пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· высокий уровень интеллекта; · склонность к интеллектуальным и познавательным темам; · красноречие, умение ясно выражать мысли; · личная независимость; · умелое пользование приемами эстетического воз_ действия; · продуктивность; · склонность к философским проблемам; · стремление к самовыражению; · широкий круг интересов; · оригинальность ассоциирования мыслей, неорди_ нарные процессы мышления; · интересная, привлекающая внимание личность; · честность, откровенность, искренность в общении с другими; · соответствие поведения этическим нормам. В исследованиях другого американского исследо_ вателя — К. Тэйлора — были установлены похожие ка_ чества творческой личности: · стремление быть на передовых рубежах своей области; · независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; · склонность к риску; · активность, любознательность, неутомимость в поисках; · неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда — стремление изменить су_ ществующее положение дел; · нестандартность мышления, талант предвидения. Дж. Гилфорд в своих исследованиях выделял сле_ дующие отличительные способности креативной лич_ ности: · способность к обнаружению и постановке проблем; продуцирование разнообразных идей в неопреде_ ленной ситуации; · способность к генерированию большого числа идей; · способность продуцировать разнообразные идеи; видеть предмет под новым углом зрения, обнару_ живать его новое использование на практике; · способность отвечать на раздражители нестандар_ тно; стремление к интеллектуальной новизне, к нахождению своего собственного, отличного от других решение; · способность усовершенствовать объект, добавляя детали; · способность решать проблемы, т. е. способности к синтезу и анализу. Американский психолог Вильямс, создатель широ_ ко известного теста творческого мышления, все много_ численные показатели творческой личности свел к четырем факторам, на основании которых он и пост_ роил свой тест. Это: · способность идти на риск; · усиленная поисковая активность; · широта кругозора и любознательность; · богатое воображение. Таким образом, обобщая многочисленные литера_ турные данные, мы можем сказать, что вносящие боль_ шой вклад в общественный прогресс творцы нового, как правило, обладают внутренней независимостью, большими познаниями и глубиной проникновения в суть изучаемой проблемы, богатством чувств и интуи_ цией. Сильная воля и работоспособность помогают им в достижении самых трудных целей. Обладая чувством нового и высокой чувствительностью, творческие люди 1 MacKinnon. Creativity: a multi_faceted phenomen [WWW document] URL http://www.rsad.edu/_ccjones/01–02/sophcd/ readings/creativity.html. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "__ способны улавливать слабые сигналы в окружающей их действительности и на этом строить предположе_ ния о том, как дальше будут развиваться наука, обще_ ство и искусство. Любому творцу приходится иметь много муже_ ства для того, чтобы следовать жизненному пути, от_ стаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты широ_ кой публикой, проявлять исключительное упорство для достижения намеченной цели. Часто это приво_ дит творческого человека к изоляции от научного или художественного общества. «Одиночество гения» — излюбленная тема многих биографов, пишущих о ве_ ликих творцах. Критика в адрес великих творцов со стороны ортодоксов, что они делают что_то не так, бывает подчас очень суровой. Например, один критик после исполнения скрипичного концерта Чайковско_ го написал про него, что эта музыка «воняет». Про Пятую симфонию Бетховена критика в свое время писала, что она — «симфония взбесившегося безум_ ца». Но подлинные творцы не в силах свернуть со своей дороги и делать нечто такое, что публике понят_ но, или то, что ей нравится. Они чувствуют и осозна_ ют в себе особую миссию в служении своему делу, будь то наука, искусство или какой_либо другой вид деятельности. Психофизиологические исследования особенно_ стей творческих личностей говорят о том, что их мозг даже в состоянии относительного покоя всегда более активирован, т. е. находится в состоянии повышенно_ го возбуждения. Исследователь этой проблемы рос_ сийский психофизиолог В.С. Ротенберг объясняет это тем, что «творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже самым минимальным, раздражителям, поступающим извне. Без такой повышенной чувстви_ тельности было бы невозможно творчество, основан_ ное на способности восприятия тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми. Отчасти в свя_ зи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью и у них легче возникают внутренние конфликты, что и может отражаться в более высокой церебральной активации в тех ситуациях, когда другие субъекты быстро оказываются на грани дремоты»1. Как показали исследования Э.