пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
Вино многие творцы использовали и используют в качестве стимулятора творчества. Расхожее мнение не случайно считает, что неизменным спутником творче_ ской богемы является вино, хотя Гегель в свое время отмечал, что «одна лишь горячая кровь еще не стоит вдохновения, а «шампанское не создает поэтического произведения». Отдали дань уважения Бахусу и вос_ пели в своих стихах и песнях Пушкин, Баратынский, Бетховен и знаменитый Омар Хайям. Великий врач древности Авиценна во второй половине свою жизни свои исследования проводил чуть_чуть навеселе. Вот как биографы Моцарта описывают процесс его творчества: «Моцарт писал охотнее всего среди зелени, на даче или в саду. Часто случалось, что за недостатком времени или от избытка вдохновения он просиживал за работой целые ночи. Тогда он стучал в тонкую перего_ родку к своему соседу, большому любителю музыки и обладателю прекрасного винного погреба. Сосед знал, что значит этот стук в стену: «Моцарт работает, надо послать ему вина». Вино было ему необходимо для под_ держания сил и бодрости во время ночной работы. Если сосед не присылал вина, то Констанция готовила ему его любимый пунш, что дало повод его врагам распро_ странить ложный слух о его любви к крепким напит_ кам. Все знавшие его близко и друзья его отрицали это как клевету. Во время его работы Констанция садилась возле него и рассказывала ему веселые сказки; слушая их и смеясь от всей души, Моцарт продолжал сосредо_ точенно и безостановочно работать над своими бессмер_ тными произведениями»1. Любили проводить время вместе за бутылкой вина Брамс и Чайковский. В некоторых средневековых европейских универ_ ситетах особо отличавшимся и хорошо успевавшим сту_ дентами студентам полагалось поощрение — два лит_ ра вина в день. Вино считалось средством, которое сти_ мулировало умственную деятельность. Такая традиция, к примеру, существовала в родном городе Мигеля Сер_ вантеса Алкала_де_Энаресе, в котором помимо него учились знаменитый драматург Лопе де Вега, основа_ тель ордена иезуитов Игнаций Лойола, Калдерон де ла Барка. =_________ _#________ Физические упражнения также способствуют улуч_ шению творческого самочувствия. Античные философы_ киники, к которым относил себя и Сократ, полагали, что лучше всего думается во время пешеходных прогулок, что Сократ и проделывал регулярно, прогуливаясь со сво_ ими учениками в окрестностях Афин. Очень любили дли_ тельные пешеходные прогулки Чайковский, Бетховен, Гете, много других выдающиеся художники. У Моцарта физические упражнения служили прелюдией к работе. Пушкин для поддержания хорошей физической формы нередко прогуливался с двухпудовой железной тростью. 1 Моцарт В.А. Его жизнь и музыкальная деятельность. Биогра_ фический очерк М.А. Давыдовой. Библиотека А. Павленкова. Че_ лябинск, 1988. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "!" (__) *_ _________ ______________ ________ "!+ __2_____ Путешествия и разного рода поездки так же явля_ ются одним из мощных стимулов для творчества. Об_ раз дороги, уводящей человека из привычной и обы_ денной обстановки в романтическое приключение, мы находим в произведениях Пушкина, Гоголя, Чехова, Паустовского, Твардовского. Последний чувство дорог, свою тоску по путешествиям и тяге к далеким краям хорошо и точно описал в поэме «За далью — даль», в которой есть такие строки: И край, где нынче нет меня, Я ощущая как потерю Из жизни выбывшего дня. $________ Многие философы и художники для стимуляции творчества практиковали такой простой и доступный способ, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг в совей книге «Чудо голодания» приводит примеры античных философов и библейских пророков, которые часто постились и го_ лодали. Во время голода кровь очищается от вредных шлаков, отравляющих организм изнутри, она становит_ ся более богатой кислородом и поэтому лучше питает мозг. Согласно преданиям Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание. Поклонником голодания был известный англий_ ский писатель Бернард Шоу, который был, как извес_ тно, очень худым, но полагал, что многие его лучшие произведения обязаны своим появлением на свет имен_ но его приверженности ограничений в еде. Горячим поклонником строгой диеты и голодания был английский поэт Джордж Байрон, который в моло_ дом возрасте был весьма тучным, и его полнота была, по воспоминаниям современников, чуть ли не уродливой. Из_за своего тщеславия и для того, чтобы нравиться жен_ щинам, Байрон начал