танку — она возьмет любое неприступ_ ное мужское сердце или раздавит любой кошелек; – Эйфелевой башне — глядя на нее, захватывает дух... – и т. д. 4. Развитие образной адаптивной гибкости. Под адаптивной гибкостью подразумевается способность так изменить объект, чтобы его результат отвечал ко_ нечной цели, задаваемой в виде образа. Для этой цели предлагается тест «Спички». Задание — из несколь_ ких прилегающих друг к другу квадратов, составлен_ ных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы по_ лучилось определенное количество квадратов. Тест дается в приложении 4. 5. Развитие семантической адаптивной гибкости. Это задание нацелено на поиск оригинального реше_ ния в обычных условиях. Тестовое задание — придумать новое заглавие к знакомому рассказу или к песне. Можно брать произведения, изучаемые по программе, или отдельные фрагменты из литературных повестей и романов. Учитываются только оригинальные названия, т. е. такие, в которых имеются сдвиг, перенос понятий, приводящие к необычным и новым идеям. 6. Развитие невербального интеллекта. Задание — придумать простые символы к предметам или действи_ ям на такие примерные темы, как «Человек гуляет», «Самолет взлетает», «Гнев», «Гордость», «Свобода», «Любовь». Надо символически выразить содержание темы. Буквальное представление — например, изобра_ жение гуляющего человека — не принимается во вни_ мание. 7. Развитие семантического (содержательного) видения. Задание — для какого_либо символа приду_ мать несколько различных профессий или работ так, чтобы данный символ их обозначал. Например, светя_ щаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера_электрика, ночного рабочего, миссионера. Другие задания — раскрытая книга, све_ ча, крест, камень. 8. Кружки и овалы. Невербальный тест на выявле_ ния образной гибкости, беглости и оригинальности. Учащимся предлагаются листы бумаги с 20 кругами и 20 овалами. Надо дорисовать различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами. 8_________ _______ 8_______ Другой известный американский психолог, Эллис Торренс, определял креативность как чувствительность человека к различным проблемам, к пробелам в знани_ ях, к смешению разноплановой информации, к дисгар_ монии окружающей среды. Творческий человек опре_ деляет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает пред_ положения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и опровергает эти гипотезы. Он пытается избежать общепринятых и очевидных решений и про_ веряет свои догадки, пока не найдет нужного решения. 1.«Неполные фигуры». Даются фигура из прямых или волнообразных линий. Предлагается их дополнить таким образом, чтобы получились различные предме_ ты или рисунки, желательно необычные. После этого надо дать своему рисунку название. 2.«Воображаемые небылицы». Задание — сочинить рассказ о поведении животного или человека с каки_ ми_либо отклонениями, Например, про собаку, которая не лает; про человека, который всегда плачет; про льва, который всегда смеется, про обезьяну, которая летает. Джанни Родари использовал этот прием при разработ_ ке своего творческого задания, названного им «Бином фантазии». 3.«Последствия». «Что произойдет, если: · постоянно будет идти дождь; · люди перестанут умирать; · люди смогут жить под водой; · человек станет невидимым; · обезьяны тоже станут разумными существами; $____ __ :______ ________4 _______ ,"! (__) *_ _________ ______________ ________ ," · земля вдруг остановится; · все горы вдруг превратятся в сахарные; · если у тебя вдруг вырастут крылья; · солнце перестанет заходить за горизонт; · если оживут все сказочные герои; · сила земного притяжения вдруг уменьшится на_ половину? ______' ______ Ниже предлагаются творческие задания, разрабо_ танные автором на основе развития идей Гилфорда и Торренса (как варианты тех заданий, которые были приведены выше). Могут выполняться как индивиду_ ально, так и в группе. 1. Нарисуй пословицу. Одна из команд предлагает другой пословицу (сообщает ее одному из участников другой команды). Этот участник изображает послови_ цу на доске с помощью рисунка, в котором каждое слово отображается отдельным символом. Его команда должна отгадать пословицу за 1 минуту, задавая толь_ ко такие вопросы, на которые стоящий у доски отвеча_ ет «да» или «нет». 2. Что на что похоже. Один из участников первой команды выходит из класса. В это время вторая коман_ да загадывает простое слово. Затем игрок возвращает_ ся. Оставшиеся в классе участники из первой коман_ ды предлагают свои ассоциации с загаданным словом. Задача игрока — угадать заданное слово. Например: предмет гибкий, но не живой, кожаный, но не всегда (Ремень). 3.Басни. Зачитывает малоизвестная басня в прозе. Командам дается по 10 минут для того, чтобы приду_ мать три концовки басни — назидательную, юморис_ тическую и печальную. 4.Перевоплощения в вещь. Один из участников по_ лучает указание от ведущего перевоплотиться в опре_ деленную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. Он начина_ ет двигаться соответствующим образом и от лица этой вещи рассказывать о том, как она живет, что делает и что чувствует. Члены группы высказывают свое мнение о том, насколько удачно был образ воплощен. 5. Метафорическое сравнение себя и своей жизни с чемлибо(животным, домашним инструментом, ме белью, цветком, временем года, кулинарным блюдом и т. д). Например, «Я как лошадь все время пашу, что_ бы другим было хорошо». Или « Моя жизнь совершен_ но пресная, как дистиллированная вода, без вкуса, за_ паха и остроты». «Мой муж похож на отбойный моло_ ток, потому что он постоянно мне о чем_то талдычит». 6. Анекдоты. Зачитывается первая часть анекдота. Надо придумать свое окончание анекдота и затем срав_ нить его с оригиналом. 7. Расшифровка аббревиатур. Задание — расшиф_ ровка сокращенных названий министерств, вузов или же придумывание предложений на четыре или пять произвольных букв. Например «МГУ — Молодежь Гу_ бит Учеба» или «Москва Гудит Ульем». Все предлагаемые задания оцениваются по следу_ ющим параметрам: – «Беглость» — за общее количество предложенных вариантов решения задачи. – «Гибкость» — в зависимости от перехода из одно_ го класса объектов в другой, способности выделить новую функцию предмета и предложить его новое использование. – «Оригинальность» — за его необычность реше_ ния задачи, выходящего за пределы обычных пред_ ставлений. – «Разработанность» — законченность решения и наличие в нем интересных деталей. /_______ 1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психоло_ гия мышления. М.: Прогресс, 1969. 2. Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творче_ ски. 12 теоретически обоснованных стратегий обу_ чения творческому мышлению // Основные совре_ менные концепции творчества и одаренности. М., 1997. 3. Торшина К. А. Современные исследования пробле_ мы креативности в зарубежной психологии // Во_ просы психологии. 1998. № 4. ,,+ $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,," дийца ежедневном «туалете актера». Работу с ними он начинал с проведения специального 15_минутного тре_ нинга, направленного на развитие внимания, воображе_ ния, памяти. Подобный тренинг должен стать непремен_ ным спутником каждого начинающего художника, будь он будущий актер, танцор, музыкант, художник или писатель. Искоренение вредных привычек в виде мы_ шечных зажимов и приобретение новых, полезных и необходимых навыков, развитие психической гибкости и отзывчивости составляют главную цель такого тренин_ га. По этому поводу в книге «Работа актера над собой» К.С. Станиславский писал: «Мало зажить искренним чувством, — надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физичес_ кий аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток и откликался на всякие подсознательные переживания и передавал все тонкости их, чтобы де_ лать видимым и слышимым то, что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику». Уровень развития психических познавательных процессов личности, куда входят ощущения, восприя_ тия |