А. Голубевой, изучав_ шей особенности творческих индивидов, их общей чертой была исходная более высокая активированность и подвижность нервных процессов в различных струк_ турах мозга, позволяющая им образовывать в них но_ вые связи и находить новые решения. __ /_____) _________ Личность человека искусства, личность художника— интереснейшая область психологических исследований. В результате многочисленных исследований к настояще_ му времени определены характерные черты личности тех, кто рисует, поет, играет, танцует и лицедействует. Были выделены общие и частные, так называемые парциаль_ ные, способности, которые необходимы для занятий кон_ кретной художественной деятельностью. Один из первых исследователей проблем творче_ ства французский психолог Теодюль Рибо в известной работе «Опыт исследования творческого воображения» говорит о том, что до своего вступления на путь циви_ лизации человек живет исключительно воображением, т. е. воображение представляет для него высшую сту_ пень его интеллектуального развития, дальше которо_ го он не идет. Он приводит свидетельства о того, что долгое время первобытного человека определяли сле_ дующим образом: «Человек, у которого чувственные данные и образы преобладают над рассудочными кон_ цепциям. Это суждение дало Т. Рибо основания для того, чтобы сделать следующее умозаключение: «По этому определению многие современные поэты и ар_ тисты должны быть причислены к дикарям»2. Как показывают современные исследования, наи_ более существенной чертой характера в личности пред_ ставителей самых разных сфер искусства оказывается 1 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества //Хрестоматия по психологии художественного твор_ чества. М., 1998. С. 100. 2 Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. В кн. «Болезни личности. Опыт исследования». Минск; Москва, 2001. С. 219. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_! (__) *_ _________ ______________ ________ "_ их высокая эмоциональная отзывчивость как на окру_ жающую действительность, так и на образы собствен_ ного воображения. Исследование Е.П. Крупника обна_ ружило у учащихся художественных и театральных школ более высокие показатели нейротизма, что про_ являлось в их эмоциональной лабильности, повышен_ ной тревоге в ситуации ожидания, неуравновешенно_ сти и общей личностной напряженности. Они же по сравнению с контрольной группой характеризовались богатством воображения, большей мягкостью, терпи_ мостью к окружающим, утонченностью, склонностью к фантазированию и эмпатической чувствительностью. У них нет легкости в отношении к фрустрации, для них характерны самозащитные реакции, и в конфликте им трудно вести себя рационально1. При этом у художественных натур неуравновешен_ ность в сторону возбуждения и способность эмоцио_ нально зажигаться от собственных воображаемых об_ разов намного выше по сравнению с обычными людь_ ми. Далее возникает потребность запечатлеть и выразить свои чувства в художественном образе через звуки, краски, интонации, рифмы, ритмы, пластику дви_ жений и мимики. Большие требования в этом случае предъявляются к двигательному анализатору, способ_ ному перевести образы воображения в соответствую_ щие точные движения. Это достигается за счет длитель_ ной профессиональной подготовки психофизического аппарата любого художника, будь он создатель или исполнитель художественного произведения. Личность художника при сравнении ее с личнос_ тью ученого_исследователя имеет много общего, но его способы познания мира, как об этом сказано во второй главе, принципиально иные. Напомним, что наиболее существенное различие в деятельности ученого и ху_ дожника заключается в том, что ученый_исследова_ тель ищет и выводит свою научную истину преимуще_ ственно путем научных экспериментов, логических понятий и умозаключений, а художник ищет и находит свою истину при помощи воображения и интуиции, создавая художественный образ. У первого истина будет объективна и может быть подтверждена резуль_ татами исследований других ученых. У художника истина будет субъективна и не может быть повторена в творчестве других художников, а если может, то толь_ ко в виде копий, но никак не оригинала. Потребность в образном отражении мира через создание произведений искусства. Способность глубо_ ко и остро чувствовать каждый уходящий момент жиз_ ни порождает во внутреннем мире художника жела_ ние, про которое гетевский Фауст воскликнул: «Оста_ новись, мгновенье, ты прекрасно!» Восприятие жизни у людей художественного скла_ да целостно и ассоциативно. Их большая эмоциональ_ ность и впечатлительность на сторонних наблюдателей в некоторых случаях производит впечатление некото_ рой женственности и инфантильности, что проявляется в известной доверчивости и наивности многих людей искусства. В жизни им свойственна преимущественная ориентация на создание эстетических ценностей и в меньшей степени — на ценности материальные и со_ циальные. Это значит, что при выборе между творче_ ством, деньгами и властью истинные художники выби_ рают творчество, а не что_либо другое. Если же служи_ тель Мельпомены выбирает не творчество, а что_то еще, то его по большему счету нельзя отнести к настоящему художнику, ибо для последнего существует только «одна, но пламенная страсть» — творчество. В зависимости от специализации у людей искусст_ ва в процессе их специализации обостряются: – зрительная восприимчивость к форме и цвету и такая же ассоциативность в зрительных образах, если это художники; – слуховая восприимчивость и музыкально_слуховые представления, если это музыканты; – чуткость и любовь к слову, если это литераторы; – пластичность и двигательная выразительность, если это танцовщики и хореографы. Природная сенсорная чувствительность опреде_ ленных анализаторов в конце концов влияет на выбор художественной специализации. Кроме этих общих черт людей искусства имеют значение и более частные характеристики, о которых речь пойдет ниже. 1 Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001. С. 127–128. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_" (__) *_ _________ ______________ ________ "_+ Способность к глубокой эмпатии и идентифика ции с объектом. Напомним, что под эмпатией в психо_ логии понимается способность человека проникаться чувствами другого человека. Под идентификацией — способность отождествлять себя с кем_либо или с чем_ либо. Эти психологические механизмы по своему ха_ рактеру очень близки друг другу, но если эмпатия проявляется прежде всего по отношению к конкретно_ му человеку, то идентификация может проявляться и в отношении к персонажу художественного произведе_ ния, и по отношению к какому_либо предмету, и по отношению к какой_либо социальной группе. Говоря другими словами, понятие идентификации несколько шире, нежели понятие эмпатии. В художественном творчестве эти механизмы играют очень большую роль. Как уже неоднократно отмечалось выше, худож_ ник отличается от ученого тем, что последний изучает мир при помощи работы мысли и рассуждений. Худож_ ник изучает мир при помощи работы чувства и пере_ живания. И если у ученого инструментом познания является логика точного расчета, то у художника ос_ новным инструментом познания является художествен_ ный образ, в создании которого участвуют эмпатия и идентификация художника с тем, что и кого он хочет отобразить в своем творчестве. Психическая организация художника из_за нали_ чия в психике этих психологических механизмов лю_ бого мало_мальски талантливого артиста отличается большим своеобразием. То, что для обычного человека представляется обычным и заурядным фактом, в душе художника резонансом вызывает богатейшие гаммы переживаний. Психика художника устроена так, что в ней сохраняются способности к антропоморфизму и анимизму, что проявляется в стремлении художников воспринимать природу и предметы окружающего мира как живые существа. Поэтому в своем творчестве они могут разговаривать с закатами, звездами, с камнями и деревьями, ощущая их как своих собеседников, мо_ гущих им сказать нечто важное. Хорошо об этом ска_ зано у Ф. Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Освобождение художника от своих чувств и эмоци_ ональная разрядка происходят через их выражение и опредмечивание в художественном образе. Выражая свои чувства, художник приобретает возможность управлять ими. Благодаря творчеству не чувства подчиняют его себе, а он подчиняет себе свои чувства. Так художник пере_ стает быть рабом своих чувств и становится их хозяином. Служители муз отражают в своем творчестве не только свои чувства, но и чувства других людей, а также умонастроения всего общества в целом. Причем делают они это с жизненной необходимостью, иначе они про_ сто не могут жить. Отвечая на вопрос, почему художник создает свои произведения, К. Маркс писал: «Мильтон создавал свой “Потерянный рай” по той же причине, по какой шелковичный червь производит шелк. Это было действенное проявление его натуры» ( Т. 48, С. 51). Способность к эмпатии и идентификации тесно связана с повышенной эмоциональностью и впечатли_ тельностью нервно_психической организации худож_ ника. Эмоциональность и впечатлительность. То, что многие художники отличаются от обычных людей повышенной впечатлительностью и связанной с этим душевной ранимостью, известно давно. Благодаря этим качествам художник легко и бурно откликается душевными порывами на самые незначительные, на первый взгляд, события во внешней среде. Это про_ исходит вследствие высокой исходной активирован_ ности нервной системы творческой личности. Перегруженность ощущениями, чувствами, впечат_ лениями требует разрядки возникающего эмоциональ_ но_психического напряжения, что и происходит в мо_ мент создания произведения искусства. Пылкость чувств, их экзальтированность, частые переходы от одного эмоционального состояния к дру_ гому — от страха к гневу, от плача к смеху, от апатии к энтузиазму — все это мы видим у художественно одаренных людей. Для примера: Василий Макарович Шукшин очень любил петь на застольях песни. Как вспоминают очевидцы, когда Шукшин пел, он часто $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "_, плакал. Шукшин настолько отдавался песне, что у всех присутствующих щемило и сжималось сердце. Также без слез Шукшин не мог слушать и пение Ф.И. Шаля_ пина. Когда 10_летнего Дж. Байрона по случаю наследо_ вания им от двоюродного дяди титула лорда предста_ вили к этому званию, он в продолжении нескольких минут молча стоял среди всеобщего изумления своих товарищей, а потом разразился громким рыданием. Его дальнейшие необыкновенная впечатлительность и страстность проявлялись в том, что с Байроном не раз случались истерические припадки в театре, в то время когда он смотрел игру хорошего артиста в трагичес_ кой роли. Байрон был хорошим стрелком и во время одной своей охоты в Греции подстрелил молодого орленка. Страдания раненой птицы так глубоко задели и рас_ строили его, что он старался всеми силами спасти ее. Когда же через несколько дней орленок все же умер, он дал себе слово никогда больше не стрелять в живот_ ных и в течение всей своей жизни оставался верным своему обету. Благодаря такой способности к состраданию у Байрона при всей противоречивости его характера была всегда в наличии готовность к помощи тем, кто попал в беду и кому было плохо. Так, живя в Италии, Байрон огромные личные деньги тратил на благотво_ рительность. И когда бедняки города Равенны, в кото_ ром он жил, узнали о его намерении покинуть их го_ род, то они подали прошение губернатору, чтобы тот уговорил Байрона остаться у них в городе. |