ограничивать себя в еде, отказал_ ся от мяса и вина, стал принимать слабительные сред_ ства вместе с горячими ваннами. И в том, и в другом он преуспел. Как писал его биограф Джефферсон, «голод и возбудительные средства повлияли на его нервную систему, и он стал гением. Подвергая себя голоду сна_ чала из тщеславия, поэт впоследствии продолжал под_ вергать себя ему же из_за тех высоких наслаждений, которые этот образ жизни сделал для него доступным»1. Знаменитый современный итальянский компози_ тор Эннио Морриконе, написавший музыку к широко известным фильмам «Однажды в Америке», «Профес_ сионал», «Убить Билла», в одном из своих интервью признался, что музыку к своим фильмам он всегда пишет натощак. «Если я решу пообедать, а потом пора_ ботать еще, велик риск того, что хорошей музыки не получится. Когда человек поел, он занят переварива_ нием пищи, а не творчеством. Поэтому я не обедаю, пока не закончу работать»2. (_____ _____ _ #____'_ _-_____)___ Не секрет, что очень многие великие художествен_ ные произведения, несмотря на провозглашаемую все_ ми художниками свободу творчества, были созданы по специальному заказу — либо со стороны меценатов, либо со стороны оперных и драматических театров, либо по просьбам друзей. На заказ создавали свои шедевры Микеланджело, Моцарт, Бетховен, Чайков_ ский, Верди. В настоящее время многие писатели, му_ зыканты и художники создают свои произведения по заказу телевизионных каналов, киностудий, театров, издательств. Часто именно дефицит времени и приня_ тые обязательства заставляют художника творить на пределе своих возможностей. Вот как известный молдавский композитор Евге_ ний Дога рассказывает об истории написания музыки к своим фильмам: «На всю жизнь запомнил, какой ужас я пережил 13 января в тот год, когда писал музыку к фильму “Табор уходит в небо”. В этот день объявили о записи первых эскизов к картине, а друзья пригласили меня встречать с ними Старый Новый год. Я подумал, 1 Александров Н.Н. Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность. В кн.: Боккаччо, Бомарше, Беранже, Байрон, Баль_ зак. Биографические повествования. Челябинск, 1998. С. 292. 2 Морриконе Э. Музыку к фильму «Однажды в Америке» я пи_ сал натощак // Семь дней. 8–14 августа. № 32. 1995 г. С. 22. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "!_ (__) *_ _________ ______________ ________ "!, что посижу с ними немного за столом, потом запрусь в свободной комнате, допишу, что не дописал (а мне оста_ валось совсем немного), и утром сдам ноты в перепис_ ку. Поехал. И, уже входя в подъезд, понял, что забыл в такси ноты, а там — четыре главных сцены. Пакет с подарками в руках, а пакета с нотами нет. Я погубил свою первую запись на “Мосфильме”! Какой уж тут праздник… Друзья говорят: “Попробуй написать все заново” И я писал — всю ночь в страшном ужасе. Са_ мое смешное эта музыка оказалась лучшей из всего того, что я сделал для этого фильма. Однажды мне рассказа_ ли, как один советский фотокор, увлекшись съемкой, попал на арену корриды. Когда он оглянулся и увидел рядом с собой рога быка, то в секунду перемахнул через двухметровый барьер! Как и я тогда, со страху, что меня “забодают” на “Мосфильме”, за ночь взял немыслимую высоту. Никто ведь не поверил бы, что я потерял ноты,— решили бы, что просто не смог написать. Слава Богу, запись прошла на ура…» Но удивительно то, что, по словам композитора, такое в его жизни получалось не раз. — Так, для фильма «Мой ласковый и нежный зверь», — говорит композитор, — я долго искал какую_ нибудь готовую запись для сцены свадьбы. Лотяну то и дело налетал на меня как ураган: «Нашел?» И од_ нажды, чтобы отвязаться от него, я обронил: «У меня есть вальс». Сказано — уже не отступишь. Но когда я стал писать, то увидел, что ничего не получается. На_ конец, до первой съемки как раз этой свадьбы остает_ ся два дня, уже вызван оркестр. Лотяну свирепеет на глазах. Я в ужасе, и в этом ужасе, постоянно слушая, как тикают часы, стал писать — первая фраза, вторая… И успел! Эмиль потом смеялся. «Тебя только из под палки можно заставить сделать что_нибудь путное…»1 _____' _ ________ _ _________ #__0____ Некоторые способы активизации творческого про_ цесса, применявшиеся творцами связаны со странно_ стями и причудами, непонятными постороннему на_ блюдателю. Уже упоминавшийся нами французский психолог Теодюль Рибо приводит данные о том, что Шиллер для активизации своего творчества хранил на своем столе гнилые яблоки, а Руссо имел склонность размышлять над своими сочинениями с непокрытой головой под палящим солнцем. Шиллер и Гретри опускали ноги в холодную вод, Пушкин даже зимой любил принимать ледяные ван_ ны. Многие творцы любили размышлять в горизонталь_ ном положении, свернувшись под одеялом. Одним для творчества нужно было общество, другим уединение. Философ Лейбниц, например, мог оставаться без дви_ жения, сидя в своем кресле по три дня. Известная английская писательница Агата Крис_ ти, автор многих детективов, стимулировала свой твор_ ческий процесс при помощи поедания моченых яблок, которые всегда присутствовали на ее рабочем столе. Некоторые художники для стимуляции творчества используют помимо алкоголя наркотические вещества типа табака, кофе и кокаина. Вред, который в конце кон_ цов эти вещества могут принести здоровью, не покры_ вается приобретаемыми творческими достижениями. Преждевременный уход из жизни и тяжелые болез_ ни — слишком дорогая плата за них. Из_за любви к кофе и табаку преждевременно ушел из жизни В. Шукшин, неимоверное потребление кофе сильно ис_ портило сердце Бальзака, отчего он не смог пережить стресс, связанный с предполагаемой женитьбой на польской графине Ганской. __________ ______4___ Особо стоит вопрос о психических отклонениях выдающихся творцов их. Еще Платон полагал, что твор_ чество — это бред, даруемый человеку богами. Немец_ кий философ Артур Шопенгауэр на этот счет заметил, что «гениальность редко встречается в союзе с преоб_ ладающей разумностью; напротив, гениальные инди_ видуумы часто подвержены сильным аффектам и не_ разумным страстям». Одним из первых в новейшей истории, кто под_ робно стал исследовать связь творчества и психичес_ кой ненормальности, был итальянский невропатолог 1 Дога Е. Моя жизнь полна чудес. Интервью с Т. Сергеевой // 7 дней. № 19. 9–15 мая. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "!_ (__) *_ _________ ______________ ________ "!_ Чезаре Ломброзо. В своей книге «Гений и помешатель_ ство», вышедшей в конце XIX в., он приводит большое количество фактов из биографий знаменитых писате_ лей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров и поступков. О ге_ ниальных людях и помешанных можно сказать, по ут_ верждению Ломброзо, что и те и другие всю жизнь остаются одинокими, холодными и равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. По мнению Ломброзо, между помешанным во вре_ мя припадка и гениальным человеком, обдумывающим свой произведения, существует полнейшее сходство. В составленных им списках гениев было много эпилеп_ тиков, меланхоликов, эксцентричных личностей, само_ убийц, наркоманов и алкоголиков. Так, три наиболее великих полководца прошлого — Александр Македон_ ский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт — страдали эпилепсией. Среди крупных писателей эпилептиками были Достоевский, Петрарка, Мольер, Флобер. По мнению некоторых исследователей, гений — не только личность эпитимного склада, но и носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызыва_ ет патологии, но в ряде случаев он может привести к развитию выдающихся способностей. Доказательство тому — наличие шизофреников среди родственников выдающихся людей. Так, сын Эйнштейна, родственни_ ки Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина, Пла_ тона, Канта, Ницше страдали шизофренией. В основ_ ном это были люди науки. Люди, достигшие высот в искусстве, страдают ма_ ниакально_депрессивным психозом. Среди представи_ телей творческих профессий им чаще страдают поэты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитек_ торы. Одна из особенностей гениев — наличие в их ду_ ховной сфере сильных противоречий. Так, Руссо вос_ певал в своих произведениях деревню, но сам предпо_ читал жить в городе. Он писал трогательные трактаты о правильном воспитании детей, но своих собственных детей отдавал в приют. Так же, как впоследствии Э. Гофман и А. Шопенгауэр, Руссо страдал от меланхо_ лии, мании преследования и боязни заразиться какой_ либо опасной болезнью. Джонатан Свифт был священником, однако писал книги антирелигиозного содержания. Он любил посе_ щать самые грязные кабаки Лондона и проводить вре_ мя в обществе заядлых картежников. Когда умирала нежно любимая им Стелла, то он, по свидетельству его биографов, сочинял юмористические стихи. Большое значение гении придают снам и часто в них находят свои новые идеи. У многих у них, как отметил Ломброзо, были большие черепа неправиль_ ной формы и отклонения в половой сфере. Существенная черта художественных и научных гениев — чередование состояний экстатического воз_ буждения и упадка сил. В этом проявляется циркуляр_ ный, или, как его еще называют врачи_психиатры, ма_ ниакально_депрессивный психоз, при котором настрое_ ние колеблется от крайне положительного до крайне отрицательного. Такие чередования приливов энергии и упадка сил исследователи находили у Пушкина, Чай_ ковского, Вагнера, Шиллера. Кант считал меланхолию свойством глубоких натур. Душевными заболеваниями были отмечены Декарт, Паскаль, Ньютон, Дарвин, Ниц_ ше, Джеймс, много других. Ф.М. Достоевский почти всю жизнь страдал от такого серьезного психического расстройства, как эпилепсия. По мнению немецкого писателя Томаса Манна, гений Достоевского теснейшим образом был связан с этой болезнью и ею окрашен. И как бы она ни угрожала его духовным силам, «его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступни_ ка, того, что апокалипсис называет “сатанинскими глубинами”, и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая являет_ ся фоном существования его порой чудовищных пер_ сонажей, — что все это непосредственным образом связано с его недугом»1. Для Ф.М. Достоевского одним из самых сильней_ ших активаторов творчества являлась игра в карты, вернее, то эмоциональное состояние, в котором он ока_ зывался после крупного проигрыша. Только после того, как Достоевский проигрывал все, что у него было, после закладывания всего своего имущества, т. е. мучающие 1 Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1961. С. 333. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "!_ (__) *_ _________ ______________ ________ "!_ его чувства вины и самонаказания были удовлетворе_ ны, его писательский труд, по воспоминаниям его жены, расцветал в полной мере. И даже если художник имеет вполне сохранную психику, в его поведении всегда можно найти некото_ рые странности и причуды поведения. Так, много странностей современники находили в личности Гоголя, который писал про самого себя: «Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в ка_ ком я еще не встречал доселе ни в одном человеке». И далее Гоголь добавляет, что большую часть своих по_ роков и слабостей он передавал свом героям и таким образом избавлялся от них навсегда. В 1832 г., уже будучи автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Гоголь приехал в Москву – и в своих документах сделал маленькую подчистку: вместо «кол_ лежский регистратор» ( один из самых мелких чинов) написал «коллежский асессор» ( штаб_офицерский чин, которым так гордится Ковалев в гоголевском рассказе «Нос». Это было сделано для того, чтобы под таким чи_ ном быть напечатанным в списке приехавших, публи_ ковавшемся в то время в «Московских ведомостях». Это весьма похоже на Хлестакова. В 1833 г. он уверял Пуш_ кина, что три года назад ему, безвестному молодому че_ ловеку, предлагали должность профессора на кафедре Московского университета. Это немного похоже на Ноздрева, который уверял Чичикова, что мог поймать зайца за задние ноги. Н. Гоголь (как, между прочим, и Моцарт) был так_ же отчаянным сквернословом. Основным содержани_ ем его разговоров были анекдоты, по воспоминаниям современников, почти всегда довольно непристойные, которые он не стеснялся рассказывать при дамах. Пе_ реписка Гоголя пестрит непечатными и грубыми вы_ ражениями сексуального свойства. При всем при этом Гоголь был довольно нелюдим. Если ему приходилось ехать в дилижансе, он, чтобы не разговаривать с по_ путчиками, отворачивался к окну и делал вид, что спит. Спал же Гоголь только сидя. Началось это с того, что однажды он заболел малярией (дело было в Италии), тело его сильно охладилось, и присутствующие реши_ ли, что он умер. С тех пор, опасаясь, как бы его снова не приняли за мертвого, он проводил ночь сидя в крес_ ле. Когда наступало утро, Гоголь взбивал и разметывал свою постель, чтобы служанка, прибиравшая комнату, не могла ничего заподозрить. Страх быть погребенным заживо преследовал Гоголя всю жизнь1. Другим ярким примером эксцентричного и зага_ дочного поведения могут послужить поступки вели_ кого испанского художника Сальвадора Дали, который любил эпатировать публику более чем странными вы_ ходками. Так, когда его пригласили в Сорбонну, он приехал выступать с лекцией в белом «Роллс_ройсе», набитом кочанами цветной капусты. На Международ_ ной выставке сюрреалистов в Лондоне Дали появил_ ся в костюме водолаза_глубоководника. На перегово_ ры в миланском театре «Ла Скала» он прибыл с дву_ мя гвоздиками, торчащими из кончиков его усов. На вопросы о том, почему из усов торчат гвоздики, он отвечал: «Извините за гвоздики, сейчас не сезон хри_ зантем!» Где здесь намеренный эпатаж публики, а где некоторая доля ненормальности — вопрос остается открытым. Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют силь_ ные чувства, то склонность к музыке оказывается ве_ дущим средством выражения духовной жизни. Этим, по мнению Ломброзо, объясняется то, почему среди безумцев так много музыкальных знаменитостей. К их числу он относил Глюка, Генделя, Моцарта, Шумана, Бетховена, Доницетти, Перголези. __#___' ___ #________ 1. Какие биологические особенности (с точки зрения современной генетики) могут влиять на творческий процесс? 2. Какие особенности творческой личности отмеча_ ются исследователями одновременно и у предста_ вителей науки, и у деятелей искусства? 3. Какие психические функции преобладают в рабо_ те левого и правого полушария? 1 Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. Биографи_ ческий очерк А.Н. Анненской. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "!! (__) *_ _________ ______________ ________ "! 4. Приведите примеры тонкой психической органи_ зации личности художника на основе биографиче_ ских данных писателей, художников, музыкантов, хореографов. 5. Как проявляется по ощущениям и высказываниям художников их идентификация и эмпатия с созда_ ваемыми ими художественными образами? 6. Почему, на ваш взгляд, имеется много гипотез от_ носительно того, что творческий процесс несет в себе некоторый элемент болезненности? Может ли художник быть абсолютно здоровым человеком? /_______ 1. Александров Н.Н. Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность. В кн.: «Боккаччо, Бо_ марше, Беранже, Байрон, Бальзак». Биографиче_ ский очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. С. 292. 2. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещаги_ не. Панорама искусств. № 8. М., 1985. С. 144. 3. Анненская А.Н. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. 4. Беседы К.С. Станиславского. М., 1947. 5. Давыдова М.А. Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и музыкальная деятельность. Биографиче_ ский очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. 6. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961. 7. В.Г. Короленко. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. 8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искус_ ства. М., 2001. С. 127–128 9. Ноймар А. Музыканты в зеркале медицины. Ростов н/Д., 1997. 10. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображе_ ния. В кн.: «Болезни личности. Опыт исследования». Минск; М., 2001. С. 219. 11. Роллан Р. Собр. соч. Т. ХVII. Л., 1935. С. 196. 12. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Хрестоматия по психоло_ гии художественного творчества. М., 1998. С. 100. 13. Цомакион А.И. Иван Крамской. Его жизнь и худо_ жественная деятельность. Биографический очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. 14. Энциклопедия тайн и сенсаций. Пороки и болезни великих людей. Джек Лондон. Минск, 1998. С. 429. ,++ $____ __ :______ ________4 _______ ,+" _"____ _____ !/_________ __$_.________ Художественный талант, как и талант вообще, име_ ет две главные составляющие. Это 1) личность творца и 2) его способности. Поэтому развитие творческой лич_ ности должно протекать по двум направлениям. 1. По линии формирования особых свойств харак_ тера, в которые входят такие его качества, как стремление к творческой новизне и самовыраже_ нию, оригинальность и быстрота мышления, сме_ лость и настойчивость, желание в творчестве идти своим собственным путем. 2. По линии совершенствования познавательных психических процессов (внимания, ощущений, вос_ приятия, мышления, памяти и воображения). "_ ?-6__ __#________ _______ ________4 _______ Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров. Торо В общем виде современные методы развития твор_ ческой личности в области искусства могут быть пред_ ставлены как органический синтез многих научных пси_ хологических школ и направлений, дающих возможность активно вести человека по пути личностного роста. Система воспитательных воздействий (теоретиче_ ская модель), предполагает процесс развития от более простых творческих проявлений личности к более сложным. За основу предлагаемого подхода автором взята концепция биосинтеза, разработанная Дэйвидом Боаделла на основе закономерностей развития эмбри_ она из трех зародышевых лепестков — эндодермы, мезодермы и эктодермы. Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы — кости, мышцы и кро_ веносная система. Из эктодермы — кожа, нервы, орга_ ны чувств и мозг. Гармоничное развитие достигается в том случае, если все системы организма работают свободно и согласованно. Однако при своем развитии лепестки зародыша могут оказаться скованными мы_ шечными панцирями, что ведет к нарушению умствен_ ного, физического и психологического здоровья. Эндодермальный лепесток связан с висцеральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает нарушение дыхания, перистальтики кишеч_ ника, астму или колит. Мезодермальный лепесток связан с мышечным панцирем, от которого в случае нарушения страдает костно_мышечная и сердечно_сосудистая системы. Эктодермальный лепесток связан с церебральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает страхи, навязчивости или шизоподобные расстройства. Для того чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов движения и чувств через включение растущего человека в различные виды деятельности. Лучше всего для этого подходят разнообразные виды художественной деятельности — хореография, музы_ ка, литература, изобразительное искусство. Эти виды деятельности способны интенсивно развивать позна_ вательные психические процессы и одновременно с этим выводить развивающуюся личность за пределы организмического существования, придавая ей транс_ цендентный характер, необходимость которого утверж_ дает современная гуманистическая психология. Застой в развитии личности и следующий за этим невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель эстетическо_ го воспитания — гармонизация деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост учащегося через формирование у него способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом уметь соответствовать требовани_ ям внешней ситуации1. 1 См. об этом: МалкинаПых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. Раздел Биосинтез. М. СПб., 2003. С. 530–539. $____ __ :______ ________4 _______ ,+_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,+, Как бы ни была велика роль учителя и наставника в становлении творческой личности художника любой квалификации, все же большей частью своих успехов он оказывается обязанным самому себе. Поэтому иметь перед собой на карте своего жизненного пути четкие ориентиры, куда надо двигаться и как развивать соб_ ственную личность – дело нужное и необходимое как для педагога, так и для его ученика. Это облегчает процесс становления художественного таланта. %___ A_ B_____ Знаменитый американский психолог А. Маслоу про_ славился созданием концепции самоактуализирующейся личности. Ее главная идея — для того чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализировать_ ся, т. е. проявляться в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении А. Маслоу, твор_ ческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами. Наблюдая за своими любимыми учителями, друзья_ ми и просто хорошими людьми, А. Маслоу обнаружил: 1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от предрассудков и предубеждений. _____ _!__ __"________# _ _____$ ________ ______________ __!__%_____ _______________ _________# _ ______ ________ __&_____"___" _____________" _ ______________" ______ '___ ___ ______% __"________# ___ ____&_ ______% __&_____"___" (___________ _________ A>_#_______ __ _ __________>__ ____ _ _____ _ _ _ $__ _____ ___ ___________ ________ 0______ __ __ A>_% _______*__ !____'_- __ $____ _*_ ___ ___'__- _______ _ __ __ ___ A>_%___________ _____________ $___ ______$__/__$_ ________ B>_3__'>____________ _________ __ _ _ _____ _______'_ ___ _____ _ _ ___________ _ 0_ ___ ________ _____'____ _ ____ *_______ _ __________ _ B>.___ _ ____ __ $____ _*_ _________ ___ ____ B>__ __ _______ _ $___________$_ _________ _ ______*_ _ ___ _ *______*_ ___ ___ __ _____'____________ ___ __ C>_D___ >__ __________ _*_ ______ __ _ _ ______$__ _____ _ ________ 0________ ______ ________ _ _____'____ ________ $_ ______ __ C>___ $___ _*_ _____'_- __ $____ _*_ _____________ __ $____ _*_ ______ __*______- _ ___ __ _______ _______ ____ __ C>_3 ____ _*_____*_ ____ ______ *_ ___ _______*_ _____ _____'__$_ ________$*_ _________ _____ __ ____ ____$_______ __ ___ __ E>_2___ _________ _______ _>__ ___ _____ __ _ _ _____ _____ _____ ___ _____'_____ ___ _____ __ E>_.______ _____ __ ________ _*_ __ $_____ E>_(_______ _______ _______*_ _ __ ____ __ _________ ______ _*_______ ______________*_ $_______*_ _______ ____ _____ _____'__$_ ________$_ Таблица 1 |